Научная статья на тему 'Особенности восприятия россиянами эректильной дисфункции'

Особенности восприятия россиянами эректильной дисфункции Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
167
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БАД / ЭД / ЛС

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Сидорова Инна, Широкова Ирина

По разным оценкам, от 10 до 30% российских мужчин в активном трудовом возрасте и до 61% в пенсионном страдают эректильной дисфункцией (ЭД) нарушениями, которые обусловлены в 85% случаев органическими причинами (артериогенная, веноокклюзивная, нейрогенная, смешанная ЭД) и в 15% преимущественно психогенными (тревожно-депрессивный синдром, длительная депрессия, психологическая реакция) [1].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности восприятия россиянами эректильной дисфункции»

Инна СИДОРОВА, Ирина ШИРОКОВА, «Ремедиум»

Особенности восприятия

россиянами эректильной дисфункции

32 i.';;:,1 IpemeDuum

РОССИЙСКИЙ И ЗАРУБЕЖНЫЙ РЫНКИ

Несмотря на наличие современных препаратов и БАД, проверенных опытом, проблема эректильной дисфункции не теряет своей актуальности. С чем это связано, какие средства применяют потребители, почему они предпочитают самостоятельно лечиться, нежели обращаться к специалистам, — на эти вопросы мы получили ответы от представителей исследовательских и социологических компаний.

• «ЗАКРЫТАЯ ТЕМА»

По разным оценкам, от 10 до 30% российских мужчин в активном трудовом возрасте и до 61% в пенсионном страдают эректильной дисфункцией (ЭД) — нарушениями, которые обусловлены в 85% случаев органическими причинами (артериогенная, веноокклюзивная, нейрогенная, смешанная ЭД) и в 15% — преимущественно психогенными (тревожно-депрессивный синдром, длительная депрессия, психологическая реакция) [1].

Эректильная дисфункция значительно ухудшает качество жизни мужчин, негативно сказываясь на их здоровье, психоэмоциональном состоянии и отношениях с противоположным полом. На сегодняшний день установлено, что ЭД является причиной многих серьезных заболеваний. По экспертным оценкам, порядка 68% мужчин с расстройством эрекции страдают артериальной гипертонией, 60% — дислипидемией, 20% — сахарным диабетом, 11% — депрессией. Около 56% больных ЭД имеют риск развития сердечно-сосудистых событий, у 40% пациентов обнаруживают клинически значимые стенозы коронарных сосудов [1]. Особое значение при возникновении как органической, так и психогенной ЭД имеют психологические последствия. Для мужчин очень важна полноценная сексуальная жизнь, и проблемы в этой сфере часто оказываются весьма болезненными, особенно при желании завести ребенка. Не меньший психологический стресс испытывают и женщины, которые склонны обвинять себя в проблемах

партнера, утрате для него привлекательности. По мнению доктора социологических наук, профессора Университета Мичигана и соавтора книги «Сексуальные вопросы женщин» Селли Фоули, большинство женщин начинает подозревать партнера в измене, будучи уверенной, что именно в этом кроется причина охлаждения отношений. Мужчины в таких случаях зачастую уходят от ответа, замыкаются в себе, еще более усиливая подозрения партнерши. В результате мужчина и женщина отдаляются друг от друга, недомолвки и подозрения перерастают в постоянное раздражение и депрессию, что усугубляет проблемы обоих партнеров [2].

Как оказалось, мужчины не хотят обсуждать свои проблемы не только с партнершами, но и с врачами, о чем свидетельствует мировая статистика. Согласно результатам Австралийского телефонного опроса мужчин (Menin Australia Telephone Survey, MATeS), охватившего 5 990 респондентов, только 38% из пациентов, страдающих ЭД, обсуждали данную проблему с врачом. Наименее склонными к такому обсуждению оказались люди старшего возраста, респонденты, проживающие в удаленных от крупных городов населенных пунктах, неженатые мужчины, пациенты с уровнем образования ниже среднего. Опросы больных, которые не обращаются к специалисту, показали, что наиболее частой причиной отказа от помощи врача-уролога является чувство стеснения (74%). Значительная группа пациентов (12%) считает ЭД «естественным возрастным явлением», 9% не относят это заболевание к компе-

тенции урологов, и 5% равнодушно относятся к половой дисфункции [1]. Ситуация в России еще более удручающая: в нашей стране к врачам обращаются около 14% больных ЭД. От начала заболевания до визита к врачу в среднем проходит более полугода. В этих условиях возрастает роль специалистов, которые могли бы инициировать разговор с пациентом, пришедшим на прием. Однако около 14% урологов стесняются задавать вопросы о половой функции. В то же время за рубежом 45% обращений к урологам, не связанных с ЭД, заканчивается обсуждением именно этого вопроса [1]. «Данная тема является крайне чувствительной для россиян, — резюмирует Юлия Колоскова, старший руководитель проектов SynovateComcon. — Во время анкетирования мужчины зачастую стараются уйти от ответов на вопросы, касающиеся ЭД и ее лечения. Проблему предпочитают решать сами, выбирая препараты в т. ч. под воздействием рекламы».

• ЛИЧНЫЙ ОПЫТ — ПРЕЖДЕ ВСЕГО

Тем не менее, несмотря на сложности, связанные с опросом людей, страдающих ЭД, социологи продолжают анализировать их отношение к проблеме, запросы и предпочтения. В ходе исследования, проведенного компанией Battersea Power Marketing, исследованы 3 группы респондентов: потребители ЛС, применяемых при ЭД, потребители БАД, а также «непотребители» средств для решения проблем с ЭД. Большинство опрошенных считают, что не испытывают серьезных проблем с качеством сексуальной жизни. Однако желание чемпионских побед и самоутверждения на сексуальном поприще среди молодых людей или появившаяся с годами половая слабость, «стертость ощущений» могут подтолкнуть их к по-

ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ РОССИЯНАМИ ЭРЕКТИЛЬНОЙ ДИСФУНКЦИИ

ршшиим

МАРТ 2 0 16

33

купке ЛС или биодобавок. Выяснилось, что респонденты всех 3 групп получают сведения об ЭД и применяемых препаратах во время визита к врачу, в аптеке, из рекламы в СМИ, Интернета и от друзей, имеющих собственный опыт. При этом среди источников информации лидирует Интернет, а также друзья/знакомые.

Для большинства опрошенных врачи остаются одним из наиболее авторитетных источников информации. Визит к ним, как правило, обусловлен серьезностью проблемы для мужчины, когда требуется помощь специалиста. Это же подтверждают сами медики, отмечая, что с этой проблемой к ним приходят пациенты с запущенными случаями заболевания. Многие потребители опасаются принимать препараты без рекомендации врача, но в то же время считают, что для приема БАД его предписание не нужно. Выбор же фармацевта в качестве источника информации и «советчика» во многом связан с тем, что

ему легче задавать вопросы. Для респондентов он — человек сторонний, к тому же профессионал в своей области. Реклама на телевидении воспринимается потребителями как самая заметная и запоминающаяся. Особое доверие вызывают серьезные информационные передачи на федеральных каналах. Как отмечалось выше, для многих потребителей одним из главных источников информации выступает Интернет, позволяющий получать ее анонимно. Но подавляющее число опрошенных в своем выборе полагаются на советы друзей, которые делятся своими впечатлениями от использования препаратов. Личный опыт применения остается наиболее убедительным аргументом для потребителей: мнения и отзывы о том или ином средстве, как правило, приводят к его покупке. Однако нельзя не отметить, что потребители зачастую имеют предубеждение против вышеперечисленных источников информации. Кто-то уверен, что

врачи и фармацевты некомпетентны или ангажированы фармкомпаниями, а потому необъективны. Часть респондентов считает несерьезными средства, рекламируемые по ТВ. Определенное недоверие возникает и при использовании Интернета. Причина тому - отсутствие контроля информации и гарантии ее правдивости. Особенно раздражают потребителей многочисленные рекламные форумы и сайты. Ну а кто-то никогда не советуется с друзьями из-за стеснения.

• ВЫБОР ПРЕПАРАТА

Репрезентативный количественный опрос с большой выборкой по РФ показал, что ключевыми требованиями всех категорий респондентов являются эффективность и безопасность препарата. При этом большинство из них идентифицируют средства для борьбы с ЭД только по месту продажи: все, что отпускается в аптеке, — это априори лекар-

таблиц^! Восприятие мужчинами средств, влияющих на качество половой жизни

Потребители ЛС Потребители БАД «Непотребители»

ЛС позволяют: БАД позволяют: ЛС и БАД позволяют:

- достичь стойкой эрекции, - повысить потенцию, - получить более яркие ощущения,

- «подстраховаться» и чувствовать - восстановить организм, - увеличить длительность

себя уверенно, особенно если - повысить тонус и укрепить силы, полового акта,

ранее был неудачный опыт, - быть уверенным в своих - произвести впечатление на значительно более молодого партнера,

- вести полноценную жизнь, сексуальных возможностях, - быть уверенным в своих сексуаль-

- отсрочить старость и одиночество, - вернуть сексуальное желание, ных возможностях,

- сохранить стимул в жизни - доставить удовольствие партнерше. - защитить от неудач во время

и желание двигаться вперед, полового контакта,

- доставить удовольствие партнерше, БАД применяют: - вернуть ощущение молодости,

- вернуть бодрость, хорошее - в качестве профилактического - поднять тонус.

настроение, работоспособность. средства,

- при проблемах с лишним весом, ЛС и БАД применяют:

ЛС применяют при: - для улучшения семейного климата, - при стрессе,

- снижении сексуального желания, - при неудачах во время секса, - при плохой экологии,

- слишком коротком половом акте - при нерегулярном сексе, - при слабости стареющего организма,

(особенно после длительного - в случае усталости - для самоутверждения перед

воздержания), и невозможности противоположным полом.

- усталости, нервном напряжении, «отключить голову» Причины неиспользования:

- старении организма,

- хронических заболеваниях - неактуально,

- раздражает навязчивая реклама,

(например, сахарном диабете) - боязнь привыкания, - сомнение в эффективности («эффект плацебо»)

Источник: Battersea Power Marketing/ООО «Бэттерси». Опрос с выборкой по 15 городам-миллионникам, 600 респондентов.

34 I^IPEMfÜUUM

РОССИЙСКИЙ И ЗАРУБЕЖНЫЙ РЫНКИ

рисуно^1 Основные критерии выбора респондентами

средств для улучшения эрекции

Цена | 47%

Бренд 38%

Наличие в аптеке 31%

Компания-производитель | 15%

Большой выбор упаковок 15%

с различным количеством

таблеток у препарата

Большой выбор | 7%

дозировок у препарата

0 10 20 30 40 50

Источник: Battersea Power Marketing/ООО «Бэттерси».

Опрос с выборкой по 15 городам-миллионникам, 600 респондентов.

рисуно^2 Распределение ответов покупателей на вопрос: «Что вы будете делать, если препарата, который вы принимаете, сейчас нет в аптеке?»

4 1 — Пойду в другую

3 / \ 1 аптеку и буду искать

этот препарат, 59%

\ 2 — Попрошу фармацевта

подобрать мне аналог, 16%

/ 3 — Отложу покупку

/ на другое время, 15%

1У\/ 4 — Куплю другой

препарат, 10%

Источник: Battersea Power Marketing /ООО «Бэттерси».

Опрос с выборкой по 15 городам-миллионникам, 600 респондентов.

ственные препараты, тогда как товары, приобретенные онлайн или в интим-магазине, являются, по их мнению, витаминами и добавками. Согласно результатам опроса, представители 3 групп по-разному мотивируют выбор препаратов. По словам Татьяны Стародубцевой, директора по маркетинговым исследованиям компании Battersea Power Marketing, потребители ЛС (в нашей стране это только мужчины, т. к. на данный момент ЛС для повышения женского либидо не зарегистрированы) в первую очередь говорят о субъективном желании «быть на высоте». В отличие от них респонденты, предпочитающие БАД (как мужчины, так и женщины), чаще объясняют свой выбор заботой о здоровье. Для многих потребителей биодобавки привлекательны оздоровительной функцией: они восполняют недостаток микроэлементов в организме, одновременно с повышением эрекции улучшают его общее состояние — укрепляют защитные силы и увеличивают работоспособность. Респонденты воспринимают БАД как более безопасные и «легкие препараты» — их можно принимать без назначения врача, при возникновении не слишком серьезных проблем, для профилактики и повышения тонуса. Также выяснилось, что далеко не всегда выбор БАД является осознанным и связанным именно с принципиальной позицией не принимать ЛС. В ряде случаев потребитель приобретает биодобавки просто потому, что конкретный бренд посоветовал хороший друг или авторитетный врач.

«Непотребители» средств, влияющих на эрекцию, отмечают, что готовы попробовать их, прежде всего в случае возникновения снижающих качество жизни проблем с сексом либо для получения новых, более сильных ощущений. Приобретение препарата ими будет более вероятным в случае положительных отзывов от знакомых, при получении подробной информации о механизме действия и схеме приема. Основным барьером для начала применения ЛС или БАД для «непотребителей» являются страх привыкания и отсутствие необходимости (табл.).

• ПРИВЕРЖЕННОСТЬ БРЕНДУ

Среди критериев выбора средств для улучшения качества половой жизни респонденты ставят на первое место цену: об этом сообщили 47% опрошенных (рис. 1). Значительная часть (38%) также отметила значимость бренда при покупке. Кстати, данный сегмент рынка — один из немногих, в которых потребителям небезразличен бренд. Так, например, на вопрос о том, как поступит респондент, если препарат, который он принимает, не окажется в аптеке, — большинство ответило, что постараются его найти в других местах (рис. 2).

Такую приверженность во многом объясняет роль Виагры, закрепившей за собой в сознании потребителей понятие «бренда №1». По данным компании Synovate Сотсоп, Виагра до сих пор является самым спрашиваемым ЛС в апте-

ке. Это подтверждают и результаты исследования мнений потребителей, осуществленного компанией Battersea Power Marketing.

На 3-е место по значимости потребители поставили постоянное наличие данного средства в аптеке. Немаловажное значение для них также имеют имидж компании-производителя и ассортимент.

Проблема ЭД во многом остается нерешенной из-за табу на эту тему и недостатка достоверной информации. Эту ситуацию могли бы исправить врачи-урологи, проводя просветительскую работу среди пациентов, информируя их о факторах риска (более половины больных о них даже не подозревают), способствующих возникновению расстройств эрекции, методах диагностики и лечения.

И конечно, большую роль в решении этой интимной проблемы должны играть женщины, их деликатность и желание помочь партнеру. Как показали опросы потребителей, особенно эффективными оказались неагрессивные жанры продвижения. При этом рекламным сообщениям необходимо придать максимальную известность с учетом специфики данной аудитории. *

ИСТОЧНИКИ

1. URL: uronews.ru/2013/09/lechenie-erek-tilnaya-disfunktsiya.

2. URL: wwwsalliefoley.com.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.