Научная статья на тему 'ПРОЯВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ГРЕБЦОВ-АКАДЕМИСТОВ ГРУППЫ СПОРТИВНОГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НА ЭТАПЕ ПРЕДСОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ'

ПРОЯВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ГРЕБЦОВ-АКАДЕМИСТОВ ГРУППЫ СПОРТИВНОГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НА ЭТАПЕ ПРЕДСОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
144
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
STATE ANXIETY / PERSONAL ANXIETY / SELF-ESTEEM / SELF-CRITICISM / СИТУАЦИОННАЯ ТРЕВОЖНОСТЬ / ЛИЧНОСТНАЯ ТРЕВОЖНОСТЬ / САМООЦЕНКА / САМОКРИТИЧНОСТЬ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Михайлова Т.В., Цуцкова А.С.

Цель исследования - выявить степень выраженности личностных качеств гребцов-академистов в период подготовки к соревнованиям. Методика и организация исследования. В исследовании приняли участие 20 гребцов группы совершенствования спортивного мастерства (15 юношей и 5 девушек) в возрасте от 15 до 18 лет. Исследование проводилось в течение годичного цикла подготовки к первенству России среди юношей и девушек до 19 лет и включало 4 этапа. В конце каждого этапа проводилось контрольное тестирование. Для выявления степени выраженности личностных качеств гребцов применялся опросник Спилбергера-Ханина, тест А.В. Петровского, анкета Я. Стреляу. Результаты исследования и выводы. Значения ситуативной тревожности и личностной тревожности гребцов-академистов от 1-го этапа до 4-го возрастали. И значения самоуважения, самокритики спортсменов возрастали. По мнению авторов, это связано с отсутствием большого спортивного опыта и психологической подготовки спортсменов группы 15-18 лет. Таким образом, тренеры могут более эффективно, с творческим подходом планировать тренировочный процесс с учетом психологических характеристик личности молодых гребцов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Display personality characteristics in rowers of sports perfection group at pre-season stage

Objective of the study was to identify the degree of manifestation of personality characteristics in academic rowers at the pre-season training stage. Methods and structure of research. Sampled for the study were 20 rowers (15 boys and 5 girls) of the sports perfection group aged from 15 to 18 years. The study was conducted during the annual training cycle during the preparation for the championship of Russia and included 4 stages. At the end of each stage, control testing was carried out. To identify the degree of manifestation of the personality characteristics in the rowers, we used the Spielberger-Khanin questionnaire, A.V. Petrovsky test, Y. Strelau Temperament Inventory. Results of the study. The state and trait anxiety rates in the academic rowers increased from the 1st to the 4th stage. While the self-esteem and self-criticism rates decreased. According to the authors, this is due to the lack of considerable sports experience and psychological readiness of the 15-18 year-old athletes. Thus, coaches could plan the training process more effectively and creatively, taking into account the psychological characteristics of the personality of young rowers. Conclusion. The practical significance of the results obtained is in the fact that coaches, having a good knowledge base of personal characteristics of their athletes, could form crews more effectively, choosing the most appropriate roles for the rowers; form in the athletes and manage sustainable motivation; adjust the training plan based on the data obtained, while increasing the effectiveness of the training process.

Текст научной работы на тему «ПРОЯВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ГРЕБЦОВ-АКАДЕМИСТОВ ГРУППЫ СПОРТИВНОГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НА ЭТАПЕ ПРЕДСОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ»

ПРОЯВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ГРЕБЦОВ-АКАДЕМИСТОВ ГРУППЫ СПОРТИВНОГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ

НА ЭТАПЕ ПРЕДСОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

УДК/UDC 797.12

Поступила в редакцию 22.10.2019 г.

Кандидат педагогических наук, профессор Т.В. Михайлова1 А.С. Цуцкова'

Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма (ГЦОЛИФК), Москва

DiSPLAY PERSONALiTY CHARACTERiSTiCS iN ROWERS OF SPORTS PERFECTION GROUP AT PRE-SEASON STAGE PhD, Professor T.V. Mikhailova' A.S. Tsutskova1

'Russian State University of Physical Education, Sport, Youth and Tourism (SCOLIPE), Moscow

Информация для связи с автором: tomriko58@mail.ru

Аннотация

Цель исследования - выявить степень выраженности личностных качеств гребцов-академистов в период подготовки к соревнованиям. Методика и организация исследования. В исследовании приняли участие 20 гребцов группы совершенствования спортивного мастерства (15 юношей и 5 девушек) в возрасте от 15 до 18 лет. Исследование проводилось в течение годичного цикла подготовки к первенству России среди юношей и девушек до 19 лет и включало 4 этапа. В конце каждого этапа проводилось контрольное тестирование.

Для выявления степени выраженности личностных качеств гребцов применялся опросник Спилбергера-Ханина, тест А.В. Петровского, анкета Я. Стреляу.

Результаты исследования и выводы. Значения ситуативной тревожности и личностной тревожности гребцов-академистов от 1-го этапа до 4-го возрастали. И значения самоуважения, самокритики спортсменов возрастали. По мнению авторов, это связано с отсутствием большого спортивного опыта и психологической подготовки спортсменов группы 15-18 лет. Таким образом, тренеры могут более эффективно, с творческим подходом планировать тренировочный процесс с учетом психологических характеристик личности молодых гребцов.

Ключевые слова: ситуационная тревожность, личностная тревожность, самооценка, самокритичность.

Annotation

Objective of the study was to identify the degree of manifestation of personality characteristics in academic rowers at the pre-season training stage. Methods and structure of research. Sampled for the study were 20 rowers (15 boys and 5 girls) of the sports perfection group aged from 15 to 18 years. The study was conducted during the annual training cycle during the preparation for the championship of Russia and included 4 stages. At the end of each stage, control testing was carried out. To identify the degree of manifestation of the personality characteristics in the rowers, we used the Spielberger-Khanin questionnaire, A.V. Petrovsky test, Y. Strelau Temperament Inventory.

Results of the study. The state and trait anxiety rates in the academic rowers increased from the 1st to the 4th stage. While the self-esteem and self-criticism rates decreased. According to the authors, this is due to the lack of considerable sports experience and psychological readiness of the 15-18 year-old athletes. Thus, coaches could plan the training process more effectively and creatively, taking into account the psychological characteristics of the personality of young rowers.

Conclusion. The practical significance of the results obtained is in the fact that coaches, having a good knowledge base of personal characteristics of their athletes, could form crews more effectively, choosing the most appropriate roles for the rowers; form in the athletes and manage sustainable motivation; adjust the training plan based on the data obtained, while increasing the effectiveness of the training process.

Keywords: state anxiety, personal anxiety, self-esteem, self-criticism.

Введение. Личностные особенности спортсменов на современном этапе представляют особый интерес как для отечественных авторов, так и для зарубежных исследователей. Исследованием данной проблемы занимались такие из-

вестные спортивные психологи, как Л. Д. Гиссен, Е. П. Ильин, Б. Огилви, Д. Б. Кретти и др. Б. Огилви, обобщая результаты своих исследований, призывает особое внимание уделять изучению таких качеств, как самоконтроль, уверенность в себе,

эмоциональная устойчивость, сознательность, твердость характера. Е. П. Ильин в своих работах делает больший акцент на исследовании таких личностных качеств, как агрессивность, тревожность, самооценка [3]. Л. Д. Гиссен выделяет такие черты личности, как повышенная эмоциональная устойчивость; независимость, настойчивость в достижении цели; социальная смелость, незаторможенность; спокойная и трезвая уверенность в себе [2].

На наш взгляд, учитывая специфику гребного спорта, а именно циклический характер выполняемой работы и командное взаимодействие, необходимо учитывать следующие качества: тревожность, самооценку и самокритичность. Свойства протекающих нервных процессов, как нам кажется, очень важны для изучения ввиду монотонных объемных тренировочных нагрузок.

Выявление личностных характеристик спортсмена является одним из важных условий формирования мотивации к выполнению длительных нагрузок и позволяет оказывать воздействие на нее. Известно, что мотивация - один из важнейших компонентов, побуждающих к действию, и особенно в спортивной деятельности. Американский психолог Б. Дж. Кретти писал, что тренер должен знать, что именно возбуждает («заводит») конкретного спортсмена в определённый момент.

Таким образом, психологическое обеспечение - сопровождение спортивной деятельности - не менее важно, чем технико-тактическая и функциональная подготовка. Это объясняется тем, что во время выполнения предельных и околопредельных физических нагрузок спортсмены испытывают сильное психическое напряжение.

Актуальность данного исследования заключается в том, что полученные результаты могут быть использованы при разработке более эффективной методики тренировки гребцов-академистов группы спортивного совершенствования и группы высшего спортивного мастерства с учетом индивидуальных особенностей личности спортсменов.

Цель исследования - выявление особенностей и степени выраженности личностных качеств гребцов-академистов при подготовке к соревнованиям и разработка практических рекомендаций по формированию устойчивой мотивации спортсменов к выполнению запланированной нагрузки.

Методика и организация исследования. В исследовании приняло участие 20 спортсменов-гребцов группы совершенствования спортивного мастерства (15 юношей и 5 девушек) в возрасте от 15 до 18 лет. Все гребцы являются представителями Тверской школы гребного спорта. 12 спортсменов - кандидаты в мастера спорта, 8 спортсменов имеют I спортивный разряд.

Исследование проводилось в течение годичного цикла подготовки к первенству России среди юношей и девушек

до 19 лет и включало 4 этапа. В конце каждого этапа проводилось контрольное тестирование.

Методы исследования: изучение литературных источников, математические и статистические методы, опросник Спилбергера-Ханина, тест А. В. Петровского, анкета Я. Стреляу.

Результаты исследования и их обсуждение. В ходе эксперимента с помощъю опросника Спилбергера-Ханина определили состояние тревожности у испытуемых гребцов. Ч. Д. Спилбергер выделил ситуативную (реактивную) и личностную тревожность [7]. Ситуативная тревожность - это реакция субъекта на возникшую в конкретный момент времени ситуацию, характеризующуюся переживаемыми эмоциями (беспокойством, напряжением и т. п.) [1].

Личностная тревожность представляет собой устойчивую индивидуальную характеристику, отражающую склонность субъекта к тревоге, и подразумевает наличие у него тенденции к восприятию внешнего воздействия как угрозу для самооценки, самоуважения. Для определения уровня тревожности нами была использована методика Ч. Д. Спилбергера, адаптированная Ю. Л. Ханиным к русскому языку. Опросник включает 20 вопросов, на которые необходимо дать один из предлагаемых ответов. Уровень тревожности определялся по следующей шкале: высокий уровень - 45 баллов и выше; средний - от 30 до 45 баллов; низкий - до 30 баллов. Результаты тестирования представлены в табл. 1.

Ситуативная тревожность гребцов на 1-м этапе подготовки находилась, как видно из таблицы, на среднем уровне (35,9 балла). В конце втягивающего микроцикла (вторая стадия) значение ситуативной тревожности незначительно выросло, однако показатели оставались на среднем уровне (37,0 балла). А в конце базового микроцикла (3-й этап) отмечается рост ситуативной тревожности (39,3 балла) соответственно. Это повышение, на наш взгляд, связано с психологическим стрессом, вызванным тяжелыми физическими нагрузками. Увеличение показателей тревожности, естественно, связано и с приближением соревнований. По окончании восстановительного микроцикла (4-й этап) значение ситуативной тревожности приблизилось к 40 баллам. Становится очевидным, что спортсмены более подвержены негативным эмоциям за 2-3 дня до соревнований.

При сравнении 1-го и 4-го этапов можно заметить значительное (Р1,4 < 0,001) увеличение ситуативной тревожности. В целом же у гребцов, принявших участие в эксперименте, наблюдался средний уровень ситуативного беспокойства на протяжении всей предсоревновательной подготовки. Мы предполагаем, что значительное повышение реактивной тревожности перед соревнованиями может оказать негативное влияние на результаты спортсменов. Вот почему тренеры должны стараться не допустить увеличения показателей данного фактора. И доля психологической подготовки должна на данном этапе подготовки увеличиться.

Таблица 1. Ситуативная и личностная тревожность гребцов-академистов во время предсоревновательной подготовки

№ Вид тревожности Этап подготовки Ро

1 2 3 4

1 Ситуативная тревожность 35,9 ± 6,09 37,0 ± 6,15 39,3 ± 6,17 40,0 ± 6,14 Р1, 2< 0,05 Р2, 3< 0,05 Р3, 4< 0,001 Р1, 4< 0,001

2 Личностная тревожность 38,3 ± 6,16 - - 39,1 ± 6,02 Р1, 4>0,05

Таблица 2. Самоуважение и самокритика гребцов-академистов во время подготовки к соревнованиям

Личностная тревожность имела среднее значение в течение всей подготовки. Однако, если сравнить 1-й и 4-й этапы, можно заметить незначительное увеличение личностного беспокойства в конце 4-го этапа.

Используя методику А. В. Петровского, нами определялась самооценка личности спортсменов. Испытуемым предлагался набор из 60 личностных качеств. Из этой группы качеств спортсмен должен был выбрать 20 качеств, которые, по его мнению, характеризуют положительные черты его субъективного идеала, то есть черты, которыми он хотел бы обладать. Затем респондент выбирал из этого ряда те качества, которые присущи ему. Количество выбранных для себя качеств делится на общее число качеств (20 качеств). Далее находится коэффициент, характеризующий самооценку личности. Адекватной самооценка считается, когда коэффициент находится в пределах от 0,3 до 0,7. Менее 0,3 - заниженная самооценка, более 0,7 - завышенная самооценка. Самокритичность спортсменами определялась аналогичным способом, только выбирались качества, характеризующие антиидеал [6].

Для исследования таких личностных характеристик гребцов-академистов, как самоуважение и самокритика, нами использовался тест А. В. Петровского [5]. Результаты исследования представлены в табл. 2.

В начале подготовки (1 -й этап) нами отмечались адекватная самооценка и нормальная самокритика у спортсменов. В конце 4-го этапа самооценка также была адекватной и показатели самокритики оставались в пределах нормы. Однако уровень самооценки был немного ниже по сравнению с 1-м этапом, а уровень самокритики, напротив, вырос. Мы предположили, что гребцы, принимающие участие в эксперименте, недостаточно четко оценивают свое функциональное, физическое и психологическое состояния перед соревнованиями.

Анкета Я. Стреляу нами использовалась для изучения нервных процессов у гребцов, и в частности для исследования следующих процессов: силы, подвижности, уравновешенности - использовался опросник Я. Стреляу [4]. Были раскрыты свойства нервных процессов: сила, равновесие и подвижность. Все свойства имели средние значения ( %): сила нервной системы (40,0 ± 15,09), баланс нервных процессов (40,8 ± 12,66), подвижность (37,9 ± 15,78). Мы предположили, что сложно влиять на свойства нервных процессов при подготовке к соревнованиям.

Нами обнаружено, что значения ситуативной тревожности и личностной тревожности гребцов-академистов от 1 -го этапа до 4-го возрастали. И значения самоуважения, самокритики спортсменов возрастали. Мы считаем, что это связано с отсутствием большого спортивного опыта и психологической подготовки спортсменов группы 15-18 лет. Таким образом, тренеры могут более эффективно, с творческим подходом планировать тренировочный процесс с учетом психологических характеристик личности молодых гребцов.

Вывод. Практическая значимость полученных результатов данного исследования заключается в том, что тренер, обладая знаниями о личностных характеристиках своих спортсменов,

может более эффективно заниматься формированием экипажей, выбирая наиболее правильные амплуа для гребцов; формировать устойчивую мотивацию у спортсменов и управлять ею; корректировать тренировочный план, опираясь на полученные данные, повышая при этом эффективность учебно-тренировочного процесса.

Значительно, конечно же, и влияние тренера как личности на воспитание спортсмена. Тренер выступает сильнейшим мотивом активности тренирующихся, а также добросовестности, поддержания длительного интереса к занятиям спортом. Важными характеристиками личности тренера являются: энтузиазм, преданность делу, оптимизм в любых ситуациях, стремление быть эталоном для занимающихся, вера в своих учеников, постоянное стремление к совершенствованию, умение быть гибким и мобильным, требовательным и в то же время уважительным к своим спортсменам.

Таким образом, на основании полученных результатов исследования можно обозначить ряд направлений для формирования устойчивой мотивации гребцов-академистов групп совершенствования спортивного мастерства:

• Формирование у гребцов адекватной самооценки и планирование на основе этого достижимых целей.

• Формирование у спортсменов мотивации на достижение успеха.

• Обеспечение положительного эмоционального фона на тренировочных занятиях и соревнованиях.

• Формирование благоприятных межличностных отношений в команде, в экипаже, между спортсменами и между спортсменами и тренером.

• Обеспечение благоприятного творческого, педагогического сотрудничества тренера со спортсменами. Литература

1. Батаршев А.В. Базовые психологические свойства и самоопределение личности / А.В. Батаршев. - СПб.: Речь, 2005. - С. 44-49.

2. Гиссен Л.Д. Психология и психогигиена в спорте (из опыта работы в командах по академической гребле) / Л.Д. Гиссен. - М.: Советский спорт, 2010. - 154 с.

3. Ильин Е.П. Психология спорта / Е.П. Ильин. - СПб.: Питер, 2016.

- 352 с.

4. Организация и проведение психолого-педагогического исследования: учеб. пособие / под ред. Г.Д. Бабушкина, Е.П. Каргаполова.

- Омск-Ханты-Мансийск, 2001. - 190 с.

5. Петровский А.В. Психология / А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский.

- М.: Академия, 2009. - 512 с.

6. Практикум по психологии состояний: учеб. пособие / под ред. проф. О.А. Прохорова. - СПб.: Речь, 2004. - С. 121-122.

7. Ханин Ю.Л. Психология общения в спорте / Ю.Л. Ханин. - М.: Физкультура и спорт, 1980. - 208 с.

References

1. Batarshev A.V. Bazovyie psikhologicheskie svoystva i samoopredelenie lichnosti [Basic psychological properties and personality self-determination]. St. Petersburg: Rech publ., 2005. pp.44-49.

2. Gissen L.D. Psikhologiya i psikhogigiena v sporte (iz opyita rabotyi v komandakh po akademicheskoy greble) [Psychology and psychohygiene in sports (from experience in rowing teams)]. M.: Sovetskiy sport, 2010. 154 p.

3. Ilyin E.P. Psikhologiya sporta [Sport Psychology]. St. Petersburg: Piter publ., 2016. 352 p.

4. Babushkin G.D., Kargapolov E.P. [ed.]. Organizatsiya i provedenie psikhologo-pedagogicheskogo issledovaniya [Organization and conduct of psychological and pedagogical research]. Study guide. Omsk-Khanty-Mansiysk, 2001. 190 p.

5. Petrovskiy A.V., Yaroshevskiy M.G. Psikhologiya [Psychology]. M.: Akademiya publ., 2009. 512 p.

6. Prokhorov O.A. [ed.].Praktikum po psihologii sostoyaniy [Workshop on state psychology]. Study guide. St. Petersburg: Rech publ., 2004. pp. 121-122.

7. Khanin Yu.L. Psihologiya obscheniya v sporte [Psychology of communication in sports]. M.: Fizkultura i sport publ., 1980. 208 p.

№ Показатели Этапы подготовки Ро

1 4

1 Самооценка 0,49 ±0,11 0,43 ± 0,09 Р1, 4 < 0,05

2 Самокритика 0,32 ± 0,07 0,37 ± 0,07 Р1, 4 < 0,05

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.