Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ВОССТАНОВЛЕНИЯ СВЯЗЕЙ СЕМЬИ И ДЕВИАНТНОГО ПОДРОСТКА В СПЕЦИАЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ'

ОСОБЕННОСТИ ВОССТАНОВЛЕНИЯ СВЯЗЕЙ СЕМЬИ И ДЕВИАНТНОГО ПОДРОСТКА В СПЕЦИАЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
85
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Ключевые слова
ДЕВИАНТНЫЙ ПОДРОСТОК / ПРОБЛЕМНАЯ СЕМЬЯ / ВОССТАНОВЛЕНИЕ СВЯЗЕЙ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Москвина Елена Владимировна

В статье рассматривается роль семьи в формировании девиантного поведения несовершеннолетних. Определяется место семьи как института социализации подрастающего поколения, в процессе становления и формирования его нравственных основ. Проведен анализ классификаций проблемных семей, определены несостоятельные в воспитании подрастающего поколения семьи: конфликтные и педагогически несостоятельные. Уделено внимание описанию процесса выстраивания конструктивного взаимодействия подростка с семьей, способного привести к восстановлению внутрисемейных связей. Деятельность по восстановлению связей семьи и девиантного подростка включает три блока: взаимодействие педагога и семьи, организация педагогом взаимодействия семьи и подростка, самостоятельная коммуникация семьи и подростка. Мероприятия, проводимые в каждом из блоков, позволяют повысить уровень родительских компетенций (обучение членов семьи новым методам взаимодействия с подростком, что позволяет больше узнать о его увлечениях и особенностях личности); снизить уровень стресса у подростков (предупреждение рисков развития болезненных психологических и психических состояний и проявлений); нормализовать климат в семье (корректировка коммуникативной стороны взаимоотношений ребенка и родителей, формирование навыков диалога и совместного планирования действий). Также в статье нашла обоснование мысль о том, что реализация поэтапных мероприятий, направленных на восстановление связей семьи и девиантного подростка, требует постоянного диагностирования развития внутрисемейных взаимоотношений и их корректировки по мере необходимости.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECIFIC FEATURES OF RESTORING FAMILY TIES AND A DEVIANT TEENAGER IN A SPECIAL INSTITUTION

The article examines the role of the family in the formation of deviant behavior of minors. The place of the family as an institution of socialization of the younger generation in the process of formation of their moral foundations is determined. The analysis of the classifications of problem families is carried out, families that are incapable of bringing up the younger generation are identified. Attention is paid to the description of the process of building a constructive interaction of a teenager with their family, which can facilitate the restoration of intra-family ties. The activity of restoring the ties between the family and the deviant teenager includes three blocks: the teacher-family interaction, organizing the family-teenager interaction by the teacher, independent communication of the family and the teenager. The activities contained in each of the blocks allow to increase the level of parental competencies (teaching family members new methods of interaction with a teenager, in order to learn more about their hobbies and personality features); to lower the stress level of a teenager (to prevent the risks of dangerous psychological and psychotic conditions development); to normalize the family climate (correction of the child-parent communicative interaction, formation of the dialogue and collective planning skills). The article also proves the idea that gradually implementing the activities aimed at restoring family ties of a deviant teenager requires constant diagnostic measures of the intra-family relations development and their correction if needed.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ВОССТАНОВЛЕНИЯ СВЯЗЕЙ СЕМЬИ И ДЕВИАНТНОГО ПОДРОСТКА В СПЕЦИАЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ»

УДК 37.013.42 ББК 74.6

DOI: 10.31862/1819-463X-2022-4-144-152

ОСОБЕННОСТИ ВОССТАНОВЛЕНИЯ СВЯЗЕЙ СЕМЬИ И ДЕВИАНТНОГО ПОДРОСТКА В СПЕЦИАЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

Е. В. Москвина

Аннотация. В статье рассматривается роль семьи в формировании девиантного поведения несовершеннолетних. Определяется место семьи как института социализации подрастающего поколения, в процессе становления и формирования его нравственных основ. Проведен анализ классификаций проблемных семей, определены несостоятельные в воспитании подрастающего поколения семьи: конфликтные и педагогически несостоятельные. Уделено внимание описанию процесса выстраивания конструктивного взаимодействия подростка с семьей, способного привести к восстановлению внутрисемейных связей. Деятельность по восстановлению связей семьи и девиантного подростка включает три блока: взаимодействие педагога и семьи, организация педагогом взаимодействия семьи и подростка, самостоятельная коммуникация семьи и подростка. Мероприятия, проводимые в каждом из блоков, позволяют повысить уровень родительских компетенций (обучение членов семьи новым методам взаимодействия с подростком, что позволяет больше узнать о его увлечениях и особенностях личности); снизить уровень стресса у подростков (предупреждение рисков развития болезненных психологических и психических состояний и проявлений); нормализовать климат в семье (корректировка коммуникативной стороны взаимоотношений ребенка и родителей, формирование навыков диалога и совместного планирования действий). Также в статье нашла обоснование мысль о том, что реализация поэтапных мероприятий, направленных на восстановление связей семьи и девиантного подростка, требует постоянного диагностирования развития внутрисемейных взаимоотношений и их корректировки по мере необходимости.

Ключевые слова: девиантный подросток, проблемная семья, восстановление связей.

Для цитирования: Москвина Е. В. Особенности восстановления связей семьи и девиантного подростка в специальном учреждении // Наука и школа. 2022. № 4. С. 144-152. DOI: 10.31862/1819-463Х-2022-4-144-152.

© Москвина Е. В., 2022

Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License The content is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License

SPECIFIC FEATURES OF RESTORING FAMILY TIES AND A DEVIANT TEENAGER IN A SPECIAL INSTITUTION

E. V. Moskvina

Abstract. The article examines the role of the family in the formation of deviant behavior of minors. The place of the family as an institution of socialization of the younger generation in the process of formation of their moral foundations is determined. The analysis of the classifications of problem families is carried out, families that are incapable of bringing up the younger generation are identified. Attention is paid to the description of the process of building a constructive interaction of a teenager with their family, which can facilitate the restoration of intra-family ties. The activity of restoring the ties between the family and the deviant teenager includes three blocks: the teacher-family interaction, organizing the family-teenager interaction by the teacher, independent communication of the family and the teenager. The activities contained in each of the blocks allow to increase the level of parental competencies (teaching family members new methods of interaction with a teenager, in order to learn more about their hobbies and personality features); to lower the stress level of a teenager (to prevent the risks of dangerous psychological and psychotic conditions development); to normalize the family climate (correction of the child-parent communicative interaction, formation of the dialogue and collective planning skills). The article also proves the idea that gradually implementing the activities aimed at restoring family ties of a deviant teenager requires constant diagnostic measures of the intra-family relations development and their correction if needed.

Keywords: deviant teenager, troubled family, restoration of ties.

Cite as: Moskvina E. V. Specific features of restoring family ties and a deviant teenager in a special institution. Nauka i shkola. 2022, No. 4, pp. 144-152. DOI: 10.31862/1819-463X-2022-4-144-152.

Анализируя предпосылки формирования девиантности в поведении подростков, помещаемых в специальные учебно-воспитательные учреждения, ученые выделяют одним из ведущих факторов семью несовершеннолетнего.

Семейные проблемы как причины, способствующие формированию деви-антного поведения несовершеннолетних, рассматривает в ряду социальных причин формирования отклоняющегося поведения подростков Е. В. Змановская. По мнению ученого, это выражается в морально-психологическом климате в семье и ее экономическом благополучии, как следствие, отражается на условиях развития воспитывающихся там подростков [1].

В период взросления ребенок требует бережного и внимательного отношения к себе, однако, сталкиваясь с жестокостью или насилием, особенно в семье, превращается в очаг отчаяния и страдания, способный к непредсказуемым, опасным проявлениям как по отношению к себе, так и по отношению к окружающим. Несомненно, главную роль в становлении правового сознания и социально одобряемых форм поведения несовершеннолетних играет семья как источник нравственных норм и традиций.

А. В. Мудрик определяет семью как малую группу, основанную либо на браке, либо на кровном родстве (например, мать и дети), либо на общности жилья и бюджета (без регистрации брака), члены

которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью; в ней вырабатываются совокупность норм, санкций и образцов поведения, регламентирующих взаимодействие между супругами, родителями и детьми, детей между собой [2].

И. И. Гуртовая считает семью одной из высших моральных ценностей общества. Семья служит для людей первым источником социальных идеалов и образцов поведения. Она участвует в сохранении, накоплении и передаче новым поколениям трудовых навыков, обеспечивает преемственность духовной культуры [3].

Семья как важнейший институт социализации, обладает определенными параметрами, раскрывающими характер внутренних ресурсов этой социальной общности. К таким параметрам можно отнести структурный (количество родственников и родственных поколений и межпоколенческих связей), социальный (социальный статус членов семьи, трудовая занятость, положение членов семьи в социуме), бытовой (обустроенность, обеспеченность жильем, предметами первой необходимости, санитарно-гигиенические показатели, обеспеченность одеждой, питанием, условия проживания), культурный (формы досуговой занятости, уровень образования, участие в общественной жизни, формы воспитательного воздействия на подрастающее поколение, профориентационные возможности). По состоятельности или несостоятельности членов семьи по какому-либо параметру можно выделить уровень неблагополучия (трудной жизненной ситуации, социально опасного положения) в той или иной семье. Отклонение в одном из компонентов может повлиять на формирование девиантных форм поведения у несовершеннолетних, однако в большинстве случаев де-виантное поведение подростков формируется при проявлении отклонений в нескольких компонентах.

Делая акцент на проблемах функционирования семьи в тех или иных компонентах к классификации проблемных семей, в своих работах прибегали Н. М. Платонова (конфликтные, педагогически несостоятельные, аморальные), Л. С. Алексеева (конфликтные, аморальные, педагогически некомпетентные, асоциальные), Н. В. Вострокнутов (конфликтные (дисфункциональные) семьи, асоциальные семьи с наркотическими проблемами и противоправным поведением ее членов, распавшиеся семьи), Г. Г. Зайдуллина (неполная семья, конфликтная семья, асоциальная семья, семья с алкогольным бытом, формально благополучная семья, семья с душевнобольными родителями), С. А. Беличева (криминально-аморальные семьи, аморально-асоциальные семьи, семьи с откровенно стяжательскими ориентация-ми, конфликтные семьи, педагогически несостоятельные семьи), Б. Н. Алмазов (семьи с недостатком воспитательных ресурсов, конфликтные семьи, нравственно-неблагополучные семьи, педагогически некомпетентные семьи) [4].

Все исследователи отмечают в качестве показателей семьи, несостоятельной в воспитании подрастающего поколения, семьи конфликтные и педагогически несостоятельные. На основе вышеизложенного, к отклонениям в семейной ситуации развития подростков, влияющим на формирование поведения, отклоняющегося от общепризнанных социальных норм, можно отнести следующие травмирующие факторы: алкоголизм матери и (или) отца, смерть матери и (или) отца, физическое насилие, отсутствие эмоционального контакта с матерью, развод родителей, тяжелое материальное положение, тяжелые бытовые условия, суициды в семье, судимости в семье. Как показывает практика, чем большее количество факторов проявляется в семейной ситуации несовершеннолетнего, тем больше вероятность проявления в его поведении отклонений.

Большинство исследователей классифицируют проблемные семьи, основываясь на оценке их воспитательного потенциала в отношении подрастающего поколения. По воспитательной позиции или состоятельности семьи можно градировать от гиперопеки подрастающего поколения до позиции игнорирования, и та и другая позиции семьи не является педагогически состоятельной или оправданной и может привести к общественно опасным формам поведения у подростков. Так, Т. А. Шишковец определила следующие воспитательные позиции семьи [5]: педагогически оправданная позиция, которая приводит к нормальному развитию личности подростка, формированию у него нормальной самооценки; воспитательная позиция «залюбленное детство» может привести к торможению процесса социализации подростка, его несамостоятельности, инфантильности, эгоизму, своеволию, упрямству, капризности, лжи, завышенной самооценки; педагогическая позиция семьи «равнодушное детство» может привести к замедленному эмоциональному развитию, проявлению обостренного самолюбия, агрессивности, отчаяния, недоверия к взрослым, озлобленности, разочарованию, уходу в собственный мир; позиция «задавленное детство» способствует проявлению проблем в социализации, подавлению желаний, неуверенности в себе, проявлению страха, коварства, мстительности, обидчивости, озлобленности, попаданию в зависимость к более сильным сверстникам, приспособленчеству, угодничеству, заниженной самооценки; воспитательная позиция «загубленное детство» приводит к формированию таких качеств, как признание только физической силы, формирование асоциальных идеалов, оправдание собственных недостатков, скепсис, злость, агрессивность, лицемерие, приспособленчество, неверие в будущее, недисциплинированность, разочарование, недоверие к взрослым, уход в себя, стремление отгородиться от окружающих.

Семьи педагогически несостоятельные в области воспитания подрастающего поколения, основываясь на вышеизложенных примерах, являются источником формирования девиантного поведения подростков, в большей мере прямое или опосредованное вытеснение несовершеннолетнего из семьи является причиной направления подростка в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа. Вытеснение несовершеннолетнего из семьи связано с разрушением или утратой внутрисемейных связей. С другой стороны утрата внутрисемейных связей усугубляется в период нахождения девиантного подростка в специальном учебно-воспитательном учреждении, в силу особенностей функционирования которого общение подростка с семьей ограничено, так как выход за территорию такого учреждения пресекается в силу действующей нормативно-правовой базы Российской Федерации.

В связи с вышеизложенным одной из приоритетных задач специального учебно-воспитательного учреждения является отлаживание механизмов конструктивного взаимодействия подростка с семьей, которое способно привести в последствии к эффекту восстановления внутрисемейных связей. Особенно важным это видится в свете решения вопросов устройства подростка после выпуска из специального учебно-воспитательного учреждения закрытого типа в связи с окончанием срока его пребывания в учреждении. Как показывают многочисленные исследования, процесс реабилитации подростка в специальном учебно-воспитательном учреждении не будет иметь положительного эффекта, если подросток после выпуска из него возвращается в ту же социальную обстановку и среду, что и до направления в спецучреждение.

Схематично технология восстановления внутрисемейных связей девиантных подростков в специальном учебно-воспитательном учреждении представлена на рис. 1 и предусматривает, что педагоги

специального учебно-воспитательного учреждения выступают на начальном этапе работы посредниками между подростком и семьей, помогая формированию положительного информационного поля подростка и семьи, организуя их совместную деятельность. На завершающем этапе педагоги выстраивают систему взаимоотношений семьи и подростка, когда те самостоятельно совершают конструктивную коммуникацию на уровне принятия семьей интересов и ценностей подростка, а подростком интересов и традиций семьи.

Деятельность по восстановлению связей семьи и девиантного подростка включает три блока: взаимодействие педагога и семьи, организация педагогом взаимодействия семьи и подростка, самостоятельная коммуникация семьи и подростка. Содержание деятельности по восстановлению коммуникации семьи и девиантного подростка должно быть тщательно продумано и специально организовано.

В силу сложившейся практики профилактического воздействия на семью де-виантного подростка до его направления в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа у членов семьи формируется негативное восприятие всякого рода вмешательства во внутрисемейные отношения со стороны государственных структур и общественных формирований. В связи с этим у членов семьи формируется опосредованное отрицательное отношение к самому подростку и ко всем его поступкам, недоверие к его способности совершения социально одобряемых действий и, как следствие, вытеснение подростка из семейной общности. На первом этапе педагоги работают по восстановлению положительного образа подростка у членов семьи, информируя их об успехах подростка в разнообразных видах деятельности: учебной, трудовой, спортивной, общественной. Информирование может быть организовано с помощью

Технология восстановления связей с семьей девиантного подростка, находящегося в специально-учебно-воспитательном учреждении

Цель: восстановление позитивной коммуникации семьи и подростка

Организация онлайн-общения семьи и подростка Проведение мероприятий с участием семьи и подростка Включение семьи и подростков в совместную деятельность

Очные встречи семьи и подростка

Совместные выходы семьи и подростка за территорию специального учебно-воспитательного учреждения

Совместное проведение семьи и подростка во время отпуска на каникулы

Я

о д

•о

п о

п

о -3

м о

ft! д «

ft! К д ft! и

S S

а £0

м

-3

к

о

-1

о

Принятие семьей интересов и ценностей подростка, принятие подростком интересов и традиций семьи

Рис. 1. Технология восстановления внутрисемейных связей девиантных подростков в специальном учебно-воспитательном учреждении

направления письменной информации по почте, средствами интернет-технологий, телефонной связи, личного общения педагога с членами семьи.

Важным направлением деятельности по восстановлению связей семьи и де-виантного подростка является демонстрация успехов подростка в названных выше видах деятельности. Это организуется средствами поощрения подростков в присутствии членов семьи: вручение грамот, озвучивание результатов социально-одобряемой деятельности в присутствии коллектива сверстников и родительской общественности, например на родительских собраниях. Оформление информационных стендов для родителей также является действенным приемом формирования положительного образа подростка, способного к успешной деятельности в разных сферах: обучение, труд, добровольчество. Размещение информации о результативности позитивной активности подростков на сайте учреждения также можно считать действенным приемом по повышению информированности членов семей об успехах подростков [6].

Учитывая сказанное ранее о педагогической несостоятельности семей деви-антных подростков, необходима организация специальных мероприятий для членов их семей. Такие мероприятия носят, как правило, просветительский характер и организуются в системе подготовки родителей в области подростковой психологии и социальной педагогики. Мероприятия для родителей направлены на формирование комплекса знаний о возрастной психологии, обучение их навыкам коммуникации с девиантными подростками, формирование компетенций выхода из кризисных ситуаций, связанных с процессом взросления детей.

На втором этапе организации деятельности по восстановлению связей семьи и девиантного подростка, находящегося в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа,

педагогами организуются специальные мероприятия с участием родителей и девиантных подростков. К таким мероприятиям относится организация он-лайн-общения средствами современных интернет-технологий или дистанционное общение посредством телефонной связи. Телефонный разговор заранее проговаривается с подростком, оговаривается тот круг вопросов, который можно обсудить при разговоре с членами семьи, определяется круг информации, которую подросток о себе может передать родителям. Стоит, однако, отметить, что запретов на обсуждение каких-либо тем открыто не высказывается. Привлекательным для подростков является такой способ коммуникации с семьей, как он-лайн-общение. Оно организуется, как правило, с использованием скайпа, когда помимо разговора подросток может видеть своего собеседника, таким образом, эта форма удаленного общения приближена к форме личной очной коммуникации. Положительной характеристикой этого вида общения является как аудиальный, так и визуальный контакт подростка с семьей, что особенно актуально в силу зачастую географической удаленности нахождения семьи девиант-ного подростка от места расположения специального учебно-воспитательного учреждения закрытого типа. Однако стоит отметить возможное отсутствие у семьи девиантного подростка доступа к средствам онлайн-коммуникации, отсутствия Интернета, компьютерной техники.

При организации деятельности на втором этапе уместным будет проведение специальных мероприятий с участием семьи и девиантных подростков, нахоящихся в специальном учебно-воспитательном учреждении. Такие мероприятия носят интерактивный характер и предполагают их деятельностное взаимодействие в ходе мероприятия. К таким мероприятиям можно отнести проведение спортивных состязаний между смешанными командами родителей и

подростков, предполагающие, в силу неподготовленности членов семьи, облегченные задания, например «Веселые старты». Привлекательны для проведения квесты познавательно-информационного характера, в ходе которых подросткам предоставляется возможность продемонстрировать приобретенные социально одобряемые формы деятельности: трудовые и творческие навыки, интеллектуальные умения, спортивные достижения. Такие мероприятия, помимо выстраивания коммуникации семьи и подростка, могут быть нацелены на организацию знакомства родителей с системой работы специального учреждения, например дополнительным образованием, спортивным развитием несовершеннолетних, процессом их обучения и внеурочной деятельностью. Такие мероприятия организуются работниками специального учреждения и проходят при их непосредственном участии.

В рамках мероприятий, названных выше, также может быть организована и работа по совместному включению членов семьи и подростка в созидательную деятельность: нарисовать совместно картину, изготовить столярное изделие. Также в рамках организации совместной деятельности возможна организация спортивного праздника, в процессе которого каждый участник сможет проявить себя с «привлекательной» стороны, приобретая одновременно навык совместного проведения досуга и принятия друг друга на фоне созидательной, творческой деятельности. Результативны такие формы совместных мероприятий, которые нацелены на восстановление или формирование семейных традиций, изучение истории семьи девиантного подростка.

Специально организованные совместные дела обладают высокой ре-сурсностью для поддержания семейных традиций и ценностей, коррекции дет-ско-родительских отношений и профилактики девиантных форм поведения у

подростка. Мероприятия организуются для решения следующих задач: развитие конструктивного взаимодействия внутри семьи; выявление и комбинирование интересов родителей и детей; создание карты актуальных для каждой семьи мероприятий; оценка временных и организационных затрат на подготовку актуальных мероприятий; создание примерных шаблонов проведения семейных мероприятий; оценка удовлетворённости проведением семейных мероприятий; диагностирование динамики внутрисемейной коммуникации.

Реализация мероприятий позволяет повысить уровень родительских компетенций (обучение членов семьи новым методам взаимодействия с подростком, что позволяет больше узнать о его увлечениях и особенностях личности); снизить уровень стресса у подростков (предупреждение рисков развития болезненных психологических и психических состояний и проявлений); нормализовать климат в семье (корректировка коммуникативной стороны взаимоотношений ребенка и родителей, формирование навыков диалога и совместного планирования действий).

Организация мероприятий включает диагностирование интересов и потребностей членов семьи, определение ресурсов самой семьи (время, средства, умения, помещения) для проведения семейного мероприятия, обсуждение подростком и членами семьи возможных форм проведения семейных мероприятий, нахождение точек соприкосновения в увлечениях и пожеланиях, непосредственную реализацию плана подготовки и проведения мероприятия (оформление, составление сценария, составление меню, определение формата одежды участников, фото- и видеосъемка, изготовление и размещение оформления, раздаточных материалов).

По завершении мероприятия необходимо проведение рефлексии и оценки динамики развития внутрисемейной

коммуникации и качества детско-роди-тельских отношений.

На третьем этапе восстановления позитивной коммуникации семьи и подростка происходит их очное общение без участия педагога при посещении родителями подростка в специально отведенное для этого времени.

При условии диагностирования позитивных изменений в отношениях семьи и девиантного подростка возможны их совместные выходы за территорию специального учебно-воспитательного учреждения. Однако выходы могут быть осуществлены для реализации какой-либо социально ориентированной цели: посещение культурно досугового центра, совместный поход в кафе для празднования дня рождения подростка, приобретение личных вещей. Как правило, выход за территорию специального учебно-воспитательного учреждения подростков возможен по истечении шести месяцев их пребывания в нем.

Наибольшей же ресурсностью в плане выстраивания связей с семьей и их укрепления является предоставление отпуска подростку во время каникул и возможность его проведения с семьей. До принятия решения о предоставлении отпуска администрацией учреждения запрашивается с территории проживания семьи характеризующий материал, включающий описание бытовых и морально-психологических условий в семье для

принятия подростка на каникулы, возможность осуществления членами семьи контроля за поведением подростком, организации его занятости и досуга, их готовность к совместному проведению каникул. При решении вопроса отпуска на каникулы оцениваются возможные риски: встреча со сверстниками, бытовая устро-енность, подверженность членов семьи употреблению психоактивных веществ. При условии положительной характеристики с места проживания семьи и готовности как семьи, так и подростка к совместному проведения досуга может быть приято решение о предоставлении подростку право проведения каникул в семье. Именно эта форма взаимодействия может продемонстрировать уровень сформированности связей девиант-ного подростка и его семьи.

Таким образом, в работе по восстановлению связей семьи и девиантного подростка, основанных на конструктивном взаимодействии, можно выделить три этапа: начальный этап предусматривает организацию педагогами информационного пространства семьи и подростка, основанного на обмене конструктивными данными, второй этап предполагает организацию педагогами совместных дел семьи и подростка, на третьем же этапе происходит самостоятельная коммуникация членов семьи и подростка (табл. 1). Реализация поэтапных мероприятий, направленных на восстановление связей

Таблица 1

Содержание деятельности по восстановлению связей семьи

и девиантного подростка

Этап 1 этап 2 этап 3 этап

Характеристика деятельности - информирование семьи об успехах и особенностях девиантного подростка; - повышение информированности членов семьи в вопросах подростковой психологии и педагогики; - информирование подростка об особенностях функционирования семьи как единицы социума - организация педагогом опосредованного общения семьи и девиантного подростка; - организация педагогом совместной деятельности семьи и подростка - самостоятельная коммуникация семьи и подростка (встречи, общение, досуг, сво-местная самостоятельная деятельность)

семьи и девиантного подростка, требует постоянного диагностирования развития внутрисемейных взаимоотношений и их корректировки по мере необходимости,

однако способна привести к прогнозируемому положительному видоизменению и восстановлению утраченных ранее семейных связей.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Змановская Е. В. Девиантология (Психология отклоняющегося поведения): учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений. 2-е изд., испр. М.: Академия, 2004. 288 с.

2. Мудрик А. В. Введение в социальную педагогику. М.: Московский психолого-социальный ин-т, 2008. 568 с.

3. Гуртовая И. И. Семья и подросток: комплексное социологическое исследование негативного девиантного поведения: автореф. дис. ... канд. социол. наук. Севастополь, 1996. 30 с.

4. Ганишина И. С., Ушатиков А. И. Неблагополучная семья и девиантное поведение несовершеннолетних: учеб пособие. М.: Изд-во Московского психолого-социального ин-та; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2006. 288 с.

5. Шишковец Т. А. Справочник социального педагога: 5-11 классы. М.: ВАКО, 2007. 336 с.

6. Москвина Е. В. Социально-педагогическая реабилитация подростков делинквентного поведения в специальном учебно-воспитательном учреждении: дис. .канд. пед. наук. Оренбург, 2017. 217 с.

REFERENCES

1. Zmanovskaya E. V. Deviantologiya (Psikhologiya otklonyayushchegosya povedeniya): ucheb. posobie dlya studentov vyssh. ucheb. zavedeniy. Moscow: Akademiya, 2004. 288 p.

2. Mudrik A. V. Vvedenie v sotsialnuyu pedagogiku. Moscow: Moskovskiy psikhologo-sotsialnyy in-t, 2008. 568 p.

3. Gurtovaya I. I. Semya i podrostok: kompleksnoe sotsiologicheskoe issledovanie negativnogo deviantnogo povedeniya. Extended abstract of PhD dissertation (Sociology). Sevastopol, 1996. 30 p.

4. Ganishina I. S., Ushatikov A. I. Neblagopoluchnaya semya i deviantnoe povedenie nesovershennoletnikh: ucheb posobie. Moscow: Izd-vo Moskovskogo psikhologo-sotsialnogo in-ta; Voronezh: NPO "MODEK", 2006. 288 p.

5. Shishkovets T. A. Spravochnik sotsialnogo pedagoga: 5-11 klassy. Moscow: VAKO, 2007. 336 p.

6. Moskvina E. V. Sotsialno-pedagogicheskaya reabilitatsiya podrostkov delinkventnogo povedeniya v spetsialnom uchebno-vospitatelnom uchrezhdenii. PhD dissertation (Education). Orenburg, 2017. 217 p.

Москвина Елена Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и современных образовательных технологий, Московский государственный областной университет; заместитель директора, МБОУ «Бутовская средняя общеобразовательная школа № 1» e-mail: elena230877@yandex.ru

Moskvina Elena V., PhD in Education, Associate Professor, Pedagogy and Modern Educational Technologies Department, Moscow Region State University; Deputy Head, Municipal Budgetary Educational Institution „Butovskaya Secondary School No. 1"

e-mail: elena230877@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 27.01.2022 The article was received on 27.01.2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.