Научная статья на тему 'Особенности управления земельными ресурсами особо охраняемых природных территорий'

Особенности управления земельными ресурсами особо охраняемых природных территорий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2229
296
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ / РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / ЭКОЛОГИЯ / NATURE MANAGEMENT / REGIONAL ECONOMICS / ECOLOGY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Имыкшенова Эржена Борисовна

Раскрываются проблемы управления земельными ресурсами особо охраняемых природных территорий. Сформулированы пути повышения качества управления земельными ресурсами особо охраняемых природных территорий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Имыкшенова Эржена Борисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PECULIARITIES OF PROTECTED AREAS LAND MANAGEMENT

Problems of management of land resources in nature reserves are discussed. Ways of increasing the efficiency of management of land resources in nature reserves are outlined.

Текст научной работы на тему «Особенности управления земельными ресурсами особо охраняемых природных территорий»

Э.Б. ИМЫКШЕНОВА

Немаловажным условием объединения предприятий является сохранение внутренней конкуренции между подразделениями, входящими в кластер, и возможность внутреннего соперничества.

Таким образом, несмотря на создание кластера, у каждого из входящих в него предприятий останется возможность повышать собственную конкурентоспособность и развиваться на рынке услуг. Если оценить экономические аспекты такого объединения

на транспорте, то становятся очевидными преимущества кластеризации в данной отрасли, которые способны как оздоровить экономику транспорта, так и повысить рейтинг ОАО «РЖД» в стране и на международном рынке.

Примечание

1 Служба без отсрочек // Коммерсантъ-приложение. 2006. 12 сент.

Э.Б. ИМЫКШЕНОВА

Государственный университет по землеустройству, г. Москва

ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫМИ РЕСУРСАМИ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЙ

Особо охраняемые природные территории (ООПТ) занимают почти 12% территории Российской Федерации. В процессе управления такими территориями затрагиваются интересы многих субъектов земельных отношений. Поэтому любое управленческое решение, касающееся ООПТ, должно учитывать интересы субъекта управления (общество-регион-муниципальное образование) и предусматривать возможные экологические, а также экономические и социальные последствия. Соответственно, реализация функций управления земельными ресурсами особо охраняемых природных территорий осуществляется как государственными (общими и отраслевыми) органами управления, так и органами муниципального управления, организациями и предприятиями.

В целях достижения наибольшего эффекта от выделения ООПТ и охранных зон управление такими территориями следует организовать на основе комплексного и системного подхода. На наш взгляд, управление земельными ресурсами ООПТ является подсистемой управления земельными ресурсами страны и включает в себя следующие функции: планирование, регулирование, организация использования земель и контроль за ним.

Первоочередные задачи, которые необходимо решить в области управления земельными отношениями на ООПТ, можно разделить на три группы: правовые, организационные и социально-экономические. В настоящее время наиболее актуальными яв-

ляются вопросы перевода земельных участков в категорию земель особо охраняемых территорий и объектов, определения их границ на местности и завершения регистрации прав на земельные участки.

Прежде всего следует четко установить границы объекта управления. Объект управления земельными ресурсами особо охраняемых природных территорий — это все земельные участки, включенные в состав ООПТ, в том числе без изъятия из хозяйственной деятельности, а также земельные участки, входящие в охранные зоны ООПТ. Такой подход позволяет расширить границы объекта управления в системе управления земельными ресурсами ООПТ, поскольку включает не только земли ООПТ, отнесенные к соответствующей категории земельного фонда, но и земли ООПТ, включенные в состав других категорий земель.

В настоящее время в категорию земель особо охраняемых территорий и объектов включены только те земельные участки ООПТ, которые переведены из других категорий в установленном порядке (путем изъятия и отвода) в непосредственное ведение и управление Министерства природных ресурсов РФ. Право на управление этими землями прекращается у прежних землепользователей и возникает у уполномоченного государственного органа — указанного министерства. Общая площадь земель ООПТ, вошедших в данную категорию, на 1 января 2004 г. составила 34,0 млн га1. В

© Э.Б. Имыкшенова, 2007

ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ УПРАВЛЕНИЯ

то же время система ООПТ насчитывает более 14 тыс. объектов, расположенных на территории свыше 140 млн га, при этом только заповедники и национальные парки занимают более 40,7 млн га. Очевидно, что земельные участки многих ООПТ учтены в других категориях земель. Например, вся территория Прибайкальского национального парка в Иркутской области отнесена к категории земель лесного фонда. На практике в государственном земельном кадастре отдельных субъектов РФ не учтена площадь заповедников и земель национальных парков, уже полностью изъятых из хозяйственного пользования2. Таким образом, 86% земель ООПТ не входят в категорию земель ООПТ и объектов и выпадают из системы управления земельными ресурсами ООПТ.

Для повышения эффективности управления земельными ресурсами ООПТ следует завершить перевод всех земель ООПТ в одну категорию. Министерство природных ресурсов РФ предлагает обеспечить разграничение земель категорий «земли поселений» и «земли промышленности, энергетики, транспорта, связи» с землями категории «земли особо охраняемых территорий и объектов» (пока только на примере Тункинского национального парка)3. Как мы понимаем, данная формулировка подразумевает выведение земель поселений и земель промышленности и иного специального назначения из состава ООПТ. Кроме того, министерство планирует завершить процедуру государственной регистрации земельных участков в заповедниках и национальных парках, где она не завершена, а также закончить определение точной площади и границ земель, входящих в состав ООПТ федерального значения, и межевание с другими землепользователями с установлением границ на местности.

Отсутствие правоудостоверяющих документов на землю у ООПТ делает возможными попытки региональных властей изъять из их состава участки территории. Отмечены случаи пересечения границ федеральных заказников и заповедников, национальных парков с границами региональных ООПТ. Однозначное определение границ ООПТ на местности и завершение регистрации прав на земельные участки позволит защитить уникальные природные объекты и воспрепятс-

твовать сокращению их площадей. Однако это затруднено отсутствием финансирования на проведение землеустроительных работ. На установление границ Болоньского заповедника (Хабаровский край) потребовалось около 1,5 млн р. Многие ООПТ не в состоянии самостоятельно найти такие средства. По данным департамента государственной политики в сфере охраны окружающей природной среды Министерства природных ресурсов РФ, на 1 марта 2005 г. в 56 (41%) из 135 заповедников и национальных парков работы по межеванию не проводились, в 8 (6%) границы были выделены частично. Решение проблемы видится в финансировании проведения землеустроительных работ из федерального бюджета, бюджетов субъекта РФ и органов местного самоуправления.

При реализации функций управления земельными ресурсами нужно учитывать следующие особенности ООПТ: наличие уникальных природных комплексов и объектов, имеющих особое природоохранное, научное, историко-культурное, рекреационное, эстетическое, оздоровительное значение; общественная значимость ООПТ и их открытость для общественного контроля и критики; наличие различных форм земле- и природопользования; многообразие правовых режимов для земель различных категорий ООПТ (табл.); территориальное совмещение ценных природных и иных объектов с местами постоянного обитания населения, необходимость создания максимально благоприятных условий для вовлечения населения в сферу приема и обслуживания посетителей; недооценка населением и органами власти роли ООПТ, выполняемых ими экосистемных услуг, восприятие выделения ООПТ как способа вывода природных ресурсов из хозяйственного использования.

В таблице систематизированы виды прав на земли ООПТ с учетом ряда факторов (организационно-правовая форма и категория ООПТ, уровни управления, форма собственности и др.). Особый правовой режим таких земель предусматривает запрет на приватизацию земельных участков в составе заповедников и национальных парков, полное или частичное изъятие из оборота земельных участков ООПТ, перевод земельных участков из категории земель ООПТ в земли других категорий.

Известия ИГЭА. 2007. № 2 (52)

Ю.И. КОЛЕСНИК

Правовой режим для земель ООПТ*

Категория ООПТ Уровень управления Форма собственности на ЗУ Статус ЗУ Со-здание ОЗ Ограниченность в обороте Перевод в земли других категорий

феде-раль-ный субъекта РФ местный феде-раль-ная субъекта РФ муниципальная частная с изъятием без изъятия полная частная

ГПЗ + + + + +

НП + + + + + + + +

Зак + + + + + + +

ППр + + + + + + + +

ПП + + + + + + +

ДП и БС + + + + + + +

ЛОМиК + + + + + + + + + + +

ТТП + + + + + + + + +

* ЗУ — земельный участок; ОЗ — охранная зона; ГПЗ — государственный природный заповедник; НП — национальный парк; Зак — государственный природный заказник; ППр — памятник природы; ПП — природный парк; ДП и БС — дендрологические парки и ботанические сады; ЛОМиК — лечебно-оздоровительные местности и курорты; ТТП — территории традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока.

Анализ показывает, что к основным вопросам, которые необходимо решить в рассматриваемой сфере в первую очередь, относятся: территориальная организация использования земель в границах ООПТ (землеустройство, планировка, функциональное зонирование); установление правового статуса земель (собственность, пользование, аренда, ограничения и обременения); определение направлений и видов их использования; обеспечение надежности и оперативности контроля за состоянием и использованием земель; анализ их природного и экономического состояния; информационное обеспечение органов государственного и муниципального управления.

Только после урегулирования перечисленных вопросов можно эффективно решать проблемы совершенствования экономических методов управления земельными ресурсами ООПТ, в частности предоставления земель в аренду и определения размера

Ю.И. КОЛЕСНИК

ассистент

ОПРЕДЕЛЕНИЕ НАПРАВЛЕНИЙ ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНСТРУМЕНТОВ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ

Актуальность разработки и проведения направлений в современных условиях не промышленной политики и обоснования ее вызывает сомнения. Связано это как с низ© Ю.И. Колесник, 2007

арендной платы, выкупа земельных участков, включенных в состав ООПТ без изъятия из хозяйственной деятельности, разработки организационно-экономического механизма регулирования режима ООПТ, пересмотра и совершенствования принципов функционального зонирования.

Примечания

1 Государственный (национальный) доклад о состоянии и использовании земель Российской Федерации в 2003 году. М., 2004.

2 Амирханов А.М. О современном состоянии системы особо охраняемых природных территорий // История, итоги и перспективы развития федеральной системы особо охраняемых природных территорий: материалы конф. // http://zapoved. ru/?act=pressa_more&id=48.

3 В 1991 г. территория всего Тункинского района по представлению правительства Республики Бурятии была отнесена к ООПТ. Ограничение хозяйственной деятельности на территории национального парка коснулось более 23 тыс. чел.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.