Научная статья на тему 'Особенности восприятия символической среды Ижевска его жителями'

Особенности восприятия символической среды Ижевска его жителями Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
242
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Яковлева Мария Валерьевна

Статья посвящена символической среде города Ижевска. Автор поставила своей целью определить, каким образом насыщѐнность этой среды влияет на самоидентификацию горожан. В ходе исследования установлено, что Ижевск не имеет общепринятого символа, а самоопределение горожан происходит благодаря ассоциативным связям с несколькими объектами расположенными вокруг Ижевского пруда. При этом каждый из этих объѐктов способен стать "визитной карточкой" города при определѐнных условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PECULIARITIES OF SYMBOLICAL ENVIRONMENT PERCEPTION OF IZHEVSK BY IT'S TOWNSMEN

The article is dedicated to symbolical sphere of Izhevsk. The author discusses how this sphere influences upon the process of identification of townsmen. The results of the study show that Izhevsk does not have a generally accepted or wide-use symbol, and the identity of townsmen is based on few objects of urban environment around the Izhevsk pond. Under certain conditions each of these objects could be considered as “presentation ” of the town.

Текст научной работы на тему «Особенности восприятия символической среды Ижевска его жителями»

УДК 101.1 : 316.32

ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ СИМВОЛИЧЕСКОЙ СРЕДЫ ИЖЕВСКА ЕГО ЖИТЕЛЯМИ (по материалам социологического исследования)

Мария Валерьевна Яковлева Кафедра социологии УдГУ, аспирант

г. Ижевск yakovleva-mariya@mail. ru

Статья посвящена символической среде города Ижевска. Автор поставила своей целью определить, каким образом насыщенность этой среды влияет на самоидентификацию горожан. В ходе исследования установлено, что Ижевск не имеет общепринятого символа, а самоопределение горожан происходит благодаря ассоциативным связям с несколькими объектами расположенными вокруг Ижевского пруда. При этом каждый из этих объектов способен стать "визитной карточкой " города при определённых условиях.

PECULIARITIES of SYMBOLICAL ENVIRONMENT PERCEPTION of

IZHEVSK by it’s TOWNSMEN (based on sociological study)

M. Yakovleva, Postgraduate, Udmurt State University, Izhevsk,

yakovleva-mariya@mail .ru

The article is dedicated to symbolical sphere of Izhevsk. The author discusses how this sphere influences upon the process of identification of townsmen. The results of the study show that Izhevsk does not have a generally accepted or wide-use symbol, and the identity of townsmen is based on few objects of urban environment around the Izhevsk pond. Under certain conditions each of these objects could be considered as “presentation ” of the town.

Составляющие идентичности

Г ород - пространство, в котором люди обустраивают жизнь, накапливают опыт и приобретают чувство идентичности [5], это наша среда обитания, повседневность, место рождения и социализации. Но из-за постоянства процессов "разрастания" города человек в ежедневном опыте лишен возможности его целостного восприятия. Поэтому образ города в сознании избирательно замеща-

ется каким-либо характерным объектом среды. Как правило, им становится определенная улица, площадь, памятник, получивший признание горожан, и этот объект- первое, что вспоминается о городе. Стоит отметить, что до определенных границ у каждого горожанина "свой город", но существует и "наш город" -коллективный образ, творцом которого является городское сообщество.

Формирование идентичности - процесс отождествления себя с кем или чем-либо, это процесс самоопределения. Для формирования целостного "Я" индивиду необходим непротиворечивый, полный образ: чем четче представление об объекте идентификации, тем легче и непроблематичнее сам ее процесс. Самоопределение лежит в основе формирования относительно устойчивых социальных интересов, делает возможным прогнозирование поведения индивида в той или иной ситуации, принимаемые им нормы, ценности, стереотипы. В современном мире нет единого подхода к определению критериев идентичности, но говорить о том, что процесс глобализации постепенно стирает национально-государственные идентичности, преждевременно. Даже в том случае, когда государства готовы передать значительную часть своего суверенитета в области экономики, политики, международной безопасности наднациональным институтам, они по-прежнему сохраняют свою независимость, в первую очередь, как хранители культуры и национальной идентичности.

В современной социологической традиции в рамках работы над вопросами идентичности и социализации наиболее продуктивно представляется рассмотреть основные постулаты теории П.Бергера и Т.Лукмана. Идентичность, согласно данной теории, - ключевой элемент субъективной реальности, находящийся в диалектической связи с обществом и детерминируемый социальной структурой [4]. Идентичность - это взаимодействие биологической составляющей организма, сознания и социальной структуры. Через данное взаимодействие осуществляется поддержка, модификация и переформирование социальной структуры со стороны индивида. Согласно рассуждениям П.Бергера и Т.Лукмана, только обладающий "самостью" индивид способен занимать место в социуме, и эта позиция предписана ему общественными правилами. Идентичность - это размещение в "жизненном мире", и поэтому может быть усвоена лишь вместе с социальным миром. Для этого мир должен быть понятен индивиду и, по возможности, наглядно представлен в существующих образах повседневного порядка. Развивая данную мысль, П.Бергер и Т.Лукман вводят понятие "символический универсум" как матрицу или модель реального общества. Здесь первостепенную значимость приобретают особенности восприятия обычного человека, поскольку он лучше воспринимает краткие символические сообщения, то есть минимизированный образ предмета.

П.Бергер и Т.Лукман в своей работе большее внимание уделяют разработке индивидуальной идентичности, отмечая, что коллективная идентичность лишь иллюзорное понятие. Одной из социально значимых функций символики является формирование единой групповой идентичности, а в отношении города так же и городского сообщества. В свете данной проблемы возникает необходимость дополнения теории П.Бергера и Т.Лукмана подходом, который рассматривает социальную идентичность как определяющую, первичную в иерар-

хии жизненный ценностей. Подход, в соответствии с которым социальная идентичность рассматривается в качестве определяющей и первичной в иерархии идентичностей, это "теория социальной идентичности", предложен Х.Ташфелом и Дж.К.Тернером в конце 70-х - начале 80-х годов. Центральный тезис теории "социальной идентичности" заключается в том, что у любой группы есть потребность в положительном имидже. Он необходим для формирования позитивной самооценки ее членов. Отсутствие либо недостаточность координации имиджевых стратегий различных социальных групп может стать причиной межгрупповых конфликтов. При таком подходе социальная идентичность рассматривается как восприятие индивидом себя в качестве члена определенной группы. Социальные группы и членство в них имеют положительную или отрицательную оценку в обществе, а, значит, и социальная идентичность может быть положительной или негативной. Оценка собственной группы происходит через сравнение с другими группами на основе обладания ценностно-значимыми качествами и характеристиками. Положительные отличия группы порождают её высокий престиж по отношению к другим.

Интеграция подходов П.Бергера, Т.Лукмана и Х.Ташфела, Дж.К.Тернера позволяет произвести анализ двух наиболее важных процессов - индивидуальной и социальной идентификации. Объединение концепций позволяет обнаружить и показать взаимосвязь процессов социальной и индивидуальной идентификации. При этом эти процессы рассматриваются параллельно, а не как стадии друг друга. В реальности любое индивидуальное самоопределение социально обусловлено, так как требует наличия "Другого". Личность - этот совокупность индивидуальных и социальных характеристик. Гармоничное сочетание индивидуальной и социальной идентичности определяет конформность личности по отношению к обществу и наоборот. Социально-групповая проекция приобретает большое значение в связи с тем, что формирование символики, и городской среды в целом, является коллективным процессом, в частности, на уровне продуцирования смыслов, то есть, символического наполнения объекта, а формирование целостной городской идентичности предполагает создание единого городского сообщества. Идентичность так же обеспечивает одно очень важное культурное качество - содержит нормы, которые считаются приемлемыми и желательными в рамках сообщества, с которыми человек и сверяет свои поступки. "Самость" индивида - сложное социальное и психологическое явление, или даже сложное переплетение социальных и психологических факторов жизни человека. Идентичность есть целостность восприятия индивидом самого себя, с учетом того как воспринимают и оценивают его Другой, группа и общество в целом.

Идентичность, как способ определения человеком себя, создает основу для социальных взаимоотношений, его мобильности и деятельности. В связи с ослаблением социального контроля, общественных и моральных ценностей возникает такой феномен как мульти-идентичность индивида в современном городе [2]. Горожанин имеет возможность выстроить свою идентичность вокруг такого аспекта, как собственный возраст, где взросление в определенную эпоху и возрастная специфика деятельности служат основой объединения групп. Альтер-

нативой может выступать этничность, половая принадлежность (гендер) или принадлежность к сексуальным меньшинствам. Гендер становится все более важной и динамичной сферой изменений. В Европе и США отмечен рост числа и площади районов проживания лиц "нетрадиционной ориентации", а так же признание со стороны общественности вариативности сексуальности, ориентации и стилей жизни. Еще один не маловажный аспект идентичности - инвалидность, ограниченность возможностей - приобретающий все большее значение и выраженность в городском планировании. В последнее десятилетие произошел настоящий бум относительно программ, способствующих созданию всех условий для того, чтобы весь город и все блага городской жизни были доступны как здоровым людям, так и горожанам с ограниченными возможностями. В этом многообразии определений и образов, становится необходим объединяющий стимул, чтобы городское сообщество не разлетелось на множество отдельных индивидов.

Методы исследования и интерпретация результатов

Ижевск - город с богатой историей, но она по каким-то причинам во многом забыта. В нашем городе невозможно выделить объект, который бы однозначно был назван в качестве символа. Однако на основе проведенных нами в 2007 г. исследований [7] можно назвать ряд элементов городской среды, способных стать таковыми. А в последние несколько лет активно проходит процесс создания новых и восстановления ранее забытых или утерянных зданий, памятников и монументов, претендующих называться символом Ижевска.

Изучение пространства, его смысловой и символической наполненности лишь с недавних пор стало объектом исследования в отечественной практике. И тому есть ряд причин: во-первых, изучение города долгое время проходило в плане сравнения его с деревней (селом). Во-вторых, российские города в принципе являются особым феноменом, в том смысле, что формировались они, как правило, на базе или вокруг какого-либо предприятия, завода, что отмечает и

В.Л.Глазычев. В тоже время европейские города исторически создавались около феодальных замков, монастырей и имели своей основой скорее культурные основы, что отмечал в своих работах и М.Вебер. Здесь обнаруживается трудность переноса и применения классификаций и, в целом, теории города, разработанных в европейской и американской традиции.

Поэтому цель работы определяется как попытка описания насыщенности символической среды города Ижевска, для оценки степени ее влияния на процессы идентификации.

В качестве метода исследования был выбран массовый опрос, выполненный в форме телефонного интервьюирования; данный выбор был избран как в силу его малой стоимости, так и по причине недостаточности сравнительной информации, полученной в ходе осуществления аналогичных проектов. В результате телефонный опрос позволил охватить достаточную выборочную совокупность и минимизировать временные и материальные затраты. Опрос респондентов проводился в течение месяца (март-апрель 2007 года). На подгото-

вительном этапе был сформирован список телефонных номеров с фамилиями и адресами абонентов: из телефонной базы города Ижевска на 180 750 номеров была сделана выборка на 250 респондентов с величиной шага выборки 723. В течение самого опроса проходила корректировка выборки, так как некоторые абоненты отказывались отвечать на вопросы анкеты, что, в конечном счете, позволило удержать "итоговую" выборочную совокупность опрошенных в размере 250 человек.

В качестве основной рабочей гипотезы исследования был принят тезис о том, что в Ижевске существует достаточно большой спектр объектов, которые могли бы стать его символом, и наиболее вероятным является преобладание "заводской" культуры, соответственно и символики заводского характера. Между тем, контргипотеза, говорит о том, что в городе не представляется возможным выделить символ, способный стать основой процессов формирования целостного городского сообщества. В случае подтверждения контргипотезы, основное внимание потребуется уделить характеристикам идентичности существующей группы, и особенно в ситуации, если идентичность горожан будет определена как "негативная" согласно теории Х.Ташфела и Дж.К.Тернера.

В ходе телефонных интервью, прежде всего, была отмечена неудовлетворенность ижевчан городом и городской средой: в высказываниях на эту тему превалируют отрицательные оценки. Обоснований негативному отношению множество, но часто создается впечатление трансляции респондентами чужого мнения. Хотя спорить с реальностью выявленных недостатков и проблем практически невозможно. К сожалению, у ижевчан нет стремления что-либо менять в ситуации, решать данные проблемы: как правило выбирается более простой путь

- переезд, или, согласно теории Х.Ташфела и Дж.К.Тернера, смена самой группы с целью получения "позитивной" идентичностью.

Известно, что отношение индивида к месту проживания зависит, прежде всего, от состояния городской среды (объективный фактор) и от того, насколько индивид "привык" к месту, то есть от его предыдущего опыта (в скольких городах жил и как давно переехал). Надо сказать, что ижевчане имеют низкий уровень взаимодействия с городской средой. Поэтому отношение к городу можно охарактеризовать как нейтральное с некоторым оттенком недовольства, с четким разделением собственного дома, двора и города в целом. Зафиксирована закономерность, что к городу все же отношение респондентов было хуже, чем к собственному дому. Отметим, что негатив имеется именно к городу, в то время как "локальное" место проживание - дом, двор и район, - претензий не вызывают

- скорее даже наоборот, человек любит свое близкое окружение. Практически каждый человек имеет то место, которое он называет "домом". Этот "дом" может быть временным или постоянным, арендованным или собственным, большим или маленьким, но главное, он обладает неким особым качеством, которое и становится основой чувства обладания, соучастия, определенности и, соответственно, идентичности. Люди стремятся превратить "здание" в "дом" - это первое что делают люди при переезде - новоселы ставят свои "метки" на здании, присваивая его тем самым [2]. Превращение здания в дом - это процесс создание собственного чувства места, пространства. Первое что делает человек для

" присвоения" пространства это развешивает картины, подбирает цвета и оформление интерьера и экстерьера жилища - все то, что позволяет дифференцировать это место от окружающей среды, обозначить принадлежность и обладание.

Таким образом, обживается локальное пространство жизнедеятельность, там оставлен собственный след, город же охватить, присвоить и объять не получается. И отсутствие целостности восприятия, понимания единства городской территории вызывает недоверие, нелюбовь. Подобная ситуация ведет к замыканию индивида на собственный маленький мир, нежеланию налаживать коммуникацию с сообществом, и соответственно к слабо выраженной или даже к негативной социальной идентичности. Отметим, что город нечто более сложное, порой не понятное - в частности в Ижевске еще и достаточно сложна навигация в черте города.

Общение с жителями других городов, стран, континентов всегда содержит элемент самопрезентации участников. Так, рассказывая о своём городе, ижевчане ссылаются на вполне ожидаемые и традиционные факты: оружие1, в частности, автомат Калашникова2 и, соответственно, "город оружейников", ракеты3; географически определенное местоположение города (на Урале, между Западом и Востоком); ижевские "Москвичи"; мотоциклы "Иж" 4 ; называют М.Т.Калашникова и Г.Кулакову. Редко кто ссылается на личности основателей завода графа Шувалова и А.Ф.Дерябина - это и объяснимо тем, что подобная информация не вызывает должной реакции и не способствуют идентификации Ижевска. Ижевчане устойчиво воспроизводят характеристики города как заводского поселения. Формирование конвенциональной культуры, основанной на культурно-исторических традициях осложняется, прежде всего тем, что за пределами города ижевчане не могут "определить" себя иначе как через маркеры и ценности образа "город-завод". Но, с другой стороны, стоит отметить положительность того факта, что образ города-завода для "Других" уже давно сформирован, и основные характеристики его тоже определены. Это особенно важно в процессе коммуникации и упрощает самоидентификацию ижевчан.

1 Полагаем, что всякий психически нормальный человек, даже если он и не является активным пацифистом или профессиональный военным, в душе ненавидит насилие и войну. Соответственно, и оружием он восторгаться не будет (Здесь и далее примечания редактора номера).

2 К настоящему времени опубликованы весьма разноречивые документы относительно участия М.Т.Калашникова в разработке систем автоматического оружия под промежуточный патрон в конце 40х гг. прошлого века, когда на вооружение принимался автоматический карабин, способный стрелять очередями и известный как АК- 47.

3 На наш взгляд совершенно невероятно, что кто-то из жителей Ижевска станет рассказывать случайным знакомым про выпускаемые в городе ракеты: во-первых, такие разговоры могут привести к разглашению секретных сведений, которые были доверены работнику, а во-вторых, полного цикла производства ракет в нашем городе нет, и в качестве производителя ракет наш город не известен даже в кругах профессионалов. В то же время, кооперативные связи всякого ракетного производства настолько широки, что едва ли не в каждом городе России производят хоть что-нибудь "ракетное".

4 Производство автомобилей и мотоциклов "Иж" прекращено много лет назад. На момент подготовки статьи к печати (март 2010 г.) Ижевский автозавод объявлен банкротом.

Характерной для мнений респондентов является принципиальная невы-деленность Ижевска из образа Удмуртии. Нет осознания Ижевска как отдельной территории. Нет восприятия города, как части цепочки территориальных образований: "страна - республика - город - район - двор, дом". Часто названия республики и города используются горожанами, практически как синонимы.

Что же касается символики города в плане его архитектурной и монументальной составляющей - здесь объекты, называемые в качестве символов Ижевска так же весьма традиционны: "Собор Александра Невского"; "Монумент Дружбы Народов" (т.н. "Лыжи Кулаковой""); "Президентский дворец"; комплекс Центральной площади; Ижевский пруд с набережной; Здание управления завода "Ижмаш" (заводская башня); комплекс Вечного огня; музей М.Т.Калашникова; здание выставочного комплекса "Арсенал". Среди новшеств: памятник первой собаке, полетевшей в космос; Цирк; здание железнодорожного вокзала и Свято-Михайловский собор. Интерес в данном контексте вызывают следующие факты: во-первых, "традиционные объекты" не несут эмоциональной нагрузки для интервьюируемых; а во-вторых, среди выделенных объектов как раз преобладает символика конвенционального характера. Соответственно, за редким исключением данные объекты не могут являться "презентацией" Ижевска, что приводит к разногласию в восприятии себя в качестве ижевчан (символика города для жителей) и в позиционировании себя в качестве жителей Ижевска (символы для "Других"). Этот факт порождает и диссонанс в отношении ижевчан к месту своего проживания: они испытывают гордость за успехи города, за продукцию его предприятий5, при практически полном отсутствии симпатии и привязанности к месту жительства. Не совпадения "официальной" и " неофициальной" символики может говорить о существовании разногласий, и даже конфликта в управленческой сфере: ижевчане воспроизводят "официальную" символику, проводимую руководителями, но не принимают ее в качестве значимой для себя. Как результат происходит дистанцирование от города и его сообщества.

Источниками знаний о символике города и о нем в целом можно считать средства массовой информации, целостную систему образования (включая дошкольное) и значимых других личности. Стоит заметить, что "неофициальная" символика, та, что эмоционально значима и важна для индивида, становится таковой благодаря личному опыту, связана с жизненным циклом, местом работы, учебы. Это подтверждает, насколько важным является личный опыт индивида в процессе идентификации, познания и присвоения пространства и, соответственно, в формировании территориальной идентичности, в частности.

5 Реальная номенклатура продукции основных производств Ижевских заводов широким массам не известна и известна быть не может в силу режимных мероприятий, осуществляемых на предприятиях оборонного комплекса. В лучшем случае респонденты могут излагать легенду, которая основана лишь на продукции цехов ширпотреба. Эта легенда публикуется в СМИ, а организаторы социологических опросов могут лишь фиксировать степень усвоенности этой легенды. Таким образом, реальная "основа гордости за продукцию Ижевска" оглашена быть не может.

При всем разнообразии каналов трансляции информации, личный опыт оказывается если не первичным, то немаловажным элементом "самости" индивида.. Поэтому оказывается важным соответствие информации, поступающей из различных источников, в частности принятие конвенциональной культуры внутри города и непонимание таковой за его пределами. Так же опыт проекта "Культурная столица Поволжья" показал, что Ижевск - мало известный город и что он нуждается, в некотором смысле, в рекламе и продвижении, с целью поддержки и четкого понимания образа как у самих ижевчан, так и в России, в мире в целом. В целом, выбор официальной символики ижевчанами объясняется обычно фактором местоположение объекта в городе, или влиянием систем образования и средств массовой информации. Важно так же отметить, что образ "город-завод" воспроизводится всеми респондентами, при этом чаще всего с негативной окраской.6

В целом, принятие себя, понимание группы, её ценностей и норм, образа и объекта их символизирующего происходит в сообществах самостоятельно формируемых через отношения "лицом-к-лицу", то есть, прежде всего, с помощью общения в семье, через дружеские отношения и отношения соседства. В семье проходит процесс первичной социализации индивида и, соответственно, формирование всей системы ценностей, приоритетов, его идентичности, как индивидуальной, так и социальной. Через межличностные контакты, то есть дружеские и соседские отношения, личность приобретает знание о своем месте в группе, группы по отношению к "аутгруппам" и в обществе целом. В том числе, в процессе познания происходит описывание самой группы, территории и признаков, ее отличающих.

Каналами передачи информации о группе, внутри группы или за ее пределы служат средства массовой информации, "популяризаторы" целостная система образования - но практически каждый из них подвержен соблазну искажения информации. В частности образование призвано дать общие и максимально разносторонние сведения об истории, нормах, существующих и существовавших сообществах, но подвержено искажению информации, из-за социального заказа на образование и социализацию, по причине обладания собственными нормами и ценностями педагогом и его принадлежности к определенной социальной группе.

Средства массовой информации призваны давать современное или актуальное видение ситуации, но подвергают информацию искажению, поскольку прежде она будет осмыслена и интерпретирована журналистом. В сфере СМИ существует так же социальный заказ: с одной стороны, - сообществу выдается

6 Данное обстоятельство проще всего объяснить тем, что времена, когда именно работа на заводах давала социальные гарантии и обеспечивала высокий уровень жизни, давно прошли: заводы давно избавились от объектов социальной сферы и принадлежат иногородним владельцам. Горожане в целом получают от заводов лишь загрязнение окружающей среды; узнаваемым видом Ижевска давно стали разноцветные облака ядовитого дыма от металлургического завода, расположенного в историческом (и географическом) центре города. Широкую известность приобрело выражение, слышанное нами от Ижевского историка Игоря Кобзева:"Если Ижевск- это завод, то в заводе могут жить только роботы".

только "нужная" информация; а с другой, - любое СМИ борется за рейтинг, прибыль, тираж и выдает информацию интересную читателю. Соответственно, на первое место выходит не достоверность информации, а возможность заинтересовать, заполучить аудиторию. СМИ обладают ещё одной особенностью -способностью формировать информационное поле, то есть, намеренно заострять внимание на определенных событиях, объектах.

"Популяризаторы" так же обладают собственной системой ценностей, норм и социальной идентичностью. Что так же приводит к искажению информации. Соответственно, при попытке формировать сообщество и его систему ценностей "извне" особое внимание должно быть уделено тому, что ценности и нормы вносимые из-за пределов группы, не имеют, как правило, для этой группы эмоциональной основы и могут быть отвергнуты, не приняты и не поняты сообществом.

— Одним из способов получения знаний о городе, группе и среде, способным придавать эмоциональную значимость объектам является самостоятельное познание и исследование окружающей действительности. В ходе этого процесса происходит присвоение и разметка территории города для индивида, определение значимых, любимых мест и объектов, а так же формирование антипатий. К сожалению, данная картина города у ижевчан имеет пессимистичные характеристики: нерациональность застройки, запущенность, атмосфера грусти, неудачи и несчастья, "промышленный город", "классический город-завод", сетование на невнимание властей и/или его жителей к проблемам города - пассивность. В то же время многими жителями отмечается богатый потенциал города, но невнимание или даже надругательство над ним.

Неопределенность символической среды г. Ижевска и неоднозначное отношение горожан к ней, приводит и к невыделенности групп, сообществ. Соответственно, несформированы или размыты и групповые. Жители Ижевска, в большинстве случаев, не принимают своей связи с территорией, точнее они и не хотят ощущать себя связанными, ассоциированными с данной территорией -исходя из анализа мнений жителей о городе и опираясь на теорию Х.Ташфела и Дж.К.Тернера, можно сказать, что Ижевск не обладает характеристиками, которые позволили бы сформировать "положительную" идентичность. И даже находя позитивное в образе города, ижевчане видят его лишь в будущем: город может стать лучше - это некоторая возможность позитива, но это же и неопределенность, незначимость настоящего. В целом, можно сказать, что, в соответствии с теорией социальной идентичности Х.Ташфела и Дж.К.Тернера, ижевчанин обладает "негативной социальной идентичностью", обнаруживая нелюбовь к городу, отсутствие восприятия единого, целостного образа города Ижевска. Нет желания предпринимать каких-либо действий для изменения ситуации и решение проблем видится в переезде, удаление от данного города и, соответственно, нахождение группы с положительной идентификацией. В создавшейся ситуации обвиняют власти и управленцев. Скорее всего, здесь проявляются можно заметить и отголоски советского прошлого: человек абсолютно уверен, что не в силах что-либо поменять и как-то повлиять на окружающую действительность и власти.

С точки зрения присвоения территории, изучение ее важен показатель уровня взаимодействия жителей с городской средой, и в частности, те места в городе, где в основном проводит свободное время горожанин. Чем меньше мест, где бывает индивид, тем меньше человек приобщен к территории, городу и соответственно тем слабее выражена территориальная идентичности. В отношении ижевчан ситуация складывается таким образом, что контакты с городской средой минимизированы до уровня взаимодействия лишь с "личной" средой (то есть дом и двор). Уменьшение числа контактов с городской средой - в частности с Центром - приводит к низкому уровню территориальной идентичности. По данным исследования, "в основном дома" проводят свое время 48% опрошенных, "в ближайшем дворе" - 19,8%, а в районе "центр города" лишь 16,5%. Из числа респондентов предпочитающих проводить свое свободное время дома 50% - люди младше 35 лет, а 58,6% имеют высшее или неоконченное высшее образование - то есть являются наиболее активной частью населения города. Это люди с активными процессами в области "самостроения", определения пути жизни, а в данном случае они не имеют возможности и/или желания познавать и приобщаться к городскому сообществу, это потенциальные эмигранты - их жизненное планирование не связано с судьбой города.

С точки зрения формирования и существования городского сообщества настораживает то, что 38,6% респондентов вообще не имеют значимых для себя объектов городской среды, еще 15% среди таковых выделяют так называемые "личные объекты", то есть: "мой дом", "тренажерный зал", "место работы". И все же можно заметить, что объекты, выбираемые в качестве символа Ижевска, группируются в рамках комплекса Центральной площади, Набережной, мемориальной группы Вечного огня: при рассмотрении данных объектов, как целостного ансамбля, то порядка 130 респондентов, так или иначе, считают его значимым для себя и города в целом. Территориально знаковый для Ижевска район заключен в следующие рамки: от ул. Карла Либкнехта до ул. Кирова и от Ижевского пруда (Набережной) до ул. Удмуртская. Горожане в качестве символа Ижевска отдают предпочтение комплексу "Монумент Дружбы народов" -51 ответ. Отметим, что в связи с тем, что в анкете вопрос относительно символов был открытым, то приведенные распределения целесообразно представлять в абсолютных величинах, 33 респондентов назвали в качестве символа АКМ (Автомат Калашникова), 21 - Президентский дворец. Среди ранее не выявленных [7] символов были названы: Музей Калашникова (11ответов), Цирк (9), памятник Пушкину (3), Крокодил (2) и УдГУ (2), Проект Гостиничного комплекса в акватории Ижевского пруда (1), здание Железнодорожного вокзала (1). В целом, в символической среде города Ижевска можно выделить три основные темы: объекты архитектуры, относимые к комплексу Центральной площади и набережной - 128 ответов, связь с именем М.Т.Калашникова - 69 ответов и деятельность заводов и иных трудовых коллективов города - 75 ответов. При рассмотрении объектов с точки зрения их принадлежности к заводской или традиционной культуре, можно отметить некоторое преобладание последней. То есть за заводскую символику было дано 116 голосов, а за символы с конвенциональной характеристикой 120 ответов. Отметим, что 19,7% респондентов

считают, что Ижевск, как город, в принципе не обладает символом.

В отношении типичного образа Ижевчанина возникла более сложная ситуация. Данный вопрос важен с точки зрения существования самого сообщества "жителей города Ижевска". Так, на вопрос существует ли специфический образ жителя города Ижевска, 52,7% опрошенных вообще не смогли назвать каких-либо отличительных качеств, что говорит об отсутствии такой группы и представления о ней. Наиболее часто на вопрос о типичном образе отвечали весьма общими фразами, не несущими значимой смысловой нагрузки - "Житель Ижевска" или "Рабочий". Еще 11% респондентов дали негативную характеристику Ижевчанину. В целом удивляет то многообразие образов, приписываемых жителям Ижевска, что так же подтверждает несформированность представления о типичном ижевчанине: "человек удмуртской национальности" (9 ответа), "с рыжими волосами" (7), "кто-то свой" (11), "горожанин" (7), "провинциал" (5), "безликость, серость", "не слишком разговорчивый, спокойный, размеренный. Готовый общаться, но живущий сам в себе", "очень противоречивый и размытый образ", "Кулакова, Калашников, Ижмаш, автомат", "Ижевчанин - тот же Россиянин" (по одному ответу).

Чувство идентичности, принадлежности к территории раскрывается через желание индивида связать свою судьбу и судьбу своих детей с данной территорией, готовность решать проблемы. В связи с этим в анкету были включены вопросы относительно проблем города и перспектив его развития. Соответственно, в конечном счете, был получен перечень проблем и проблемных ситуаций из 21пункта. Наиболее острыми оказались проблемы качества дорог и чистоты в городе, далее еще 6 проблем, по степени важности:

• Эстетика городской среды и санитарное состояние улиц

• Озеленение

• Строительство

• "Безликость и серость" города

• Парковые зоны

• Ветхое жильё (частный сектор в центре города).

При дальнейшем анализе проблемы были разделены на две группы: "Проблемы инфраструктуры" и "Проблемы образа города". Необходимо отметить, что при ответе на вопрос респондент мог назвать несколько вариантов, что привело к некоторому разногласию: в количественном выражении проблемы, относимые к первой группе, упоминаются чаще, но по количеству респондентов, обеспокоенных проблемами образа города, практически на 10% больше (44,9% и 34,6% соответственно).

Еще менее оптимистичны мнения в отношении перспектив развития города: 33 % респондентов уверены, что перспектив в развитии вообще нет, а причины этого заключены в следующем:

^ "Виновата Администрация, Правительство" (21,3%)

^ "Не нашлись еще люди, кто бы этим занялся" (18,2%)

^ "Если что-то изменится, то лишь в преддверии грядущего юбилея" (18,2%).

^ "Денежных средств недостаточно" (15,1%)

^ "Никому это не нужно" (15,1%)

^ "Низкая культура горожан" (12,1%)

Среди перспектив развития города респондентов, прежде всего, волнует строительство (39 ответов), развитие инфраструктуры (23), культура горожан, реконструкция старинных зданий и увеличение числа объектов культурного отдыха (по 17 ответов). В то же время, лишь для 8,7% респондентов перспективами развития являются решения названных ими же проблем. Из этого можно заключить, что жители не имеют потребности, желания или возможности участвовать в улучшении среды своего обитания. Отметим также, что 11% респондентов полагают, будто в Ижевске нет проблем. Эту ситуацию можно расценивать с двух точек зрения: людям все равно, что происходит с городом, либо они действительно всем довольны. С учетом негативного общего отношения к городу, более вероятным видится второй вариант.

Выводы и рекомендации

В целом, можно сказать, что ижевчане обладают негативной социальной идентичностью и слабо выраженной городской идентичностью. В городской среде пока не сформирован образ типичного члена сообщества, нет отличительных его характеристик. Соответственно, и при вхождении в городское сообщество не представляется возможным определить и продемонстрировать свою принадлежность к группе. Почти треть опрошенных не видят перспектив развития города и, соответственно, смысла своего существования на данной территории. Здесь стоит отметить, что согласно теории социальной идентичности Х.Ташфела и Дж.К.Тернера, при "негативной" идентичности и оценки групп у ее членов есть два пути решения кризиса - отрицать свою принадлежность, либо искать признаки для положительной идентификации. Опасность ситуации в том, что большинство опрошенных ижевчан пассивно и не пытается налаживать социальные связи и контакты внутри городского сообщества. Так, отмечено, что у себя дома и/или в ближайшем дворе проводят свое свободное время почти 70 % респондентов. Следовательно происходит минимизация числа контактов с городской средой, человек ограничивается лишь "личным" или присвоенным пространством, не пытаясь расширить его до пределов городского поселения.

Как отмечалось выше, существует четыре канала, по которым индивид может получать информацию для формирования собственной идентичности: система образования, СМИ, "Популяризаторы" (люди, ведущие разъяснительную работу) и личный опыт самого индивида. Проведённое нами исследование показало, что личный опыт является один из определяющих элементов данной системы для города Ижевска.

В качестве символов для самоидентификации жителей положительную роль могут сыграть "новые" объекты городской и символической среды: Цирк. Свято-Михайловский Собор, памятник Крокодилу и Набережная. При их грамотном освещении в СМИ и правильном включении в инфраструктуру города

возможна перемена в настроении горожан. Особенно актуальным это становится в преддверии празднования 250-летия со дня основания города Ижевска. Считаем, что завершение проекта реконструкции набережной ижевского пруда, при правильной постановке задач и их качественном исполнении способен всецело изменить как городскую, так и символическую среду Ижевска. Тем более что именно объекты, относящиеся к комплексу Центральной площади и комплекс исторических зданий Индустриального техникума на набережной, получили наибольшую поддержку у самих ижевчан в качестве символов и градообразующих объектов. Таким образом, сегодня актуально говорить не о едином символе, а о целом районе города (Завод и набережная), который содержит основную символическую составляющую города. А это позволяет ставить вопрос об определения центра Ижевска, наиболее притягательного для его жителей.

В заключении еще раз отметим, что Ижевск на данный период времени не имеет единого символа, который бы мог послужить основой объединения городского сообщества. Возможно, именно с этим связана целая волна восстановления, реконструкции и перестройки памятников архитектуры: Свято-Михайловского собора, здания Вокзала, Цирка. Ижевск как поселение с довольно долгой историей обладает большим, светлым и легендарным прошлым, но по каким-то причинам почти забытым и заброшенным в процессе образования и просвещения населения. У руководства муниципального образования пока нет четко сформулированной программы, плана действий по формированию позитивного отношения горожан к Ижевску. В целом, необходимо целенаправленное формирование отношения, "пропаганда" города, но этот процесс должен осуществляться в рамках диалога с населением. В этой ситуации необходимо обеспечить понимание и принятие культурных ценностей и норм ижевчанами.

На сегодняшний день происходит смена направления в символической среде города с заводского на культурно традиционное (конвенциональное) -этот процесс так же может быть связан с реконструкцией исторических объектов и возведением новых. Строительство новых торговых центров, кинотеатров и иных объектов городской инфраструктуры, меняет саму среду города, делая ее более комфортной для жизни. Важно при работе с образом и средой Ижевска прислушаться к проблемам горожан, а решение первоначальных проблем позволит повысить уровень удовлетворенности жителей городской средой, пробудит их желание к принятию и освоению территории, что в свою очередь должно повлечь и втягивание ижевчан в жизни города, в изменения и развитие его совместными усилиями.

Библиография

1.Bounds M. Urban social theory: city, self and society / M. Bounds - New York: OXFORD University Press, 2004 - 384 pages

2.David C. Thorns. The transformation of Cities: Urban Theory and Urban life / David

C. Thorns - New York: Palgrave Macmillan, 2002 - 258 pages.

3.Tajfel H. The social identity theory of intergroup behavior / H.Tajfel, J.C.Turner //

Psychology of intergroup relations / Ed. by S. Worchel, W.G. Austin. - Chicago: Nelson-Hall, 1986. - р. 7-24.

4.Коган Л.Б. Быть горожанами / Л.Б.Коган - М.: Мысль, 1990. - 205 c.

5.Кувенева Т.Н. Формирование пространственных идентичностей в порубежном

регионе/ Т.Н.Кувенева, А.Г.Манаков -

/http://www.789.ru/portal/modules.php?name=New&file=print&sid=2189/

6.Лин, К. Образ города / К.Линч - М.:Стройиздат, 1982. - 317c.

7.Образ Ижевска глазами горожан. Отчет о проведении исследования в ноябре 2003 г. - феврале 2004 г. социологической службой ОАО "Телекомпания "Новый регион". Исследование было выполнено в рамках проекта "Артконверсия" (грантовая программа Окружной ярмарки социальных и культурных проектов, грант № ТЯ-405-001). Предоставлен Рупасовым Н.Ю.

8.Пирогов С. В. Социология города : учеб. пособие / С.В.Пивоваров

//Федеральное агентство по образованию, Национальный фонд подготовки кадров — М.: Новый учебник, 2004. — С. 68.

9.Шматко Н.А. Территориальная идентичность как предмет социологического исследования / Н.А.Шматко, Ю.Л.Качанов // Социс - 1998 - №4 - С. 94-98.

10.Ядов, В.А. Социальные и социально-психологические механизмы формирования социальной идентичности личности (программа проекта) / В.А.Ядов //Социальная идентификация личности / Отв.ред. В.А.Ядов. - М.: Изд-во ИС РАН, 1993. - С. 7-23.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.