УДК 316
ОСОБЕННОСТИ ВНЕДОМАШНЕГО ДОСУГА МОЛОДЕЖИ: РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ
© Марина Алексеевна Иванушкина
Пензенский государственный университет, г. Пенза, Россия, аспирант кафедры коммуникационного менеджмента, e-mail: reklama_pnz@bk.ru
В статье рассматриваются общероссийские тенденции диверсификации форм современного вне-домашнего досуга молодежи. На основе результатов социологического исследования потребителей кинокомплекса «Современник» г. Пензы, выявляются региональные особенности социально-демографического портрета молодежи как его целевого потребителя.
Ключевые слова: институт досуга; диверсификация форм досуга; динамика рынка кинопоказа; социально-демографический портрет потребителя индустрии досуга.
В современной России институт досуга стал мощной индустрией духовной жизни общества. Имея растущее инфраструктурное поле, он становится объектом внимания многих научных направлений. В настоящей статье будут рассмотрены формы современного досуга, в частности, одна из наиболее устойчивых и распространенных форм внедомаш-него коммерческого досуга - поход в кино; описаны тенденции развития сферы кинопоказа, а также охарактеризован социально -демографический портрет молодежи как его целевого потребителя.
Досуг как особый институт не раз становился объектом исследования таких ученых, как Ж. Бодрийяр, М. Каплан, Дж. Шивере, Т. Веблен, В. А. Ядов, Б. А. Трегубов, С.Г. Кирдина, Т.В. Абанкина, Р.А. Ануфриева, Л.Г. Ионин, Я.М. Рощина, А.Л. Богданов, В.А. Проворотов, М.Е. Ульянова, Ю.А. Зубок, Т. А. Турбина и др. Как правило, исследователи в каждый исторический период отмечают обновление и диверсификацию форм досуговой жизнедеятельности в соответствии с технологическим и культурным развитием социума, а также растущую глобальную тенденцию стремления современного человека освободить больше времени для досуга и культурного потребления. Эти теоретические выводы были сделаны на определенном базисе социологических и маркетинговых исследований, регулярно проводимых социологами, исследовательскими коллективами вузов. В силу потенциальной коммерческой востребованности результатов исследований в сфере досуга в России регулярные исследования сектора коммерческого досуга также проводятся такими компаниями, как иссле-
довательский центр «СОЦИС», фонд «Общественное мнение», исследовательская компания «COMCON», негосударственная исследовательская организация «Левада-Центр», Всероссийский центр изучения общественного мнения компания «РосБизнесКонсалтинг», Discovery Research Group, исследовательский центр холдинга «Ромир» и пр., а также подразделениями отраслевых субъектов индустрии развлечений (например, компаниями «Невафильм Research», «Кинобизнес сегодня»). Несмотря на «мозаичность» этих данных, они позволяют видеть динамику развития института досуга в России за 1990-2010 гг. в сторону все большей дифференциации форм развлечений, развитие развлекательной инфраструктуры.
Высокий темп роста коммерческого сектора досуговой индустрии последнего десятилетия стал возможен благодаря технологическим и культурным переменам. Наряду с общеизвестными традиционными формами внедомашнего досуга (посещение кино, театров, спортивных секций, бассейнов, дискотек, ночных клубов, цирков и т. д.), появились новые формы внедомашнего досуга (высокотехнологичные кинозалы с технологией 3D; пейнтбольные клубы, 4D и 5D игровые аттракционы, более десятка арт-студий, скалодромы, центры проката сезонного оборудования для активного отдыха (квадроциклы, велосипеды, ролики, гидроциклы, моторные лодки, катамараны, водные лыжи и т. д.); шопинг; туристические зоны с услугами рыбалки, охоты, конного, пешего туризма «на заказ»; клубы настольных ролевых игр; загородные клубы; горнолыжные курорты; концептуальные заведения обще-
пита (караоке-рестораны, бары, кафе, кофейни, суши-бары, пиццерии, фаст-фуды, интернет-кафе, art-кафе); культурно развлекательные центры с концертными площадками; праздничные агентства, боулинг-центры,
профессиональные бильярдные клубы, многопрофильные спортивные объекты, центры спа-услуг, фитнес-центров, ледовых катков и т. д.). В разные годы популярность и мода переходила от одного вида развлечений к другому.
Одним из наиболее стабильных видов коммерческого досуга стала сфера кинопоказа, а наиболее популярным способом проведения досуга вне дома для большинства россиян остается поход в кино [1]. Если в советское время поставщиками киноуслуг были независимые бюджетные организации, то сегодня значительную долю составляют коммерческие предприятия: кинокомплексы и мультиплексы [2], федеральные и региональные сети кинотеатров. Благодаря технологическим усовершенствованиям оборудования, повышению уровня кинообслуживания, «обрастанием» многочисленными сопутствующими развлечениями и сервисами, именно отрасль кинопоказа стала «флагманом» молодежного досуга. Привлекательность кино как развлечения подтверждается в общественных публикациях и данными исследований рынка кинопроката и кинопоказа России компании «Discovery Research» [3]. По мониторинговым сведениям компании «Кинопоиск», можно говорить о ежегодном росте индустрии кинопоказа [4]. Однако этот рост в значительной мере был обусловлен увеличением цен на билеты. Поэтому на рубеже 2008-2009 гг. на фоне мирового финансового кризиса впервые за последние годы сборы кинотеатров упали [4], упал уровень посещаемости кинотеатров, что стало очередным свидетельством того, что мировой финансовый кризис добрался и до отрасли кинопроката. На момент начала финансового кризиса в России действовало 740 кинотеатров (около 1870 залов), большая доля которых была сконцентрирована в руках десяти главных киносетей и составляла около 32 % рынка [5].
Вопреки опыту предыдущего отечественного кризиса 1990-х гг., когда посещаемость кинотеатров пострадала из-за общего снижения покупательной способности насе-
ления, участники современного российского рынка кинопоказа были убеждены, что «кинотеатры - это самый доступный вид отдыха вне дома, а в связи с этим, снижение объемов рынка не будет значительным». Председатель совета директоров и совладелец группы компаний «КАРО» Леонид Огородников в своем интервью журналу «Капитал» официально заявил, что: «...финансовый кризис затронул рынок кинопоказа в меньшей степени, чем многие другие отрасли экономики, а посещаемость и «бокс-офис» возросли. Даже когда люди начинают экономить на путешествиях, походах в рестораны и покупках, они продолжают ходить в кино, поскольку это одно из самых недорогих и доступных развлечений. Мы приняли решение приостановить гонку за увеличением числа площадок и экспансию в регионы. При сложившейся на рынке экономической ситуации правильнее инвестировать средства не в строительство большого количества кинозалов, а в качество обслуживания и кинопоказа. Теперь для нас гораздо важнее окончательно «довести до ума» те кинотеатры, которые уже имеются - в частности, максимально оснастить их цифровым оборудованием. Установка цифровых проекторов дает ощутимый прирост сборов в уже действующих кинотеатрах» [6]. То есть выходом из финансового кризиса для рынка кинопоказа стала диверсификация и техническая модернизация самой услуги: появились киносеансы в новом формате 3Б. Пик оснащения кинозалов цифровым 3Б-оборудованием пришелся на 2010 г. (за месяц до мировой премьеры 3d фильма Джеймса Кэмерона «Аватар»), количество оснащенных цифровым 3Б-оборудованием составило 525 объектов, что в 6 раз превышает их количество в 2008 г. Сборы на «трехмерную» копию фильма «Аватар» в восемь раз превысили соответствующий показатель у копий обычных [7, 8], чем обыкновенные сеансы. По оценкам экспертов, на фоне ускорения процесса всеобщей технологической модернизации цифрового кино российский рынок кинопоказа в 2011 г. может составить 1 млрд долл. [9-12]!
Как мы видим, кинопоказ как сфера досуга таит большой маркетинговый и социологический потенциал, что подтверждают результаты исследования потребительских предпочтений аудитории целевых посетите-
лей кинокомплекса «Современник», проведенного весной 2010 г. в городе Пенза. Объектом исследования стало население г. Пензы в возрасте от 16 лет, которые хотя бы раз посещали кинокомплекс «Современник» за последний квартал. Предметом исследования - потребительские предпочтения относительно услуг, предоставляемых к/к «Современник». Целью данного исследования было определение конкретного содержания характеристик социально-демографического портрета целевых потребителей услуг к/к. Для сбора статистических данных использовался метод личного формализованного интервью. Среднестатистическое количество посетителей кинотеатра «Современник» составляет 60 тыс. человек (генеральная совокупность исследования). Выборочная совокупность составила 301 человек (тип формирования выборки - неслучайный, способ - произвольный). По результатам репрезентативного опроса «Исследование потребительских предпочтений целевой аудитории посетителей к/к «Современник», проведенного при личном участии автора в 2010 г. в г. Пенза. целевой аудиторией потребителей культурно-развлекательных услуг является молодежь в возрасте 21-30 лет, причем доля группы 21-25 лет превалирует и составляет 31,6 % от всей совокупности. Третье место в этом рейтинге занимают одновременно две группы «31-35 лет» и «16-20 лет». Наименьшую представленность среди посетителей кинокомплекса составляют группы старше 41 года. Таким образом, можно отметить тенденцию: «чем старше возрастная группа, тем численно меньше она представлена в качестве потребителей развлекательных услуг». Как показало исследование, женщины и мужчины любят кино одинаково, поэтому гендерный состав различается незначительно (женщины составляют 56,1 %, мужчины - 42,2 %). Причем доля семейной аудитории составляет 51,8 %, что на 3,6 % больше неженатых / незамужних. У каждого третьего посетителя в семье есть дети до 14 лет. 63,2 % посещают кинокомплекс всей семьей. Сумма денежных средств, которую 40,2 % семей тратят на проведение выходного дня, составляет не более 300 руб. на человека. Лишь каждый третий представитель семейной аудитории готов тратить более 500 руб. на члена семьи. Среди всей аудитории
опрошенных наибольшее число посетителей это менеджеры (34,6 %), студенты (23,9 %), рабочие (21,3 %). Остальные профессиональные статусы среди постоянных посетителей кинокомплекса представлены в малых объемах. Целевая аудитория посетителей в большинстве своем представлена молодой социально-активной аудиторией, у половины уровень дохода средний и составляет до 10000 руб. на человека. А доля аудитории с уровнем дохода выше среднего составила в общей выборке 15,3 %. Каждый третий не захотел раскрывать свой уровень дохода и отказался от ответа на этот вопрос анкеты.
Уровень осведомленности аудитории об оснащении кинозалов новым цифровым оборудованием 3Б оказался достаточно высоким и составил 83,1 % от общей выборки. Что подтверждает общероссийскую тенденцию моды на престижные новые формы развлечений, описанную выше.
Подводя итоги, отметим, что общероссийская тенденция диверсификации форм внедомашнего коммерческого досуга характерна и для Пензенского региона. Усложнение и увеличение количества форм проведения свободного времени становится неизменным атрибутом современного молодого человека. Благодаря ориентации на молодежь, переняв их природное стремление к новациям и модернизации, досуг стал мощной индустрией, социальным институтом с большой инфраструктурой. Современный культурно-развлекательный сектор получил большой «рычаг» ценностно-мотивационного влияния на молодежь, стал приоритетным атрибутом жизнедеятельности современного молодого человека. Поэтому актуальной становится потребность в регулярных социологических исследованиях молодежных предпочтений в сфере досуга, которые позволят заблаговременно определять не только культурные и ценностно-поведенческие изменения, но и социальную перспективу развития молодежи как флагманской группы общества.
Таким образом, с учетом тенденции дифференциации форм внедомашнего досуга, «поход в кино» по-прежнему остается одним из самых популярных среди пензенской молодежи. Во многом сохранению лидерской позиции способствует процесс технологиза-ции кинопоказа средствами цифрового 3Б
кино. Начавшаяся в 2008 г. всероссийская волна модернизации индустрии кинопоказа явилась мейнстримом антикризисного спасения рынка услуг в Пензе. Таким образом, индустрия кинопоказа становится реальным актором социальной жизни нового поколения, поэтому актуальным вопросом ближайшего будущего становится исследование в области социальной безопасности досуга, а также возможностей его регулирования во благо развития всего общества.
1. Трофимова Е. Россияне выбирают кино // РБК Daily. 2008. URL: rbcdaily.ru/2008/06/20/ media/353789 (дата обращения: 20.02.2010).
2. Иванушкина М.А. Культурно-досуговые центры: как новый продукт институционального антрепренерства // Актуальные проблемы науки: материалы международной научнопрактической конференции. Кузнецк, 2009. Вып. 6. Т. 2. С. 226-229.
3. Рынок кинопоказа и кинотеатров в России под влиянием кризиса: текущее состояние и перспективы развития // Агентство «DISCOVERY Research Group». 2009. URL: http://marketing.rbc.ru/research/5629499551096 18.shtml (дата обращения: 24.11.2010).
4. Исследован рынок кинопроката и кинотеатров в России // Информационный портал «B2Blogger.com». 2009. URL: http://b2blogger. com/pressroom/release/24623.html (дата обращения: 04.01.2011).
5. Маркетинговое исследование и анализ рос-
сийского кинорынка: обзор тенденций предложения и спроса // Информационный портал «RuМетрика». 2007. URL: http://rumetrika.
rambler.ru/research/1745/49 (дата обращения: Q4.Q1.2Q11).
6. Марков Д. Леонид Огородников: Американский кинотеатр - это ангар с попкорном // Финанс. 2Q1Q. № 3. С. 334-336.
7. Количество 3D-кинотеатров в России утроилось // Издание Rambler Media Group «Lenta.ru». 2Q1Q. URL: http://lenta.ru/news/2Q1Q/ 09/13/quarter/ (дата обращения: 15.Q1.2Q11).
8. URL: http://arseny-com.livejournal.com/2Q1Q/
03/24/ (дата обращения: 1Q.Q1.2Q1Q).
9. Скопинцева Е. Россияне скрывались от жары в кинотеатрах // Экономика и жизнь. www. eg-online.ru. 2Q1Q. № 32. URL: http://www. eg-online.ru/article/1Q9Q92/ (дата обращения: 1Q.Q1.2Q1Q).
1Q. URL: http://www.trade.su/research?parent=rubri cator&child=getresearch&h=trade.su&id=148 (дата обращения: 1Q.Q1.2Q1Q).
11. Иванушкина М.А. Габитуализация факторов
потребительского выбора современной молодежи (по результатам репрезентативного опроса жителей г. Пензы в возрасте 14-35 лет) // Инновационная Россия: задачи и правовые основы развития: сборник статей и докладов X Международной научно-практической
конференции. М., 2Q1Q. С. 5Q4-5Q6.
12. Иванушкина М.А. Применение инновационных технологий в социальной деятельности коммерческих организаций (на примере корпоративного интернет-сайта центрального кинокомплекса «Современник» г. Пензы) // Инновационная технологизация в современной России: опыт, проблемы, инновации: материалы Всероссийской научно-практической конференции. Волгоград, 2Q1Q. С. 1Q3-1Q5.
Поступила в редакцию 21.02.2011 г.
UDC 316
FEATURES OF OUT-OF-HOME LEISURE YOUTH’S ACTIVITIES: REGIONAL ASPECT
Marina Alekseyevna Ivanushkina, Penza State University, Penza, Russia, Post-graduate Student of Communication Management Department, e-mail: reklama_pnz@bk.ru
In the article the all-Russian tendencies of diversifying the out-of-home leisure forms of youth are considered. Regional features of a youth's socially-demographic consumer's distinction rating as a primary customer of entertainment industry are revealed on the results of entertainment complex “Sovremennik” Penza consumers researches.
Key words: leisure institution; diversifying of out-of-home leisure forms; market dynamics of film distribution; socially-demographic consumer's distinction rating of entertainment industry.