Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ВНЕДРЕНИЯ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ АДМИНИСТРИРОВАНИЯ ФИНАНСОВО-УЧЁТНОЙ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ФИНАНСОВ'

ОСОБЕННОСТИ ВНЕДРЕНИЯ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ АДМИНИСТРИРОВАНИЯ ФИНАНСОВО-УЧЁТНОЙ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ФИНАНСОВ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
230
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ И МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ФИНАНСЫ / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ И МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ И МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ЗАКУПКИ / ИННОВАЦИИ / ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА / БЛОКЧЕЙН

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Медюха Е.В.

В статье рассмотрены особенности внедрения цифровых технологий администрирования финансово-учётной системы государственных и муниципальных финансов. В рамках статистических исследований данных по уровню индикаторов цифровой экономики в период 2018-2020 гг. были выделена динамика целевого показателя «Достижение «цифровой зрелости» ключевых отраслей экономики и социальной сферы в России, а также рассмотрены ее прогнозные показатели до 2030 г. Путем систематизации и обобщение научных статей и публикаций интернет-источников по тематике цифровизации государственных и муниципальных финансов в ведущих странах мира были выделены наиболее эффективные цифровые технологии в данной сфере, а также сформированы предположения по внедрению технологии блокчейн в рамках администрирования государственных и муниципальных финансов в России. Показаны приоритеты расходной компоненты пространства администрирования финансово-учётной системы государственных и муниципальных финансов, которой сегодня становится его цифровизация, создание коммуникационных площадок и площадок для интенсификации процессов обмена тендерной информации между участниками. Исследованы возможности решения некоторых проблем управления государственными и муниципальными финансами с помощью внедрения цифровых технологий администрирования финансово-учётной системы при использовании технологии блокчейн.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE IMPLEMENTATION OF DIGITAL TECHNOLOGIES OF ADMINISTRATION OF STATE AND MUNICIPAL FINANCE

The article discusses the features of the implementation of digital technologies for the administration of the financial and accounting system of state and municipal finance. The possibilities of solving some problems of public and municipal finance management by means of the introduction of digital administration technologies using blockchain technology have been investigated. Within the framework of statistical studies of data on the level of indicators of the digital economy in the period 20182020 years the dynamics of the target indicator “Achievement of‘ digital maturity ’’of key sectors of the economy and social sphere in Russia was highlighted, as well as its forecast indicators up to 2030 year were considered. By systematizing and summarizing scientific articles and publications of Internet sources on the digitalization of public and municipal finance in the leading countries of the world, the most effective digital technologies in this area were identified, and assumptions were made on the implementation of blockchain technology in the framework of the administration of state and municipal finance in Russia. The priorities of the expenditure component of the administration space of the financial and accounting system of state and municipal finance, which today becomes its digitalization, the creation of communication platforms and platforms for intensifying the exchange of tender information between participants, are shown. The possibilities of solving some problems of public and municipal finance management by means of the introduction of digital technologies for the administration of the financial and accounting system using blockchain technology have been investigated.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ВНЕДРЕНИЯ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ АДМИНИСТРИРОВАНИЯ ФИНАНСОВО-УЧЁТНОЙ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ФИНАНСОВ»

7. Налоговый Кодекс Российской Федерации. Часть 1 от 31.07.1998 № 146-ФЗ (принят Государственной Думой 16.07.1998, одобрен Советом Федерации 17.07.1998). Часть 2 от 05.08.2000 № 117-ФЗ (принят Государственной Думой 19.07.2000, одобрен Советом Федерации 26.07.2000, действующая редакция). References:

1. Aguzarova F. S. The role of regional and local taxes in the formation of revenues of the consolidated budgets of subjects of Russia / F. S. Aguzarova // Finance and credit. - 2018. - No. 2. - P. 323-334.

2. Baklaeva N. M. Problems of realizing the economic interests of regions as subjects of interbudgetary relations in credit conditions / N. M. Baklaeva // Finance and credit. - 2017. - No. 1. - P. 35-49.

3. The Budget Code of the Russian Federation of July 31, 1998 No. 145-FZ (adopted by the State Duma on July 17, 1998, approved by the Federation Council on July 17, 1998, current version).

5. Law of the Chechen Republic of October 13, 2006 No. 33-RZ "On the tax on property of organizations" (adopted by the People's Assembly of the Parliament of the Chechen Republic on September 21, 2006, approved by the Council of the Republic of the Parliament of the Chechen Republic on October 4, 2006).

6. Ilyasov M. M. Dynamics of revenues of the consolidated budget of the Chechen Republic (2006-2015) // Young scientist. -2016. - No. 18. - S. 255-258. - URL https://moluch.ru/archive/122/33499/).

7. Malkina M. Yu. Risk assessment and efficiency of tax systems in Russian regions at different levels of the budget system / M. Yu. Malkina, R. V. Balakin // Finance and credit. - 2017. - No. 11. - P. 2033-2051.

8. Tax Code of the Russian Federation. Part 1 of July 31, 1998 No. 146-FZ (adopted by the State Duma on July 16, 1998, approved by the Federation Council on July 17, 1998). Part 2 of August 5, 2000 No. 117-FZ (adopted by the State Duma on July 19, 2000, approved by the Federation Council on July 26, 2000, current version).

EDN: BXDSZW

Е.В. Медюха - к.э.н., доцент кафедры «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», Донской государственный технический университет, emedyha@mail.ru,

E.V. Medyukha - Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department "Accounting, Analysis and Audit", Don State Technical University.

ОСОБЕННОСТИ ВНЕДРЕНИЯ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ АДМИНИСТРИРОВАНИЯ ФИНАНСОВО-УЧЁТНОЙ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ФИНАНСОВ FEATURES OF THE IMPLEMENTATION OF DIGITAL TECHNOLOGIES OF ADMINISTRATION OF STATE AND MUNICIPAL FINANCE

Аннотация. В статье рассмотрены особенности внедрения цифровых технологий администрирования финансово-учётной системы государственных и муниципальных финансов. В рамках статистических исследований данных по уровню индикаторов цифровой экономики в период 2018-2020 гг. были выделена динамика целевого показателя «Достижение «цифровой зрелости» ключевых отраслей экономики и социальной сферы в России, а также рассмотрены ее прогнозные показатели до 2030 г. Путем систематизации и обобщение научных статей и публикаций интернет-источников по тематике цифровизации государственных и муниципальных финансов в ведущих странах мира были выделены наиболее эффективные цифровые технологии в данной сфере, а также сформированы предположения по внедрению технологии блокчейн в рамках администрирования государственных и муниципальных финансов в России. Показаны приоритеты расходной компоненты пространства администрирования финансово-учётной системы государственных и муниципальных финансов, которой сегодня становится его цифровизация, создание коммуникационных площадок и площадок для интенсификации процессов обмена тендерной информации между участниками. Исследованы возможности решения некоторых проблем управления государственными и муниципальными финансами с помощью внедрения цифровых технологий администрирования финансово-учётной системы при использовании технологии блокчейн.

Abstract. The article discusses the features of the implementation of digital technologies for the administration of the financial and accounting system of state and municipal finance. The possibilities of solving some problems of public and municipal finance management by means of the introduction of digital administration technologies using blockchain technology have been investigated. Within the framework of statistical studies of data on the level of indicators of the digital economy in the period 20182020 years the dynamics of the target indicator "Achievement of*' digital maturity "of key sectors of the economy and social sphere in Russia was highlighted, as well as its forecast indicators up to 2030 year were considered. By systematizing and summarizing scientific articles and publications of Internet sources on the digitalization of public and municipal finance in the leading countries of the world, the most effective digital technologies in this area were identified, and assumptions were made on the implementation of blockchain technology in the framework of the administration of state and municipal finance in Russia. The priorities of the expenditure component of the administration space of the financial and accounting system of state and municipal finance, which today becomes its digitalization, the creation of communication platforms and platforms for intensifying the exchange of tender information between participants, are shown. The possibilities of solving some problems of public and municipal finance management by means of the introduction of digital technologies for the administration of the financial and accounting system using blockchain technology have been investigated.

Ключевые слова: государственные и муниципальные финансы, государственные и муниципальные инвестиции, государственные и муниципальные закупки, инновации, цифровая экономика, блокчейн.

Keywords: state and municipal finance, state and municipal investment, state and municipal procurement, innovation, digital economy, blockchain.

Введение. Вся история развития Российской Федерации свидетельствует о важности решения накопившихся проблем, а именно устранение макроэкономических дисбалансов, рост долговой нагруз-

ки, повышение рисков реального сектора экономики, уменьшение возможностей кредитно-инвестиционного финансового обеспечения, преодоление чрезмерной централизации бюджетной системы, неэффективности государственных расходов и тому подобное. Задача их решения для достижения стабильности национальной экономики и обеспечения благосостояния общества на долгосрочную перспективу возложена на государственные и муниципальные финансы, которые, в свою очередь, потребуют внедрения современных механизмов и технологий информационного обеспечения и управления.

Не только налогообложение является эффективным инструментом правительственного регулирования развития экономики. Важным звеном фискального пространства для стимулирования национального производства, экономического роста и развития любой страны являются государственные и муниципальные расходы и услуги включая систему государственных и муниципальных закупок. Рациональное расходование государственных и муниципальных средств на публичные цели является стратегической задачей для современной России и глобального мира. Коррупция, лоббизм, непрозрачность в сфере публичного потребления вызывает уязвимость всех государственных и муниципальных институтов, тормозит социально-экономическое развитие, искажает конкурентную бизнес-среду. Если государственные и муниципальные расходы будут оставаться некачественным инструментом правительственного вмешательства, то бюджеты будут демонстрировать недостаточность любого уровня налоговых поступлений.

Эпоха информационных технологий, особенно ее современное проявление - диджитализация или цифровизация - не просто привносит новые цифровые объекты в жизни социума, а превращает его в общество сетевых взаимодействий, трансформирует структуру и формат труда, занятости и предпринимательства. В условиях глобализации именно диджитализация имплицирует инновационные возможности и инструменты для реализации политики государственных расходов на качественно новом уровне [1-3].

До недавнего времени в экономической литературе превалировали исследования, прежде всего в сфере государственных и муниципальных доходов и налогообложения, а государственным и муниципальным расходам и услугам не придавали особого значения. Среди отечественных и зарубежных ученых, которые актуализировали проблематику государственных расходов и общественного потребления, следует выделить Р. Фишера [12], П. Хеллера [13] и В.М. Бондаренко [2]. В большинстве отечественных научных трудов государственные и муниципальные расходы рассмотрены через призму их состава и структуры, разделения на текущую и капитальную (инвестиционную) компоненты, применение программно-целевого метода их формирования, отмечена необходимость специальных процедур административного контроля за расходной частью бюджета и тому подобное. Проблемным вопросом государственных финансов и приоритетным направлением их реформирования посвящены научные труды зарубежных и отечественных ученых. Вместе с тем, хроническая нерешенность прикладных проблем управления государственными финансами требует теоретического обоснования внедрения инновационных технологий для их решения. Это обусловливает актуальность исследования. Зарубежные экономисты Р. Фишер и П. Хеллер рассматривают государственные и муниципальные расходы как часть фискального пространства, которые обусловливают необходимость их осуществления с точки зрения постулатов теории общественного благосостояния. В то же время на сегодня существует проблема разработки направлений и возможностей оптимизации расходов государства в сфере публичных услуг на основе инновационных диджитал-технологий, снижение уровня коррупции, обеспечение прозрачности, эффективности и конкурентности требуют детализации и углубленного научного исследования.

Цели статьи - проанализировать направления влияния диджитализации на прозрачность и эффективность политики государственных и муниципальные расходов.

Задачи исследования статьи:

- исследование современного пространства администрирования финансово-учётной системы государственных и муниципальных финансов, при использовании цифровизации и создание коммуникационных площадок и площадок для интенсификации процессов обмена тендерной информации между участниками;

- изучение возможностей решения некоторых проблем управления государственными и муниципальными финансами с помощью внедрения цифровых технологий администрирования финансово-учётной системы при использовании технологии блокчейн.

Методы. В качестве методов исследования статьи использовались систематизация, обобщение и анализ научной и правовой литературы по тематике внедрения цифровых технологий администрирования финансово-учётной системы государственных и муниципальных финансов.

В рамках обобщение, систематизации и формализации основных нормативно-правовых актов Российской Федерации были описаны основные направления развития цифровой серы в России.

В рамках статистических исследований данных по уровню индикаторов цифровой экономики в период 2018-2020 гг., а также Дорожной карты направления «Нормативное регулирование» программы «Цифровая экономика Российской Федерации» были выделена динамика целевого показателя «Достижение «цифровой зрелости» ключевых отраслей экономики и социальной сферы в России, а также рассмотрены ее прогнозные показатели до 2030 г.

Путем систематизации и обобщение научных статей и публикаций интернет-источников по тематике цифровизации государственных и муниципальных финансов в ведущих странах мира были выделены наиболее эффективные цифровые технологии в данной сфере, а также сформированы предположения по внедрению технологии блокчейн в рамках администрирования государственных и муниципальных финансов в России.

Материалами исследования служили нормативно-правовая база в сфере государственного управления процессами цифровизации государственных и муниципальных финансов России, а также научные статьи и публикации.

Результаты. Современным приоритетом долгосрочной экономической политики России является упор на стимулирование структурных изменений с целью кардинального повышения конкурентоспособности национальной экономики. В первую очередь, это связано с ускорением развития экономики страны, а также снижением зависимости от конкурентоспособности конъюнктуры внешних рынков.

Стоимость транзакций В2С утроилась за последние 5 лет [4-8]. Переход на качественно новое администрирование финансово-учётной системы государственных и муниципальных финансов обусловлен развитием информационных технологий и внедрением их в деятельность государственных и муниципальных органов.

На первом цифровом саммите в своем выступлении Ю. Ратас подчеркнул, что вызовы цифровой экономики касаются и изменят государственное управление - программы развития электронных правительств стран мира должны быть как можно скорее завершены, а благодаря современным технологиям ориентированы на будущее, обеспечивая эффективность управления, соответствие потребностям общества и бизнеса [9]. Россия не стоит в стороне от современных цифровых тенденций. В Постановлении Правительства РФ от 15.04.2014 № 320 (ред. от 30.12.2020) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков» наряду с другими задачами определяется, что обеспечение эффективного выполнения бюджета требует применения информационных технологий в управлении государственными финансами». Согласно Приказа Минцифры № 601 содержит прогнозные значения целевого показателя «Достижение «цифровой зрелости» ключевых отраслей экономики и социальной сферы, в том числе здравоохранения и образования, а также государственного управления» для субъектов РФ - рисунок 1.

Рисунок 1 - Прогнозные значения целевого показателя «Достижение «цифровой зрелости» ключевых отраслей экономики и социальной сферы в России

В направлении современных методов администрирования финансово-учётной системы государственных и муниципальных финансов весьма актуальна практика внедрения инновационной технологии блокчейн для решения проблем управления государственными и муниципальными финансами и реализации приоритетных направлений их реформирования.

Наиболее ощутимым влияние информационных технологий во всех сферах жизни, в том числе в финансовой сфере. На сегодня одной из радикальных инноваций является технология блокчейн. В блокчейн-стартапы за 2013-2016 гг. было инвестировано 1,5 млрд долл. США, в 2017 - почти 3 млрд долл. США, получено 2,5 тыс. патентов. По мнению М. Свон, «блокчейн - это многонациональная и многоуровневая информационная технология, предназначенная для надежного учета различных активов. По сути, блокчейн - это новая организационная парадигма для координации любого вида человеческой деятельности» [3].

Технологию блокчейн связывают с криптовалютой биткоин, ведь последняя строится на первой. Эту технологию также иногда идентифицируют как цифровой реестр транзакций, соглашений, контрактов.

На сегодня уже сформировались следующие направления использования технологии блок-чейн, которые имеют значительный потенциал - рисунок 2:

Рисунок 2 - Основные направления использования технологии блокчейн

Рассмотрим более подробно применение технологии блокчейн по направлениям управления государственными и муниципальными финансами в сфере публичных закупок.

Система государственных и муниципальных закупок является достаточно сложной вследствие значительного количества участников, разнообразия сегментов рынка приобретения за бюджетные средства товаров, работ и услуг. Она регламентирована законодательством и строится в соответствии со стандартами и принципами, в частности равных прав и возможностей, прозрачности и открытости процесса закупок и тому подобного. Мировая практика подтвердила эффективность открытых конкурсных торгов как надежного инструмента оптимизации государственных и муниципальных закупок и борьбы с коррупцией. В тренде времени многие страны мира уже имеют или приобретают опыт внедрения технологии блокчейн для реализации процедуры государственных и муниципальных тендерных закупок [10]. Так, например, Япония отказалась от высокозатратной, централизованной ИТ-инфраструктуры, которая может противостоять киберугрозам и минимизировать риск потери данных государственных учреждений, и планирует внедрить блокчейн-платформу в 2021 г. [11].

Технология блокчейн позволяет упростить доступ и участие в закупках, автоматически формировать реестр, единый профиль участника закупок и изменить подходы к идентификации его надежности, оптимизировать операционные расходы, повысить эффективность, информационную прозрачность и безопасность. Эта технология также позволяет сформировать из различных источников данных рынка закупок информационный массив и, опираясь на многофакторный интеллектуальный анализ, обеспечить принятие эффективных решений.

В то же время внедрение технологии блокчейн в систему государственных и муниципальных закупок требует внесения изменений в тендерное законодательство, отмены избыточного процессуального контроля, усиления финансового контроля за результатами торгов, упрощения процедуры и снижения расходов на участие для малого и среднего бизнеса и тому подобное. Но стоит заметить, что наряду с пониманием возможностей технологии блокчейн у большинства существует недоверие и спектицизм относительно ее быстрого внедрения в сфере государственных и муниципальных закупок.

Следовательно, такая ситуация свидетельствует о необходимости новых эффективных решений в сфере управления государственными и муниципальными инвестициями.

Обсуждение. Основу успеха любого инвестиционного проекта внедрения цифровых технологий администрирования финансово-учётной системы государственных и муниципальных финансов составляет управление изменениями и конфигурацией, проектный документооборот, управление контрактами и поставками, управление бюджетом проекта с функцией агрегирования по уровню управления (портфель, государственная программа). Управление инвестиционным проектом предполагает его выполнение в рамках оговоренных договорных отношений, для реализации которых могут быть введены смартконтракты, размещаемые в блокчейн экосистеме. Последние могут быть: полностью автоматизированные, с копией на бумажном носителе, частично автоматизированы.

Они должны иметь следующие элементы [14]:

1) цифровая идентификация и цифровая подпись;

2) наличие частной децентрализованной среды для их заключения;

3) определение предмета договора и инструментов для его выполнения;

4) конкретизацию условий выполнения контракта с подтверждением со стороны всех участников [8].

В частности, смартконтракты могут быть использованы при взаимодействии с контрагентами,

осуществлении любых финансовых расчетов. Экономический эффект целесообразно ожидать от автономности и сокращения расходов на посреднические услуги, повышение скорости последних за счет минимизации непосредственного участия в бизнес-процессах и ручного управления, высокого уровня доверия и защиты, точности и избежания риска «человеческого фактора» при осуществлении транзакций. Наряду с этим следует отметить, что распространение смарт-контрактов сдерживается отсутствием необходимых программ, так называемых оракулов, которые обеспечивают шлюз между цифровыми и реальными бизнес-процессами. Кроме того, внутренняя программная логика смарт-контракта имеет биполярный эффект, ведь ее неизменность является положительным свойством при управлении изменениями и конфигурацией проекта, и наоборот может стать недостатком при управлении договорными отношениями, для которых неизменность условий не является жестким требованием. Итак, смарт-контракты должны иметь возможность актуализации информации наряду с открытостью и прозрачностью обеспечивать необходимый уровень конфиденциальности и коммерческой тайны при регулировании их внедрения и распространения для физических и юридических лиц. Зарубежная практика показывает активное внедрение технологии блокчейн в управление поставками, что позволяет обеспечить прозрачность обмена данных, отслеживать подлинность товаров по всей цепи поставки, ускорить взаимодействие всех участников логистических процессов и т.д. [9].

Важным является вопрос проектного документооборота. Однако сегодня отношение к документообороту на технологии блокчейн не является однозначным. Так, например, компанией Deloitte разработаны DocSensus - реестр корпоративной документации (доверенностей) на блокчейне Emercoin, что позволяет защитить документы от несанкционированных изменений, повреждения, потери [10]. Однако В.М. Бондаренко утверждает, что документооборот на блокчейне - это нонсенс, аргументируя свою позицию, исходя из сущности этих понятий [2]. Важным вопросом управления государственными инвестициями является обеспечение эффективности процесса бюджетирования инвестиционных проектов. Первой системой управления проектами на блокчейне со встроенной системой бюджетирования является система Dash (The Dash Budget System - DBS), где распределение финансовых ресурсов является децентрализованным и осуществляется по результатам голосования ее операторов за проекты, которые поддерживают развитие инфраструктуры сети Dash [15]. Принципы построения этой системы могут быть взяты за основу построения системы бюджетирования инвестиционных проектов на блокчейне.

Острой проблемой при реализации проектов является недостаток бюджетного финансирования, решить которую можно с помощью временной криптовалюты, срок использования которой ограничивается сроком выполнения проекта, после завершения которого она уничтожается, а участники проекта получают реальные деньги. Для привлечения финансирования в новые проекты в виде выпуска и продажи участникам рынка новой криптовалюты служит механизм ICO (Initial Coin Offering - первичное размещение монет). Другим вариантом может быть государственно-частное партнерство с помощью крауд-инвестирования.

Выполнение задания «расширение имеющейся информации о балансе государственного и муниципального финасового сектора с указанием всех пассивов и активов, в том числе земли и недвижимости, их состояния, уровня изношенности и стоимости, а также повышения уровня доступности такой информации с целью управления фискальными рисками и в целом бюджетного планирования» [2], также возможно благодаря использованию технологии блокчейн. Ведь такая информация имеет стратегическое значение, требует надежного сохранения, синхронизации и защиты и одновременно открытости, прозрачности и оперативности доступа к ней. Устранение посредников уменьшает стоимость и повышает

скорость транзакций, имеет прямые эффекты - уменьшение затрат и коррупционного риска. Например, каждая выписка из земельного кадастра будет сопровождаться QR-кодом, хэш блокчейн, с помощью которого можно проверить данные в земельном кадастре через подключение к специальному сервису -AudioNote [13].

Наряду с преимуществами, которые предоставляет технология блокчейн, техническая реализация проекта (при участии американской технологической компании Bitfury Group) обнаружила такие проблемы, как:

1) необходимость жесткого контроля достоверности информации, вносимой в государственный и муниципальный реестр, ведь транзакция осуществляется только один раз без возможности внесения изменений в будущем;

2) определение механизма управления правами доступа к нему;

3) порядочность участников системы [14]. Кроме того, технология блокчейн требует законодательной легализации.

Стоит отметить, что наряду с такими развитыми странами, как Швеция, построение земельных кадастров на технологии блокчейн достаточно активно распространяется в развивающихся странах, в частности Грузии, Греции, Гане, Нигерии, Кении, странах Латинской Америки.

Итак, технология блокчейн может потенциально трансформировать администрирование финансово-учётной системы государственных и муниципальных финансов, не допуская манипуляций, спекуляций и мошенничества, позволяет осуществлять регулярный мониторинг и контроль, минимизировать человеческий фактор влияния и коррупционный риск, обеспечивает надежную защиту прав собственника.

Учитывая уровень коррупции в России технология блокчейн имеет значительные перспективы в сфере государственных и муниципальных финансов. С одной стороны, она позволяет создать защищенную от изменения цепочку блоков с зашифрованной и децентрализованной базой данных для обеспечения безопасности. С другой стороны, доступ к базе имеют все участники, а, следовательно, она является публичной и открытой. Однако в данном случае применение блокчейн в сфере государственных и муниципальных финансов предполагает частичный или опосредованный контроль государством или непосредственно данных, или же контроля над серверами. Поэтому при применении этой технологии серверную часть целесообразно разделять со схожей к блокчейну структурой. При распределении серверов не только между государственными и муниципальными органами, но и государствами в целом вероятность любых махинаций будет нивелирована. В свою очередь, государства будут уверены в легитимности транзакций, а пользователи - в безопасности и истинности.

Таким образом, система управления государственными и муниципальными финансами является одним из самых проблемных. В то же время технология блокчейн является эволюционным этапом развития технологии и подтверждением непрерывности инноваций в сфере информационных технологий, внедрение которой позволит:

- повысить качество публичного управления;

- сократить расходы на поддержку ИТ-инфраструктуры органов государственного и муниципального управления;

- обеспечить стабильность и безопасность данных;

- защиту от мошенничества или искажения информации, манипулирования ею, в частности в государственных реестрах;

- уменьшить уровень коррупции;

- укрепить доверие населения и международных организаций к России;

- повысить международный имидж и ускорить переход к цифровой экономике и т.п.

Распространению этой технологии будут способствовать ее активная популяризация, расширение сфер применения и правовое регулирование. С технической точки зрения необходимо обеспечить достаточные вычислительные мощности, создавать современные центры обработки данных, изучая опыт других стран.

Итак, технология блокчейн является драйвером и надеждой технологического прорыва, если не ускорение экономического роста страны в целом, то сферы управления государственными финансами безусловно. Перспективы дальнейших исследований видим в изучении мирового опыта и прогнозировании изменений в сферах экономической деятельности и возможных социальных последствий, решении проблемных вопросов нормативного регулирования и управления рисками внедрения технологии блокчейн.

Заключение. Глобальный тренд на диджитализацию пространства администрирования финансово-учётной системы государственных и муниципальных финансов, бурное развитие ИТ-

сектора, становление общества сетевых коммуникаций перезагружает существующий общественный консенсус в сфере публичных потребностей и услуг, переформатирует устоявшиеся бюджетные процедуры, с одновременной импликацией нестандартных противоречий и рисков. Приоритетами расходной компоненты пространства администрирования финансово-учётной системы государственных и муниципальных финансов становится его цифровизация, создание коммуникационных площадок и площадок для интенсификации процессов обмена тендерной информации между участниками. Как следствие, общество получает снижение уровня коррупции в сфере государственных и муниципальных расходов и публичных закупок, повышение эффективности и прозрачности управления, улучшение в использовании публичных ресурсов, экономию бюджетных средств, креативное расширение круга участников тендеров за счет инкорпорации инновационных цифровых методов и технологий.

Дальнейшие исследования предполагают анализ и оценку влияния цифрового бизнеса и цифровой среды в целом на качественные и количественные характеристики политики государственных и муниципальных расходов, а также публичных услуг и закупок. Другим важным направлением является анализ рисков и ловушек, возникающих как результаты цифровизации риска.

Источники:

1. Абдрахманова Г.И. Информационное общество: востребованность информационно-коммуникационных технологий населением России/Г.И. Абдрахманова, Л.М. Гохберг, Г.Г. Ковалева и др.; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа эконо-мики».-М.:НИУ ВШЭ, 2015.-120с.

2. Бондаренко В.М. Структурная модернизация в условиях формирования цифровой экономики // МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). 2018. №2 (34). URL: https://cyberleninka.ruarticle/n/staktumaya-modernizatsiya-v-usloviyah-formirovaniya-tsifrovoy-ekonomiki

3. Вылкова, Е. С. Технологическая трансформация процедур налогового администрирования как фактор экономического роста / Е. С. Вылкова, Н. Г. Викторова, Н. В. Покровская // Journal of New Economy. - 2020. - Т. 21, № 1. - С. 53-71.

4. Гнездова Ю.В. Мировые тенденции развития цифровых технологий // Экономический журнал. 2018. - № 2 (50). - С. 95-102.

5. Дорожная карта направления «Нормативное регулирование» программы «Цифровая экономика Российской Федерации» Режим доступа:http://files.data-economy.ru/Roadmaps/Regulation_RM.pdf.

6. Индикаторы цифровой экономики: 2018: статистический сборник [Электронный ресурс] / Г.И. Абдрахманова, К.О. Вишневский, Г. Л. Волкова, Л.М. Гохберг и др.; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». - М.: НИУ ВШЭ, 2018. - 268 с. URL: http://d-russia.ru/wp-content/uploads/2018/08/ICE2018.pdf.

7. Пудеян, Л. О. Бухгалтерское моделирование учета правительственной помощи / Л. О. Пудеян // Строительство - 2015: современные проблемы строительства : материалы международной научно-практической конференции, Ростов-на-Дону, 16-17 мая 2015 года / Ростовский государственный строительный университет, Союз строителей Южного Федерального округа, Ассоциация строителей Дона. - Ростов-на-Дону: ФГБОУ ВПО Ростовский государственный строительный университет, 2015. - С. 158-160.

8. Исследование «Экономика Рунета. Экосистема цифровой экономики России 2020». Отчет о состоянии и развитии интернет-экономики России, и его влиянии на смежные отрасли. - URL: https://raec.ru/activity/analytics/9884/

9. Ратас Ю. Нужно сделать Европу самой привлекательной мировой платформой для экономики данных [Электронный ресурс] / Ю. Ратас - Режим доступа : http://rus.err.ee/633408/juri-ratas-nuzhno-sdelat-evropu-samojprivlekatelnoj-mirovoj-platformoj-dlja-jekonomiki-dannyh.

10. Цифровые технологии налогового администрирования: монография с грифом НИИ образования и науки / под ред. И. А. Майбурова, Ю. Б. Иванова. - Москва : ЮНИТИ-ДАНА, 2019. - 263 с. - (Серия «Magister»).

11. Digital revolutions in public finance (2017) editors: Sanjeev Gupta, Michael Keen, Alpa Shah, and Geneviève Verdier. Washington, DC: International Monetary Fund. 343 p.

12. Fisher, Ronald C. (1997) "The Effects of State and Local Public Services on Economic Development." New England Economic Review (Mar/Apr): 53-82.

13. Heller P. (2005). Back to Basics - Fiscal Space: What It Is and How to Get It. Finance and Development. Vol. 42, № 2. 2-5.

14. Digital management of financial condition of agricultural enterprises / V. Tkach, E. Medyukha, N. Zemlyakova [et al.] // IOP Conference Series: Earth and Environmental Science : 12th International Scientific Conference on Agricultural Machinery Industry, INTERAGROMASH 2019, Rostov-on-Don, 10-13 сентября 2019 года. - Rostov-on-Don: Institute of Physics Publishing, 2019. - P. 012134. - DOI 10.1088/1755-1315/403/1/012134.

15. World Bank Group. (2017) Benchmarking Public Procurement 2017: Assessing Public Procurement Regulatory Systems in 180 economies. Available at: http://bpp.worldbank.org/reports.

References:

1. Abdrakhmanova G.I. Information society: the demand for information and communication technologies by the population of Russia / G.I. Abdrakhmanova, L.M. Gokhberg, G.G. Kovaleva and others; National research University "Higher School of Economics".-M.: NRU HSE, 2015.-120p.

2. Bondarenko V.M. Structural modernization in the context of the formation of the digital economy // MIR (Modernization. Innovations. Development). 2018. No. 2 (34). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/strukturnaya-modernizatsiya-v-usloviyah-formirovaniya-tsifrovoy-ekonomiki

3. Vylkova, E. S. Technological transformation of tax administration procedures as a factor in economic growth / E. S. Vylkova, N. G. Viktorova, N. V. Pokrovskaya // Journal of New Economy. - 2020. - V. 21, No. 1. - S. 53-71.

4. Gnezdova Yu.V. World trends in the development of digital technologies // Economic Journal. 2018. - No. 2 (50). - S. 95-102.

5. Roadmap of the direction "Regulatory regulation" of the program "Digital Economy of the Russian Federation" Access mode: http://files.data-economy.ru/Roadmaps/Regulation_RM.pdf.

6. Indicators of the digital economy: 2018: statistical collection [Electronic resource] / G.I. Abdrakhmanova, K.O. Vishnevsky,

G.L. Volkova, L.M. Gohberg and others; National research University "Higher School of Economics". - M.: NRU HSE, 2018. - 268 p. URL: http://d-russia.ru/wp-content/uploads/2018/08/ICE2018.pdf.

7. Pudean, L. O. Accounting modeling of accounting for government assistance / L. O. Pudyan // Construction - 2015: modern problems of construction: materials of the international scientific and practical conference, Rostov-on-Don, May 16-17, 2015 / Rostovsky State Construction University, Union of Builders of the Southern Federal District, Association of Don Builders. -Rostov-on-Don: FGBOU VPO Rostov State University of Civil Engineering, 2015. - P. 158-160.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Research "Runet Economy. Ecosystem of the Digital Economy of Russia 2020". Report on the state and development of the Internet economy in Russia, and its impact on related industries. - URL: https://raec.ru/activity/analytics/9884/

10. Ratas J. It is necessary to make Europe the most attractive global platform for the data economy [Electronic resource] / J. Ratas -Access mode: http://rus.err.ee/633408/juri-ratas-nuzhno-sdelat-evropu-samojprivlekatelnoj -mirovoj-platformoj-dlja-jekonomiki-dannyh.

11. Digital technologies of tax administration: a monograph with the stamp of the Research Institute of Education and Science / ed. I. A. Maiburova, Yu. B. Ivanova. - Moscow: UNITI-DANA, 2019. - 263 p. - (Series "Magister").

12. Digital revolutions in public finance (2017) editors: Sanjeev Gupta, Michael Keen, Alpa Shah, and Geneviève Verdier. Washington, DC: International Monetary Fund. 343 p.

13. Fisher, Ronald C. (1997) "The Effects of State and Local Public Services on Economic Development." New England Economic Review (Mar/Apr): 53-82.

1. 13 Heller P. (2005). Back to Basics - Fiscal Space: What It Is and How to Get It. finance and development. Vol. 42, no. 2. 2-5.

14. Digital management of financial condition of agricultural enterprises / V. Tkach, E. Medyukha, N. Zemlyakova [et al.] // IOP Conference Series: Earth and Environmental Science : 12th International Scientific Conference on Agricultural Machinery Industry, INTERAGROMASH 2019, Rostov-on-Don, September 10-13, 2019. - Rostov-on-Don: Institute of Physics Publishing, 2019. - P. 012134. - DOI 10.1088/1755-1315/403/1/012134.

15. World Bank Group. (2017) Benchmarking Public Procurement 2017: Assessing Public Procurement Regulatory Systems in 180 economies. Available at: http://bpp.worldbank.org/reports.

EDN: BSETWS

И.А. Неводова - старший преподаватель кафедры финансов, Кубанский государственный аграрный университет, nevodovai@mail.ru,

1.A Nevodova - Senior Lecturer of the Finance Department, Kuban State Agrarian University; А.Д. Котляр - обучающаяся учетно-финансового факультета, Кубанский государственный аграрный университет, Kotlyar-01 @inbox.ru,

AD. Kotlyar - student of the Accounting and Finance Faculty, Kuban State Agrarian University; Д.А Штепа - обучающийся учетно-финансового факультета, Кубанский государственный аграрный университет, Danil.Shtepa.95@mail.ru,

D.A Shtepa - student of the Accounting and Finance Faculty, Kuban State Agrarian University; К.В. Стамова - обучающаяся учетно-финансового факультета, Кубанский государственный аграрный университет, K.Stamova@bk.ru,

K V. Stamova - student of the Accounting and Finance Faculty, Kuban State Agrarian University.

АНАЛИЗ СТАТЕЙ ДОХОДА БЮДЖЕТА КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ В РАЗРЕЗЕ НАЛОГОВЫХ ПОСТУПЛЕНИЙ ANALYSIS OF BUDGET INCOME ITEMS KRASNODAR REGION IN SECTION TAX REVENUE

Аннотация. В настоящее время наблюдается нестабильность финансовых отношений как внутри страны, так и за ее пределами, именно поэтому важность устойчивого экономического развития субъектов РФ неоспорима, так как благополучие регионов оказывает непосредственное влияние на рост экономики нашей страны в целом. На основании имеющихся данных, проведен анализ функционирования бюджетной системы Краснодарского края, выявлены ее особенности, отмечены направления современных тенденций развития. На основе сравнительного анализа регионов Южного федерального округа выявлено текущее положение бюджета в части роста поступлений, а также произведен расчет доходов бюджета, приходящихся на каждого жителя края. Отдельное внимание уделено осуществляемой налоговой политики в крае, определены ее особенности, достоинства и недостатки, предложены меры по совершенствованию фискальной политики для стабилизации текущего положения бюджетной системы.

Abstract. Currently, there is instability in financial relations both within the country and abroad, which is why the importance of sustainable economic development of the subjects of the Russian Federation is undeniable, since the well-being of the regions has a direct impact on the growth of the economy of our country as a whole. Based on the available data, the analysis of the functioning of the budget system of the Krasnodar Territory was carried out, its features were identified, the directions of modern development trends were noted. Based on a comparative analysis of the regions of the Southern Federal District, the current position of the budget in terms of revenue growth has been revealed, and the calculation of budget revenues attributable to each resident of the region has been made. Special attention is paid to the ongoing tax policy in the region, its features, advantages and disadvantages are identified, measures are proposed to improve fiscal policy to stabilize the current state of the budget system.

Ключевые слова: консолидированный бюджет, финансовая система, бюджетирование, доходы, динамика, анализ, эффективность, налоговые поступления, фискальная политика.

Keywords: consolidated budget, financial system, budgeting, revenues, dynamics, analysis, efficiency, tax revenues, fiscal

policy.

На сегодняшний день наблюдается значительное ухудшение внешнеэкономических условий в нашей стране, именно поэтому важным аспектом в ситуации неопределенности выступает создание

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.