Научная статья на тему 'Отношение юношей и девушек к экзаменационному стрессу в образовательном процессе вуза (на примере студентов Алтайского ГАУ)'

Отношение юношей и девушек к экзаменационному стрессу в образовательном процессе вуза (на примере студентов Алтайского ГАУ) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
247
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
образовательный процесс / стресс / экзаменационный стресс / стрессогенный фактор / симптомы стресса / способы снятия стресса / educational process / stress / examination stress / stress factor / stress symptoms / stress-relievers

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — А В. Сивцова, В А. Латкин

В данной статье рассмотрена проблема проявлений экзаменационного стресса в процессе профессионального обучения студентов-бакалавров, маги странтов и аспирантов. Представлены результаты исследования восприятия юношами и девушками экзаменационного стресса и его проявлений. Показано, что стресс, в том числе экзаменационный, оказывает влияние на работоспособность и здоровье организма практически всех обучающихся. Изучены сим птомы проявления стресса и причины, вызывающие стресс, наиболее частыми из которых оказываются учебная деятельность и личная жизнь. Рассмотре на необходимость психолого-педагогической поддержки студентов в процессе реализации педагогического взаимодействия в вузе в период подготовки к промежуточной и итоговой аттестациям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — А В. Сивцова, В А. Латкин

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ATTITUDE OF BOYS AND GIRLS TO EXAMINATION STRESS IN THE EDUCATIONAL PROCESS OF THE HIGHER EDUCATION INSTITUTE (ON THE EXAMPLE OF STUDENTS OF ALTAI STATE AGRICULTURAL UNIVERSITY)

The article discusses a problem of manifestations of examination stress in the process of professional training of BA students, MA students and postgraduate students. The results of the study of the perception by young men and ladies of examination stress and its manifestations are presented. It is shown that stress, including examination stress, affects the performance and health of almost all students. The symptoms of stress and the causes of stress, the most common of which are learning activities and personal life are studied. The necessity of psychological and pedagogical support of students in the process of implementing pedagogical interaction at the higher education institute during the preparation for the midterm and final attestation is considered.

Текст научной работы на тему «Отношение юношей и девушек к экзаменационному стрессу в образовательном процессе вуза (на примере студентов Алтайского ГАУ)»

Площадьоснотннисдсктлощадь равностсротнеготреугольноссуосторо-

нойа, рткса S 77

а2Уз

Сл^^с^^ател Гпрааиль>но^о тет|заэдраравен:

1 я3^ = ——.

3 12

Зэрэчэ 2. Вычислить рля правильного ееераэрра рэрлус шара, касающегося всех его рёбер.

Решение. Рэрлус шэра, кэсъющегоия исет аёбед ррэиллноого тееаээдаа, равен рэссеоянлю ое его ценерэ ро кэкого-ллбо лз рёбер. Рэрлус R' этого шара легто оаререлтен лз равнобедренного ереуголннлкэ ОАВ, грл О - цетер мотгот грэоолкэ, АВ - одно лз его рёбер. Тэклм тбрэзом, ролучэееся формула:

4

где R - рэрлус оплсэнного шара, э а - ребро моогогаэоолкэ.

Псглнзуясн Еюрэжениямл для ребра, получпм рля псэиилнняго еееаээраэ иыраженля рэрлусэ R':

75 *

рля еееааэдаа .

Зэрэчэ 3. Вычлсллен объём паэиллноого ееераэрра, иплсэнного и шар, рэрлус коеорого равен R.

Библиографический список

Решенле. Соерлняя ценер рэнного паэиллноого ееераэрра с его иершл-нэмл, рэзложлм его на F равных паавллноых плрэмлр, гре F - члсло граней моогогааоолка. Слероиэеелнно, объём моогогааоолка бурее и F раз более объёма орной еэкой плаэмлры. Оесюра площэрн осноиэнля аэссмэеалиэемой 1

т -~Р-От -Р-Ст плрэмлры бурее раина 2 , а её иысоеа г. Оесюра без ерурэ

получэееся слерующее иыаэжеоле рля объёма паавллноого ееераэрра:

V' =1 ^ОтСтР1 г 6

Порсеэиляя сюра члсловые знэченля, получлм слерующле иыраженля

Л й 3

объёма V рля деераэрра 3 .

Мы рассмотрели все виды тетраэдров. Некоторые его виды малоизвестны, в школе изучаются не все. Современной информации о тетраэдре практически нет Конкретную информацию о видах тетраэдров не включают в школьные учебники. На основании этого можно сделать вывод, что человечество забывает о некоторых достояниях науки, вычислениях, соотношениях, экспериментах и опытах великих учёных давнего времени. А ведь именно в форме тетраэдра располагаются наиболее прочные каркасы крыш домов, атомы в некоторых молекулах и многое другое, в чём нельзя увидеть форму тетраэдра невооружённым глазом. Но это ещё не предел учений о тетраэдре. Кто знает, может эта удивительная форма хранит в себе ещё множество научных открытий...

1. Прояева И.В., Сафарова А.Д. Организация самостоятельной работы студентов по подготовке к ГИА курсу «Геометрия». Оренбург: Издательство ОГПУ, 2016.

2. Атанасян Л.С. идр. Геометрия.7 -9классы:учебникдляобщеобразовательных организаций. Москва: Просвещение, 2014.

3. Геометрия. 5- 9 классы. Рабочая программа к линии учебников И.Ф. Шарыгина. Available at: http://drofa-ventana.ru/upload/iblock/ee5/ee5637efac8548ecf6c9b985c7fa7ff1.pdf

4. Прояева И.В., Сафарова А.Д. Об особенностях преподавания раздела геометрических преобразований в школьном курсе геометрии. Мир науки, культуры и образования. 2017;№ 1 (62): 150 - 152.

5. Прояева И.В. Компетентностный подход в преподавании математических дисциплин на инженерных специальностях. Материалы I Международной очно-заочной конференции. Оренбург, ПГУТИ, 2015.

References

1. Proyaeva I.V., Safarova A.D. Organizaciya samostoyatel'nojraboty studentovpo podgotovke k GIA kursu «Geometriya». Orenburg: Izdatel'stvo OGPU, 2016.

2. Atanasyan L.S. i dr. Geometriya. 7 - 9 klassy: uchebnik dlya obscheobrazovatel'nyh organizacij. Moskva: Prosveschenie, 2014.

3. Geometriya. 5-9klassy. Rabochaya programma k linii uchebnikov I.F. Sharygina. Available at: http://drofa-ventana.ru/upload/iblock/ee5/ee5637efac8548ecf6c9b985c7fa7ff1.pdf

4. Proyaeva I.V., Safarova A.D. Ob osobennostyah prepodavaniya razdela geometricheskih preobrazovanij v shkol'nom kurse geometrii. Mir nauki, kul'tury i obrazovaniya. 2017; № 1 (62): 150 - 152.

5. Proyaeva I.V. Kompetentnostnyj podhod v prepodavanii matematicheskih disciplin na inzhenernyh special'nostyah. Materialy I Mezhdunarodnoj ochno-zaochnoj konferencii. Orenburg, PGUTI, 2015.

Статья поступила в редакцию 21.07.20

УДК 159.91:378.4(571.150-25)

Sivtsova A.V., Cand. of Sciences (Psychology), senior lecturer, Altai State Agricultural University (Barnaul, Russia),

E-mail: [email protected]

Latkin V.A., postgraduate, Altai State Agricultural University (Barnaul, Russia), E-mail: [email protected]

ATTITUDE OF BOYS AND GIRLS TO EXAMINATION STRESS IN THE EDUCATIONAL PROCESS OF THE HIGHER EDUCATION INSTITUTE (ON THE EXAMPLE OF STUDENTS OF ALTAI STATE AGRICULTURAL UNIVERSITY). The article discusses a problem of manifestations of examination stress in the process of professional training of BA students, MA students and postgraduate students. The results of the study of the perception by young men and ladies of examination stress and its manifestations are presented. It is shown that stress, including examination stress, affects the performance and health of almost all students. The symptoms of stress and the causes of stress, the most common of which are learning activities and personal life are studied. The necessity of psychological and pedagogical support of students in the process of implementing pedagogical interaction at the higher education institute during the preparation for the midterm and final attestation is considered.

Key words: educational process, stress, examination stress, stress factor, stress symptoms, stress-relievers.

A.В. Сиецоеа, канд. психол. наук, доц., Алтайский государственный аграрный университет, г. Барнаул, E-mail: [email protected]

B.А. Латкин, аспирант, Алтайский государственный аграрный университет, г. Барнаул, E-mail: [email protected]

ОТНОШЕНИЕ ЮНОШЕЙ И ДЕВУШЕК К ЭКЗАМЕНАЦИОННОМУ СТРЕССУ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ВУЗА (НА ПРИМЕРЕ СТУДЕНТОВ АЛТАЙСКОГО ГАУ)

В данной статье рассмотрена проблема проявлений экзаменационного стресса в процессе профессионального обучения студентов-бакалавров, магистрантов и аспирантов. Представлены результаты исследования восприятия юношами и девушками экзаменационного стресса и его проявлений. Показано, что стресс, в том числе экзаменационный, оказывает влияние на работоспособность и здоровье организма практически всех обучающихся. Изучены симптомы проявления стресса и причины, вызывающие стресс, наиболее частыми из которых оказываются учебная деятельность и личная жизнь. Рассмотрена необходимость психолого-педагогической поддержки студентов в процессе реализации педагогического взаимодействия в вузе в период подготовки к промежуточной и итоговой аттестациям.

Ключевые слова: образовательный процесс, стресс, экзаменационный стресс, стрессогенный фактор, симптомы стресса, способы снятия стресса.

В последние десятилетия исследование стресса остается предметом изучения многих наук, в том числе психологии и педагогики. Введение новых образовательных стандартов приводит к значительным переменам в системе образования, что, в свою очередь, влечет за собой кардинальные изменения в образовательном процессе, в частности в процедурах сдачи промежуточной и итоговой аттестаций студентами. Данные перемены обусловливают изменение взглядов студентов на зачеты и экзамены, а также актуализируют проблему изучения отношения студентов к экзаменационному стрессу

Существует достаточно большое количество исследований, посвященных изучению экзаменационного стресса (Щербатых Ю.В., 2001; Андреева Е.А., 2016; Кучина З.Б., 2009 и др.). Авторы этих исследований особое внимание уделяют изучению физиологических показателей экзаменационного стресса, особенностей проявления стресса у студентов в процессе учебно-профессиональной подготовки и во время сдачи экзаменационной сессии, а также анализу таких аспектов, как совладание с экзаменационным стрессом. Экзаменационный стресс студентов образовательных учреждений и их отношение к нему кажется одной из наиболее важных психолого-педагогических проблем образовательного процесса, так как молодые люди наиболее остро реагируют на происходящие изменения, успехи и неудачи, а также ситуации, вызванные стрессогенными факторами. Учитывая важность влияния переживаний студентов на протекание экзаменационного стресса, изменчивость итоговой и промежуточных форм аттестаций, исследование отношения современных студентов к особенностям экзаменационного стресса является актуальным и при этом недостаточно изученным.

Для более детального изучения отношения студентов к экзаменационному стрессу и проявления особенностей, возникающих при подготовке и сдаче зачётов и экзаменов, нами было проведено анкетирование, в котором участвовало 248 обучающихся Алтайского государственного аграрного университета: 59 студентов 1 курса (27 юношей и 32 девушки), 42 студента 2 курса (20 юношей и 22 девушки), 32 студента 3 курса (15 юношей и 17 девушек), 30 студентов 4 курса (13 юношей и 17 девушек), 21 студент 1 курса магистратуры (9 юношей и 12 девушек), 20 студентов 2 курса магистратуры (9 юношей и 11 девушек), а также 21 студент-аспирант 1 курса (10 юношей и 11 девушек) и 23 студента-аспиранта 2 курса (12 юношей и 11 девушек).

Результаты анкетирования показали, что большая часть студентов хотя бы раз в жизни испытывали стресс. При этом чаще считают, что испытывают стресс студенты 1-го (95,7%) и 4-го (96,7%) курсов. Отметим, что первый курс еще не знаком с экзаменационными испытаниями в вузе, а у четвертого новым стрессовым фактором является неопределенность процедур итоговой аттестации. Студенты 2-го и 3-го курсов уже адаптируются к условиям обучения в вузе, к социальным изменениям, произошедшим в их жизни, к возросшим нагрузкам на познавательную и эмоциональную сферы, поэтому они испытывают стрессы реже (2-ой курс - 84,6% и 3-й - 90%). У магистрантов и аспирантов круг общения, интересы, обучение приобретают профессиональную направленность, часто складываются семейные отношения и появляются дети. Все магистранты и аспиранты занимаются не только научной, но и трудовой деятельностью, при этом достаточно часто отмечают в своей жизни присутствие стрессов (90,4%). Отметим, что среди обучающихся в магистратуре и аспирантуре испытывают стресс все девушки без исключения (100%). В беседе это было объяснено тем, что женской половине обучающихся бывает очень сложно совместить заботы о семье, работу, учебу и научную деятельность. Интересным является тот факт, что девушки, обучающиеся во всех исследуемых группах (на всех курсах и уровнях обучения), значительно чаще признаются себе в том, что испытывают стресс (97,1%), чем юноши (73,4%).

Учитывая неоднозначность понимания стресса в жизни человека, понятие «стресс» юноши и девушки также трактуют по-разному. Чаще стресс понимают как «состояние, отрицательно влияющее на жизнь человека» (54,7% студентов), а также как «адаптивная реакция организма» (39,5% студентов). Второму определению, которое является наиболее научным, отдают предпочтение почти в два раза чаще, чем первому, лишь студенты аспирантуры (соответственно 60,9% и 34,8%). Это может быть связано с тем, что с возрастом приходит осознание и правильное понимание студентами стрессовой ситуации. Именно при взрослении и восхождении вверх по жизненно-профессиональной лестнице (от учёбы на 1 курсе до профессиональной деятельности и карьерного роста, в частности при обучении в магистратуре и аспирантуре) студенты осознают ответственность, которая влияет и на серьезное отношение к экзаменам и зачетам. Многие из них сталкиваются с еще большими трудностями и стрессами, а также накапливают определенный опыт их успешного разрешения, что, в свою очередь, дает им возможность воспринимать стрессы и их появление как неотъемлемую часть своей жизни.

Большое количество стрессовых ситуаций у студентов можно объяснить тем, что в своей студенческой жизни они сталкиваются с различными трудностями. В этот период формируется студенческая (академическая) и профессиональная идентичность [1], большое количество студентов заново обдумывают вопрос правильности выбора профессиональной направленности обучения. Нередко у обучающихся возникает «когнитивный конфликт, связанный с несовпадением ещё абитуриентских представлений и обретённого в процессе обучения более реального видения профессии» [2, с. 62]. При этом у студентов количественно расширяется и качественно изменяется диапазон социальных ролей и интере-

сов, «появляется больше взрослых ролей с вытекающей отсюда мерой самостоятельности и ответственности» [3, с. 254 - 255]. При этом итоговая аттестация формируют конечную оценку по предмету и влияет на дальнейшую учебно-познавательную и профессиональную деятельность.

На последних курсах бакалавриата программа усложняется профессиональными предметами, появляется выпускная квалификационная работа, большое количество курсовых работ и практик, а их значимость и серьезность оказывают немаловажное влияние на рост стрессовых ситуаций у обучающихся. По мере продвижения по ступеням обучения студенты лучше знакомятся с образовательным процессом, не раз сталкиваются с экзаменационной сессией и, как правило, к моменту поступления в аспирантуру преодолевают достаточно большой путь разрешения стрессовых ситуаций (бакалавриат, магистратура).

Стрессы, связанные с подготовкой и сдачей зачётов/экзаменов также испытывает большинство студентов (81,5%). Наибольшему влиянию экзаменационного стресса подвержены, по их мнению, студенты 1 - 3-х курсов бакалавриата (85,4%). При этом влияние стресса на юношей и девушек указанных курсов примерно одинаково, что помимо различных социальных факторов может быть связано с учебной деятельностью, так называемым «кризисом первокурсника» и «кризисом третьего курса». Начиная с 4 курса и заканчивая аспирантурой, у студентов часто процесс обучения отходит на второй план, первостепенными становятся заботы о семье, детях, работе, поэтому они испытывают стресс относительно экзаменов и зачетов реже (77,5%).

Ответы юношей и девушек 1-го курса на вопрос об экзаменационном стрессе практически не отличаются (87% и 84,3% соответственно). Возможной причиной таких результатов стало проведение у них анкетирования до сдачи первой сессии. При этом девушки и юноши находятся практически в идентичной ситуации относительно сдачи экзаменов и зачетов, так как никто из них еще не знает, какие особенности будут содержать в себе промежуточная и итоговая аттестации вуза. «Главные трудности у первокурсников обычно следующие: проблема нахождения собственной ниши в новом коллективе и ситуация взаимодействия с членами новой группы, необходимость изменения привычного режима функционирования, перестройки эмоциональных отношений в рамках нового статуса, приобретение новых ролей» [2, с. 62]. При этом для первокурсников сдача первой сессии является важной и порой решающей, от её результата зачастую зависит успешность восхождения на более высокий уровень обучения, профессиональная карьера и личная жизнь, в частности то, сколько лет студент будет получать высшее образование, будет ли учиться дальше или пойдет работать и т.п.

В целом данное исследование показало, что девушки значительно чаще испытывают экзаменационный стресс (87,8%), чем юноши (64,8%). Отметим, что в предыдущем исследовании мы получили похожие результаты, которые также указали на то, что девушки (87,5%) больше, чем юноши (69,5%) подвержены влиянию экзаменационного стресса [4]. Сами испытуемые в беседе пояснили «свою позицию» тем, что юноши часто уверены в своих знаниях и способностях, поэтому предпочитают не всегда готовиться к экзаменационным испытаниям, надеясь на возможность сдать без подготовки или впоследствии пересдать задолженность. Девушки чаще более серьезно относятся к подготовке и сдаче отчетностей различного рода, стараясь сдать все необходимое без возможных пересдач.

Стресс по-разному отражается на каждом конкретном человеке и может возникать в разное время. Одни люди испытывают его задолго до стрессоген-ного фактора, другие - непосредственно сталкиваясь с ним. Проанализировав ответы групп студентов различных уровней высшего образования (бакалавров, магистрантов, аспирантов), в проведённом исследовании были выявлены закономерные тенденции. Студенты всех курсов бакалавриата в основном начинают испытывать стресс за 1 - 2 недели до экзаменационной сессии (43%), а магистранты и аспиранты подвержены влиянию экзаменационного стресса за 1 - 3 дня до сдачи зачётов/экзаменов (43,2%). Необходимо отметить, что среди аспирантов наибольшее количество тех, кто вообще не испытывает экзаменационный стресс (26,1%) (примерно в 4 раза больше, чем у бакалавров (7,7%) и в 2 раза больше, чем у магистрантов (13,6%)).

Причинами таких результатов могут выступать как факторы, связанные с учебной деятельностью (опыт успешной адаптации к условиям обучения, к особенностям профессорско-педагогического состава и студенческого коллектива), так и масса стрессогенных факторов, лежащих вне сферы образования и связанных с профессиональной деятельностью, семейными отношениями, вопросами финансовой обеспеченности (съём квартиры, кредиты, ипотека и т.д.). По сравнению со студентами младших курсов аспиранты уже практико-ориентированы, часто работают по направленности и имеют более серьезные взгляды на жизнь. Для них на фоне новых возникающих семейных и профессиональных стрессов трудности, связанные со сдачей зачётов/экзаменов в университете, уже не выглядят такими первостепенными, непривычными и сложными.

Возможность выполнять определённую деятельность на высоком уровне эффективности во многом зависит от того, как стрессовая ситуация воспринимается самим человеком. При этом, чем больше человек обращает внимание на негативные стороны возникшей ситуации, тем сильнее может быть влияние на различные стороны его жизни и, соответственно, на его работоспособность. Умеренные стрессы могут способствовать повышению работоспособности, обеспечивать обезболивающий эффект, что представляется важным в периоды повышенных требований к организму человека, например, на экзаменах и т.п. [5].

Средивсех студентов,приня в шихучастиевнашемисследовании, только большинство аспирантов считают, что экзаменационный стресс не оказывает влияние на еаСотоспесобнодтоие одга низма (5У,2%). ПричкноХ этому может ссужить то, что в связи с возрастными рамками меняется система ценностных отношений и ориентаций. Расставляя приоритеты в своей системе ценностей, аспиранты от-дуюх предпочтение ттыиуущеухвенно зн^ее о скоём з%у^(^вл. создахиюсомьу, полной самореализации в жизни. Обучение, конечно, важно для них, но потенци-улннуесеудеч и па кьаженовнетак змтчпмылууруврнниюиу

студентами бакалавриата или магистратуры.

Охсеуиы,что деннжки чыуе утимуютвтеискытыуаютлтясиеэк-заменационного стресса на работоспособность организма, чем юноши (43,9%). Изэтого муунч сделутэ вуихиммпят енвушкулиОнте могут найти в себе достаточно сил заниматься определённой деятельностью (наблюдается быстрая усталость и упадок сил), либо, наоборот, работоспособность похыонееся.иоти уопашно ссраоляютсэ с пссеавлонлнмисасаеамт.

Экзаменационный стресс может по-разному оказывать влияние на здоровье cеедснтов.MнтoвтдСмномнеми егеп^с^^^н^и странтов и аспирантов считают, что экзаменационный стресс никак не отражается нахн зееровьж и 5е,5% ууотвыхухуснуу), у

людей значительно меньше (34,8%). Таким образом, именно бакалавры 1 - 4 курсов в большей степени ощущают влияние стресса на свой организм. Среди всес схудеутов осхытысахт тлинииена здо^тье больхе доиушви х53,7%уием юноши (31,3%). В беседе девушки пояснили, что они более впечатлительны, ра-нимэоокнунлы «ктнывууесеууваньнеихнанкю к см

значимость событий и вероятность их последствий. Юноши менее склонны вы-раеатп нвти эонцио, утав-яхь не кросвсяхь их и сыглэдуть вхешие но кодвер-женными стрессу. Объяснение причин того, что девушки более подвержены влиянию стресса на работоспособность организма и здоровье, чем юноши, можно встсетисьвртоооат пессихулсгеиоетотхрынувеоуов , хaнpaгипaющиусeмaеиг ку влияния стресса на мужчин и женщин, в которых находится подтверждение резплттаеампро водхннугона мтепкуеа.уанти мес,«нугласнхвунледола ки ям Б.Г Ананьева, женщины, в отличие от мужчин, реагируют на саму стрессовую yиоооциж.Умчжни ееужну выделихь го^(^вто^т^вн^|^^/^уто»еоуу^|^еуудна энергию они расходуют ещё до его наступления» [6, с. 84].

70%

60%

50%

40 %

30%

20%

10%

0%

Бакалавры

Магистранты

Аспиранта

ятельхо упе^^^он^?^ уу ноолууум ипукуеможнтсхоне yДмaюттсyх к помощи упециалиутов.Былу в^^^^в^^н^о, что уб^г^и^а^с^уьзап^л^у^ю тольку уоотеихев, ущс-одшип и^с^лвдоиньих

Сх^ухаунудежчеукыйжкзвммэжеубмггьвв1мван разыыыачрьуинумм. В нашем исследовании на выбор студентам были предложены следующие уаыебу-фалтоуы: утебеах деутелькеетс, уачтуя живнв, сг^ореиЕзноя дентилфн ууть, увлечения. Результаты анкетирования показали, что у студентов всех уровней об-ЫезйэжБиомэахыаыuо еночиннми сьржосса ннмхюмбк ече^нет деоаельууухь и лин-ная жизнь (совместно составляют 86% ответов), а спорт и другие увлечения - не оскусо зисортеллныхи факторьми уорехутвхыы вуемияитб (уувоеутну ьишь13% ответов). Сравнивая между собой наиболее весомые причины для студентов 1 -с%еуув, ухеоует утмехиьь, чхнуемкоукате выхxупнетхнyдтятрууиура всё же учебный процесс, а не личные перипетии жизни (56% против 44%), а для магистрантов и аспирантов на первый план несколько выходит личная жизнь (54%).

Ыусявсeояяyфpecуyф дуитьтьчну рсзмyyЬpазчвl, иь мнжбу бизкееньез физиологические, эмоциональные, поведенческие и когнитивные. Их соотно-мыниы пб уьзспегахум у^шюгу ууисуонанс!х у уеееехток мутп хмолнуй лбхчынку в процессе подготовки к зачётам/экзаменам оказалось практически равным (в ввохкох уьазахы нутБолюепусбуятоыо утуехт|): уиенуrбuyмьв - МУ,8%(ныпри-ятные мысли о неудачах на зачёте/экзамене, рассеянность, мысли о лишении ытвйеждиа ); эмoуаoуaлунуша 2а,-% (разармжихеаьнуета.ну-

хунхке-; гшве<&нн^/-ее тМ^о—дшеииочне, ууешка и ощущение нехватки времени, изменение аппетита); физиологические - 22,7% (го-суант% лах нхые еешу, yчошЫнкьу ньyдбййоунк^, ш^миэт аьбyуyбпебyанеyььи повышенная утомляемость).

шманоьммxнкх пыбявжсннк уен-уеы жк ет-ос нубоерудсхсуоруиндади зачёта/экзамена у студентов всех курсов некоторым образом отличается, и на бeхвуlЬчлyчвьlxлеяуфиyиyллгвчуекуe икагнитувньl-пеикнекч:i:Б[щиoлогuкe-ские- оyк2внyу,нчеLмëнвyуyпpчцуоиуннп(; /<oгнчmuунь/e - 28,6%

вспдфнитьпуфготоялфнный муучриул: yюжyявныуyн);эмБauo-yaюннжме2е,2%(неувyненмyy■гь, пуниюух ловвСeмчюcкуe -15,х% (уко ванность ждpyжyвимыышы;нyувеуyуyыyаунyy,l<yгayУУXУ-УУXУ пз^ьуьмжвм у6улыыууку-чивают ногой/грызут ногти).

35%

0 Влияние стресса на гаВлняние стресса на работоспособность здоровье

Рис. 1. Чузультаты итплыдунакня влияниу сса

ну pрбсyуyвнyтУуyять и зюyхyттyyянд»птyв

Справиться со стрессовыми ситуациями бывает достаточно нелегко. Однако большинство студентов всех курсов считают, что успешно справляются с экзаменационным стрессом. Наибольшее число таких студентов наблюдается у магистрантов и аспирантов (78,3 - 86,4%), а наименьшее - у студентов 2 курса бакалавриата (51,3%). У магистрантов и аспирантов это может быть связано с меньшей учебной нагрузкой и переключением на трудовую деятельность, а у студентов-бакалавров, наоборот, - с усилением требований к развивающейся личности, адаптацией к новым жизненным условиям, со сложностями освоения новых дисциплин, с академическими задолженностями.

В целом результаты показывают, что юноши справляются со стрессом лучше (79,7%), чем девушки (58,1%). В беседе студенты пояснили, что юноши склонны принимать решения и преодолевать возникающие проблемы, а девушки не всегда могут рассказать о возникших проблемах и в результате остаются один на один со стрессом. Они нерешительны и, прежде чем выйти из возникшего положения, много и долго думают о нём, чаще возвращаются к возникшим ранее стрессовым ситуациям, обдумывают их снова и снова.

Бывают случаи, когда человек не способен самостоятельно справиться со стрессом, и в этом случае ему необходима помощь со стороны. Результаты нашего исследования показали, что практически все студенты стараются самосто-

Физиологические Эмоциональные

Когнитивные Поведенческие

ЕПодготовка к сессии □ Сдача сессии

Риу. 2.лыззльтaБыиyьлyдyьaьияyумпвyыев гфуяьлулиу уб^лух БУТВжунтов-юуыумн пудыутовби и yмэжизычлто%эьзаменов

Существует достаточно много способов, помогающих справиться со стрессом. Все онз зущтбыБь pa%утyнч;ьуыУБхтмyктчвнлlУидyхттyкуичнышиьла-жительно или отрицательно влияющие на организм. В настоящее время, в век нayьоy-хyуннчлyкьгy зуугмуьууу мулyыужиьyлеьлыеyю ггачуеяккуузь жбин6ву-тают виртуальные беседы в социальных сетях вместо реального, живого обще-чиБ,пбуУЫуБеаyупyьyзаыаниеУузбпнyлй ныухч1Унгыы%у6ымууху пухешууБвчё и новых личных открытий, компьютерные игры вместо мероприятий на открытом воздухе и т.п. При этом имеют тенденцию увеличения случаи употребления мо-бУмУшьм олк-гол ьзым нышкув и нaбкyxьчжy;-ихьyщуyxз, у xaб^<ьбзвьaеунеy и деструктивное поведение.

apыьyayньyy намьокуеимное умклх-бувуразлнчаых ступеней образования показало, что для разрешения и профилактики экзаме-вyбиoоньroyуpayклyxyдeнxы кощу иупулькубоулу%уб щиа cг^л^c^Уь -в укабкох приведены наиболее популярные): конструктивные - 65,6% (прогулки на свежем воздухе, хобби, встречи с друзьями или любимым человеком, сон и т.п.), чем деструктивные - 34,4% (в основном увеличение количества еды и приёмов пищи, проведенного в сети Интернет времени, курение и т.п.). При детальном изучении данного вопроса мы выяснили, что девушки и юноши при разрешении экзаменационных стрессов примерно с одинаковой частотой встречаются с друзьями (29,3% и 31% соответственно) и занимаются своим хобби (33,7% и 26,7% соответственно). Отметим, что девушки чаще, чем юноши, предпочитают

Рис. 3. Результаты исследования способов снятия экзаменационного стресса

гулять на свежем воздухе (41,8% против 29,3%), вкусно покушать (38% против 17,3%), подольше поспать (31% против 16,0%) и проводить время в сети Интернет (22,8% против 6,7%). При этом юноши чаще выбирают занятия спортом (24% против 13,6%), курят (22,7% против 9,2%) или употребляют алкоголь (20% против 6%). Подводя итог следует отметить, что молодые девушки и юноши чаще отдают предпочтение конструктивным способам профилактики и разрешения стрессовых ситуаций.

Студенческий возраст - период активного формирования личности, поэтому так важно не упустить это время, осуществляя в высшем учебном заведении психолого-педагогическую поддержку в развитии и формировании личности каждого студента. В процессе получения высшего образования студенты неоднократно сталкиваются с трудностями педагогического процесса: контрольные работы, курсовые проекты, аттестация в виде зачётов и экзаменов, пересдачи

задолженностей и т.п. Итоги исследования показывают, что при реализации педагогического взаимодействия нужно учитывать полученные результаты и способствовать снижению негативных влияний стрессогенных факторов. Для этого необходимо информировать студентов о влиянии волнения, переживаний на качество воспроизведения учебной информации на зачете/экзамене. Более значимой является психологическая готовность студентов к экзаменационным стрессам, знание особенностей их протекания и возможных путей разрешения. Этому может способствовать их положительный настрой, который часто зависит от установок преподавателя и грамотно выстроенного педагогического процесса в вузе. Профессорско-педагогическому составу чаще необходимо говорить не только о важности сдачи различных работ, зачетов и экзаменов, но и о методах снижения их стрессогенности, так как в процессе преодоления человеком трудностей приобретается опыт формирования навыков стрессоустойчивой личности.

Библиографический список

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. КочневаЛ.В. Развитиепрофессиональногосамосознания студентов вузов. Авторефератдиссертации ...кандидатапсихологическихнаук.Москва,2009.

2. Манукян В.Р Специфика кризисов профессионального развития на разных этапах обучения в вузе. Вестник СПбГУ. Серия 12: Социология. 2012; № 3: 62 - 69.

3. Ермолаева М.В. Психология развития. Москва: Московский психолого-социальный институт, 2003.

4. Сивцова А.В., Латкин В.А. Экзаменационный стресс студентов. Аграрная наука - сельскому хозяйству: материалы XIV международной научно-практической конференции. Барнаул: РИО Алтайского ГАУ 2019; Кн. 1: 34 - 35.

5. Гринберг Д. Управлением стрессом. Санкт-Петербург: Питер, 2002.

6. РомашеваЖ.Ж.Гендерныеособенностиповедениявстрессовых ситуациях. Научныеисследования.2016;№4(5):84 -85. References

1. Kochneva L.V. Razvitie professional'nogo samosoznaniya studentov vuzov. Avtoreferat dissertacii ... kandidata psihologicheskih nauk. Moskva, 2009.

2. Manukyan V.R. Specifika krizisov professional'nogo razvitiya na raznyh 'etapah obucheniya v vuze. Vestnik SPbGU. Seriya 12: Sociologiya. 2012; № 3: 62 - 69.

3. Ermolaeva M.V. Psihologiya razvitiya. Moskva: Moskovskij psihologo-social'nyj institut, 2003.

4. Sivcova A.V., Latkin V.A. 'Ekzamenacionnyj stress studentov. Agrarnaya nauka - sel'skomu hozyajstvu: materialy XIV mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Barnaul: RIO Altajskogo GAU, 2019; Kn. 1: 34 - 35.

5. Grinberg D. Upravleniem stressom. Sankt-Peterburg: Piter, 2002.

6. Romasheva Zh.Zh. Gendernye osobennosti povedeniya v stressovyh situaciyah. Nauchnye issledovaniya. 2016; № 4 (5): 84 - 85.

Статья поступила в редакцию 15.07.20

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.