Научная статья на тему 'Особенности воспитания патриотизма в современной системе образования России'

Особенности воспитания патриотизма в современной системе образования России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
844
226
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ситникова Вера Петровна

Воспитание патриотизма представляет собой многогранный процесс, который осуществляется различными социальными институтами. Ведущая роль должна принадлежать системе образования, поскольку в ней сосредоточены наиболее эффективные психолого-педагогические механизмы, управляющие формированием личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Patriotic education is a many-sided process, which is carried out by various institutes. The leading role must belong to the system of education which concentrates in itself the most effective psychologically-pedagogical mechanisms, which control the formation of the personality.

Текст научной работы на тему «Особенности воспитания патриотизма в современной системе образования России»

УДК 37.017.4(470)

В.П. Ситникова

ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАНИЯ ПАТРИОТИЗМА

В СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ

Воспитание патриотизма представляет собой многогранный процесс, который осуществляется различными социальными

институтами. Ведущая роль должна принадлежать системе образования, поскольку в ней сосредоточены наиболее эффективные психолого-педагогические механизмы, управляющие формированием личности.

V.P. Sytnikova

PATRIOTISM UPBRINGING PECULIARITIES WITHIN MODERN SYSTEM OF EDUCATION IN RUSSIA

Patriotic education is a many-sided process, which is carried out by various institutes. The leading role must belong to the system of education which concentrates in itself the most effective psychologically-pedagogical mechanisms, which control the formation of the personality.

Возвращение к изучению патриотизма как социокультурного феномена вызвано потребностью российского общества в восстановлении социальной стабильности, нарушение которой было обусловлено рядом причин. Наиболее значимыми из них стали переход страны к новому общественному укладу и влияние глобализации. Патриотическое воспитание является важнейшей составляющей духовно-нравственного пространства, мировоззренческих основ личности, высших социально значимых ценностей.

В условиях становления демократического государства и глобальных социокультурных взаимодействий было бы глубоко неверным ориентировать общество на однобокое формирование у граждан лишь патриотизма, не опираясь на целостный, системный подход воспитания личности как таковой. Подлинный патриотизм не возможен как отдельное качество личности, он неразрывно связан с другими, такими как коллективизм, гражданственность, толерантность, ответственность, гуманизм и другие. Акцент внимания только на патриотическом воспитании вызовет искусственность, негатив и реакцию отторжения. В связи с этим проблему формирования патриотизма у молодежи необходимо рассматривать в комплексе проблем духовно-нравственного воспитания.

Кризис в российском обществе породил конфликт поколений, который не исчерпывается традиционным для любого общества расхождением «отцов и детей» во взглядах, во вкусах и манере поведения. В России он касается философских, мировоззренческих, духовных основ развития общества и человека, базисных взглядов на экономику и производство, материальную жизнь общества. Поколение «отцов» оказалось в положении, когда передача материального и духовного наследия преемникам

практически отсутствует. В российском обществе налицо разрыв поколений, отражающий раскол исторического развития. Мировой опыт учит, что недостаточное внимание к вступающему в жизнь молодому поколению превращает его в мощный фактор дестабилизации общества [1, с.20].

Молодежь наиболее адекватна векторным тенденциям развития и в определенной степени может быть охарактеризована как лидирующая группа общества. От этой группы, от качественных ее характеристик - уровня образования и профессиональной подготовки, нравственных основ, мировоззренческой позиции, патриотической направленности -зависит будущее России, ее обороноспособность, экономический, политический, культурный потенциал. «Молодежь - это один из скрытых ресурсов, которые имеются в каждом обществе и от мобилизации которых зависит его жизнеспособность» [2, с.443].

Любое цивилизованное общество регулирует процесс социализации и воспитания вступающих в жизнь поколений. Понятие социализации родственно понятию воспитания. Но воспитание в отличие от социализации подразумевает прежде всего направленные действия, посредством которых человеку сознательно стараются привить желаемые черты и свойства [3, с.134]. «Обучение и воспитание суть стороны единого процесса образования» [1, с.482]. Ценность образования связана с наличием в нем научно-методологической основы, позволяющей эффективно выполнять педагогическую функцию. Поэтому воспитание патриотизма в формате системы образования является наиболее действенным. Социализация же может осуществляться и неорганизованным путем, что зачастую дает противоположный результат.

Цели образования и воспитания порождаются условиями и потребностями экономического, политического, культурного развития общества. В них отражается социальный заказ государства по формированию у своих граждан морально-этических и иных личностных качеств. «Ответ на вопрос, чему и как надо учить молодежь, в большей степени зависит от характера того вклада, который ожидает от молодежи общество» [2, с.442]. «Образование формирует не человека вообще, а человека в данном обществе и для этого общества» [2, с.479].

Являясь важнейшим фактором развития не только экономической жизни, но и общества в целом, образование приобретает одну из ведущих социальных ролей в современном мире. «Образование призвано носить характер воспитывающего и

развивающего обучения. Оно, в соответствии с «Национальной доктриной образования в Российской Федерации», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 4.10.00 г. № 751, обеспечивает реализацию целого ряда воспитательных задач; в т.ч. воспитание патриотов России» [4].

Академик Н.Д. Никандров обоснованно заметил: «Россия сегодня переживает кризис ценностей и соответственно всей системы социализации подрастающего поколения... Кризис - это не катастрофа, но последняя может наступить, если действительно тревожным симптомам и глубинным процессам в ценностных ориентациях не противопоставить активное действие, и прежде всего в системе организованного образования» [5, с.2]. Отказ от старой идеологии при отсутствии достойной новой автоматически привел к отказу от накопленного педагогического опыта, его принципов и подходов к организации педагогического процесса. Произошло качественное изменение системы обучения и воспитания. Существовавшая раньше разветвленная воспитательная система, представлявшая собой специально организованный процесс формирования высших ценностей, трансформировалась и сжалась, став неспособной к выполнению своей воспитательной функции. В.Т. Лисовский пишет, что «воспитание, если рассматривать его как функцию современного образования, представляет собой систему содействия процессу самостоятельного развития способностей и готовности к высокой культуре социальной самореализации личности специалиста с высшим образованием» [1, с.486]. Следует согласиться с его мнением, поскольку, действительно, воспитание и обучение перестали быть органичным единством всего образовательного пространства. В нем утратилось единство

целей, достигаемых с помощью этих обязательных составляющих: образование

ориентируется на трансляцию научных и профессиональных знаний, а процесс воспитания личности происходит самостоятельно, образование лишь в какой-то мере сопутствует этому. Воспитание все больше трансформируется в социализацию, где становление личностных качеств осуществляется не только методически целенаправленным, но и неорганизованным способом.

Становление гражданского общества требует конструирования прежде всего общей системы духовно-нравственных ценностей. До недавнего прошлого надежду на формирование ценностных ориентаций у учащейся молодежи возлагали на гуманизацию образования, что обусловило введение гуманитарных наук в систему образования. Учебные планы пополнились такими дисциплинами, как социология, культурология, религиоведение, философия, юриспруденция. Однако, несмотря на мировоззренческую функцию, действительно выполняемую этими дисциплинами, процесс воспитательной интеграции гуманитарных наук в образовании так и не осуществился. Понимание и усвоение учащейся молодежью мировоззренчески-ориентирующего характера общечеловеческих и национальных ценностей происходит формально, выражается в запоминании определений, фактов и дат. «Следует отметить, что российское образование, в первую очередь, гуманитарное, содержащее в себе воспитательную функцию, в его нынешнем виде совершенно недостаточно реализует задачу патриотического воспитания» [4]. Современные образовательные учреждения, главным образом, осуществляют трансляцию знаний и привитие профессиональных навыков, но не развивают умение мыслить и воспринимать знания как часть культуры своей страны, своего пространственно-временного бытия.

В формировании патриотического сознания молодого поколения изучение истории играет особую роль. Воспитательное значение несут в себе не только примеры великого прошлого. В истории каждого государства есть печальные и мрачные страницы, которые должны служить учащимся логичным следствием из поступков как отдельных людей, так и целых народов, и являться яркими нравственными уроками. Знание истории не только расширяет кругозор, но и позволяет лучше ориентироваться в происходящем и использовать все рациональное из опыта предшествующих поколений. Однако сегодня существует не только плюрализм мнений на исторические события, но и впадение в историческое и культурное беспамятство. «Если общество практикует историческое и культурное забвение, оно превращает своих сограждан в маргиналов, обрекающих его на вырождение. Отсюда, усилия педагогов воспитать гражданско-патриотические чувства у молодежи, задать им соответствующую нравственную установку сегодня чаще всего терпят крах» [6]. Существенное значение имеют не только сам предмет, но и методы его преподавания. «Мало полезен курс истории, практически во всех учебниках он состоит из стандартных разделов: многовековое развитие сводится к беспрерывным войнам, кто-то жестоко завоевывал, мы освобождали отнятые у нас территории и сами что-то отнимали. Восстания, революции, государственные деятели для школьника останутся пустым звуком, если не рассматривать особенности людей» [7, с.133-134].

В сегодняшней России друг с другом конкурируют десятки разных учебников по истории Отечества. Чрезмерный плюрализм в школьных учебниках ведет к нарастанию разобщенности населения России, разнобою в коллективном культурном опыте, к несовпадению культурных миров даже в пределах одного города. «Нередко, особенно до последнего времени некоторыми представителями системы среднего и высшего образования переводились или копировались учебные пособия, способствовавшие депатриотизации образовательной системы. В особенности это относится к таким предметам как история, литература и обществознание» [4].

Успех образовательной системы напрямую зависит от профессиональных, личностных качеств и культурного уровня педагогов. Особенно значимо мировоззрение будущего учителя, который станет главным проводником на пути формирования

ценностей своих учеников, их гражданской, духовно-нравственной культуры, менталитета, который основывается на осознании причастности к истории своего Отечества, готовности внести свой посильный вклад в развитие страны, заинтересованности в переустройстве общества на принципах гуманизма. Подготовку будущего педагога в современных условиях нужно рассматривать как интегральный процесс, направленный на формирование целостности его личности, в основе мировоззренческих установок которой заложена нравственность, что обусловлено содержанием его труда. Именно преподаватель выполняет социальную миссию сохранения и развития культуры через воспитание молодого поколения.

Снижение в обществе социального статуса научно-педагогических работников, отсутствие у преподавателей материальных и моральных стимулов для эффективного педагогического труда отрицательно влияет на воспитательную систему в вузах, которая всё больше приобретает формальный характер. «Общезначимо понимание образования как стратегической сферы развития интеллектуального потенциала нации, а высокое качество жизни, как показывает исторический опыт, является эффективным стимулятором роста гражданских чувств, патриотизма. Поэтому образование - абсолютный приоритет в бюджетах цивилизованных государств» [7, с.144].

Сложность возрождения патриотизма определяется множеством причин, свойственных кризисному обществу, но наиболее существенной стала утрата связи между практической деятельностью образовательных учреждений и научной средой, ориентированной на активное изучение социальных проблем, между трансляцией профессиональных знаний и одновременным воспитательным процессом. «. В

формировании научно-теоретических и методических основ патриотического воспитания используются далеко не все возможности. Лишь в незначительной степени задействован творческий потенциал деятелей науки РАН, РАМН, РАО и других научных, а также образовательных учреждений. Особенно недостаточно научных исследований по разработке путей повышения эффективности критериев и методик оценки результатов патриотического воспитания граждан» [8, с.11].

Ситуация осложняется ещё и тем, что в научном и публицистическом пространстве, в государственных документах и обыденном представлении нет единого толкования понятия «патриотическое» [9, с.305]. В результате различное понимание феномена патриотизма и терминологическая неопределенность вносит затруднения в работу педагогов-практиков по формированию патриотизма как ценности. Тем самым сохраняется патриотическая дезориентация молодежи.

Тем не менее, не следует думать, что процессы дестабилизации, захлестнувшие современное российское общество, оставляют равнодушными своих граждан к духовным проблемам. Набирающий обороты научно-публицистический дискурс о проблемах патриотического воспитания молодежи свидетельствует о начале возрождения гражданственности и духовности. Эти процессы основываются на понимании того, что прогрессивное развитие современного российского общества вряд ли возможно без духовного возрождения, реформирования мышления, коренного изменения сознания и психологии людей в соответствии с новыми реалиями в понимании прошлого и настоящего, в видении будущего. «Я мыслю себе XXI век, - пишет академик Д. С. Лихачев, - как век развития гуманитарной культуры, культуры доброй и воспитывающей, закладывающей свободу выбора профессии и применения творческих сил. Образование, подчиненное задачам воспитания, разнообразие средних и высших школ, возрождение чувства собственного достоинства, не позволяющего талантам уходить в преступность, возрождение репутации человека как чего-то высшего, которой должно дорожить каждому, возрождение совестливости и понятия чести - вот в общих чертах то, что нам нужно в XXI веке. Не только русским, но особенно русским, потому что именно это мы в значительной мере потеряли в нашем злополучном XX веке» [10]. Именно в рамках социального института образования эти цели становятся наиболее гармоничными и достижимыми.

Процесс патриотизации испытывает на себе те же трансформационные воздействия, которые претерпевает вся образовательная система. Эти обстоятельства диктуют необходимость в пересмотре и обновлении воспитательных программ, направляющих молодые поколения в русло патриотической и духовно-нравственной устремленности. Методология этой работы, разработка новых технологий воспитания студенчества, содержание, формы и средства образовательной системы должны быть направлены на подготовку высококвалифицированного специалиста, демократически ориентированной личности, активного участника общественных процессов с четкими нравственными установками и высоким уровнем культуры. Таким образом, на фоне противоречивых политико-экономических и духовно-нравственных процессов, колеблющих российское общество, социальный институт образования должен сохранить свое первостепенное значение как в вопросах профессиональной подготовки молодых кадров, так и их патриотического и духовно-нравственного воспитания.

ЛИТЕРАТУРА

1. Лисовский В.Т. Духовный мир и ценностные ориентации молодежи России / В.Т. Лисовский. СПб.: СПбГУП, 2000. 517 с.

2. Манхейм К. Диагноз нашего времени / К. Манхейм; пер. с нем. и англ. М.: Юрист, 1994. 700 с.

3. Кон И.С. Ребёнок и общество / И.С. Кон. М.: Наука, 1988. 271 с.

4. Лутовинов В.И. Патриотическое воспитание в образовательной сфере. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.patriotika.ru/files/

5. Никандров Н.Д. Россия: ценности общества на рубеже XXI века /

Н.Д. Никандров. М.: МИРОС, 1997. 144 с.

6. Голикова Л.В. Что значит быть патриотом / Л.В. Голикова // Воспитание гражданственности и патриотизма студенческой молодежи в условиях обновленной России: сб. статей регион. науч.-практ. конф.; под ред. О.В. Лешер, Л.В. Голиковой. Магнитогорск: МГТУ, 2005. С. 40-43.

7. Социология образования / В. Ярская, И. Лошакова, Д. Зайцев и др.; под ред. Д. Зайцева. Саратов: СГТУ, 2004. 330 с.

8. Критерии и основы методики оценки результатов работы по патриотическому воспитанию / под ред. Ю. П. Квятковского. М.: Армпресс, 2006. 69 с.

9. Яновский Р.Г. Патриотизм. О смысле созидающего служения Человеку, Народам России и Отечеству / Р.Г. Яновский. М., 2004. 528 с.

10. Лихачев Д. С. О национальном характере русских / Д. С. Лихачев // Вопросы философии. 1990. № 4. С. 3-4.

Ситникова Вера Петровна -

аспирант кафедры «Социология и психология»

Астраханского государственного технического университета

Статья поступила в редакцию 18.10.06, принята к опубликованию 21.11.06

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.