ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ ОБРАЗА ВЛАСТИ ГРАЖДАНАМИ В ЗРЕЛОМ ВОЗРАСТЕ
УДК 316.614.6
Построение в России гражданского общества сопровождается развитием политической культуры, соответствующей демократическим приоритетам в формировании современного социума. Известно, что политическая система функционирует эффективно только тогда, когда граждане позитивно воспринимают власть и оказывают ей политическое содействие, но такие «идеальные» взаимоотношения власти и народа характерны скорее для периодов стабильности и зависят от совокупности экономических и социальных факторов, определяющих, в целом, уровень развития политической культуры и политического сознания граждан.
Особый интерес в изучении особенностей восприятия образа власти, на наш взгляд, представляет одна из самых многочисленных по возрастному критерию групп населения нашей страны - люди зрелого возраста. Выбор именно этой возрастной категории как объекта изучения произошел по причине особой внутрилич-ностной ситуации, возникающей в результате наложения кризисов общественных и личностных, что зачастую дает непредсказуемый вектор изменения политико-психологической активности личности. Кроме этого, поскольку данное поколение помнит произошедшую ломку политической системы в нашей стране (1991 год), крушение легенд, старых стереотипов, многих представлений, то очень важно понять, произошла ли политическая ресоциализа-ция у этих граждан и как способствовать оптимизации этого процесса.
Образ нынешней власти формируется у граждан зрелого возраста в условиях политической ресоциализации. Оптимизация процесса ресоциализации возможна за счет изменения информационной политики и социально-ориентированных программ деятельности федеральных, муниципальных органов власти и политических партий с целью оптимизации процесса приобщения
Т.В. БЕЛЫХ
данной категории граждан к новым демократическим ценностям, к новой политической системе, формирования более положительного образа реальной власти, чем образ власти предыдущих лет.
Целью предпринятого исследования является изучение в сравнительном аспекте образа существующей власти и образа идеальной власти у людей в зрелом возрасте.
Данное исследование проводилось в 2008 году среди жителей Ставропольского края. Выборка составила 82 человека, из которых 53 - респондента женского пола, 29 - мужского, в возрасте от 45 до 60 лет. Это люди со средним достатком, имеющие среднеспециальное и высшее образование.
Для проведения исследования использовался опросник «Особенности восприятия образа власти» (Шестопал Е.Б., 2000). Методика «Восприятие реальной и идеальной власти» - модификация методики семантического дифференциала.
Результаты анализа данных опросника «Особенности восприятия образа власти». Первый вопрос носил открытый характер: кто/что есть власть в России? Были получены следующие данные: 52% опрошенных сказали, что это президент. Обнаруживается тенденция персонифицированного восприятия власти. Именно президент является в восприятии граждан субъектом, олицетворяющим власть. По мнению 19% граждан, власть находится в руках олигархов, финансовых групп, 7% сказали, что власть в современной России принадлежит бюрократам. Примечательно, что 12% респондентов не смогли дать ответ, то есть, даже в зрелом возрасте у многих людей нет сформированного понятия о власти, о том, кто её представляет.
Восприятие надежности и уровня доверия к политическим институтам. Ответ на вопрос, у каких политических институтов есть реальная власть в современной России, вторит предыдущему: 81% респондентов выбрали президента России, у
стольких же он вызывает доверие и симпатию. Восприятие значимости судебных органов власти: 39% опрошенных отдали голоса суду и прокуратуре. Примечательно, что 18% граждан видят реальную власть в руках губернатора Ставропольского края. Некоторые из опрошенных, при произнесении слова «власть» ассоциируют ее с олигархами (8% от общего числа опрошенных). Такие политические институты, как муниципальные органы власти, Совет Федерации, политические партии, набрали наименьшее количество голосов.
При определении отношения к отдельным структурам власти мы обнаружили, что отрицательные оценки некоторых ветвей власти явно превосходят положительные. При сравнении законодательных и исполнительных, пропорции явно не в пользу первых. Государственной Думе доверяют 23% опрошенных. К исполнительной власти в целом (включая Правительство и Администрацию президента 34% и 28% соответственно) доверия несколько больше. Показательно то, что такие политические институты, как Администрация края, Администрация города, села мало у кого вызывают положительное отношение и доверие (64% и 57% опрошенных соответственно высказали негативное отношение и недоверие к этим структурам власти).
Тем не менее по результатам опроса можно сказать, что люди готовы подчиняться своему государству. Они признают его власть над собой (76% опрошенных), признают власть закона и начальства (63% и 56% соответственно). Показательно, что лишь четверть респондентов соглашаются принять над собой власть отдельных людей (20% опрошенных), хотя почти втрое больше (56% респондентов) согласятся на это, если этими людьми будут их конкретные начальники.
В ходе реализации опроса респондентам предлагалось ответить на вопрос: «Интересуетесь ли вы политикой в настоящее время?». Данные представлены в таблице 1.
Как видно из таблицы, людей, не интересующихся политикой совсем, нет. Это говорит об обеспокоенности респондентов о своем государстве, о желании знать и быть в курсе политических событий своей страны, что гражданам далеко не безразлична судьба нашей Родины.
Кроме того, данные опросника помогают узнать, с чем ассоциируется у данной группы людей политическая субъектность и по каким критериям они её определяют.
Среди критериев политической субъ-ектности выделялись:
- наличие активного информационного интереса к происходящим политическим событиям вообще и своей страны в частности;
- участие в различных политических акциях, собраниях, митингах;
- сотрудничество с различными общественно-политическими организациями, движениями и другими образованиями;
- руководство общественно-политическими организациями, движениями и тому подобным на региональном и федеральном уровнях;
- участие в деятельности политических партий или общественных движений.
Результаты проведения опроса представлены в таблице 2.
Таблица №2
Факторы, с которыми ассоциируется политическая субъектность в сознании граждан
№ Варианты ответов Выраженность качеств {в %от общего числа опрошенных)
1. С функциональной формальностью данного феномена 3%
2. С представителями политической элиты, органами государственной власти на высшем уровне 29%
3. С руководящими должностями 26%
4. С избирателями (участие в местных, региональных, федеральных выборах) 21%
5. «Затрудняюсь ответить» 21%
Полученные в ходе опроса результаты позволили условно выделить три группы респондентов (деление на высоко-, средне- и низкосубъектных предложено Нестеренко Н.А. [2]) по критерию актуализации в их сознании феномена политической субъектности:
а) высокосубъектные респонденты:
- активно интересуются политическими событиями в стране;
- интересуются научными подходами и практическими разработками в политической сфере;
Таблица №1
Проявление интереса к политике в настоящее время
Утверждения Количество ответивших положительно (в % к общему числу опрошенных)
Очень интересуюсь 7%
Слежу за всеми политическими событиями 14%
Имею общее представление 55%
Мало слежу за политикой 24%
Не интересуюсь политикой совсем -
- активно участвуют в выборах различного уровня;
- участвуют в подготовке и проведении избирательных кампаний;
- некоторые из них являются членами каких-либо политических организаций.
б) среднесубъектные респонденты:
- активно интересуются политическими событиями в стране;
- активно участвуют в выборах различного уровня;
- иногда проявляют интерес к научным подходам;
- не участвуют в подготовке и проведении избирательных кампаний;
- не являются членами какой-либо политической организации.
в) низкосубъектные респонденты:
- иногда интересуются политическими событиями в стране;
- не интересуются научными подходами и практическими разработками;
- редко, но участвуют в выборах различного уровня;
- не участвуют в подготовке и проведении избирательных кампаний;
- не являются членами какой-либо политической организации.
В ходе исследования выявлено отношение граждан зрелого возраста к распаду СССР. Результаты представлены в таблице 3.
Таблица № 3
Оценка гражданами важнейших событий, произошедших после распада СССР
№ События, произошедшие после распада СССР Количество согласившихся с утверждениями (в % от общего числа опрошенных)
1. Падение нравственности, рост преступности и наркомании среди несовершеннолетних 55%
2. Упадок национального самосознания, патриотизма 24%
3. Неподготовленность выпускников школ к ситуации на рынке труда 7%
4. Смена сознания, положительное отношение к свободе, демократии со стороны правительства 14%
Как видно из таблицы 3, наибольшая озабоченность респондентов связана с событиями, негативно отразившимися на нравственном состоянии общества и проявившихся в снижении уровня патриотизма и национального самосознания.
О результатах готовности участвовать в различных формах политической деятельности свидетельствуют данные, приведенные в таблице 4.
Таблица №4
Формы участия граждан в различных видах политической деятельности (в % от общего числа опрошенных)
Формы участия Согласие Несогласие
Голосование 93% 2%
Демонстрация 24% 71%
Забастовка 17% 78%
Участие в выборах как кандидат 12% 83%
Нив чем не готов 5% 90%
Данные таблицы согласовываются с мнением Е.Б. Шестопал, о том, что политическое участие как демократическая ценность является неотъемлемой особенностью группового сознания российских граждан. Хотя активные формы политического поведения остаются достаточно непопулярными [4].
В сознании граждан зрелого возраста мотивы стремления личности к власти имеют следующую иерархию: основным мотивом стремления к власти является материальная составляющая (86% опрошенных), затем - желание командовать, приказывать и управлять (59%), немного уступает позиция самоутверждения, авторитета, уважения, высокого статуса (43%). Выделяется группа респондентов, которые верят, что политики стремятся к власти, дабы принести пользу обществу (17% граждан).
В содержании оценок, которые опрошенные давали власти в настоящее время и в прошлом (в советское время и в эпоху Ельцина), стоит обратить внимание, прежде всего на содержательную сторону этих оценок. По оценкам лидирует советская власть. Хотя абсолютные значения отдельных характеристик не сильно различаются. Снизились такие показатели, как моральная сторона власти (3,3 оценка в советское время и 2,6 оценка нынешней власти), её сила (4,2 и 2,6 соответственно), но зато возросло число оценок по деловым основаниям (от 3,1 в советское время до 3,7 во власти сегодняшней). Это говорит о том, что образ власти становится более инструментальным и менее идеологизированным.
При определении своего отношения к власти разного временного периода выявлены следующие данные (таблица № 5).
Таблица N2 5
Характеристики эмоциональных составляющих образа власти прошлой и настоящей (в % от общего числа опрошенных)
Эмоциональные характеристики образа власти Власть в советское время Власть при Ельцине Власть в настоящее время
Положительный 53% 4% 65%
Отрицательный 12% 77% 11%
Нейтральный 35% 19% 24%
Более половины граждан в зрелом возрасте дали положительные оценки власти советского периода. Ностальгия по молодости, по сильной идеологии, большой сплоченности советского народа, уверенности в завтрашнем дне определяет особенности восприятия власти прошлой и нынешней. Хотя этап «власть в настоящее время» большинством респондентов оценивается как положительный, либо обнаруживается нейтральное отношение.
Оценки существующей власти имеет смысл соотнести с тем, какой власть, по мнению опрошенных, должна стать, чтобы страна осуществляла дальнейшее стабильное и поступательное развитие. Представления о том, какой власть должна быть - когнитивно более богаты, насыщены деталями, менее абстрактны, чем представления о реальной власти. 11% граждан не смогли описать образ существующей власти.
При анализе результатов ответов респондентов по методике «Восприятие реальной и идеальной власти» были получены следующие данные: идеальная власть должна быть - стабильной, справедливой, надежной, честной, компетентной, порядочной, заботящейся о своих гражданах, демократичной, законной, сильной. Характеристика образа существующей власти вызывала у многих респондентов затруднение. Выделились противоположные показатели: 23% опрошенных считают, что нынешняя власть ненадежна, а 20% утверждают обратное; 28% говорят о её нестабильности и 13% считают, что она стабильна; 24% не видят в нашей власти справедливости, а 10% отдали голоса за это качество. Большая часть респондентов подчеркивают в нынешней власти её демократичность, компетентность, открытость.
Сравнение по предложенным показателям идеальной и реальной власти по пятибалльной шкале. Данные приведены в таблице № 6.
Нужно заметить, что люди зрелого возраста в идеальной власти меньше всего оценивают важность демократии. Возможно, именно в ней они видят потерю силы и прочности власти среди народа. Эти данные свидетельствуют о том, что люди в зрелом возрасте с настороженностью относятся к новым демократическим
Таблица N5 б
Оценки характеристик идеальной и реальной власти
Характеристики образа власти Власть в настоящее время Идеальная власть
Надежность 2,5 4,9
Открытость 3 4,7
Правдивость 2,3 4,8
Компетентность 3 4,9
Порядочность 3 4,9
Демократичность 3,7 4,6
Стабильность 3 4,9
Ответственность 3 4,9
Справедливость 2,5 4,9
Забота о гражданах 2,7 4,8
Примечание: выраженность оценок приведена по пятибалльной шкале.
ценностям, поскольку ломка старых стереотипов, ценностных ориентаций, долго формировавшихся в советские годы, не может происходить быстрыми темпами.
На следующем этапе изучалась выраженность ценностных ориентаций граждан зрелого возраста по методике М. Рокича. Для граждан данного возраста важнейшими ценностями являются здоровье, счастливая семейная жизнь, наличие хороших и верных друзей, материально обеспеченная жизнь, интересная работа. Менее значимыми являются жизненная мудрость, уверенность в себе, любовь, активная деятельная жизнь, счастье других. В следующую группу вошли: общественное признание, свобода, продуктивная жизнь, познание, развитие. Самыми незначительными ценностями оказались: красота природы и искусства, развлечения, творчество. Эти данные подтверждают специфику ценностных ориентаций данного возраста. Люди обеспокоены своим здоровьем, счастьем своих детей, внуков, у них есть друзья, дружба с которыми проверена временем, они заботятся о материальном положении своей семьи, им нравится заниматься любимым делом. Респонденты воспитаны, аккуратны, честны с самими собой и с окружающими, исполнительны и ответственны за свои решения и поступки. В целом, по результатам проведенного исследования можно сделать вывод о том, что политическая социализация респондентов происходит по мере развития всех сфер общественной жизни и что граждане зрелого возраста проходят политическую ресоциализацию, приобщаясь к новым политическим ценностям и установкам с демократическим уклоном. Анализируя эмпирические данные, можно сказать, что в настоящее время граждане в возрасте
45-60 лет с трудом могут назвать себя высокосубъектными (скорей среднесубъек-тными или даже низкосубъектными), так как 58% ассоциируют политическую субъ-ектность прежде всего с представителями политической элиты и с руководящими должностями. Респондентов характеризует отрицательное отношение к произошедшим переменам в стране, хотя есть и позитивная тенденция (14% опрошенных высказались за положительное отношение к свободе, демократии со стороны правительства и склонны к более позитивному восприятию перемен, происходящих в российском обществе). Граждане, включенные в процесс ресоциализации не испытывают доверия к большинству политических институтов, что свидетельствует о важности пересмотра информационной политики властными структурами, которая должна учитывать особенности условий социализации и ресоциализации указанной возрастной категории граждан и формировать образ власти на основе повышения степени доверия к институтам власти в массовом сознании граждан. Люди признают над собой власть государства, власть закона и власть начальства, а значит правовое сознание, иерархия властных отношений для них остаются важными социальными ценностями. Этот ресурс доверия должен быть использован при осуществлении более гибкой соци-
альной и информационной поддержки граждан данного возраста. Современный исторический момент дает шанс каждому человеку проявить себя и актуализировать субъектные свойства индивидуальности, зависящие, в том числе и от особенностей процесса политической социализации. Именно в такие исторические периоды создаются условия для более свободного и открытого проявления индивидуальностью волевых, рефлексивных, аналитических возможностей, а, следовательно, возрастает ответственность граждан за свои поступки. Поэтому использование в средствах массовой информации, в социально-ориентированных программах деятельности федеральных, муниципальных органов власти и политических партий целенаправленной информационной политики, направленной на вовлечение граждан зрелого возраста в общественно-политическую, общественно значимую деятельность, обретение в ходе ее реализации личностных смыслов, личностной и групповой значимости, является задачей, решение которой может существенно повысить степень доверия граждан зрелого возраста к институтам власти и способствовать нравственному оздоровлению общества. Так как граждане зрелого возраста остаются носителями ценностных ориентиров - воспитанности, образованности, воли и достоинства личности.
1. Миголатьев А.А., Огнева В.В. Курс политологии. - М.: «Щит-М», 2005.
2. Нестеренко Н.А. Политическая социализация и состояние политической субъектности молодежи в современном российском обществе // Социальная политика и социология, 2005. №1. С.68.
3. Шестопал Е.Б. Образы власти в постсоветской России. - М., 2004.
4. Шестопал Е.Б. Политическая психология: учебник для студентов вузов.- М., 2007.