УДК 332.87
Сидорова А.В.1, Тарасова О. В. 2, Бобкова Е. Ю.3
1 Московский государственный университет технологий и управления имени К. Г.
Разумовского, Москва, Россия 2 Самарский государственный университет путей сообщения, Самара, Россия 3 Самарский филиал МГПУ, Самара, Россия
Особенности управления жилищно-коммунальным хозяйством на муниципальном уровне
Аннотация: Рассматриваются проблемы формирования системы управления жилищно-коммунальным хозяйством на уровне муниципалитета Ключевые слова: система управления, жилищно-коммунальное хозяйство, жилищная сфера, муниципальное хозяйство
Образец цитирования: Сидорова А.В., Тарасова О. В., Бобкова Е. Ю. Особенности управления жилищно-коммунальным хозяйством на муниципальном уровне// Гуманитарный научный журнал. 2023. №1-1. C 97-104
Процесс воздействия субъекта, в лице управляющей подсистемы на объект, выступающий в качестве управляемой подсистемы, характеризуется следующими свойствами:
- любой объект или процесс представляет собой систему, т.е. совокупность взаимосвязанных элементов, составляющих целостное образование;
- воздействие субъекта на объект может осуществляться лишь при наличии и циркуляции определённой, необходимой для осуществления организационных операций, информации;
- система организации является сложной, динамической и открытой. Её сложность определяется неоднородностью и разнообразием составляющих её элементов. Динамичность характеризуется постоянными изменениями имеющихся на предприятии ресурсов, динамикой спроса и предложения. Её открытость характеризуется возможностью обмена информацией с внешней средой.
Управление ЖКХ относится к ведению субъектов Российской Федерации и местного самоуправления, а участие государства заключается в нормативном регулировании, координации, контроле и обеспечении прав и законных интересов субъектов управления, определении приоритетов в структурной политике, лицензировании, регистрации и пр.
Полномочия органов местного самоуправления в области жилищно-коммунального хозяйства, коммунально-бытового обслуживания населения определяются в Жилищном кодексе РФ, Федеральном законе от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а также в иных нормативно-правовых актах.
Схема управления жилищно-коммунальным хозяйством на муниципальном уровне схематично изображена на рисунке 1.
Электронный научный журнал ¡88М 2076-96бГ
СУБЪЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ ЖКХ (УПРАВЛЯЮЩАЯ ПОДСИСТЕМА)
Финансовый орган муниципалитета
Собственник муниципального житнщного фонда и объектов инженерной цифра стругсгуоы
ОБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ (УПРАВЛЯЕМАЯ ПОДСИСТЕМА)
Управляющая компания Расчетно-кассовый центр Служба субсидий на ЖКУ
Пр едпрнятжя жилищно-коммунального хозяйства
Рисунок 1 - Схема управления жилищно-коммунальным хозяйством на муниципальном
уровне
В целом полномочия органов местного самоуправления в области ЖКХ можно классифицировать по следующим основным группам (рисунок 2).
Полномочия органов местного самоуправления в области ЖКХ
контр ольн о-стати ст и ч ески е правотворческие правоприменительные информационные
Рисунок 2 - Полномочия органов местного самоуправления в области ЖКХ
98
Контрольно-статистические функции включают ведение различных учетов, например, учет муниципального жилищного фонда; осуществление контроля за соблюдением тех или иных требований.
Правотворческие функции состоят в определении порядка, устанавливающего процесс предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда.
Правоприменительные функции включают предоставление малоимущим гражданам жилых помещений на основе договоров социального найма.
Информационные полномочия состоят в предоставлении гражданам информации о местных программах, нормативно-правовых актах в области жилищно-коммунального хозяйства, о состоянии объектов ЖКХ муниципального образования и так далее.
Также полномочия органов местной власти в сфере жилищно-коммунального хозяйства можно классифицировать на общие и специальные.
Общие полномочия органов местного характеризуются области общим руководством жилищно-коммунального хозяйством на соответствующей территории.
Специальные полномочия характеризуются организацией исполнения отдельных направлений деятельности в сфере жилищно-коммунального хозяйства, которые имеют большое значение для интересов населения и иных потребителей на территории муниципального образования [6].
Федеральный закон ФЗ-131 «Об общих принципах организации местного самоуправления» определяет следующие вопросы местного значения в области управления жилищно-коммунальным хозяйством:
- осуществление в пределах МО электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, а также снабжения населения топливом;
- обеспечение категории малоимущих граждан, которые нуждаются в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями согласно жилищному законодательству, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, обеспечение условий для жилищного строительства;
- осуществление деятельности по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, а также по утилизации и переработке бытовых и промышленных отходов;
- осуществление организации благоустройства и озеленения территории [6].
Работа в сфере жилищно-коммунального хозяйства по большей части проводится органами МСУ, муниципальными предприятиями и учреждениями. Цель органов муниципальной власти заключается в
регулировании процесса предоставления услуг и осуществлении общественно-значимых функций.
Государственная политика в данной сфере направлена на демонополизацию отрасли жилищно-коммунального хозяйства. Осуществление органами местной власти полномочий в области жилищно-коммунального хозяйства включает в себя также активное взаимодействие с субъектами, реализующими функции по управлению многоквартирным домом. Жилищным кодексом РФ предусматривается три способа управления жилыми домами:
1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме;
2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;
3) управление управляющей организацией.
Следовательно, с принятием ЖК РФ в жилищных отношениях происходит появление нового субъекта, а именно управляющей организации, которая может быть основана на любой форме собственности. Задача органов местного самоуправления состоит в обеспечении равных условий для деятельности управляющих организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
Органами МСУ устанавливаются тарифы на товары и услуги, предоставляемые организациями коммунального комплекса в соответствии с предельным индексом, который устанавливается органом регулирования субъекта Российской Федерации (Региональной энергетической комиссией) для конкретного МО, тарифы на подключение к системам коммунальной инфраструктуры. Подобные ограничения распространяются на тарифы водоснабжения, канализации и вывоза мусора, а также тарифы на тепло от локальных котельных.
Законодательные органы муниципальных образований реализуют следующие полномочия в сфере регулирования тарифов и надбавок организаций коммунального комплекса:
а) утверждение инвестиционных программ организаций коммунального комплекса по строительству, реконструкции и (или) модернизации объектов, которые используются в целях утилизации, обезвреживания, захоронения твердых бытовых отходов;
б) установление надбавок к ценам и тарифам.
Органы местного самоуправления реализуют следующие полномочия в сфере регулирования тарифов и надбавок организаций коммунального комплекса:
- определение системы критериев, которые используются в целях определения доступности для потребителей услуг, которые предоставляются организациями коммунального комплекса;
- утверждение технических заданий по разработке инвестиционных программ организаций коммунального комплекса по строительству, реконструкции и (или) модернизации объектов, которые используются целях утилизации, обезвреживания и захоронения твердых бытовых отходов;
- рассмотрение проектов инвестиционных программ организаций коммунального комплекса по строительству, реконструкции и (или) модернизации объектов, которые используются для утилизации, обезвреживания и захоронения твердых бытовых отходов;
- установление надбавок к тарифам на услуги организаций коммунального комплекса согласно предельному индексу, установленному органом регулирования субъекта Российской Федерации для соответствующего муниципального образования;
- публикация информации о тарифах и надбавках, об инвестиционных программах организаций коммунального комплекса и о результатах мониторинга выполнения этих программ;
- участие в разработке проектов договоров, которые заключаются в целях развития объектов, используемых для утилизации, обезвреживания и захоронения твердых бытовых отходов;
- заключение с организациями коммунального комплекса договоров, которые определяют условия выполнения инвестиционных программ организаций коммунального комплекса, для развития объектов, используемых для утилизации, обезвреживания и захоронения твердых бытовых отходов;
- осуществление мониторинга выполнения инвестиционных программ;
- принятие решений и выдача предписания в пределах своих полномочий, установленных настоящим Федеральным законом «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса», которые обязательны для исполнения организациями коммунального комплекса;
- запрос у организаций коммунального комплекса информации, в том числе информации касательно вопросов применения тарифов и надбавок, в формате, определяемом органом регулирования муниципального образования;
- согласование в случаях, установленных законодательством РФ о концессионных соглашениях, решения концедента о заключении концессионного соглашения и конкурсной документацию в части
долгосрочных параметров регулирования деятельности организаций коммунального комплекса.
Кроме всего перечисленного федеральным законом от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» определены полномочия местных органов власти в области сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. На территориях муниципальных образований необходимо осуществлять регулярные очистки от отходов согласно санитарным, экологическим и иным требованиям. Сбор отходов осуществляется на основе их разделения на виды. Органы местного самоуправления устанавливают порядок сбора отходов, который должен соответствовать санитарным, экологическим и иным требованиям.
Для организации сбора и вывозы бытовых отходов возможно создание муниципальных предприятий и учреждений, а также размещение муниципальных заказов [4].
Также стоит упомянуть о том, что в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 14, п. 4 ч. 1 ст. 15 и п. 4 ч. 1 ст. 16 федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» N 131-ФЗ определяется, что к полномочиям местных органов власти относится организация в границах соответствующих муниципальных образований электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом. Данное полномочие является одним из самых главных, ведь именно благодаря его реализации граждане снабжаются необходимыми для жизнедеятельности ресурсами [6].
Согласно законодательства Российской Федерации ответственность за предоставление населению муниципального образования услуг жилищно-коммунального комплекса несут органы местной власти. Каждое муниципальное образование имеет свои специфические черты, соответственно разрабатывает индивидуальную муниципальную политику.
Муниципальная политика в области ЖКХ представляет собой совокупность норм, принципов, а также практических действий, которые направленны на обеспечение нормального функционирования системы ЖКХ муниципального образования, создание комфортной среды для населения.
Среди основных элементов системы муниципальной политики в области ЖКХ выделяют:
1) механизм производства услуг - под этим элементом понимаются способы и систему организации производства услуг в области жилищно-коммунального хозяйства для населения муниципального образования;
2) источники текущего и инвестиционного финансирования сектора -данный элемент включает в себя финансовые источники, с помощью которых происходит производство и предоставление населению услуг жилищно-коммунального комплекса.
3) тарифную политику - тарифная политика включает в себя систему ставок платы за услуги в области жилищно-коммунального сектора. Тарифы на услуги сектора ЖКХ утверждают соответствующие органы власти, рассчитывая их по специальным методикам.
4) уровень интереса населения к решению вопросов в сфере жилищно-коммунального хозяйства - данный элемент характеризует вовлеченность людей, проживающих на территории муниципального образования, к процессам происходящим в сфере ЖКХ.
Совокупность элементов определяет тип действующей в муниципальном образовании коммунальной экономики. Осуществление формирования муниципальной политики может реализовываться в разных вариантах, отличающихся составом участников, влияющих на принятие решения, использованием механизмов координации интересов и механизма корректировки принятых решений, то есть обратной связи.
К основным факторам, влияющим на эффективность управления жилищно-коммунальными услугами на муниципальном уровне относятся: институциональные, инфраструктурные, экономические, социальные. [1]. Характеристика выделенных групп факторов представлена в таблице.
Таблица - Классификация факторов, влияющих на эффективность управления жилищно-коммунальными услугами на муниципальном уровне
Наименование группы факторов Факторы
Институциональные государственная политика в сфере ЖКХ; степень разработанности нормативно-правовой базы; уровень социально-экономического развития муниципального образования; условия конкуренции на рынке ЖКУ
Инфраструктурные степень износа основных фондов ЖКХ; уровень применения ресурсо- и энергосберегающих технологий; степень оснащения зданий инженерными системами
Экономические изменение цен и тарифов на жилищно-коммунальные услуги; уровень привлечения инвестиций в модернизацию объектов ЖКХ; соответствие цены и качества предоставляемых услуг; уровень собираемости платежей за ЖКУ.
Социальные социальная активность населения; уровень и качество жизни населения; потребительская культура.
Таким образом, полномочия органов местного самоуправления в области жилищно-коммунального хозяйства, коммунально-бытового обслуживания населения установлены жилищным кодексом РФ, федеральным законом от 06.10.2003 N 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а также другими нормативно-правовыми актами. Полномочия органов МСУ можно классифицировать на контрольно-статистические, правотворческие, правоприменительные, информационные полномочия.
2023, №1, часть 1
ISSN 2078-9661
Приоритетная цель муниципальной политики в области ЖКХ заключается в установлении разумного баланса между интересами всех сторон, связанных с потреблением, производством, а также регулированием коммунального комплекса.
1. Городское хозяйство и ЖКХ [Электронный ресурс]. - М. : Городское хозяйство и ЖКХ, 2019. - URL:: http://www.gkh.ru/journals/9438/94298/.
2. Отраслевое тарифное соглашение в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2017-2019 годы от 8.12.2016 г. (с изменениями на 7 декабря 2018 года) / [Электронный ресурс]. - URL: http://www.consultant.ru.
3. Федеральный закон от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» / [Электронный ресурс]. - URL: http://www.consultant.ru.
4. Федеральный закон от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» / [Электронный ресурс]. - URL: http://www.consultant.ru.
5. Приказ Минстроя России от 27.04.2016 № 286/пр «Об утверждении собирательных классификационных группировок отрасли ЖКХ» и иных нормативных правовых актах, регулирующих деятельность в сфере ЖКХ» / [Электронный ресурс]. -URL: http://www.consultant.ru.
6. Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-Ф3 (ред. от 14.07.2022) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» / [Электронный ресурс]. Доступ из справ. - правовой системы «Консультант Плюс». -Режим доступа: http://www.consultant.ru/
Библиографический список