Научная статья на тему 'Особенности управления процессом принятия решений при правовом обеспечении социально-экономических систем'

Особенности управления процессом принятия решений при правовом обеспечении социально-экономических систем Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
18
2
Читать
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
социально-экономическая система / эффективность / управление / принятие решений / socio-economic system / efficiency / management / decision-making

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Александр Алексеевич Воронов, Надежда Геннадьевна Кулакова

В статье проводится теоретический анализ вопросов управления процессом принятия решений при правовом обеспечении социально-экономических систем, реализующих целевые функции в сферах хозяйствования, управления, социального и правового обеспечения. Особенностью проводимого анализа применительно к указанным системам являются характеристики их функционирования в современных условиях неустойчивости и непредсказуемости поведения внешней среды, санкционного воздействия с учетом сложившейся обстановки, потребностей общества и государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Александр Алексеевич Воронов, Надежда Геннадьевна Кулакова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
Предварительный просмотрDOI: 10.24412/2073-3305-2024-4-235-240
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Peculiarities of decision-making process management in the legal support of socio-economic systems

The article provides a theoretical analysis of the issues of decision-making process management in the legal support of socio-economic systems that realize the target functions in the spheres of economic, management, social and legal support. The peculiarity of the analysis in relation to these systems is the characteristics and functioning in modern conditions of instability and unpredictability of the external environment, sanctions impact, taking into account the current situation, the needs of society and the state.

Текст научной работы на тему «Особенности управления процессом принятия решений при правовом обеспечении социально-экономических систем»

Образование. Наука. Научные кадры. 2024. № 4. С. 235 — 240. Education. Science. Scientific personnel. 2024;(4):235 — 240.

МЕНЕДЖМЕНТ

Научная статья УДК 338.24

https://doi.org/10.24412/2073-3305-2024-4-235-240 NIION: 2007-0062-4/24-202

EDN: https://elibrary.ru/UQXSQZ MOSURED: 77/27-004-2024-04-402

Особенности управления процессом принятия решений при правовом обеспечении социально-экономических систем

Александр Алексеевич Воронов1, 2, Надежда Геннадьевна Кулакова3, 4

1 Воронежский институт Федеральной службы исполнения наказаний России, Воронеж, Россия, a.a.voronov@mail.ru

2 Воронежский институт высоких технологий, Воронеж, Россия

3 Центральный филиал Российского государственного университета правосудия, Воронеж, Россия, nadezhdakulakova@yandex.ru

4 Воронежский государственный технический университет, Воронеж, Россия

Аннотация. В статье проводится теоретический анализ вопросов управления процессом принятия решений при правовом обеспечении социально-экономических систем, реализующих целевые функции в сферах хозяйствования, управления, социального и правового обеспечения.

Особенностью проводимого анализа применительно к указанным системам являются характеристики их функционирования в современных условиях неустойчивости и непредсказуемости поведения внешней среды, санкци-онного воздействия с учетом сложившейся обстановки, потребностей общества и государства.

Ключевые слова: социально-экономическая система, эффективность, управление, принятие решений Для цитирования: Воронов А.А., Кулакова Н.Г. Особенности управления процессом принятия решений при правовом обеспечении социально-экономических систем // Образование. Наука. Научные кадры. 2024. № 4. С. 235 — 240. https://doi.org/1 0.24412/2073-3305-2024-4-235-240. EDN: https://elibrary.ru/UQXSQZ.

MANAGEMENT

Original article

Peculiarities of decision-making process management in the legal support of socio-economic systems

Alexander A. Voronov1- 2, Nadezhda G. Kulakova3- 4

1 Voronezh Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia, Voronezh, Russia, a.a.voronov@mail.ru

2 Voronezh Institute of High Technologies, Voronezh, Russia

3 Central Branch of the Russian State University of Justice, Voronezh, Russia, nadezhdakulakova@yandex.ru

4 Voronezh State Technical University, Voronezh, Russia

Abstract. The article provides a theoretical analysis of the issues of decision-making process management in the legal support of socio-economic systems that realize the target functions in the spheres of economic, management, social and legal support.

The peculiarity of the analysis in relation to these systems is the characteristics and functioning in modern conditions of instability and unpredictability of the external environment, sanctions impact, taking into account the current situation, the needs of society and the state.

Keywords: socio-economic system, efficiency, management, decision-making

For citation: Voronov A.A., Kulakova N.G. Peculiarities of decision-making process management in the legal support of socio-economic systems // Obrazovaniye. Nauka. Nauchnyye kadry = Education. Science. Scientific personnel. 2024;(4):235 — 240. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2073-3305-2024-4-235-240. EDN: https://elibrary.ru/UQXSQZ.

© Воронов А.А., Кулакова Н.Г., 2024

Актуальность подготовки настоящей работы напрямую связана с практической необходимостью в современный период времени с меняющимися условиями хозяйствования, организации функционирования экономических, правовых и иных социально ориентированных субъектов, законодательства, формирования комплексного механизма, обеспечивающего своевременное и эффективное принятие решений в процессе правового обеспечения организации и функционирования социально-экономической системы, включая ее составные элементы.

Вопросы комплексного и эффективного правового обеспечения сложных социально-экономических систем всегда были и остаются актуальной проблемой для исследователей, поскольку и самоорганизация, и функциональное наполнение системы невозможны без отлаженной и эффективной нормативно-правовой основы. Социально-экономические системы традиционно относят к организационным системам, поскольку они объединяют объекты с однородными видами деятельности, однако механизмы и направления реализации видов деятельности, как правило, отличаются в зависимости от субъекта хозяйственной деятельности. В данной ситуации объединение разноплановых субъектов в единую (общую) социально-экономическую систему может привести к появлению задачи выбора дальнейшего поведения в зависимости от правовых установок и изменений законодательства, регулирующего цели, задачи и планируемые результаты. Особенно близок данный подход к государственным субъектам экономической и социальной направленности.

В качестве объекта исследования мы определяем социально-экономическую систему (или системы, в случае анализа систем различных уровней — с разбивкой на подсистемы), под которой понимаем не нечто абстрактное, а конкретные субъекты экономической (включая меры социальной поддержки) деятельности (субъекты хозяйственной и организационно-исполнительной деятельности). Предметом исследования являются нормативные и организационно-функциональные аспекты принятия управленческих решений, обеспечивающих стабильное и эффективное функционирование правоохранительной системы, включающие достижение поставленных целей.

Отметим, что достаточно распространенное определение «социально-экономическая система» встречается в научных источниках достаточно часто, однако, не давая подробного анализа и обратив внимание на обстоятельство в части смежных функций анализируемых систем, вы-

делим комплексность взаимодействия экономической и социальной деятельности. Фактически в современных условиях любой экономический институт, субъект хозяйственной и организационно-исполнительной деятельности может являться социально-экономическим субъектом (системой), поскольку в силу нормативных и целевых интересов выполняет социальные функции и поддержку как своих субъектов, так и «внешних». Усиление социально ориентированной деятельности субъектов хозяйственной деятельности обусловлено стремлением государства обеспечить надлежащую социальную поддержку наиболее уязвимых слоев общества, которая невозможна без привлечения в процесс негосударственного сектора экономики. В то же время мы констатируем, что для одних субъектов (систем) социально ориентированная деятельность является основной, а для других — смежной и даже второстепенной.

В рамках реализации социально-экономических функций, применительно к экономической системе, основную роль играют крупные хозяйствующие субъекты с социальной ориентированностью, однако и субъекты так называемого среднего класса имеют свою значимость по причине набирающей популярность социальной деятельности. В целом анализируемые социально-экономические системы включают в себя не только крупные государственные структуры и институты управления в области экономики и социального обеспечения, но и субъекты, реализующие целевые функции в сферах хозяйствования, управления, экономики, права, а также выполняющие общие функции по управлению и формированию экономической и социальной политики государства.

Особенностью проводимого анализа применительно к указанным субъектам является их функционирование и «поведение» не в статистических, относительно спокойных и стабильных условиях, которые с определенной натяжкой характерны были для периода 2010—2020 гг., а в современных условиях серьезного санкционного давления, роста неустойчивости и непредсказуемости поведения внешней среды, налагающей свои отпечатки и на устойчивость внутригосударственной экономической сферы. Соответственно недостаток управленческого влияния или неэффективное его использование приводят к появлению дисфункции организации и потере устойчивости и адаптивности [1]. С другой стороны, многие социально-экономические системы сами характеризуются высокой степенью неопределенности, источниками которой являются экономические и управленческие факторы [2].

Отметим, что одним из главных условий устойчивого развития каждого государства сегодня является смещение целевых установок и коренная модернизация структуры ведения социально-экономической деятельности с выделением среди приоритетов человека в качестве определяющего. Несмотря на серьезное санкционное воздействие извне и необходимость серьезной оптимизации расходования ресурсов, наше государство в соответствии с Конституцией РФ гарантирует своевременность исполнения всех своих обязательств перед населением, включая меры социальной поддержки.

Как отмечается в научных источниках, «в обеспечении перехода сложной социально-экономической системы в современных условиях на новый путь развития особая роль отводится управлению и применению новых механизмов и инструментов функционирования, включая самые современные инновации» [3]. Следует признать, что сложившаяся сегодня ситуация как никогда располагает к существенному изменению социально-экономической системы. При этом «в ходе проводимых в стране экономических и политических преобразований особое внимание отводится недооценке современных инструментов планирования и оценки деятельности систем, неумелого регулирования социально-экономических процессов» [4].

Эффективное правовое обеспечение сегодня — важнейший инструмент обеспечения устойчивости и эффективного функционирования любой системы. В общем понимании управленческая сущность правового обеспечения состоит в разрешении возможной (или имеющейся) проблемы за счет грамотного анализа и применения норм права, которое предполагает оказание юридической помощи на профессиональной основе специальными субъектами.

Тема настоящей статьи напрямую связана не столько с самим процессом правового обеспечения (он достаточно хорошо известен и апробирован на практике), сколько с самим механизмом выработки и принятия решения при правовом обеспечении управляемых социально-экономических систем. Вполне очевидно, что алгоритм реализации функции правового сопровождения в той или иной степени содержит такие компоненты, как консультационная работа (устные и письменные консультации), деятельность по подготовке, составлению и сопровождению документации правового и неправового (текущая деятельность) характера, аналитическая деятельность, направленная на оценивание ситуации по устойчивости субъекта (системы), имеющихся угроз и проблем (в первую очередь — в нормативном

плане), оцениванием имеющихся материалов, документов, иной информации, отражающих деятельность системы, разработка стратегических направлений и тактики обеспечения интересов субъекта (системы), прогнозирование ситуации и возможных рисков, правовое сопровождение проектной деятельности в нормативной части и др.

В итоге, как мы понимаем, сам процесс комплексного правового обеспечения деятельности социально-экономической системы и процесса принятия решений подразумевает важнейший вклад в обеспечение устойчивости и эффективности системы путем нормативной регламентации деятельности, обеспечения прав (физических лиц — субъектов системы) и интересов (юридических лиц — субъектов системы) путем уменьшения негативных последствий для системы, в первую очередь, в связи с действием или изменением законодательства. При этом выбор управленческих решений по преодолению сложных проблем остается за управляющими элементами социально-экономической системы и ее субъектов, однако приоритетом остаются сохранение уровня благосостояния и социальная защищенность населения [5, с. 73—79].

Важно отметить, что мы ведем речь не просто о правовом обеспечении, а о профессиональном, квалифицированном, предполагающем наличие высокой квалификации посредством прохождения субъектом оказания правовой помощи в определенных процедурах [6].

Постараемся в наиболее простом варианте предложить схему этапов, которые позволяют реализовать процесс правового обеспечения.

1. Выявление, оценка и анализ проблемы или источника потребления правовых услуг.

2. Выявление необходимого объема услуг правового характера.

3. Определение необходимого количества ресурсов (финансовых, материально-технических и кадровых).

4. Оценка наличия требуемых ресурсов.

5. Выбор наиболее эффективных и рациональных источников получения указанных ресурсов (внутренние или внешние, например, привлечение третьих лиц к оказанию юридической помощи (например, институт адвокатуры и др.).

6. Организация использования ресурсов в процессе оказания правовой помощи.

7. Оценка эффективности оказанной правовой помощи.

Опираясь на результаты проведенного анализа научных источников, алгоритм процесса управления принятием решений о правовом обес-

печении социально-экономической системы вполне логично представить в виде следующего набора функций:

■ определение необходимых целей;

■ анализ сложившейся ситуации и выявление проблемы, которую необходимо решить путем правовой поддержки функционирования системы;

■ разработка предложений по устранению (минимизации) проблемы с использованием инструментов кибернетики, многоальтернативной оптимизации, моделирования и прогнозирования;

■ разработка непосредственно практических мероприятий по применению нормативной базы (федеральной и внутрисистемной).

■ анализ результатов.

В числе же алгоритмов поддержки принятия решений выделяются следующие управленческие процессы [7]:

■ подготовка проекта указаний по исполнению задач;

■ контроль исполнения указаний;

■ выполнение конкретных поручений для исполнения указаний на основе анализа данных о текущем состоянии вопросов правового обеспечения;

■ аналитический анализ деятельности организации по реализации правовых норм.

Принятие решений в системе осуществляется непрерывно в соответствии с непрерывностью процесса управления, а содержание управления определяется содержанием принимаемых решений. В связи с этим правовой аспект процесса принятия решений должен заключаться в субъектном составе лиц, принимающих решение (далее — ЛПР), которые должно иметь не только необходимые профессиональные компетенции, но и полномочия. В то же время комплексный анализ разработки и реализации механизма принятия управленческих решений позволяет прийти к выводу, что подготовительная часть предполагает поиск оптимизационного решения, базирующегося на наиболее применимых нормах права, критериях времени, ресурсных затратах и качестве выполняемых функциональных действий.

Важнейшую роль в процессе принятия решений играет не только оперативность в подготовке необходимой нормативной, локальной нормативной и функционально-целевой документации, но и скорость принятия конкретных решений, которая, в свою очередь, зависит от количества источников информации и интенсивности информационного обмена, которые могут быть использованы при анализе ситуации, количестве раз-

рабатываемых и оцениваемых альтернатив, преобразовании информации, результатом которого является решение проблемы

Обратим внимание, что в указанном процессе не должно допускаться бездумной деятельности, поскольку вероятность неправильного применения закона может повлечь не только гражданско-правовую ответственность для системы и ее субъектов, но и уголовную ответственность, в частности для субъектов системы — физических лиц. В данной ситуации в алгоритм процесса управления принятием решений о правовом обеспечении социально-экономической системы необходимо включить раздел о распределении возможной ответственности за неправильно принятое правовое решение или за намеренно принятое неправильное решение. Сделать это наиболее просто в виде согласованного сторонами соглашения.

Процесс принятия решений применительно к правовому обеспечению должен иметь отличия в части более глубокой правовой подготовки и ЛПР, помимо общих знаний в области менеджмента, должно иметь необходимую правовую подготовку. Как считают исследователи, принятие решений в правовой сфере отношений подчиняется общим правилам и установкам формальной логики с учетом специфики психологических характеристик конкретного субъекта, что детерминирует дополнительную когнитивную нагрузку на ЛПР и негативным образом способно отразиться на рациональности итоговых результатов [8].

Сегодня все основные государствообразующие механизмы, включая институты, отвечающие за экономическое и социальное обеспечение, комплексно переходят на цифровые рельсы, что в итоге позволяет с минимальными временными затратами решать как управленческие вопросы, так и конкретные адресные мероприятия по социальной поддержке [9]. Ключевым моментом совершенствования управления и механизмов принятия решений в самых различных направлениях деятельности является внедрение интеллектуальных информационных технологий, искусственного интеллекта и инструментов циф-ровизации в процессы управленческой деятельности. Соответственно, в управлении правовым обеспечением системы достаточно эффективным инструментом будет информационный механизм, включающий систему поддержки принятия управленческих решений информационного наполнения и базы данных прикладных систем, функционирующих в управленческой организации, что позволит в оперативном порядке, эффектив-

но и в минимальные сроки проводить информационный анализ данных функционирования анализируемой системы.

В целом правовое обеспечение социально-экономической деятельности является ее отдельной составляющей, обеспечивающей эффективность и устойчивость соответствующей системы. Надлежащим образом организованный процесс принятия решений в указанной сфере отношений позволяет сделать сам функциональный процесс системы более рациональным, усиливающим не только устойчивость, но и конкурентоспособность, что особенно важно в сложившихся экономических условиях.

Список источников

1. Иванов С.Ю. Управление в социально-ориентированных организациях / / Социология власти. 2010. № 3. С. 117—123.

2. Саткалиева Т.С., Таспенова ГА. Управление социально-экономическими системами в условиях неопределенности // Вестник Университета. 2013. № 7. С. 210—216.

3. Астафьева Н.В. Инновационное развитие экономических систем: теоретико-методологические основы // Вестник Саратовского государственного технического университета. 2008. Т. 1. № 1. С. 95—102.

4. Барциц И.Н. Управление на основе права: регламентация, возможности и опасности // Право и управление. XXI век. 2007. № 2 (5). С. 34—44.

5. Воронов АА. Анализ проблематики управления сложными социально-экономическими системами в условиях неопределенности и внешнего воздействия // Управление в современных системах: сборник трудов XIII Всероссийской (национальной) научно-практической конференции научных, научно-педагогических работников и аспирантов. Челябинск: Южно-Уральский технологический университет, 2023. 599 с.

6. Макаров С. Разные по определению: о соотношении понятий «квалифицированная юридическая помощь» и «качественная юридическая помощь» // URL: https://fparf.ru/polemic/ opinions/raznye-po-opredeleniyu/.

7. Баканов А.С., Волчков Д.В., Баканова Н.Б. Разработка сервисов поддержки принятия управленческих решений с использованием данных систем организационного управления // Информационные технологии и вычислительные системы. 2020. № 3. С. 101 — 107.

8. Даниелян А.С. Принятие решений в гражданском и арбитражном судопроизводстве в сре-

зе междисциплинарного познания / / Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. Сер.: Юридические науки. 2022. Т. 8 (74). № 2. С. 133—142.

9. Смирнов А.В., Левашова Т.В., Пономарев А.В. Онтологическая модель поддержки принятия решений на основе человеко-машинного коллективного интеллекта / / Искусственный интеллект и принятие. 2020. № 3. С. 48—60.

References

1. Ivanov S.Yu. Management in socially oriented organizations // Sociology of power. 2010. No. 3. pp. 117—123.

2. Satkalieva T.S., Taspenova GA. Management of socio-economic systems in conditions of uncertainty // Bulletin of the University. 2013. No. 7. pp. 210—216.

3. Astafyeva N.V. Innovative development of economic systems: theoretical and methodological foundations / / Bulletin of the Saratov State Technical University. 2008. Vol. 1. No. 1. pp. 95—102.

4. Bartsits I.N. Law-based management: regulation, opportunities and dangers / / Law and management. XXI century. 2007. No. 2 (5). pp. 34—44.

5. Voronov AA. Analysis of the problems of managing complex socio-economic systems in conditions of uncertainty and external influence / / Management in modern systems: proceedings of the XIII All-Russian (national) scientific and practical conference of scientific, scientific and pedagogical workers and graduate students. Chelyabinsk: South Ural Technological University, 2023. 599 p.

6. Makarov S. Different by definition: on the relationship between the concepts of "qualified legal assistance" and "high-quality legal assistance" / / URL: https://fparf.ru/polemic/opinions/raznye-po-opredeleniyu

7. Bakanov A.S., Volchkov D.V., Bakanova N.B. Development of management decision support services using these organizational management systems // Information Technologies and computing systems. 2020. No. 3. pp. 101 — 107.

8. Danielyan A.S. Decision-making in civil and arbitration proceedings in the context of interdisciplinary cognition // Scientific notes of Vernad-sky Crimean Federal University. Ser.: Legal Sciences. 2022. Vol. 8 (74). No. 2. pp. 133—142.

9. Smirnov AV., Levashova T.V., Ponomarev AV. Ontological model of decision support based on human-machine collective intelligence // Artificial intelligence and acceptance. 2020. No. 3. pp. 48—60.

Экономические науки

Информация об авторах

А.А. Воронов — профессор кафедры административно-правовых и процессуальных дисциплин Воронежского института ФСИН России, профессор учебного департамента Воронежского института высоких технологий, доктор юридических наук;

Н.Г. Кулакова — доцент кафедры уголовного права Центрального филиала Российского государственного университета правосудия, доцент кафедры технологии, организации строительства, экспертизы и управления недвижимостью Воронежского государственного технического университета, кандидат юридических наук, доцент.

Information about the authors A.A. Voronov — Professor of the Department of Administrative, Legal and Procedural Disciplines of the Voronezh Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia, Professor of the Educational Department of the Voronezh Institute of High Technologies, Doctor of Law;

N.G. Kulakova — Associate Professor of the Department of Criminal Law of the Central Branch of the Russian State University of Justice, Associate Professor of the Department of Technology, Organization of Construction, Expertise and Real Estate Management of the Voronezh State Technical University, Candidate of Law, Associate Professor.

Сведения о вкладе каждого автора Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 18.09.2024; одобрена после рецензирования 18.10.2024; принята к публикации 18.11.2024.

The article was submitted 18.09.2024; approved after reviewing 18.10.2024; accepted for publication 18.11.2024.

ИЗДАТЕЛЬСТВО «ЮНИТИ-ДАНА» ПРЕДСТАВЛЯЕТ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

\

МЕЖДУНАРОДНЫЙ

МАРКЕТИНГ

Международный маркетинг: учебник для студентов вузов, обучающихся по направлению «Менеджмент» / под науч. ред. М. Э. Сейфуллаевой, Ю.А. Цыпкина; под общ. ред. Н.Д. Эриашвили. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2024. — 239 с.

ISBN 978-5-238-03875-9

Раскрыто содержание основных вопросов международного маркетинга, характеризующих его сущность в современных условиях, среду международного бизнеса, особенности исследований зарубежных рынков, вопросы товарной политики ТНК и конкурентоспособности как экспортного товара, так и международной компании. Изложена специфика международных систем распределения и товародвижения, международных маркетинговых коммуникаций. Рассмотрены основные стратегические решения в международном маркетинге, а также формы выхода ТНК на внешние рынки. Сформулированы профессиональные компетенции для студентов. Для закрепления знаний по каждому разделу учебника приведены контрольные вопросы, тестовые задания, примеры анализа практических ситуаций.

Для подготовки бакалавров и магистров экономики по направлению «Менеджмент», профиль «Маркетинг» в образовательном процессе экономических вузов через комплекс дисциплин: «Международный маркетинг», «Международный менеджмент», «Управление маркетингом», «Стратегический маркетинг», «Международные маркетинговые стратегии», «Кросс-культурный маркетинг»; в учебных дисциплинах системы послевузовского образования и повышения квалификации; а также для практической деятельности менеджеров российских транснациональных компаний в целях разработки эффективной международной маркетинговой стратегии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.