Научная статья на тему 'Особенности влияния гендерных различий на формирование профессиональных компетенций у обучающихся образовательных организаций МВД России к действиям в особых условиях'

Особенности влияния гендерных различий на формирование профессиональных компетенций у обучающихся образовательных организаций МВД России к действиям в особых условиях Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
специальная подготовка / особые условия / образовательный процесс / профессиональные компетенции / курсант / гендер / гендерные особенности / сотрудник полиции / special training / special conditions / educational process / professional competencies / cadet / gender / gender characteristics / police officer

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Алексей Михайлович Старцев

В статье раскрыты вопросы значимости научных исследований в области гендерных различий и их влияние на профессиональную деятельность сотрудников полиции в период обучения в образовательных организациях МВД России и несения службы в особых условиях. Любая профессиональная деятельность накладывает свой отпечаток на личность человека. Выявлено, как влияют на специфику правоохранительной деятельности гендерные характеристики человека, его фемининность или маскулинность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Алексей Михайлович Старцев

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Peculiarities of the influence of gender differences on the formation of professional competencies among students of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia to act in special conditions

The article reveals the importance of scientific research in the field of gender differences and their impact on the professional activities of police officers during training in educational institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia and serving in special conditions. Any professional activity leaves its mark on a person’s personality. It is revealed how the gender characteristics of a person, his femininity or masculinity affect the specifics of law enforcement activities.

Текст научной работы на тему «Особенности влияния гендерных различий на формирование профессиональных компетенций у обучающихся образовательных организаций МВД России к действиям в особых условиях»

Образование. Наука. Научные кадры. 2024. № 3. С. 287 — 291. Education. Science. Scientific personnel. 2024;(3):287 — 291.

МЕТОДОЛОГИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Научная статья УДК 37.062.2

https://doi.org/10.24412/2073-3305-2024-3-287-291 NIION: 2007-0062-3/24-163

EDN: https://elibrary.ru/ZAKZXO MOSURED: 77/27-004-2024-03-363

Особенности влияния тендерных различий на формирование профессиональных компетенций у обучающихся образовательных организаций МВД России к действиям в особых условиях

Алексей Михайлович Старцев

Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, Москва, Россия, i@aleks10s.ru

Аннотация. В статье раскрыты вопросы значимости научных исследований в области гендерных различий и их влияние на профессиональную деятельность сотрудников полиции в период обучения в образовательных организациях МВД России и несения службы в особых условиях. Любая профессиональная деятельность накладывает свой отпечаток на личность человека. Выявлено, как влияют на специфику правоохранительной деятельности тендерные характеристики человека, его фемининность или маскулинность.

Ключевые слова: специальная подготовка, особые условия, образовательный процесс, профессиональные компетенции, курсант, гендер, гендерные особенности, сотрудник полиции

Для цитирования: Старцев А.М. Особенности влияния гендерных различий на формирование профессиональных компетенций у обучающихся образовательных организаций МВД России к действиям в особых условиях // Образование. Наука. Научные кадры. 2024. № 3. С. 287 — 291. https://doi.org/10.24412/2073-3305-2024-3-287-291. EDN: https://elibrary.ru/ZAKZXO.

METHODOLOGY AND TECHNOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION

Original article

Peculiarities of the influence of gender differences on the formation of professional competencies among students of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia to act in special conditions

Aleksey M. Startsev

Moscow University of the Ministry of Internal Affairs

of the Russian Federation named after V.Ya. Kikot, Moscow, Russia, i@aleks10s.ru

Abstract. The article reveals the importance of scientific research in the field of gender differences and their impact on the professional activities of police officers during training in educational institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia and serving in special conditions. Any professional activity leaves its mark on a person's personality. It is revealed how the gender characteristics of a person, his femininity or masculinity affect the specifics of law enforcement activities.

Keywords: special training, special conditions, educational process, professional competencies, cadet, gender, gender characteristics, police officer

For citation: Startsev A.M. Peculiarities of the influence of gender differences on the formation of professional competencies among students of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia to act in special conditions // Obrazovaniye. Nauka. Nauchnyye kadry = Education. Science. Scientific personnel. 2024;(3):287 — 291. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2073-3305-2024-3-287-291. EDN: https://elibrary.ru/ZAKZXO.

© Старцев А.М., 2024

Известно, что общество с момента выделения различных профессиональных областей предъявляет определенные квалифицированные требования к человеку в реализации его профессиональной деятельности. Для определения профессионально важных качеств, которые обуславливают эффективность работы сотрудников в той или иной специальности, необходимо провести психологический и структурный анализ самой деятельности, а также подвергнуть анализу ее специфику и характер осуществления, т.е. ее особенности. Исключением в данном случае не является и деятельность сотрудников органов внутренних дел. Вопрос о личностных и профессиональных качествах сотрудников правоохранительных органов актуален на протяжении долгого времени, так как задачи, возлагаемые на их деятельность, могут периодически меняться с изменениями в самой системе. В связи с этим выделяется и динамика предъявляемых требований, которая характеризуется ужесточением, так как данная деятельность требует высокую моральную и физическую подготовленность.

Таким образом, возникает ряд проблемных вопросов в данной области. Допускается ли предъявлять к сотрудникам полиции требования по биологическим, гендерным признакам? Могут ли гендерные различия влиять на эффективность формирования профессиональных компетенций в период образовательного процесса по специальной подготовке? Влияют ли данные особенности на тактику и результат применения мер государственного и административного принуждения при выполнении служебных обязанностей в особых условиях?

В ходе данной работы необходимо решить следующие задачи:

■ изучить требования, предъявляемые к сотрудникам полиции в особых условиях;

■ проанализировать гендерные особенности человека;

■ сопоставить гендерные различия и их влияние на действия сотрудников полиции в экстремальных ситуациях.

Как уже отмечалось, к личности сотрудника правоохранительных органов предъявляется ряд требований, причем в зависимости от специализации в том или ином подразделении ОВД они отличаются.

Так, в своем исследовании Г.Г. Шиханцов выделил «определенные категории требований, предъявляемые по отношению ко всем специальностям:

1) требования, связанные с содержанием работы сотрудников ОВД как видом государственной службы и политической деятельности;

2) требования, связанные с правовой регламентацией деятельности;

3) требования, связанные с противодействием заинтересованных лиц;

4) требования, связанные с наличием властных полномочий;

5) требования, связанные с сохранением служебной тайны;

6) требования, связанные с социально-психологической атмосферой деятельности сотрудника правоохранительных органов;

7) требования, связанные с разнообразием деятельности сотрудников ОВД;

8) требования, связанные с дефицитом времени, своеобразием условий и перегрузкой в деятельности сотрудников ОВД» [7].

Из данного перечня очевидно, что сотрудник ОВД является человеком высокого уровня профессионального развития, соответствуя при этом выдвинутым государственным требованиям. При этом необходимо отметить, что гендерным различиям в профессиональной подготовке сотрудников полиции не в полной мере придается значение. Выясним, говорит ли это о том, что данные различия никак не влияют на особенности применения огнестрельного оружия или специальных средств в период выполнения ими служебных обязанностей.

Еще не так давно профессиональная деятельность в полиции считалась мужской профессией, однако в настоящее время число женщин в органах правопорядка значительно выросло, что непосредственно связано с демократичным развитием современного общества. При этом увеличение числа сотрудников женского пола на службе в полиции увеличивает интерес ученых к изучению влияния гендерных особенностей на эффективность выполнения служебных обязанностей [8].

Зарубежные исследователи отмечают, что недостаточность изучения гендерных различий и их влияния на профессиональную деятельность приводит к недостаточной разработанности моделей и программ подготовки мужских и женских стратегий поведения и особенностей применения огнестрельного оружия [8—10].

Как утверждает Б.Л. Магап, «доказано, что восприятие мужчинами и женщинами стрессового напряжения и стрессогенные факторы могут быть различными» [9], а ситуации, в которых существует необходимость применения специальных средств и огнестрельного оружия, предполагают стрессовое напряжение. При этом необходимо обратить внимание на психические процессы, возникающие после случаев, требующих применение мер различного силового воз-

действия на правонарушителей, в частности, согласно Федеральному закону от 7 февраля 2011 г. № 3-Ф3 «О полиции» выделяется ситуации, связанные:

1) с отражением нападения на гражданина или сотрудника полиции;

2) пресечением преступления или административного правонарушения;

3) пресечением сопротивления, оказываемого сотруднику полиции;

4) задержанием лица, застигнутого при совершении преступления и пытающегося скрыться;

5) задержанием лица, если это лицо может оказать вооруженное сопротивление, и др. [1].

Все эти ситуации приводят к стрессовому напряжению, которые вызывают различные реакции организма и психики, варьирующиеся в зависимости от гендера. Восприятие данных и других ситуаций, связанных с мерами силового принуждения, а также их влияние на личность будет варьироваться между полами.

Исследования в области антропологии показали, что гендер обладает культурной спецификой. Так, в своих кросс-культурных работах М. Мид отразила различия социальных задач, которые возложены на себя мужчинами и женщинами. Результаты данного исследования показали, что единой связи между биологическими особенностями пола и социальными ролями нет. Понятие «гендер» от понятия «пол» отличается тем, что включает в себя не только физиологические и анатомические особенности, но и социологические, культурные, психические и др. [8—10].

Р. Столлер говорит, что психологические и культурные особенности гендера независимы от биологических особенностей, которые определяют пол человека. То есть речь идет о том, что природа женщины и мужчины не обязательно соотносится с природой «женственности» или «мужественности» поведения. Данная теория была поддержана исследователями, в том числе социологами, а модели «женственного» и «мужественного» поведения получили название «ген-дер», которые породили исследования в данной области — гендерные исследования [8—10].

Результаты исследований, связанных со сравнением физиологических и анатомических особенностей мужчин и женщин, показывают, что:

■ мужчины обладают большими функциональными возможностями, чем женщины;

■ выявляются некоторые различия в особенностях психики (большая эмоциональность и т.д.);

■ у мужчин преобладает тонус левого полушария, у женщин — правого;

■ у женщин превалирует распределение внимания, у мужчин — концентрации и устойчивости внимания;

■ в области социальных отношений у мужчин превосходство при общении и вербальном взаимодействии над эфферентными сигналами, так как за это отвечает левое полушарие, женщины же доминируют в тех случаях, когда все сводится к эффективно-выразительному поведению, потому что за это отвечает правое полушарие, и т.д.

Таким образом, в деятельности, требующей поиска нестандартного решения, женщины уступают мужчинам, а там, где нужно высочайшее исполнительское мастерство, — преуспевают или по крайней мере не уступают.

В ходе выполнения служебных обязанностей действия сотрудников полиции должны строго соответствовать регламентированным документам и нормативным актам. Учитывая это, при подготовке сотрудников к действиям в экстремальных ситуациях необходимо уделять внимание выработке механического выполнения тех или иных поведенческих актов, т.е. выработать условные рефлексы с манипуляциями специальными средствами, которыми всегда вооружен полицейский (наручники, палка специальная, электрошоковые устройства и др.), и огнестрельным оружием.

Такие условные рефлексивные поведенческие акты могут быть сформированы как женщинами, так и мужчинами одинаково посредством постоянных тренировок в условиях, максимально приближенных к реальным. Если мы говорим об условных рефлексах, то необходимо помнить, что на них не влияют гендерные различия, а именно личный опыт человека, поэтому в выполнении данных механических действий ген-дерный аспект малозначителен. Однако можем сделать предположение, что сам процесс формирования, т.е. тренировки по выработке, может быть отличным и варьироваться между полами. При этом выполняемые действия сотрудника правопорядка должны быть соразмерны и адекватны предстоящим решению задачам, а также должна предполагаться минимальная возможность нанесения ущерба здоровью и психике граждан.

Обратим внимание на те гендерные отличия, о которых шла речь ранее, а именно на эмоциональную сферу личности и аффективно-выразительное поведение. Возникает очередной вопрос, требующий большего внимания со стороны исследователей: может ли эмоциональность, характерная феминности, мешать выполнению строго

регламентированных действий, связанных с применением специальных средств и огнестрельного оружия, либо способствовать их правильному выполнению.

В своих работах, направленных на изучение реакций человека на стрессовые ситуации, Е.Р. Исаева выделяет, что копинг-стратегии (стратегии поведения преодоления стресса) мужчин и женщин отличаются [5]. Так, выделяется несколько копинг-стратегий, которые выбирают в большей степени женщины: «поиск социальной поддержки», «бегство» и «положительная переоценка». Мужчины же к таким стратегиям прибегают в меньшей степени.

Ж.Ж. Ромашева отмечает, что женщины чаще мужчин используют когнитивную стратегию позитивной переоценки. Другими словами, женщины в большей степени склонны искать положительные стороны в происходящих событиях, придавать трудностям новый смысл, тем самым снижая и обесценивая для себя значимость этих событий [6].

В свою очередь, анализ литературы по рассматриваемым проблемам показывает, что эти вопросы остаются актуальными и требуют теоретических и практических разработок.

Как утверждает А.М. Арипшев, «в органах внутренних дел уделяется большое внимание защите сотрудников от прямого нападения правонарушителей как в составе толпы, так и одиночек. Данное обстоятельство позволяет существенно повысить вероятность выполнения поставленных перед ОВД задач при противодействии правонарушителей и пресечении массовых беспорядков без потерь со стороны личного состава» [2]. Однако анатомо-физиологические, социокультурные, характерологические и гендер-ные различия влияют на выполнение определенных действий, связанных с применением специальных средств, что обуславливает значимость исследований в данной области.

В заключение следует отметить, что при применении специальных педагогических технологий обучения в образовательных организациях МВД России женщины по своей профессиональной подготовке не будут уступать мужчинам. Однако в последующих исследованиях в данной области необходимо будет уделять внимание особенностям психики и превалирующим свойствам внимания у мужчин и женщин до, во время и после применения специальных средств в определенных ситуациях (задержание преступника, нападение на граждан или сотрудников, при вооруженном сопротивлении и т.д.).

Так, мы можем говорить, что анатомо-физи-ологические и социокультурные особенности мужчин и женщин в профессиональной деятельности сотрудников полиции имеют место быть и требуют глубокого изучения, особенно изучение их влияния на применение специальных средств в различных случаях. Хотелось бы выделить, что знание гендерных особенностей поведения необходимо для предотвращения конфликтных ситуаций, недопонимания и для правильного выбора подхода к человеку в той или иной ситуации взаимодействия (переговоры, задержание, допрос и т.д.).

В свою очередь, выяснение закономерностей профессиональной деятельности и особенностей гендерных различий позволит разработать систему методик подготовки сотрудников разного пола и организационных мероприятий, направленных на совершенствование деятельности полиции.

Список источников

1. Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № 3-Ф3 «О полиции» (ред. от 16 октября 2019 г.) // СПС «КонсультантПлюс».

2. Арипшев А.М. Особенности использования специальных средств сотрудниками специальных подразделений / / Проблемы экономики и юридической практики. 2014. № 2. URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-ispolzo-vaniya-spetsialnyh-sredstv-sotrudnikami-spetsial-nyh-podrazdeleniy (дата обращения: 10.06.2024).

3. Берн Ш. Тендерная психология. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2001. 320 с.

4. Еремеева В.Д., Хризман Т.П. Мальчики и девочки — два разных мира. Нейропсихологи — учителям, воспитателям, родителям, школьным психологам. М.: Линка-пресс, 1998. 184 с.

5. Исаева Е.Р. Копинг-поведение: анализ возрастных и гендерных различий на примере российской популяции // Вестник ТГПУ. 2009. № 11 (89). Томск: Изд-во ТГПУ, 2009. С. 144—147.

6. Ромашева Ж.Ж. Тендерные особенности поведения в стрессовых ситуациях // Научные исследования. 2016. № 4 (5). URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/gendernye-osobennosti-povedeniya-v-stressovyh-situatsiyah (дата обращения: 09.11.2019).

7. Шиханцов Г.Г. Юридическая психология: учебник для вузов / отв. ред. В.А. Томсинов. М.: Зерцало, 2000.

8. Hassell K.D., Archbold CA., Stichman A.J. Comparing the workplace experiences of male and female police officers: examining workplace problems, stress, job satisfaction and consideration

of career change. International journal of police science & management, 2011, vol. 13 (1), pp. 37—53.

9. Maran DA., Varetto A., Zedda M, Leraci V. Occupational stress, anxiety and coping strategies in police officers. Occupational medicine, 2015, vol. 65, pp. 466—473.

10. McCarty W.P., Skogan W.G. Job-related burnout among civilian and sworn police personnel. Police quarterly, 2013, vol. 16 (1), pp. 66—84.

References

1. Federal Law No. 3-FZ of February 7, 2011 "On the Police" (as amended on October 16, 2019) // SPS "ConsultantPlus".

2. Aripshev A.M. Features of the use of special funds by employees of special units // Problems of economics and legal practice. 2014. No. 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-ispolzovaniya-spetsialnyh-sredstv-sotrudnikami-spetsialnyh-podrazdeleniy (date of reference: 06/10/2024).

3. Bern S. Gender psychology. St. Petersburg: Prime-EUROZNAK, 2001. 320 p.

4. Eremeeva V.D., Khrizman T.P. Boys and girls are two different worlds. Neuropsychologists — to teachers, educators, parents, school psychologists. Moscow: Linka-press, 1998. 184 p.

5. Isaeva E.R. Coping behavior: analysis of age and gender differences on the example of the Russian population // Bulletin of TSPU. 2009. № 11 (89). Tomsk: Publishing House of TSPU, 2009. pp. 144—147.

6. Romasheva Zh.Zh. Gender characteristics of behavior in stressful situations // Scientific research. 2016. No. 4 (5). URL: https://cyberle-ninka.ru/article/n/gendernye-osobennosti-pove-deniya-v-stressovyh-situatsiyah (date of application: 09.11.2019).

7. Shikhantsov G.G. Legal psychology: textbook for universities / ed. V.A. Tomsinov. M.: Zertsalo, 2000.

8. Hassell K.D., Archbold CA., Stichman A.J. Comparing the workplace experiences of male and female police officers: examining workplace problems, stress, job satisfaction and consideration of career change. International journal of police science & management, 2011, vol. 13 (1), pp. 37—53.

9. Maran DA., Varetto A., Zedda M., Leraci V. Occupational stress, anxiety and coping strategies in police officers. Occupational medicine, 2015, vol. 65, pp. 466—473.

10. McCarty W.P., Skogan W.G. Job-related burnout among civilian and sworn police personnel. Police quarterly, 2013, vol. 16 (1), pp. 66—84.

Информация об авторе

А.М. Старцев — начальник кафедры специальной тактики учебно-научного комплекса специальной подготовки Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, кандидат педагогических наук, доцент.

Information about the author A.M. Startsev — Head of the Department of Special Tactics Educational and Scientific Complex of Special Training of Moscow University of Internal Affairs of the Russian Federation named after V.Ya. Kikot, Candidate of Pedagogical Sciences, Docent.

Статья поступила в редакцию 05.07.2024; одобрена после рецензирования 05.08.2024; принята к публикации 05.09.2024.

The article was submitted to the editorial office 05.07.2024; approved after review 05.08.2024; accepted for publication 05.09.2024.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.