Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ ПРЕДСОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ СИТУАЦИИ У ГРЕБЦОВ-АКАДЕМИСТОВ РАЗЛИЧНЫХ ТИПОВ ТЕМПЕРАМЕНТА'

ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ ПРЕДСОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ СИТУАЦИИ У ГРЕБЦОВ-АКАДЕМИСТОВ РАЗЛИЧНЫХ ТИПОВ ТЕМПЕРАМЕНТА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
11
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕМПЕРАМЕНТ / ПРЕДСОРЕВНОВАТЕЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ / ГРЕБЦЫ-АКАДЕМИСТЫ / TEMPERAMENT / PRECOMPETITIVE SITUATION / THE ROWERS-ACADEMICS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Павленкович С.С.

Статья посвящена изучению особенностей проявления темперамента как свойства личности у гребцов-академистов юношеского возраста. Показано, что личностно-типологические особенности спортсменов определяют характер их поведения в спортивной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Павленкович С.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PECULIARITIES OF PERCEPTION OF THE PRECOMPETITIVE SITUATION, ROWERS-ACADEMICS DIFFERENT TYPES OF TEMPERAMENT

The article is devoted to the study of the features of the manifestation of temperament as a property of personality in rowers-academicians of youth. It is shown that personality and typological features of athletes determine the nature of their behavior in sports activities.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ ПРЕДСОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ СИТУАЦИИ У ГРЕБЦОВ-АКАДЕМИСТОВ РАЗЛИЧНЫХ ТИПОВ ТЕМПЕРАМЕНТА»

УДК 159.9:796.05

Павленкович С.С., к.биол.н.

доцент

кафедра теоретических основ физического воспитания ФГБОУВО «Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского»

Россия, г. Саратов ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ ПРЕДСОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ СИТУАЦИИ У ГРЕБЦОВ-АКАДЕМИСТОВ РАЗЛИЧНЫХ ТИПОВ ТЕМПЕРАМЕНТА

Аннотация: статья посвящена изучению особенностей проявления темперамента как свойства личности у гребцов-академистов юношеского возраста. Показано, что личностно-типологические особенности спортсменов определяют характер их поведения в спортивной деятельности.

Ключевые слова: темперамент, предсоревновательная ситуация, гребцы-академисты

Pavlenkovich S.S.

Saratov State University, Russia, Saratov PECULIARITIES OF PERCEPTION OF THE PRECOMPETITIVE SITUATION, ROWERS-ACADEMICS DIFFERENT TYPES

OF TEMPERAMENT

Abstract: the article is devoted to the study of the features of the manifestation of temperament as a property of personality in rowers-academicians of youth. It is shown that personality and typological features of athletes determine the nature of their behavior in sports activities.

Keywords: temperament, precompetitive situation, the rowers-academics

Академическая гребля - вид спорта, развивающий у спортсменов выносливость, силу воли, высокую работоспособность и терпение, закаляющий характер и силу духа. Спортивные победы в академической гребле способствуют развитию физического состояния и личностных качеств занимающихся [3, 4].

В настоящее время тренировочная и соревновательная деятельность гребцов-академистов протекает на фоне значительных эмоциональных и психических нагрузок [8]. Поэтому индивидуальный подход к подготовке спортсмена, в основе которого лежит знание особенностей его психики, заслуживает самого пристального внимания, так как именно он содержит еще не использованные резервы повышения эффективности обучения и тренировки в спорте [1, 2, 5]. При этом возрастает зависимость эффективности деятельности от индивидуальных свойств нервной системы и темперамента спортсмена [7, 9].

Цель исследования - изучение особенностей восприятия

предсоревновательной ситуации у гребцов-академистов 15-19 лет различных типов темперамента.

Диагностика психологических особенностей темперамента гребцов осуществлялась на основании тестовых методик Б.Н. Смирнова, А. Белова. Исследование особенностей восприятия спортсменом предсоревновательной ситуации и его состояние перед ответственным стартом проводили по методике Ю.Л. Ханина. Устойчивость к стрессу изучали с помощью теста М. Люшера [6].

Контингент обследованных составили 24 спортсмена в возрасте 15-19 лет, занимающихся академической греблей на базе физкультурно-оздоровительного комплекса «Центральный» г. Энгельса Саратовской области с марта 2016 по март 2018 года. Всего было обследовано

В соответствии с доминированием того или иного типа темперамента гребцы-академисты были распределены на 3 группы: 1 группа - с холерическим (33%) темпераментом; 2 группа - с сангвиническим (42%) темпераментом; 3 группа - флегматическим (25%) темпераментом (табл. 1).

Таблица 1

Средние показатели преобладающего типа темперамента

у гребцов-академистов по методике А. Белова, %_

Группы обследуемых Тип темперамента

холерик сангвиник флегматик меланхолик

1 группа (п=8) 36,1±1,4 28,9±1,2 23,4±1,7 11,6±1,5

2 группа (п=6) 20,0±1,9 35,8±0,8 29,8±0,5 14,3±1,4

3 группа (п=10) 22,6±1,1 26,9±0,6 35,8±0,3 14,7±0,9

По показателю экстраверсии-интроверсии выявлено 3 группы спортсменов: экстраверты, интроверты и амбиверты. Причем, среди гребцов-холериков преобладали лица экстравертированного типа личности, среди флегматиков было больше интровертов, у сангвиников превалировали амбиверты.

Среди гребцов-академистов наиболее высокой эмоциональной возбудимостью обладают спортсмены холерического темперамента, эмоциональной уравновешенностью - спортсмены-сангвиники (табл. 2).

Самый низкий показатель темпа реакции обнаружен у гребцов -флегматиков. В группе сангвиников и холериков реакция у спортсменов практически одинаковая. Наиболее выраженной активностью обладают спортсмены-холерики. У сангвиников и флегматиков она оказалась одинаковой. По шкале искренности показатели у всех спортсменов выше 13 баллов, что свидетельствует о высокой надежности результатов исследования.

Лицам холерического темперамента свойственны высокие показатели энергичности, темпа и эмоциональности при средних показателях

пластичности; о флегматическом темпераменте свидетельствуют низкие значения изучаемых показателей; на сангвинический темперамент указывают среднеразвитые показатели по всем его свойствам.

Таблица 2

Средние показатели свойств темперамента у гребцов-академистов 15-19 лет по Б.Н. Смирнову в баллах

Группы

Показатели 1 группа 2 группа 3 группа

холерики сангвиники флегматики

Экстраверсия -интроверсия 17,6±1,4 14,5±1,3 9,7±0,5*

Ригидность -пластичность 7,9±1,1 6,5±1,9 10,7±1,0

Эмоциональная

возбудимость - 15,4±1,4 7,3±1,3* 9,4±0,7*

уравновешенность

Быстрота

реакции - 15,2±1,2 15,0±1,6 9,2±0,8*

медлительность

Активность -пассивность 19,8±1,4 16,3±1,6 16,3±0,6

Шкала искренности 13,1±1,5 13,8±1,8 13,3±1,0

Примечание - * - р<0,05 - различия достоверны относительно показателей гребцов 1 группы с холерическим темпераментом.

За 1 месяц до соревнований наиболее высокая готовность к ответственному старту выявлена у гребцов-сангвиников, на что указывают самые низкие значения показателей уверенности в себе по сравнению с холериками и флегматиками (табл. 3).

Показатель желания участвовать в соревнованиях и их значимость оказался приблизительно одинаковым во всех обследуемых группах. Наиболее высокая самооценка своих возможностей со стороны других спортсменов зафиксирована у холериков. Однако итоговый индекс указывает на среднюю готовность гребцов разных типов темперамента к предстоящему соревнованию.

Таблица 3

Средние показатели восприятия предсоревновательной ситуации _по Ю.Л.Ханину у гребцов-академистов в баллах_

1 группа 2 группа 3 группа

Показатели холе рики сангвиники флегматики

1 этап 2 этап 1 этап 2 этап 1 этап 2 этап

Показатель 2,8 1,75 1,7 0,83 3,2 2,0

уверенности ± ± ± ± ± ±

в себе 0,6 0,4* 0,6- 0,3* 0,6 0,3*

Показатель 3,1 4,25 3,3 4,8 3,7 4,3

восприятия и ± ± ± ± ± ±

оценки 0,4 0,5* 0,5 0,5* 0,4 0,3*

возможностей

соперников

Показатель

желания 3,1 4,5 3,5 5,1 3,3 4,2

участвовать и значимость ± 0,4 ± 0,4* ± 0,5 ± 0,5* ± 0,3 ± 0,4*

соревнования

Показатель зеркальной самооценки спортсмена 1,8 ± 0,5 1,1 ± 0,2* 2,3 ± 0,5 1,0 ± 0,3* 3,5 ± 0,3 2,1 ± 0,3*

Итоговый 10,8 ± 0,7 11,6 ± 1,2 10,8 ± 0,96 11,8 ± 1,44 13,7 ± 0,9 12,6 ± 0,7

Индекс

Примечание - 1 этап - за 1 месяц до соревнований; 2 этап - за неделю до соревнований; * - р<0,05 - различия достоверны относительно показателей 1 этапа; ■ - р<0,05 - различия достоверны относительно показателей холериков.

По результатам повторных исследований за неделю до соревнований зарегистрирована положительная динамика по всем показателям готовности к предстоящему соревнованию во всех исследуемых группах. Отметим, что в группе сангвиников изменения были наиболее существенные.

Исследование уровня стрессоустойчивости по Люшеру за месяц до соревнований не выявили достоверных отличий в показателях у гребцов-академистов с различными типами темперамента. Средние значения суммарного отклонения от аутогенной нормы у всех обследуемых гребцов свидетельствует о благополучном эмоциональном состоянии (табл. 4).

Таблица 4

Средние показатели стрессоустойчивости по М. Люшеру _у гребцов-академистов в баллах_

Группы Показатели

Стресс по Люшеру Суммарное отклонение от аутогенной нормы

1 этап 2 этап 1 этап 2 этап

1 группа холерики 7,35±2,7 19,0±3,4* 17,9±1,5 15,8±1,7

2 группа сангвиники 7,45±3,5 18,0±4,1* 17,0±1,9 18,3±2,2

3 группа флегматики 5,28±2,23 20,4±2,6* 17,9±1,2 16,1±1,0

Примечание - 1 этап - за 1 месяц до соревнований; 2 этап - за неделю до соревнований; * - р<0,05 - различия достоверны относительно показателей 1 этапа; да - р<0,05 - различия достоверны относительно показателей холериков.

За неделю до соревнований резко увеличиваются показатели тревожности по Люшеру, что свидетельствует о снижении уровня стрессоустойчивости, особенно в группе флегматиков.

Средние значения суммарного отклонения от аутогенной нормы у всех обследуемых гребцов указывают на снижение эмоционального состояния у флегматиков и холериков. Причиной психического напряжения может быть сложность стоящей перед ними задачи и неуверенность в возможности ее решения.

Проведенный анализ распределения гребцов с разным типом темперамента по уровням стрессоустойчивости выявил достоверную разницу. За 1 месяц до соревнований наличие стресса выявлено у 62% холериков, 50% сангвиников и 40% флегматиков.

За неделю до соревнований наличие стресса зафиксировано у всех без исключения гребцов. Тем не менее, были установлены различия в уровне стресса у спортсменов типов разных темперамента. Спортсменов с низким уровнем стресса было больше среди сангвиников, со средним - среди флегматиков, а с высоким - среди холериков. Таким образом, спортсмены разных типов темперамента обладают различным уровнем стрессоустойчивости к условиям соревновательной деятельности.

Индивидуальный подход к подготовке спортсмена, основанный на знании особенностей его психики, заслуживает самого пристального внимания, так как именно он содержит еще не использованные резервы повышения эффективности обучения и тренировки в спорте.

Использованные источники:

1. Беспалова Т.А., Царева Н.М. Психологические особенности личности спортсменов // Влияние физической культуры на формирование картины мира ребенка:междунар. межвуз. сб. науч. тр. Саратов, 2012. С.102-107.

2. Беспалова Т.А. Психологическая составляющая в работе тренера по спортивной акробатике // Актуальные проблемы безопасности жизнедеятельности детей и пути их решения: материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Саратов, 2017. С. 54-59.

3. Давыдов, В. Ю. Комплексная оценка спортивного потенциала юных гребцов / В. Ю. Давыдов, А. В. Петряев, И. В. Клешнев // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2006. № 2. С. 14-18.

4. Жданович, В.Н. Морфофункциональные показатели гребцов: критерии отбора / В.Н. Жданович, Н.Э. Пикуза // Проблемы здоровья и экологии; Учреждение образования «Гомельский государственный медицинский университет». 2012. № 3(33). С.18-22.

5. Ларина О.В. Содержание технологии эмоционально-волевой подготовки личности к спортивной деятельности // Современные направления развития системы физкультурного и технологического образования. Саратов, 2016. С.37-41

6. Легурский, К.Е. Методика психодиагностики в спорте / К.Е. Легурский. М.: Физкультура и спорт, 2000. 124 с.

7. Павленкович С.С. Роль индивидуально-психологических особенностей студентов-спортсменов в адаптации к соревновательной деятельности //

Актуальные проблемы и перспективы развития физической культуры и спорта в высших учебных заведениях Минсельхоза России: сборник статей по материалам IV международной, межвузовской учебно -методической и научно-практической конференции. Саратов: Изд-во ООО «Центр социальных агроинноваций СГАУ», 2016. С. 35-39.

8. Павленкович С.С., Беспалова Т.А., Токаева Л.К., Смышляева И.В. Типологические особенности темперамента и свойства нервной системы студентов командных и индивидуальных видов спорта в условиях соревновательной деятельности // Физическая культура, спорт - наука и практика. 2018. № 2. С. 110-116.

9. Родионов, А.В. Психологические аспекты подготовки спортсменов высокого класса / А.В. Родионов, Н.А. Худадов. М.: Физкультура и спорт, 2002. 231 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.