ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 80:811.512.157 Н. М. Борисова
ОСОБЕННОСТИ ВОПРОСИТЕЛЬНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ В ИНТЕРВЬЮ-ДИАЛОГЕ
Анализ коммуникативных особенностей вопросительных предложений, их специфики в современном интервью-диалоге является значимым, так как умение задавать вопросы является важнейшим профессиональным качеством любого интервьюера. При этом особый интерес представляет изучение видов вопросительных конструкций, выполняющих в текстах периодической печати специальную функцию обязательного, удостоверительного, уточняющего, предположительного, подтвердительного ответов. Периодическая печать дает богатый материал для наблюдения за наиболее активными примерами особенностей вопросительных предложений. В процессе анализа функционирования вопросительных конструкций в интервью-диалоге предпринята попытка дифференцировать их разновидности на примере якутских газет. В частности, были изучены роль и значимость собственно-нейтральных видов вопросительных предложений в интервью-диалоге. Также необходимо выявить специфику презумптивных, несобственно-вопросительных предложений. В зависимости от того, какую цель преследует журналист в данном интервью-диалоге, он может задать вопрос о неизвестной ему самому реальной действительности. Или же вопрос может быть просьбой удостоверить, уточнить, предположить, подтвердить или опровергнуть информацию о конкретных сторонах или об имеющейся ситуации в целом. При этом вопрос может сопровождаться выражением отношения автора к высказываемому. В настоящее время вопросно-ответное изложение материала стало нормативным в языке якутских газет и диалог в интервью приближен к бытовому диалогу. Журналист стремится не только сохранить инициативу, но и вызвать у интервьюируемого интерес к заданному вопросу, активизировать речевую деятельность в процессе беседы.
Ключевые слова: интервью-диалог, вопросительные предложения, вопросительные конструкции, периодическая печать, журналистские тексты, вопросительные слова, блиц-опрос, журналист, беседа, собеседник.
N. M. Borisova
Syntactical Variety of Yakut Interrogative Constructions in the Interview Dialogue
Arnlysis of the communication features of interrogative sentences, their specificity in an interview today, dialogue is important because the ability to ask questions is a critical component of any interviewer.
БОРИСОВА Надежда Марковна - к. филол. н., доцент каф. журналистики филологического факультета СВФУ им. М. К. Аммосова. E-mail: [email protected]
BORISOVA Nadezhda Markovna - Candidate of Philological Sciences, Associate Professor of the Department of Journalism, the Philological Faculty of the North-Eastern Federal University named after M. K. Ammosov.
E-mail: [email protected]
Not without special interest is the study of types of interrogative constructions in the press featuring a special function of obligative, identification, refining, presumptive, confirmatory answers. Periodical press provides rich material for monitoring the most active examples of the features of interrogative sentences. Analyzing the functioning of interrogative constructions in an interview-dialogue there was made an attempt to differentiate the varieties on the example of the Yakut newspapers. In particular, the role and significance of the self-neutral types of interrogative sentences were revealed in the interview-dialogue. Also there was revealed the specifics of his presumptive, improperly interrogative sentences. Depending on the purpose of a journalist in the interview-dialogue he can be asked questions about the unknown reality of himself, or the question may be requested to certify, clarify, suggest, confirm or deny information about specific aspects of the current situation, or journalists in general. The expression of the question may be followed by an expression of the author's attitude to speak up. Nowadays, question-answer presentation of the material has become reputable in the Yakut language newspapers and dialogue in an interview is close to the everyday domestic dialogue. Journalist seeks not only to keep the initiative, but also cause the interviewee an interest to a given subject, activate speech activity in the conversation.
Keywords: interview-dialogue, interrogative sentences, interrogative constructions, periodicals, journalistic texts, question words, quiz, journalist, conversation, interlocutor.
Введение
Интервью-диалог необходимо отнести к одному из сложнейших видов интервью. По своему характеру он представляет собой вопросно-ответное взаимодействие, в котором говорящий и слушающий могут постоянно меняться коммуникативными ролями. Диалог, по мнению В. В. Ученовой, «предъявляет журналисту непременное требование мыслить и переживать «вровень» с героем» [1, с. 82].
Ключевым жанром в сфере журналистики интервью становится в период бурного развития периодической печати (XX в.). Позднее радио раскрыло дополнительные возможности жанра, включив в него третью сторону - аудиторию, ставшую реальным слушателем этого диалога. Телевизионное интервью пошло еще дальше, обогатив жанр существенным качеством - зрелищностью [2].
Любое интервью предполагает разговор с какой-либо известной личностью. В словаре иностранных слов Дудена одно из определений интервью звучит так: «Разговор в большинстве случаев с известной личностью на определенную тему либо о личности интервьюируемого, которое транслируется по радио или телевидению или печатается в прессе» [3, с. 487].
Интервью журналиста с собеседником есть разговор двух людей не просто для обмена сведениями, а с целью создания нового информационного продукта - актуального, общественно значимого, предназначенного для публикации [4]. Это означает и то, что в беседе со своим собеседником журналист должен постоянно побуждать своего партнера по общению к соразмышлению.
От того как сформулирован вопрос и на что сделаны акценты, от умения так поставить вопрос, чтобы на него был получен прямой, полный и объективный ответ, зависит содержание полученной информации. Кроме того, об уважительном отношении к собеседнику со всеми его (ее) человеческими особенностями, слабостями журналист должен помнить всегда [4].
Как отмечает В. В. Ученова, стала увеличиваться содержательно-смысловая роль журналиста в беседе; отношение к собеседнику (как источнику информации) преобразуется в интерес к нему самому как к личности; локально-информационная, комментаторская задача беседы сменяется обменом мнениями как импульсом к постановке проблемы, началу широкой дискуссии. Именно на базе этих изменений, по мнению исследователя, жанр классического журналистского интервью преобразуется в социально-проблемный, проблемно-психологический или историко-биографический диалог [1].
С ростом популярности жанра интервью усугубился интерес к нему со стороны ученых: начали создаваться учебные пособия по ведению интервью, разрабатываться классификации, типологии интервью, а также выделяться типы вопросов, реплик, интервьюируемых
и т. д. Однако в большинстве классификаций интервью рассматривается как метод сбора информации. Так, по степени стандартизации выделяются два основных вида интервью как методы: 1) формализованное интервью - беседа по детально разработанной программе, включающей в себя последовательность и конструкцию вопросов, варианты возможных ответов; 2) неформализованное интервью - беседа по общей программе, но без уточнения конкретных вопросов с минимальной детализацией поведения реципиента [5].
Одной из особенностей жанра интервью является его многофункциональность. В частности, интервью является эффективным способом формирования имиджа разных представителей общества или организаций, а также достоверным источником для исследования особенностей их речевого поведения, имиджевых ролей, структуры имиджа и средств его создания [6].
Особую значимость имидж приобретает, когда речь идет о выдающихся деятелях и знаменитостях. Люди, как правило, не соприкасаются с ними в жизни, не наблюдают их в повседневности, а черпают информацию о таких представителях общества из других источников, в которых отражен их имидж, а не реальные черты, присущие данному человеку. Одним из таких источников являются различные интервью на радио, телевидении, печати и в Интернете. Информация, представленная в данном жанре, располагает читателя/зрителя/ слушателя к доверительному отношению [7].
Итак, основной текст интервью состоит из вопросов и ответов. Во время интервью журналист задает вопросы, которые определяют содержание, а также имеют психологическую направленность, в результате чего интервьюируемый высказывает свою точку зрения по определенному вопросу. В интервью могут быть представлены все виды речевых форм: сообщение, описание, отзыв, характеристика, доказательство и, в особенности, рассуждение. Это зависит от места, темы, стиля вопросов и от личности интервьюируемого [8].
Теоретическая значимость данной работы заключается в том, что в ней впервые представлен анализ исследуемых единиц с позиции функциональной лингвистики, выявлены функции якутских вопросительных конструкций в интервью.
Цель исследования заключается в изучении употребления вопросительных конструкций в интервью-диалоге на примере журналистских текстов. Эмпирическим материалом для наблюдения и анализа послужили интервью-диалоги, опубликованные на страницах газет «Киин куорат» и «Эдэр саас» за 2011 г. Фактический материал, представляющий основу для изучения объекта, включает 773 примера вопросительных предложений на якутском языке.
В исследовании рассмотрены вопросительные предложения из интервью-диа логов таких известных журналистов, как Борис Павлов, Наталья Кычкина, Саргылаана Багына-нова, Вероника Александрова, Надежда Громова, Прокопий Бубякин, Ангелина Васильева и др. Методологической основой исследования послужили работы И. Е. Алексеева, М. М. Лукиной, Н. Е. Петрова, Б. В. Рождественского, В. В. Ученовой и др.
Якутский язык издавна привлекал внимание своим строем, выразительными и образными средствами, стилевыми особенностями ораторской монологической и разговорной диалогической речи путешественников разных специальностей, чиновных людей, работавших в Якутии, которые, не будучи языковедами, с восхищением отзывались о нем [9].
Следует заметить, что синтаксис современного якутского литературного языка продолжает развиваться в условиях сложного взаимодействия синтаксиса якутского разговорного и устного литературного языка, а также синтаксиса русского литературного языка [10]. Развитие якутской синтаксической науки предопределяет возрастающий интерес к вопросам коммуникативного синтаксиса, связанный с анализом особенностей функционирования языковых единиц в речи. В связи с этим изучение вопросительных конструкций, их разновидностей в интервью-диалоге является весьма нужной и актуальной.
Структурно-семантический анализ вопросительных предложений определяет две неперекрещивающиеся интеррогативные группы: а) вопросы, требующие ответа (собственно-вопросительные); б) вопросы, не требующие ответа (несобственно-вопросительные).
По коммуникативной установке собственно-вопросительные предложения в якутском языке могут быть нейтральными и презумптивными. Целеустановка первого типа - узнать что-то неизвестное, второго - стремление говорящего проверить свое предположение, удостовериться в правильности или неправильности своего предложения. А несобственно-вопросительное предложение, сохраняя форму интеррогативного предложения, имеет другую коммуникативную установку - побуждение, утверждение и восклицание [10].
Придерживаясь этого основания, мы классифицировали вопросительные предложения в интервью-диалоге следующим образом: собственно-нейтральные, презумптивные и несобственно-вопросительные.
Роль собственно-нейтральных видов вопросительного предложения в интервью
В плане содержания собственно-вопросительного предложения журналист ставит перед собой установку поиска неизвестной информации. Это может быть направленное в адрес собеседника выражение запроса о чем-либо или побуждение собеседника к ответу на этот запрос. Так, вопросы, требующие обязательного положительного или отрицательного, полного и краткого, достоверного или недостоверного и т. п. ответов, в якутском языке называются собственно-вопросительными. В них содержится интеррогативность без дополнительных эмоционально-экспрессивных (коннотативных) оттенков [10].
Собственно-вопросительное предложение подразделяется на две группы. Первую группу составляют диалоги, которые содержат собственно-нейтральные виды вопроса: собственно-нейтральный, специально-нейтральный, альтернативный, двойной, в которых, как правило, слабо выражен эмоциональный подтекст. В плане же содержания каждый вид вопроса имеет различные подвиды, в результате которых меняется содержание ответа. Они отмечаются объективно модальным качеством категоричности и достоверности [11].
1. Собственно-нейтральные (СН) вопросительные предложения журналиста интонационно выделены и могут присоединяться после паузы, которая как бы подготавливает собеседника к предстоящему вопросу. Авторы применяют такие вступительные предложения с целью показать, что они имеют какие-то знания, сведения по этой теме и предупреждают, что высказывание еще не закончено и сейчас последует главный, добавочный важный вопрос. Этими двумя частями в совокупности журналист актуализирует значимую часть высказывания. Например: Урукку уонна аныгы ыччат диэн куруук тэкниир Yгэстээхпит. Оннук тэкниир эн санаа§ар оруннаах дуу? (КК. № 3, 27.01.11. С. 6). 'У нас есть привычка постоянно сравнивать нынешнюю молодежь с предыдущей. Нужно ли это вообще?' Кэнсиэртэргэр куруук о§ок Луиза кыттар, ыллыыр. Кини инники оло§ун эмиэ ырыаны кытта ситимниир санаалаах дуо? (КК. № 3, 27.01.11.С. 7). 'Твоя дочь Луиза всегда поет, танцует на концертах. В будущем она также собирается связать свою жизнь с музыкой?'
Вопросительные предложения иногда представляют четкую постановку вопроса, где собеседнику дается мало времени для размышления, ему предстоит ответить почти сразу. Тем самым автор наблюдает за дальнейшей реакцией, поведением собеседника, описание которых может включить в предстоящий материал. Некоторые интервью-диалоги включают блиц-опросы, так называемые «Тэттик ыйытыктар». Например: Холобур окостор дьоннооххун дуо? (ЭС. № 15, 04.05.11. С. 4). 'Есть ли у тебя человек, которого ставишь в пример?'. Тапталы итэ§эйэ§ин дуу? (КК. № 3, 27.01.11. С. 7). 'Веришь ли ты в любовь?'
Предстоящий вопрос журналиста может вытекать из высказывания собеседника, так как смысл будет связан с предыдущей ситуацией, обстоятельством, которые были затронуты в ответе. В этом случае часто используется союз оттон: Оттон тимиринэн окорор ыарахан дуо? (КК. № 31, 11.08.11. С. 6). 'А тяжело ли работать с железом?' Оттон Саха сиринэн гастроллуугут дуо? (КК. № 32, 18.08.11. С. 6). 'А гастролируете ли Вы по Якутии?'
Для получения более расширенного ответа (с просьбой включить рекомендации, советы по определенной теме) журналист к частице дуо? прибавляет слова кэпсиэк дуо? 'расскажешь ли?', билиhиннэриэк дуо? 'познакомишь ли?', сырдатыак дуо? 'просветишь ли?' Характер содержания вопроса показывает уточнение действия, достоверность факта,
получение новых сведений об обстоятельствах, ранее не упомянутых в разговоре и т. п. Например: Кэргэккин кытары билсиик «Тыыннаах диэн YЧYгэй да§аны» диэн ырыаны кытары сибээстээх. Кэпсии mYhYew дуо? (КК. № 22, 09.06.11. С. 6). 'Твое знакомство с женой связано с песней «Хорошо быть живым». Можешь ли ты немного рассказать об этом?' «Мыраакка куорат» диэн сонун бырайыагык myhynan сырдатыак дуо? (КК. № 38, 29.09.11. С. 6). 'Расскажешь ли о новом проекте «Город на холме»?'
Таким образом, все эти примеры показали, что характер содержания вопроса показывает уточнение действия, достоверность факта, получение новых сведений об обстоятельствах, ранее не упомянутых в разговоре и т. п.
2. В отличие от СН вопроса специально-нейтральный (СпН) вопрос имеет в составе специальные знаменательные вопросительные слова и словосочетания ким 'кто', туох 'что', хас, mвhв'сколько', ханнык 'какой', хайдах 'как', хайа 'ну', то§о 'почему', xahaH 'когда', ханыаха 'докуда', хантан 'откуда', ханан 'где', хайаа 'что делай', туохтаа 'что сделай'и др., несущие ремовыражающую функцию [10]. С помощью ремы журналист уточняет неизвестное лицо или неизвестный предмет, объект действия, состояния и др. Кроме определения, уточнения неизвестного или выявления факта, автор может узнать мнение собеседника, что он думает про ту или иную ситуацию.
С помощью ремы ким(-й, -тэн, -хэ) 'кто, от кого, кому' журналист уточняет неизвестное лицо: Олоххор киэн туттар, холобур окостор Kuhuw кимий? (КК. № 5, 10.02.11. С. 6). 'Кто в твоей жизни тот человек, которым ты гордишься, ставишь в пример?' Биликки такымкар оонньуургар кимиэхэ Yврэммиккиний? (ЭС. № 36, 05.10.11. С. 7). 'У кого ты научился играть на высоком уровне?'
Вопросительные слова туох 'что', тугуй 'чего', туохха 'чему' определяют или уточняют неизвестный предмет, объект действия, состояния и др. Например: Таптал ыарыы диил-лэр, медик киЫ быЛыштынан туох диэн быкаара§ын? (КК. № 22, 09.06.11. С. 6). 'Говорят, любовь - болезнь. Что Вы можете сказать по этому поводу как медик?' Бу олоххо саамай куттанарык тугуй? (КК. № 39, 06.10.11. С. 6). 'Чего Вы боитесь в этой жизни больше всего?'
Если в интервью-диалоге уточняется количественная характеристика объекта или совершаемого действия, то в нем используются вопросительные слова хас, хаЫга, хаhыс, хаскыный? 'сколько'. Ити гынан Кэбээйигэ хас сыл кыстаабыккытый? (КК. № 31, 11.08.11. С. 6). 'Сколько лет, в конечном счете, Вы жили в Кобяе?' Онтон бииргэ тврввбYттэр хаhъlа§ытъlй? (КК. № 38, 29.09.11. С. 6). 'А сколько у Вас братьев и сестер в семье?'
Встречаются случаи, когда в интервью-диалоге вопрос уточнения количественной характеристики передается с помощью вопросительного слова твhв 'сколько': Бэчээт эйгэтигэр сурутуубут таhымыттан Yлэбит тYMYгэ квствр, «Забота-Арчы» твhв тиражтаа§ый? (КК. № 1, 13.01.11. С. 6). 'Результат нашей работы полностью зависит от подписки. Какой тираж у газеты «Забота - Арчы»?'
Вопросительное слово mвhв' сколько' применяется и для характеристики неизвестного факта или действия: Сир хамсааЫта экономическай вmmYнэн Япония§а mвhв охсуулаах буолуой? (КК. № 11, 24.03.11. С. 6). 'Насколько большой урон нанесло бы с экономической точки зрения землетрясение в Японии?'
Вопросительное слово то§о 'почему', образованное от причинного наречия, функционирует в полных структурах СпН вопросов как неизвестный член. Например: Буолаары турар быыстапка§ын то§о «ТYHHYK» диэн ааттаатык? (ЭС. № 39, 26.10.11. С. 5). 'Почему Вы назвали новую выставку «Окно»?'
Для выявления признака или выбора автором используется вопросительное слово хайа 'какой'. Например: Бу суруктартан биЫэхэ ордук хайа сурук киэкник тар§аммытый? (КК. № 44, 10.11.11. С. 6). 'Из этих писем какое наиболее распространено у нас?
Есть примеры, показывающие, что вопросительное слово хайа может служить синонимом вопросительного слова ханнык 'какой', который определяет, выявляет факт или
предмет: Александр Иларьевич, эн хайа улуустан тврYттээххиний? (КК. № 10, 17.03.11. С. 6). 'Александр Иларьевич, из какого улуса Вы родом?'
Вопросительные слова ханна 'где', хантан 'откуда', ханналаа 'куда' выступают членом предложения, связанным с неизвестным направлением, местонахождением или возвратно-направительным действием. Например: Эн бэйэк хантан тврYттээххиний? (КК. № 13, 07.04.11. С. 6). 'Ты сам откуда родом?'
Как мы уже показали в вышеприведенных примерах, для определения или выявления факта, предмета или действия употребляется слово ханнык (-ы, -ка, -ый) 'какой'. Например: Александр Иванович, тус бэйэк эрэдээктэр буоларык бьАыытынан кэрэспэдьиэнтэн ханнык хаачыстыбаны ирдиигиний? (КК. № 1, 13.01.11. С. 6). 'Александр Иванович, какие качества Вы требуете у корреспондентов, являясь редактором?'
Уточнение времени совершаемого действия выражается вопросительным словом хаhан'когда', хаhааккыттан 'с каких пор'. Например: Улуу киhи аатын ылбыт эбиккин.; Науканан хаhааккыттан дьарыктана§ыный? (ЭС. № 25, 20.07.11. С. 6). 'Оказывается, Вас назвали именем великого человека. Когда начали заниматься наукой?'
Неизвестный член СпН вопросительного предложения, выраженный интеррогативным словом хайдах (-ый) 'какой', требует от собеседника ответа на вопрос, при каких обстоятельствах совершается действие и оценку, отношение к происходящему. Основное словосочетание, которое мы выделили на примерах - хайдах этэй? 'как было?' При этом часто журналисты с помощью вопросительного слова хайдах 'какой' формулируют вопросы хайдах сыhыаннаhа§ын (-ый)? 'как относишься?', хайдах бьДаара^ын/бьДаарыан' этэй? 'как объяснишь?', хайдах ылына^ыный? 'как воспринимаешь?' Эти вопросы подразумевают не конкретный ответ, а субъективное мнение, мысли собеседника.
Идэ§инэн кврдвххв, музыкаттан отой ыраах курдуккун. Ырыа, хо^он эйгэтигэр аан макнай Yктэммит тYгэник хайдах этэй? (КК. № 3, 27.01.11. С. 6). 'Если судить по Вашей профессии, то Вы далеки от музыки. Как Вы впервые познакомились с музыкой и поэзией?' Yлэhиттэр дьиэнэн хааччыллыылара хайда§ый? (КК. № 5, 10.02.11. С. 6). 'Как идет процесс обеспечения работников жильем?'
Современный человек стал использовать в своей речи молодежный сленг, жаргонную лексику, стал меняться строй простых предложений. Любой человек пытается сейчас объясниться с кем-либо быстро, как говорится, «четко и ясно» и поэтому сокращает обычные предложения, убрав вопросительные слова или частицы. В газетной речи появились такие особенные вопросительные предложения, которые могут обходиться без вопросительных слов или частиц. При этом не теряется смысл содержания вопроса. Однако, нам кажется, без вопросительных слов или частиц речь журналиста становится неполноценной, теряется интонационная окраска вопросительного предложения.
Саамай свбYЛYYP сирик? (КК. № 16, 28.04.11. С. 6). 'Самое любимое место?'
Айар куттаах киЫ буолан туран свбYЛYYP поэтык? (КК. № 51, 30.12.11. С. 6). 'Будучи творческим человеком, кого бы Вы назвали любимым поэтом?'
Найдены особенные вопросительные предложения во вступительной части интервью-диалога. Они, как правило, не имеют вопросительного знака. Иногда сопровождаются знаком многоточия и не требуют обязательного, конкретного ответа. Такие вопросы направлены на установление контакта между журналистом и собеседником, т. е. создают непринужденную обстановку разговора. Сопровождаются вспомогательными словосочетаниями билиЫннэр эрэ 'познакомь-ка', сырдатарык буоллар 'может, просвятишь?', кэпсэтиэххэ 'поговорим', кэпсииргэр кврдвhвбYн 'прошу рассказать', кэпсии тYс эрэ 'расскажите немного' и др. Ааккын-суолгун, кимтэн кииннээх, хантан хааннаах буоларгын бастаан бил^иннэр эрэ. (КК. № 8, 03.03.11. С. 6). 'Сначала представьтесь и скажите, откуда Вы родом?' Дьиэтээ§и олоххун-дьаhаххын кэпсээ эрэ. (ЭС. № 22, 22.06.11. С. 6). 'Расскажи о своей жизни'.
Вышеприведенные примеры позволяют убедиться в том, что СпН вопросы широко распространены в устной речи и большинство вопросов в интервью-диалоге строятся
именно на этом виде собственно-вопросительных предложений. Журналист, используя СпН с различными вопросительными словами, собирает достаточно емкий, развернутый, интересный материал.
3. Альтернативный вопрос (АВ) в якутском, как и в других тюркских языках, входит в состав собственно-нейтральных вопросов, но требует ответа на одно из двух неизвестных. Это объясняется его более сложной структурой по сравнению с СН и СпН вопросами. Структура альтернативных вопросов в языке художественной литературы разнообразна. Основным показателем альтернативности является наличие в нем противоположных по содержанию клишированных компонентов типа ... дуу, суох дуу; ...дуу, суо§а дуу; ...дуу, ...й (-ый, -ный) [10].
В журналистских текстах менее употребительна структура с союзами биитэр 'либо', эбэ-тэр 'или'. Так, альтернативный вопрос (АВ) выступает как один из особых коммуникативных видов вопросительных предложений. Главным его отличием от СН и СпН вопросительных предложений является то, что в нем запрашивается один ответ из двух (и более) возможных. Оччотугар 6uhrnu ханнык кэмкэ кэлэн олоробутуй: елер дуу, тиллэр дуу? (КК. № 37, 22.09.11. С. 6). 'Тогда в каком веке мы живем: угасания или процветания?'
При этом вопросительные предложения журналиста, запрашивая ответ на два неизвестных, помогают уточнить, получить дополнительные, вспомогательные сведения о высказываемом факте или действительности.
4. В интервью-диалоге встречается двойной вопрос (ДВ). В отличие от АВ коммуникативная функция ДВ вопроса заключается в побуждении собеседника к непринужденному, но желательному ответу сразу на два неизвестных. Структура этого вопроса состоит из двух самостоятельных или сложносочиненных предложений (фраз), в каждом из которых имеется ремовыражающий член [10]. При этом вопросительные предложения журналиста, построенные двойным вопросом, запрашивают ответ на два неизвестных. Аны кунэ? То§о дьахтар кYHYгэр? (КК. № 7, 24.02.11. С. 6). 'Если говорить о дне, то почему именно в женский праздник?' XahaawwbmmaH CYYPYY^H дьарыктана§ыный? Эн дьиэ кэргжкэр бары кэриэтэ спорду таптыыллара буолуо? (КК. № 23, 16.06.11. С. 6). 'С каких пор начали заниматься бегом? Наверное, в вашей семье все любят спорт?'
мо-
450 -
зоо
Рис. 1. Виды вопросов в интервью-диалоге
Итак, примеры показали, что особенность ДВ могут выделить предложения с двумя и более вопросительными словами или состоящие из двух и более сложосочиненных предложений.
Таким образом, большинство вопросов в интервью-диалоге строятся на СпН вопросительных предложениях, имеющих в составе вопросительные слова по значению и по обстоятельству. Журналист, используя СпН вопрос с различными вопросительными словами, собирает интересный материал.
В целом исследуемые виды вопросительных предложений играют значимую роль и характерны для большинства интервью-диалогов журналистов якутских газет. Результаты анализа показали, что они широко применяются для эффективности, полноценности интервью-диалога. Именно на таких видах вопросительных предложений строится главная цель, главный смысл такого материала.
Специфика презумптивных предложений в интервью
Вторая группа диалогических единств, в отличие от первой, начинается вопросами, грамматическим значением которых является модальное качество гипотетичности, удосто-верительности, предположительности, поскольку их целеустановка, как это подчеркивается в языкознании, не просто желание узнать что-либо неизвестное, а стремление говорящего проверить правильность своего предположения о характере ожидаемого ответа. Такие виды вопроса в инициале диалога в якутском языке охарактеризованы как презумптив-но-собственные и имеют следующие разновидности: удостоверительный, уточняющий, предположительный, подтвердительный, повторный, дополнительный вопросы, переспрос и побудительно-вопросительное, утвердительно-вопросительное предложения [11].
Следует заметить, в газетной речи нашли свое отражение только четыре вида вопросительных предложений этой группы: удостоверительный, уточняющий, предположительный и подтвердительный.
Используя эти виды вопросительных предложений, журналист стремится проверить свое предположение, удостовериться в правильности или неправильности своего предложения.
1. Удостоверительный (УВ) вопрос характеризуется отсутствием в его составе знаменательных вопросительных слов, кроме частиц и модальных оборотов. Уверенность спрашивающего в получении подтверждения его высказывания достигается, прежде всего, своеобразной интонацией, выражающейся большим интонационным выделением рематического члена УВ [10].
Журналист задает УВ тогда, когда в какой-то мере уверен в достоверности ожидаемого ответа и хочет получить у собеседника подтверждение этого. Точнее, исходя из ситуации, слов и действий собеседника, он приходит к определенной мысли и хочет получить подтверждение своей догадки. Главными составляющими такого вопроса являются частицы дии дуу, эбит дии, эбит дуу, YhYгYн дии, глагольные формы диигин, билэ§ин, буолла§ык? (-§а, -хыт) [12]. Например: Ырыа§а, хоhоокко кыра§ыттан сыста§ас буолла§ык? (КК. № 3, 27.01.11. С. 6). 'Ты, должно быть, с малых лет увлекаешься музыкой и поэзией?' Но ответ собеседника на УВ может быть не всегда положительным, если предположение журналиста ошибочно. Поэтому автору следует быть внимательным, осторожным в предположении.
Частицы дии, ини усиливают интонацию УВ. Например: Олус интэриэhинэй дии. Кэлин саха тылын бYтэрбитик дии? (КК. № 3, 27.01.11. С. 6). 'Очень интересно. После ты окончил отделение якутского языка, верно?' Устудьуоннуур сылларгар КВН-тан тэйбэтик ини? (ЭС. № 38, 19.10.11. С. 6). 'Надеюсь, во время студенчества занимался КВН?'
Есть примеры, оформленные журналистом без вопросительного знака. Такие предложения по сути своей вопросительные, даже если нет специального вопросительного знака. При этом уверенность журналиста в получении подтверждения его высказывания достигается прежде всего своеобразной интонацией. Именно интонация остается единственным выразителем вопросительности. А вопросительный знак, может быть, просто забыли поставить. Например: Анна Семеновна, эhиги сахалыы куттаах ыал эбиккит дии... (КК. № 13, 07.04.11. С. 6) 'Анна Семеновна, оказывается, Ваша семья с придерживается якутских
традиций?' «Россия бочуоттаах донора» ааты ыларга туох эрэ ирдэбил баар буолуохтаах дии. (ЭС. № 15, 04.05.11. С. 6). 'Должно быть какое-то требование, чтобы получить звание «Почетного донора России»'.
Таким образом, вопросительные предложения с УВ дают журналисту уверенность в получении подтверждения на предыдущие высказывания.
2. В отличие от удостоверительных вопросов, уточняющий вопрос (УтВ) отражает желание удостовериться в точности высказываемого факта, переданного в предыдущих высказываниях или вопросах. Употребление специально выделительных оборотов в комплексе с вопросительными словами придает оттенок особой заинтересованности журналиста к спрашиваемому факту [10]. Например: Хаhан эрэ Аскалон Павлов тыыннаах бвлвх тэринэн эрэр YhY диэн истибиппит (КК. № 3, 27.01.11. С. 6). 'Когда-то мы слышали о том, что Аскалон Павлов начал организовывать свою «живую» группу'.
Журналист часто уточняет у собеседника те факты, которые он узнал ранее от других людей, собеседников. Чтобы добиться конкретного ответа и для того, чтобы ответ на УтВ был обязательным, журналист строит свой вопрос с помощью модально-выделительных оборотов бэйи эрэ, ээ, холобур и др. [10]: Холобура, БYЛYYмуората? (КК. № 6, 17.02.11. С. 6). 'Например, море Вилюй?'
В УтВ для еще более точного ответа, наряду с вопросительными словами, используются специально уточняющие слова чуолаан, чопчу, чорботон «именно». Например: Эн саамай свбYлээн тумус туттар тылын «Каадыр боппуруоhа элбэ§и бьАаарар» диэн эбит, оннук Yлэhитинэн кими ордук чорботон бэлиэтиигин? (КК. № 5, 10.02.11. С. 6). 'Оказывается, Ваша самая любимая и частоупотребляемая фраза это «кадровый вопрос решает многое». Кого Вы считаете таким работником?' Айгулья, мин биир идэлээ§им буола§ын. То§о чопчу бу идэни талбыккыный? (ЭС. № 16, 11.05.11. С. 6). 'Айгулья, ты являешься специалистом в той же сфере, что и я. Почему ты выбрала именно эту профессию?' Гена, элбэх дьарыктаах эбиккин дии. Устудьуоннуу да кэлэн баран наука§а сыстыаххын ба§арар эбиккин. Оттон то§о бу чопчу КВН-ны чорботтун? КВН - эйиэхэ хобби буоларын ааhан, вссв Yлэ буолла... (ЭС. № 24, 13.07.11. С. 6). 'Гена, оказывается, у тебя много занятий. Даже став студентом, ты тянешься к науке. А почему конкретно выделил КВН? КВН стал для тебя не только увлечением, но и работой'.
Вышеприведенные примеры показали, что с помощью УтВ журналист выполняет несколько функций: заключает проверку достоверности совершившегося или совершающегося действия или факта; требует конкретного ответа на неопределенное сообщение собеседника; проверяет происходящее явление, событие с более конкретной постановкой. Ответы при этом бывают и положительными, и отрицательными с полным уточнением запрашиваемого.
А когда отвечающий уклоняется от прямого ответа, журналист уточняемый факт может установить неоднократным повтором одного и того же вопроса с различной синтаксической структурой. Уточнению подлежит еще такое сообщение собеседника, которое для журналиста является совершенно неожиданным. Но вопросительные предложения с такой постановкой вопроса на наших примерах не отразились.
3. Предположительный вопрос (ПВ) побуждает собеседника обратить внимание или принять участие в выяснении предполагаемого действия, факта, события и т. п., о котором спрашивающий имеет определенное представление. В формальном плане ПВ строится на различных вопросительно-модальных элементах, при помощи которых выражается предположительность. Таковыми являются постфикс сказуемого -пYтYнэ, -аайаллар, клишированные сочетания -ын буолаарай, -ыы буолуо, -ар буолбат дуо, -эр ээ, а также частица дии, модальное слово арай [10].
Предположения журналиста об ожидаемом ответе могут вытекать из собственных наблюдений или подсказываться ситуацией, но в действительности на такой вопрос возможны возражения в виде встречного вопроса или объяснительного повествования. Ба§а санаан ис
хоЫонун сэгэтиэк буолаарай? (КК. № 15, 21.04.11. С. 6). 'Расскажете ли Вы о своей мечте?' Эдэр ыал нэhилиэк оло§ор актыыбынайдык кыттаргыт буолуо? (ЭС. № 19, 01.06.11. С. 6). 'Наверное, как молодая семья активно участвуете в жизни наслега?'
Предположение журналиста в основном выражается только интонацией, и ответ чаще всего совпадает с предположенными соображениями. Чаще всего предположение исходит из предыдущих предложений, особенно из высказывания собеседника, и является замыкающим суждением в диалогической конструкции:
Оруобуна былаас уларыйыытын сажана Yлэлээбит эбиккин дии, ол кэмнэри уонна би-ликки кэми тэкнээтэххэ хайда§ый? Оччолорго абытай мвккувр буолуо... (КК. 1, 13.01.11. С. 6). 'Оказывается, ты работал во время смены власти, а что если сравнить те времена с нынешним временем? В то время, наверное, было много споров... '
Иногда модальное слово арай 'если' является специальным индикатором ПВ. Например: Арай Горнайтан Мирнэй куоракка диэри биликки ырыаhыттарбыт хас биирдии нэhилиэккэ иккилии, чэ, куккэ биирдии да концеры биэрэ-биэрэ хас улуус аайы концертаатыннар. Ол аата БYЛYY, Yвhээ БYЛYY, Ньурба, Сунтаар бары нэЫлиэктэрин киллэрэн туран. КврбYт да, сэрэйбит да биир. Улахан акаардара аара хаалар буоллахтара. Эн санаа§ар ким тиийиэ этэй? Биэтэккэ... (КК. № 51, 30.12.11. С. 6). 'Если наши современные певцы с Горного улуса до Мирного выступят с концертом в каждом наслеге 1-2 раза, это значит будут охвачены все наслеги Вилюйска, Верхневилюйска, Нюрбы, Сунтара. Это всем понятно. Многие уйдут с половины пути. Как Вы думаете, кто дойдет до конца?'
Таким образом, ПВ предложения побуждают собеседника принять участие в выяснении какого-либо факта, сведения, о которых журналист имеет определенное представление.
4. Подтвердительный вопрос (ПдВ) направлен на подтверждение предложения, высказанного самим журналистом, или на конкретизацию сообщения (утверждения), сделанного собеседником [10]. Например: Билигин оскуоланы бYтэрэр, бYтэрбэт сылдьан ыал буо-лаллар (КК. № 42, 27.10.11. С. 6). 'Сейчас молодежь сразу после окончания школы, или не окончив ее, создает семью'. Мин вйдYYрбYнэн, Мэкэ-Хакаласка вссв биир КВНхамаандата баар этэ... (ЭС. № 38, 19.10.11. С. 7). 'Мне кажется, что в Мегино-Кангаласском районе была еще одна команда КВН'.
Модальные слова чахчы, кырдьык, свп в сочетании с вопросительными частицами в составе ПдВ требуют обязательного подтвердительного ответа. Например: Оччотугар саха о§олоро циркэ искусствотыгар бэйэлэрин дойдуларыгар Yврэниэхтэрин свп эбит. (КК. № 32, 18.08.11. С. 6). 'Значит, якутские дети смогут научиться цирковому искусству и на родине'. Кырдьык, куоракка олохсуйуон ба§арар дьон элбэх ээ. (КК. № 38, 29.09.11. С. 6). 'И вправду, желающих переехать в Якутск много'.
Таким образом, журналист в диалоге сначала побуждает собеседника, как бы подготавливая его к предстоящему вопросу. ПдВ, являющийся продолжением высказывания, вынуждает подтвердить сообщаемое второй раз. Нам кажется, журналист задает такой вопрос с оттенком удивления, когда ему не совсем ясно, что предлагает собеседник. Употребление несобственно-вопросительных предложений в интервью В якутском языке часть вопросительных предложений, сохраняя форму интеррогатив-ного предложения, имеет другую коммуникативную установку - побуждение, утверждение и восклицание. В таких предложениях дополнительное отрицание, т. е. коннотативное (экспрессивно-эмоциональная оценка, валюнтативность) стало основным, вытесняя номинативное содержание вопроса. К этой группе относятся и презентативные предложения - стереотипные вопросительные конструкции, которые потеряли как лексическое, так и грамматическое значения. В них не содержится запрос информации, они выражают стремление обратить внимание собеседника на тот или иной факт, т. е. степень апелляции к собеседнику. На долю этой группы выпадает лишь функция установления поддержки и проверки контакта говорящего с собеседником [10].
Их отличительная семантическая основа такова, что они обращены не к собеседнику,
а к самому говорящему, его мыслям. Они служат для выражения различных модальных отношений говорящего, тесно связанных с вопросительной интонацией [12].
В группу неинтеррогативных (вопросов, не требующих ответа) или несобственно-вопросительных предложений входят риторический вопрос, встречный вопрос, вопрос-удивление, вопрос-сомнение, вопрос-упрек [10]. Мы нашли в интервью-диалоге только три первые вида вопросительных предложений этой группы.
1. Риторический вопрос (РВ) в коммуникативном плане является отрезком речевого общения, выраженного в интеррогативной форме. При таком выражении всегда оценивается или передается определенное чувство собеседника [10]. РВ не только обращен к журналисту и собеседнику, еще заостряет внимание читателя, усиливает эмоциональную окраску. На страницах газет такие предложения редки, в исследовании мы определили два предложения, которые, по нашему мнению, не столько обращены к собеседнику, сколько заставляют задуматься читателя над поставленным вопросом.
Оччотугар хайдах буолабыт? Тугу эрэ дьаhаныахха наада буолла§а дии! (КК. № 6, 17.02.11. С. 6). 'Как тогда быть? Что-то надо с этим делать!'
Эн аЫшал квмвлврY онороргор дьон-сэргэ махтанар. Бу маннык дьыала§а мээнэ киЫ санаммат эбээт. (КК. № 38, 29.09.11. С. 6). 'Народ благодарит Вас за благотворительность. Такие добрые дела не каждому по плечу'.
2. Встречный вопрос (ВВ) употребляется, как правило, с целью перехвата инициативы в диалоге. Обычно задавая встречный вопрос, собеседник не намерен ответить прямо, напротив, старается получить ответ на свой же вопрос, переменить тему разговора или уклониться от ответа и т. п. ВВ могут возникнуть у обоих собеседников, когда они слабо осведомлены о спрашиваемом [10]. В нашем исследовании к ВВ всегда подходит сам журналист. Например: Кини эмиэ суруналыыс дуо? (КК. № 1, 13.01.11. С. 6). 'Он тоже журналист?' Оттон туйах хатарааччыларын суруналыыстыканы сэнээрэллэр дуу? (КК. № 1, 13.01.11. С. 6). 'А Ваши дети интересуются журналистикой?' ЭЫги дьиэ кэргэннитигэр оннук дуу? (КК. № 3, 27.01.11. С. 6). 'А в Вашей семье тоже так?' Ити эстэриилэри туох сыаллаах онорбуттарай? (КК. № 6, 17.02.11. С. 6). 'С какой целью были произведены эти взрывы?' Ол аата дьарыккын барытын бэйэн былаанныыгын дуо? (КК. № 21, 02.06.11. С. 6). 'Значит сами планируете свои занятия?' Оттон а§ан? (КК. № 51, 30.12.11. С. 6). 'А отец?' Улахаттаргыт? (ЭС. № 17, 18.05.11. С. 6). 'А старшие?' YнкYYлээтин дуу? (ЭС. № 17, 18.05.11. С. 6). 'Вы танцевали?' То§о оннугуй? Ба^ар эмиэ олох ирдэбилэ буолуо дии? (КК. № 7, 24.02.11. С. 6). 'Почему так? Может, это веление времени?'
3. Вопрос-удивление (В-У) выделяется теми отличительными свойствами эмоциональности, которые не присущи, например, собственно-вопросительным предложениям. В-У отличается яркой модальностью и большими параметрами акцентных характеристик. Данный вид вопроса, задаваемый навстречу вопросу спрашивающего, относится к экспрессивно-волевым предложениям, подобным вопросу с оттенком досады, сожаления [10].
Для В-У характерны следующие определения: а) сообщение собеседника чаще всего вызывает междометные вопросы удивления с последующими дополнительно-вопросительными предложениями; б) удивление в клишированной форме туох даа; в) одним из наиболее употребительных средств В-У является модальное слово тыый; г) сочетания форм хайдах-хайдах, ээ придает В-У дополнительную эмоционально-волевую окраску; д) удивление вызывает порой медлительность, точность одного из собеседников. Например: Ай-ыл§абытын буолуохтаа§ар, бэйэбитин даманы харыстаммат эбиппит буолбаат (КК. № 6, 17.02.11. С. 6). 'Оказывается, мы не бережем не только природу, но и самих себя.' 70 сааскын лаппа туолбут киhи санан-инэн эдэр киЫ курдук дии. (КК. № 20, 26.05.11. С. 6). 'Несмотря на 70 лет, у Вас молодой голос.'
Таким образом, функционирование несобственно-вопросительных предложений обогащает содержание общения между интервьюером и интервьюируемым, тем самым определяется как отдельный коммуникативный вид интеррогативности.
7,9%
■ Интервью-диалог собственно-нейтральные виды вопросительных предложений
■ Интервью-диалог: прозумпгавн« вопросительное предложение
■ Интервью-диалог: несобствен но-вопрос игельн ое предложение
Рис. 2. Соотношение видов вопросительных предожений в интервью-диалоге газет
Итак, из 773 вопросительных предложений интервью-диалога двух газет процентное соотношение собственно-нейтральных видов, презумптивных и несобственно-вопросительных предложений в интервью-диалоге таково (рис. 2).
1. Большинство вопросов в интервью-диалоге строится на собственно-нейтральных конструкциях, так как журналист ставит перед собой установку поиска неизвестной информации без дополнительных эмоционально-экспрессивных оттенков - 78 %.
2. Используя презумптивные виды вопросительных предложений, журналист стремится проверить свое предположение, удостовериться в правильности или неправильности своего предложения - 14 %.
3. На долю несобственно-вопросительных предложений выпадает лишь функция установления поддержки и проверки контакта говорящего с собеседником - 7, 9 %.
Заключение
Изучение разновидностей вопросительных конструкций в интервью-диалоге на страницах якутских газет показало, что исследуемые единицы обладают функциональным разнообразием. Данные единицы выражают не только вопросительное, но и побудительное значение. Вопросительные конструкции со значением побуждения помогают автору актуализировать внимание читателя, вовлекая его в ход дальнейшего повествования. Из 773 вопросительных конструкций интервью двух газет на якутском языке мы нашли 11 видов вопросительных предложений.
В настоящее время вопросно-ответное изложение материала стало нормативным в языке якутских газет и диалог в интервью приближен к бытовому диалогу. Нам кажется, это способствует упрощению подачи материала. Тем не менее журналист, как правило, заранее готовится к интервью, определяет тему и цель, ставит перед собой конкретные задачи, обдумывает стратегию и тактику своего речевого поведения. Он стремится не только сохранить инициативу, но и вызвать у интервьюируемого интерес к заданному вопросу, активизировать речевую деятельность в процессе беседы.
В зависимости от того, какую цель преследует журналист в данном интервью-диалоге, может задаваться вопрос о какой-либо неизвестной ему самому стороне реальной действительности, или же вопрос может явиться просьбой удостоверить, уточнить, предположить, подтвердить или опровергнуть информацию о конкретных сторонах или о ситуации в целом. При этом выражение вопроса может сопровождаться выражением отношения автора к высказываемому.
Журналист использует собственно-нейтральные предложения, если о предстоящем ответе ничего не знает. Если же вопрос сопровождается выражением уточнения, подтверждения и др., то журналист предполагает ответ и заранее имеет большую или меньшую долю уверенности, при этом он использует презумптивные виды вопросительных предложений. А не -интеррогативные предложения (вопросы, не требующие ответа), так как не содержат запрос информации, выражают стремление обратить внимание собеседника на тот или иной факт. Главная функция - установка поддержки и проверки контакта журналиста с собеседником.
Итак, главную и значимую роль в интервью-диалоге играют собственно-нейтральные виды вопросительных предложений. Результаты анализа показали, что именно на таких видах вопросительных предложений строится главная цель, главный смысл такого материала. Большинство вопросов находят ответ благодаря собственно-нейтральным, специально-нейтральным вопросам, ведь их цель - получение обязательного, достоверного ответа. Не очень часто находят свое место в газетной речи альтернативные и двойные вопросы. Структура последних вопросов не такая простая, как у предыдущих.
В газетной речи используется четыре вида вопросов презумптивной группы: yдоcтове-рительный, yточняющuй, предположительный и подтвердительный. Используя эти виды вопросительных предложений, журналисты стремятся проверить свои предположения, удо -стовериться в правильности или неправильности своего предложения. Ответ собеседника на УВ может быть не всегда положительным, если предположение журналиста ошибочно. Поэтому автору следует быть внимательным и осторожным в предположении. Нам кажется, из-за недостаточной осведомленности по тому или другому вопросу презумптивные виды вопросительных предложений редко находят свое отражение в журналистских текстах.
В целом класс вопросов в их функциональном плане уже сам по себе неоднороден. Различия функций вопросов отражаются и на системе вопросительных конструкций. Соответственно, существуют различные типы вопросительных предложений в интервью, которые отличаются целенаправленностью и содержанием.
Л и т е р а т у р а
1. Ученова В. В. Метод и жанр: диалектика взаимодействия // Методы журналистского творчества / Под. ред. В. М. Горохова. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. - С. 75-89.
2. Тертычный А. А. Аналитическая журналистика: учеб. пособие. для студ. вузов. - М.: Аспект Пресс, 2010.
3. Duden. Das Fremdwörterbuch. - 10. Aktualisierte Auflage. Der Duden in zwölf Bänden - Band 5. Hrsg. von Matthias Wermke. - Mannheim, Zürich: Dudenverlag, 2010.
4. Лукина М. М. Технология интервью. - М.: Аспект Пресс, 2003. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://evartist.narod.ru/text5/36.htm (дата обращения: 20.09.2015).
5. Интервью // Энциклопедия / Фонд знаний «Ломоносов» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.lomonosov-fund.ru/enc/ru/encyclopedia:0127992 (дата обращения: 10.10.2015).
6. Щитова Д. А. Интервью как способ создания имиджа / Вестник Томского государственного университета. Филология. - Томск: ТГУ. - № 4 (20). - 2012. - С. 14б-153.
7. Макурина О. А. Имидж «звезды» и «звездное» интервью [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://privately.ru/1146872534-imidzh-zvezdy-i-zvezdnoe-intervju.html (дата обращения: 10.10.2015).
8. Kurz J., Müller D., Pötschke J., Pöttker H., Gehr M. Stilistikfür Journalisten. 2. Erweiterte und überarbeitete Auflage. - Wiesbaden: VS Verlag für Sozialwissenschaften, Springer Fachmedien Wiesbaden GmbH, 2010.
9. Алексеев И. E. Вопросительное предложение в якутском языке. - Якутск: Кн. изд-во, 1982.
10. Грамматика современного якутского литературного языка. Синтаксис. - Т. 2. - Новосибирск: «Наука», 1995.
11. Алексеев И. Е. Ответный компонент диалога в якутском языке. - Новосибирск: «Наука», 1990.
12. Петров Н. E. Синтаксические средства выражения модальности в якутском языке. - Новосибирск: «Наука», 1999.
R e f e r e n c e s
1. Uchenova V. V. Metod i zhanr: dialektika vzaimodeistviia // Metody zhumalistskogo tvorchestva / Pod. red. V. M. Gorokhova. - M.: Izd-vo Mosk. un-ta, 1982. - S. 75-89.
2. Tertychnyi A. A. Analiticheskaia zhurnalistika: ucheb. posobie. dlia stud. vuzov. - M.: Aspekt Press, 2010.
3. Duden. Das Fremdwörterbuch. - 10. Aktualisierte Auflage. Der Duden in zwölf Bänden - Band 5. Hrsg. von Matthias Wermke. - Mannheim, Zürich: Dudenverlag, 2010.
4. Lukina M. M. Tekhnologiia interv'iu. - M.: Aspekt Press, 2003. [Elektronnyi resurs]. Rezhim dostupa: http://evartist.narod.ru/text5/36.htm (data obrashcheniia: 20.09.2015).
5. Interv'iu // Entsiklopediia / Fond znanii «Lomonosov» [Elektronnyi resurs]. Rezhim dostupa: http://www. lomonosov-fund.ru/enc/ru/encyclopedia:0127992 (data obrashcheniia: 10.10.2015).
6. Shchitova D. A. Interv'iu kak sposob sozdaniia imidzha / Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universi-teta. Filologiia. - Tomsk: TGU. - № 4 (20). - 2012. - C. 146-153.
7. Makurina O. A. Imidzh «zvezdy» i «zvezdnoe» interv'iu [Elektronnyi resurs]. Rezhim dostupa: http:// privately.ru/1146872534-imidzh-zvezdy-i-zvezdnoe-intervju.html (data obrashcheniia: 10.10.2015).
8. Kurz J., Müller D., Pötschke J., Pöttker H., Gehr M. Stilistikfür Journalisten. 2. Erweiterte und überarbeitete Auflage. - Wiesbaden: VS Verlag für Sozialwissenschaften, Springer Fachmedien Wiesbaden GmbH, 2010.
9. Alekseev I. E. Voprositel'noe predlozhenie v iakutskom iazyke. - Iakutsk: Kn. izd-vo, 1982.
10.Grammatikasovremennogo iakutskogo literaturnogo iazyka. Sintaksis.-T.2.-Novosibirsk: «Nauka», 1995.
11. Alekseev I. E. Otvetnyi komponent dialoga v iakutskom iazyke. - Novosibirsk: «Nauka», 1990.
12. Petrov N. E. Sintaksicheskie sredstva vyrazheniia modal'nosti v iakutskom iazyke. - Novosibirsk: «Nauka», 1999.
^Hir^r
УДК 821.512.157.09
А. А. Бурцев
ВОСПРИЯТИЕ И РАСПРОСТРАНЕНИЕ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В ЯКУТИИ
Целью работы является исследование международных связей якутской литературы и вопросов функционирования произведений зарубежной литературы в Якутии. Прежде всего, в статье рассматриваются факты типологических схождений между памятниками якутской эпической поэзии (олон-хо) и ранними формами эпоса народов мира. В частности, идея целостности мировой культуры находит убедительное подтверждение на материале типологических параллелей между древнескандинавской «Старшей Эддой» и якутскими олонхо. Немаловажное значение приобретает восприятие выдающихся произведений зарубежной классической литературы в «большом времени» (М. Бахтин), их роль в
БУРЦЕВ Анатолий Алексеевич - д. филол. н., проф. каф. русской и зарубежной литературы филологического факультета СВФУ им. М. К. Аммосова. E-mail: anatoly _burtsev44 @mail.ru
BURTSEV AnatoliyAlexeevich - Doctor of Philology, Professor at the Department of Russian and Foreign Literature of the Faculty of Philology, North-Eastern Federal University named after M. K. Ammosov. E-mail: [email protected]