Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ВЭД В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ'

ОСОБЕННОСТИ ВЭД В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
426
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО СТРАН ЕАЭС / СИСТЕМА SWIFT / СИСТЕМА CIPS / СИСТЕМА СПФС / РЕЗИДЕНТЫ РФ / УЧАСТНИКИ ВЭД / САНКЦИИ / ВАЛЮТНЫЙ КОНТРОЛЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Грозовская Е.В.

В статье рассматриваются особенности развития внешнеэкономической деятельности резидентами РФ в санкционных условиях. Рассмотрены изменения законодательства, регулирующие валютные и экспортно-импортные операции, рассмотрены действия совета Евразийской экономической комиссии в области активизации развития торгово-экономических отношений странами ЕАЭС в рамках реализации Стратегии -2025.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF FOREIGN ECONOMIC ACTIVITY IN MODERN CONDITIONS

The article discusses the peculiarities of the development of foreign economic activity by residents of the Russian Federation in sanctions conditions. The amendments to the legislation regulating currency and export-import operations were considered, the actions of the Council of the Eurasian Economic Commission in the field of enhancing the development of trade and economic relations between the EAEU countries within the framework of the implementation of the Strategy -2025 were considered.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ВЭД В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ»

ОСОБЕННОСТИ ВЭД В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ Е.В. Грозовская, канд. экон. наук, доцент

Санкт-Петербургский имени В.Б. Бобкова филиал Российской таможенной академии (Россия, г. Санкт-Петербург)

DOI:10.24412/2411-0450-2022-8-92-95

Аннотация. В статье рассматриваются особенности развития внешнеэкономической деятельности резидентами РФ в санкционных условиях. Рассмотрены изменения законодательства, регулирующие валютные и экспортно-импортные операции, рассмотрены действия совета Евразийской экономической комиссии в области активизации развития торгово-экономических отношений странами ЕАЭС в рамках реализации Стратегии -2025.

Ключевые слова: межрегиональное торгово-экономическое сотрудничество стран ЕАЭС, система SWIFT, система CIPS, система СПФС, резиденты РФ, участники ВЭД, санкции, валютный контроль.

Внешнеэкономическая деятельность организаций является особым видом деятельности, которая влечет за собой дополнительные коммерческие риски для организации, более пристальный контроль со стороны контролирующих органов, требует привлечения специалистов в данной сфере или использования аутсорсинговых услуг, но все перечисленные трудности оправдывают себя, когда компания получает более высокую прибыль от экспортно-импортных операций. Тем не менее осуществление внешнеэкономической деятельности невозможно без должного государственного регулирования и вмешательства.

Развитие межрегионального торгово-экономического сотрудничества стран ЕАЭС прежде всего основано на реализации информационных, организационных и финансовых аспектах в соответствии с принятым решением от 11.12.2020 г. № 12 «О стратегических направлениях развития евразийской экономической интеграции до 2025 года» (Решение высшего евразийского экономического совета) [1].

В целях реализации стратегических направлений развития евразийской экономической интеграции до 2025 года, на текущий момент времени, коллегией Евразийской экономической комиссии принята рекомендация для активизации межрегионального торгово-экономического сотрудничества в ЕАЭС.

В данном документе рекомендуется рассмотреть вопрос, связанный с целесообразностью разработки совместных межрегиональных проектов для реализации на приграничных территориях, а также финансовые инструменты, которые можно использовать в этих проектах.

Для улучшения инвестиционного климата и развития торгово-экономического сотрудничества нормативно-правовая база совершенствуется на постоянной основе, данный вопрос касается не только РФ, но и стран-партнеров. Данный фактор необходимо учитывать выходя на внешние рынки и планировать свой бюджет организациям-участникам ВЭД с учетом увеличения расходов не только на содержание специалистов, занятых внешнеторговыми операциями, но и их постоянное повышение квалификации в данной области, а также информационные ресурсы или как альтернативный вариант прибегнуть к аут-сорсинговым услуга в данной области, что в свою очередь, тоже сопряжено с дополнительными рисками (надежность, добросовестность партнера, сохранение коммерческой тайны и т.п.) [2].

В отечественной практике до 2022 года изменения нормативно-правового регулирования ВЭД, были направлены на послабление контроля в данной сфере бизнеса.

Как указывалось ранее, деятельность организаций-участников ВЭД связана с

дополнительными рисками, связанными с их коммерческой деятельностью, а именно:

- риски снабжения, связанные с прекращением, перебоями, изменениями условий снабжения товарами (продукцией, работами, услугами) по импортным контрактам;

- логистические и транспортные риски, связанные с потерей или повреждением грузов в пути, с задержкой доставки;

- валютный риск;

- налоговый риск;

- риски природных катастроф;

- риски технических аварий;

- технологические риски - потери из-за отклонений в технологии, ее устаревания по производству экспортируемых товаров;

- научно-технические риски, связанны с появлением новаций, которые влекут моральный износ и снижают конкурентоспособность поставляемой на внешний рынок продукции;

- риски персонала, занимающегося с внешнеторговыми операциями компании;

- информационные риски

- риски безопасности и другие.

В настоящее время на развитие сотрудничества в рамках ЕАЭС существенное влияние оказывает политический фактор, а именно санкционный режим в адрес РФ и республики Беларусь, а также ответные меры, следовательно, и резкие колебания курсов валют оказали отрицательное влияние на сформировавшиеся торгово-экономические связи.

На сегодняшний день все обозначенные риски увеличиваются и имеют особенное значение учитывая сложные и напряженные отношения в экономических вопросах РФ с США, странами ЕС и некоторыми другими странами в 2022 году существенно увеличили риски, связанные с ведением бизнеса резидентами РФ, особенно данный вопрос отразился на деятельности организаций-участников ВЭД.

Отключение от международной платежной системы SWIFT некоторых российских банков не дает возможности оперативно и в полном объеме исполнять свои обязательства перед клиентами по межграничным банковским операциям с зару-

бежными странами. Следует отметить, что использование банками системы CIPS (Китай) и системы СПФС (Россия) осуществлять зачисления и переводы в иностранной валюте.

Смысл введенных санкций со стороны США и стран ЕС ограничить доступ резидентов РФ к международным расчетам и торговым связям с зарубежными контрагентами, то есть введен запрет американским юридическим и физическим лицам вести расчеты через банки-резиденты РФ из санкционного списка, так же произведена заморозка их активов за рубежом.

Кроме США и стран ЕС в разной степени поддержали санкции в отношении резидентов РФ и некоторые другие государства. В качестве ответных мер принято распоряжение Правительства РФ № 430 от 05.03.2022, в котором указаны недружественные государства: 27 стран ЕС, США, Великобритания, Канада, Украина и еще 17 стран [2].

В соответствии с данным документом резидентам РФ можно сотрудничать с представителями указанных стран, но следует учитывать запрет на вывоз иностранной валюты, а также более жесткий валютный контроль в отношении сделок с ними. Так же необходимо учесть вопрос, связанный с организацией поставки товаров (продукции), так как сформировавшиеся логистические цепочки разрушены, а новые на являются оптимальным и существенно увеличивают стоимость товара (продукции).

Так же введены в действие временные правила, по некоторым операциям, а именно [3]:

- операциям осуществляемым между резидентами РФ и иностранными контрагентами-резидентами недружественных стран или контролируемых этими странами [4];

- операциям по расчетам с правообладателями, являющихся резидентами недружественных стран;

- операциям услуг связи, поставок лекарств, медицинских изделий, продуктов, сельхозпродукции, программного обеспечения с партнерами-резидентами недружественных стран [5].

Ограничительные меры введены и по сделкам в сфере:

- приобретения недвижимости,

- выдачи займов нерезидентам РФ,

- иностранных ценных бумаг,

- участия в уставном капитале иностранных компаний, зарегистрированных в недружественных странах.

Существенное и резкое снижение курса рубля в марте 2022 года вызвало необходимость со стороны правительства РФ и ЦБР и такой меры как обязательная продажа части валютной выручки [6].

Следует отметить, что с 10.06.2022 отменено требование для резидентов РФ организаций-участников ВЭД осуществлять обязательную продажу иностранной валюты, зачисленной на их валютные счета в уполномоченных банках на основании внешнеторговых контрактов (решение Правительственной комиссией по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в РФ). Данный факт является положительной тенденцией, связанной со стабилизацией на финансовом рынке [7].

Исходя из вышеизложенного, для резидентов РФ целесообразно развивать партнерство в области торгово-экономического сотрудничества с представителями стран ЕАЭС и другими дружественными государствами. Прежде всего, это касается расчетов за поставки товаров (продукции, работ, услуг), а именно использование системы передачи финансовых сообщений (СПФС) - альтернатива SWIFT. На текущий момент времени большинство коммерческих банков РФ работают через СПФС, к данной системе подключились банки Беларуси и некоторые банки Кыргызстана и Армении.

Так же следует отметить, что банки стран ЕАЭС подключаются к платежной системе «МИР», что положительно сказывается на туристической сфере и упрощает расчеты командированным сотрудникам (то есть у физических лиц есть возможность расплачиваться имеющимися банковскими картами или снимать наличные денежные средства).

Еще одним вопросом, играющим важную роль в развитие торгово-экономических отношений странами ЕАЭС, является достигнутая договоренность о переходе на расчеты в национальных валютах, тем самым минимизируя валютный риск.

На текущий момент времени действует разрешительный порядок экспорта из РФ товаров, определенных постановлением Правительства РФ, в недружественные страны, но процедура оформления экспортных сделок в страны ЕАЭС этих же товаров упрощена (достаточно наличие сертификата СТ-1, предназначенного для государств ЕАЭС, на экспортируемую продукцию) [3].

Подача статистического отчета в ФТС участника ВЭД по факту сделки через личный кабинет ускоряет и упрощает оформление экспортно-импортных операций, а существенно ускоряет и упрощает доставку грузов отсутствие таможенных постов на границах со странами, входящими в ЕАЭС.

В качестве общего вывода, можно отметить, что совет Евразийской экономической комиссии постепенно принимает решения, направленные на улучшение качества сотрудничества между странами, активизирует развитие торгово-экономических связей.

Библиографический список

1. Решение Высшего Евразийского экономического совета от 11.12.2020 г. № 12 «О Стратегических направлениях развития евразийской экономической интеграции до 2025 года».

2. Е.В. Грозовская «О роли аутсорсинговых услуг по операциям, связанным с ВЭД» Аудит. - 2021. - № 5. - С. 27-29.

3. Распоряжение Правительства РФ от 05.03.2022 г. № 430-р «Об утверждении перечня иностранных государств и территорий, совершающих недружественные действия в отношении Российской Федерации, российских юридических и физических лиц».

4. Постановление Правительства Российской Федерации от 09.03.2022 г. № 312 «О введении на временной основе разрешительного порядка вывоза отдельных видов товаров за пределы территории Российской Федерации».

5. Постановление Правительства РФ от 06.03.2022 № 295 «Об утверждении Правил выдачи Правительственной комиссией по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации разрешений в целях реализации дополнительных временных мер экономического характера по обеспечению финансовой стабильности Российской Федерации и иных разрешений, предусмотренных отдельными указами Президента Российской Федерации, и внесении изменения в Положение о Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации».

6. Указ Президента РФ от 27.05.2022 № 322 «О временном порядке исполнения обязательств перед некоторыми правообладателями».

7. Указ Президента РФ от 28.02.2022 № 79 «О применении специальных экономических мер в связи с недружественными действиями Соединенных Штатов Америки и примкнувших к ним иностранных государств и международных организаций».

8. Выписка из протокола заседания подкомиссии Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации от 09.062022 г. № 61 // (12287655.pdf (nalog.gov.ru)).

FEATURES OF FOREIGN ECONOMIC ACTIVITY IN MODERN CONDITIONS

E.V. Grozovskaya, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor

St. Petersburg named after V.B. Bobkova branch of the Russian Customs Academy

(Russia, St. Petersburg)

Abstract. The article discusses the peculiarities of the development of foreign economic activity by residents of the Russian Federation in sanctions conditions. The amendments to the legislation regulating currency and export-import operations were considered, the actions of the Council of the Eurasian Economic Commission in the field of enhancing the development of trade and economic relations between the EAEU countries within the framework of the implementation of the Strategy -2025 were considered.

Keywords: interregional trade and economic cooperation of the EAEU countries, SWIFT system, CIPS system, SPFS system, residents of the Russian Federation, foreign trade participants, sanctions, currency control.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.