Научная статья на тему 'Особенности внедрения систем обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112»: проблемы и перспективы'

Особенности внедрения систем обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112»: проблемы и перспективы Текст научной статьи по специальности «Электротехника, электронная техника, информационные технологии»

CC BY
127
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям , автор научной работы — Картавцев Д. В., Колбашов М. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности внедрения систем обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112»: проблемы и перспективы»

Особенности внедрения

систем обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112»: проблемы и перспективы

Картавцев Д. В.,

Воронежский институт ГПС МЧС России, г. Воронеж,

Колбашов М. А.,

Ивановский институт ГПС МЧС России, г. Иваново

В настоящее время одним из наиболее активно развивающихся направлений в области автоматизированных систем, используемых в МЧС является развитие и внедрение в различных регионах России систем обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру 112.

В Европейском союзе единый номер 112 для вызова помощи или службы спасения появился в 1991 году по инициативе Швеции. В соответствии с Решением Евросоюза от 29 июля 1991 г. на территории всех стран Евросоюза был введен данный номер как единый номер помощи в чрезвычайных ситуациях, а также определены основные требования к нему. Позже к Европейскому телекоммуникационному соглашению о том что телефонный номер «112» является обязательным для вызова экстренных служб при возникновении ситуаций, несущих угрозу для жизни и здоровья людей или угрозу материального ущерба присоединилась и Российская Федерация. Таким образом, находясь в любой из европейских стран, можно в случае необходимости набрать номер «112» и получить требуемую помощь.

Основными целями создания Системы-112 в России в соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 25.08.2008 N 1240-р «О Концепции создания системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб через единый номер «112» на базе единых дежурно-диспетчерских служб муниципальных образований» являются:

- организация комплекса мер безопасности, обеспечивающих ускорение реагирования и улучшение взаимодействия экстренных оперативных и дежурных служб при вызовах (сообщениях о происшествиях) по телефонному номеру «112»;

- организация удобного вызова экстренных оперативных и дежурных служб по принципу «одного окна», позволяющая позвонившему лицу при возникновении происшествия не задумываться о том, какая именно служба ему необходима и какой номер требуется использовать для доступа к ней;

- уменьшение возможного социально-экономического ущерба вследствие происшествий и чрезвычайных ситуаций;

- гармонизация способа вызова экстренных оперативных и дежурных служб с законодательством Европейского союза.

Система-112 обеспечивает автоматизацию следующих основных функций:

- прием и обработку вызовов (сообщений о происшествиях) по единому номеру «112» от населения и систем мониторинга важных объектов;

- передачу в экстренные оперативные службы сообщений о вызовах с возможностью их подключения к разговорам;

- обеспечение оптимального использования сил и средств экстренных оперативных служб при реагировании на вызовы (сообщения о происшествиях);

- обеспечение единого информационного пространства для всех участников Системы-112.

Классическая структура системы представлена на рисунке 1 и предусматривает обращение в следующие экстренные оперативные службы:

Специальные оперативные службы:

- служба пожарной охраны;

- служба полиции;

- служба скорой медицинской помощи;

- служба «Антитеррор».

Аварийные службы: аварийная служба газовой сети.

Рис. 1. Структура системы 112

Однако в процессе развития список участников-диспетчеров системы 112 значительно расширяется.

Следует также отметить, что с каждым годом расширяется и функционал системы. Разработчики внедряют дополнительные модули, которые обеспечивают выполнение все новых функций. Так, к дополнительным функциям системы 112 можно отнести: 1) мониторинг объектов особой важности и повышенной опасности по линии срабатывания технических средств охранно-пожарной сигнализации; 2) организация удаленного видеомониторинга важных и социально значимых объектов; 3)оддержка геоинформационных систем.

— Обеспечение возможности обработки навигационной информации от системы ЭРА-ГЛОНАСС и навигационных информационных систем управления транспортом.

— Оперативное управление силами и средствами подразделений экстренных оперативных служб и др.

Внедрение системы «112» в различных регионах в настоящее время переходит на новый этап, проектирование систем в субъектах РФ осуществляется на высоком уровне, предлагаются сложные системы с возможностью гибкой конфигурации, однако можно выделить и ряд проблемных вопросов, не позволяющих в полной мере использовать потенциал создаваемых систем.

Во-первых, существует определенное несоответствие функциональности элементов системы «112». Во всех предлагаемых программно-аппаратных платформах наибольшей функциональностью обладает автоматизированное рабочее место (АРМ) диспетчера центра обработки вызовов (ЦОВ). При проведении разработчиками презентаций своих решений обычно упор делается на возможностях именно этого элемента системы. Однако следует помнить, что оператор ЦОВ является наименее подготовленным специалистом и не может осу-

ществлять оперативное управление силами и средствами. В то же время узкие специалисты - операторы дежурно-диспетчерских служб (ДДС) по информационной иерархии находятся ниже оператора ЦОВ.

Во вторых, по функционалу система «112» во многом пересекается с другими информационно-техническими системами, используемыми как в МЧС (система пожарного мониторинга «Стрелец-Мониторинг», ОКСИОН), так и других министерствах, например в полиции (аппаратно-программные комплексы (АПК) «Безопасный город», системы передачи извещений подразделений вневедомственной охраны и др.).

В качестве примера можно указать основные положения развития АПК «Безопасный город». «Безопасный город» — это комплексная автоматизированная система для удовлетворения основных потребностей города, в основе которой лежит комплекс программно-аппаратных средств и организационных мер для обеспечения видеоохраны и технической безопасности, а также управления объектами жилищно-коммунального хозяйства и другими распределенными объектами в масштабах города. Данная система — многофункциональное, многоцелевое наращиваемое решение, построенное на принципах интегри-рованности, модульности и распределенной архитектуры, с использованием технологий интеллектуального анализа данных.

Единые требования к построению таких аппаратно-программных комплексов находятся в стадии разработки.

Однако, анализ проектов, представленных в различных регионах Российской Федерации, на сегодняшний день позволяет сделать некоторые общие выводы.

Аппаратно-программный комплекс «Безопасный город» дает возможность:

— вести оперативный контроль над ситуацией на объектах города;

— осуществлять своевременную и достоверную информационную поддержку служб охраны и правопорядка всех уровней;

— предоставлять визуальную информацию, получаемую с мест установки телекамер наблюдения, расположенных на любом расстоянии от пункта видеомониторинга;

— информировать о возникновении чрезвычайных ситуаций соответствующих служб и организаций;

— архивировать видео- и аудиоинформацию;

— обеспечивать возможность восстановления хода событий на основе записанных видеоматериалов;

— передавать информацию, получаемую от охранных телекамер, как по запросу, так и в автоматическом режиме;

— интегрироваться с другими автоматизированными системами, при наличии такой возможности у этих систем.

Очевидно, что необходимо предусматривать интеграцию этих систем уже на стадии проектирования системы «112» в регионе.

В-третьих, отсутствие единых для всех регионов регламентов взаимодействия между администрацией, диспетчерской службой и экстренными оперативными службами, затрудняет отработку сложных вызовов, которые требуют привлечения более чем одной службы.

При возникновении в регионе чрезвычайной ситуации (ЧС), требующей оперативного управления совокупностью сил и средств всех служб экстренного реагирования, перечисленные выше проблемы приводят к неопределенности при организации такого общего управления.

При инсталляции аппаратно-программных платформ, обеспечивающих систему обработки вызовов по единому номеру 11 2 в регионах, разработчики так же обращают внимание на ряд возникающих проблем.

Одна из основных проблем, по мнению разработчиков — это подготовка персонала. Автоматизированная система — это персонал и комплекс средств автоматизации его деятельности. Недостаточное внимание подготовке штатного персонала системы не позволяет своевременно и качественно создать и ввести ее в эксплуатацию. Персонал системы должен быть оперативный — операторы и диспетчеры, непосредственно участвующие в процессе приема и обработки вызовов, организации реагирования на них, а также технический (обслуживающий) персонал, который обеспечивает непрерывное функционирование системы. До сих пор пока еще никто не занимается в плотную такими вопросами, как обеспечение штатных психологов и переводчиков, такие требования к системе предъявляются, все про них знают, а кто они, как они должны работать и кто им будет платить зарплату — никто на себя ответственности не берет.

Еще один проблемный вопрос это правильная организация каналов связи между объектами автоматизации Системы-112. Часто связисты являются монополистами в каждом субъекте, и только нормальные человеческие отношения (исполнитель — заказчик — оператор связи) позволяют обеспечить возможность информационного обмена. Если такого взаимопонимания нет, то никаких нормативно-правовых актов, заставляющих связистов идти навстречу по обеспечению передачи вызовов по «112» нет, (про 01, 02, 03 и 04 есть четкие требования закона о связи, требования к категориям и пр.).

На сегодняшний день решением Коллегии МЧС России от 29.05.2013 принят организационно-финансовый план МЧС России реализации федеральной целевой программы «Создание системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» в Российской Федерации на 20132017 годы», в соответствии с ним создаются центры обучения персонала системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» на базе ВУЗов МЧС России, что позволит при взаимодействии друг с другом и другими ведомствами разработать научно-методический подход к интеграции глобальных автоматизированных систем и выработки единых стандартов обеспечения безопасности в рамках целых мегаполисов.

Библиографический список

1. Распоряжение Правительства РФ от 25.08.2008 N 1240-р «О Концепции создания системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб через единый номер «112» на базе единых дежурно-диспетчерских служб муниципальных образований».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.