Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ УРОКОВ РУССКОГО ЯЗЫКА В КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЕ VIII ВИДА'

ОСОБЕННОСТИ УРОКОВ РУССКОГО ЯЗЫКА В КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЕ VIII ВИДА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
47
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА / КОРРЕКЦИОННАЯ ШКОЛА / ЗАДАЧИ И ПРИНЦИПЫ УРОКОВ РУССКОГО ЯЗЫКА / ПРИНЦИП КОРРЕКЦИОННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Евдокимова Е.Н.

Рассмотрены особенности уроков русского языка в коррекционной школе. Выделены основные задачи преподавания русского языка. Перечислены дидактические принципы, используемые на уроках русского языка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PECULIARITIES OF RUSSIAN LANGUAGE LESSONS IN THE CORRECTION SCHOOL VIII

Features of lessons of Russian in correctional school are considered. The main tasks of teaching the Russian language are identified. Enumerated didactic principles, words in the lessons of the Russian language.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ УРОКОВ РУССКОГО ЯЗЫКА В КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЕ VIII ВИДА»

УДК 376.42

Евдокимова Е.Н. магистрант

кафедра специального (дефектологического) образования Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования Республики Крым «Крымский инженерно-педагогический университет» научный руководитель: Андрусева И.В., к.п.н.

доцент

Россия, г. Симферополь ОСОБЕННОСТИ УРОКОВ РУССКОГО ЯЗЫКА В КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЕ VIII ВИДА

Аннотация: рассмотрены особенности уроков русского языка в коррекционной школе. Выделены основные задачи преподавания русского языка. Перечислены дидактические принципы, используемые на уроках русского языка.

Ключевые слова: урок русского языка, коррекционная школа, задачи и принципы уроков русского языка, принцип коррекционной направленности.

Evdokimova E.N.

Graduate student of Science in the Department of Special (Defectology)

Education

State budgetary educational institution of higher education of the Republic of Crimea «Crimean Engineering Pedagogical University»

Russia, Simferopol Supervisor: I. V. Andrusyova Ph. D., associate Professor PECULIARITIES OF RUSSIAN LANGUAGE LESSONS IN THE CORRECTION SCHOOL VIII

Annotation: features of lessons of Russian in correctional school are considered. The main tasks of teaching the Russian language are identified. Enumerated didactic principles, words in the lessons of the Russian language.

Keywords: a lesson of the Russian language, a correctional school, tasks and principles of the lessons of the Russian language, the principle of correctional orientation.

В наши дни, как и много лет назад, основной формой обучения является урок. Первое, с чем сталкивается студент на практике, это организация и проведения качественного урока. Для того, чтобы провести правильный и качественный урок, учителю (студенту) необходимо знать понятие урока и его типы. Так как, профессия дефектолога посвящена детям с особыми образовательными потребностями, дефектолог обязан знать и специфику урока в специальной (коррекционной) школе. Так же, необходимыми знаниями являются и типы уроков, ведь от типа урока будет

зависеть сама подача и цель урока.

Так как в коррекционной школе обучаются дети с интеллектуальной недостаточностью которые имеют целый ряд психо-физических особенностей, что требует определённой коррекции и уроки русского языка должны иметь свои особенности, носить коррекционную направленность

Для подготовки урока русского языка в коррекционной школе вида учителю (студенту на практике) необходимо знать особенности уроков русского языка, которые заключаются в задачах и этапах урока, в дидактических принципах и, конечно же, в коррекционной направленности.

Целью данной работы является проанализировать особенности уроков русского языка в коррекционной школе VIII вида.

Изучив работы А. К. Аксёновой, мы выделили пять основных задач преподавания русского языка, это: научить школьников правильно и осмысленно читать доступный их пониманию текст; выработать достаточно прочные навыки грамотного письма на основе усвоения звукового состава языка, элементарных сведений по грамматике и правописанию; повысить уровень общего развития учащихся; научить школьников последовательно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме; развивать нравственные качества школьников. Так же мы рассмотрели обучение русскому языку, как три условных этапа, на которых решаются определённые задачи [1].

Дидактическими принципами являются основные положения, которыми руководствуются для обучения.

Исходя из знаний об особенностях обучения умственно отсталых детей, на уроках русского языка в коррекционной школе VIII вида используются следующие дидактические принципы: воспитывающего обучения; сознательности и активности учащихся в усвоении учебного материала; наглядности в сочетании со словесными средствами; доступности и прочности знаний; научности и систематичности обучения; дифференцированного и индивидуальных подходов [1].

Обучение в коррекционной школе имеет огромное значение для развития умственно отсталых детей и их социальной адаптации. Нам известно, что наибольший эффект в их развитии достигается в тех случаях, когда в обучении осуществляется принцип коррекции, то есть исправление присущих этим детям недостатков. Данный принцип реализуется в программе по русскому языку коррекционной школы VIII вида и взаимосвязан с другими немало важными принципами для обучения данной категории детей [2].

Главной особенностью уроков русского языка во вспомогательной (коррекционной) школе является принцип коррекционной направленности, который вносит большой вклад в развитие и социальную адаптацию детей с особыми образовательными потребностями.

Принцип коррекционной направленности заключается в исправлении недостатков психофизического развития умственно отсталых детей в

процессе обучения путем использования специальных методических приемов, в результате применения коррекционных приемов обучения одни недостатки у учащихся преодолеваются, другие ослабевают, благодаря чему школьники быстрее продвигаются в своем развитии. Чем больше умственно отсталый ребенок продвинется в развитии, тем успешнее он будет овладевать учебным материалом, т. е. развитие учащихся и обучение их на основе принципа коррекции - это два взаимосвязанных процесса [2].

Анализ общей и специальной литературы показывает недостаточную разработанность вопроса по организации обучения русскому языку в специальной (коррекционной) школе. Существует лишь один фундаментальный учебник А. К. Аксёновой, что свидетельствует об актуальности исследования проблемы и необходимости её дальнейшей разработки, как в методическом, так и в практическом плане.

Использованные источники:

1. Аксёнова, А.К. Методика обучения русскому языку в коррекционной школе / А.К. Аксёнова. - М. : ВЛАДОС, 2002. - 320 с.

2. Воронкова В. В. Обучение и воспитание детей во вспомогательной школе : Пособие для учителей и студентов дефектологич. фак-ов пед. ин-тов / Под ред. В. В. Воронкова. - М. : Школа-Пресс, 2004. - 416 с.

УДК - 614.7

Ешчанова С.Ш.

Каракалпакский государственный университет им. Бердаха

Республика Узбекистан, г. Нукус АНАЛИЗ ЗАГРЯЗНЕННОСТИ АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА И СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ НАСЕЛЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ

КАРАКАЛПАКСТАН Аннотация. В статье приведены результаты исследования загрязнения атмосферного воздуха в Республике Каракалпакстан. Показано, что состояние здоровья детского населения, которое является индикатором загрязнения и степени опасности внешней среды в силу высокой реактивности организма.

Ключевые слова: Каракалпакстан, атмосферный воздух, загрязнение, индикатор, здоровье населения.

ANALYSIS OF POLLUTION OF ATMOSPHERIC AIR AND STATUS OF POPULATION HEALTH IN REPUBLIC OF

KARAKALPAKSTAN Abstract. To the article the results of research of contamination of atmospheric air are driven in Republic of Karakalparstan. It is shown that the state of health of child's population that is the indicator of contamination and degree of danger of environment by virtue of high reactivity of organism.

Keyword: Karakalparstan, atmospheric air, contamination, the indicator, health of population.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.