восприятии прошлого опыта.
Процент людей, полагающихся только на себя и считающих себя источником успеха, резко снижается среди пациентов, перенесших трансплантацию органов.
ЛИТЕРАТУРА
1. Климушева Н.Ф. Психологическая реабилитация пациентов с трансплантированными органами в послеоперационный период / Н.Ф. Климушева, Л.Т. Баранская, Т.В. Шмакова // Вестник ЮУрГУ Серия «Психология». - 2013. - Т.6, № 4. - С. 99-105.
2. Климушева Н.Ф. Мотивация к трансплантации донорских органов у пациентов с терминальной стадией хронических заболеваний / Н.Ф. Климушева, Л.Т. Баранская, Т.В. Шмакова // Вестник ЮУрГУ Серия «Психология». -2014. -Т.7, № 3. - С. 73-79.
3. Колотаева В.И. «Проблема «презумпции согласия» на изъятие органов и тканей человека после его смерти в законодательстве РФ / В.И. Колотаева // Вестник Московского университета. - 2015.- № 1.- С. 100-109.
4. Михель Д.В. Глобальный дефицит донорских органов: анализ национальных стратегий самообеспечения. / Д.В. Михель, О.Н. Резник // Вестник трансплантологии и искусственных органов. - 2020.- Т. 22, № 1.- С. 174-183
5. Тенчурина Э.А. Модель оценки донорского сердца, прогнозирующая его использование для трансплантации / Э.А. Тенчурина // Вестник трансплантологии и искусственных органов.-2020.- Т. 22, № 4. - С. 27-31
REFERENCES
1. Klimusheva, N.F. (2013), "Psychological rehabilitation of patients with transplanted organs in the postoperative period", Bulletin of SUSU. Series Psychology, Vol. 6, No. 4, pp. 99-105.
2. Klimusheva, N.F. (2014), "Motivation for transplantation of donor organs in patients with end-stage chronic diseases", Bulletin of SUSU. Series Psychology, Vol.7, No. 3, pp. 73-79.
3. Kolotaeva, V.I. (2015) "The problem of the "presumption of consent" to the removal of human organs and tissues after his death in the legislation of the Russian Federation", Vestn. Moscow. Un-ta. Ser. Right. No. 1, pp. 100-109.
4. Michael D.V. (2020), "Global shortage of donor organs: analysis of national self-sufficiency strategies", Bulletin of transplantology and artificial organs, Vol. 22, No. 1, pp. 174-183
5. Tenchurina E.A. (2020), "Minina M.G. Evaluation model of a donor heart predicting its use for transplantation", Bulletin of Transplantology and Artificial Organs. Vol. 22, No. 4, pp. 27-31.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 12.04.2022
УДК 159.9.072
ОСОБЕННОСТИ ВЛИЯНИЯ УЧЕБНОГО СТРЕССА НА СТУДЕНЧЕСКУЮ ЖИЗНЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ РАЗНЫХ КУРСОВ
Саидат Висрадиевна Чербиева, аспирант, Карачаево-Черкесский государственный университет имени У.Д. Алиева, г. Карачаевск
Аннотация
Введение: в статье детально рассмотрены особенности влияния учебного стресса на обучающихся, проанализированы зарубежные и отечественные исследования проблемы интегрированно-сти стресса в жизнь и деятельность студентов. В статье обоснована актуальность изучения проявлений стресса, связанного с учебой. Повседневная студенческая жизнь не всегда наполнена радостными и приятными моментами: студенты подвержены в ходе учебного процесса переживаниям, волнениям, тревожности, выступающими негативными детерминантами стресса. Цель исследования - провести эмпирическое исследование для выявления особенностей и характеристик влияния учебного стресса на жизнь студентов разных курсов в предэкзаменационный и послеэкза-менационный периоды. Была предпринята попытка проследить разницу и неоднозначность показателей влияния факторов учебного стресса. Методика и организация исследования: для реализации
данной цели нами применены следующие методы и методики исследования: наблюдение, тестирование, анализ обработки данных, методика «Диагностика учебного стресса» Ю. В. Щербатых. В исследовании приняли участие студенты разных курсов (n=120). Результаты исследования позволяют заключить, что учебный стресс у обучающихся разных курсов в предэкзаменационный и по-слеэкзаменационный периоды обладает исключительной спецификой проявления. Представленные результаты могут быть применены для дальнейших исследований проблем стресса, стрессоустой-чивости, тревожности, депрессии, экзистенциональных проблем в юношеском возрасте, результаты могут быть использованы для разработки программ психологического сопровождения и поддержки психоэмоционального состояния студента в период вузовского обучения; также в профессиональной деятельности педагогов вузов, практических психологов, для самих студентов. Выводы: полученные результаты дают возможность учитывать: специфику этапного обучения в вузе, разные причины, приводящие к стрессу, умения и навыки студентов по управлению своим состоянием в момент стресса.
Ключевые слова: студент, учебная деятельность, учебный стресс, стадия тревоги, стадия сопротивления, стадия истощения, стресс, вуз, эустресс, дистресс.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.4.p607-615
FEATURES OF INFLUENCE OF EDUCATIONAL STRESS ON THE STUDENT LIFE
OF STUDENTS OF DIFFERENT COURSES Saidat Visradievna Cherbieva, the post-graduate student, Umar Aliev Karachay-Cherkessia
State University, Karachaevsk
Abstract
Introduction: the article considers in detail the peculiarities of the influence of educational stress on students, analyzes foreign and domestic studies of the problem of integrating stress into the life and activities of students. The article substantiates the relevance of studying the manifestations of stress associated with study. Everyday student life is not always filled with the joyful and pleasant moments: students are subjected to experiences, worries, anxiety, acting as negative determinants of stress during the educational process. The purpose of the study is to conduct an empirical study to identify the features and characteristics of the impact of educational stress on the lives of students of different courses in the pre-examination and post-examination periods. An attempt was made to trace the difference and ambiguity of indicators of the influence of educational stress factors. Methodology and organization of research: to achieve this goal, we have applied the following research methods and techniques: observation, testing, analysis of data processing, the methodology of "Diagnosis of educational stress" by Yu. V. Shcherbatykh. The study involved students of different courses (n=120). The results of the study allow us to conclude that educational stress in students of different courses in the pre-examination and post-examination periods has exceptional specificity of manifestation. The presented results can be applied for further studies of stress problems, stress tolerance, anxiety, depression, existential problems in adolescence, the results can be used to develop programs of psychological support and support of the student's psycho-emotional state during university studies; also in the professional activities of university teachers, practical psychologists, for students themselves. Conclusions: the obtained results make it possible to take into account: the specifics of stage-by-stage education at the university, various causes leading to stress, the skills and abilities of students to manage their condition at the time of stress.
Keywords: student, educational activity, educational stress, anxiety stage, resistance stage, exhaustion stage, stress, university, eustress, distress.
ВВЕДЕНИЕ
Отечественные и зарубежные психологи проблему стресса в своих исследованиях выдвигают как актуальную. Стресс становится все более устойчивым и прочно интегрированным в нашу повседневную жизнь. Это влияет на физическое здоровье организма, психические процессы и социальные функции человека, затрагивая все сферы его жизни.
Образовательная деятельность в учебном заведении - один из самых интеллектуально и эмоционально интенсивных процессов. Получение высшего образования является стрессовым для большинства студентов. Начиная с первых дней студенческой учебной
жизни, стресс в той или иной степени постоянно находится с обучающимся. Гипотетически он может являться причиной нарушения деятельности различных сфер его жизни. По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), около 45% всех заболеваний вызваны стрессовыми ситуациями [1].
Г. Селье определяет стресс как «неспецифическую реакцию организма на любые предъявляемые к нему требования» [4]. В то же время ученым выделены три стадии развития стресса: стадия тревоги, стадия сопротивления и стадию истощения [4].
Стадия тревоги является прямой реакцией на последствия и требует адаптивной реструктуризации.
Стадия сопротивления (резистенции) - момент наиболее эффективной адаптации.
Стадия истощения (срыв адаптации) - нарушение процесса адаптации в случае неблагоприятного исхода [3].
Согласно Ю. В. Щербатых, у каждой личности может быть своя собственная степень чувствительности к стрессу. Другими словами, степень стресса, повышающая результативность активности (возникает эустресс), а также критическая степень истощения, при которой результативность активности снижается (возникает дистресс) [7]. Их определение чрезвычайно важно для продуктивной жизни и работы без негативных последствий для себя и других.
Студенческая пора занимает особое место в жизни многих людей. Она наполнена новыми знаниями, интересными встречами, участием в молодежных студенческих организациях и различными новыми проектами. В то же время, это серьезный экзамен, первая школа для самостоятельной взрослой жизни и довольно сложная жизненная ситуация, где необходимы навыки адаптации.
В студенческом возрасте доминирующей активностью является учебная деятельность, связанная с высоким уровнем стресса. Общим условием возникновения стресса является важность самой ситуации обучения и ее отдельных элементов. Например, первокурсники могут испытывать стресс из-за больших изменений в жизни. Это самый сложный этап обучения в вузе. На первом курсе студент приобретает новый статус, приспосабливается к новым отношениям, новому окружению и новой среде.
Второй курс - это начало специализации, которое повышает внимание к научным трудам, к научной работе как отражение углубления профессиональных интересов обучающегося.
Третий курс можно охарактеризовать началом формирования ясных указаний для практики будущего вида деятельности; у студента «прорастают» новые материальные и гражданские ценности, связанные с финансами, будущей занятостью, местом работы [5, 6].
Однако существует негативный опыт социальной и профессиональной неопределенности, который наиболее характерен для студентов старших курсов. Он связан с необходимостью найти работу в период кризиса и безработицы, что естественно может сказаться на психическом здоровье обучающегося.
Внутреннее состояние у обучающихся, взаимосвязано с общеобразовательной учебной деятельностью, с их целеустремленностью к учебе и преодолением сложных ситуаций, особенно во время экзаменов. По мнению К. В. Судаковой, период экзаменационной сессии наиболее травмирующим образом влияет на психоэмоциональное состояние студента. Рабочая нагрузка студентов во время сессии, конечно же, особенно высока [2].
Можно назвать следующие причины, которые приводят к стрессу: образовательная и рабочая нагрузка, отрицательные физические условия, внезапные перемены в жизнедеятельности у человека во время трудностей в общении с людьми, проблемы со здоровьем и финансовые затруднения. Основным фактором стрессогенности можно назвать противоречие между реальностью и человеческим восприятием, особенно в студенческом воз-
расте.
Стресс у обучающихся обычно возникает по следующим негативным причинам, которые впоследствии к перегрузке вегетативной нервной системы, которая регулирует нормальное функционирование организма:
• недостаток сна;
• неспособность рационально распределять рабочее время и время отдыха;
• неудовлетворенность полученной оценки;
• плохая успеваемость в некоторых дисциплинах;
• неполные или плохо выполненные домашние задания, которые по какой-либо причине пропускают большое количество занятий (длительная болезнь, отсутствие без уважительной причины), неисполнение практических и лабораторных занятий, периодические работы, проекты, которые не были завершены вовремя;
• равнодушие к работе, которая предлагается студенту, или к обучению в целом;
• проблемные ситуации с однокурсниками или преподавателями, отрицательные физические условия (чрезмерный шум, плохое освещение, неблагоприятная температура в помещении);
• потеря интереса к выбранной профессии [6].
Кроме перечисленных факторов, важно учитывать специфику этапного обучения в
вузе.
Таким образом, начиная с первого курса и заканчивая старшими курсами, обучающийся постоянно адаптируется к условиям студенческой жизни.
Мы предприняли попытку провести эмпирическое исследование с целью выявления особенностей и характеристик влияния учебного стресса на жизнь студентов разных курсов. В данном исследовании участвовали обучающиеся вуза с 1 по 4 курс, в количе -стве 120 респондентов.
Для реализации данной цели нами применены следующие методы и методики исследования: наблюдение, тестирование, анализ обработки данных, методика «Диагностика учебного стресса» Ю. В. Щербатых.
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ
Результаты эмпирического исследования показали, что характеристики и особенности влияния учебного стресса на студенческую жизнь у обучающихся разных курсов демонстрируют неоднозначные показатели.
Отечественным ученым Ю. В. Щербатых выделены следующие причины стресса: 1) строгие преподаватели; 2) большая учебная нагрузка; 3) отсутствие учебников; 4) непонятные, скучные учебники; 5) жизнь вдали от родителей; 6) неумение правильно распорядиться ограниченными финансовыми ресурсами; 7) неумение правильно организовать режим дня; 8) нерегулярное питание; 9) проблемы совместного проживания с другими студентами; 10) конфликт в группе; 11) излишне серьезное отношение к учебе; 12) нежелание учиться или разочарование в профессии; 13) стеснительность, застенчивость; 14) страх перед будущим; 15) проблемы в личной жизни [7].
Результаты диагностики и исследования причин учебного стресса у студентов разных курсов (1-4 курсов) оказались следующие. Из 15 причин мы выделили 5, получившие наибольшее количество выборов.
Одной из главных причин высокого уровня стрессогенности, по мнению обучающихся первого и второго курса (20%), являются проблемы, связанные со строгостью преподавателей. Около 5% старшекурсников тоже отметили этот факт.
Второй фактор наличия высокой степени уровня стресса заключается в том, что студенты наблюдают у себя значительную академическую нагрузку, которая растет из-за большого количества заданий и упражнений по разным учебным дисциплинам. Все это приводит к усталости и переутомлению. Это было показано как первокурсниками
(16,7%), так и второкурсниками (20%). Однако этот показатель снижается у студентов 3-4 курсов.
Третьей причиной стрессогенности является, по мнению студентов, недостаток учебников. Так, 13,3 % первокурсников и 16,7% респондентов с третьего курса отметили, что недостаток «учебников под рукой», изыскание недвусмысленной информации в интернете, а также посещения библиотек, занимают объемное количество времени и отягощают быстрое закрепление материала. Однако некоторые студенты третьего и четвертого курса (10%) говорят об отсутствии интереса к учебникам.
На четвертое место выходит неспособность должным образом распорядиться своими скромными материальными ресурсами.
Такое отрицательное воздействие отмечают студенты первого (6,7%) и четвертого курсов (13,3%).
На пятом месте по уровню стрессового давления студенты выделяют свое существование вдалеке от родных людей, т. е. отца и матери. Уже на третьем курсе этот показатель составляет 13,3%, когда как на первом курсе составлял всего 6,7%. Обусловлено это тем, что студенты первые два года приспосабливаются. На втором курсе появляются друзья, другие интересы и ценности, что помогает избежать тоски по родителям и домашнему очагу, потому у студентов второго курса этот показатель составляет 3,3%.
Обстоятельств, существенно осложняющих учебную и профессиональную деятельность студентов 1 курса, выявлено не было. Нежелание учиться, разочарование в профессии и страх перед будущим оказывают ярко выраженное негативное влияние на студентов 4 курса (13,3%). Это говорит о том, что существует страх не найти работу по выбранной профессии, также молодые люди боятся разочаровать своих родителей. Остальные проблемы, предложенные для оценки, объясняются ими наличием среднего уровня стресса.
Другие причины стрессогенности набрали маленькое количество выборов у респондентов всех курсов.
Следующей задачей по исследуемой проблеме было выявление уровня постоянного стресса. Респондентам был задан один вопрос (по методике Ю. В. Щербатых): «Как изменился уровень вашего постоянного стресса за последние три месяца учебы?» Половина респондентов на каждом курсе (по 50 % обучающихся) отметили незначительный рост стресса, как показано на рисунке.
60 50 40 30 20 10 0
50 50 50 50
■ 30 30 30 30
1 ■ ■ ■
6,7 6,7 6,7 10 10 6,7 6,7 6,7 3,3 10 6,7
■ 3,3
1 курс 2 курс 3 курс 4 курс
значительно уменьшился, в % ■ незначительно уменьшился, в % ■ не изменился, в % незначительно вырос, в % ■ значительно увеличился, в %
Рисунок - Изменение стресса у студентов разных курсов за последние три месяца учебы
Из рисунка видно, что у 50% первокурсников, у 50 % второкурсников, у 50% третьекурсников и у 50% четверокурсников уровень постоянного стресса немного увеличился. А по 30% опрошенных на каждом курсе заявили, что уровень постоянного стресса значительно вырос. Обучающиеся на первом, третьем и четвертом курсах (по 6,7%) показали, что степень стресса не поменялась; 10% студентов 2 курса тоже склоняются к тому,
что уровень стресса у них абсолютно не изменился. Также некоторые опрашиваемые говорят о значимом сокращении стресса. Но их доля заметно мала. Всего лишь 3,3% четверокурсников подтверждают это. Также об этом малозначительном сокращении говорят только 6,7% студентов первых и третьих курсов. А вот среди вторых и четвертых курсов этот показатель достигает у 10% студентов.
Следующим этапом в нашем исследовании необходимо было выяснить, задав студентам такой вопрос (по методике Ю. В. Щербатых): «В чем проявляется ваш стресс, связанный с учебой?» Представленные признаки респонденты должны были оценить по 10-балльной шкале. Перечислим эти признаки так, как они представлены в методике Ю. В. Щербатых:
1. Ощущение беспомощности, невозможности справиться с проблемами.
2. Невозможность избавиться от посторонних мыслей.
3. Повышенная отвлекаемость, плохая концентрация внимания.
4. Раздражительность, обидчивость.
5. Плохое настроение, депрессия.
6. Страх, тревога.
7. Потеря уверенности, снижение самооценки.
8. Спешка, ощущение постоянной нехватки времени.
9. Плохой сон.
10. Нарушение социальных контактов, проблемы в общении.
11. Учащенное сердцебиение, боли в сердце.
12. Затрудненное дыхание.
13. Проблемы с желудочно-кишечным трактом.
14. Напряжение или дрожание мышц.
15. Головные боли.
16. Низкая работоспособность, повышенная утомляемость [7].
Мы распределили баллы по уровням:
• 1-3 балла - низкий уровень признаков стресса, связанных с учебой;
• 4-7 баллов - средний уровень признаков стресса, связанных с учебой;
• 8-10 баллов - высокий уровень признаков стресса, связанных с учебой.
Среди опрошенных первокурсников с высокими баллами «оказались» следующие
признаки стресса (описание приведено выше): 5, 7, 8, 10, 12, 14, 15, 16.
Результаты опроса представлены в таблице 1. Таблица 1 - Проявление признаков стресса у первокурсников.
Баллы Признаки ст| ресса, количество первоку рсников, в %
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16
1-3 30 40 45 40 25 15 45 20 5 15 45 30 20 30 25 35
4-7 60 45 25 55 25 45 10 35 55 40 15 30 50 25 25 25
8-10 10 15 30 5 50 40 45 45 40 45 40 40 30 45 50 40
Отсюда видно, что такие признаки стресса, связанные с учебой, как «плохое настроение, депрессия» и «головные боли» выбрали по 50 % первокурсников. На втором месте среди признаков, выбранных первокурсниками в равном количестве (45 % респондентов), оказались «потеря уверенности, снижение самооценки», «спешка, ощущение постоянной нехватки времени», «нарушение социальных контактов, проблемы в общении», «напряжение или дрожание мышц».
Самые низкие баллы студенты первого курса поставили следующим признакам стресса: «повышенная отвлекаемость, плохая концентрация внимания», «потеря уверенности, снижение самооценки», «учащенное сердцебиение, боли в сердце».
Подобные расчеты были проведены с результатами респондентов второго, третьего и четвертого курсов. Анализ показал, что № 9, 10 и 15 признаки стресса у второкурсников получили наибольшее количество выборов: «плохой сон (9)» - у 46,6% респондентов,
«нарушение социальных контактов, проблемы в общении» - 36,7%, «головные боли (15)» у 43,3% второкурсников. Наименьшее количество выборов получил признак стресса под номером 11 - «учащенное сердцебиение, боли в сердце» - 10% респондентов.
На высоком уровне находятся признаки под № 12 и 15, набравшие наибольшее количество выборов среди студентов третьего курса: «затрудненное дыхание» - у 40% респондентов, «головные боли» - у 50% респондентов. На среднем уровне находится признак стресса - «раздражительность, обидчивость (4)», который отметили у себя 60% респондентов. Признак стресса под номером 14 «напряжение или дрожание мышц» выбрали 53,3% респондента, поставив ему минимальные баллы.
Высокие показатели у студентов четвертого курса составляют такие факторы стресса как головная боль (15) и низкая работоспособность (16), соответственно - 47,5% и 35%.
Следующим этапом нашего исследования было изучить, какие приемы студенты применяют для снятия стресса.
Было выявлено, что студенты предпочитают снимать стресс едой, сном, общением с родителями и друзьями. Одна треть всех опрошенных предпочитают наиболее всего поспать. Чтобы снять стресс, 25% первокурсников и около 30% студентов 2-4 курсов, выбирают вкусную еду. Для 16,7% первокурсников и четверокурсников родительская поддержка является одним из способов снятия стресс, а 33,3% второкурсников и 25% третьекурсников также нуждаются в готовности помочь и родительских советах.
Важным показателем для обучающихся первого курса еще считается прогулки под открытым небом (25%), что немаловажно, общение с приятелями (8,3%), интересные хобби (8,3%) и просмотр телевизора (5%).
Позитивный момент, влияющий как на соматическое, так и на психологическое самочувствие человека считается физическая активность. Из респондентов опроса только 11,7% студентов третьего курса предпочитают заниматься спортом и вести здоровый образ жизни. К этому же склоняются 16,7% студентов четвертого курса.
Дальше была предпринята попытка квалифицировать степень экзаменационного стресса у учащихся различных курсов.
Таблица 2 - Волнение перед экзаменом
Уровни Баллы Кол-во респондентов, 1 курс, в % Кол-во респондентов, 2 курс, в % Кол-во респондентов, 3 курс, в % Кол-во респондентов, 4 курс, в %
Низкий 1-4 16,7% 20% 30% 33,3%
Средний 5-7 40% 30% 33,3% 26,7%
Высокий 8-10 43,3% 50% 36,7% 40%
На основе этой таблицы имеется возможность заявить, что 30% студентов третьего курса и 33,3% студентов четвертого курса имеют невысокую экзаменационную тревожность. Тридцать человек меньше всего волнуются перед экзаменом. Среднюю степень волнения от общей массы имеют 40% первокурсников, 30% второкурсников и 33,3% от третьего курса. Это значит, что у 39 студентов беспокойство немного выше нормативных показателей. Большинство студентов, а именно второкурсники (50%), первокурсники (43,3%) и четверокурсники (40%), имеют довольно большой уровень стресса перед экзаменом. Они сильно волнуются перед экзаменом, опасаются ответить неправильно, получить неудовлетворительную отметку, которую в потенции может поставить преподаватель.
Данных студентов (41 человек) можно отнести к «группе риска». Этим студентам необходима психологическая помощь и поддержка в предсессионный период.
На следующем этапе нашего исследования мы выявляли признаки экзаменационного стресса, которые обучающиеся 1-4 курсов отмечали у себя перед экзаменом.
Респонденты выбрали следующие показатели: частое сердцебиение (чаще всего встречается у студентов третьего курса - 40%); пересыхание во рту (26,7% у респонден-
тов четвертого курса); затрудненное дыхание (16,7% студентов первого курса); мигрень (40% студентов четвертого курса); напряженность, дрожание мышц (20% студентов второго курса). Также на вопрос, как убрать беспокойство перед экзаменами, студенты четвертого курса заявили, что практикуют прием успокоительных средств (20%), и лишь один респондент второго курса придерживается позитивных мыслей для преодоления стрессогенности. Это может говорить о том, что физиологические особенности человека тоже могут претерпевать изменения в момент волнения перед экзаменами.
РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Итоги нашего исследования дают возможность понять, что главными факторами, вызывающими стресс у обучающегося, могут являться строгие преподаватели, страх перед будущим, отсутствие интереса к процессу обучения, разочарование в выбранной профессии, нерегулярный прием пищи, дефицит свободного времени, малый набор функционала и повышенная утомляемость. Это, конечно же, приводит обучающихся к высокому стрессу и его развитию в вузе. Они тратят меньше энергию на учебу, могут пропускать занятия или же намного менее старательно делать домашние задания и готовится к практическим занятиям, что впоследствии увеличивает стрессовые показатели в разы. Появляющиеся тревога на этом фоне может привести к отрицательным физическим показателям: сухости во рту, учащенному сердцебиению, головным болям. Преимущественно в таких ситуациях студенты восстанавливают силы крепким сном, едой, общением с друзьями и родственниками.
Когда заканчивается сессия и начинаются каникулы, уровень стресса у студентов значительно понижается.
Таким образом, учебный стресс у обучающихся в предэкзаменационный и после-экзаменационный периоды содержит собственную специфику проявления, которая характеризуется степенью выраженности показателей. Полученные результаты могут давать основу предпосылок необходимости разработки рекомендаций и методик для студентов по управлению своим состоянием в период стресса.
ВЫВОДЫ
Итак, руководствуясь вышесказанным, можно прийти к следующим выводам:
- стресс считается не только негативным, но и обязательным элементом повседневной жизни всякого передового обучающегося;
- реакция организма на стресс, равно как и начало рабочего дня, режим питания, физическая нагрузка, качество сна и отдыха, взаимодействия с окружающими, считается неотъемлемым элементом жизни;
- от самого студента во многом зависит, каким станет его образ жизни: замкнутым или разгульным, полезным или вредным.
Мы полагаем, что данный вопрос не до конца изучен, так как на первых стадиях онтогенеза развития могут сформироваться базовые внутриличностные стабилизирующие структуры, которые в дальнейшем потенциально могут стать особенностями жизненного пути, прогресса в научной или иной интеллектуальной деятельности, а также уверенности в себе и отношении с окружающими. Вследствие этого в молодости человек остается нестабильным, что, собственно, и увеличивает возможность такого явления. Однако развитие этих структур личности происходит неравномерно. Они, как правило, отличаются различными особенностями и своеобразием. Поэтому в юности человек остается нерешительным, что неминуемо приводит к повышенной вероятности того, что стрессовые ситуации повлияют на его личность и психику.
ЛИТЕРАТУРА
1. Киселева Е.В. Стресс у студентов в процессе учебно-профессиональной подготовки: причины и последствия / Е. В. Киселева, С. П. Акутина // Молодой ученый. - 2017. - № 6 (140). -
С. 417-419. - URL: https://moluch.ru/archive/140/39480/ (дата обращения: 30.12.2021).
2. Психоэмоциональный стресс : [сб. ст.] / под общ. ред. К.В. Судакова. - Москва : НИИ норм. физиологии, 1992. - 148 с.
3. Селье Г. Очерки об адаптационном синдроме / Г. Селье.- Москва : Медгиз, 1960. - 254 с.
4. Селье Г. Стресс без дистресса / Г. Селье. - Москва : Прогресс, 1982. - 124 с.
5. Урусова А.М. Психологические механизмы управления ученым стрессом / А.М. Урусова, С.Н. Бостанова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2020. - № 2 (180). - С. 529-533.
6. Чербиева С.В. Эмпирическое исследование учебного стресса у студентов / С.В. Чербие-ва, С.Н. Бостанова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2019. - № 12 (178). - С. 445-451.
7. Щербатых, Ю.В. Психология стресса и методы коррекции : учебное пособие / Ю.В. Щербатых. - Санкт-Петербург: Питер, 2006. - 256 с.
REFERENCES
1. Kiseleva, E.V. and Akutina S.P. (2017), "Stress among students in the process of educational and professional training: causes and consequences", Young scientist, Vol. 140, No. 6, pp. 417-419, available at: https://moluch.ru/archive/140/39480/ (date of access: 12.30.2021).
2. Sudakov, K.V. (1992), Psycho-emotional stress, Research Institute named after P.K. Anokhin RAMS, Moscow.
3. Selye, G. (1960), Essays on the adaptation syndrome, Medgiz, Moscow.
4. Selye, G. (1982), Stress without distress, Progress, Moscow.
5. Urusova, A.M. and Bostanova, S.N. (2020), "Psychological mechanisms of managing scientific stress", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 180, No. 2, pp. 529-533.
6. Cherbieva, S.V. and Bostanova, S.N. (2019), "Empirical study of educational stress in students", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 178, No. 12, pp. 445-451.
7. Shcherbatykh, Yu.V. (2006), Psychology of stress and methods of correction, Peter, St. Petersburg.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 20.04.2022