Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИМ РАЗВИТИЕМ РЕГИОНА В КРИЗИСНЫХ УСЛОВИЯХ'

ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИМ РАЗВИТИЕМ РЕГИОНА В КРИЗИСНЫХ УСЛОВИЯХ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
32
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
регион / социально-экономическое развитие / управление / эффективные инструменты / государственная поддержка / алгоритм антикризисного управления / region / socio-economic development / management / eff ective tools / public support / crisis management

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Оборин Матвей Сергеевич

Глобальные кризисы, с которыми приходится сталкиваться российской экономике, способствуют не только разрушению традиционных торгово-экономических и логистических связей, но и улучшению качества государственного стратегического управления. Макроэкономическая ситуация складывается таким образом, что централизованное планирование и регулирование социально-экономических процессов становится ощутимым преимуществом и может дать высокий эффект как в длительной, так и тактической перспективе. Преимущества получат те субъекты РФ, управление которыми будет осуществляться на основе системы сбалансированных мер поддержки воспроизводственных процессов, обоснованного перераспределения финансово-экономических и кадровых ресурсов и комплексных программ, направленных на преодоление взаимосвязанных ограничений. В статье представлен обзор научно-теоретических подходов к управлению социально-экономическим развитием регионов с учетом пространственно-территориальных особенностей организации экономической деятельности и актуальных глобальных тенденций. Рассмотрены тенденции социально-экономического развития Свердловской области и особенности управления регионом в условиях нарастающего кризисного давления. Целью статьи является разработка алгоритма антикризисного управления регионом с учетом состояния и перспектив развития экономики. В ходе исследования были сделаны выводы, что управление в регионе отличается специфическими характеристиками, основная задача которого состоит в обеспечении стабильного социально-экономического развития, вне зависимости от влияния негативных факторов экономического, политического или социального характера, за счет использования эффективных инструментов, превентивно воздействующих на проблемы и ограничений. Определена необходимость выявления факторов, способствующих развитию кризисной ситуации в регионе, что существенно повысит качество разработки программ по отраслевому и субъектному критерию. Проведенный анализ социально-экономических индикаторов развития региона позволил сделать выводы относительно эффективности адресной поддержки по отраслевому и субъектному критериям, которая в настоящее время находит широкое применение в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MAJOR FEATURES OF MANAGING SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT OF THE REGION IN CRISIS CONDITIONS

The global crises that the Russian economy has to face contribute not only to the destruction of traditional trade, economic and logistics ties, but also to improving the quality of state strategic management. The macroeconomic situation develops in such a way that centralized planning and regulation of socio-economic processes becomes a tangible advantage and can produce high effect both in the long term and in tactical perspective. The advantages will be given to those subjects of the Russian Federation whose management will be carried out on the basis of a system of balanced measures to support reproductive processes, a reasonable redistribution of financial, economic and human resources and comprehensive programs aimed at overcoming interrelated constraints. The article presents an overview of scientific and theoretical approaches to managing socio-economic development of regions, taking into account spatial and territorial features of the organization of economic activity and current global trends. The trends of socio-economic development of the Sverdlovsk region and the peculiarities of regional management in conditions of increasing crisis pressure are considered. The purpose of the article is to develop an algorithm for crisis management of the region, taking into account the state and prospects of economic development. The authors argue that governance in the region is characterized by specific characteristics, the main task of which is to ensure stable socio-economic development, regardless of the influence of negative factors of an economic, political or social nature using effective tools that proactively affect problems and constraints. The authors determine the necessity to identify the factors contributing to the development of crisis situation in the region, which will significantly improve the quality of program development according to industry and subject criteria. The analysis of socioeconomic indicators of the region's development allowed us to draw conclusions concerning the effectiveness of targeted support by industry and subject criteria, which is currently widely used in Russia.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИМ РАЗВИТИЕМ РЕГИОНА В КРИЗИСНЫХ УСЛОВИЯХ»

ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 6. ЭКОНОМИКА. 2023. Том 58. № 6

ВОПРОСЫ УПРАВЛЕНИЯ М. С. Оборин1

Пермский институт (филиал) РЭУ им. Г. В. Плеханова / Пермский государственный национальный исследовательский университет /

Пермский государственный аграрно-технологический университет имени академика Д. Н. Прянишникова (Пермь, Россия)

УДК: 330.12, 330.16

М: 10.55959/МВи0130-0105-6-58-6-8

ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИМ РАЗВИТИЕМ РЕГИОНА В КРИЗИСНЫХ УСЛОВИЯХ

Глобальные кризисы, с которыми приходится сталкиваться российской экономике, способствуют не только разрушению традиционных торгово-экономических и логистических связей, но и улучшению качества государственного стратегического управления. Макроэкономическая ситуация складывается таким образом, что централизованное планирование и регулирование социально-экономических процессов становится ощутимым преимуществом и может дать высокий эффект как в длительной, так и тактической перспективе. Преимущества получат те субъекты РФ, управление которыми будет осуществляться на основе системы сбалансированных мер поддержки воспроизводственных процессов, обоснованного перераспределения финансово-экономических и кадровых ресурсов и комплексных программ, направленных на преодоление взаимосвязанных ограничений. В статье представлен обзор научно-теоретических подходов к управлению социально-экономическим развитием регионов с учетом пространственно-территориальных особенностей организации экономической деятельности и актуальных глобальных тенденций. Рассмотрены тенденции социально-экономического развития Свердловской области и особенности управления регионом в условиях нарастающего кризисного давления. Целью статьи является разработка алгоритма антикризисного управления регионом с учетом состояния и перспектив развития экономики. В ходе исследования были сделаны выводы, что управление в регионе отличается специфическими характеристиками, основная задача которого состоит в обеспечении стабильного социально-экономического развития, вне зависимости от влияния негативных факторов экономического, политического или социального характера, за счет использования эффективных инструментов, превентивно воздействующих на проблемы и ограничений. Определена

1 Оборин Матвей Сергеевич — д.э.н., профессор, Пермский институт (филиал) РЭУ имени Г. В. Плеханова, Пермский государственный национальный исследовательский университет, Пермский государственный аграрно-технологический университет имени академика Д. Н. Прянишникова; e-mail: recreachin@rambler.ru, ORCID: 0000-0002-42818615.

© Оборин Матвей Сергеевич, 2023 [МШЗ^И

LOMONOSOV ECON. JOUR. 2023. VOL. 58. No. 6

необходимость выявления факторов, способствующих развитию кризисной ситуации в регионе, что существенно повысит качество разработки программ по отраслевому и субъектному критерию. Проведенный анализ социально-экономических индикаторов развития региона позволил сделать выводы относительно эффективности адресной поддержки по отраслевому и субъектному критериям, которая в настоящее время находит широкое применение в России.

Ключевые слова: регион, социально-экономическое развитие, управление, эффективные инструменты, государственная поддержка, алгоритм антикризисного управления.

Цитировать статью: Оборин, М. С. (2023). Особенности управления социально-экономическим развитием региона в кризисных условиях. Вестник Московского университета. Серия 6. Экономика, 58(6), 133-148. https://doi.org/10.55959/MSU0130-0105-6-58-6-8.

M. S. Oborin

Plekhanov Russian University of Economics, Perm branch /

Perm State National Research University /

State Agro-Technological University

named after Academician D. N. Pryanishnikov (Perm, Russia)

JEL: D21, D74

MAJOR FEATURES OF MANAGING SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT OF THE REGION IN CRISIS CONDITIONS

The global crises that the Russian economy has to face contribute not only to the destruction of traditional trade, economic and logistics ties, but also to improving the quality of state strategic management. The macroeconomic situation develops in such a way that centralized planning and regulation of socio-economic processes becomes a tangible advantage and can produce high effect both in the long term and in tactical perspective. The advantages will be given to those subjects of the Russian Federation whose management will be carried out on the basis of a system of balanced measures to support reproductive processes, a reasonable redistribution of financial, economic and human resources and comprehensive programs aimed at overcoming interrelated constraints. The article presents an overview of scientific and theoretical approaches to managing socio-economic development of regions, taking into account spatial and territorial features of the organization of economic activity and current global trends. The trends of socio-economic development of the Sverdlovsk region and the peculiarities of regional management in conditions of increasing crisis pressure are considered. The purpose of the article is to develop an algorithm for crisis management of the region, taking into account the state and prospects of economic development. The authors argue that governance in the region is characterized by specific characteristics, the main task of which is to ensure stable socio-economic development, regardless of the influence of negative factors of an economic, political or social nature using effective tools that proactively affect problems and constraints. The authors determine the necessity to identify the factors contributing to the development of crisis situation in the region, which will significantly improve the quality

of program development according to industry and subject criteria. The analysis of socioeconomic indicators of the region s development allowed us to draw conclusions concerning the effectiveness of targeted support by industry and subject criteria, which is currently widely used in Russia.

Keywords: region, socio-economic development, management, effective tools, public support, crisis management.

To cite this document: Oborin, M. S. (2023). Major features of managing socio-economic development of the region in crisis conditions. Lomonosov Economics Journal, 58(6), 133-148. https://doi.org/10.55959/MSU0130-0105-6-58-6-8.

Введение

В настоящее время перед государством возникает необходимость качественно обоснованных стратегий регионального развития с упором на превентивный характер реализуемых мер. Научно обоснованные подходы и концепции должны уточняться и пересматриваться с учетом глобальных тенденций, под влиянием которых осуществляются социально-экономические процессы. Можно выделить несколько значимых направлений, влияющих на стратегическое видение территорий субъектом управления: 1) глобальные тенденции, обусловленные ресурсными, миграционными, урбанизационными и иными факторами; 2) кризисным влиянием разной степени, зависящим от уровня финансово-экономического развития региона и отдельной отрасли; 3) территориальные особенности, связанные со специализацией, сетевым и корпоративным бизнесом, присутствующим в различных видах деятельности и т.д.

Теоретические подходы к антикризисному управлению регионом заложены в ряде научных направлений (Brueckner, 2021; Huczek, 2019; Molek et al., 2021; Piwowarski, Rozwadowski, 2022; Strzemecki, 2020; Walecka, Zakrzewska-Bielawska, 2021; Wyligala, 2019; Yakymets, 2019):

• теории интенсификации экономического роста агломераций;

• кластерные теории;

• теории эндогенного роста;

• теории трансакционных издержек;

• теории метрополизации;

• теории институциональной роли в развитии регионов.

Влияние этих тенденций на территориальное управление и региональную политику связано с волной экономической реструктуризации. Возрождение региона как экономической, социальной и политической единицы было в значительной степени ответом на новые кризисы и реорганизацию социальных и экономических процессов. Трансформация традиционных подходов к управлению позволили регионам обрести самостоятельность за пределами своих административных границ в качестве субъектов глобальной экономики, стать самостоятельными эконо-

мическими, социальными, политическими и институциональными пространствами. Роль, которую играет участие государства в этом процессе, была охарактеризована как переход от пространственно-территориальной организации локальных региональных экономик к поддержке конкретных производств и территорий в качестве узлов роста в глобальной сети факторов производства. Основной задачей государства в настоящее время является обеспечение на различных пространственных уровнях фиксированных предпосылок роста, таких как инфраструктура, фундаментальные научные исследования, управленческий потенциал.

Текущий период характеризуется формированием в научных работах концепции сбалансированного развития, которая на региональном уровне представляет экономические и политические управленческие меры как ответ на диспропорции и неравенства, обусловленные неравномерным ростом крупных городов, оттоком населения из менее привлекательных районов в центры, провалами рынков труда и макроэкономическим давлением. Ограниченность ресурсов, возрастающая сложность и уязвимость человеческих систем, размытость пространства, связанного с определением принадлежности, и неопределенность в нем, увеличение числа субъектов, принимающих решения, являются некоторыми из важнейших детерминант социально-экономического развития, оказывающих непосредственное влияние на все элементы экономических систем. Инновации в управлении процессами социально-экономического развития, в том числе превентивное антикризисное планирование, необходимо для отражения новых глобальных вызовов в управлении социально-экосистемах.

Анализ научно-теоретических работ по проблеме исследования позволяет выделить пять основных направлений в управлении региональными экономическими системами (Анимица, Силин, 2021; Власова, 2022; Силин и др., 2019):

• состояние и тенденции урбанизации и территориально-пространственное распределение производства;

• типизация населенных пунктов и их социально-экономическая характеристика;

• состояние и тенденции развития бизнес-среды;

• концептуальные подходы к политике регионального развития.

Макроэкономические кризисы оказали влияние на применяемые ранее подходы, можно выделить следующие изменения:

• определение наиболее устойчивых ресурсов, оптимизация которых повысит успешность адаптации;

• выявление ключевых субъектов бизнеса в различных видах экономической деятельности, которым необходима первоочередная поддержка;

• разработка мер реагирования на ухудшение макроэкономической ситуации;

• формирование и развитие системы координации совместных действия власти, бизнеса и населения по согласованию реализуемых мер, включая «горячие» линии, оперативные службы и т.п.;

• реализация компромиссного подхода, позволяющего на гибких условиях обеспечивать продолжение функционирования субъектов бизнеса.

В текущих макроэкономических и геополитических условиях необходимо сочетание нескольких подходов к управлению регионом: 1) достижение баланса территориального развития и пространственного планирования; 2) политические меры управления территориями и регионами; 3) превентивное и оперативное антикризисное реагирование.

Предыдущие исследования по сбалансированному территориальному развитию можно в целом разделить на два типа. Во-первых, есть исследования, которые концептуализируют сбалансированное развитие и связывают это с пространственным планированием. Согласование социальных и экономических требований к пространственному развитию с экологическими и культурными функциями территорий, регионов способствует сбалансированному пространственному развитию.

Антикризисное управление регионом является системным видом деятельности субъекта управления на различных уровнях, который направлен на сохранение структурных и отраслевых параметров экономики в условиях влияния кризисов различного происхождения (Фельдман, 2019). Кризисное положение региона можно определить по следующим, развивающимся на территории факторам (Трофимова, Шеметова, 2019):

• уменьшение количества и качества рабочих мест;

• сокращение средней заработной платы, что влечет за снижение платежеспособности населения, несоответствие доходов минимальному прожиточному минимуму;

• несвоевременное выполнение финансовых обязательств по налогам и сборам;

• рост задолженности перед кредиторами;

• спад эффективности производственных отраслей в регионе, сокращение ВРП;

• снижение уровня благосостояния населения.

Система управления сложными объектами, включая регионы, базируется на классическом сочетании элементов: субъекта управления (органы власти), объекта управления (регион, муниципалитет, отрасль, предприятие), воздействия субъекта на объект, в результате которого осуществляются развитие и трансформация ресурсного потенциала для достижения целей обеспеченности необходимыми товарами, услугами, технологиями. Кризисные условия способствовали существенному сближении тактических и оперативных мер управления, детализацией объекта управления, его смещением. В качестве примера можно привести согласование

мер тактики и стратегии крупного бизнеса на уровне региона и внутреннего управления.

Разработка и реализация антикризисных программ и стратегий особенно актуальна в промышленно развитых регионах, поскольку они определяют темпы и динамику инноваций, достижения ключевых параметров национальной безопасности. Округом, имеющим ярко выраженную промышленную специализацию, является Приволжский. В его структуре Свердловская область стабильно занимает лидирующие позиции по объемам промышленного производства, поэтому анализ региональных антикризисных практик данного субъекта представляет научный и практический интерес.

Особенности социально-экономического развития Свердловской области

Свердловская область является субъектом с выраженной промышленной специализацией. Горнодобывающие, металлургические, машиностроительные предприятия вносят основной вклад в структуру ВРП. Ресурсный потенциал субъекта сочетается с диверсифицированным производством, научным и кадровым составом рынка труда. Площадь территории составляет 194,8 тыс. кв. км — это 1,1% территории России и 16-е место среди российских регионов. В области насчитывается более 94 муниципальных образований. Численность населения на конец 2021 г. значительно снизилась в большей части это связано с пандемией (умерло на 17 473 человека больше, чем в 2020 г.) и военным положением в стране. Динамика численности населения и уровня безработицы показана на рис. 1.

4340000 4320000 4300000 4280000 4260000 4240000 4220000 4200000

4315699

4310681

6

5 4

2 3

2 1

0

2019

2020

2021

2022

2023

■ Численность населения, чел.

■Уровень безработицы, %

Рис. 1. Динамика численности населения и уровня безработицы

в Свердловской области в 2019—2023 гг., человек Источник: составлено по (Свердловская область в цифрах, 2023).

7

На начало 2023 г. количество населения субъекта увеличивается и практически достигает уровня 2019 г. Поскольку в регионе сочетаются различные виды сложного производства, требующие системных инноваций и стратегического подхода к развитию, реализация управления, ориентированного на превентивное антикризисное регулирование, должно учитывать социально-экономические риски, в частности изменения на рынках труда, рост безработицы, кадровый дефицит в некоторых видах деятельности, сокращение численности малых и средних предприятий и т.п.

Рассмотрим динамику основных показателей социально-экономического состояния субъекта (рис. 2). Понижение ВРП в 2020 г. было вызвано пандемией коронавируса, однако остальные ключевые показатели свидетельствуют о стабильном росте. 2021 г. свидетельствует о том, что принимаемые меры по развитию экономики Свердловской области эффективны, их результаты являются положительными. Даже в 2020 г. показатели оборота предприятий, инвестиций и основные фонды увеличивались, как иллюстрация деловой активности бизнеса.

14000 -

12000 10000 8000 6000

11489,2 10433,4

7944,6

5763,7 6448,4 5932,2

4000 2423 ■ ■ 2535 2 ■ 2512 7 ■ 3038

2000

2018 2019 2020 2021 2022

■ ВРП, млрд руб. ■ Оборот организаций, млрд руб.

■ Инвестиции в основной капитал, млрд руб. ■ Основные фонды в экономике, млрд руб.

Рис. 2. Динамика основных показателей социально-экономического развития Свердловской области в 2018—2022 гг., млрд руб.

Источник: составлено по (Свердловская область в цифрах, 2023).

Значительное внимание в теории антикризисного менеджмента уделяется отраслевому фактору, влияющему на организацию цикла производства, его длительность, факторы, ресурсное обеспечение. Изменение индекса промышленного производства немного снизилось в 2022 г. (рис. 3).

Рассмотрим показатели Свердловской области по некоторым видам экономической деятельности (рис. 4).

2018 2019 2020 2021 2022

■ Промышленное производство ■ Добыча полезных ископаемых

■ Обрабатывающие производства

Рис. 3. Динамика индексов промышленного производства Свердловской области в 2018—2022 гг., млрд руб. Источник: составлено по (Свердловская область в цифрах, 2023).

2018 2019 2020 2021 2022

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

■ Оборот розничной торговли, млрд. руб. ■ Платные услуги населению, млрд. руб.

■ Прибыль организаций, млрд. руб. ■ Продукция сельского хозяйства, млрд. руб.

■ Оборот общественного питания, млрд. руб.

Рис. 4. Динамика финансово-экономических показателей отраслей Свердловской области в 2018—2022 гг., млрд руб.

Источник: составлено по (Свердловская область в цифрах, 2023).

С 2021 г. осуществляется значительный рост большинства показателей. Оборот общественного питания показал рост практически вдвое, сельское хозяйство — более чем на 30%. Наблюдается спад прибыли организаций, что показывает сохраняющиеся проблемы бизнеса на фоне растущего макроэкономического давления.

Кризисы, которые реализовались в 2019—2023 гг., имеют длительные отрицательные последствия. Опыт управления регионом позволяет определять критически важные направления поддержки и элементы экономической системы, которые обладают уязвимостями, требуют комплексного

подхода к тактике и оперативному реагированию. Однако положительное влияние геополитического и макроэкономического давления заключается в оптимизации производства, интенсификации темпов роста за счет мер государственной поддержки, актуализации программ стратегического развития и адресной поддержки бизнеса.

Важным результатом управления является достижение стабильного уровня экономической безопасности в регионе, в связи с чем приоритетными направлениями антикризисного управления должны стать предотвращение кризиса и разработка структуры управления, функционирующей при отсутствии непоправимых негативных сценариев и выходящей на новый этап развития. Снижение неблагоприятных последствий кризиса осуществляется системно, внедряя методы антикризисного планирования и реагирования. На уровне управления регионом существуют определенные сложности, связанные с нормативно-правовым регулированием, регламентацией льгот, дотаций, оперативным получением финансовой помощи. Направления поддержания инновационной активности бизнеса, его кредитоспособности требуют сочетания ресурсов и административных механизмов, работающих быстро и слаженно (Ани-мица, Новикова, 2022).

Особенности антикризисного управления

Свердловской области

Есть ряд важных особенностей антикризисного регулирования экономики региона, а также муниципальных образований, которые обусловлены (Анимица, Новикова, 2022; Ермашкевич, 2019; Качанова, Смирнова, 2020; Мелехова, 2020; Степанов, 2020):

• четким разграничением региона и муниципальных образований в экономической структуре, демографической ситуацией, природными факторами, финансовым положением и прочими факторами;

• ограничениями, которые могут возникнуть в процессе оперативного антикризисного управления в регионе, в совокупности с дифференцированным характером прав и обязанностей органов власти, бюджетным, налоговым законодательством и финансовой обеспеченностью. Таким образом, необходимым условием в данном случае является увязка региональной и федеральной антикризисной стратегии развития;

• развитием комплекса негативных факторов, провоцирующих развертывание кризиса на территории, в тех видах деятельности, которые частично поддаются влиянию органов власти;

• специфика направлений развития экономики постсоветского пространства, обусловливающих восприятие процесса поддержки отдельных отраслей и предприятий, не учитывающего рыночные сти-

мулы и эффективность предприятий, которым оказывается поддержка в регионе на оптимальных условиях;

• политическим давлением на экономические сферы, в том числе в области разработки и реализации стратегии;

• недостаточным ресурсным обеспечением антикризисных мер поддержки;

• снижением интеллектуального, научного и технологического потенциала.

Эффективность развития и действенности антикризисных программ в регионе напрямую связана со своевременным выявлением негативных фактором, способствующих развитию кризисной ситуации и их особенностей в каждом отдельном случае.

Для наилучшего поддержания своего региона, правительство Свердловской области принимает активное участие в реализации антикризисной программы на своей территории. Актуальная информация о мерах поддержки, разъяснения по принимаемым нормативно-правовым актам, подготовленные и направленные союзом СОСПП, предложения можно видеть на созданном специальном сайте «Антикризисные меры». В табл. 1 предоставлен список экстренных антикризисных программ господдержки в Свердловской области в 2020 г.

Таблица 1

Антикризисные программы господдержки для бизнеса и населения в Свердловской области

На региональном уровне Программы господдержки

Информация Антикризисная горячая линия

Финансы Займы фонда СОФПП (МКК)

Кредитные каникулы по займам фонда СОФПП (МКК)

Поручительство фонда СОФПП (МКК)

Государственная социальная помощь на основании социального контракта

Инвестиционная платформа «ВДЕЛО»

Антикризисный проект BUSINESS-DATA

Программа обучения «Стартуй уверенно»

Поддержка экспортеров

На федеральном уровне Программы господдержки

Информация Информационная поддержка (официальные ресурсы)

Финансы Льготные программы кредитования бизнеса Программа Корпорации МСП и ЦБ «ПСК ИНВЕСТИЦИОННАЯ» Программа Корпорации МСП и ЦБ «ПСК ОБОРОТНАЯ»

На региональном уровне Программы господдержки

Компенсация расходов по системе быстрых платежей (СБП)

Субсидии для работодателей за трудоустройство молодёжи

Поручительство по антикризисным программам: • «Зонтичный» механизм поручительств «Корпорации МСП»; • Независимые гарантии «Корпорации МСП»; • Поручительство Фонда СОФПП (МКК); • Независимые гарантии «Корпорации МСП» и поручительство Фонда СОФПП (МКК)

Программа льготного кредитования «1764»

Кредитные каникулы для аграриев: • отсрочка платежей по льготным инвесткредитам; • пролонгация срока краткосрочных льготных займов

Кредитные каникулы

Налоги Ограничение уголовных дел по налоговым преступлениям изменения в Уголовно-процессуальном кодексе РФ

Госорганы Мораторий на плановые проверки

Продление лицензий: • автоматическое продление лицензий; • упрощенный порядок переоформления

Отмена штрафов по госконтрактам Списание штрафов и пеней с подрядчиков, нарушивших обязательства по государственному или муниципальному контракту из-за внешних санкций (субъекты МСП — подрядные организации) Списание штрафов и пеней с подрядчиков, нарушивших обязательства по государственному или муниципальному контракту из-за внешних санкций (субъекты МСП, самозанятые)

1Т-сфера Меры поддержки предприятий 1Т-сферы

Промышленность Отсрочка обязательств по субсидированным проектам для промышленности

Автопроизводство Отсрочка уплаты утилизационного сбора для отечественных автопроизводителей

Системообразующие компании Господдержка системообразующих компаний: • государственные гарантии по кредитам; • субсидии на возмещение затрат; • отмена стресс-теста (обязательная оценка финансовой устойчивости)

Хлебопекарное производство Господдержка системообразующих компаний: компенсация части затрат на производство и реализацию продукции

Импортозамещение Онлайн-сервис «БИРЖА ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ»

Источник: составлено по (Свердловская область в цифрах, 2023).

Все программы разработаны с целью помощи в сохранении развития отрасли, а также улучшения в дальнейшем развитии, так как это влияет на общее состояние экономики региона. На практике инвестиционная платформа «ВДЕЛО» показала следующие результаты работы в 2021 г.: 1494 пользователя зарегистрированы и подтверждены, 570 проектов размещено, 357 проектов профинансированы на сумму 606,5 млн руб., что поддерживает экономику региона.

В 2021 г. программа «Антикризисная поддержка бизнеса», которую предложил и применил губернатор Свердловской области Евгений Куйва-шев, была признана Минэкономразвития РФ лучшей практикой в стране. Документ содержал основные направления поддержки бизнеса на территории Свердловской области: организационные, налоговые, финансовые, имущественные, административные, а также перечень из 11 сфер, наиболее пострадавших в результате экономического кризиса в период пандемии.

В соответствии с распоряжением губернатора Е. Куйвашева Министерством по инвестициям и развитию Свердловской области совместно с Фондом поддержки предпринимательской деятельности открыта горячая линия по актуальным вопросам, разработаны информационные и финансовые меры поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства, бюджетные средства направлены на выдачу льготных антикризисных займов, поддержка бизнеса составила 18,5 млрд руб.

Несмотря на всю турбулентность последних двух лет, Свердловская область имеет достаточный потенциал, чтоб справиться с санкциями и входит в число лидеров, занимая седьмую позицию в десятке ведущих субъектов РФ по социально-экономическому положению по итогам 2022 г.

Программы антикризисной поддержки государства Свердловской области помогают сохранять лидирующую позицию и положительную динамику экономического развития: объем отгруженной промышленной продукции вырос на 618,2 млрд руб. по сравнению с предыдущим годом, объем продукции сельского хозяйства, произведенной хозяйствами всех категорий, увеличился на 10,5 млрд руб. в этот же период.

За данный период в регионе запущено и модернизировано 19 промышленных производств, создано более тысячи рабочих мест, что также положительно повлияло на динамику по безработице — снижение на 4,29%. Это позволило крупным и средним организациям Свердловской области увеличить финансовый результат за указанный период на 293,7 млрд руб., повысив объем производимости и за счет роста рабочей силы. В связи с ежегодной индексацией заработной платы она показала рост на 6271,5 тыс. руб. на одного работника по полному кругу организаций Свердловской области. Оборот розничной торговли в 2021 г. по сравнению с 2020 г. увеличился в сопоставимых ценах на 1,0% и составил 1215,1 млрд руб., среднемесячная продажа потребительских товаров на душу населения области за этот период составила 23 546,3 руб. Все это повлияло на рост

ВРП Свердловской области его темп роста составил 112%, по данному показателю можно подтвердить, что антикризисные программы работают в Свердловской области активно и продуктивно.

В связи с этим можно предложить алгоритм антикризисного управления, который возможно адаптировать в регионах с различной специализацией (рис. 5).

Рис. 5. Алгоритм антикризисного управления регионом Источник: разработано автором.

В первую очередь на уровне региона должна проводиться системная работа по определению и отслеживанию ключевых рисков и возможности их наступления для того, чтобы подготовить ресурсную базу, службы и персонал оперативного реагирования и координации. После того, как кризис перейдет в стадию регулирования, должны быть разработаны показатели и программа действий по снижению его последствий.

Заключение

Уровень жизни населения в Свердловской области в 2021—2023 гг. показывает, что экономика региона растет высокими темпами за счет сочетания поддержки государства и рациональных антикризисных решений, реализуемых комплексно. Меры антикризисной программы субъекта направлены на различные виды деятельности, малый и средний бизнес, обеспечение информационной прозрачности и доступности к получению финансовой помощи.

Можно сделать выводы, что антикризисное управление в регионе отличается специфическими характеристиками, основная задача состоит в обеспечении стабильного социально-экономического развития вне за-

висимости от влияния негативных факторов экономического, политического или социального характера за счет использования эффективных антикризисных инструментов, способных решить проблемы и ограничения, снизить ущерб. Кроме того, важно адекватно и оперативно реагировать на глобальные и региональные изменения, корректировать антикризисные меры и учитывать инновационные технологии, их внедрение в экономическую систему региона с целью повышения качества управленческой деятельности по эффективной ликвидации кризисных явлений с минимальными затратами бюджета. Целесообразно также выявить те факторы, которые способствуют развитию кризисной ситуации в регионе, разрабатывать и реализовывать эффективные антикризисные программы.

Список литературы

Анимица, Е. Г., & Новикова, Н. В. (2022). Тенденции экономической динамики классического старопромышленного региона России: кейс Свердловской области. Journal of New Economy, 23(2), 64-79. DOI: 10.29141/2658-5081-2022-23-2-4

Анимица, Е. Г., & Силин, Я. П. (2021). Контуры формирования парадигмальных оснований в муниципальной экономике. Journal of New Economy, 22(1), 5-25. DOI: 10.29141/2658-5081-2021-22-1-1

Власова, Н. Ю. (2022). Позиции крупных и больших городов в пространственных трансформациях регионов России: кейс Урала. Регион: Экономика и Социология, 1(113), 263-288. DOI: 10.15372/REG20220109

Ермашкевич, Н. С. (2019). Комплексный анализ государственных мер поддержки сектора малого и среднего предпринимательства в России. Российское предпринимательство, 20(1), 13-38. DOI: 10.18334/rp.20.1.39727

Качанова, Е. А., & Смирнова, Е. А. (2020). Налогово-бюджетные меры стимулирования предприятий малого бизнеса в условиях экономического кризиса. Вопросы управления, 4(65), 44-54. DOI: 10.22394/2304-3369-2020-4-44-54

Мелехова, А. С. (2020). Трансформация событийной индустрии в условиях вызовов цифровой экономики. Российская школа связей с общественностью, 18-19, 178-196.

Свердловская область в цифрах — 2023. (2023). Статистический сборник / Управление Федеральной службы государственной статистики по Свердловской области и Курганской области. Екатеринбург, 80.

Силин, Я. П., Анимица, Е. Г., & Новикова, Н. В. (2019). Теории экономического роста и экономического цикла в исследовании региональных процессов новой индустриализации. Journal of New Economy, 20(2), 5-29. DOI: 10.29141/2073-1019-2019-202-1

Степанов, Н. С. (2020). Почему не работают институциональные механизмы поддержки малого и среднего предпринимательства в условиях пандемии (коро-навирусной инфекции). Бизнес. Образование. Право, 3(52), 243-248. DOI: 10.25683/ VOLBI.2020.52.349

Трофимова, О. М., & Шеметова, Н. К. (2019). Методика оценки влияния контрольно-надзорной деятельности государства на функционирование малого и среднего бизнеса. Вопросы управления, 4(59), 168-177. DOI: 10.22394/2304-3369-2019-4-168-177 Фельдман, М. А. (2019). Ежегодный доклад о результатах деятельности Уполномоченного по правам предпринимателей Свердловской области как зеркало состоя-

ния малого и среднего предпринимательства в регионе. Вопросы управления, 1, 13—169. DOI: 10.22394/2304-3369-2019-1-13-21

Brueckner, J. K. (2021). Fiscal Decentralization in Developing Countries: The Effect of Local Corruption and Tax Evasion. Annals of Economics and Finance, 1, 1-18.

Huczek, M. (2019). Zarzqdzanie kryzysowe w firmie a role i umiej^tnofci menedzerskie. Zeszyty Naukowe Wyzszej Szkoty Humanitas. Zarzqdzanie, 3, 13-22. D0I:10.5604/18998658.1173049

Molek, W., Stec, K., & Marciniak, R. (2021). Zarzqdzanie kryzysowe w systemie kierowania bezpieczeristwem narodowym. Bezpieczenstwo Narodowe, 17, 45-60.

Piwowarski, J., & Rozwadowski, M. (2022). System zarzqdzania kryzysowego jako element bezpieczeristwa narodowego. Acta Scientifica Academiae Ostrovensis, 7(1), 344-368.

Strzemecki, P. (2020). Strategie organizacji w sytuacji kryzysowej. Zeszyty Naukowe PWSZw Ptocku Nauki Ekonomiczne, XXII, 27-34.

Walecka, A., & Zakrzewska-Bielawska, A. (2021). Strategie antykryzysowe i modele zarzqdzania przedsi^biorstwem w kryzysie. Przedsiqbiorstwo w warunkach kryzysu. Prace iMateriaty Wydziatu Zarzqdzania Uniwersytetu Gdanskiego, 3(2), 57-67.

Wyligaia, H. (2019). Uwarunkowania systemu zarzqdzania kryzysowego w Republice Federalnej Niemiec. RocznikBezpieczenstwa Mi^dzynarodowego, 5, 133-154.

Yakymets, R. (2019). Metody klasteryzatsii ta ikhklasyfikatsiia. Mizhnarodnyi naukovyi zhurnal, 6, 48-50.

References

Animitsa, E. G., & Novikova, N. V. (2022). Trends in the economic dynamics of the classical old industrial region of Russia: the case of the Sverdlovsk region. Journal of New Economy, 23(2), 64-79. DOI: 10.29141/2658-5081-2022-23-2-4

Animitsa, E. G., & Silin, Ya. P. (2021). The contours of the formation of paradigmatic foundations in the municipal economy. Journal of New Economy, 22(1), 5-25. DOI: 10.29141/2658-5081-2021-22-1-1

Ermashkevich, N. S. (2019). A comprehensive analysis of government measures to support the sector of small and medium-sized enterprises in Russia. Rossijskoe predprinimatel'stvo, 20(1), 13-38. DOI: 10.18334/rp.20.1.39727

Feldman, M. A. (2019). Annual report on the results of the activities of the Commissioner for the Rights of Entrepreneurs of the Sverdlovsk region as a mirror of the state of small and medium-sized businesses in the region. Voprosy upravleniya, 1, 13-169. DOI: 10.22394/2304-3369-2019-1-13-21

Kachanova, E. A., & Smirnova, E. A. (2020). Fiscal measures to stimulate small businesses in the context of the economic crisis. Voprosy upravleniya, 4(65), 44-54. DOI: 10.22394/23043369-2020-4-44-54

Melekhova, A. S. (2020). Transformation of the event industry in the context of the challenges of the digital economy. Rossijskaya shkola svyazej s obshchestvennost'yu, 18-19, 178-196.

Silin, Ya. P., Animitsa, E. G., & Novikova, N. V. (2019). Theories of economic growth and the economic cycle in the study of regional processes of new industrialization. Journal of New Economy, 20(2), 5-29. DOI: 10.29141/2073-1019-2019-20-2-1

Stepanov, N. S. (2020). Why institutional mechanisms for supporting small and medium-sized businesses do not work in the context of a pandemic (coronavirus infection). Biznes. Obrazovanie. Pravo, 3(52), 243-248. DOI: 10.25683/VOLBI.2020.52.349

Sverdlovskaya oblast' v cifrah'2023 (2023). Statisticheskij sbornik / Upravlenie Federal'noj sluzhby gosudarstvennoj statistiki po Sverdlovskoj oblasti i Kurganskoj oblasti, 80.

Trofimova, O. M., & Shemetova, N. K. (2019). Methodology for assessing the impact of the control and supervisory activities of the state on the functioning of small and medium-sized businesses. Voprosy upravleniya, 4(59), 168-177. DOI: 10.22394/2304-3369-2019-4168-177

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Vlasova, N. Yu. (2022). Positions of large and large cities in spatial transformations of Russian regions: case of the Urals. Region:Ekonomika i Sociologiya, i(113), 263-288. DOI: 10.15372/REG20220109

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.