№ 4, 2004
ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ В СЕМЬЕ РОДИТЕЛЯМИ РАЗНОГО ПОЛА
И.С. Морозова, зав. кафедрой общей психологии и психологии развития Кемеровского государственного университета, доцент,
К.Н. Белогай, ассистент кафедры общей психологии и психологии развития Кемеровского государственного университета
В статье рассматриваются проблемы воспитания ребенка родителями разного пола. Описываются результаты исследования и обнаруженные различия в особенностях восприятия ребенка родителями разного пола, стиля воспитания, взаимодействия и ухода за детьми.
The article discusses problems of gender differences in parental attitudes and styles of education. Some results of psychological research as to mothers and fathers perception of their children, and their interaction with them are described.
Особенности детско-родительских отношений, стили семейного воспитания исследуются в русле различных наук: педагогики, психологии, социологии. Необходимость изучения проблем, связанных со структурой и формированием детско-родительских отношений, продиктована как демографическими изменениями, так и увеличением запроса в области разработки коррекционных и обучающих программ для родителей, организации психолого-педагогической помощи семье.
Анализ литературы, а также собственное исследование гендерных различий в структуре родительского отношения, в котором приняли участие 50 супружеских пар, имеющих одного ре-бенка-дошкольника, позволили нам выделить несколько основных моментов, по которым отношение матери и отца к ребенку различно. Исследование проводилось при помощи опросных и проективных методов. Нами использовались специально разработанная анкета; опросник Т. Лири, при помощи которого испытуемые оценивали себя и своего партнера, а также образы идеального отца и идеальной матери; личностный дифференциал, с помощью которого выяснялись отношение к своему ребенку и образ идеального ребенка; опросник PARI E.S. Schaefer — R.A.Bell (измерение родительских установок и реакций), а также проективный метод — социограмма семьи. В последнем случае родители должны были графически
при помощи кругов изобразить свою семью.
В ходе исследования были обнаружены различия в образах ребенка в представлении родителей, стиле взаимодействия и ухода за ребенком, в воспитании детей родителями разного пола.
Образ ребенка в сознании матери и отца
Значимо различается степень принятия ребенка родителями разного пола. Отцы видят своих детей более привлекательными, добрыми, умными, чем матери. Несмотря на это, только в 60 % случаев они описывают свои отношения с ребенком как очень близкие и доверительные, в остальных случаях — как недостаточно близкие, отстраненные и даже конфликтные. Хотя матери менее позитивно описывают своих детей, их отношения с ребенком в подавляющем большинстве случаев (86,7 %) близкие и доверительные, ни в одном случае они не оцениваются как отстраненные или конфликтные.
Интересно, что мужчины видят связь между матерью и ребенком еще более тесной: 93,3 % отцов описывают эти отношения как доверительные и близкие. В семейных социограммах (рисунок) мужчин расстояние между ребенком и матерью в среднем меньше, чем расстояние между ребенком и отцом, а в некоторых случаях мать даже рассматривается как посредник в отношениях между ними.
© И.С. Морозова, К.Н. Белогай, 2004
ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Женщина (26 лет, дочери 1 год)
Женщина (24 года, дочери 2 года)
Примеры семейных социограмм:
П — партнер; Р — ребенок; М — моя мать; О — мой отец
Сравнение выборочных средних отцов и матерей по тесту PARI показало, что значимые различия по таким признакам, как «партнерские отношения с ребенком», «уравнительные отношения с ребенком», «чрезмерная забота», отсутствуют. Зато по шкалам «суровость, излишняя строгость» и «раздражительность, вспыльчивость» у мужчин в среднем баллы выше, чем у женщин, что также свидетельствует о более дистанцированных отношениях отцов со своими детьми.
Получается, что отец в большей степени принимает ребенка, но находится как бы на расстоянии от него и его проблем. Подобные выводы подтверждаются анализом анкет: отцы по сравнению с матерями проводят с детьми меньше времени, реже гуляют и играют с ними, а дети реже обращаются к ним за помощью. По сути, важным является даже не количество времени, проводимого отцом с ребенком, а именно эмоциональная дистанция между ними. Интересно, что по-
добное положение дел часто является семейным сценарием: отношения с собственной матерью респонденты чаще характеризуют как более теплые, чем отношения с отцом. Видимо, эмоциональная дистанцированность от ребенка является своеобразным атрибутом роли мужчины в культурной модели отцовства.
С одной стороны, мать лучше знает своего ребенка, у нее сильнее выражено стремление понять его внутренний мир, чувства, переживания1. Разные показатели широты и субъектности описания детей матерями и отцами, очевидно, обусловлены различиями коммуникативных характеристик мужчин и женщин. Последние более открыты и сильнее ориентированы на межличностные отношения, поэтому их описания своих детей отличаются широтой, вниманием к внутреннему миру, мыслям и чувствам ребенка.
С другой стороны, баллы матерей по шкале «отвержение» опросника родитель-
№ 4, 2004
ского отношения в среднем выше, чем у отцов. Матери также чаще приписывают ребенку социальную неуспешность и болезненность, т.е. видят в ребенке «маленького неудачника».
Исследование В.Л. Ситникова выявило особенности оценки ребенка матерями и отцами2. Образы ребенка в сознании отцов больше соответствуют Я-образам детей, тогда как образы ребенка в сознании матерей — Я-образам матерей. Следовательно, отцы более внимательны к тому, как себя воспринимают сами дети, они меньше подвержены стереотипам в их отношении. Автор отмечает, что результаты можно распространить только на тех отцов, которые активно занимаются воспитанием своих детей и не боятся показать это, так как в отличие от матерей оценку своему ребенку дали далеко не все из них.
Интересно, что у матерей стабильно от возраста к возрасту увеличивается позитивность оценок своего ребенка, а для отцов характерна противоположная тенденция. Так, своих детей-подростков отцы оценивают выше, чем матери, при оценке детей-старшеклассников количество положительных оценок, даваемых отцами, резко падает, отрицательных — возрастает.
Будущие родители совершенно по-разному представляют себе ребенка3. Беременные женщины изображают его младенцем, причем очень четко прорисовывают все части его лица и даже одежды. Их мужья рисуют своего ребенка крайне схематично, небрежно, без уточняющих деталей, часто уже взрослым, 5—10 лет (с портфелем), либо вместо ребенка рисуют какой-то предмет (коляску, кроватку). Итак, образ ребенка у матери менее позитивный, но более детализированный. Отцы представляют
Взаимосвязь оценок своего
своих детей более позитивно, хотя и абстрактно.
Очень распространенными являются представления о желаемом идеальном ребенке4. И мужчины, и женщины детям обоего пола предписывают такие качества, как физическое здоровье, послушание, самостоятельность, любовь к родителям, практицизм, высокий интеллект, преданность семье, самодостаточность, нежность, доверчивость, критичность ума.
Судя по результатам проведенного исследования, образ идеального ребенка действительно отличается от образа собственного ребенка. Идеальный ребенок в целом заслуживает более высокой оценки как у матерей, так и у отцов, что, впрочем, естественно. При этом он гораздо сильнее и самостоятельнее (у мужчин примерно в три раза, у женщин — в два раза сильнее собственного) и в то же время спокойнее и послушнее. Налицо противоречивые требования, предъявляемые к ребенку родителями: быть сильным, самостоятельным, уверенным в себе, но послушным, «тихим», спокойным, т.е. «удобным».
Корреляционный анализ (табл. 1) показал, что чем больше степень принятия собственного ребенка, тем более сильным видится идеальный ребенок (г = 0,73), т.е. самостоятельность, независимость ребенка могут являться факторами, влияющими на его оценку родителями. Прямая корреляция (г = 0,48) существует также между оценкой собственного ребенка и активностью идеального. У матерей последняя взаимосвязь выражена еще сильнее (г = 0,83). По сути, это означает, что родители, чересчур сильно желающие видеть своего ребенка спокойным и послушным, отличаются меньшей степенью его принятия, причем это более характерно для матерей.
Т а б л и ц а 1
ребенка и идеального ребенка
Идеальный ребенок Мой ребенок
Оценка Сила Активность
Оценка 0,54
Сила 0,56
Активность 0,73 0,46 0,48
Примечание. В таблице приведены только значимые корреляции (р < 5 %).
ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Особенности ухода за ребенком и взаимодействия с ним
По данным зарубежных авторов, отцы в отличие от матерей почти не взаимодействуют ни с дочерьми, ни с сыновьями на протяжении первого года их жизни5. Как правило, они не осуществляют непосредственного ухода за новорожденным; активный контакт отца с ребенком начинается в 1,5—2 года и даже позже.
Поведенческие реакции отцов и матерей сильно разнятся. Если матери общаются с маленькими детьми прежде всего в процессе ухода за ними, то отцы — в процессе игры. Причем наблюдения за взаимодействием отцов и матерей с грудными детьми показало, что мать, даже играя с ребенком, стремится его унять, успокоить; материнская игра — это своеобразная форма ухода за малышом. Отец, напротив, предпочитает силовые игры и действия, развивающие активность ребенка6. Игра между отцом и ребенком носит цикличный характер, периоды минимальной активности чередуются со вспышками активности. Матери вовлекают детей в спокойные, предсказуемые, традиционные игры, например в ладушки. Отцы же склонны устраивать необычные, энергичные игры, часто связанные с освоением пространства.
Различается и стиль речевой коммуникации родителей разного пола с детьми. Отцы употребляют более сложные лексические и грамматические конструкции, меньше приспосабливаются к речи ребенка, обогащая, таким образом, его лингвистический опыт. Матери чаще подстраивают свою речь под уровень понимания ребенка.
Р. Мелоун и А. Гун показали, что речь отца, обращенная к трехлетнему малышу, содержит больше закрытых вопросов и глаголов в повелительном наклонении, чем речь матери7. Причем в присутствии матерей отцы, играя с детьми, говорят меньше, особенно с сыновьями.
Отвечая на вопросы нашей анкеты, только 3 % мужчин отметили, что не оказывали помощь своим женам в уходе за ребенком-младенцем. Большинство отцов (примерно 80 %) помогали купать малышей, чуть меньше — укладывать спать и стирать пеленки, еще меньше — кормить.
По данным американских исследователей, мужчины оценивают свой вклад в уход за ребенком значительно выше, чем их партнерши8. Для российской выборки картина получилась иной: женщины оценивают вклад своих партнеров даже чуть выше, чем они сами. 16 % матерей назвали ряд дел, которые им помогал делать партнер, помимо предложенных в списке — «гулял», «стриг ногти ребенку» и т.д.
Наши результаты в определенной степени опровергают устоявшийся стереотип о том, что отцы не взаимодействуют с малышом. Напротив, они активно ухаживают за младенцем, впоследствии оставляя партнерше право заниматься воспитанием подросшего ребенка. Может быть, поэтому папам и кажется, что интересы их жен полностью сосредоточены на семье.
Хотя вклад отцов в уход за детьми действительно получился значительным, но их влияние на ребенка, участие в воспитании в данный период существенно ниже. Около 13 % мужчин практически не взаимодействуют с ребенком, 20 % (по мнению женщин — 3 %) делают это наравне с матерями. Во всех остальных случаях матери чаще взаимодействуют с детьми: хвалят, жалеют, играют, гуляют, покупают игрушки. Только спортом отцы занимаются с ребенком больше, чем матери. Что касается наказания, то мамы считают, что и наказывают ребенка они чаще, папы убеждены в обратном. Отцы принимают примерно равное с матерями участие в привитии детям навыков самообслуживания. Количество же времени, проводимого с ребенком ежедневно, у отцов и матерей достоверно различается. У мамы оно составляет в среднем более 4 ч в день, у папы — от 1 до 2 ч.
№ 4, 2004
Особенности воспитания ребенка родителями разного пола
В исследовании Т.А. Гурко показано, что матери чаще занимаются воспитанием ребенка, чем отцы; только 26 % отцов делают это наравне с матерями9. Дети жалуются на частое отсутствие пап дома. В литературе даже закрепился термин «невидимый родитель», который отражает степень его участия в воспитании ребенка. У отцов, которые эмоционально далеки от своих маленьких детей, могут возникать трудности с налаживанием эмоциональных контактов с ними и в дальнейшем. Главное, что «невидимость отца в воспитании» негативно сказывается на развитии ребенка. Выявлено, например, что отцы играют более важную роль, чем матери, в формировании ответственности у детей. Происходит это, возможно, оттого что первые с большим уважением относятся к проявлению самостоятельности и независимости подростков, дают им возможность отвечать за свои действия.
Относительно установок в воспитании ребенка получены следующие достоверные различия: матери в большей степени побуждают словесные проявления и вербализацию, но отцы в целом больше направлены на развитие активности детей и склонны подавлять в них сексуальность.
Что касается наказаний, то отцы предпочитают физические, а матери — непрямые или психологические воздействия как на сыновей, так и на дочерей10.
На вопросы о функциях родителей и содержании материнской и отцовской ролей мы получили следующие ответы. Женщины считают, что они дают ребенку в первую очередь любовь, заботу, ласку и тепло, а уже после — воспитание, знания, навыки, образование и т.п. Их супруги согласны с этим. Что касается мужчин, то здесь ответы получились гораздо разнообразнее. Итак, отцы полагают, что дают своим детям любовь, знания, нравственное воспитание, умение выжить, защиту (редкий ответ), дорогу в будущее, крепкий характер, деньги и уважение к себе как к ребенку. Подоб-
ная «разноголосица», на наш взгляд, свидетельствует о том, что рамки отцовской роли очерчены слабее, чем материнской. По мнению женщин, их мужья прежде всего дают ребенку любовь и заботу, а также воспитание, опыт и содержание.
В ходе исследования нами были получены интересные данные о гендерной избирательности в воспитании, т.е. его зависимости от пола ребенка (табл. 2).
Т а б л и ц а 2 Феномен гендерной избирательности
Признак по тесту PARI Мальчики Девочки
Побуждение словесных
проявлений, вербализации 15,91 17,55
Уравнительные отношения 15,08 16,89
Преодоление сопротивления,
подавление воли 13,25 14,50
Раздражительность,
вспыльчивость родителя 11,58 13,29
Суровость, излишняя
строгость родителя 11,58 13,16
Семейные конфликты 13,08 14,89
Примечание. Все различия достоверны при р < 0,05.
Оказалось, что родители чаще, чем мальчиков, побуждают дочерей к словесным проявлениям, стараются установить с ними уравнительные отношения, но при этом более строги с ними, более раздражительны, сильнее подавляют сопротивление с их стороны. Это говорит о том, что от девочек в большей степени ждут послушания, их активность принимается только в виде словесных проявлений.
Таким образом, анализ литературы и собственные исследования позволяют нам сделать однозначный вывод: существуют различия в том, каким родители разного пола видят собственного ребенка, в стиле взаимодействия и ухода за ним, в особенностях воспитания. По сравнению с женщинами мужчины описывают своих детей более позитивно, но при этом остаются дистанцированными от них, воспринимая партнеров как посредников в отношениях с ними. Образ идеального ребенка отличается от обра-
ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
за реального ребенка — родители обоего пола стремятся видеть своего малыша одновременно сильным, самостоятельным, уверенным в себе и «тихим», послушным, спокойным — «удобным».
Исследование показало, что современные отцы активно помогают матерям в уходе за маленьким ребенком, постепенно отстраняясь от проблем воспитания, превращаясь в «невидимых родителей». Важно, что вклад отцов в воспитание зависит не столько от времени, проводимого с малышом, сколько от интенсивности контактов с ним, эмоциональной вовлеченности.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 См.: Архиреева Т.В. Сравнительные особенности материнских и отцовских родительских позиций // Материнство. Психолого-социальные ас-
пекты (норма и девиация): Материалы Всерос. науч.-практ. конф. Иваново—Плес, 6—9 сентября 2002 г. Иваново, 2002. С. 3—6.
2 См.: Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины. СПб., 2002.
3 См.: Зенкова Т.М. Специфика мотивации материнства и мотивации отцовства // Материнство. Психолого-социальные аспекты (норма и девиация). С. 14—20.
4 См.: Тащева А.И. Образы идеальных и реальных партнеров по браку и детей в семье // Там же. С. 47—51.
5 См.: Берн Ш. Гендерная психология. СПб., 2001.
6 См.: Кон И.С. Ребенок и общество: (Историко-этнографическая перспектива). М., 1988.
7 См.: Ильин Е.П. Указ. соч.
8 См.: Mothers views on farthers perfomance // www. farthers. сот
9 См.: Ильин Е.П. Указ. соч.
10 См.: Russell G., Radin N. Increased parental participation: The father’s perspective // M.E. Lamb & A. Sagi (Eds.). Fatherhood and family policy. Hillsdale, 1983. Р. 139—166.
Поступила 25.10.04.