Научная статья на тему 'Экономический потенциал стратегического управления регионом в условиях макроэкономических кризисов'

Экономический потенциал стратегического управления регионом в условиях макроэкономических кризисов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
23
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
антикризисное управление / превентивные меры / стратегия развития региона / антикризисная тактика / программа превентивных мер / anti-crisis management / preventive measures / regional development strategy / anti-crisis tactics / preventive measures program

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Оборин Матвей Сергеевич

Макроэкономическое и геополитическое давление на российскую экономику существенно актуализировало поиск эффективных инструментов, механизмов и программ, имеющих выраженный антикризисный характер реагирования. Глубокое и длительное воздействие негативных факторов способствует применению различных мер социально-экономической адаптации и стабилизации с учетом региональных преимуществ, сложившейся специализации, ресурсного потенциала. Действенные меры правительства способствовали восстановить соответствующий уровень развития экономики, однако в 2022 году экономическое положение обострилось из-за введенных санкций и специальной военной операции. В связи с ухудшением экономической ситуации и развитием кризиса в стране, многие компании рискуют столкнуться с финансовыми проблемами, что предопределяет их несостоятельность, поэтому они начинают приостанавливать свою деятельность, либо закрывают бизнес. Это коснулось большинства сфер экономики, ослабило экспортную и импортную активность, изменило торгово-логистические связи между государствами и регионами. Реализация системных мер антикризисного реагирования на федеральном уровне получило свое развитие в регионах. Субъекты страны разрабатывают и реализуют программные инициативы в приоритетных для них видах деятельности, которые вносят существенный вклад в ВРП, привлекают специалистов в сфере научных исследований, образования, услуг. В статье проанализирован экономический потенциал развития антикризисного управления Томской области, определены стратегические направления поддержки бизнеса органами власти. Основными направлениями стратегической программы Томской области должны стать системные меры стабилизации деятельности приоритетных отраслей экономики, развитие экспортных направлений, снижение зависимости от импорта, экономическая доступность продовольствия, насыщение потребительского рынка качественными продуктами питания, оптимизация процессов планирования и налогово-бюджетной поддержки импортозамещения, а также внедрение дополнительных мер поддержки населения. Определено, что в настоящее время органам власти Томской области необходима реализация тактической программы мер, включающей усиление поддержки всех отраслей экономики, стабилизация объемов экспорта, продолжение курса на импортозамещение, сохранение инвестиционной привлекательности региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Оборин Матвей Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Economic Potential of Strategic Management of the Region in the Context of Macroeconomic Crises

Macroeconomic and geopolitical pressure on the Russian economy has significantly actualized the search for effective tools, mechanisms and programs that have a pronounced anti-crisis response. The deep and long-term impact of negative factors contributes to the application of various measures of socioeconomic adaptation and stabilization, taking into account regional advantages, existing specialization, resource potential. Effective government measures helped restore the appropriate level of economic development, but in 2022 the economic situation worsened due to the sanctions imposed. Due to the deterioration of the economic situation and the development of the crisis in the country, many companies risk facing financial problems, which predetermines their insolvency, so they begin to suspend their activities or close their business. This affected most sectors of the economy, weakened export and import activities, and changed trade and logistics ties between states and regions. The implementation of systemic anti-crisis response measures at the federal level has been developed in the regions. The subjects of the country develop and implement program initiatives in priority activities for them, which make a significant contribution to GRP, attract specialists in the field of scientific research, education, and services. The article analyzes the economic potential of the development of the anti-crisis management of the Tomsk region, identifies strategic directions of business support by the authorities. The main directions of the strategic program of the Tomsk region should be systemic measures to stabilize the activities of priority sectors of the economy, the development of export directions, reducing dependence on imports, economic availability of food, saturation of the consumer market with quality food, optimization of planning processes and fiscal support for import substitution, as well as the introduction of additional measures to support the population. It is determined that at present the authorities of the Tomsk region need to implement a tactical program of measures, including strengthening support for all sectors of the economy, stabilizing export volumes, continuing the course of import substitution, preserving the investment attractiveness of the region.

Текст научной работы на тему «Экономический потенциал стратегического управления регионом в условиях макроэкономических кризисов»

УДК 332.14

DOI 10.52575/2687-0932-2023-50-3-514-524

Экономический потенциал стратегического управления регионом в условиях макроэкономических кризисов

Оборин М.С.

Пермский институт (филиал) Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова, Россия, 614070, г. Пермь, ул. бульвар Гагарина, 57;

Пермский государственный национальный исследовательский университет, Россия, 614990, г. Пермь, ул. Букирева, 15;

Пермский государственный аграрно-технологический университет им. ак. Д.Н. Прянишникова, Россия, 614990, г. Пермь, ул. Петропавловская, д. 23 E-mail: recreachin@rambler.ru

Аннотация. Макроэкономическое и геополитическое давление на российскую экономику существенно актуализировало поиск эффективных инструментов, механизмов и программ, имеющих выраженный антикризисный характер реагирования. Глубокое и длительное воздействие негативных факторов способствует применению различных мер социально-экономической адаптации и стабилизации с учетом региональных преимуществ, сложившейся специализации, ресурсного потенциала. Действенные меры правительства способствовали восстановить соответствующий уровень развития экономики, однако в 2022 году экономическое положение обострилось из-за введенных санкций и специальной военной операции. В связи с ухудшением экономической ситуации и развитием кризиса в стране, многие компании рискуют столкнуться с финансовыми проблемами, что предопределяет их несостоятельность, поэтому они начинают приостанавливать свою деятельность, либо закрывают бизнес. Это коснулось большинства сфер экономики, ослабило экспортную и импортную активность, изменило торгово-логистические связи между государствами и регионами. Реализация системных мер антикризисного реагирования на федеральном уровне получило свое развитие в регионах. Субъекты страны разрабатывают и реализуют программные инициативы в приоритетных для них видах деятельности, которые вносят существенный вклад в ВРП, привлекают специалистов в сфере научных исследований, образования, услуг. В статье проанализирован экономический потенциал развития антикризисного управления Томской области, определены стратегические направления поддержки бизнеса органами власти. Основными направлениями стратегической программы Томской области должны стать системные меры стабилизации деятельности приоритетных отраслей экономики, развитие экспортных направлений, снижение зависимости от импорта, экономическая доступность продовольствия, насыщение потребительского рынка качественными продуктами питания, оптимизация процессов планирования и налогово-бюджетной поддержки импортозамещения, а также внедрение дополнительных мер поддержки населения. Определено, что в настоящее время органам власти Томской области необходима реализация тактической программы мер, включающей усиление поддержки всех отраслей экономики, стабилизация объемов экспорта, продолжение курса на импортозамещение, сохранение инвестиционной привлекательности региона.

Ключевые слова: антикризисное управление, превентивные меры, стратегия развития региона, антикризисная тактика, программа превентивных мер

Для цитирования: Оборин М.С. 2023. Экономический потенциал стратегического управления регионом в условиях макроэкономических кризисов. Экономика. Информатика, 50(3): 514-524. DOI: 10.52575/2687-0932-2023-50-3-514-524

Economic Potential of Strategic Management of the Region in the Context of Macroeconomic Crises

Matvey S. Oborin

Plekhanov Russian University of Economics, Perm branch 57 Gagarin Boulevard St, Perm, 614070, Russian Federation Perm State National Research University, 15 Bukireva St, Perm,614990, Russian Federation State Agro-Technological University named after Academician D.N. Pryanishnikov, 23 Petropavlovskaya St, Perm, 614990, Russian Federation E-mail: recreachin@rambler.ru

Abstract. Macroeconomic and geopolitical pressure on the Russian economy has significantly actualized the search for effective tools, mechanisms and programs that have a pronounced anti-crisis response. The deep and long-term impact of negative factors contributes to the application of various measures of socioeconomic adaptation and stabilization, taking into account regional advantages, existing specialization, resource potential. Effective government measures helped restore the appropriate level of economic development, but in 2022 the economic situation worsened due to the sanctions imposed. Due to the deterioration of the economic situation and the development of the crisis in the country, many companies risk facing financial problems, which predetermines their insolvency, so they begin to suspend their activities or close their business. This affected most sectors of the economy, weakened export and import activities, and changed trade and logistics ties between states and regions. The implementation of systemic anti-crisis response measures at the federal level has been developed in the regions. The subjects of the country develop and implement program initiatives in priority activities for them, which make a significant contribution to GRP, attract specialists in the field of scientific research, education, and services. The article analyzes the economic potential of the development of the anti-crisis management of the Tomsk region, identifies strategic directions of business support by the authorities. The main directions of the strategic program of the Tomsk region should be systemic measures to stabilize the activities of priority sectors of the economy, the development of export directions, reducing dependence on imports, economic availability of food, saturation of the consumer market with quality food, optimization of planning processes and fiscal support for import substitution, as well as the introduction of additional measures to support the population. It is determined that at present the authorities of the Tomsk region need to implement a tactical program of measures, including strengthening support for all sectors of the economy, stabilizing export volumes, continuing the course of import substitution, preserving the investment attractiveness of the region.

Keywords: anti-crisis management, preventive measures, regional development strategy, anti-crisis tactics, preventive measures program

For citation: Oborin M.S. 2023. Economic Potential of Strategic Management of the Region in the Context of Macroeconomic Crises. Economics. Information technologies, 50(3): 514-524 (in Russian). DOI: 10.52575/2687-0932-2023-50-3-514-524

Введение

Кризисы являются закономерным проявлением функционирования сложных динамических социально-экономических систем. В научных работах освещены как отрицательные, так и положительные последствия их наступления. Значительное количество концепций построено на том, что в результате наступления негативных эффектов экономические процессы могут быть изменены, улучшены и направлены на получение требуемых обществом и государством результатов. Однако для этого необходим целый комплекс стратегических и тактических мер, которые будут способны адаптировать объект управления к новым условиям существования, последовательно трансформирующих ресурсный потенциал, производственную сферу и технологии.

Экономический кризис характеризуется резким ухудшением состояния экономики, отличается развитием процессов негативного характера, оказывающих глубокое влияние на воспроизводственную сферу, проявляется в спаде экономических показателей [Сухарев,

2020]. В процессе развития кризиса сокращается прирост валового внутреннего продукта, сокращаются инвестиционные поступения, уменьшается благосостояние населения, увеличивается безработица [Торопцев, Махаповский, 2021].

Развитие любой экономической системы на определенном этапе предопределяет формирование кризисных явлений. Как правило, наступление кризисных ситуаций наблюдается на этапе стагнации, отсутствии изменений и перспективных направлений изменений внутренней структуры и ее функций. Развитие кризисных ситуаций предопределяет трансформацию экономической системы, что выражено в деструкции действующего экономического порядка, внутренних процессов, выборе современных наиболее эффективных экономических инструментов [Андриянов, 2019].

Факторы кризиса обуславливают трансформацию не только экономической системы страны, но и регионов, что проявляется в изменениях социальной структуры, работе культурных и государственных институтов, разрушении региональных производств. Причины кризиса могут быть абсолютно разными, от необходимости модернизации и реструктуризации до природно-климатических факторов, иметь различную природу.

Глобальные факторы включают изменения, происходящие в природе и катастрофические процессы эндогенного и экзогенного происхождения, которые не зависят от деятельности действующей системы управления, а субъективные только ухудшают последствия нерациональными решениями, конфликтами интересов, неэффективным распределением человеческих ресурсов, снижением производительности труда работников и ухудшением качества обслуживания заказчиков и потребителей [Артемова, 2019].

Микроэкономические факторы воздействия кризиса включают [Грачева, Юдина,

2021]:

- снижение выпуска продукции;

- проблемы монополизации хозяйственной жизни;

- неустойчивость в области действия валютных отношений;

- рост взаимозаменяемости товаров.

Другие внешние причины:

- нестабильная политическая обстановка в стране;

- бедствия, вызванные природными явлениями;

- совокупность факторов, способствующих сохранению или росту преступности в

стране [Долганова, Таганова, 2019].

Внутренние факторы кризиса возникают вследствие проблем во внутренней деятельности предприятия. Данные факторы классифицируются на управленческие и производственные, включая: рисковые маркетинговые мероприятия, несовершенство процесса организации производства, низкая инновационная активность, непрофессионализм управленческого состава [Охотский, 2020].

Факторами, обуславливающими кризис в стране, являются неконтролируемый рост инфляции, низкое качество государственного управления и управления в отдельных значимых экономических отраслях, ориентация правительственных органов на отдельные отрасли экономики в ущерб внимания к другим отраслям, политическая нестабильность (в том числе в условиях влияния внешней политики других государств) и низкие темпы модернизации промышленности [Бойченко, Иванюта, 2021].

Глубокий анализ этих социально-экономических индикаторов позволяет оценить реальную ситуацию наличия или отсутствия кризиса в экономике страны, выявить факторы, которые главным образом влияют на кризисные экономические ситуации и определить приоритетные направления восстановления экономики в условиях рисков и угроз.

Стратегическое управление регионом, направленное на снижение последствий макроэкономических и геополитических кризисов основывается на сложном механизме, включающем совокупность принципов, программ, инструментов, специфических технологий и

стилей управляющего воздействия, цель которого обеспечить сдерживание и выход из кризисной ситуации, разработку и внедрение мер превентивного реагирования, которые будут реализованы системой управления и ответственными лицами в ее структуре [Бриль, Калинина, Паршуков, 2020].

Результаты исследования и их обсуждение

Для характеристики вероятности наступления регионального кризиса рассмотрим состояние экономики Томской области. Для анализа использованы показатели 2017-2022 гг., то есть период экономического кризиса, связанного с пандемией, санкциями и специальной военной операцией.

На рисунке 1 отражена динамика общей численности населения Томской области.

1078,3 1077,4 1079,3

|107°,3 1068,3

I I I I I

2017 год 2018 год 2019 год 2020 год 2021 год 2022 год

Рис. 1. Динамика численности населения Томской области за 2017-2022 гг., тыс. человек [Официальный сайт территориального органа Федеральной службы государственной статистики Томской области] Fig. 1. Dynamics of the population of the Tomsk region for 2017-2022, thousand people [Official website of the territorial body of the Federal State Statistics Service for the Tomsk region]

Динамика показателя говорит о снижении за исследуемый период населения региона в 2021-2022 гг. на 0,52%, в 2017-2022 гг. на 1,44%.

Отток населения обычно вызван изменением показателей рождаемости и смертности, а также миграционными процессами. Основным фактором миграции регионов России является более высокий уровень жизни и возможность получать более высокую заработную плату. Соответственно, на рисунке 2 рассмотрим показатели среднедушевых доходов населения Томской области и показатели среднего размера заработной платы.

55,9

48,7 51,0 Ш

41,9 45,5

|| 1 I I I ll

2017 год 2018 год 2019 год 2020 год 2021 год 2022 год

■ Среднедушевые доходы, тыс. руб. ■ Средний размер заработной платы, тыс. руб.

Рис. 2. Динамика доходов населения Томской области за 2017-2022 гг., тыс. рублей в месяц [Официальный сайт территориального органа Федеральной службы государственной статистики Томской области] Fig. 2. Dynamics of income of the population of the Tomsk region for 2017-2022, thousand rubles per month [Official website of the territorial body of the Federal State Statistics Service for the Tomsk region]

1085 1080 1075 1070 1065 1060 1055 1050

60,0 50,0 40,0 30,0 20,0 10,0 0,0

Динамика данного индикатора свидетельствует о росте доходов в 2022 году на 29,9% при повышении оплаты труда за аналогичный период на 49,0%.

Далее необходимо проанализировать показатели занятости населения Томской области, так как оно является главным фактором производства и валового регионального продукта. Любой экономический субъект обеспечивает производственную деятельность только за счет обеспечения необходимой численности трудовых ресурсов (рисунок 3).

600,0 500,0 400,0 300,0 200,0 100,0 0,0

533,3

547,2

541,4

536,8

546,3

534,0

33,8

34,5 29,5 46,4

37,0

2017 год 2018 год 2019 год 2020 год 2021 год ■ Рабочая сила, тыс. чел. ■ Безработные, тыс. чел.

27,6

2022 год

Рис. 3. Динамика показателей занятости населения Томской области

за 2017-2021 гг. [Официальный сайт территориального органа Федеральной службы государственной статистики Томской области] Fig. 3. Dynamics of employment indicators of the Tomsk region for 2017-2022 [Official website of the territorial body of the Federal State Statistics Service for the Tomsk region]

В соответствии с данными рисунка 3 можно сделать выводы о том, что в Томской области наблюдается снижение численности безработных граждан более высокими темпами, чем снижение рабочей силы, что было обусловлено экономическими последствиями пандемии и сейчас наблюдается тенденция улучшения этих индикаторов. В период общего экономического кризиса часть предприятий вынужденно приостанавливало производство, малый бизнес в условиях отсутствия доходов прекращал полностью свою деятельность с увольнением персонала, а безработные граждане не могли устроиться на работу в условиях отсутствия потребности экономических субъектов в трудовых ресурсах.

Достойный уровень жизни населения обеспечивает покупательную способность в регионе, а, следовательно, стимулирует производство товаров и услуг. Рассмотрим данные по региону за последние шесть лет, ограничиваясь крайним показателем сентября 2022 года (рис 4).

300 250 200 150 100 50 0

256,1

9,9

148,1

11 58, 51 71,4 1 74, ■

I и

49,4 51,9 55,2 51,2

■ ■ II ■

2,4

2017 год 2018 год 2019 год 2020 год 2021 год 2022 год

■ Оборот розничной торговли, млрд. руб. ■ Объем платных услуг населению, млрд. руб.

Рис.4. Динамика оборота розничной торговли и платных услуг Томской области за 2017-2022 гг., млрд рублей [Официальный сайт территориального органа Федеральной службы государственной статистики Томской области] Fig.4. Dynamics of retail trade turnover and paid services in the Tomsk region region for 2017-2022, billion rubles [Official website of the territorial body of the Federal State Statistics Service for the Tomsk region]

За годы показан резкий рост показателя отрасли (+22%), при этом доля платных услуг населения росла медленнее (+4,6%). За весь период, охваченный графиком, прирост объема розничной торговли зафиксирован на 72,9%, увеличение объема платных услуг населению на 10,9%.

Основным элементом экономического роста региона являются экономические субъекты, то есть предприятия и организации, которые предоставляют рабочие места, осуществляют производство, отгрузку продукции и услуг собственного производства, обеспечивают налоговые платежи в бюджет, а также формируют общий валовый региональный продукт региона и уровень его конкурентоспособности. Соответственно, экономическое развитие Томской области находится в тесной взаимосвязи с результатами предприятий и организаций. На рисунке 5 отражена динамика сальдированного финансового результата экономических субъектов Томской области.

100,0 90,0 80,0 70,0 60,0 50,0 40,0 30,0 20,0 10,0 0,0

89,5

65,8

53,0

53,6

2017 год

5,9

2018 год 2019 год 2020 год 2021 год 2022 год

Рис. 5. Динамика сальдированного финансового результата предприятий Томской области за 2017-2022 гг., млрд рублей [Официальный сайт территориального органа Федеральной службы государственной статистики Томской области] Fig. 5. Dynamics of the balanced financial result of enterprises of the Tomsk region for 2017-2022, billion rubles [Official website of the territorial body of the Federal State Statistics Service for the Tomsk region]

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В соответствии с данными рисунка 5 можно отметить, что предприятия существенно снижали финансовый результат в период экономического кризиса, связанного с пандемией, но уже с 2021 года «наращивают» объем прибыли.

На рисунке 6 отражена динамика показателя удельного веса убыточных предприятий Томской области, к общему количеству экономических субъектов анализируемого региона.

35 30 25 20 15 10 5 0

27,7

30,7

33,1

29,9

30,9

23,7

2017 год 2018 год 2019 год 2020 год 2021 год 2022 год

Рис.6. Динамика удельного веса убыточных предприятий Томской области к общему количеству за 2017-2022 гг., % [Официальный сайт территориального органа Федеральной службы государственной статистики Томской области] Fig.6. Dynamics of the share of loss-making enterprises of the Tomsk region to the total number for 2017-2022, % [Official website of the territorial body of the Federal State Statistics Service for the Tomsk region]

В соответствии с данными рисунка 6 можно отметить явную негативную тенденцию увеличения количества убыточных предприятий Томской области, что требует принятия

соответствующих управленческих решений от органов власти для поддержки экономики, в том числе в условиях новых санкций коллективного запада.

Важным условием эффективности экономических процессов является экономическая прибыльность предприятий и отсутствие риска банкротства предприятий. Как уже было сказано, за счет развития экономических субъектов в регионе обеспечивается необходимый уровень жизни населения (заработная плата и рабочие места), производятся отчисления в бюджеты, организуется общее производство товаров и услуг, которое потребляется населением при условии объективного наличия денежных средств. То есть наблюдается экономический круговорот производства и потребления, что соответствует всем канонам экономической теории [Черненко, 2020].

Обеспечение продовольственной безопасности и реализация программ импортозаме-щения региона обеспечивается эффективной организацией производства сельскохозяйственной продукции, так как эта продукция является основной для формирования продовольственной корзины населения. Для оценки этих экономических процессов на территории Томской области сформируем рисунок 7.

45,0 40,0 35,0 30,0 25,0 20,0 15,0 10,0 5,0 0,0

40,0

39,8

28,8

30,7

30,4

34,6

2017 год

2018 год 2019 год

2020 год

2021 год

2022 год

Рис.7. Динамика объема продукции сельского хозяйства Томской области за 2017-2022 гг. (данные за 2022 год отсутствуют), млрд рублей [Официальный сайт территориального органа Федеральной службы государственной статистики Томской области] Fig.7. Dynamics of the volume of agricultural production in Tomsk region for 2017-2022 (data for 2022 are not available), billion rubles [Official website of the territorial body of the Federal State Statistics Service for the Tomsk region]

В соответствии с данными рисунка 7 можно отметить положительную тенденцию увеличения объема продукции сельского хозяйства за 2020-2022 гг. на 15,8%, а за период 20172022 гг. на 39,1%.

Эффективность экономического развития региона обеспечивается за счет инвестиций в основной капитал, которые могут носить как коммерческий (средства предприятий), так и государственный характер (бюджетные средства).

140 120 100 80 60 40 20 0

114,7 119,7

98,5

96,2 101,7 101,4

2017 год 2018 год 2019 год 2020 год 2021 год 2022 год

Рис. 8. Динамика инвестиций в основной капитал Томской области за 2017-2022 гг., млрд рублей [Официальный сайт территориального органа

Федеральной службы государственной статистики Томской области] Fig. 8. Dynamics of investments in fixed assets of Tomsk region for 2017-2022, billion rubles [Official website of the territorial body of the Federal State Statistics Service for the Tomsk region]

В соответствии с данными рисунка 8 можно сделать выводы о том, что в Томской области в период экономического кризиса, связанного с пандемией, объемы инвестиций снижаются незначительно, что говорит о развитии экономики даже в кризисных ситуациях.

Любые направления экономического развития региона обеспечиваются необходимыми бюджетными ассигнованиями, поэтому для оценки эффективности этих процессов в Томской области на рисунке 9 рассмотрим показатели бюджета.

120,0 100,0 80,0 60,0 40,0 20,0 0,0

■ Доходы, млрд. руб. ■ Расходы, млрд. руб.

Рис. 9. Показатели регионального бюджета Томской области за 2017-2022 гг., млрд рублей [Официальный сайт территориального органа Федеральной службы государственной статистики Томской области] Fig. 9. Indicators of the regional budget of the Tomsk region for 2017-2022, billion rubles [Official website of the territorial body of the Federal State Statistics Service for the Tomsk region]

В соответствии с данными рисунка 9 можно сделать выводы о том, что в период кризисных явлений в экономике, связанных с пандемией, объемы расходов бюджета превышали доходную часть и влияли на бюджетный дефицит. Такая ситуация прослеживается с 2017 года, но по итогам 2022 года сумма доходов превышает сумму расходов, что говорит о «выравнивании» бюджетных расходов и доходов бюджета, даже в условиях влияния западных санкций [Цветков, 2022].

По результатам проведенного анализа следует сделать выводы о том, что в настоящее время органам власти Томской области необходима реализация системы стабилизирующих мер:

1. Усилить поддержку всех секторов экономики, в особенной степени малому и среднему предпринимательства и наиболее приоритетным отраслям экономики.

2. Восстановление объемов экспорта до кризисных объемов, поиск новых партнеров для реализации данных направлений.

3. Совместно с развитием экспортных направлений необходимо сокращать зависимость страны от импорта страны через принципы замены импортных товаров.

4. Обеспечить инвестиционную привлекательность региона и отдельных кризисных и депрессивных регионов, которые обладают достаточными природными и производственными мощностями для перспективного развития.

Главным элементом обеспечения программ импортозамещения является сельское хозяйство, так как обеспечивает производство продовольственной продукции, исключая им-портозависимость по важным продуктам.

Для снижения зависимости от импорта необходим тщательный анализ предприятий региональными властями с точки зрения действующего производства, включая малое и среднее предпринимательство, на которое кризис оказал наиболее негативное влияние, в

2017 год 2018 год 2019 год 2020 год 2021 год 2022 год

том числе оказать необходимую региональную финансовую поддержку производителям сельскохозяйственной продукции (субсидии, гранты, компенсации, налоговые льготы).

Кроме того, необходимо обеспечить соответствующее финансирование и субсидирование этих отраслей, сформировать базу взаимозаменяемых товаров. Данную базу взаимозаменяемых товаров необходимо формировать на всех уровнях управления, поскольку продукция местного производства может реализовываться между регионами, без привлечения иностранных поставщиков. Реализация данных мер способствует эффективному развитию процесса импортозамещения на региональном и федеральном уровне [Борисова, 2021].

5. Необходимо обеспечить необходимый уровень социальной поддержки для населения. При этом, необходимо обратить внимание на социальные группы, которые в настоящее время не имеют определенного статуса для поддержки. Например, семьям с детьми за последние два года увеличили объемы социальной помощи, а другие группы населения, не имеющие такие привилегии не получают должной поддержки.

Необходимо увеличить пособие по безработице, рассмотреть вопрос об увеличении минимального размера оплаты труда и прожиточного минимума, обеспечить необходимые надбавки нуждающимся пенсионерам, увеличить список лиц, которым положены компенсации за жилищно-коммунальные услуги [Тарасевич, Леусский, 2019].

Данные мероприятия обеспечат необходимый экономический рост Томской области, позволяет снизить риски, связанные с последствиями западных санкций и обеспечить основные условия экономического развития: рост потребления, увеличение производства и улучшение уровня жизни населения.

Заключение

Кризисные явления характерны для экономических систем, закономерно сопровождают их в течение жизненного цикла.

Оценка социально-экономических показателей Томской области указала на продолжающийся рост среднедушевых доходов и среднего размера заработной платы в регионе. Отмечается снижение безработного населения после периода пандемии, а также в условиях новых усиливающихся западных санкций в 2022 году. Улучшение уровня жизни населения положительно влияет на покупательную способность и обеспечивает рост объема розничной торговли и платных услуг населению.

Оценка развития экономических субъектов указывает на положительный рост сальдированного финансового результата, увеличение объема инвестиций в основной капитал, рост показателей сельского хозяйства для обеспечения продовольственной безопасности и выполнения программ импортозамещения. За последние шесть лет впервые бюджет Томской области является профицитным, так как сумма доходов превышает сумму бюджетных расходов. С 2020 года отмечается положительное снижение численности безработных граждан на фоне роста числа рабочей силы, и даже вновь усиливающиеся западные санкции не повлияли на рынок труда Томской области, то есть предприятия, напротив, наращивают производственные объемы и обеспечивают рабочими местами население региона.

Основными стабилизационными направлениями экономической программы Томской области должны стать активная поддержки всех отраслей экономики, развитие экспортных направлений, снижение импортных поставок, экономическая доступность к продовольствию необходимого объема, оптимизация процессов формирования и оценки планов импортозамещения, продолжение развития цифровых решений в различных областях производства и сферы услуг, а также внедрение дополнительных мер поддержки населения.

Список источников

Официальный сайт территориального органа Федеральной службы государственной статистики

Томской области. URL: https://70.rosstat.gov.ru/ (дата обращения 10.12.2022) Охотский Е.В. 2020. Государственное антикризисное управление. — М.: Юрайт, 372.

Сухарев, О.С. 2021. Экономическая теория. Современные проблемы: учебник для вузов. - Москва: Издательство Юрайт, 215.

Тарасевич Л.С., Леусский А.И. 2019. Макроэкономика. - М.: Юрайт, 343.

Черненко В.А. 2020. Антикризисное управление. — М.: Юрайт, 418.

Список литературы

Андриянов Н.А. 2019. Проблематика совершенствования антикризисного управления на российских предприятиях. Горизонты экономики, 6 (53):25-27.

Артемова А.Ю. 2019. Идентификация рисков и угроз в антикризисном управлении предприятием. Наука и практика регионов, 3 (16): 11-17.

Бойченко О.В., Иванюта Д.В. 2021. Развитие социально - экономической системы Российской Федерации. Стратегическое управление развитием цифровой экономики на основе умных технологий. под ред. А.В. Бабкина. Санкт-Петербург, 10-28.

Борисова Е.Р. 2021. Особенности современного этапа развития Российской Федерации. Экономико-правовые перспективы развития общества, государства и потребительской кооперации. сборник научных статей III международной научно-практической интернет-конференции. Гомель, 105-107.

Бриль А.Р., Калинина О.В., Паршуков А.Е. 2020. Антикризисное управление предприятием: оценка финансового состояния и разработка проектов по управлению персоналом. СПб., 90-96.

Грачева К.С., Юдина Н.А. 2021. Антикризисное управление предприятием. Академическая публицистика, 5: 194-196.

Долганова Н.А., Таганова Н.М. 2019. Анализ актуальных механизмов антикризисного управления предприятием. Инновационная наука, 4: 105-109.

Торопцев Е.Л., Махаповский А.С. 2021. Структурные дефекты и деформации экономики. Экономический анализ: теория и практика, 20; 2 (509): 251-277.

Хирачигаджиева М.М. 2019. Антикризисное управление и эффективное управление рисками предприятия в экономике России. Научный альманах, 12-1 (62): 103-106.

Цветков В.А. 2022. О месте, роли и значении фундаментальной экономической теории в современной России. Проблемы прогнозирования, 5(194): 100- 106.

Refences

Andriyanov N.A. 2019. Problematika sovershenstvovaniya antikrizisnogo upravleniya na rossijskih predpriyatiyah [Problematics of improving anti-crisis management at Russian enterprises]. Gorizonty ekonomiki, 6 (53):25-27. (in Russian)

Artemova A.Yu. 2019. Identifikaciya riskov i ugroz v antikrizisnom upravlenii predpriyatiem [Identification of risks and threats in anti-crisis enterprise management]. Nauka i praktika regionov, 3 (16): 11-17. (in Russian)

Boychenko O.V., Ivanyuta D.V. 2021. Razvitie social'no - ekonomicheskoj sistemy Rossijskoj Federacii [Development of the socio - economic system of the Russian Federation]. Strategicheskoe upravlenie razvitiem cifrovoj ekonomiki na osnove umnyh tekhnologij. pod red. A. V. Babkina. Sankt-Peterburg, 10-28. (in Russian)

Borisova E.R. 2021. Osobennosti sovremennogo etapa razvitiya Rossijskoj Federacii [Features of the current stage of development of the Russian Federation]. Ekonomiko-pravovye perspektivy razvitiya obshchestva, gosudarstva i potrebitel'skoj kooperacii. sbornik nauchnyh statej III mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj internet-konferencii. Gomel', 105-107. (in Russian)

Bril A.R., Kalinina O.V., Parshukov A.E. 2020. Antikrizisnoe upravlenie predpriyatiem: ocenka finansovogo sostoyaniya i razrabotka proektov po upravleniyu personalom [Anti-crisis management of an enterprise: assessment of financial condition and development of personnel management projects]. SPb, 90-96. (in Russian)

Gracheva K.S., Yudina N.A. 2021. Antikrizisnoe upravlenie predpriyatiem [Anti-crisis enterprise management]. Akademicheskaya publicistika, 5: 194-196. (in Russian)

Dolganova N.A., Taganova N.M. 2019. Analiz aktual'nyh mekhanizmov antikrizisnogo upravleniya predpriyatiem [Analysis of current mechanisms of anti-crisis management of the enterprise]. Innovacionnaya nauka, 4:105-109. (in Russian)

Toroptsev E.L., Makhapovsky A.S. 2021. Strukturnye defekty i deformacii ekonomiki [Structural defects and deformations of the economy]. Ekonomicheskij analiz: teoriya i praktika, 20; 2 (509): 251-277. (in Russian)

Hirachigadzhieva M.M. 2019. Antikrizisnoe upravlenie i effektivnoe upravlenie riskami predpriyatiya v ekonomike Rossii [Anti-crisis management and effective enterprise risk management in the Russian economy]. Nauchnyj al'manah, 12-1 (62):103-106. (in Russian) Tsvetkov V.A. 2022. O meste, roli i znachenii fundamental'noj ekonomicheskoj teorii v sovremennoj Rossii [On the place, role and significance of fundamental economic theory in modern Russia. Problemy prognozirovaniya, 5(194): 100- 106. (in Russian)

Конфликт интересов: о потенциальном конфликте интересов не сообщалось. Conflict of interest: no potential conflict of interest related to this article was reported.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ

Оборин Матвей Сергеевич, доктор экономических наук, доцент, профессор кафедры экономического анализа и статистики, Пермский институт (филиал) «Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова»; профессор кафедры мировой и региональной экономики, экономической теории, Пермский государственный национальный исследовательский университет, профессор кафедры менеджмента, Пермский государственный аграрно-технологический университет им. ак. Д.Н. Прянишникова, г. Пермь, Россия

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR

Matvey S. Oborin, Doctor of Economic Sciences, Associate Professor, Professor of the Department of Economic Analysis and Statistics of the Perm Institute (branch) "Russian Economic University named after G.V. Plekhanov "; Professor of the Department of World and Regional Economy, Economic Theory of the Perm State National Research University, Professor of the Department of Management of the Perm State Agrarian and Technological University named after ac. D.N. Pryanishnikov, Perm, Russian Federation

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.