Научная статья на тему 'Потребительские предпочтения россиян при гастроэнтерологических симптомах'

Потребительские предпочтения россиян при гастроэнтерологических симптомах Текст научной статьи по специальности «Фундаментальная медицина»

CC BY
441
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГАСТРОЭНТЕРОЛОГИЧЕСКИЕ СИМПТОМЫ / ЖКТ / ЗАПОРЫ / МЕТЕОРИЗМ / ДИАРЕЯ

Аннотация научной статьи по фундаментальной медицине, автор научной работы — Широкова Ирина, Сидорова Инна

Нарушения функций ЖКТ, такие как запоры, метеоризм, диарея, тяжесть и боль в желудке, с той или иной частотой возникают у каждого человека. Именно поэтому препараты для предупреждения и избавления от таких расстройств практически всегда находятся под рукой и дома, и в путешествиях. Распространенность и частота возникновения нарушений функций ЖКТ определяют интерес к данной проблеме исследовательских компаний, которые пытаются найти ответы на целый ряд вопросов, касающихся основных причин заболеваний пищеварительной системы, симптомов, которые приводят человека к специалистам, предпочтений пациентов при выборе препаратов и т. д.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Потребительские предпочтения россиян при гастроэнтерологических симптомах»

Ирина ШИРОКОВА, Инна СИДОРОВА, «Ремедиум»

Потребительские предпочтения россиян

ПРИ ГАСТРОЭНТЕРОЛОГИЧЕСКИХ СИМПТОМАХ

Нарушения функций ЖКТ, такие как запоры, метеоризм, диарея, тяжесть и боль в желудке, с той или иной частотой возникают у каждого человека. Именно поэтому препараты для предупреждения и избавления от таких расстройств практически всегда находятся под рукой — и дома, и в путешествиях. Распространенность и частота возникновения нарушений функций ЖКТ определяют интерес к данной проблеме исследовательских компаний, которые пытаются найти ответы на целый ряд вопросов, касающихся основных причин заболеваний пищеварительной системы, симптомов, которые приводят человека к специалистам, предпочтений пациентов при выборе препаратов и т. д.

• ПРИЧИНЫ И СИМПТОМЫ

Маркетинговое исследование, проведенное компанией Battersea Power Marketing в России, показало, что наи-

более распространенными причинами заболеваний пищеварительного тракта большинство опрошенных россиян считают погрешности в питании: пристрастие к фаст-фуду, злоупотребление

жирной, соленой и сладкой пищей, нарушение режима приема пищи, особенно во времена студенчества, переедание. Кроме того, многие из них указали на неправильный образ жизни и стресс. Наиболее частыми симптомами расстройства ЖКТ опрошенные назвали: отравление, тошноту, рвоту, изжогу, боль в животе и боку, вздутие и урчание в животе, диарею, пищевую аллергию. Согласно данным исследования Pharma-Q компании Synovate оэшшп, ведущим симптомом гастроэнтерологического профиля, который приводит людей в аптеку, является изжога (более 50% про-

таблиц^! Топ-20 основных симптомов по частоте обращений посетителей аптек к первостольникам

№ Симптомы Частота обращений* Рекомендации провизора первого стола**

Даю всегда в случае необходимости Иногда рекомендую Избегаю давать рекомендации Считаю необходимым направить на консультацию

1 Простуда 73,2 86,8 8,2 1,6 1,5

2 Головная боль 69,0 80,4 13,1 1,5 3,1

3 Боль в горле 66,4 86,1 10,0 1,3 0,9

4 Заложенность носа 64,1 83,4 11,7 1,5 1,3

5 Температура 55,7 83,0 12,4 0,9 2,8

6 Кашель влажный 51,6 81,1 14,7 1,3 1,8

7 Изжога 50,3 83,5 12,8 0,9 1,8

8 Кашель сухой 49,6 80,0 14,2 1,5 2,8

9 Насморк острый 42,6 68,6 17,4 3,1 9,0

10 Повышенное давление 39,4 19,7 17,5 11,9 49,7

11 Боль в суставах 37,1 52,4 31,5 4,8 9,0

12 Зубная боль 37,0 71,9 14,3 1,6 10,0

13 Диарея 36,2 77,3 15,9 1,9 2,8

14 Боли в спине 32,7 62,7 23,1 3,0 8,7

15 Грибковые заболевания ногтей 31,8 63,4 22,6 2,8 9,2

16 Запоры 30,3 70,9 22,1 1,7 3,0

17 Нарушение пищеварения 25,3 57,6 26,3 4,3 9,5

18 Сухость, покраснение, усталость глаз 24,6 65,9 21,1 3,5 5,2

19 Грибковые заболевания кожи 24,4 56,5 24,7 4,0 12,8

20 Боли в мышцах 24,3 67,3 24,1 2,4 3,1

* По данным провизоров (%), отмечающих, что с данным симптомом покупатели обращаются в аптеку очень часто. ** По данным провизоров (%), отмечающих, что рекомендуют. Источник: Synovate Сотсоп. Р11агта^ «Мнение провизоров/фармацевтов», весна 2015 г.

ДЕКАБРЬ 2 0 15

таблиц^2 Оценка характеристик препаратов, применяемых при заболеваниях ЖКТ*

Характеристики Активированный уголь Препараты для лечения отравлений (тошноты, рвоты)— Смекта, Энтеросгель, Регидрон Препараты для лечения диареи — Смекта, Имодиум, Лоперамид Препараты для лечения пищевой аллергии — Энтеросгель Препараты для уменьшения газообразования в кишечнике — Эспумизан, Мезим форте, Смекта

Полностью натуральный состав препарата 4,6 4,3 4,2 4,3 4,4

Комбинированный состав, способный решить проблему комплексно 3,3 3,6 3,6 3,3 3,7

Удобная форма для приема 3,2 3,4 3,3 3,7 3,6

Возможность принимать препарат всей семьей, включая детей 3,9 3,9 3,9 3,9 3,9

Эффективность препарата в отношении нескольких проблем 3,5 3,7 3,6 3,7 3,6

Безопасность действия 4,3 4,4 4,3 4,5 4,4

Эффективность препарата проверена личным опытом 4,2 4,0 4,0 4,2 4,1

Быстрое наступление эффекта 3,5 3,9 3,9 4,2 3,8

Короткий курс приема 3,6 3,7 3,7 3,6 3,7

Прием меньшего количества препарата за один раз 2,8 3,1 3,1 3,0 3,0

Отсутствие противопоказаний 3,4 3,3 3,1 3,3 3,2

для беременных женщин

* При ответе на вопрос: «Оцените, пожалуйста, по пятибалльной шкале, насколько значимыми для вас являются характеристики препаратов

(где 1 - совсем неважная, 5 - очень важная)».

Источник: Battersea Power Marketing, опрос с участием 753 респондентов, совершивших покупку гастроэнтерологических препаратов

за последние полгода и проживающих на территории РФ в городах с населением более 300 тыс. человек

визоров и фармацевтов отметили, что покупатели очень часто обращаются к ним с этой проблемой). По результатам анализа изжога занимает 7-е место в топ-20 наиболее частых симптомов. При этом 83,5% работников первого стола сообщили, что всегда рекомендуют препарат посетителям с данной проблемой (табл. 1). Далее по частоте обращений следуют такие симптомы, как диарея, запоры и нарушения пищеварения. Значительно реже в аптеку приходят за средствами от тяжести в желудке (22,4%) и метеоризма (15,2%). Исследование также показало, что сотрудники аптек довольно редко рекомендуют посетителям обращаться к врачам при подобных нарушениях работы ЖКТ (менее 10% опрошенных специалистов). Но в ситуации, когда посетитель приходит с жалобой на боль в животе, фармацевты довольно часто направляют его на консультацию к врачу (до 28% работников первого стола).

• ВЫБОР ИДЕАЛЬНОГО ПРЕПАРАТА

Исследование Battersea Power Marketing показало, что потребители потенциально готовы самостоятельно, без рекомендации врача приобретать препараты гастроэнтерологического профиля (даже для лечения таких серьезных заболеваний, как язва), а также заменять назначенные врачом лекарства. Речь идет о пациентах с длительным стажем заболевания и с более богатым опытом лечения, знакомых с разными препаратами.

Выбирая препараты, посетители аптек зачастую руководствуются советами тех, кто уже их применял, при этом мнениям, представленным на форумах в Интернете, они верят не меньше, чем собственному опыту. В ходе исследования также выяснилось, что многие респонденты доверяют сотрудникам аптек гораздо больше, чем врачам. Поскольку большинство препаратов ис-

следуемой группы относятся к категории безрецептурных, для потребителей особенно важно наличие в аптеке открытой выкладки, позволяющей подробно изучить инструкцию к ЛС. Исследователей также интересовало, какими свойствами должен обладать препарат, который потребитель захочет приобрести. Оказалось, что при выборе ЛС первостепенное значение для потребителей имеют: быстрота — время от момента приема препарата до избавления от неприятных симптомов и боли, наличие собственного опыта применения (либо своих знакомых), отсутствие побочных эффектов, доступность цены (табл. 2).

В то же время исследование показало, что потребители зачастую отказываются от приема препаратов, рекомендованных специалистом либо выбранных самостоятельно, и переключаются на другие ЛС.

таблиц^з «Простые» и «серьезные» препараты в понимании потребителя

Характеристики «Простые» препараты «Серьезные» препараты

Ожидания от приема Быстрое действие (в течение 0,5—1 ч), только снятие симптомов Устранение причины на длительный срок, отложенный эффект (минимум на неделю)

Назначение врача Могут приниматься без назначения врача, пациент легко переключается с одного препарата на другой Чаще по назначению врача, переключения на другие препараты редки

Курс приема По мере необходимости Курсовой (обычно 1—2 мес.)

Частота приема Частый, возможно совмещение с основным курсом лечения Зависит от назначения врача, между курсами должны быть перерывы

При каких симптомах Принимают в качестве профилактики, при слабых болях При обострении, серьезных болях

Возраст респондентов Чаще женщины 25—40 лет Мужчины и женщины в возрасте 41—55 лет

Препараты (по убыванию предпочтений) Альмагель, Маалокс, Мезим форте, Гевискон, Смекта, Ренни, Ранитидин, Гастал, Фосфалюгель, Фестал, Но-шпа Омез и другие препараты омепразола, Квамател Дюспаталин, Де-Нол, Париет, Нексиум, Лосек, Церукал, Тримедат, Креон

Источник: Battersea Power Marketing, опрос с участием 753 респондентов, совершивших покупку гастроэнтерологических препаратов за последние полгода и проживающих на территории РФ в городах с населением более 300 тыс. человек

таблиц^4 Оценка распределения запросов посетителей и готовность провизоров переключать пациентов

на другие препараты (по группам ЛС)

Покупатели чаще Готов переключить с препа-

Группа ЛС называют называют рата первоначального

препарат* симптом* запроса на другое ЛС**

Средства от боли в горле 14,7 82,8 68,5

Средства против кашля 13,5 82,5 67,9

Средства против простуды и гриппа 19,3 74,9 66,8

Успокаивающие средства 18,3 74,3 60,8

Обезболивающие кремы и мази 26,5 66,8 63,0

Препараты для укрепления иммунитета 21,6 66,5 53,7

Витамины 21,3 66,5 65,2

Противогрибковые препараты 27,3 66,2 55,3

Средства против насморка 31,5 63,7 69,2

Жаропонижающие средства 34,4 60,4 61,5

Средства для лечения геморроя 33,6 60,1 50,0

Препараты для снижения массы тела 32,8 59,7 49,7

Препараты, регулирующие равновесие кишечной флоры 31,7 59,6 60,4

Противодиарейные средства 35,3 59,1 57,1

Средства для лечения угревой сыпи (акне) 36,1 57,8 51,2

Витамины для детей 33,2 57,4 56,7

Лечебная косметика 36,7 50,9 47,6

Антациды 43,0 50,3 54,0

Средства против варикозного расширения вен 44,9 50,0 50,1

Анальгетики 48,2 47,2 58,4

Препараты, влияющие на моторику ЖКТ 54,8 39,9 42,4

Антиаллергические препараты 57,2 38,2 54,4

Дерматологические препараты 62,1 33,0 33,7

НПВС 65,0 30,5 49,4

Хондропротекторы 65,4 29,1 38,1

* По данным провизоров (%), отметивших каждый вариант.

** По данным провизоров (%), отметивших готовность к переключению.

Источник: Synovate Comcon. Pharma-Q «Мнение провизоров/фармацевтов», весна 2015 г.

ДЕКАБРЬ 2 0 15

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

таблиц^5 Приоритетные рекомен-

дации провизоров при обращении

покупателей с симптомами

заболеваний ЖКТ

ЛС Доля провизоров*

Изжога

Ренни 40,1

Гевискон 17,0

Гастал 14,1

Маалокс 11,4

Диарея

Имодиум 59,2

Лоперамид 9,2

Энтерофурил 7,1

Лопедиум 6,4

Запоры

Дюфалак 34,7

Гутталакс 13,7

Микролакс 9,0

Сенаде 7,8

Чувство тяжести в желудке

Мезим форте 36,6

Мотилиум 22,2

Креон 17,3

Вздутие живота/метеоризм

Эспумизан 74,1

Мотилиум 10,2

* Отметивших, что они рекомендуют в первую очередь этот бренд при обращении покупателей с указанным симптомом, %.

Источник: Synovate ^готот Pharma-Q «Мнение провизоров/ фармацевтов», весна 2015 г.

Основными причинами переключения на другие препараты они назвали: + неудобство применения, обусловленное его длительностью или приемом ЛС в строго установленное время (например, за 30—40 мин до или через 1 ч после еды), а также необходимостью точного следования режиму1;

4 неприятная консистенция, например, некоторые пациенты не готовы принимать препараты в виде геля, другие не могут проглотить таблетку без запивания, кому-то трудно разводить и пить суспензию;

4 неуверенность в эффективности; ф высокая стоимость;

1 Согласно опросу, проведенному компанией Battersea Power Marketing, более 80% респондентов принимают в среднем два и более препарата для лечения гастроэнтерологических заболеваний. Основным неудобством для них является необходимость ношения с собой сразу нескольких препаратов (отметили 38% респондентов).

4 рвотный рефлекс, вызванный вкусом препарата.

«Провизоры довольно активны в «переключениях» первоначального запроса покупателя на другой препарат, — констатируют в Synovate Comcon. — Это отмечает примерно половина перво-стольников».

• «ПРОСТЫЕ»

И «СЕРЬЕЗНЫЕ» ПРЕПАРАТЫ

По мнению Татьяны Стародубцевой, директора по маркетинговым исследованиям компании Battersea Power Marketing, в сознании потребителей все препараты для лечения ЖКТ подразделяются на 2 группы: «простые, скоропо-мощные» препараты и «серьезные». «Простые» применяются при «болях в животе» разного характера. От них ждут только снятия симптомов, причем быстрого (в течение получаса — часа). Примером может служить группа анта-цидов. «Серьезные» препараты принимаются при обострении хронических заболеваний и/или длительных, изматывающих, сильно выраженных болях. В данном случае пациент рассчитывает не просто на снятие симптома, а на устранение причины заболевания. Такие ЛС принимаются курсом, в течение длительного времени, быстрого эффекта от них не ждут (табл. 3).

• СИМПТОМ ИЛИ НАИМЕНОВАНИЕ?

Обращаясь к фармацевту, посетитель называет либо симптом, либо конкретное наименование препарата. Большинство опрошенных сотрудников аптек отметили, что при диарее покупатели чаще указывают симптом. В случае нарушений, при которых показано назначение антацидов, количество обращений с указанием симптома и наименования препарата примерно одинаково, а при запросе препаратов, влияющих на моторику ЖКТ, — небольшой перевес в сторону торговых наименований (табл. 4).

Анализ рекомендаций первостольни-ков, к которым обращается посетитель, называющий симптом, показал, что зачастую они ограничиваются одним препаратом-лидером. Например, при обращении покупателей с симптомом «из-

кроме того...

ВОЗ присвоила МНН российскому лекарственному средству

Всемирная организация здравоохранения присвоила международное непатентованное наименование (МНН) бовгиалуронидаза азоксимер (bovhyaluronidase azoximer) российскому активному веществу препарата Лонгидаза. Данное лекарственное средство, разработанное НПО «Петровакс Фарм», с 2005 г. применяется в России и странах СНГ для профилактики и комплексного лечения гиперплазии соединительной ткани, в т. ч. при воспалительных заболеваниях органов малого таза, спаечной болезни, бесплодии, вызванном непроходимостью маточных труб, простатите, рубцовых деформациях кожи и других патологиях. Российский препарат вошел в последнюю редакцию перечня МНН ВОЗ — выпуск №3 WHO Drug Information за 2015 г.

Охват российских пациентов антиретрови-русной терапией увеличится до 60%

В 2016 г. охват российских пациентов с ВИЧ-антиретровирусной терапией составит не менее 60%. Об этом заявила министр здравоохранения РФ Вероника Скворцо-ва в ходе Всероссийского дня тестирования на ВИЧ. По словам главы Минздрава, в 2014 г. АРВТ-препараты получали 23% ВИЧ-инфицированных россиян. Доведя этот показатель до 60—80%, российская система здравоохранения сможет переломить эпидемиологическую ситуацию в стране в течение двух-трех лет, подчеркнула министр. По официальным данным на 1 ноября 2015 г., число зарегистрированных случаев ВИЧ-инфекции в РФ достигло 986 тыс. Заболеваемость ВИЧ с января по октябрь возросла на 12% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года. Согласно новым рекомендациям ВОЗ по лечению ВИЧ-инфекции, антиретровирусную терапию необходимо назначать всем без исключения пациентам как можно раньше после выявления у них ВИЧ-инфекции.

тАвлиц^б Наиболее востребованные препараты, применяемые

для лечения нарушений ЖКТ*

Количество Доля

Препарат респондентов (всего 959 человек) респондентов в %

Но-шпа 603 62,9%

Мезим форте 582 60,7%

Но-шпа форте 196 20,4%

Мотилиум 180 18,8%

Ни один из перечисленных

(другие препараты) 145 15,1%

Церукал 66 6,9%

Бактистатин 45 4,7%

Мотилак 34 3,5%

Дюспаталин 23 2,4%

Тримедат 22 2,3%

Спазмонет 20 2,1%

Метеоспазмил 16 1,7%

Спазмонет форте 16 1,7%

Мукофальк 14 1,5%

Энтеросан 11 1,1%

Пассажикс 10 1,0%

Ганатон 8 0,8%

Ирмалакс 7 0,7%

Бетамакс 5 0,5%

Итомед 5 0,5%

Неоинтестопан 4 0,4%

Галидор 3 0,3%

* При ответе на вопрос: «Какие из перечисленных препаратов вы принимали сами или давали членам семьи для решения различных проблем с желудочно-кишечным трактом за последние полгода?»

Источник: Battersea Power Marketing, опрос с участием 959 респондентов в возрасте 25—45 лет, проживающих в городах РФ с населением свыше 300 тыс. человек

жога» 40% фармацевтов рекомендуют Ренни, при диарее — почти 60% советуют приобрести Имодиум. При вздутии живота (метеоризме) 74% провизоров рекомендуют Эспумизан. В других случаях разрыв между рекомендациями препарата-лидера и других торговых наименований не так велик. Например, посетителю, который пришел с жалобой на чувство тяжести в желудке, 36% специалистов рекомендуют Мезим форте, 22% — Мотили-ум, еще 17% — Креон (табл. 5). Согласно данным Battersea Power Marketing, при выборе препаратов для лечения нарушений ЖКТ потребители отдают предпочтение ЛП Но-шпа и Мезим форте. На это

указали около 63% и почти 61% респондентов соответственно (табл. 6). Одними из наиболее частых причин обращения пациентов в аптеки являются симптомы гастроэнтерологических заболеваний. Ассортимент препаратов для лечения этих состояний весьма широк, и посетители в большинстве случаев обращаются за помощью к работникам первого стола, полагаясь на их компетентность и рассчитывая на грамотный совет. Но в ряде случаев симптомы ЖКТ могут свидетельствовать о серьезных нарушениях. Задача фармацевта — отправить такого больного за консультацией к врачу. ^

Редакция благодарит Юлию КОЛОСКОВУ, старшего руководителя проектов Synovate Comcon, и Татьяну СТАРОДУБЦЕВУ, директора по маркетинговым исследованиям компании Battersea Power Marketing, за помощь в подготовке данного материала.

кроме того...

Великобритания отказалась от закупок орфанного препарата

Национальный институт здравоохранения и качества медицинской помощи Великобритании (NICE) признал нецелесообразной закупку государством орфанного препарата Strensiq (асфотаза альфа), разработанного американской биотехнологической компанией Alexion и предназначенного для лечения перинатальной, детской и ювенильной гипофосфата-зии. В пресс-релизе научного учреждения, отвечающего за оценку экономической целесообразности применения новых ЛС и методов лечения, не ставится под сомнение эффективность Strensiq, однако подчеркивается, что его стоимость оказалась слишком высокой для британской системы здравоохранения. Цена годового курса препарата составляет около 367 тыс. фунтов (552 тыс. долл.) за годовой курс лечения. Пациентам с гипофосфатази-ей необходимо принимать его пожизненно.

Eli Lilly отказалась от разработки инсулина пеглиспро

Фармацевтическая компания Eli Lilly сообщила о намерении отказаться от дальнейших исследований базального инсулина пеглиспро (peglispro). Согласно официальному пресс-релизу, решение было принято после серии консультаций с независимыми экспертами и представителями регуляторных органов. Весной текущего года были опубликованы результаты исследования III фазы, показавшего преимущество пеглиспро по ряду показателей в сравнении с инсулином гларгином. В то же время у пациентов, получавших экспериментальный препарат, было отмечено накопление жиров в клетках печени. Серьезных патологий печени в ходе исследования зафиксировано не было, однако в связи с потенциально опасным эффектом терапии подача заявки на регистрацию препарата была отложена до конца 2016 г. Согласно заявлению Eli Lilly, проведенные консультации показали, что дальнейшие исследования пеглиспро займут длительное время и потребуют значительных инвестиций при отсутствии гарантий того, что лекарство когда-либо удастся вывести на рынок.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.