Научная статья на тему 'Концептуальные основы совершенствования системы управления социально-экономическими процессами в топливодобывающих субъектах РФ'

Концептуальные основы совершенствования системы управления социально-экономическими процессами в топливодобывающих субъектах РФ Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
141
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Концептуальные основы совершенствования системы управления социально-экономическими процессами в топливодобывающих субъектах РФ»

© А. В. Новичихин, Т. В. Петрова, 2006

УДК 620.91:332.012(571.17)

А.В. Новичихин, Т.В. Петрова

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИМИ ПРОЦЕССАМИ В ТОПЛИВОДОБЫВАЮЩИХ СУБЪЕКТАХ РФ

Сибирь располагает огромным по объему и уникальным по составу и качеству сырья природно-ресурсным потенциалом. На долю этого региона приходится свыше 80 % основных минеральных и энергетических ресурсов России. Кризис 1990-2000 гг. оказал негативное влияние на топливодобывающую отрасль сибирских регионов. В частности, в Кемеровской области он сопровождался не только резким падением производства, вызванным закрытием 36 шахт в течение последних 10 лет, но и сокращением численности персонала на 196,8 тыс. человек за этот период [1]. Численность экономически активного населения Сибирского Федерального Округа на начало 2004 года составила 8848,3 тыс. человек, из них безработными являются 1178,3 тыс. человек (13,32 %) [2]. Проблемы создания новых рабочих мест тесно связаны с социальноэкономическими проблемами региона - крайне запущенным состоянием социальной сферы многих промышленных городов и поселков, недостаточным финансированием создания новых производств. Эти факторы усиливают потенциальную опасность обострения социальной обстановки в Сибирском ФО.

В настоящее время и последующие периоды развития экономики основу топливного и сырьевого балансов России будут составлять органические виды топлива, среди которых значительная роль отводится каменным углям, как наиболее распространенным видам горючих ископаемых, а угольная промышленность была и останется ведущей отраслью материального 94

производства. Она, несмотря на сегодняшнее кризисное состояние, способна и в дальнейшем решать задачи в области обеспечения страны энергетическим топливом и технологическим сырьем в необходимых объемах [3].

Следует отметить, что в условиях распределительно-отраслевой системы управления, когда социально-экономи-ческое развитие регионов по существу было результатом принятия отраслевых решений, востребованность в развитии теоретической базы управления экономикой региона была ограниченной. В настоящее время появились практически значимые работы в области социально-экономических процессов.

В связи с этим в современных условиях возникает необходимость в новом подходе к формированию системы управления на региональном уровне и разработке методов регулирования процессов социально-экономического развития топливодобывающих субъектов РФ.

Методологическая основа управления социально-экономическими системами топливодобывающих субъектов РФ - региональный воспроизводственно-ди-

версификационный процесс, учитывающий истощение природно-ресурс-ного потенциала, на основе взаимосвязей субъектов РФ, дающий возможность комплексно рассматривать их поведение с позиций новых задач социально-экономического развития.

Рис. 1. Структура механизма регулирования результатов диверсификации производства

Воспроизводственно -диверсифика-ционный подход означает, что управление региональной системой любого вида опирается на принципы, которые устанавливаются в соответствии с законами экономики и развития социума, отражающие внутренние взаимосвязи и взаимозависимости системы, с учетом специфических особенностей субъекта РФ.

Не масштабы, качественные и количественные параметры социально-

экономического развития, а совокупность

осуществляемых функций должна стать отличительной особенностью административных образований различных типов. Подход к решению этой проблемы с позиций теории диверсификации в сочетании с теорией регионального воспроизводства человеческого потенциала позволяет конкретизировать ответственность за решение социальноэкономических задач на каждом уровне региональной системы.

Таким образом, воспроизводственно-диверсификацонный подход озна-чает,

прежде всего, необходимость выделения социально-экономических процессов в результате создания диверсификацион-ных производств и воспроизводственных циклов, сбалансированных на уровне региона данного типа, с учетом истощения природно-ресурс-ного потенциала. Совокупность этих социальноэкономических процессов и воспроизводственных циклов в топливодобывающем регионе составляет предмет управления и определяет его функции. В обобщенной форме функции управления региональных органов власти можно представить как создание сбалансированной региональной системы. Процесс управления развитием экономики региона есть формирование таких пропорций между различными элементами региональной системы, которые обеспечивают его эффективное и устойчивое социальноэкономическое развитие. Пропорции и показатели регионального воспроизводственного процесса должны отражать содержание всех связей хозяйственных единиц внутри региона и за его пределами.

Однозначно трактовать социальноэкономические явления и процессы, всесторонне характеризовать участие каждой хозяйственной единицы в экономическом обороте региона и обес-печивать единство внутрирегиональных и межрегиональных материальных, финансовых и трудовых связей, а также пропорций процесса производства. На рис. 1 приведена структура механизма регулирования результатов диверсификации производства.

С точки зрения регионального вос-роизводства главное отличие между регионами различного типа заключается в том, что для регионов разных типов характерны специфические совокупности региональных пропорций. Регион является не только подсистемой социальноэкономического комплекса страны, но и относительно самостоятельной его ча-

стью с законченным циклом воспроизводства, особыми формами проявления стадий воспроизводства и специфическими особенностями протекания социальных и экономических процессов.

Таким образом, управление топливодобывающим регионом - это управление его социально-экономическими про-цессами и функционированием, с учетом истощения природно-ресурсного потенциала, для повышения уровня человеческого потенциала и качества жизни населения до среднероссийского посредством диверсификации существующих и созданием новых видов производств на базе внедрения передовых (наукоемких) технологий.

Социально-экономические функции

всех уровней региональной системы заключаются в создании условий, обеспечивающих воспроизводство и рациональное использование региональных ресурсов, поддержание равновесия экономической, природной и социальной систем.

На уровне регионов законы экономики и развития социума имеют различные формы проявления, и поэтому методы их использования должны быть дифференцированы. Это вызывает объективную потребность в широком применении регионального воспроизводственно-

диверсификационного подхода к управлению социально-эконо-мическим развитием. Региональный воспроизводственно-диверсификационный подход представляет собой систему методологических и методических положений, призванных обеспечить объективное отражение особенностей региональной экономики при разработке системы управления. Он требует обеспечить, с одной стороны, наиболее полный учет и реализацию природных и социально-экономических преимуществ

топливодобывающего региона, а с другой -эффективно использовать его возможности на основе комплексного развития хозяйства территории, с учетом истощения природно-ресурсного потенциала.

Рис. 2. Схема формирования методологии управления социально-экономическими системами топливодобывающих субъектов РФ

Управление на региональном уровне должно опираться на определенную систему методологических принципов, отражающих объективные закономерности ре-

гионального воспроизводственно-

диверсификационного процесса:

• устойчивое повышение качества жизни населения субъекта РФ;

• использование региональных преимуществ в территориальном разделении труда;

• баланс интересов всех структур, участвующих в процессе регионального воспроизводства;

• социально-экономической самостоятельности;

• самофинансирования;

• саморазвитие;

• зависимость между эффективностью развития региональной экономической системы и формированием ресурсной базы социально-экономи-ческого развития региона;

• ответственность за реализацию функций управления.

На рис. 2 показана схема формирования методологии управления социальноэкономическими системами топливодобывающих субъектов РФ на основе воздействия экономических законов и социума.

Таким образом, реализация всей системы принципов позволит создать предпосылки для формирования надежно действующей и устойчивой системы управления, обеспечивающей эффективное развитие региона и последовательное достижение целей. Все эти принципы должны быть положены, прежде всего, в основу законодательных и нормативно-правовых актов, создающих контуры системы управления региональной экономикой и определяющих выбор тех конкретных инструментов и рычагов механизма управления, которые будут определять его эффективность.

Содержание управления социальноэкономическими процессами на региональном уровне, его формы и методы определяются, с одной стороны, институтом общегосударственной экономической политики и, с другой стороны, региональной политикой, учитывающей особенности развития регионов различного типа. Для того чтобы определить сущность форм и методов управления социальноэкономическими процессами на регио-

нальном уровне, необходимо рассмотреть вопрос о роли государственного управления в развитии региональной системы. Государственные органы власти должны принимать участие в следующих этапах управления:

• в определении перспективы развития промышленности с целью достижения баланса между производством готовой продукции топливодобывающими регионами, ее рентабельностью и социально-экономическим развитием субъектов недропользования РФ;

• в оценке вариантов освоения топливно-энергетических ресурсов и выборе оптимальных вариантов социальноэкономического развития топливодобывающих регионов в зависимости от производственных, экономических, социальных, экологических и комбинированных критериев;

• разработке целевых программ

стратегического развития топливодобывающих регионов РФ, направленных на эффективное использование природноресурсного и человеческого потенциалов, на базе воспроизводственно-

диверсификационного подхода.

Одна из важнейших задач управления социально-экономическим развитием субъекта РФ состоит в необходимости обеспечить непрерывность воспроизводственного процесса, материальнофинансовых потоков, создающих нормальные условия для эффективного развития экономики и жизнедеятельности людей.

Основными элементами системы управления социально-экономическими системами субъектов РФ являются: прогнозирование и планирование; управленческая структура; инструменты механизма управления.

Система управления социально-экономическими системами топливодобывающих субъектов РФ должна опираться на логически взаимоувязанную структуру этапов управления: диагностика соци-

ально-экономического состояния топливодобывающего субъекта РФ; разработка модели социально-экономического развития топливодобывающего региона; обоснование направлений структурных преобразований социально-

экономической системы топливодобывающего субъекта РФ; разработка альтернативных сценариев социально-

экономического развития субъекта РФ; оценка эффективности предлагаемых

1. Доклад об основных направлениях государственной политики развития угольной отрасли и повышения конкурентоспособности её продукции на внутреннем и внешнем рынках // Уголь. -2002. - №10. - С. 9 - 22.

2. Регионы России. Основные характеристики субъектов Российской Федерации. 2004: Стат. сб. / Росстат. - М, 2004. - 671 с.

сценариев по производственным, экономическим, социальным и комбинированным критериям социально-

экономического развития топливодобывающего субъекта РФ; выбор оптимальных сценариев социально-

экономического развития субъекта РФ; формирование системы программ стратегического развития топливодобывающего субъекта РФ; мониторинг реализации разработанных программ.

-------------- СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

3. Крапчин И.П. Уголь сегодня, завтра (технология, экология, экономика) / И.П. Крапчин, Ю.С. Кудинов. - М.: «Издательский Дом "НОВЫЙ ВЕК"», Институт микроэкономики, 2001. - 216 с.

— Коротко об авторах ---------------------------------------------------------------------

Новичихин А.В. - кандидат технических наук, старший преподаватель кафедры организации перевозок и управления на транспорте,

Петрова Т.В. - кандидат технических наук, доцент кафедры экономики и управления горным производством,

Сибирский государственный индустриальный университет.

ТЕКУЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ О ЗАЩИТАХ ДИССЕРТАЦИЙ ПО ГОРНОМУ ДЕЛУ И СМЕЖНЫМ ВОПРОСАМ

ДИССЕРТАЦИИ

Автор Название работы Специальность Ученая степень

УФИМСКИЙ ГОС ТЕХНИЧЕСКИЙ У УДАРСТВЕННЫЙ НЕФТЯНОЙ НИВЕРСИТЕТ

БАШИРОВА

Эльмира

Муссаевна

Оценка предельного состояния металла оборудования для переработки углеводородного сырья с применением электромагнитного метода контроля

05.26.03

05.02.01

к. т. н

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.