Научная статья на тему 'Особенности влияния различных по протяженности и рельефу местности туристских пешеходных походов на физическую подготовленность и функциональное состояние систем организма студентов'

Особенности влияния различных по протяженности и рельефу местности туристских пешеходных походов на физическую подготовленность и функциональное состояние систем организма студентов Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
208
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИСТСКИЙ ПЕШЕХОДНЫЙ ПОХОД / НАГРУЗКА / ТРЕНИРОВОЧНЫЙ ЭФФЕКТ / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ / СТУДЕНТЫ / TOURIST FOOT TRIP / LOAD / TRAINING EFFECT / PHYSICAL READINESS / FUNCTIONAL CONDITION / STUDENTS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Юрченко Анна Андреевна

В статье на основе экспериментальных данных рассматриваются особенности влияния неодинаковых по протяженности и рельефу местности туристских пешеходных походов на показатели физического развития, физической подготовленности и функционального состояния сердечнососудистой, дыхательной, нервно-мышечной и центральной нервной систем организма студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of influence of various by extent and relief of land tourist foot campaigns on physical readiness and functional status of systems of students` organism

In this article the experimental data is the basis for investigation of peculiarities of the different foot trips influence on the physical development, physical readiness, and functional conditions of cardiovascular, respiratory, nervously-muscular and central nervous systems of students.

Текст научной работы на тему «Особенности влияния различных по протяженности и рельефу местности туристских пешеходных походов на физическую подготовленность и функциональное состояние систем организма студентов»

Каратагин. - М. : Лаборатория Базовых Знаний, 2000 - 376 с. : ил.

3. Оганджанов, А. Л. Управление подготовкой квалифицированных легкоатле-тов-прыгунов I А. Л. Оганджанов - М. : Физическая культура, 2005. - 200 с.

4. Пасько, В. Access 2000 : русифицированная версия I В. Пасько. - Киев : Изд-во «Ирина», 1998. - 383 с. : ил.

5. Бобровник, В.И. Совершенствование спортивной тренировки легкоатлетов-прыгунов I В.И. Бобровник, Е.К. Козлова II Современный олимпийский спорт : материалы междунар. конгресса. - М., 2003. - С. 149-150.

6. Врублевский, Е.П. Тренироваться много или правильно? Управление тренировочным процессом квалифицированных метателей молота I Е.П. Врублевский, А.В. Селезнев, А.Н. Свирин II Легкая атлетика. - 2002. - № 6. - С. 19-21.

7. Врублевский, Е.П. Управление тренировочным процессом легкоатлетов с учетом биологических особенностей их организма I Е. П. Врублевский II Современный олимпийский спорт : материалы междунар. конгресса. - М., 2003. - С. 28-29.

Контактная информация: terror_serious@mail.ru

УДК 796.011

ОСОБЕННОСТИ ВЛИЯНИЯ РАЗЛИЧНЫХ ПО ПРОТЯЖЕННОСТИ И РЕЛЬЕФУ МЕСТНОСТИ ТУРИСТСКИХ ПЕШЕХОДНЫХ ПОХОДОВ НА ФИЗИЧЕСКУЮ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ И ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ СИСТЕМ

ОРГАНИЗМА СТУДЕНТОВ

Анна Андреевна Юрченко, аспирант заочной формы обучения,

Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма

(КГУФКСТ),

Краснодар

Аннотация

В статье на основе экспериментальных данных рассматриваются особенности влияния неодинаковых по протяженности и рельефу местности туристских пешеходных походов на показатели физического развития, физической подготовленности и функционального состояния сердечнососудистой, дыхательной, нервно-мышечной и центральной нервной систем организма студентов.

Ключевые слова: туристский пешеходный поход, нагрузка, тренировочный эффект, физическая подготовленность, функциональное состояние, студенты.

FEATURES OF INFLUENCE OF VARIOUS BY EXTENT AND RELIEF OF LAND TOURIST FOOT CAMPAIGNS ON PHYSICAL READINESS AND FUNCTIONAL STATUS OF SYSTEMS OF STUDENTS' ORGANISM Anna Andreevna Jurchenko, the post-graduate student of correspondence mode of study,

The Kuban State University of Physical Training, Sports and Tourism, Krasnodar

Annotation

In this article the experimental data is the basis for investigation of peculiarities of the different foot trips influence on the physical development, physical readiness, and functional conditions of cardiovascular, respiratory, nervously-muscular and central nervous systems of students.

Keywords: tourist foot trip, load, training effect, physical readiness, functional condition, students.

ВВЕДЕНИЕ

Возрастающая интенсивность учебного процесса в вузах приводит к тому, что студенты все больше времени проводят в библиотеке и за компьютером, что значительно снижает их двигательную активность. Этот факт двигательной активности является одной из основных причин ухудшения состояния здоровья студентов. Эта общая для стра-

ны и устойчивая тенденция привлекает пристальное внимание специалистов физической культуры, педагогов, медиков и психологов, стремящихся решить проблему дефицита двигательной активности, проблему гиподинамии [1,2,3,6,7].

В настоящее время уже не требуется особых доказательств того, что участие в туристских пешеходных походах оказывает существенное влияние на функциональное состояние систем организма и способствует эффективному решению оздоровительных и развивающих задач физического воспитания [4,5,6,8].

Однако программирование тренировочного эффекта туристских пешеходных походов является проблематичным в связи с большим количеством параметров как физической и функциональной подготовленности участников, так и непосредственно нитки маршрута, которые способны повлиять на функциональное состояние систем организма. Для этого нужна соответствующая педагогическая технология или методика.

Очевидно, что для решения этой проблемы необходимо в первую очередь экспериментальным путем выявить особенности влияния различных вариантов туристских пешеходных походов на показатели физической подготовленности и функционального состояния систем организма студентов.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Для решения этой задачи было подобрано 4 варианта шестикилометровых и 4 варианта двенадцатикилометровых безкатегорийных туристских пешеходных походов (табл. 1).

Эти маршруты отличались друг от друга величиной физической нагрузки в связи с различной протяженностью пути, типом маршрута по рельефу местности (равнинный, горно-равнинный), углом восхождения и протяженностью подъема и спуска.

Программа экспериментального исследования предусматривала последовательное прохождение студентами один раз в две недели одного из данных вариантов туристских пешеходных маршрутов с определением показателей физической подготовленности и функционального состояния систем организма участников в начале, на половине пути равнинного или в высшей точке горно-равнинного, в конце и через 7 дней после похода.

Представлялось, что определение изменений в уровне физической подготовленности и функциональном состоянии систем организма позволит создать экспериментальную основу для проведения дальнейшего исследования и разработки методики комбинирования параметров туристских маршрутов, позволяющей программировать необходимый оздоровительный и развивающий тренировочный эффекты.

Таблица 1

Характеристика экспериментальных вариантов туристских пешеходных походов

Показатели Экспериментальные варианты маршрутов

1 2 3 4

Тип маршрута по способу передвижения пешеходный пешеходный пешеходный пешеходный

Тип маршрута по построению трассы линейный радиальный линейный линейный

Тип маршрута по рельефу местности равнинный (0%подъем : 0% спуск) горно-равнинный (50% подъем : 50% спуск) горно-равнинный (75% подъем : 25% спуск) горно-равнинный (25% подъем : 75% спуск)

Перепад высот 0 480-500 м 480-500 м 480-500 м

Угол подъема 6 км 0 град. 10,7 град. 7,1 град. 21,6 град.

12 км 0 град. 5,3 град. 3,5 град. 10,7 град.

Время прохождения маршрута Определялось скоростью передвижения на маршруте

Средняя скорость передвижения 2 км в час

В процессе исследования регистрировались следующие показатели: масса тела, частота сердечных сокращений в покое (ЧСС), систолическое и диастолическое артериальное давление (САД и ДАД), жизненная емкость легких (ЖЕЛ), частота дыхания (ЧД), критическая частота слияния световых мельканий (КЧССМ), миотонометрия тонуса двуглавой мышцы плеча в покое (Мтр), миотонометрия тонуса мышц передней поверхности бедра в покое (Мтн), теппинг-тест, сила мышц сгибателей кисти, силовая выносливость прямых мышц живота при подъеме туловища из положения лежа на спине, сгибание и разгибание рук из упора лежа, коэффициент выносливости (КВ), коэффициент экономичности системы кровообращения (КЭК), физическое состояние (ФС). Кроме того, определялась величина энергозатрат в целом и при движении по определенному участку маршрута.

В экспериментальной проверке этих вариантов туристских пешеходных походов приняли участие 30 студентов. Первыми были апробированы варианты шестикилометровых, а затем - двенадцатикилометровых пешеходных походов.

Исследования показали, что разные варианты шестикилометровых пешеходных походов оказывают в целом неодинаковое влияние на параметры физической подготовленности и функционального состояния систем организма студентов.

В частности, шестикилометровый равнинный поход приводит к достоверным изменениям 39,06% исследуемых показателей физической подготовленности и функционального состояния систем организма студентов.

В том же случае, когда студенты первую половину шестикилометровой дистанции восходили на высоту 450-500 метров, а вторую - спускались в долину, достоверному изменению подверглись 42,19% исследуемых показателей.

Участие юношей и девушек в горно-равнинном туристском пешеходном походе с аналогичным перепадом высот, но с подъемом в первой четверти дистанции, вызывает достоверные изменения 50,0% показателей физической подготовленности и функционального состояния систем организма студентов.

Наибольшее же число статистически достоверных изменений (53,12%) исследуемых показателей наблюдается в горно-равнинном туристском пешеходном походе с восхождением на высоту 450-500 метров в течение первых 75% дистанции и спуске - в последней четверти.

Аналогичная экспериментальная проверка четырех вариантов двенадцатикилометровых пешеходных походов указывает на то, что они, как и шестикилометровые, по-разному влияют на показатели физической и функциональной подготовленности студентов (табл. 2).

Таблица 2

Количество показателей физической подготовленности и функционального состоя-

ния систем организма студентов, изменяющихся под воздействием _______разных вариантов туристских пешеходных походов_____

Протяженность маршрута Тип маршрута по рельефу местности

равнинный (0%подъем : 0% спуск) горно-равнинный (50% подъем : 50% спуск) горно-равнинный (25% подъем : 75% спуск) горно-равнинный (75% подъем : 25% спуск)

6 км 39,06% 42,19% 50,0% 53,12%

12 км 48,44% 50,0% 50,0% 57,81%

В частности, участие студентов в равнинном двенадцатикилометровом туристском пешеходном походе вызывает статистически достоверные изменения 48,44% исследуемых показателей. При этом на седьмой день недельного периода отдыха не успевают восстановиться 3,75% показателей.

Второй вариант горно-равнинного двенадцатикилометрового туристского пешеходного похода, где участники первую половину дистанции должны подниматься на вы-

соту 480-500 метров, а затем такое же расстояние спускаться вниз, вызывает статистически достоверные изменения 50,0% показателей физической подготовленности и функционального состояния систем организма студентов. Причем через неделю отдыха в стадии восстановления по-прежнему еще остаются 6,25% показателей.

Третий вариант горно-равнинного двенадцатикилометрового туристского пешеходного похода, в котором студенты должны восходить на высоту 480-500 метров в течение первой четверти пути, а затем спускаться на протяжении 75% дистанции, приводит к статистически достоверному изменению 50,0% исследуемых показателей. В течение же недельного периода отдыха 6,25% показателей так и не возвращаются к исходным величинам.

Среди исследуемых показателей физической подготовленности и функционального состояния систем организма студентов наибольшее число статистически достоверных сдвигов (57,81%) вызывает четвертый вариант горно-равнинного двенадцатикилометрового туристского пешеходного похода, когда участники на протяжении 75% дистанции поднимаются на высоту 450-500 метров, а затем относительно быстро (25% дистанции) спускаются вниз. Недельный период отдыха так и не позволяет восстановиться до исходного уровня 6,25% показателям.

Сравнительный анализ четырех шестикилометровых пешеходных походов с позиции изменения показателей, характеризующих напряженность двигательной деятельности участников на этапе восхождения на высоту 480-500 метров, позволил их ранжировать по мере возрастания интенсивности нагрузки следующим образом:

1. Равнинный.

2. Горно-равнинный с подъемом 75% и спуском 25% дистанции.

3. Горно-равнинный с подъемом 50% и спуском 50% дистанции.

4. Горно-равнинный с подъемом 25% и спуском 75% дистанции.

Аналогичный анализ четырех двенадцатикилометровых пешеходных походов позволил установить, что они могут быть ранжированы таким же образом, как и шестикилометровые маршруты.

Практически одинаковое ранговое положение разных вариантов шести- и двенадцатикилометровых пешеходных походов позволяет разработать классификацию, определяющую по разным основным и дополнительным критериям позицию каждого конкретного туристского маршрута в составе комплекса, обеспечивающего реализацию принципа доступности и постепенности наращивания развивающих и тренирующих воздействий в процессе физического воспитания студентов.

Основаниями такой классификации могут быть:

1. Протяженность всей дистанции маршрута (от 6 до 12 км) и этапа восхождения на высоту 450-500 метров (от 1,5 до 9 км).

2. Протяженность всей дистанции маршрута (от 6 до 12 км) и угол восхождения на высоту 450-500 метров (от 3,5 до 21,6 град.).

3. Угол восхождения (от 3,5 до 21,6 град.) и протяженность дистанции этапа восхождения на высоту 450-500 метров (от 1,5 до 9 км).

4. Угол восхождения (от 3,5 до 21,6 град.), протяженность дистанции этапа восхождения (от 1,5 до 9 км) на высоту 450-500 метров и этапа спуска (от 1,5 до 9 км).

5. Затраты энергии на этапе восхождения на высоту 450-500 метров (от 703 до 2567 ккал).

6. Затраты энергии на всей дистанции маршрута (от 1413 до 3443 ккал).

Представляется очевидным, что использование в процессе физического воспитания студентов разработанной классификации неодинаковых по протяженности, рельефу местности и величине физической нагрузки туристских пешеходных походов позволяет целенаправленно комбинировать параметры маршрутов для получения необходимого тренировочного эффекта.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Определение особенностей динамики показателей физического развития, физической подготовленности и функционального состояния сердечнососудистой, дыхательной, нервно-мышечной и центральной нервной систем организма студентов на разных этапах прохождения дистанции неодинаковых по протяженности и рельефу местности туристских пешеходных походов позволяет заключить:

1. Горно-равнинные безкатегорийные туристские пешеходные походы оказывают более сильное воздействие на показатели физической подготовленности, функционального состояния сердечнососудистой, дыхательной, нервно-мышечной и центральной нервной систем организма студентов, по сравнению с аналогичными по протяженности и интенсивности преодоления дистанции равнинными маршрутами.

2. Горно-равнинные безкатегорийные туристские пешеходные походы с восхождением на заданную высоту в первой четверти дистанции маршрута приводят к наиболее выраженному срочному тренировочному эффекту, вызывая существенные изменения показателей, отражающих оперативное состояние систем организма студентов.

3. Горно-равнинные безкатегорийные туристские пешеходные походы с восхождением на заданную высоту в течение трех четвертей дистанции маршрута приводят к наиболее выраженному отставленному тренировочному эффекту, вызывая существенные изменения показателей, отражающих текущее состояние систем организма студентов.

4. Знание отличительных особенностей влияния неодинаковых по протяженности и рельефу местности туристских походов на показатели физической подготовленности и функционального состояния систем организма студентов позволяет классифицировать пешеходные маршруты по величине нагрузки и разработать методику комбинирования их параметров с целью получения необходимого тренировочного эффекта.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бароненко, В. А. Культура здоровья студента : учебное пособие / В. А. Баро-ненко, Л.А. Рапопорт ; Уральский гос. техн. ун.-т - Уральский пед. ин-т. - Екатеринбург : Изд-во УГТУ - УПИ, 2003. - 224 с.

2. Давиденко, Д.Н. Оценка формирования физической культуры студентов в образовательном процессе технического вуза / Д.Н. Давиденко // Теория и практика физической культуры. - 2006. - № 2. - С. 2-6.

3. Железняк, Ю.Д. Физическая активность и здоровье студентов вузов нефизкультурного профиля / Ю.Д. Железняк, А.В. Лейфа // Теория и практика физической культуры. - 2006. - № 12. - С. 46-47.

4. Жигарев, О.Л. Влияние спортивно-оздоровительного туризма на морфофункциональные и психофизиологические показатели организма студентов : автореф. дис. ... канд. биол. наук / Жигарев О. Л. - Новосибирск, 2002. - 24 с.

5. Радченко, В.И. Содержание и организация туристских походов в горах с целью оздоровления : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Радченко В.И. - М., 2000. - 24 с.

6. Тарасеня, Т.Ю. Комплекс средств спортивно-оздоровительного туризма в физическом воспитании студентов : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Тарасеня Т.Ю. - СПб., 2008. - 25 с.

7. Трушкин, А.Г. Педагогические основы инновационных технологий физического воспитания оздоровительной направленности : автореф. дис. ... д-ра пед. наук / Трушкин А.Г. - Майкоп, 2000. - 39 с.

8. Федякин, А.А. Теоретико-методические основы оздоровительного туризма : автореф. дис. ... д-ра пед. наук / Федякин А.А. - Майкоп, 2001. - 48 с.

Контактная информация: aurchenko55@rambler.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.