Научная статья на тему 'Особенности восприятия образа родителей в подростковом возрасте'

Особенности восприятия образа родителей в подростковом возрасте Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1452
216
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДРОСТОК / РОДИТЕЛИ / ОБРАЗ РОДИТЕЛЕЙ / СЕМЬЯ / TEENAGER / PARENTS / PARENTS' IMAGE / FAMILY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Густова Е. А., Губанов А. В., Зверкова С. Н.

Полученные в исследовании данные позволяют сделать вывод, что образы родителей у мальчиков и девочек подросткового возраста, в том числе отдельно образ матери и отдельно образ отца, по ряду показателей не совпадают. При переходе от младшего подросткового возраста к старшему эти образы по ряду показателей изменяются, и эти изменения у мальчиков и у девочек не всегда проходят одинаково

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Perception features of parents’ image in adolescence

The data obtained in the study allow us to conclude that the images of parents in boys and girls of adolescence, including separately the image of the mother and separately the image of the father, do not coincide in a number of indicators. In the transition from early adolescence to older, these images change in a number of indicators, and these changes in boys and girls are not always the same

Текст научной работы на тему «Особенности восприятия образа родителей в подростковом возрасте»

Humanity space International almanac VOL. 8, No 3, 2019: 420-432

Особенности восприятия образа родителей в подростковом возрасте

Е.А. Густова1, А.В. Губанов2, С.Н. Зверкова3

1 2' ^Московский государственный областной университет

105005, г. Москва, ул. Радио, д. 10А

Moscow state regional university

Radio str. 10А, Moscow 105005 Russia

1e-mail: [email protected]

2e-mail: [email protected]

3e-mail: [email protected]

Ключевые слова: подросток, родители, образ родителей, семья. Key words: teenager, parents, parents' image, family.

Резюме: Полученные в исследовании данные позволяют сделать вывод, что образы родителей у мальчиков и девочек подросткового возраста, в том числе отдельно образ матери и отдельно образ отца, по ряду показателей не совпадают. При переходе от младшего подросткового возраста к старшему эти образы по ряду показателей изменяются, и эти изменения у мальчиков и у девочек не всегда проходят одинаково.

Abstract: The data obtained in the study allow us to conclude that the images of parents in boys and girls of adolescence, including separately the image of the mother and separately the image of the father, do not coincide in a number of indicators. In the transition from early adolescence to older, these images change in a number of indicators, and these changes in boys and girls are not always the same. [Gustova E.A.1, Gubanov A.V.2, Zverkova S.N.3 Perception features of parents' image in adolescence]

Во многом поведение человека определяется его представлением об окружающей его реальности -воспроизведением этого представления в его внутреннем мире. Человек выстраивает свои отношения с миром и наполняющими его объектами через призму образов этих объектов.

В жизни ребенка важнейшим институтом его социализации являются семья и родители как основные составляющие семьи. Поэтому то, как формируется у ребенка образ семьи, родителей, играет важную роль в его поведении и оказывает решающее влияние на его развитие. Учет специфики этих образов в зависимости от различных факторов, возможность их корректировки - все это является важным инструментом в формировании личности ребенка, его

Е.А. Густова, А.В. Губанов, С.Н. Зверкова E.A. Gustova, A.V. Gubanov, S.N. Zverkova

внутреннего мира.

К проблеме изучения восприятия подростками родителей, характера взаимоотношений в собственной семье обращались в своих работах О.А. Карабанова (2005), А.Я. Варга (2001), Э.Г. Эйдемиллер (1999) и другие исследователи. В этих работах главное внимание авторы уделяли вопросу восприятия подростком системы взаимоотношений, складывающихся в семье, восприятию родительской позиции и тому, как эти взаимоотношения и позиции влияют на становление личности ребенка.

Специфика предлагаемого исследования определяется изучением непосредственно образа родителе, который складывается у подростка, включенного в структуру определенных детско-родительских отношений с родителями, занимающими определенную позицию в воспитание ребенка. Образ родителей в исследовании раскрывается как система оценок, которые выставляет ребенок своим родителям по набору признаков, раскрывающих этот образ.

Цель исследования - оценка влияние на образ родителей и его трансформацию со временем пола подростка.

Объект исследования - воспринимаемый подростком образ родителей.

Предмет исследования - различия в образах восприятия родителей и различия в их возрастных трансформациях у мальчиков и у девочек подростков.

Гипотеза исследования предполагает, что пол подростка оказывает влияние на формирование образа его родителей и на возрастную трансформацию этого образа.

Сформулированные цель и гипотеза исследования ставят перед ним главную задачу - описание образа родителей. Для решения этой задачи в работе использовались следующие методики: опросник «Поведение родителей и отношение подростков к ним» (Е. Шафер), опросник «Родителей оценивают дети» (И.А. Фурманов, А.А. Аладьин), опросник «Взаимодействие родитель-ребенок» (И.М. Марковская), опросник «Шкала семейной адаптации и сплоченности (FACES-3)» (Д.Х. Олсон, Дж. Портнер, И. Лави), методика

Е.А. Густова, А.В. Губанов, С.Н. Зверкова E.A. Gustova, A.V. Gubanov, S.N. Zverkova

«Незаконченные предложения» (Дж.М. Сакс, С. Леви).

Опросник «Поведение родителей и отношение подростков к ним» (Сонин, 2004: 169) позволяет оценить представление подростков об отношении к ним родителей по пяти шкалам: позитивный интерес, директивность, враждебность, автономность и непоследовательность. Оценки по этим шкалам определяются отдельно для отца и отдельно для матери. Таким образом, суммарно методика оценивает представление подростка о родителях по десяти шкалам.

Опросник «Родителей оценивают дети» (Фурманов, Аладьин, Фурманова, 1999: 336) - это модифицированный вариант известной методики анализа семейных взаимоотношений, разработанной Э.Г. Эйдемиллером и В.В. Юстицкис. Этот опросник позволяет оценить представление подростков об отношении к ним родителей по восемнадцати шкалам: гиперпротекция, гипопротекция, потворствование, игнорирование потребностей ребенка, чрезмерность требований, недостаточность требований, чрезмерность запретов, недостаточность запретов, чрезмерность санкций, минимальность санкций, неустойчивость стиля воспитания, расширение сферы родительских чувств, предпочтение в подростке детских качеств, воспитательная неуверенность родителя, фобия утраты ребенка, неразвитость родительских чувств, проекция на ребенка собственных нежелаемых качеств, вынесение конфликта между супругами в сферу воспитания.

Опросник «Взаимодействие родитель-ребенок» (Марковская, 2005: 29), оценивает представление подростка об отношении к нему родителя по десяти шкалам: нетребовательность - требовательность, мягкость - строгость, автономность - контроль, эмоциональная дистанция - близость, отвержение - принятие, отсутствие сотрудничества -сотрудничество, несогласие - согласие, непоследовательность -последовательность, авторитетность родителя,

удовлетворительность отношениями с родителем. Оценки по этим шкалам определяются отдельно для отца и отдельно для матери. Таким образом, суммарно методика оценивает

Е.А. Густова, А.В. Губанов, С.Н. Зверкова E.A. Gustova, A.V. Gubanov, S.N. Zverkova

представление подростка о родителях по двадцати шкалам.

Опросник «Шкала семейной адаптации и сплоченности (FACES-3)» (Эйдемиллер, Добряков, Никольская, 2006: 68) позволяет оценить восприятие подростком ситуации в семье по двум шкалам: сплоченность и адаптация. Сплоченность указывает на степень эмоциональной связи между членами семьи, адаптация - на гибкость реакции семьи в ответ на воздействие внешних неблагоприятных условий. Кроме того методика позволяет оценить степень удовлетворенности подростка сплоченностью семьи и ее адаптивными возможностями, то есть суммарно опросник позволяет дать оценки по четырем шкалам.

Методика «Незаконченные предложения» (Лидерс, 2007: 66) применялась в модифицированном варианте. Использовалось лишь три набора незаконченных предложений, характеризовавших отношение к отцу, отношение к матери, отношение к семье. Результат завершения каждого предложения оценивался таким образом, что выставленный балл соответствовал степени положительного отношения респондента к субъекту или объекту, упоминаемому в предложении. Поэтому суммарная оценка по каждой из трех шкал указывает на степень положительного отношения подростка соответственно к отцу, к матери или к семье.

Использованные методики позволяют в общей сложности охарактеризовать образ родителя, воспринимаемого подростком, по пятидесяти пяти переменным, что делает эту характеристику достаточно полной и всесторонней.

В исследовании приняло участие 58 подростков: из них 29 - учащиеся 7 классов (младший подростковый возраст), и 29 -учащиеся 10 классов (старший подростковый возраст). Среди них 31 - мальчики, и 27 - девочки. Все они прошли тестирование по указанному набору методик. Полученные данные были подвергнуты двухфакторному дисперсионному анализу. В качестве первого фактора рассматривался возраст подростка. Этот фактор имел два уровня - младшие подростки и старшие подростки. В качестве второго фактора рассматривался пол. Этот фактор тоже имел два уровня - мальчики и девочки.

Е.А. Густова, А.В. Губанов, С.Н. Зверкова E.A. Gustova, A.V. Gubanov, S.N. Zverkova

Результаты дисперсионного анализа показали, что первый фактор - возраст - оказывает влияние на 10 из рассмотренных 55 переменных. То есть с возрастом образ родителей по этим переменным меняется. Второй фактор - пол - влияет на 8 переменных. То есть по этим переменным имеются различия между мальчиками и девочками в восприятии родителей. Полученные результаты также показали, что эти факторы взаимодействуют между собой, то есть с возрастом изменение образа родителя у мальчиков и у девочек происходит не одинаково. И эти различия в возрастных изменениях были отмечены по 14 переменным.

Рассмотрим подробнее влияние этих факторов и их взаимодействия на характеристики образа восприятия родителей и начнем с возраста.

По показателю «позитивный интерес отца» результаты с возрастом значимо уменьшаются (p<0,01). Это указывает на появление впечатления у подростков, что с их взрослением отец начинает проявлять меньше интереса к ним в плане положительного, то есть приятного для них, взаимодействия, тогда как уровень взаимодействие в негативном плане остается неизменным.

По показателю «автономность отца» результаты с возрастом значимо уменьшаются (p<0,05). Это указывает на появление впечатления у подростков, что с их взрослением отец становится ближе к ним, уделяя больше собственного времени и внимания их нуждам, чаще вступая с ними в совместную деятельность.

По показателю «гипопротекция» результаты с возрастом значимо увеличиваются (p<0,05). Это указывает на появление впечатления у подростков, что с их взрослением родители начинают меньше уделять им времени и внимания, что такое внимание оказывается им лишь тогда, когда происходит что-то серьезное.

По показателю «фобия утраты ребенка» результаты с возрастом значимо уменьшаются (p<0,01). Это указывает на появление впечатления у подростков, что с их взрослением родители начинают меньше переживать по поводу хрупкости их

Е.А. Густова, А.В. Губанов, С.Н. Зверкова E.A. Gustova, A.V. Gubanov, S.N. Zverkova

здоровья, физической слабости и болезненности.

По показателю «неразвитость родительских чувств» результаты с возрастом значимо увеличиваются (p<0,01). Это указывает на появление впечатления у подростков, что с их взрослением у родителей пропадает желание иметь дело с ними, возрастает непереносимость их общества, интерес к их делам становится все более поверхностным.

По показателям «мать: автономность - контроль», «отец: автономность - контроль» результаты с возрастом значимо уменьшаются (p<0,01). Это указывает на появление впечатления у подростков, что с их взрослением мать и отец начинают проявлять к ним больше доверия, стремясь привить самостоятельность.

По показателю «отец: удовлетворительность отношениями с родителем» результаты с возрастом значимо уменьшаются (p<0,01). Это указывает на снижение удовлетворенности подростков от их взаимоотношений с отцом. Причем эта неудовлетворенность может восприниматься как взаимная.

По показателю «удовлетворенность сплоченностью семьи» результаты с возрастом значимо уменьшаются (p<0,05).

Резюмируя полученные данные о влиянии возраста подростка на его представление о собственных родителях, следует сказать, что большей трансформации с возрастом претерпевает образ отца. С возрастом у подростка складывается впечатление, что отец в большей степени позволяет ему включаться в его личное пространство, увеличивая объем их совместной деятельности. При этом у подростка складывается впечатление повышения критичности со стороны отца, что, безусловно, ведет к появлению ощущения снижения удовлетворенности от взаимоотношения с ним. Обобщенный образ родителей характеризуется тем, что с возрастом они воспринимаются как более спокойные, реже эмоционально реагирующие на происходящее с подростком, особенно в незначительных ситуациях, как предоставляющие подростку больше свободы и автономии.

Рассмотрим влияние следующего фактора - пола - на

Е.А. Густова, А.В. Губанов, С.Н. Зверкова E.A. Gustova, A.V. Gubanov, S.N. Zverkova

характеристики образа восприятия родителей.

По показателю «чрезмерность требований» результаты мальчиков значимо превосходят результаты девочек (p<0,05). Это указывает на то, что в представлении мальчиков родители выступают более требовательными, чем в представлении девочек.

По показателю «минимальность санкций» результаты мальчиков значимо уступают результатам девочек (p<0,05). Это означает, что девочкам кажется, будто родители пытаются обходиться практически без наказаний, пользуясь одними поощрениями. То есть в представлении девочек родители выступают более мягкими и добрыми, чем в представлении мальчиков.

По показателю «предпочтение в подростке детских качеств» результаты мальчиков значимо уступают результатам девочек (p<0,05). Это означает, что девочкам кажется, будто родители пытаются стимулировать сохранение и проявление в их поведении таких детских качеств, как непосредственность, наивность, игривость. Родители представляются девочкам менее требовательными.

По показателю «фобия утраты ребенка» результаты мальчиков значимо уступают результатам девочек (p<0,01). Это указывает на то, что в представлении девочек родители гораздо сильнее переживают по поводу хрупкости их здоровья, физической слабости и болезненности, чем в представлении мальчиков.

По показателю «вынесение конфликта между супругами в сферу воспитания» результаты девочек значимо превосходят результаты мальчиков (p<0,01). Это указывает на то, что в представлении девочек образы родителей чаще выступают как конфликтующие между собой и противоречащие друг другу, чем в представлении мальчиков.

По показателю «мать: автономность - контроль» результаты девочек значимо превосходят результаты мальчиков (p<0,01). Это указывает на то, что в представлении мальчиков мать дает им больше свободы действия, стремясь привить самостоятельность, чем в представлении девочек, которым

Е.А. Густова, А.В. Губанов, С.Н. Зверкова E.A. Gustova, A.V. Gubanov, S.N. Zverkova

кажется, что мать их постоянно опекает.

По показателю «отец: эмоциональная дистанция -близость» результаты мальчиков значимо превосходят результаты девочек (p<0,05). Это указывает на то, что в представлении мальчиков отец выступает для них эмоционально ближе, чем в представлении девочек. Мальчики оценивают выше свою близость к отцу, свое желание делиться с ним самым сокровенным и важным, чем девочки.

По показателю «отец: отсутствие сотрудничества -сотрудничество» результаты мальчиков значимо превосходят результаты девочек (p<0,01). Это указывает на то, что в представлении мальчиков отец теснее сотрудничает с ними, чем в представлении девочек. В сознании мальчика сильнее, чем в сознании девочки, ощущается включенность во взаимодействие с отцом, сильнее ощущается признание собственных прав и достоинств, сильнее ощущается равенство и партнерство во взаимоотношениях.

Резюмируя полученные данные о влиянии пола подростка на его представление о собственных родителях, следует сказать, что в представлении девочки родители выступают более мягкими, мене требовательными, более заботливыми и пекущимися о них, чем в представлении мальчика. Отец воспринимается мальчиками как расположенный к ним ближе, теснее с ними сотрудничающий, чем это кажется девочкам. В представлении девочки образы матери и отца выступают как более конфликтные между собой, чем в восприятии мальчика.

Как было отмечено выше, между мальчиками и девочками имеются различия в возрастных изменениях образа родителей. Остановимся на них подробнее. Сначала рассмотрим различия в динамике изменения образа матери, затем образа отца и затем различия в динамике обобщенного представления о родителях.

Между мальчиками и девочками имеются значимые различия в динамике образа матери по показателю «позитивный интерес матери» (p<0,05). Если девочкам кажется, что позитивный интерес к ним со стороны матери не меняется или незначительно растет, то у мальчиков складывается ощущение,

Е.А. Густова, А.В. Губанов, С.Н. Зверкова E.A. Gustova, A.V. Gubanov, S.N. Zverkova

что с их взрослением такой интерес со стороны матери падает.

Между мальчиками и девочками имеются значимые различия в динамике образа матери по показателю «директивность матери» (p<0,05). Если мальчикам кажется, что директивность со стороны матери не меняется или незначительно падает, то у девочек складывается ощущение, что с их взрослением директивность матери по отношению к ним резко возрастает. Мать начинает жестче контролировать их, чаще прибегать к собственной власти и критике мнения дочери.

Между мальчиками и девочками имеются значимые различия в динамике образа матери по показателю «мать: эмоциональная дистанция - близость» (p<0,01). Если девочкам кажется, что эмоциональная дистанция между ними и матерью с возрастом уменьшается, то у мальчиков складывается ощущение, что эта дистанция наоборот растет. У мальчиков все меньше появляется желания делиться с матерью самым сокровенным и важным.

Между мальчиками и девочками имеются значимые различия в динамике образа матери по показателю «мать: непоследовательность - последовательность» (p<0,05). Если мальчикам кажется, что последовательность матери во взаимоотношениях с ними не меняется или незначительно уменьшается, то у девочек складывается ощущение, что с их взрослением последовательность матери во взаимоотношениях с ними резко возрастает. Ее требования, наказания и поощрения приобретают стабильные формы и все меньше зависят от случайных привходящих событий.

Между мальчиками и девочками имеются значимые различия в динамике образа матери по показателю «мать: удовлетворительность отношениями с родителем» (p<0,05). Если у девочек удовлетворенность взаимоотношениями с матерью не меняется или незначительно подрастает, то у мальчиков с возрастом удовлетворенность взаимоотношениями с матерью резко падает.

Итак, в отличие от девочек мальчикам кажется, что с возрастом позитивный интерес к ним со стороны матери падает, эмоциональная дистанция с матерью растет, и как результат с

Е.А. Густова, А.В. Губанов, С.Н. Зверкова E.A. Gustova, A.V. Gubanov, S.N. Zverkova

возрастом у мальчика уменьшается удовлетворенность взаимоотношениями с матерью. В отличие от мальчиков девочкам кажется, что с возрастом нарастает директивность со стороны матери и ее последовательность во взаимоотношениях.

Между мальчиками и девочками имеются значимые различия в динамике образа отца по показателю «автономность отца» (p<0,05). Если мальчикам кажется, что автономность отца со временем не меняется, то у девочек складывается ощущение резкого падения этой автономности. Им кажется, что с возрастом отец становится ближе к ним, уделяя больше собственного времени и внимания их нуждам, чаще вступая с ними в совместную деятельность.

Между мальчиками и девочками имеются значимые различия в динамике образа отца по показателю «отец: мягкость - строгость» (p<0,05). У мальчиков представление о строгости отца со временем практически не меняется, у девочек складывается ощущение, что строгость отца резкого падает. Им кажется, что с возрастом отец становится мене жестким, суровым, строгим, что он все реже прибегает к мерам принуждения.

Между мальчиками и девочками имеются значимые различия в динамике образа отца по показателю «отец: эмоциональная дистанция - близость» (p<0,01). У девочек представление об эмоциональной близости отца со временем незначительно усиливается, а у мальчиков складывается ощущение, что эмоциональная близость отца резкого падает.

Между мальчиками и девочками имеются значимые различия в динамике образа отца по показателю «отец: непоследовательность - последовательность» (p<0,05). Как и в случае с матерью мальчикам кажется, что последовательность отца во взаимоотношениях с ними не меняется или незначительно уменьшается. У девочек складывается ощущение, что с их взрослением последовательность отца во взаимоотношениях с ними резко возрастает. Его требования, наказания и поощрения приобретают стабильные формы и все меньше зависят от случайных привходящих событий.

Итак, говоря об образе отца, следует отметить, что в

Е.А. Густова, А.В. Губанов, С.Н. Зверкова E.A. Gustova, A.V. Gubanov, S.N. Zverkova

отличие от мальчиков девочкам кажется, что с возрастом автономность отца, его строгость по отношению к ним падает, а последовательность во взаимоотношениях наоборот растет. У мальчиков же складывается ощущение, что с возрастом их эмоциональная дистанция с отцом увеличивается.

Между мальчиками и девочками имеются значимые различия в динамике обобщенного представления о родителях по показателю «гипопротекция» (p<0,05). У девочек с возрастом этот показатель практически не меняется, у мальчиков он резко нарастает и достигает уровня девочек. Это означает, что в старшем подростковом возрасте мальчикам и девочкам кажется, что они в одинаковой степени находятся на периферии внимания родителей, что до них в одинаковой степени «не доходят руки», что за них берутся лишь, когда случается что-то серьезное. Такое представление у мальчиков в младшем подростковом возрасте было представлено в сознании гораздо слабее, чем у девочек.

Между мальчиками и девочками имеются значимые различия в динамике обобщенного представления о родителях по показателю «чрезмерность требований» (p<0,05). У девочек с возрастом этот показатель заметно убывает, а у мальчиков заметно нарастает, тогда как в младшем подростковом возрасте он был у них примерно одинаковым. Это означает, что с возрастом у мальчиков нарастает ощущение чрезмерности требований к ним со стороны родителей, им все больше кажется, что эти требования превосходят их возможности. У девочек, наоборот, эти ощущения с возрастом ослабевают.

Между мальчиками и девочками имеются значимые различия в динамике обобщенного представления о родителях по показателю «фобия утраты ребенка» (p<0,01). У девочек с возрастом этот показатель заметно убывает и сравнивается с аналогичным показателем у мальчиков, который остается практически неизменным. Это означает, что с возрастом у девочек убывает ощущение силы беспокойства родителей по поводу хрупкости здоровья их ребенка, его физической слабости или болезненности. В старшем подростковом возрасте это ощущение девочек становится аналогичным ощущению

Е.А. Густова, А.В. Губанов, С.Н. Зверкова E.A. Gustova, A.V. Gubanov, S.N. Zverkova

мальчиков.

Между мальчиками и девочками имеются значимые различия в динамике обобщенного представления о родителях по показателю «вынесение конфликта между супругами в сферу воспитания» (p<0,01). Как и в предыдущем случае у девочек с возрастом этот показатель заметно убывает и сравнивается с аналогичным показателем у мальчиков, который остается практически неизменным. Это означает, что с возрастом в восприятии у девочек образы их родителей все реже выступают как конфликтующие между собой и противоречащие друг другу. Тем не менее, в старшем подростковом возрасте эта конфликтность в восприятии девочек все-таки остается выше, чем в восприятии мальчиков.

Между мальчиками и девочками имеются значимые различия в динамике обобщенного представления о родителях по показателю «отношение к семье» (p<0,05). У девочек с возрастом этот показатель заметно убывает, а у мальчиков заметно нарастает, в результате оба они практически сравниваются, тогда как в младшем подростковом возрасте он был у девочек значимо выше, чем у мальчиков. Это означает, что с возрастом у мальчиков положительное отношение к семье растет, у девочек - падает, в результате в старшем подростковом возрасте уровень положительного отношения к семье у мальчиков и девочек становиться приблизительно одинаковым.

Итак, касаясь обобщенного представления подростков о родителях, следует отметить, что у мальчиков с возрастом растет ощущение снижения внимания родителей к их поведению при увеличении требовательности в случае обращения такого внимания, тогда как у девочек, наоборот, возникает ощущение снижения требовательности к ним. Конфликтность родителей между собой и их беспокойство по поводу хрупкости здоровья ребенка в восприятии девочек с возрастом заметно снижаются. Положительное отношение к семье с возрастом у мальчиков растет, а у девочек - убывает, в результате в старшем подростковом возрасте оно достигает приблизительно одинакового уровня у мальчиков и девочек.

Представленные выше данные и результаты их анализа

Е.А. Густова, А.В. Губанов, С.Н. Зверкова E.A. Gustova, A.V. Gubanov, S.N. Zverkova

позволяют сделать вывод, что усредненные образы родителей, в том числе отдельно образ матери и отдельно образ отца, по ряду показателей у мальчиков и девочек подросткового возраста не совпадают. При переходе от младшего подросткового возраста к старшему эти образы по ряду показателей изменяются, и эти изменения у мальчиков и у девочек не всегда проходят одинаково.

ЛИТЕРАТУРА

Варга А.Я. 2001. Системная семейная психотерапия. СПб.: Речь. 144 с. Карабанова О.А. 2005. Психология семейных отношений и основы семейного

консультирования. М.: Гардарики. 320 с. Лидерс А.Г. 2007. Психологическое обследование семьи. М.: Академия. 432 с. Марковская И.М. 2005. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. СПб.: Речь. 150 с.

Сонин В.А. 2004. Психодиагностическое познание профессиональной деятельности: для студентов, школьных психологов, учителей-предметников, классных руководителей. СПб.: Речь. 408 с. Фурманов И.А., Аладьин А.А., Фурманова Н.В. 1999. Психологическая работа с детьми, лишенными родительского попечительства: Книга для психологов. Минск: Тесей. 356 с. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. 1999. Психология и психотерапия семьи. СПб.: Питер. 656 с.

Эйдемиллер Э.Г., Добряков И.В., Никольская И.М. 2006. Семейный диагноз и семейная психотерапия. СПб.: Речь. 352 с.

Получена /Received: 30.12.2018 Принята/Accepted: 07.03.2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.