Иеромонах ГЕРМАН (Лытус), кандидат богословия, старший преподаватель СПДС, протоиерей Сергий ШТУРБАБИН, старший преподаватель СПДС
история катехизации в ранней церкви
Аннотация: В статье обоснована практика длительного прохождения катехизации новообращенных перед принятием крещения. Раскрывается православное представление о назначении катехизических бесед. Излагается история возникновения института катехуменов. Перечислены основные этапы периода обучения в школе оглашенных.
Ключевые слова: Таинство Крещения, катехизация, оглашение, история катехизации.
Hieromonk HERMAN (Lytus), candidate of theology, senior lecturer, hieromonk HILARION (Hrol),
lecturer
History of catechism in the early church
Annotation: The article substantiates the practice of the long catechization of converts before being baptized. The Orthodox idea of the appointment of catechetical conversations is revealed. The history of the emergence of the Catechumen Institute is described. The main stages of the period of study at the catechumens' school are listed.
Keywords: the sacrament of baptism, catechization, catechizing, the history of catechization.
В современном российском обществе сложилось такое отношение к Православию, когда оно воспринимается как нечто близкое, родное, неотъемлемое от понятия «русский»,
но в то же время мало кто знаком с содержанием веры, со смыслом таинств. Слабое знание Священного Писания и догматов Православия порождает ложные представления и ложные практики. Россияне, считающие себя православными, могут годами не участвовать в Таинстве Евхаристии, не соблюдать посты и не молиться, сочетать христианство с верой в реинкарнацию, считать допустимым «гражданский брак». Многие убеждены: ребенка необходимо крестить для того, чтобы «все у него в жизни было хорошо», чтобы он не болел; венчаться молодые должны, чтобы в семье не было ссор, чтобы «дом был полной чашей». В такой ситуации таинства воспринимаются как полезные обряды, направленные на сохранение жизни и имущества.
К сожалению, мало кто из современных людей, принимающих крещение и вступающих в церковную жизнь, сознает, что становится членом богочеловеческого общества. Это отличается от опыта первых веков существования Церкви. Ранние христиане отождествляли себя с личностью Христа, крещение для них означало погружение в смерть Христову и возвращение к жизни, теперь обогащенной вечностью. Это не означало потери индивидуальности, напротив: человек становится самим собой лишь тогда, когда его наполняет сила и любовь Бога. Как свидетельствовал апостол Павел: «уже не я живу, но живет во мне Христос» (Гал. 2:20). Первые христиане назывались «святыми» (2 Кор. 1:1; Ефес. 1:1; Филип. 1:1), «народом святым» (1 Пет. 2:9), «призванными святыми» (Рим. 1:7; 1 Кор. 1:2). Святость была нормой жизни христиан, что поддерживалось ежедневным участием в Таинстве Евхаристии. Естественно, что при таком общем настрое тяжкие грехи с трудом проникали в христианские общины. В то время идеалом христианской жизни было сохранить неоскверненными одежды крещения, и впасть в грех после крещения считалось непростительно. «Ибо невозможно — однажды просвещенных, и вкусивших дара
небесного, и соделавшихся причастниками Духа Святого, и вкусивших благого глагола Божия и сил будущего века, и отпадших, опять обновлять покаянием, когда они снова распинают в себе Сына Божия и ругаются Ему» (Евр. 6:4-6).
К осознанному принятию христианских обязательств неофитов подготавливали в период оглашения. Крещению с самого начала существования Церкви предшествовало наставление в христианской вере — катехизация. Огласительное научение было призвано содействовать полноценному вхождению в образ нового народа Божьего.
Для аргументации необходимости бесед с людьми, изъявившими желание креститься, священники XXI века могут обратиться к опыту древности, к церковным практикам первых христиан. Условия существования ранних христиан аналогичны ситуации христиан в условиях глобализации. Античный мир был враждебен христианству и культивировал ценности, противоположные библейским. Большинство обратившихся происходило из язычников, а христианство требовало от них полного изменения образа мыслей и действий. Как для далеких предков, так и для нас очень важно предварять Таинство Крещения ознакомлением с основами веры (катехизацией). Изучение истории этой традиции способно помочь современным пастырям выстроить правильную структуру и последовательность бесед, так, чтобы затраченные и будущими прихожанами, и священником усилия принесли наибольшую духовную пользу.
Слово «катехизация» происходит от греческого глагола «катехео», основное значение которого — «оглашать» или «сообщать широкой аудитории». Это слово использовалось, когда, например, античные поэты декламировали в театре свои стихи. Другим, менее распространенным значением глагола «катехео» (кат^Х^), получившим впоследствии признание в христианской практике, было «учить» или «наставлять изустно». Церковнославянская терминоло-
гия — «оглашать, оглашаемый, оглашение», соответствует греческим словам «катехео, катехуменос, катехизис», является переводом, отражающим употребление греческих слов скорее в первом значении, чем в том, которое утвердилось в христианской традиции. Христианский катехизатор является не только «огласителем», то есть оратором или проповедником, но и главным образом наставником, учителем христианского пути и духовным руководителем.
Первым катехизатором в истории Церкви был Сам Господь Иисус Христос, поэтому одно из самых распространенных наименований Иисуса в Евангелиях — Учитель. Первые последователи Христа называли себя Его учениками. Проповеди Христа предшествовала проповедь Его Предтечи и Крестителя Иоанна, призывавшая к покаянию. Иоанн Предтеча настаивал на том, что без глубокого покаяния и твердой решимости начать абсолютно новую жизнь человек не может рассчитывать на Божие прощение и примирение с Отцом: Сотворите же достойный плод покаяния и не думайте говорить в себе: «отец у нас Авраам», ибо говорю вам, что Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму (Мф. 3:8-9).
Уникальность катехизации Христа заключалась в том, что Он явился воплощением всех обетований, дарованных избранному народу через пророков. Современники Христа, слушавшие Его проповедь и видевшие Его чудеса, оказывались перед выбором: признать Христа ожидаемым Спасителем и обрести вечную жизнь либо отвергнуть Иисуса, остаться ожидать другого мессию и тем самым обречь себя на духовную гибель.
Длительного периода катехизации в новозаветной Церкви не было и не могло быть. В апостольское время крещение следовало непосредственно за исповеданием веры во Христа как Господа без предварительной подготовки. Христианам из иудеев духовная подготовка была не нужна, а что
касается христиан из язычников, то ее заменяла апостольская проповедь: «Филипп отверз уста свои и, начав от сего Писания, благовествовал ему об Иисусе. Между тем, продолжая путь, они приехали к воде; и евнух сказал: вот вода; что препятствует мне креститься? Филипп же сказал ему: если веруешь от всего сердца, можно. Он сказал в ответ: верую, что Иисус Христос есть Сын Божий... Кто может запретить креститься водою тем, которые, как и мы, получили Святого Духа?» (Деян. 8:35-37, 10:47).
Когда миновал период апостольской проповеди, от желающих вступить в Церковь стали требовать предварительной подготовки. Она включала обучение основным истинам веры; обучающие должны были убедиться в искренности покаяния и исповедании катехуменов. По мнению крупнейшего исследователя института катехизации Павла Гав-рилюка, на формирование христианской огласительной школы во втором веке по Р. Х. повлияло несколько факторов. Это наследие синагоги, общий контекст христианской жизни и богослужения, а также традиция апостольской проповеди. «Катехизация родилась из проповеди; написанию Евангелий предшествовала устная традиция, включавшая в себя проповедь, молитвенное общение за совместной трапезой, а также поучение новых членов общины»1. От синагоги была заимствована организация обучения вокруг чтения и толкования Священного Писания. В практику христиан, в отличие от иудеев, входило также чтение «воспоминаний апостолов», то есть Евангелий и Посланий. О существовании устного катехизиса до того, как память о событиях земной жизни Христа была письменно зафиксирована, свидетельствует пояснение апостола Луки к его Евангелию. «Рассудилось и мне, по тщательном исследовании всего сначала, по порядку описать тебе, достопочтенный Феофил, чтобы ты узнал твердое основание того учения, в котором
1 Гаврилюк П. История катехизации в древней Церкви. М., 2001. С. 16.
был наставлен» (Лк. 1:3,4). В подлиннике использован глагол кат^ХЛ^Л^ (аорист, пассивный залог от кат^Х^). Содержанием Евангелия, а следовательно, сутью катехизиса, по мнению апостола Луки, являлись дела и учение Иисуса Христа (см.: Деян. 1:1).
Вступление в христианскую общину отличалось от обращения в иудаизм. На Апостольском Соборе (51 г.) отказались от обрезания христиан из язычников. Ритуальному погружению в воду с целью очищения, принятому у иудеев, Церковь придала новое значение. Крестившийся во оставление грехов одновременно умирал для жизни ветхой, грешной и воскресал со Христом для жизни новой. Крещение невозможно без предварительного покаяния в грехах и исповедования веры.
В ранней Церкви подход к обстоятельствам, определяющим образ жизни приступающего к оглашению, был очень строгим: уже на стадии оглашения исключалось внебрачное сожительство, запрещались откровенно греховные профессии. Предварительные испытания стали особенно важными во время гонений, когда многие христиане, не выдержав их тяжести, отпадали. Длительная подготовка христиан была необходима также из-за угрозы иудейского прозелитизма, с одной стороны, и опасности распространения ересей, с другой.
Во II веке общая церковная организация и параллельно подготовка к крещению стали приобретать более определенные формы. Постепенно возникла дисциплина оглашения, задачей которой была всесторонняя подготовка лиц, желающих вступить в сообщество христиан. Указания на практику оглашения есть у ранних отцов: святого Иустина Мученика, Ерма, Тертуллиана, а также в правилах соборов. Тертулли-ан ввел в употребление термин саШесЬишепш. Насколько можно судить по разным свидетельствам, так именовались все обучающиеся. Святитель Климент Александрийский называл оглашенных «слушатели». Ориген сообщал о существовании
двух групп катехизируемых. Первых не допускали в Церковь, тогда как другие могли присутствовать на богослужении до определенного момента. К концу III века деление обучаемых на две группы закрепляется2.
Катехизация состояла из таких строго последовательных этапов, как собеседование, научение вере, церковная молитва об оглашенных, обряд оглашения3.
Перед принятием в число слушателей с новообращенными проводили предварительное собеседование: задавали вопросы об образе жизни, источниках дохода, семейном состоянии. Каждый из желавших пройти катехизацию должен был прийти с поручителем, который ходатайствовал о принятии неофита перед епископом и общиной, свидетельствовал о серьезности намерений подопечного. Поручители впоследствии становились восприемниками неофита после крещальной купели, были ответственны за его моральное состояние4.
Дальнейшее обучение строилось на изучении Священного Писания, толковании его богословского, прообразова-тельного и этического смысла, объяснялись основы догматического учения. Этот период заканчивался сообщением оглашенному Символа веры, который он затем исповедовал перед крещальной купелью. Протопресвитер Александр Шмеман отмечал, что исторически Символ веры возник в связи с оглашением, как необходимость «резюмировать» веру Церкви для провозглашения ее во время Таинства Кре-
щения5.
Заключительный этап катехизации был короче предыдущего, но обучение проводилось более углубленно. Огла-
2 См.: Афанасьев Н, протопрес. Вступление в Церковь. М., 1993. С. 80, 81.
3 См.: Шмеман А., протопрес. Таинство крещения. М., 1996. С. 10.
4 См.: Афанасьев Н, протопрес. Указ. соч. С. 87.
5 См.: Шмеман А., протопрес. Указ. соч. С. 11.
шенному передавался «закон» церковной молитвы, ему объясняли смысл церковных таинств и обрядов. Сохранились образцы таких огласительных бесед — «тайноводств» в творениях святителя Кирилла Иерусалимского, святителя Амвросия Медиоланского6. Слушатели переходили в разряд избранных, могли присутствовать на Литургии до возгласов «оглашенные, изыдите».
Приготовление к крещению сопровождалось молитвами церковного собрания об оглашенных. Крещение, появление новых собратьев рассматривалось как дело всей Церкви, а не «частная» просьба7. Принятию крещения предшествовало время усиленной молитвы катехумена и сорокадневного поста. Завершался процесс катехизации повторным испытанием веры и нравственности и обрядом изгнания бесов.
Длительность катехизации колебалась в различные периоды истории ранней Церкви. С III столетия обычным временем пребывания стало два или три года. Три года в огласительной школе становились временем испытания веры: человек отказывался от греховных привычек, усваивал христианское учение, принимал христианский образ жизни. Время обучения могло быть продлено или сокращено в зависимости от обстоятельств. Угроза смерти оглашенного в случае тяжелой болезни сокращала период обучения. Оглашение, включающее несколько этапов, было частью литургической жизни Церкви и необходимой ступенью перед принятием крещения. Благодаря длительному обучению христиане получали глубокий опыт понимания истин вероучения, обрядов и таинств Церкви.
Традицией древней Церкви было совершать крещение в праздничные дни, чтобы рождение новых членов Церкви происходило в наиболее торжественной обстановке и становилось всеобщей радостью. Такими праздниками стали
6 См.: Там же. С. 12.
7 См.: Там же. С. 14.
Пасха и Пятидесятница. Начиная с IV столетия, количество церковных торжеств, во время которых было возможно введение новых членов в христианское сообщество, увеличилось, поскольку гонения на Церковь прекратились.
В связи с признанием христианства государственной религией, население Европы принимало крещение в массовом порядке. Возникла традиция крещения в детском возрасте, катехизация взрослых заменялась воспитанием детей в христианских семьях, посещением литургии и церковных школ. Фиксированные даты для торжественного приема в число членов Церкви исчезли из богослужебной практики на Востоке к концу XI века, а на Западе в XIII веке. Таким образом, достигнув расцвета в IV — начале V века, институт катеху-мената перестал функционировать8.
Таким образом, катехизация является неотъемлемой частью служения христианина во исполнение слов Христа: идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века (Мф. 28:19-20). Церковь обладает ценнейшим опытом оглашения, последовательного наставления людей в христианских догматах, привития им навыков аскезиса, необходимого самоограничения и борьбы со страстями. Церковь передает крещаемому бесценный дар — обетование спасения во Христе Иисусе, и она не может отдать это неподготовленному человеку, который в силу своей неготовности отнесется к дару как к чему-то само собой разумеющемуся. Катехизация — не только исторически преходящий обычай, но выверенный святоотеческим опытом способ восприятия Церковью своих новых детей. Поэтому к катехизическим собеседованиям нельзя относиться как к формальному требованию, но как к первому чрезвычайно важному этапу вхождения в Церковь. Во время бесед перед крещением священник рассказывает о смыс-
8 См.: Афанасьев Н, протопрес. Указ. соч. С. 41-42.
ле таинства, о высоком предназначении христианина (усыновленный Богу), о требованиях, которые Церковь предъявляет к повседневной, частной жизни (личная праведность). Благодаря такому обучению христиане получают опыт понимания истин вероучения, обрядов и таинств Церкви. В процессе катехизации следует предупредить крещаемого, что воцерковление — это не только радость, но и боль, неизбежно связанная с духовным ростом и изменением человека. «Это закон духовной жизни, — предупреждал владыка Антоний (Блум), — Лишь ценой раны жизнь одного передается другому. Всегда эта встреча и этот дар происходят ценой страдания»9. Подобным образом поступает с христианами Бог: вырывает из привычной обстановки, помещает в новую среду и дает полноту личной и общинной жизни.
За два тысячелетия существования Церкви порядок и способ оглашения претерпел существенное изменение. Во многом было утрачено его истинное понимание. В силу различных причин, скорее социального, чем церковного характера, в настоящее время катехизация часто ограничивается формальной беседой перед Крещением. Однако многие пастыри современной православной Церкви, понимая ценность древней практики катехизации, возродили обычай длительного обучения христиан, но происходит это, как правило, не до, а после крещения.
В идеале катехизация должна стать началом воцерков-ления человека, вхождением его в Церковь в качестве полноправного члена, что и является одной из главных миссионерских задач нашего времени.
9 Антоний Сурожский, митр. О Церкви. Катехизическая беседа. М., 2011. С.14.