Научная статья на тему 'Разработка и обоснование методики комбинирования параметров туристских пешеходных походов'

Разработка и обоснование методики комбинирования параметров туристских пешеходных походов Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
88
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТЫ / STUDENTS / ПЕШЕХОДНЫЕ ПОХОДЫ / МЕТОДИКА / METHODS / КОМБИНИРОВАНИЕ ПАРАМЕТРОВ / PARAMETERS COMBINING / ТРЕНИРОВОЧНЫЙ ЭФФЕКТ / EFFECTIVENESS TRAINING / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / PHYSICAL PREPAREDNESS / ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ СИСТЕМ ОРГАНИЗМА / FUNCTIONAL CONDITION OF ORGANISM SYSTEMS / PEDESTRIAN WALKING TOURS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Юрченко А.А.

В статье обосновывается содержание методики комбинирования параметров туристских пешеходных походов как дополнительного средства физического воспитания, обеспечивающего на основе целесообразного сочетания неодинаковых показателей их нагрузки и тренировочного эффекта повышение уровня физического развития, физической подготовленности и функционального состояния систем организма студентов вузов в условиях внеурочных форм двигательной активности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Юрченко А.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WORKING OUT AND BASING OF METHODS OF COMBINING PARAMETERS OF TOURIST PEDESTRIAN WALKING TOURS

The contents of methods of combining parameters of tourist walking tours as an additional means of physical education is based in increasing level of the physical development and preparedness, and also the functional condition of students organism systems in the conditions of organizing extracurricular forms of moving activity. This provision is possible to be realized on the basis of purposeful combination of different indices both of their loading and the effectiveness of their training.

Текст научной работы на тему «Разработка и обоснование методики комбинирования параметров туристских пешеходных походов»

EFFECTIVENESS OF FLEXIBILITY DEVELOPMENT IN MID-SECONDARY SCHOOL AGE CHILDREN (12-14 YEARS OLD) AT PE LESSONS

I. Sidorenko, Senior Lecturer,

Ural State University of Physical Education, Chelyabinsk.

Contact information for correspondence: 454091, Chelyabinsk, Ordzhonikidze Str., 1.

The aim of the work is the definition of hatha-yoga exercises effectiveness for flexibility development and quality of physical exercises performance of mid-secondary school age children. 100 boys and girls of 6th and 7th forms (12-14 years old) took part in the investigation. Hatha-yoga dynamic exercises (vinyasy) were included into experimental of 6th and 7th forms PE lessons of 6th and 7th forms pupils. while in control PE lessons pupils studied the basic school PE programme. Hatha-yoga exercises and joint gymnastics

were done during warming -up at PE lessons (sport games, track-and-field and combat fighting). The results of the investigation show that statistically-valid (p < 0,05) flexibility improvement of 6th and 7th forms (experimental groups) boys and girls is noted. It should be mentioned, that flexibility improvement allows to master physical exercises more qualitatively.

Key words: flexibility, hatha-yoga, mid-secondary school age, vinyasy, joint gymnastics.

УДК 796.51

РАЗРАБОТКА И ОБОСНОВАНИЕ МЕТОДИКИ КОМБИНИРОВАНИЯ ПАРАМЕТРОВ ТУРИСТСКИх

пешеходных походов

Преподаватель А. А. Юрченко,

Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, г. Краснодар. Контактная информация для переписки: 350015, г. Краснодар, ул. Буденного, 161.

в статье обосновывается содержание методики комбинирования параметров туристских пешеходных походов как дополнительного средства физического воспитания, обеспечивающего на основе целесообразного сочетания неодинаковых показателей их нагрузки и тренировочного эффекта повышение уровня физического развития, физической подготовленности и функционального состояния систем организма студентов вузов в условиях внеурочных форм двигательной активности.

Ключевые слова: студенты, пешеходные походы, методика, комбинирование параметров, тренировочный эффект, физическая

подготовленность, функциональное состояние систем организма.

Повышающаяся интенсивность учебного процесса в вузах приводит к существенному снижению двигательной активности студентов, что является одной из основных причин ухудшения состояния их здоровья (Д. Н. Давиденко, 2006; Ю. Д. Железняк, А. В. Лейфа, 2006 Т. Ю. Тарасеня, 2008 и др.).

Вопросами совершенствования процесса физического воспитания студентов вуза, повышения двигательной активности, укрепления их здоровья и улучшения уровня физической подготовленности занималось большое число ученых (Н. В. Белкина, 2006; О. В. Булгакова, 2007;

О. А. Козлова, 2008 и др.). Однако двигательная активность студенческой молодежи по-прежнему далека от минимальной гигиенической нормы (О. А. Богданов, В. С. Кунарев, 2006; С. Е. Воложанин, 2007; И. Г. Виноградов, 2008 и др.).

Внедрение новых средств физической культуры в процесс физического воспитания студентов представляется одним из перспективных путей совершенствования физического воспитания в вузе, что находит подтверждение в значительном количестве публикаций за последние годы (И. Н. Овсянникова, 2008; О. О. Брил-лиантова, 2009; Ю. А. Васильковская, 2009; Е. А. Штих, 2009). Вместе с тем известно, что использование того или иного средства физической культуры обусловлено состоянием материально-технического обеспечения регламентированных занятий по физическому воспитанию со студентами вуза.

Пешеходный туризм, непосредственно походы, как относительно новое средство физического воспитания студентов, представляется достаточно эмоциональным и наименее материально затратным, а отсюда наиболее привлекательным и весьма доступным средством физической культуры (А. А. Федякин, 2001; О. Л. Жигарев, 2002; Т. Ю. Тарасеня, 2008 и др.). Вместе с тем следует отметить, что потенциальные возможности туризма в процессе физического воспитания студентов используются недостаточно в силу того, что научные и научно-методические работы, рассматривающие проблему использования туризма в физическом воспитании студентов, носят фрагментарный характер (Ю. И. Евсеев, 2005; Т. Ю. Тарасеня, 2008; Ю. А. Васильковская, 2009 и др.). Поэтому большое число вопросов использования туризма в физическом воспитании студентов остается до сих пор не решенным.

В частности, отсутствуют педагогические технологии и методики, которые бы позволяли программировать результат воздействия туристского пешеходного похода на физическое развитие, физическую подготовленность и функциональное состояние систем организма студента путем целенаправленного формирования нитки маршрута.

Таким образом, объективно существующая потребность совершенствования физического воспитания студентов с целью повышения их двигательной активности и уровня физической подготовленности, улучшения физического развития и функционального состояния систем организма не может быть удовлетворена, а доступность и потенциальные рекреативные возможности туризма не могут быть эффективно реализованы в связи с отсутствием научно обоснованной методики комбинирования параметров туристских пешеходных походов, позволяющей повысить точность программирования тренировочного эффекта в условиях внеурочных форм занятий физической культурой.

В связи с вышеизложенным объектом исследования стал процесс физического воспитания студентов вузов, в границах которого был выбран предмет исследования - содержание методики комбинирования параме-

тров туристских пешеходных походов с неодинаковыми показателями нагрузки и тренировочного эффекта.

Целью исследования являлись разработка и обоснование методики комбинирования параметров туристских пешеходных походов как дополнительного средства физического воспитания, обеспечивающего на основе целесообразного сочетания неодинаковых показателей их нагрузки и тренировочного эффекта повышение уровня физического развития, физической подготовленности и функционального состояния систем организма студентов вузов в условиях внеурочных форм двигательной активности.

Результаты исследования особенностей воздействия различных вариантов шестикилометрового и двенадцатикилометрового туристских пешеходных походов на показатели физического развития, физической подготовленности и функционального состояния систем организма студентов позволяют говорить о реальной возможности их использования с целью получения необходимого тренировочного эффекта в аспекте повышения, прежде всего, уровня физической работоспособности и общей выносливости юношей и девушек. Представляется, что соответствующая методика должна включать проективный, содержательный, процессуальный и контрольный модули (рис. 1).

Проективный модуль

Вполне естественно, что любая методика физического воспитания, уже имеющаяся или вновь разрабатываемая, должна быть ориентирована на достижение той цели, которая сформулирована в примерной программе по дисциплине «Физическая культура» - формирование физической культуры личности и способности направленного использования разнообразных средств физической культуры, спорта и туризма для сохранения и укрепления здоровья, психофизической подготовки и самоподготовки к будущей профессиональной деятельности.

В соответствии с этой целевой установкой предлагаемой методикой предусмотрено решение следующих воспитательных, образовательных, развивающих и оздоровительных задач, соответствующих содержанию примерной программы по дисциплине «Физическая культура»:

1. Понимание социальной роли физической культуры в развитии личности и подготовке ее к профессиональной деятельности.

2. Знание научно-биологических и практических основ физической культуры и здорового образа жизни.

3. Формирование мотивационно-ценностного отношения к физической культуре, установки на здоровый стиль жизни, физическое самосовершенствование и самовоспитание, потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями и спортом.

4. Овладение системой практических умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, психическое благополучие, развитие и совершенствование психофизических способностей, качеств и свойств личности, самоопределение в физической культуре.

Проективный модуль

Задает физиелокнгн воспитания

Содержательный модуль

Пехеды равсиссыл

Пехеды герсн-равсиссыл

Процессуальный модуль

Опрлдлелсил трлсиревеесеге эффекта разсых аериестна туристских плшлхедсых

пехедев ▼

Разрабетка аегеритма певышлсия влеиеисы физиелокей сагрузки туристских плшлхедсых пехедев

Разрабетка преграммы туристских плшлхедсых пехедев

Тлхсееегия рлаеизации преграммы туристских плшлхедсых пехедев

Певышлсил ебълма сагрузки путлм увлеиелсия расстеясия равсиссых пехедев

Певышлсил истлссивсести сагрузки путлм увлеиелсия угеа весхеждлсия са высету 480-500 млтрев герсе-равсиссых пехедев

Пеасиревасил прецлсса рлаеизации преграммы туристских плшлхедсых пехедев

Певышлсил скерести плрлдвижлсия пе маршруту равсиссых и герсе-равсиссых пехедев

Контрольный модуль

Тлкущий лжлслдлеьсый кестрееь

Этапсый кестрееь

Рис. 1. Структура методики комбинирования параметров туристских пешеходных походов

5. Обеспечение общей и профессионально-прикладной физической подготовленности, определяющей психофизическую готовность студента к будущей профессии.

6. Приобретение опыта творческого использования физкультурно-спортивной деятельности для достижения жизненных и профессиональных целей.

Содержательный модуль

В соответствии с целевой установкой и задачами

физического воспитания студентов обязательным условием достижения необходимого развивающего и оздоровительного тренировочного эффекта должно быть использование в качестве дополнительного средства еженедельных равнинных и горно-равнинных туристских пешеходных походов с перепадом высот до 480-500 метров.

Представляется очевидным, что использование туристских пешеходных походов в качестве дополни-

тельного к основным средствам физического воспитания для повышения эффективности физической и функциональной подготовки студентов потребует введения, кроме апробированных шести- и двенадцатикилометровых, еще и маршрутов промежуточной семи-, восьми-, девяти-, десяти- и одиннадцатикилометровой протяженности, эффект от воздействия которых будет занимать соответствующее срединное положение между шестикилометровой и двенадцатикилометровой дистанциями. Данное условие относится как к равнинным, так и горно-равнинным пешеходным походам. Это позволит полноценно реализовывать принцип постепенного увеличения величины физической нагрузки походов при их планомерном и систематическом использовании.

Процессуальный модуль

Основным содержанием этого модуля методики являются процедуры, позволяющие на основе данных о специфике воздействия разных туристских пешеходных походов на показатели физического развития, физической подготовленности, функционального состояния сердечно-сосудистой, дыхательной, нервно-мышечной и центральной нервной систем организма студентов:

- определить тренировочный эффект конкретного маршрута;

- разработать алгоритм повышения величины физической нагрузки туристских пешеходных походов;

- составить программу туристских пешеходных походов в соответствии с задачей физического воспитания;

- разработать календарный план реализации программы туристских пешеходных походов;

- реализовать календарный план туристских пешеходных походов.

Исходя из методических требований, которые предъявляются к планированию заданий, используемых для повышения уровня физической работоспособности и общей выносливости занимающихся, последовательное сочетание туристских пешеходных походов должно обеспечивать на первом этапе постепенное увеличение дистанции равнинных походов, которые следует преодолеть участникам в аэробном режиме энергообеспечения, а на втором, по мере сокращения расстояния горно-равнинных, повышение интенсивности прохождения маршрута. В данном случае это может быть сделано сначала за счет увеличения угла восхождения, а в последующем за счет повышения скорости передвижения на маршруте. Представляется, что именно с этих позиций необходимо рассмотреть особенности тренировочного эффекта разных вариантов туристских походов для того, чтобы можно было разработать методически обоснованный алгоритм повышения величины физической нагрузки туристских пешеходных походов и программу их поэтапного использования для повышения уровня физической подготовленности и функционального состояния систем организма студентов.

В частности, если говорить о технологии реализации программы туристских пешеходных походов на первом этапе, спецификой которой является постепенное увеличение объема аэробной нагрузки, то маршруты здесь должны выполняться в такой последовательности, чтобы обеспечивали постепенное увеличение преодолеваемой во время похода дистанции. В данном случае реализацию программы туристских пешеходных походов необходимо начинать с шестикилометрового равнинного маршрута и постепенно увеличивать его дистанцию до двенадцати километров.

В зависимости от уровня физической и функциональной подготовленности студентов, на первом этапе может быть выбран либо отдельный вариант комбинирования последовательных равнинных пешеходных маршрутов как по величине прибавляемого в каждом очередном походе расстояния, так и по способу увеличения дистанции, либо весь состав возможных вариантов, которые должны реализовываться в следующей очередности:

Вариант 1 (линейный) - 6 км, 6,5 км, 7 км, 7,5 км, 8 км, 8,5 км, 9 км, 9,5 км, 10 км, 10,5 км, 11 км, 11,5 км, 12 км.

Вариант 2 (ступенчатый) - 6 км, 6 км, 7 км, 7 км, 8 км, 8 км, 9 км, 9 км, 10 км, 10 км, 11 км, 11 км, 12 км, 12 км.

Вариант 3 (волнообразный) - 6 км, 7 км, 8 км, 7 км, 8 км, 9 км, 8 км, 9 км, 10 км, 9 км, 10 км, 11 км, 10 км, 11 км, 12 км.

При переходе же к этапам постепенного увеличения интенсивности нагрузки следует прибегнуть, прежде всего, к использованию горно-равнинных пешеходных походов при сохранении на прежнем уровне скорости передвижения на маршруте. При этом планирование походов должно обеспечивать, с одной стороны, постепенное сокращение преодолеваемой дистанции с двенадцати километров до шести, а с другой - постепенное повышение интенсивности перемещения за счет увеличения угла восхождения на стандартную высоту. В связи с этим первыми из горно-равнинных походов должны использоваться те, в которых предусмотрен подъем с наименьшим углом подъема. Этому требованию отвечают, прежде всего, походы, в которых восхождение совершается на протяжении 75% дистанции.

Для дальнейшего повышения интенсивности нагрузки следует перейти к использованию горно-равнинных походов, в которых восхождение на такую же высоту предусмотрено только на 50% дистанции, что обеспечивает дальнейшее постепенное увеличение угла подъема. Завершающей же стадией этапа повышения интенсивности нагрузки туристских пешеходных походов является дальнейшее увеличение угла восхождения за счет использования маршрутов с подъемом на стандартную для всех вариантов высоту, но только в течение первой четверти дистанции.

В данном случае такой методически обоснованной последовательности будет соответствовать следующее сочетание туристских пешеходных походов разных по протяженности и рельефу местности:

1) двенадцатикилометровый горно-равнинный с

подъемом на протяжении 75% дистанции и последующим спуском;

2) одиннадцатикилометровый горно-равнинный с подъемом на протяжении 75% дистанции и последующим спуском;

3) десятикилометровый горно-равнинный с подъемом на протяжении 75% дистанции и последующим спуском;

4) девятикилометровый горно-равнинный с подъемом на протяжении 75% дистанции и последующим спуском;

5) восьмикилометровый горно-равнинный с подъемом на протяжении 75% дистанции и последующим спуском;

6) семикилометровый горно-равнинный с подъемом на протяжении 75% дистанции и последующим спуском;

7) шестикилометровый горно-равнинный с подъемом на протяжении 75% дистанции и последующим спуском.

При необходимости дальнейшего повышения интенсивности нагрузки сочетание туристских пешеходных походов разных по протяженности и рельефу местности должно быть следующим:

1) двенадцатикилометровый горно-равнинный с подъемом на протяжении 50% дистанции и последующим спуском;

2) одиннадцатикилометровый горно-равнинный с подъемом на протяжении 50% дистанции и последующим спуском;

3) десятикилометровый горно-равнинный с подъемом на протяжении 50% дистанции и последующим спуском;

4) девятикилометровый горно-равнинный с подъемом на протяжении 50% дистанции и последующим спуском;

5) восьмикилометровый горно-равнинный с подъемом на протяжении 50% дистанции и последующим спуском;

6) семикилометровый горно-равнинный с подъемом на протяжении 50% дистанции и последующим спуском;

7) шестикилометровый горно-равнинный с подъемом на протяжении 50% дистанции и последующим спуском.

Наиболее высокой интенсивности нагрузки можно добиться при следующем сочетании туристских пешеходных походов разных по протяженности и рельефу местности:

1) двенадцатикилометровый горно-равнинный с подъемом на протяжении 25% дистанции и последующим спуском;

2) одиннадцатикилометровый горно-равнинный с подъемом на протяжении 25% дистанции и последующим спуском;

3) десятикилометровый горно-равнинный с подъемом на протяжении 25% дистанции и последующим спуском;

4) девятикилометровый горно-равнинный с подъемом на протяжении 25% дистанции и последующим спуском;

5) восьмикилометровый горно-равнинный с подъемом на протяжении 25% дистанции и последующим спуском;

6) семикилометровый горно-равнинный с подъемом на протяжении 25% дистанции и последующим спуском;

7) шестикилометровый горно-равнинный с подъемом на протяжении 25% дистанции и последующим спуском.

После реализации полного цикла равнинных и горно-равнинных походов и при необходимости продолжения их использования для повышения физической работоспособности и общей выносливости студентов следует перейти к повторению этого же алгоритма, но с другой, более высокой скоростью передвижения на маршруте.

На этапах увеличения интенсивности перемещения по маршруту для студентов, имеющих низкий исходный уровень физической и функциональной подготовленности, изменение длины дистанции каждого очередного горно-равнинного похода целесообразно сделать менее значительным, дополнительно введя для этого промежуточные расстояния: 6,5 км, 7,5 км, 8,5 км, 9,5 км, 10,5 км, 11,5 км. Но и в данном случае по-прежнему необходимо придерживаться методически целесообразной последовательности прохождения маршрутов, разных по расстоянию, углу и дистанции восхождения, которая была обоснована и представлена выше.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Представляется, что эффективность реализации программы пешеходных походов во многом будет обусловлена качеством контроля изменений показателей функционального состояния систем организма студентов, которые происходят под воздействием туристских маршрутов.

Контрольный модуль

Наличие информации о состоянии объекта, на который направлено воздействие, является элементом, без которого невозможно осуществлять эффективное управление каким-либо процессом. Подобного рода данные могут быть получены лишь в результате осуществления контроля как процедуры сбора информации об объекте управления и ее оценки с позиции соответствия должным величинам.

В физическом воспитании и спорте управление процессом подготовки также осуществляется на основе данных, но только об уровне конкретного или всех видов подготовленности (физической, технической и т. д.) и функционального состояния систем организма занимающихся (рис. 2).

Средства физического воспитания студентов вузов

Традиционные физические упражнения

Равнинные и горно-равнинные туристские пешеходные походы

Программа туристских пешеходных походов

Управление процессом реализации программы туристских пешеходных

походов

Этапный контроль (исходный)

Этапный контроль (промежуточный)

Рис. 2. Схема управления процессом реализации программы туристских пешеходных походов

Представляется, что данная система контроля должна обеспечить информационное сопровождение процесса управления реализацией программы туристских пешеходных походов с целью повышения эффективности физического воспитания студентов вузов.

Поэтому основное содержание данного модуля методики представляют средства, методы и процедуры, позволяющие получить достоверную информацию об оперативных, текущих и устойчивых изменениях показателей физического развития, физической подготов-

ленности и функционального состояния систем организма студентов в результате их участия в реализации программы туристских пешеходных походов.

В частности, для определения оперативных изменений в уровне подготовленности и состоянии систем организма студентов рекомендуется измерять у участников перед походом, в середине или в высшей точке маршрута и после его прохождения следующие показатели: ЧСС, САД, ДАД, ЧД, КЧССМ, Мт н, теппинг-тест, пресс, КВ, КЭК и ФС.

Текущие изменения показателей подготовленности и функционального состояния систем организма студентов предлагается измерять один раз в конце недели отдыха с определением показателей ЧСС, САД, ДАД, ЧД, КЧССМ, Мт н, теппинг-тест, КВ, КЭК и ФС.

В рамках же этапного контроля предлагается определять все использовавшиеся в исследовании показатели физического развития, физической подготовленности, функционального состояния сердечнососудистой, дыхательной, нервно-мышечной и центральной нервной систем организма студентов.

Дальнейшие исследования экспериментально подтвердили, что методика комбинирования параметров туристских пешеходных походов, основными компонентами которой являются: целевые установки; разные по протяженности, рельефу местности и тренировочному эффекту нитки маршрутов; алгоритм повышения величины физической нагрузки пешеходных походов; программа еженедельных равнинных и горно-равнинных пешеходных походов, дифференцированных по принципу постепенного повышения развивающих и тренирующих воздействий в зависимости от уровня подготовленности юношей и девушек; календарный план реализации программы пешеходных походов; технология реализации программы пешеходных походов, а также система оперативного, текущего и этапного контроля, позволяет в совокупности с академическими занятиями физической культурой существенно повысить уровень общей физической работоспособности, общей выносливости, функционального состояния дыхательной и сердечно-сосудистой систем организма студентов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Богданов, О. А. Сравнительный анализ физического развития и физической подготовленности студенток, поступивших в РГПУ им. А. И. Герцена / О. А. Богданов, В. С. Кунарев // Теория и практика физической культуры. - 2006. - № 9. - С. 55-56.

2. Бриллиантова, О. О. Нормирование объемов нагрузок

на академических занятиях по физической культуре для студентов вузов в различные сезоны года: автореф. дис. ... канд. пед. наук / О. О. Бриллиантова. - Краснодар, 2009. - 24 с.

3. Васильковская, Ю. А. Физическое воспитание студентов вузов с использованием терренкура и туризма: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Ю. А. Васильковская. - Краснодар, 2009. - 24 с.

4. Виноградов, И. Г. Содержание рекреационных занятий атлетизмом со студентами вузов: автореф. дис. ... канд. пед. наук / И. Г. Виноградов. - СПб., 2008. - 25 с.

5. Воложанин, С. Е. Повышение уровня физической подготовленности студентов вуза средствами атлетизма: автореф. дис. ... канд. пед. наук / С. Е. Воложанин. - Улан-Удэ: БГУ, 2007.

- 23 с.

6. Давиденко, Д. Н. Здоровье и образ жизни студентов: учебное пособие / Д. Н. Давиденко, Ю. Н. Щедрин, В. А. Щего-лев. - СПб.: СПбГУ ИТМО, 2005. - С. 12.

7. Евсеев, Ю. И. Педагогическое проектирование целенаправленного физического воспитания в высшем профессиональном образовании студентов: на примере подготовки специалистов, контактирующих с рискгеофакторами: автореф. дис. ... д-ра. пед. наук / Ю. И. Евсеев. - Майкоп: АГУ, 2005. - 50 с.

8. Железняк, Ю. Д. Физическая активность и здоровье студентов вузов нефизкультурного профиля / Ю. Д. Железняк, А. В. Лейфа // Теория и практика физической культуры. - 2006.

- № 12. - С. 46-47.

9. Жигарев, О. Л. Влияние спортивно-оздоровительного туризма на морфофункциональные и психофизиологические показатели организма студентов: автореф. дис. ... канд. биол. наук / О. Л. Жигарев. - Новосибирск, 2002. - 24 с.

10. Овсянникова, И. Н. Содержание и организация физического воспитания студентов вузов на основе использования средств пляжного гандбола: автореф. дис. ... канд. пед. наук / И. Н. Овсянникова. - Краснодар, 2008. - 24 с.

11. Тарасеня, Т. Ю. Комплекс средств спортивно-оздоровительного туризма в физическом воспитании студентов: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Т. Ю. Тарасеня. - СПб., 2008. - 25 с.

12. Федякин, А. А. Теоретико-методические основы оздоровительного туризма: автореф. дис. ... д-ра. пед. наук / А. А. Федякин. - Майкоп, 2001. - 48 с.

13. Штих, Е. А. Содержание физического воспитания студенток вузов с преимущественным использованием средств степ-аэробики: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Е. А. Штих. -Краснодар, 2009. - 24 с.

WORKING OUT AND BASING OF METHODS OF COMBINING PARAMETERS OF TOURIST PEDESTRIAN WALKING TOURS

A. Yurchenko, Teacher,

Kuban State University of Physical Education, Sport and Tourism, Krasnodar. Contact information for correspondence: 350015, Krasnodar, Budennogo Str., 161.

The contents of methods of combining parameters of tourist walking tours as an additional means of physical education is based in increasing level of the physical development and preparedness, and also the functional condition of students organism systems in the conditions of organizing extracurricular forms of moving activity. This provision is possible to be realized on the basis of

purposeful combination of different indices both of their loading and the effectiveness of their training.

Key words: students, pedestrian walking tours, methods, parameters combining, effectiveness training, physical preparedness, functional condition of organism systems.

УДК 37.01

антиномичность формирования общекультурных компетенций в процессе профессионального образования

Старший преподаватель Л. Г. Битарова,

преподаватель А. В.Тонковидова,

кандидат педагогических наук, доцент Э. А. Орлова,

Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, г. Краснодар. Контактная информация для переписки: 350015, г. Краснодар, ул. Буденного, 161.

В современной парадигме гуманистического образования общекультурные компетенции (ОКК) приобретают значимость, т. к. способствуют формированию свободно развивающейся личности.

Цель настоящего исследования - раскрытьантиномичность общекультурных компетенций в контексте противоречий современного педагогического образования.

Задачи исследования:

1. Провести философско-культурологический анализ сущности антиномий в образовании.

2. Раскрыть направления формирования общекультур-

ных компетенций в профессиональном образовании.

Объект исследования - антиномичность формирования общекультурных компетенций

Предмет исследования - возможность преодоления антиномий ОКК в современном профессиональном образовании.

Ключевые слова: антиномич-ность, общекультурные компетенции, биологический детерминизм, социальный детерминизм, культурные ценности, коммуникация и изоляция.

В современной социокультурной эпохе разные формы культуры выделяют два типа образования, один из которых стремится передать от одного поколения к другому насле-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.