Научная статья на тему 'Методологические особенности управления социально-экономическими системами в топливодобывающих субъектах РФ'

Методологические особенности управления социально-экономическими системами в топливодобывающих субъектах РФ Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
81
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Новичихин Алексей Викторович

Изложены методологические особенности управления социально-экономическими системами в топливодобывающих субъектах РФ, которые необходимо учитывать при формировании нового подхода к системе управления на региональном уровне.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Новичихин Алексей Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методологические особенности управления социально-экономическими системами в топливодобывающих субъектах РФ»

Экономические науки

147

УДК 620.91:332.012(571.17) А.В. Новичихин

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИМИ СИСТЕМАМИ В ТОПЛИВОДОБЫВАЮЩИХ СУБЪЕКТАХ РФ

В настоящее время актуальной проблемой всех топливодобывающих регионов РФ является повышение качества жизни населения. Особую актуальность этому придает тот факт, что топливно-энергетические ресурсы, благоприятные для отработки по существующим технологиям, истощаются. Соответственно ухудшаются техникоэкономические показатели добывающих предприятий, что существенным образом влияет на показатели качества жизни населения этих регионов.

В связи с этим в современных условиях возникает необходимость в новом подходе к формированию системы управления на региональном уровне и разработке методов регулирования процессов социально-экономического развития топливодобывающих субъектов РФ.

Теоретическую основу регулирования процессов социально-экономического развития регионов составляют: теории размещения, теории регионального роста и теории государственного регулирования экономического развития, а также концепции развития человеческого потенциала и качества жизни.

Методологическая основа управления социально-экономическими системами топливодобывающих субъектов РФ - региональный воспроиз-водственно-диверсификационный процесс, учитывающий истощение природно-ресурсного потенциала, на основе взаимосвязей субъектов РФ, дающий возможность комплексно рассматривать их поведение с позиций новых задач социальноэкономического развития.

Воспроизводственно-диверсификационный подход означает, что управление региональной системой любого вида опирается на принципы, которые устанавливаются в соответствии с законами экономики и развития социума, отражающие внутренние взаимосвязи и взаимозависимости системы, с учетом специфических особенностей субъекта РФ.

Таким образом, воспроизводственно-диверси-фикацонный подход означает необходимость выделения социально-экономических процессов в результате создания диверсификационных производств и воспроизводственных циклов, сбалансированных на уровне региона данного типа, с учетом истощения природно-ресурсного потенциала. Совокупность этих социально-экономических процессов и воспроизводственных циклов в топливодобывающем регионе составляет предмет управления и определяет его функции.

В топливодобывающих субъектах РФ доволь-

но четко выделяются контуры полюсов роста. Полюса роста - крупная агломерация с развитой топливодобывающей промышленностью и мощной научной базой характеризуется наиболее высоким уровнем качества жизни, которое обеспечивается развитой инновационной деятельностью. За счет полюсов роста осуществляется развитие периферии субъекта РФ. В развитых странах они находятся на последней стадии развития - существует высокоразвитая полиареальная система с мощной периферией. В РФ они находятся на начальной стадии развития согласно концепции формирования полюсов роста Фридманна [1].

Таким образом, за счет развития полюсов роста топливодобывающего субъекта РФ возможно повышение уровня социально-экономического развития отсталых регионов РФ, но это возможно только при дальнейшем развитии полюсов роста.

Наиболее сложной проблемой социальноэкономического развития является привлечение инвестиций, соответственно возникает необходимость во внедрении в топливодобывающих субъектах РФ новых мер государственного регулирования социально-экономического развития. Из анализа зарубежных концепций можно выделить три следующие группы:

- повышения привлекательности регионов за счет улучшения внутреннего инвестиционного климата, за счет совершенствования инфраструктуры субъекта РФ;

- предоставление набора налоговых льгот;

- создание свободных экономических зон.

Первая группа выглядит наиболее приоритетной с той точки зрения, что развитая инфраструктура позволит создать благоприятные перспективы для интенсивного роста экономики топливодобывающего субъекта РФ на долгосрочную перспективу. Вторая группа может рассматриваться не только как временный эффект, так как после окончания действия налоговых льгот в регионе будут ускорены естественные процессы по созданию новых производств. Третья группа представляет собой ограниченные участки территорий с льготным режимом хозяйствования. Отличие от других мер региональной политики в том, что свободные экономические зоны создаются не только для стимулирования экономического развития отдельных регионов, а также для достижения общеэкономических целей. В настоящее время в промышленно развитых странах наибольшее распространение получили зоны свободной торговли и технико-внедренческие зоны, в то время в

148

А.В. Новичихин

развивающихся странах - экспортнопроизводственные. В СССР, а потом в РФ в период с 1990 - 1999 гг. было организовано 16 свободных экономических зон в соответствии с соответствующими нормативными актами. Реально функционировали свободные экономические зоны только в Калининградской и Магаданской областях [2]. Создание производственных и техниковнедренческих зон является одним из приоритетных направлений в топливодобывающих субъектах РФ в связи с их ориентацией на применение наукоемких инновационных технологий и диверсификации производства.

Стабилизация топливно-энергетического рынка РФ является одной из первостепенных государственных задач в настоящее время, достижение которой возможно при помощи следующих мер:

- поддержка топливодобывающих предприятий посредством введением налоговых льгот и их субсидирования;

- лоббирование цен на топливно-энергетическом рынке РФ.

Управление на региональном уровне должно опираться на определенную систему методологических принципов, отражающих объективные закономерности регионального воспроиз-водственно-диверсификационного процесса топливодобывающего субъекта РФ.

• Устойчивое повышение качества жизни населения топливодобывающего субъекта РФ. Данный принцип реализуется на базе создания диверсификационных производств на базе существующих и новых промышленных предприятий на основе инновационных наукоемких технологий.

• Использование региональных преимуществ в территориальном разделении труда. Согласно данному принципу предлагается повышение качества готовой топливной продукции в топливодобывающем регионе, что существенным образом отразится на экономической привлекательности данного вида продукции, ее конкурентоспособности на энергетическом рынке, а также на уровне качества жизни населения субъекта РФ. Для реализации данного принципа необходимо повышение качественного уровня человеческого потенциала населения топливодобывающего субъекта РФ в следую-

щих его аспектах: уровне образования; потенциале общественного и индивидуального здоровья; степени миграционной подвижности населения.

• Баланс интересов всех структур, участвующих в процессе регионального воспроизводства. Баланс интересов базируется на экономической, социальной и экологической составляющих регионального воспроизводственного процесса.

• Социально-экономической самостоятельности. Социально-экономическая политика региональных властей не оказывает существенного влияния на экономическое развитие регионов, однако в топливодобывающих регионах вносит заметные коррективы в социально-экономические процессы. Повышение уровня социальноэкономической самостоятельности топливодобывающих субъектов РФ позволит ставить реалистичные цели и задачи, которые не идут в разрез с социально-экономической обстановкой в данном субъекте РФ.

• Саморазвитие. Посредством реализации предыдущего принципа наряду с повышением объемов инвестиций полюсам роста за счет воздействия, которых планируется повышать социально-экономические показатели «отсталых» субъектов РФ. Инструментом саморазвития субъекта РФ являются стратегии развития и целевые программы социально-экономического развития.

• Зависимость между эффективностью развития региональной экономической системы и формированием ресурсной базы социальноэкономического развития региона. Формирование стабильной ресурсной базы социальноэкономического развития региона является одной из приоритетных задач, она включает в себя человеческий потенциал, природные, финансовые и информационные ресурсы. Сбалансированное развитие ресурсной базы необходимо для эффективного развития региональной экономической системы.

• Ответственность за реализацию функций управления.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Friedmann J. Urbanization, Planning and National Development. - Beverly Hills. London, 1973. 351 р.

2. Кузнецова О.В. Экономическое развитие регионов: теоретические и практические аспекты государственного регулирования. Изд. 3-е стереотипное. - М.: КомКнига, 2005. 304 с.

□ Автор статьи:

Новичихин Алексей Викторович

- канд.техн. наук, ст. преп. каф. организации перевозок и управления на транспорте Сибирского государственного индустриального университета

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.