Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ВЕДЕНИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ'

ОСОБЕННОСТИ ВЕДЕНИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
414
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ / ПАНДЕМИЯ / COVID-19 / ОТЧЕТНОСТЬ / ПБУ / ФСБУ / НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / УДАЛЕННАЯ РАБОТА / ЭЛЕКТРОННЫЙ ДОКУМЕНТООБОРОТ / ЭЛЕКТРОННАЯ ПОДПИСЬ / ВНЕДРЕНИЕ / ДЕЛОПРОИЗВОДСТВО

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кудинова М.Г., Козлов В.В., Горбатко Е.С., Корнева Г.В., Терехов А.П.

В настоящее время произошли серьезные изменения в функционировании всей экономической системы, а также в деятельность отдельных хозяйствующих субъектов из-за неблагоприятной эпидемиологической ситуация, связанной с COVID-19, которая распространилась не только на территорию России, но и приняла мировое значение. В этой связи, произошли определенные изменения в законодательстве о бухгалтерском учете и составлении бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также в действующих нормативно-правовых актах. В статье рассмотрены особенности ведения бухгалтерского учета в период пандемии, так как пандемия оказывает негативное влияние на экономику отдельных стран, в том числе России и ее населения. В этой связи, как государству, так и субъектам хозяйствования, необходимо пересматривать порядок составления бухгалтерской (финансовой) отчетности. В статье приводится обзор законодательных изменений в области бухгалтерского учета, вызванных пандемией; приведена условная классификация направлений влияния пандемии на действующую систему бухгалтерского учета; рассматриваются преимущества электронного документооборота над бумажным, приводятся аргументы, которые упростят работу организациям с переходом на электронный документооборот.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF ACCOUNTING DURING THE PANDEMIC

The article discusses the peculiarities of accounting during the pandemic, as the pandemic has a negative impact on the economy of individual countries, including Russia and its population. In this regard, both the state and business entities need to revise the procedure for preparing accounting (financial) statements. The article provides an overview of legislative changes in the field of accounting caused by the pandemic; a conditional classification of the directions of the impact of the pandemic on the current accounting system is given; the advantages of electronic document management over paper are considered, arguments are given that will simplify the work of organizations with the transition to electronic document management.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ВЕДЕНИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ»

Особенности ведения бухгалтерского учета в период пандемии

см см о см

о ш т

X

<

т О X X

Кудинова Маргарита Геннадьевна,

кандидат экономических наук, доцент, заведующий кафедрой финансов, бухгалтерского учета и аудита, ФГБОУ ВО "Алтайский государственный аграрный университет", ^тоуа maraarita@mail.ru

Козлов Виталий Викторович,

кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры финансов, бухгалтерского учета и аудита, ФГБОУ ВО "Алтайский государственный аграрный университет", vitalii@mail.ru

Горбатко Елена Самратовна,

кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов, бухгалтерского учета и экономической безопасности, ФГБОУ ВО «Московский государственный университет технологий и управления имени К.Г. Разумовского (Первый казачий университет)»

Корнева Галина Викторовна,

кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов, бухгалтерского учета и экономической безопасности, ФГБОУ ВО «Московский государственный университет технологий и управления имени К.Г. Разумовского (Первый казачий университет)»

Терехов Андрей Петрович,

старший преподаватель кафедры экономики, Поволжский казачий институт управления и пищевых технологий (филиал) ФГБОУ ВО «Московский государственный университет технологий и управления имени К.Г. Разумовского (Первый казачий университет)»

В настоящее время произошли серьезные изменения в функционировании всей экономической системы, а также в деятельность отдельных хозяйствующих субъектов из-за неблагоприятной эпидемиологической ситуация, связанной с СОУЮ-19, которая распространилась не только на территорию России, но и приняла мировое значение. В этой связи, произошли определенные изменения в законодательстве о бухгалтерском учете и составлении бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также в действующих нормативно-правовых актах. В статье рассмотрены особенности ведения бухгалтерского учета в период пандемии, так как пандемия оказывает негативное влияние на экономику отдельных стран, в том числе России и ее населения. В этой связи, как государству, так и субъектам хозяйствования, необходимо пересматривать порядок составления бухгалтерской (финансовой) отчетности. В статье приводится обзор законодательных изменений в области бухгалтерского учета, вызванных пандемией; приведена условная классификация направлений влияния пандемии на действующую систему бухгалтерского учета; рассматриваются преимущества электронного документооборота над бумажным, приводятся аргументы, которые упростят работу организациям с переходом на электронный документооборот. Ключевые слова: бухгалтерский учет, пандемия, СОУЮ-19, отчетность, ПБУ, фсбу, нормативные акты, экономическая система, удаленная работа, электронный документооборот, электронная подпись, внедрение, делопроизводство.

Введение. В настоящее время произошли серьезные изменения в функционировании всей экономической системы, а также в деятельность отдельных хозяйствующих субъектов из-за неблагоприятной эпидемиологической ситуация, связанной с СОУЮ-19, которая распространилась не только на территорию России, но и приняла мировое значение. В этой связи, произошли определенные изменения в законодательстве о бухгалтерском учете и составлении бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также в действующих нормативно-правовых актах. Следует отметить, что вместе с законодательными изменениями произошли и структурные изменения в организации деятельности бухгалтерских служб.

Постановка задачи исследования. В сегодняшних реалиях проблема организации бухгалтерской работы в условиях пандемии СОУЮ-19 является наиболее актуальной и определяет целевые установки данного исследования.

Реализация поставленной цели осуществлялась посредством изучения изменений в законодательстве о бухгалтерском учете, вызванных коро-навирусной инфекцией; переведения структурных подразделений бухгалтерских служб в организациях на удаленную работу; изучение факторов влияния пандемии СОУЮ-19 на организацию и ведение бухгалтерского учета.

Цель исследования: рассмотреть особенности ведения бухгалтерского учета в условиях пандемии.

Задачи исследования:

1. Изучить особенности ведения бухгалтерского учета в условиях пандемии;

2. Выявить достоинства внедрения электронного документооборота.

Материалы и методы исследования. Исследования проводились на основе изучения особенностей бухгалтерского учета в условиях пандемии в Российской Федерации. В работе применен теоретико-познавательный и логический подход; в частности, использованы методы сравнительного, логического анализа и экспертного суждения. При

написании статьи использовались опубликованные наработки и труды российских авторов, а также нормативно-правовые документы.

Объектом исследования является бухгалтерский учет в условиях пандемии в Российской Федерации.

Предмет исследования: отношения по формированию бухгалтерской информации.

Результаты исследования. В условиях пандемии коронавируса COVID-19 организации столкнулись с дополнительными расходами для того, чтобы предотвратить распространение болезни среди своих сотрудников. В этой связи появились различные меры государственной поддержки хозяйствующих субъектов. В то же время организации столкнулись с проблемой правильного отражения в бухгалтерском учете и финансовой отчетности затрат на борьбу с COVID-19 и полученную государственную поддержку.

На рисунке 1 представлена информация о влиянии на систему ведения бухгалтерского учета пандемии COVID-19.

Рис. 1. Влияние COVID-19 на систему ведения бухгалтерского учета

Трункина Л.В., Телятникова Т.В., Кузьмина Н.А. отмечают, что «на сегодняшний день в рамках сложной эпидемиологической ситуации рынок труда изменился, огромное количество операций переносится в онлайн» [1].

Работа на удаленке становится не только повсеместной, но и жизненно важной необходимостью.

Обязанность вести бухгалтерский учет распространяется на все российские компании в соответствии с Федеральным законом от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее - Закон № 402-ФЗ). Результатом его ведения является подготовка годовой бухгалтерской отчетности организации, которая должна отражать достоверное представление о финансовом положении на дату

составления бухгалтерской отчетности, финансовом результате ее деятельности и денежных потоках за период.

При этом бухгалтерская (финансовая) отчетность должна быть основана на данных бухгалтерского учета, а также информации, определенной федеральными и отраслевыми стандартами (часть 1 статьи 13 Закона № 402-ФЗ).

В соответствии с Законом № 402-ФЗ, Федеральные стандарты бухгалтерского учета (далее -ФСБУ), являются обязательными, их утверждает Министерство финансов Российской Федерации, а любые Негосударственные профессиональные объединения могут участвовать в их разработке для других организаций, кроме организаций государственного сектора.

Согласно Программе развития ФСБУ на 20192021 годы, утвержденной Приказом Минфина России от 05.06.2019 г. № 83н, для данной категории юридических лиц утверждены только два ФСБУ -ФСБУ 25/2018 «Бухгалтерский учет аренды» и ФСБУ 5/2019 «Запасы». При этом обязательное применение первого начинается с 2022 года, второго - с 2021 года.

В случае если нет принятого ФСБУ в организациях применяется порядок ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности, утвержденных Приказами Минфина России ПБУ до введения Закона № 402-ФЗ (п. 1 статьи 30 Закона № 402).

Кроме того, с 19.07.2017 г. действующие правила бухгалтерского учета (ПБУ), утвержденные Приказами Минфина России в период с 10.01.1998 по 01.01.2013 гг., действуют для организаций коммерческого сектора в роли ФСБУ (п. 1.1. Статья 30 Закона № 402-ФЗ).

Коммерческих организаций (за исключением банковского сектора) при ведении бухгалтерского учета используют действующие ПБУ, утвержденные Приказами Минфина России в указанный период, а не ФСБУ. При этом в свою отчетность они готовят отчетность по формам, утвержденным Приказом Минфина России от 02.07.2010 г. № 66н «О формах бухгалтерской отчетности организаций» (далее - Приказ № 66н), и основными нормативными актами, применяемыми при формировании таких отчетов, остаются:

• Положение по бухгалтерскому учету и финансовой отчетности в Российской Федерации, утвержденное приказом Минфина России от 29.07.1998 г. № 34н (далее - Положение № 34н);

• Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99), утвержденное приказом Минфина России от 06.07.1999 г. № 43н (далее - ПБУ 4/99).

Бухгалтерская отчетность за 2020 год (в том числе промежуточная, если отчетность организации не подлежит консолидации) формируется организациями по формам, утвержденным Приказом

х

X

о

го А с.

X

го т

о

м о м м

см см о см

о ш

В

X

Ц

<

В

О X X

№66н, с учетом изменений, внесенных Приказом Минфина России от 19 апреля. 2019 г. № 61н «О внесении изменений в приказ Минфина Российской Федерации от 2 июля 2010 года № 66н «О формах финансовой отчетности организаций».

Как уже отмечалось, в условиях пандемии СОУЮ-19 организации несут дополнительные расходы и применяют меры государственной поддержки, которые, как и все другие факты из экономической жизни, должны отражаться в бухгалтерском учете и отчетности компаний. В Минфине России говорят о том, как включить такие затраты и государственную помощь в бухгалтерский учет согласно Информации Минфина России № ПЗ-14/2020 «О практике формирования информации в бухгалтерском учете в условиях распространения новой коронавирусной инфекции», было опубликовано на своем официальном сайте 15 июля 2020 года (далее - ПЗ-14/2020) [2].

Объединение требований Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утвержденного Приказом Минфина России от 06.05.1999 г. № 33н (далее - ПБУ 10/99) и положений Трудового Кодекса Российской Федерации в пункте 1 ПЗ-14/2020 чиновники отметили, что часть дополнительных затрат следует рассматривать как расходы по обычным видам деятельности, а отдельные затраты включать в прочие расходы.

В настоящее время организации включают в свои обычные расходы затраты на осуществление мероприятий по защите и не допущению распространения СОУЮ-19:

Расходы на услуги по:

• тестированию сотрудников на наличие коронавирусной инфекции и устойчивость к ней;

• дезинфекции рабочих помещений;

• обеспечению связи с сотрудниками, работающими удаленно;

• доставке работников, работающих на своих рабочих местах, на рабочие места и обратно в период повышенной готовности из-за распространения новой коронавирусной инфекции.

Следует отметить, что не имеет значения, предоставляются ли эти услуги третьими сторонами или организация реализует эти меры безопасности самостоятельно.

Покупка недвижимости и программных продуктов:

1. Средства защиты индивидуального характера, такие как маски, одноразовые перчатки, очки, защитные экраны и т.д.), Санитарно-гигиеническое оборудование и приспособления (дозаторы жидкого мыла, дезинфицирующие средства, бактерицидные лампы и т.д.), Медицинские приборы для диагностики и лечения (в первую очередь все -вспомогательные наборы, тесты и др.), дезинфицирующие средства учитываются в соответствии с

действующими ФСБУ 5/2019 «Запасы» и ФСБУ 6/2020 «Основные средства».

2. Права на программное обеспечение, приобретение (создание) которого связано с условиями труда в сложной эпидемиологической ситуации (если такие объекты учитываются как нематериальные активы) учитываются в соответствии с ПБУ 14/2007 г., утвержденного Приказом Минфина России от 27.12.2007 г. № 153н., а отражение в бухгалтерском учете их использования должно осуществляться по методике, выбранной организацией для данного объекта учета (пп. 23, 25, 26, 28, 31 ПБУ 14/2007). При этом Минфином РФ разработан проект Приказа «Об утверждении Федерального стандарта бухгалтерского учета ФСБУ 14/2021 «Нематериальные активы» (подготовлен Минфином России 28.09.2021 г.).

Исходя из того, что вышеуказанные расходы по предотвращению инфекции учитываются в составе расходов по обычным видам деятельности, формирующие стоимость товаров (работ, услуг), учитываются на соответствующих счетах плана счетов (20, 25, 26, 44) с последующим дебетованием субсчета 90-2 «Себестоимость» (при определении финансового результата).

Согласно пункту 2 Информации Минфина № ПЗ-14/2020, необходимо отражать в виде прочих расходов следующие затраты, понесенные в связи с распространением короновирусной инфекции:

• оплата труда работникам, трудящихся на территории России, в нерабочие дни, установленную в период короновирусной пандемии, и соответствующие отчисления на социальные нужды;

• оплата труда по вынужденным простоям в связи с приостановкой деятельности организации из-за коронавирусной инфекции;

• штрафы и выплаты по искам за нарушение зконодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации;

• расходы на благотворительную деятельность, направленную на предотвращение распространения пандемии (перевод денежных средств людям, пострадавшим от распространения пандемии; приобретение специализированного оборудования и других товаров для учреждений Минздрава с целью выявления и лечения пандемии).

Для систематизации информации о иных расходах, связанных с обеспечением защитный мер, используется счет 91 «Прочие доходы и расходы».

В Информации Минфина № ПЗ-14/2020 г. чиновники объяснили, как организации должны отражать государственную поддержку в виде полученных грантов и предоставленных бюджетных кредитов в показателях бухгалтерского учета.

Одной из мер государственной поддержки в условиях пандемии было предоставление государственных субсидий:

- согласно Постановлению Правительства РФ от 24 апреля 2020 года № 576 «Об утверждении Правил предоставления в 2020 году из федерального бюджета субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, ведущим деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции», малые и средние предприятия, работающие в отраслях, наиболее пострадавших от COVID-19, могут получать субсидию из федерального бюджета. Получатель такой субсидии может использовать деньги из бюджета для повседневных нужд, включая выплату заработной платы персоналу и для других целей [3];

- согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 02.07.2020 г. № 976 «Об утверждении Правил предоставления в 2020 году из федерального бюджета субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства и социально ориентированным некоммерческим организациям на проведение мероприятий по профилактике новой коронавирусной инфекции», малый и средний бизнес, а также социально ориентированные некоммерческие организации могут получать субсидию для проведения профилактических мероприятий по COVID -19 [4].

Отразить в бухгалтерском учете размер бюджетных субсидий необходимо по мере поступления денег или при соблюдении следующих условий:

• высокая вероятность выполнения условий получения субсидии;

• высокая вероятность получения субсидии от государства.

Выделенные субсидии отражаются на счете 86 «Целевое финансирование» в разрезе целевого финансирования текущих и капитальных затрат.

При первом варианте в бухгалтерском учете делается следующая запись: Дебет 51, Кредит 86. При втором варианте отражение бюджетных средств осуществляется двумя записями: Дебет 76, Кредит 86, Дебет 51, Кредит 76.

Если выделенные субсидии направляются организацией на финансирование текущих расходов, то бюджетные деньги списываются в момент признания расходов, на которые они были предоставлены.

Если средства бюджетных субсидий предназначены для финансирования расходов, понесенных организацией в прошлых отчетных периодах, то сумма полученной субсидии направляется на увеличение финансового результата организации [5].

Если на момент получения бюджетных ассигнований часть предусмотренных финансовых расходов еще не была освоена, неиспользованная

сумма бюджетных ассигнований учитывается на счете 86 «Целевое финансирование» до тех пор, пока не будут получены соответствующие понесенные расходы.

Если субсидия предназначена для финансирования затрат капитального характера (к примеру, основных средств), то при принятии объекта к расчету с учетом счета 01 «Основные средства» размер субсидии отражаются на счете 86 «Целевое финансирование» и списываются на кредитный счет 98 «Доходы будущих периодов». Кроме того, при расчете амортизации данного объекта сумма субсидии будет списана на доходы от деятельности организации: Дебет 98 Кредит 91.

При этом Минфин России отмечает, что ПБУ 13/2000 не применяется в случае с возмещением утраченных поступлений и (или) финансовым обеспечением (возмещением) затрат в связи с производством (реализацией) товаров по договору. При отражении информации о таких поступлениях рекомендуется опираться в бухгалтерском учете на правила, сформулированные в ПБУ 9/99 «Доходы организации», утвержденном приказом Минфина России №32н от 06.05.1999 г.

Коммерческая организация раскрывает информацию о мерах государственной поддержки, полученных в виде бюджетных средств и субсидий, в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах, а некоммерческие организации - в отчете об целевом использовании средств [6].

При погашении бюджетная ссуда отражается на счетах организации в соответствии с общими правилами учета заемных средств.

Как пояснили в Минфине России, сумма, на которую организация освобождается от обязанности по уплате налога на прибыль связана с уменьшением суммы налога на прибыль, определенного в соответствии с ПБУ 18/02, утвержденный приказом Минфина России №114н от 19.11.2002 г. Аналогичные суммы по прочим налогам и страховым взносам вычитаются из соответствующих расходов, признанных в соответствии с пБу 10/99.

Понятно, что данные правила бухгалтерского учета предполагают, что в организации применяется ПБУ 18/02, а если не применяется, то в бухгалтерском учете просто делаются соответствующие сторнированные записи для расчета налогов и страховых взносов [7].

В пункте 7 Информации Минфина № ПЗ-14/2020 Минфин России пояснил, что, в соответствии с Федеральным законом от 08.06.2020 № 172-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» организации, осуществляющие деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирус-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

х

X

о

го А с.

X

го т

о

м о м м

см см о см

о ш

В

X

Ц

<

В

О X X

ной инфекции, освобождены от исполнения обязанности уплатить за II квартал 2020 г. налоги, авансовые платежи по налогам (кроме НДС). Кроме того, указанные организации исчисляют страховые взносы на обязательное пенсионное, медицинское и социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством по ставке 0% по выплатам физическим лицам, начисленным за апрель, май, июнь 2020 г.

Проведенный анализ особенностей ведения бухгалтерского учета в условиях пандемии показал, что в настоящее время наиболее актуален перевод сотрудников на удаленный режим работы.

По мнению Ховановой С. В. «Перевод сотрудников на удаленный режим работы внес определенные коррективы в систему работы большинства предприятий. Изменения в режиме работы вызвали не только новые стандарты и регламенты работы бухгалтерских служб (приказы о переводе на удаленную работу, расходы на программное обеспечение), но также и новое распределение должностных обязанностей» [8].

По данным ВЦИОМ, на удаленный режим работы перешедших увеличилось с 2 % до 16 % количество сотрудников» [9].

При электронном документообороте документы создаются с помощью компьютеров или мобильных устройств, подписываются электронной подписью и обрабатываются с помощью компьютерного оборудования, а схема их движения и обработки позволяют внедрить его как на небольших предприятиях, так и в крупных компаниях с разветвленной структурой и многочисленными филиалами, что позволит оптимизировать и ускорить бизнес-процессы. Согласовать, подписать и отправить документы можно за несколько секунд [10].

Несколько лет назад электронный документооборот казался сложной технологией, на внедрение которой нужно затратить много финансовых и человеческих ресурсов, но сегодняшняя практика и опыт различных компаний показывают, что это гораздо проще, быстрее и удобнее, чем бумажное делопроизводство.

Следует отметить, что вопрос безопасности занимает принципиально важное место при организации бухгалтерского учета в условиях пандемии и особенно ведение документооборота. Стоит также отметить, что международные стандарты часто меняются, и электронный документооборот помогает адаптироваться к их изменениям [11]. Как только появляются новые стандарты, организация, на которой внедрено электронной делопроизводство, оперативно меняет шаблоны документов и сохраняет высокий уровень конкурентоспособности.

Переход на электронный документооборот (ЭДО) должен помочь хозяйствующим субъектам

сэкономить деньги и время на работе с документами. По данным ФНС, за год на бумажный документооборот в России уходит около 3,5 триллионов рублей. При этом на создание, хранение и обработку таких документов каждая компания и ИП тратят до 65 часов в месяц — это примерно семь рабочих дней. Внедрение ЭДО должно исключить расходы на бумагу, печать и доставку, а также сократить время на работу с документами на 80%.

Системы электронного документооборота наряду с системами видеоконференции и связи становятся инструментом, объединяющим сотрудников, предоставляющим ресурсы и широкий функционал для удаленной работы.

Единого закона об электронном документообороте (ЭДО) в российском законодательстве нет. Особенности работы с ЭДО регулируются нормативно-правовыми документами — федеральными законами, Налоговым кодексом, постановлениями правительства, приказами ФНС.

Наиболее значимый на сегодня закон об ЭДО — 63-ФЗ «Об электронной подписи». Он регулирует отношения в области использования электронных подписей (ЭП), которые дают электронным документам юридическую силу. Без них обмен с контрагентами или госорганами актами, соглашениями, договорами, отчетностью сможет иметь разве что ознакомительный характер [12].

С 1 января 2022 года сотрудники компаний и уполномоченные лица, как определяет закон об электронном документообороте в России 476-ФЗ, должны будут перейти на использование для рабочих и личных документов личную подпись — электронную подпись физического лица. Это связано с тем, что в ФНС руководители будут получать лишь одну — причем некопируемую — подпись на юридическое лицо. Для подписания документов организации подписью физического лица понадобится электронная доверенность. Особенности ее применения сейчас прорабатываются.

К концу 2024 года налоговая планирует перевести в электронную форму 95% счетов-фактур и 70% товарных и транспортных накладных. Это значит, что в ближайшие годы большинству предпринимателей придётся освоить электронный документооборот.

Заключение. Таким образом, можно отметить, что в сложившейся ситуации государство принимает определенные действия в отношении не только мер по сдерживанию короновирусной инфекции, но разрабатывает мероприятия позволяющие отнести затраты на ее борьбу в бухгалтерском учете, позволяя организациям оптимизировать свои расходы. Проведенный анализ особенностей ведения бухгалтерского учета в условиях пандемии показал, что в настоящее время наиболее актуален перевод сотрудников на удаленный

режим работы. Переход на электронный документооборот должен помочь хозяйствующим субъектам сэкономить деньги и время на работе с документами, а электронная подпись становится незаменимым инструментом каждого человека.

Литература

1. Трункина Л.В., Телятникова Т.В., Кузьмина Н.А. Повышение производительности труда на предприятиях в условиях сложной эпидемиологической ситуации // Омский научный вестник. Серия «Общество. История. Современность». — 2021. — ТОМ 6. — № 2. — С. 146-153.

2. Информация Минфина России от 15 июля 2020 г. N ПЗ-14/2020 «О практике формирования в бухгалтерском учете информации в условиях распространения новой коронавирусной инфекции».

3. Постановление Правительства РФ от 24 апреля 2020 г. N 576 «Об утверждении Правил предоставления в 2020 году из федерального бюджета субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, ведущим деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/73855337

4. Постановление Правительства РФ от 2 июля 2020 г. № 976 «Об утверждении Правил предоставления в 2020 году из федерального бюджета субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства и социально ориентированным некоммерческим организациям на проведение мероприятий по профилактике новой коронавирусной инфекции» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/7423400

5. Котова К.Ю. Резервы в бухгалтерском и налоговом учете: сущность, виды, методика формирования // Вестник профессиональных бухгалтеров. — 2020. — № 4. — С. 14-23.

6. Козлов В.В., Бородина Н.В. Бухгалтерский учет расчетов с покупателями и заказчиками // В сборнике: Социально-экономические проблемы развития предпринимательства: региональный аспект. Материалы VI Ежегодной Международной научно-практической конференции. 2017. С. 129133.

7. Каращенко В.В., Довлатова Г.П., Мирослав-ская М.Д. Анализ поправок к МСФО, связанных с необходимостью сглаживания экономических последствий пандемии // Учет и статистика № 3 [59], 2020 С-29-35.

8. Хованова, С. В. Влияние пандемии COVID-19 на особенности бухгалтерского учёта / С. В. Хо-ванова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 9 (351). — С. 64-67.

9. ВЦИОМ: Число работающих удаленно россиян во время пандемии возросло в восемь раз.

[Электронный ресурс] // ТАСС: [сайт]. - Режим доступа: https://tass.ru/ekonomika/8478435.

10.Актуальность внедрения систем электронного документооборота Зайцева Т. А., Араслан-баев И. В. В сборнике: Тенденции и перспективы развития статистической науки и информационных технологий сборник научных статей: посвящается Юбилею профессора кафедры статистики и информационных систем в экономике доктора экономических наук Рафиковой Нурии Тимергале-евны. МСХВ РФ, Башкирский государственный аграрный университет. Уфа, 2013. С. 127-130.

11. Неверов П.А., Сурай Н.М., Торгашева А.А., Черных А.А. Сравнительная модель контроля качества аудиторской деятельности в России и Китайской народной Республике / П.А. Неверов, Н.М. Сурай, Н.А., Торгашева, А.А. Черных// Вестник Алтайского государственного аграрного университета. - 2015. - №10 (132). - с. 118-123.

12. Федеральный закон от 6 апреля 2011 г. № 63-ФЗ «Об электронной подписи».

Features of accounting during the pandemic

Kudinova M.G., Kozlov V.V., Gorbatko E.S., Korneva G.V., Terekhov A.P.

Altai State Agricultural University, Moscow State University of Technology

and Management named after K.G. Razumovsky JEL classification: G20, G24, G28, H25, H30, H60, H72, H81, K22, K34

The article discusses the peculiarities of accounting during the pandemic, as the pandemic has a negative impact on the economy of individual countries, including Russia and its population. In this regard, both the state and business entities need to revise the procedure for preparing accounting (financial) statements. The article provides an overview of legislative changes in the field of accounting caused by the pandemic; a conditional classification of the directions of the impact of the pandemic on the current accounting system is given; the advantages of electronic document management over paper are considered, arguments are given that will simplify the work of organizations with the transition to electronic document management. Keywords: accounting, pandemic, COVID-19, reporting, PBU, RAS, regulations, economic system, remote work, electronic document management, electronic signature, implementation, office work. References

1. Trunkina L.V., Telyatnikova T.V., Kuzmina N.A. Improving labor productivity at enterprises in a difficult epidemiological situation // Omsk Scientific Bulletin. The series "Society. History. Modernity". - 2021. -VOLUME 6. - No. 2. - pp. 146-153.

2. Information of the Ministry of Finance of the Russian Federation dated July

15, 2020 N PZ-14/2020 "On the practice of forming information in accounting in the conditions of the spread of a new coronavirus infection".

3. Decree of the Government of the Russian Federation No. 576 of April 24,

2020 "On approval of the Rules for Granting Subsidies from the Federal budget in 2020 to Small and medium-sized Businesses Operating in the Sectors of the Russian economy that have been most affected by the deterioration of the situation as a result of the spread of a new coronavirus infection" [Electronic resource]. - Access mode: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/73855337 .

4. Decree of the Government of the Russian Federation No. 976 of July 2,

2020 "On Approval of the Rules for Granting Subsidies from the Federal Budget to Small and medium-sized Businesses and socially Oriented non-profit organizations in 2020 for the prevention of a new coronavirus infection" [Electronic resource]. - Access mode: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/74234000

5. Kotova K.Y. Reserves in accounting and tax accounting: essence, types,

methods of formation // Bulletin of Professional Accountants. - 2020. -No. 4. - pp. 14-23.

6. Kozlov V.V., Borodina N.V. Accounting of settlements with buyers and

customers // In the collection: Socio-economic problems of entrepreneurship development: regional aspect. Materials of the VI Annual International Scientific and Practical Conference. 2017. pp. 129133.

7. Karashchenko V.V., Dovlatova G.P., Miroslavskaya M.D. Analysis of

amendments to IFRS related to the need to smooth out the economic

X X О го А С.

X

го m

о

м о м м

consequences of the pandemic // Accounting and Statistics No. 3 [59], 2020 P-29-35.

8. Khovanova, S. V. The impact of the COVID-19 pandemic on accounting

features / S. V. Khovanova. - Text: direct // Young scientist. — 2021. — № 9 (351). — Pp. 64-67.

9. VTSIOM: The number of Russians working remotely increased eight-fold

during the pandemic. [Electronic resource] // TASS: [website]. - Access mode: https://tass.ru/ekonomika/8478435 .

10. The relevance of the introduction of electronic document management systems Zaitseva T. A., Araslanbayev I. V. In the collection: Trends and prospects for the development of statistical science and information technology collection of scientific articles: dedicated to the Anniversary of Professor of the Department of Statistics and Information Systems in Economics, Doctor of Economics Rafikova Nuria Timergaleevna. Ministry of Agriculture of the Russian Federation, Bashkir State Agrarian University. Ufa, 2013. pp. 127-130.

11. Neverov P.A., Surai N.M., Torgasheva A.A., Chernykh A.A. Comparative model of quality control of audit activity in Russia and the People's Republic of China / P.A. Neverov, N.M. Surai, N.A., Torgasheva, A.A. Chernykh// Bulletin of the Altai State Agrarian University. - 2015. - №10 (132). - pp. 118-123.

12. Federal Law No. 63-FZ of April 6, 2011 "On Electronic Signature".

CS CS

o

CS

o m m

X

3

<

m o x

X

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.