Евгений Кащенко: «в сексологии каждый
случай требует индивидуального подхода»
РЕМЕОШМ
Эректильная дисфункция — одна из наиболее распространенных проблем сексуального характера, которые могут возникнуть у мужчин. В настоящее время она нередко диагностируется уже в возрасте 20—30 лет и оборачивается для человека настоящей трагедией. О роли сексуальной культуры в поддержании мужского здоровья, о разнообразии подходов к решению деликатной задачи и роли медикаментозной терапии в сохранении гармонии межполовых отношений рассказывает доктор социологических наук, профессор, заведующий кафедрой междисциплинарной сексологии ГЭТИ, ученый секретарь Российского научного сексологического общества (РНСО) Евгений Кащенко.
СЕНТЯБРЬ
30
— Евгений Августович, за несколько десятилетий в нашей стране
пройден путь от«секса у нас нет, и мы с ним боремся» до фактического признания и одобрения подросткового секса. Почему отношение к этой сфере столь разнится в разных культурных, политических, религиозных системах? Что такое культура секса в современном понимании? — Во-первых, стоит оговориться, что популярное слово из 4 букв и сексуальность не одно и то же. СМИ муссируют вместе с обывателями термин «секс» и не знают или не имеют желания разобраться в понятии «сексуальность». Между тем секс — это банальный физиологический акт, а сексуальность — стержневой аспект человеческого бытия, по определению ВОЗ. Поэтому и разнится отношение к сексуальности в зависимости от экономических, политических, психологических, социокультурных и иных условий и потребностей каждого общества или человека и в разное время. А сексуальные телодвижения или то, что привычно для всех — секс, выполняются традиционно, по-дедовски.
— Сегодня, когда любая информация о сексуальных взаимоотношениях широко доступна и открыто обсуждается, на индивидуальном уровне возникновение проблем в этой сфере заставляет человека остро чувствовать свою неполноценность и одиночество. Чем объясняется это противоречие?
— Одиночество и неполноценность появляются от иных причин, сексуальные проблемы только усугубляют их. В том, что современным людям легко найти достоверную, научную и объективную информацию о сексуальности, я глубоко сомневаюсь. С появлением закона РФ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» с 2013 г. с детьми и подростками могут общаться на интимные темы только родители. А они в большинстве своем, к сожалению, сексуально неграмотны. Повсеместно основной источник информации — Интернет. А в нем преобладает порнографический видеоряд. Вот эти картинки и губят женскую и мужскую психику, зачастую выдавая желаемое за действительное, порождая сексуальные комплексы и
ломая традиционные парные отношения. Еще проблема: распространено пошлое, вульгарное отношение к победам на половом фронте, процветает культ «стерв» и «мачо». В этой атмосфере можно остро почувствовать свою неполноценность и одиночество.
— Почему именно для мужской
части населения опасения оказаться «бессильным»способны стать мощнейшими факторами стресса, оборачивающимися серьезными психофизиологическими расстройствами?
— Прежде всего, потому, что мужчина без эрекции — не мужчина, зачастую, слова «мужчина» и «эрекция» — синонимы. Мужчина ощущает себя сильным и мужественным тогда, когда обладает хорошо функционирующим половым членом или способностью проводить эффективное соитие. От приматов, отпугивающих фаллосом врага, идет древняя традиция признания превосходства над окружающими мужчины с могучим половым членом.
Есть еще одна составляющая, имеющая психосоциальную природу и активно заявившая о себе в конце прошлого века. Современные мужчины в большинстве своем воспитаны мамами, нередко в неполных семьях. Реальное общение с противоположным полом у поколения «у» и <Ф> заменил Интернет. В результате — неуверенность и неверие в свои силы либо агрессия. Третья причина заключена в женщинах-партнершах. Они сегодня стремятся к равноправию во всем, включая сексуальные отношения. Но забывают милые дамы, что мужчинам для подтверждения своей мужественности необходима стойкая эрекция, а женщинам в интимной ситуации достаточно только любрикации (или банальной смазки).
ЕВГЕНИЙ КАЩЕНКО: «КАЖДЫЙ СЛУЧАЙ ТРЕБУЕТ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПОДХОДА»
ршшиим
СЕНТЯБРЬ 2 0 15
31
Сексуальная безграмотность толкает мужчин к тому, что один неутешительный опыт они распространяют на остальных женщин. И живут в страхе сексуальной неудачи годами. Отсутствие стойкой эрекции ведет их к психосексуальным расстройствам, трудностям, проблемам.
— Что такое медицинская норма
в отношении потенции и в чем заключается сексуальное здоровье мужчины по мнению психотерапевтов?
— Понятие нормы многообразно. Есть норма социологическая, культу-ральная, сексологическая, возрастная, национальная и много других. В быту XXI в. сложилась статистическая норма, корни которой уходят в середину ХХ века, когда А. Кинзи подсчитал, что 2 половых акта в неделю являются среднестатистической нормой для американцев. В нашей стране подобными исследованиями никто не занимался, но желание соответствовать объявленной «нормальной цифре» появилось. Между тем у каждого человека свои, индивидуальные потребности. Кому-то хорошо раз в месяц, кому-то — раз в год, а кому-то — раз в час.
У сексологов существует для определения сексуальной активности шкала векторного определения половой конституции мужчины, согласно которой она оценивается от чрезвычайно слабой (очень слабая; слабая; несколько ослабленный вариант средней; средняя; сильный вариант средней; очень сильная) до чрезвычайно сильной. Урологи применяют шкалу из четырех степеней твердости эрекции, которая зависит от уровня тестостерона в крови. Однако концентрация на физиологических показателях не позволяет эффективно оценить сексуальную функцию мужчины. Потенция мужчины не может служить показателем сексуального здоровья из-за сильной подверженности колебаниям в зависимости от таких разнообразных факторов, как время суток, возраст, период до и после принятия пищи, различные партнерши, прием лекарственных препаратов. Сексуальную активность лучше
рассматривать с учетом статистических, юридических, возрастных, религиозных, национальных, принятых, допустимых, условных, установленных и прочих норм. Каждый конкретный случай требует комплексного подхода и изучения, к примеру, с позиций тривиумальной концепции сексуальности, где одновременно учитываются соматосексуальное, психосексуальное и социокультурные направления полового развития человека.
— Какими должны быть действия современного человека, обнаружившего изменения в своей половой функции? Как разграничиваются сферы ответственности урологов и сексологов? И разграничиваются ли они?
— С появлением неясного или непонятного состояния в интимных отношениях у одного из партнеров следует обращаться к врачу-сексологу или психологу-сексологу. К сожалению, таких специалистов в нашей стране чуть больше ста. Урологам, андроло-гам, гинекологам не читают курса по сексологии, их не учат психологическому консультированию в сексологии. Поэтому к ним стоит обращаться с типичными проблемами по специальности каждого врача. Обнаружить изменения в собственной сексуальной активности и выявить симптомы эректильной дисфункции мужчина может в силу разных причин: смены партнерши, старения, появления нового заболевания, изменения взглядов на жизнь, привычки в общении с одной и той же партнершей, темперамента, религиозных убеждений, усталости, депрессии... Эти факторы влияют на сексуальную активность как одного мужчины, так и пары. Парность наряду с этапностью, комплексностью, индивидуальным подходом является основным принципом в лечебно-реабилитационных мероприятиях сексолога.
— Какие методы немедикаментозной коррекции эректильной
дисфункции вы считаете наиболее приемлемыми и эффективными?
— Для начала хочется заметить, что причины эректильной дисфункции в большинстве случаев имеют психогенный характер, хотя и делятся традиционно на несколько групп: ситуационные, травмирующие переживания, проблемы полового партнерства, психологические особенности мужчин, психические состояния и психические расстройства. Многообразие форм эректильной дисфункции описано в МКБ-10. В клинической практике врача-сексолога выделяют четыре основные формы нарушений эрекции. Во-первых, мнимая гипоэрекция, проявляющаяся колебаниями эрекционной функции, вызванными физиологическими факторами: возрастом, нарушением ритма половой активности, сменой партнерши, перенесенными соматическими заболеваниями в острой и подострой фазе, переутомлением, конфликтами в семье, дефектами сексуального образования и сексуальными дефектами партнерши. Затем — избирательная гипоэрекция, предполагающая устойчивое ослабление адекватных эрекций, когда половой акт невозможен или затруднен только с определенной партнершей или в определенной обстановке. Третья форма — относительная гипоэрек-ция. В этих случаях наблюдается устойчивое снижение интенсивности эрекции, когда достаточное для осуществления интроитуса качество эрекции достигается только благодаря местным манипуляциям с мужскими гениталиями. И четвертая форма — абсолютная гипоэрекция, т. е. устойчивое снижение ее интенсивности, создающее непреодолимые препятствия для интроитуса, несмотря на местные манипуляции и альтернативные формы сексуальной стимуляции. Наиболее типичные реакции при нарушении сексуальной функции у мужчин появляются при сексуальной дисгармонии супружеской пары и проявляются в изменении коиталь-ной позы, снижении частоты половых актов, вплоть до избегания половой активности. При психической декомпенсации появляются страх, тревога, растерянность, снижение качества и ценности жизни.
НОЗОЛОГИИ.
32 |с2ЕН„75Ь|РЕМтииМ
Лечение эректильной дисфункции психогенного характера оптимистично при следующих признаках: наличие спонтанных эрекций во сне и сразу после пробуждении; присутствие эрекции при мастурбации; возникновение эрекции при эротических ласках, но ослабление ее при ин-троитусе; появление эрекции в ситуациях, провоцирующих сексуальное возбуждение, если мужчина исключает для себя возможность половой близости; избирательность эрекции (наличие ее с конкретной партнершей или в определенной ситуации). Все это учитывается современными врачами-сексологами и психологами-сексологами при выборе психотерапевтических методов, приемов и упражнений по коррекции каждой из форм эректильной дисфункции. Идеального метода нет, и в зависимости от принадлежности к психологическим школам, опыта работы и мастерства сексологи используют наиболее близкие им приемы. По моему мнению, в психотерапевтической работе наиболее эффективно сочетание методов рациональной и поведенческой терапии (например, беседа, релаксационный тренинг и десенсибилизация) с секс-терапией. Они вполне удачно дополняют друг друга и ведут к качественному результату.
— Евгений Августович, в каких
случаях необходимо применение фармакотерапии? — Прежде эректильная дисфункция носила грозное имя «импотенция». Сегодня большинство специалистов понимают, что отсутствие или слабая эрекция — еще не окончательный приговор мужчине. Однако этот термин выступает синонимом слабости и вырождения мужчины, устойчиво сохраняясь на бытовом уровне и в рутинной практике СМИ. При решении вопроса о фармакотерапии специалисты-сексологи используют классификацию Г. С. Василь-ченко от 1990 г. в зависимости от этиологии и ведущего синдрома. Все расстройства в ней объединены в четыре основные группы: расстройства ней-рогуморальной составляющей (задержки и асинхронии полового раз-
вития, инволюция, эндокринопатии и последствия гормонотерапии); расстройства психической составляющей (психогении, личностные аномалии, органические и эндогенные психические заболевания); расстройства эрек-ционной составляющей (аномалии развития и заболевания полового члена, сосудистые, спинальные и проводниковые расстройства); расстройства эякуляторной составляющей (синдром парацентральных долек, урологические заболевания, спинальные и проводниковые расстройства). В каждом конкретном случае врач-сексолог принимает решение о лекарственной терапии. В арсенале средств лечения эректильной дисфункции вазоактив-ные препараты общего и селективного действия, адаптогены, витамины, йохимбина гидрохлорид, антидепрессанты или транквилизаторы, ноотро-пы, нейролептики, заместительная гормональная терапия андрогенами. По мнению многих отечественных сексологов, фармакологические средства при ЭД уместны при задержке пубертата, наличии синдрома инволюционного снижения. Назначение тестостерона оправданно только при снижении его уровня в крови, а применение психотропных препаратов показано при выраженных невротических и аффективных расстройствах с учетом их ингибирующего воздействия на эрекцию. При их применении также необходим контроль уровня пролактина в крови. На фармацевтическом рынке сегодня присутствуют препараты из группы ингибиторов фосфодиэстеразы типа 5 (силденафил, тадалафил, варде-нафил). Механизм их действия заключается в усилении при сексуальном возбуждении расслабляющего действия на кавернозные тела оксида азота путем ингибирования ФДЭ-5 и повышения концентрации цГМФ. В частности, силденафил (Олмакс Стронг) обладает хорошим клиническим эффектом, оказывающим неоценимое воздействие на поддержа-
1 Теория и практика психологического консультирования в сексологии. Сборник статей под ред. Кащенко Е.А. Воронеж : ИПЦ «Научная книга», 2011: 346. Кащенко Е.А. Откровенный разговор про это с теми, кому за. Е.А. Кащенко, А.Н. Котенева, Ю.П. Прокопенко . - М: ЭКСМО, 2014: 384.
ние мужской потенции. Как порой говорят журналисты: «силденафил произвел революцию на сексуальном поле». До его появления большинство пациентов не могли получить действенную помощь при диагнозе эрек-тильной дисфункции. Решилась задача, о которой мечтали веками: принял таблетку, и ты — орел! Опыт консультирования отечественных сексологов говорит и о ментальной функции препаратов этой группы, когда от одного осознания того, что после приема препарата эрекция не подведет, пациент увереннее ее реализовы-вает.
— Как соотносятся сексуальная
культура и профилактика эрек-тильной дисфункции? — Появившийся в медицинской литературе в конце прошлого столетия термин «эректильная дисфункция» сейчас стал универсальным в оценке сексуального поведения мужчин. Клиническая практика показывает, что эректильная дисфункция является доминирующим мужским сексуальным расстройством наряду со снижением сексуального влечения. Ежегодно в России проводятся научные конференции урологов и сексологов (совместно и порознь) на тему мужского здоровья и долголетия, где уделяют внимание этой теме. Появляются эпизодически научные статьи в специализированных журналах и книги по проблемам эректильной дисфункции1. Урологам читаются лекции о психогенных аспектах эрек-тильной дисфункции, и сами они выступают на эту тему на междисциплинарных конференциях. Однако профилактикой ЭД в нашей стране занимаются в основном сами мужчины, если не забывают об этом в бурной своей жизни. Чаще ситуация пущена на самотек: получается — хорошо, не получается — что поделать... Тем не менее я продолжаю желать российским мужчинам поддержания регулярной половой жизни — основы сексуального долголетия!
Беседовала Ирина ФИЛИППОВА,
«Ремедиум» 1