Научная статья на тему 'Особенности управления развитием топливодобывающих субъектов РФ в новых условиях'

Особенности управления развитием топливодобывающих субъектов РФ в новых условиях Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
116
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Новичихин А. В., Фрянов В. Н.

Изложены концептуально-методологические основы управления социально-экономическими системами в топливодобывающих субъектах РФ, которые необходимо учитывать при формировании системы управления на региональном уровне посредством воспроизводственно-диверсификационного подхода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Новичихин А. В., Фрянов В. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Particularities of management development fuel gaining subject RF in new condition

Conceptual-methodological bases of management social-economic system are stated in fuel gaining subject RF, which necessary to take into account when shaping managerial system on regional level.

Текст научной работы на тему «Особенности управления развитием топливодобывающих субъектов РФ в новых условиях»

УДК 620.91

ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ ТОПЛИВОДОБЫВАЮЩИХ СУБЪЕКТОВ РФ В НОВЫХ УСЛОВИЯХ

A.B. Новичихин, В.Н. Фрянов

Сибирский государственный индустриальный университет, г. Новокузнецк E-mail: [email protected]

Изложены концептуально-методологические основы управления социально-экономическими системами в топливодобывающих субъектах РФ, которые необходимо учитывать при формировании системы управления на региональном уровне посредством воспроизводственно-диверсификационного подхода.

Современный уровень сложности социально-экономических процессов, а также существующая степень интеграции в эти процессы управления природопользованием выдвигают в качестве одного из важнейших условий современного эффективного управления региональным развитием топливодобывающих субъектов РФ необходимость априорной оценки последствий управленческих решений любого уровня, принимаемых в данной сфере.

Существующие возможности использования топливно-энергетических ресурсов, как продукции диверсификационных производств и альтернативных источников энергии, позволяют уже на данном этапе социально-экономического развития РФ поднять энергетическую и экономическую безопасности на уровень передовых стран мирового экономического сообщества.

Предлагаемая методологическая основа управления социально-экономическими системами топливодобывающих субъектов РФ - социально ориентированный воспроизводственно-диверси-фикационный подход, учитывающий изменение природно-ресурсного потенциала, на основе взаимосвязей субъектов РФ, дающий возможность комплексно рассматривать их поведение с позиций новых задач социально-экономического развития и максимизации социально-экономического эффекта от природопользования.

Воспроизводственно-диверсификационный подход означает, что управление региональной системой любого вида опирается на принципы, которые устанавливаются в соответствии с законами экономики и развития социума, отражающие внутренние взаимосвязи и взаимозависимости системы, с учетом специфических особенностей субъекта РФ.

Сущность воспроизводственно -диверсифика-ционного подхода заключается в необходимости выделения социально-экономических процессов в результате создания диверсификационных производств и воспроизводственных циклов, сбалансированных на уровне региона данного типа, с учетом истощения природно-ресурсного потенциала. Интеграция этих социально-экономических процессов и взаимосвязанных воспроизводственных циклов в топливодобывающем регионе составляет объект управления и определяет его функции [1].

В топливодобывающих субъектах РФ довольно четко выделяются контуры полюсов роста. Полюса роста - крупная агломерация с развитой топливодобывающей промышленностью и мощной научной базой характеризуется наиболее высоким уровнем качества жизни, которое обеспечивается развитой инновационной деятельностью. За счет полюсов роста осуществляется развитие периферии субъекта РФ. В развитых странах они находятся на последней стадии развития - существует высокоразвитая полиареальная система с мощной периферией. В РФ они находятся на начальной стадии развития согласно концепции формирования полюсов роста Фридманна [2].

Таким образом, за счет развития полюсов роста топливодобывающего субъекта РФ возможно повышение уровня социально-экономического развития отсталых регионов РФ, но это возможно только при дальнейшем развитии полюсов роста.

Управление на региональном уровне должно опираться на определенную систему методологических принципов, отражающих объективные закономерности социально ориентированного вос-производственно-диверсификационного подхода топливодобывающего субъекта РФ:

1. Устойчивое повышение качества жизни населения топливодобывающего субъекта РФ. Данный принцип реализуется на базе создания диверсификационных производств на базе существующих и новых промышленных предприятий на основе инновационных наукоемких технологий.

2. Использование региональных преимуществ в территориальном разделении труда. Этот принцип состоит в том, что система управления региональным развитием должна обеспечивать использование социально-экономических и минерально-ресурсных преимуществ региона в территориальном разделении труда и в то же время содействовать комплексному региональному развитию. Для топливодобывающих регионов необходимо осуществлять добычу, первичную и глубокую переработку добываемого сырья внутри региона, то есть доставка потребителям готовой топливной продукции. Предлагается повышение качества готовой топливной продукции в топливодобывающем регионе,

что существенным образом отразится на экономической привлекательности данного вида продукции, ее конкурентоспособности на энергетическом рынке, а также на уровне качества жизни населения субъекта РФ. Для реализации данного принципа необходимо повышение качественного уровня человеческого потенциала населения топливодобывающего субъекта РФ в следующих его аспектах: уровне образования; потенциале общественного и индивидуального здоровья; степени миграционной подвижности населения.

3. Баланс интересов всех структур, участвующих в процессе регионального воспроизводства. Баланс интересов базируется на экономической, социальной и экологической составляющих регионального воспроизводственного процесса. Исходным пунктом любого подхода к обоснованию структурных преобразований являются интересы и вытекающие из них мотивации всех участников преобразований. Этот принцип отражает наличие собственных интересов у каждой структуры и предполагает наличие объективных противоречий между ними. И главное требование к механизму управления общественным воспроизводством состоит в создании таких условий деятельности, при которых достигался бы определенный баланс интересов всех структур (участников), взаимодействующих в процессе регионального воспроизводства. Факторами, обеспечивающими процесс согласования интересов, являются: общая открытость; субъективность; информационная прозрачность; согласованность решений; равноправие участников. Уровни согласования интересов: топливопромышленные предприятия (компании); местный; региональный; федеральный.

4. Социально-экономической самостоятельности в рамках институциональной системы управления. Социально-экономическая политика региональных властей не оказывает существенного влияния на экономическое развитие регионов, однако в топливодобывающих регионах вносит заметные коррективы в социально-экономические процессы. Повышение уровня социально-экономической самостоятельности топливодобывающих субъектов РФ позволит ставить реалистичные цели и задачи, которые не идут в разрез с социально-экономической обстановкой в данном субъекте РФ. Согласно данному принципу предполагается отсутствие директивного вмешательства государства в дела регионов. Кроме того, социально-экономическая самостоятельность означает необходимость четкого распределения полномочий и функций управления между различными уровнями власти и создания финансово-экономических условий для их реализации.

5. Саморазвитие. Посредством реализации предыдущего принципа наряду с повышением объе-

мов инвестиций полюсам роста за счет воздействия, которых планируется повышать социально-экономические показатели «отсталых» субъектов РФ. Инструментом саморазвития субъекта РФ являются стратегии развития и целевые программы социально-экономического развития. Развитие региона должно осуществляться за счет доходов, образующихся на самой территории. Это не равносильно полной финансовой замкнутости регионов, но предполагает такую схему финансовых потоков, в которой перераспределительные процессы не являются преобладающими. Предлагаемый принцип существенно повысит уровень инвестиционных возможностей топливодобывающих регионов.

6. Зависимость между эффективностью развития региональной экономической системы и формированием ресурсной базы социально-экономического развития региона. Формирование стабильной ресурсной базы социально-экономического развития региона является одной из приоритетных задач, она включает в себя человеческий потенциал, природные, финансовые и информационные ресурсы. Сбалансированное развитие ресурсной базы необходимо для эффективного развития региональной экономической системы. Для формирования ресурсной базы социально-экономического развития региона необходимо учитывать экономические интересы, стимулирующие развитие экономики и рост ее эффективности.

7. Ответственность за реализацию функций управления. Данный принцип представляет суть и содержание управления на уровне региона данного ранга.

Таким образом, реализация всей системы принципов позволит создать предпосылки для формирования надежно действующей и устойчивой системы управления, обеспечивающей эффективное развитие региона и последовательное достижение целей. Все эти принципы должны быть положены, прежде всего, в основу законодательных и норма-тивно-правовых актов, создающих контуры системы управления региональной экономикой и определяющих выбор тех конкретных инструментов и рычагов механизма управления, которые будут определять его эффективность.

С точки зрения регионального воспроизводства главное отличие между регионами различного типа заключается в том, что для этих регионов характерны специфические совокупности региональных пропорций. Регион является не только подсистемой социально-экономического комплекса страны, но и относительно самостоятельной его частью с законченным циклом воспроизводства, особыми формами проявления стадий воспроизводства и специфическими особенностями протекания социальных и экономических процессов.

Таким образом, управление топливодобывающим регионом - это управление его социально-экономическими процессами и функционированием, с учетом истощения природно-ресурсного потенциала, для повышения уровня человеческого потенциала и качества жизни населения до среднероссийского посредством диверсификации существующих и созданием новых видов производств на базе внедрения передовых (наукоемких) технологий.

Социально-экономические функции всех уровней региональной системы заключаются в создании условий, обеспечивающих воспроизводство и рациональное использование региональных ресурсов, поддержание равновесия экономической, природной и социальной систем.

Одна из важнейших задач управления социально-экономическим развитием субъекта РФ состоит в необходимости обеспечить непрерывность воспроизводственного процесса, материально-финансовых потоков, создающих нормальные условия для эффективного развития экономики и жизнедеятельности людей.

Механизм системы управления социально-экономическими системами реализуется посредством социально-экономического программирования, под которым понимается система действий по структурным социально-экономическим преобразованиям субъекта РФ, направленным на устойчивое повышение качества жизни населения по сравнению со среднеднероссийским. Данная система состоит из составляющих:

• диагностика социально-экономического состояния и прогнозирование развития

• субъекта РФ для обоснования политики органов власти;

• разработка программ социально-экономического развития топливодобывающего субъекта РФ;

• механизм реализации программ;

• мониторинг социально-экономического развития топливодобывающего субъекта РФ.

На рис. 1 представлена многоагентная социально-экономическая система субъекта РФ со взаимо-управлением, посредством которой представлены контуры натурно действующей системы управле-

ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА

х/:

ЦЕНТР СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ------------------------ ----------

Я'

I

.

ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА

Рис. 1. Многоагентная социально-экономическая система субъекта РФ со взаимоуправлением

ния топливодобывающего субъекта РФ с позиций воспроизводственно-диверсификационного подхода, которая состоит из следующих основных агентов: государство, субъекты РФ, муниципальные образования, фирмы, предприятия, семейные хозяйства, рынок продуктов и услуг, а также рынки ресурсов. Все перечисленные агенты являются потребителями прогнозов, необходимых для выработки и принятия оперативных и стратегических управляющих решений, которые формируются стратегическим центром управления.

Стратегические центры управления, используя классические и современные средства обработки

информации, вырабатывают краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные прогнозы в зависимости от интересующих агентов критериев.

Отличительная черта многоагентной социально-экономической системы со взаимоуправлением - агенты, используя принцип взаимоуправления (вырабатывать встречные управленческие воздействия), в то же время являясь потребителем прогнозов центра стратегического управления могут и не воспользоваться их рекомендациями для выработки своих управленческих решений [3]. Система прогнозирования и планирования на уровне субъекта РФ представлена на рис. 2.

Входные параметры прогнозирования и планирования

I

Критерии социально- Направления и Показатели Показатели

экономического тенденции социально- внутренней среды окружающей

развития экономического развития субъекта РФ среды

И.

И"

Концепция

социально-

экономического

развития субъекта РФ

Стратегия социально-экономического развития

Система социально-экономических политик и механизмов

X

Отраслевые прогнозы в субъекте РФ

Целевые программы социально-экономического развития

Система развития и размещения производительных сил

Система и механизмы управления

И

Выход

Ожидаемые

результаты

Л

Мониторинг

1 г

Система документов

Рис. 2. Система прогнозирования и планирования на уровне субъекта РФ

Развитие концепции рыночного хозяйствования происходит с учетом множества проблем, которые являются специфическими для современного состояния российской экономики. Причины этого обусловлены как самой сутью состояния отечественной рыночной экономики, при которой на будущие результаты предпринимательской деятельности влияют многочисленные факторы рыночной конъюнктуры, так и достаточно высокой восприимчивостью экономических процессов воздействиям неэкономических факторов (политических, социальных, экологических и т. д.). В этой связи необходимо учитывать стохастическую природу факторов хозяйствования - разного вида стратегические риски. Исходными данными для проведения количественной оценки рисков являются статистические данные изменения анализируемых параметров на ретроспективном отрезке времени. Необходимо учитывать следующие стратегические риски:

1. Природно-ресурсный риск, под которым понимается возможность ошибки в определении количества (балансовых запасов) и качества полезных ископаемых на разрабатываемых и перспективных для отработки месторождениях, условий залегания полезных ископаемых, крепости и устойчивости пород, инженерно-геоло-гических условий месторождений, что существенным образом влияет на технико-экономи-ческие показатели работы добывающих предприятий.

2. Технологический риск, связанный с невыполнением предприятиями планов и обязательств по производству продукции и других видов производственной деятельности в результате воздействия, как внутренних факторов: использование устаревших технологий производства, отказ от диверсификации производства; так и внешней среды: возможные отклонения технологических свойств ресурсов перерабатывающей промышленности от требуемых значений.

3. Промышленный риск - возможные отклонения производственного процесса, вызванные сбоями работы оборудования и несвоевременного его обновления, а также другие непредвиденные ситуации, вызывающие отклонения от нормативной (планируемой) мощности предприятий.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Новичихин А.В., Петрова Т.В. Концептуальные основы совершенствования системы управления социально-экономическими процессами в топливодобывающих субъектах РФ // Горный информационно-аналитический бюллетень. - 2006. - № 1. -С. 94-99.

2. Friedmann J. Urbanization, Planning and National Development. -London: Beverly Hills, 1973. - 351 p.

4. Экологический риск, под которым понимаются возможные чрезвычайные экологические ситуации, вызванные функционированием добывающих и перерабатывающих предприятий: отсутствие лицензий и разрешений, штрафы, снижение работоспособности очистных сооружений; а также не зависящими от них процессами, которые оказывают негативное воздействие на процесс энергопотребления: стихийные бедствия, наводнения, пожары и другое.

5. Политический риск - риск, возникающий как результат изменения государственной политики, выражающийся в неблагоприятных социально-экономических изменениях, безопасности бизнеса (безработица, вандализм, терроризм и т. д.) в стране. Он проявляется в форме неожиданного, обусловленного политическими соображениями и событиями изменения условий хозяйственной деятельности, что создает неблагоприятный для предпринимателей фон, что может привести к повышенным затратам ресурсов и потери прибыли. Источниками данного риска может быть увеличение налоговых ставок, введение принудительных отчислений, изменение договорных условий, трансформация форм собственности, отчуждения имущества и денежных средств по политическим мотивам.

6. Экономические риски. Учитываются следующие виды экономических рисков: инфляционный, обусловленный обесцениванием реальной покупательной способности денег, при этом предприниматель несет реальные потери; коммерческий - риск потерь в результате финансово-хозяйственной деятельности, его причиной может быть повышение стоимости товара, непредвиденное снижение спроса на топливно-энергетические ресурсы, последствия вступления РФ в ВТО.

Таким образом, посредством представленных в работе концептуально-методологических основ управления социально-экономическими системами в топливодобывающих субъектах РФ, которые необходимо учитывать при формировании системы управления на региональном уровне посредством воспроизводственно-диверсификационного подхода, появляется возможность корректировать вектор стратегического развития, с позиций новых задач социально-экономического развития.

3. Кулаков С.М., Бондарь Н.Ф., Трофимов В.Б. Принцип управления с прогнозированием: подходы к реализации и структуры систем: Препринт. - Новокузнецк: СибГИУ, 2005. - 63 с.

Поступила 20.11.2006 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.