общения, разрабатывающиеся в психологии и социологии, до сих пор еще не стали предметом пристального и результативного внимания педагогов и лингвистов. Как показывают наблюдения за школьной действительностью, изучение научно-методической литературы, результаты наших исследований, представление педагогов о способах, какими язык может стимулировать развитие личности, весьма поверхностны.
Разрабатываемая нами концепция развития языковой личности будущего учителя начальных классов основывается на использовании всех трех ступеней развития языковой личности: языкового чутья; языкового образования; языкового сознания (филологической культуры).
Задача теоретического обоснования и практической реализации современной речевой подготовки учителя начальных классов базируется на идее объединения результатов в области теории лингвометодики, теории речевой деятельности, логопедии, современной стилистики и синтаксиса, «педагогической лингвистики», культуры речи и аспектов речевой подготовки педагога-профессионала, связанных с речевым поведением учителя, разрабатываемых в области психолингвистики, педагогической психологии, психологии педагогического общения. Эта идея и легла в основу педагогической технологии развития языковой личности будущего педагога начальных классов.
Все использованные нами возможности обучения являются очень гибкими, не мешают творчеству педагога и обладают, на наш взгляд, потенциальными возможностями для наполнения коммуникативного потенциала личности, развития языковой личности будущего педагога, так как требуют от субъектов учебной деятельности тех качеств, которые лежат в основе коммуникативной компетентности - эмпатии, конгруэнтности, рефлексии, толерантности, активного подхода, доброжелательности, эмоциональной стабильности.
Д. И. Воробьева, Э. Ф. Семенова
Гендерный аспект формирования образа ребенка в системе детско-родительских отношений
В последние годы проблема гендера становится предметом серьезного обсуждения как отечественных, так и зарубежных ученых. В современной России созданы центры гендерных исследований, организованные в крупных городах (Москва, Санкт-Петербург, Саратов и др.). Следует особо отметить, что мировая психолого-
182
педагогическая наука уделяет особое внимание изучению гендерных особенностей детей дошкольного возраста.
Значительные различия между мальчиками и девочками обнаруживаются уже в первые месяцы их жизни. Девочки несколько быстрее мальчиков развиваются как в физическом, так и в психологическом отношении. По мере роста ребенка половые психологические особенности усиливаются, проявляясь в уровне эмоциональных реакций, в специфических интересах и склонностях, в характере мышления, в отношении к конкретным фактам и явлениям.
Исследования показывают, что уже в дошкольном возрасте у мальчиков и девочек наблюдаются различия в организации работы головного мозга: для мальчиков характерна активность в одном полушарии мозга, у девочек - активность работы мозга менее глубокая, но распространяется на оба полушария.
Психолого-педагогическая научная литература устанавливает, что именно в период дошкольного детства у всех детей происходит принятие гендерной роли. В возрасте 2-3 лет дети начинают осознавать свою принадлежность к определенному полу, в возрасте 47 лет у них формируется гендерная устойчивость, они понимают, что гендер не изменяется в зависимости от ситуации или личных желаний. Формирование гендерной устойчивости обусловлено как социокультурными нормами, так и зависит от отношения родителей к детям, характера родительских установок, привязанности отца и матери к ребенку и ребенка к обоим родителям.
Изучение проблем, связанных со структурой и формированием детско-родительских отношений, продиктовано как демографическими изменениями, так и запросами в области разработки коррекционных и обучающих программ для родителей и учителей. С этой целью проводился анализ психолого-педагогической литературы и собственное исследование гендерных различий в структуре родительских отношений к детям-дошкольникам (участие приняло 30 супружеских пар). Исследование осуществлялось при помощи опросных и проективных методов (социограмма семьи), использовалась специально разработанная анкета для выявления отношения к своему ребенку и образ идеального ребенка в представлении родителей, испытуемые оценивали себя, а также образы идеального отца и матери. В результате были изучены данные различной степени принятия родителями детей разного пола и соответствующего их воспитания.
Оказывается, что принятие отцами своих детей несколько выше, чем матерями, отцы видят своих детей более привлекательными, умными, добрыми. Отцы более высоко оценивают своего
183
ребенка, однако только в 60 % они описывают свои отношения с ребенком как близкие и доверительные. В остальных случаях отношения характеризуются как недостаточно близкие, отстраненные. Матери менее позитивно описывают своих детей, но их отношения с ребенком в большинстве случаев (86 %) близкие и доверительные. Мужчины - отцы видят связь между матерью и ребенком еще более тесной (93, 3 %). Мать лучше знает своего ребенка, у нее сильнее выражено стремление понять его внутренний мир, чувства, переживания. Женщины более открыты при описании ребенка, они более ориентированы на межличностные отношения, их описания своих детей более обстоятельные, они чаще обращают внимание на внутренний мир детей, на их мысли и чувства. В семейных социограммах расстояния между матерью и ребенком в среднем меньше, чем расстояния между отцом и ребенком и в некоторых случаях мать даже рассматривается как посредник в отношениях отца и детей.
Получается, что отец в большей степени принимает ребенка, но находится на расстоянии от него и его проблем. Подобные выводы подтверждает анализ анкет - отцы проводят с ребенком меньше времени, чем матери, причем, важным является не количество времени, а эмоциональная дистанция между ребенком и отцом. Отношения с собственной матерью респоденты чаще характеризуют как более теплые, чем с отцом. Очевидно эмоциональная дистанциро-ванность отца от ребенка является своеобразным атрибутом отцовской роли в культурной модели отцовства.
Интересны представления родителей о желаемом идеальном ребенке. Образ идеального ребенка значительно отличается от собственного, при этом идеальный ребенок гораздо сильнее и самостоятельнее (у отцов в три раза, у матерей - в два), но спокойнее и послушнее. Наблюдается явное противоречие со стороны родителей - быть сильным, самостоятельным, уверенным в себе и в то же время послушным, спокойным, удобным. Корреляционный анализ показал, что большая степень принятия собственного ребенка сопровождается идеализацией ребенка и присущими ему чертами, как самостоятельность, независимость, активность.
Степень взаимодействия родителей с ребенком-дошкольником также различна. Существует стереотип как в отечественной, так и в зарубежной науке, что отцы практически не взаимодействуют с детьми на протяжении первого года жизни. Результаты нашего исследования опровергают данное устоявшееся положение, сегодня отцы стараются активно ухаживать за младенцем. Большинство мужчин (80 %) помогают своим женам, женщины оценивают вклад своих партнеров значительно выше, чем свой. Однако поведенче-
184
ские реакции по отношению к детям у отцов и матерей несколько разнятся.
Наблюдения за взаимодействием отцов и матерей с маленькими детьми показало, что материнская игра - это своеобразная форма ухода за ребенком, отец же предпочитает подвижные игры, развивающие активность ребенка.
Различаются и стили речевой коммуникации родителей разного пола с детьми. Отцы употребляют более сложную лексику и грамматические конструкции, меньше приспосабливаются к речи ребенка, расширяя таким образом его лингвистический опыт. Матери же больше подстраивают свою речь под уровень понимания ребенка. Причем, в присутствии матери отцы, играя с ребенком, говорят обычно меньше.
Несмотря на то, что вклад отцов в уход за маленьким ребенком довольно значительный, однако его роль в воспитании гораздо ниже, причем, воспитание зависит не столько от времени (отцы проводят с детьми меньше времени, чем матери), сколько от интенсивности контактов отца и ребенка, эмоциональной вовлеченности в игру, в повседневные дела.
Вопрос о функциях родителей в воспитании и содержании материнской и отцовской роли свидетельствует, что женщины-матери считают, что они призваны в первую очередь обеспечить ребенку любовь, заботу, тепло, ласку, а затем - знания, умения, элементарную самостоятельность. Ответы мужчин-отцов оказались разнообразнее - они предпочитают дать своим детям любовь, воспитание, крепкий характер, уважение к себе.
В ходе исследования были установлены различия гендерной избирательности родителей в воспитании девочек и мальчиков. Близость отношений между матерью и детьми, несомненно, благоприятствует воспитательному воздействию матери на ребенка и поэтому очень важно, чтобы она была достойным примером и образцом для подражания. Природная восприимчивость девочек, их непроизвольное внимание, подсознательный интерес ко всему конкретному, наглядному помогают им автоматически усваивать все, что они видят, слышат, чувствуют при общении с матерью. Это касается и отношения матери к людям, вещам, труду, проявления эмоций, манеры говорить, общаться с людьми. Дочь прежде всего перенимает у матери как внешние формы поведении, так и внутренние черты, определяющие образ и характер женщины. Если мать обладает женственностью, именно благодаря ей, это качество впоследствии становится свойством дочери.
185
Незаменима роль матери в приучении девочки к семейным делам и заботам, к труду в домашнем хозяйстве. Этому способствуют также соответствующие игрушки (игрушечная мебель, посуда, куклы). Появление в семье младшего ребенка предоставляет большие возможности для воспитания у девочки типично женских черт, которые проявляются в заботе о малышах. Замечено, что девочки, имеющие братьев, ведут себя менее скованно с противоположным полом, они более общительные и уверенные, чем их сверстницы, которые являются единственным ребенком в семье.
В воспитании девочки очень важно учитывать, что они нуждаются в стимулах, построенных на основе слухового восприятия, они чувствительны к интонациям, к форме оценки поступков. Для девочек также очень важно, чтобы ими восхищались, их хвалили в присутствии других детей и окружающих.
Отец, олицетворяя мужское начало в семье, главным образом закладывает рациональные основы в детях. Его общение с дочерью дает ей представление о мужчинах вообще и тем самым помогает почувствовать и осознать свою женскую природу.
Учитывая присущую девочкам привязанность к дому, отец стремится расширить кругозор дочери, чему способствуют совместные прогулки, экскурсии, сопровождаемые необходимыми пояснениями. Отцы в большей степени склонны развивать у дочерей самостоятельность, активность, уверенность, умение защищать себя.
Воспитание мальчиков имеет много общего с воспитанием девочек, тем не менее обладает своей спецификой в силу гендерных особенностей, воспитывать их несколько сложнее. Разумеется, мальчику для его нормального развития необходимо широкое общение с обоими родителями.
Мать в глазах мальчика должна воплощать в себе все лучшее, что вообще характерно для женщины. Своей искренней и бескорыстной любовью она вызывает ответные чувства у сына, стимулирует его эмоциональное развитие. Отношение к матери дает возможность мальчику в определенной степени усвоить характер взаимоотношений с лицами женского пола вообще, приучает его проявлять заботу о людях, оказывать необходимую помощь окружающим.
Общеизвестно, что родители реже обнимают и целуют своих сыновей, чем дочерей, что по их мнению способствует развитию самостоятельности мальчиков. Однако именно мальчикам требуется теплое участие обоих родителей для развития боле свободного проявления чувств, сопереживаний, отношения к близким.
186
Несомненно, мать всегда ближе своим детям, но для мальчика очень важен отец, и этим в большей мере определяется характер их взаимоотношений, особая восприимчивость к отцовскому влиянию. Отец служит для сына, как правило, образцом представителя сильного пола, на примере отца мальчик усваивает, каким должен быть настоящий мужчина. Исследования показывают, что именно поведение мужчины в семье формирует характер и поведение мальчика. Отцу необходимо воспитывать у сына мужественность, передавать опыт мужского труда в домашнем хозяйстве, брать на себя наиболее трудные, но посильные домашние дела.
Воспитывая сына, важно с раннего детства приучать его к доброму и уважительному отношению к родителям, родственникам, к девочкам. Учитывая физические и психологические особенности мальчиков, следует уделять внимание тому, чтобы сын, сохраняя свойственное ему стремление проявлять физическую активность, вместе с тем привыкал к порядку, аккуратности, организованности, овладевал навыками дисциплинированного поведения. В этом смысле большое положительное значение имеет участие ребенка в домашних делах, которые, отвечая детским интересам, развивая физически и умственно, учат дисциплине, общению со сверстниками, а также способствуют проявлению активности, самостоятельности, инициативы, организаторских умений, полезных навыков. Очень важно с детства приучать мальчиков к самообслуживанию, тем более что они довольно часто проявляют беспомощность в простых житейских делах, у них чаще случаются травмы. Каждый мальчик в соответствии со своими возрастными возможностями должен уметь обслужить себя, оказать посильную помощь тем, кто в ней нуждается. Успех в данном случае обеспечивается не столько словесными нотациями, сколько личным примером родителей, особенно отца.
Общение отцов с маленькими сыновьями отличается от стиля общения с ними матерей. Если матери в основном выбирают вербальное общение и спокойные предсказуемые игры, то отцы включают детей в подвижные энергичные игры, в спортивные состязания, связанные с движением, что способствует физическому развитию ребенка и отвечает его интересам.
Серьезной задачей родителей в дошкольном детстве является подготовка ребенка к обучению в школе. С этой целью необходимо развивать детскую любознательность, познавательный интерес к новым знаниям, формировать психические процессы (память, внимание, воображение и т. д.), воспитывать интерес и отношение к школе, уважительное отношение к учителю. Важно заранее ориентировать девочек и мальчиков на хорошие добрые отношения в
187
школе, делать акцент на необходимости совместных занятий, игр, взаимопомощи. Наличие брата и сестры в семье в значительной мере обеспечивает решение данной задачи.
Итак, женское и мужское воспитание детей отличается равно настолько, насколько женщина вообще отличается от мужчины. В природе женщины-матери заложено признавать и защищать права ребенка, эмоционально заботиться о его насущных проблемах, воспитывать нравственные качества. Мужчины-отцы играют также важную роль в развитии детей обоего пола, формируя у них самостоятельность, независимость, уважение к себе и близким людям.
Очевидно, что в воспитательном процессе детей-дошкольников существует много проблем, связанных с формированием гендерной устойчивости, однако их решение становится вполне реальным с учетом современных научных психолого-педагогических достижений.
Г. Д. Кириллова, С. Ю. Карпук
Метафора как компонент познавательного процесса
Только через метафору раскрывается материя, ибо нет бытия вне сравнения, ибо само оно есть сравнение.
О. Мандельштам
Новая парадигма образования выдвинула необходимостью поиска и реализации новых возможностей, присущих процессу познания. Их использование связано с понятием «инновации» процесса обучения. Исследование инноваций процесса обучения служит цели: осуществить новый виток в решении проблемы развития самостоятельности личности ученика. В новых социальных условиях возникла необходимость формировать самостоятельность ученика, которая позволяет ему принимать решения и находить способы деятельности, дающие возможность решать широкий круг нестандартных познавательных задач в новых конкретных условиях. Решение данной цели привело к реализации системного подхода в процессе обучения, в результате чего возникла возможность осмыслить методологию учебного материала, выявить новые механизмы развития познавательной деятельности учащихся, создать условия для развития творчества и эмоционально-ценностных отношений. В связи с этим дидактика рассматривает различные инновации: ведется работа над использованием развивающих функций проектной деятельности, модульного обучения, нелинейных форм
188