Научная статья на тему 'Особенности управления процессом диверсификации'

Особенности управления процессом диверсификации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
106
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности управления процессом диверсификации»

Особенности управления процессом диверсификации

Р.А. Резникова,

ст. преподаватель кафедры управления рекламным бизнесом МГУП им. Ивана Федорова, аспирант

Традиционный подход к рассмотрению актуальности диверсификации основной деятельности предприятия предполагает наличие следующих предпосылок: неравномерное развитие отраслей экономики, падение нормы прибыли или развитие научно-технического прогресса, результатом которого может воспользоваться предприятие. Однако современный уровень развития рынков требует от управленцев пристального внимания к инструментам диверсификации и обращения к диверсификации не только по мере необходимости наращивания денежных потоков. Сегодня процесс диверсификации является одним из основных бизнес-процессов предприятия, что влечет за собой соблюдения непрерывности в управлении им.

Диверсификация характерна для каждого этапа жизненного цикла предприятия. Рассмотрим естественный рост предприятия посредством теории конкурентных стратегий на основе жизненного цикла фирмы, автором которой является А.Ю. Юданов, выделив в развитии предприятия этапы коммутанта, патиента, виолента, эксплерента. Рождаясь, предприятие, как правило, относится к разряду малых, не обладает уникальным и высокопроизводительным оборудованием, берется за любые заказы. Стараясь накопить капитал. В случае, если предприятие действовало эффективно на растущем рынке, появляется возможность увеличиваться в размерах, тем самым переходя в разряд коммутантов. Успешность бизнеса на данном этапе развития зависит от правильно выбранной специализации: концентрация имеющихся ресурсов позволяет стать лидером в сегменте. В случае, если специализация была выбрана правильно, появляется возможность перейти к массовому производству, увеличивая объем производства и расширяя рынок.

Предприятие переходит на этап виолента, который характеризуется тремя состояниями: «гордого льва», «могучего слона» и «неповоротливого бегемота». Другими словами, сначала предприятие удовлетворяет своей продукцией быстро растущий спрос на какую-либо массовую разновидность товаров или услуг (этап «гордого льва»), далее, по мере насыщения рынка и его дальнейшей стагнации, возникает острая необходимость освоения новых сфер деятельности и завоевания там лидирующих позиций. В таком состоянии предприятие может находиться достаточно долгое время и постоянно генерировать денежные потоки (этап «могучего слона»). Однако если освоение новых сфер деятельности носит беспорядочный характер, то предприятие обрастает массой второстепенных бизнесов, снижающих общую стоимость компании и препятствующих гибкому реагированию на меняющиеся условия среды, что ведет к гибели организации (этап «неповоротливого бегемота»). Задачей управленческого звена, в данном случае, является своевременное освобождение от неэффективных структур и возврат предприятия на этап «могучего слона». Перейти к этому этапу также позволяет стратегия эксплерента, или другими словами, стратегия «первой ласточки». В случае, если предприятие обладает инновационными технологиями, то прорывной научно-технический прогресс позволит предприятию оказаться на волне быстрорастущего спроса и перейти к этапу виолента, минуя этапы коммутанта и патиента.

Таким образом, в рамках теории А.Ю. Юданова, жизненный цикл предприятия представляет собой последовательную смену конкурентных стратегий. Другими словами, в рамках изучения процесса диверсификации, можно сказать, что жизненный цикл предприятия есть, в том числе, последовательная смена стратегий диверсификации. То есть, каждому этапу жизненного цикла предприятия соответствует конкретная диверсификационная стратегия. В табл. 1 представлено соотношение этапов жизненного цикла фирмы и тенденции диверсификации, характерные каждому из этапов и являющиеся основой для разработки диверсификационной стратегии предприятия.

Таким образом, управление процессом диверсификацией является регулярным, а не возникающим неожиданно, по мере изменения стратегических задач. Отличия в управлении процессом диверсификации на каждом конкретном этапе жизненного цикла заключаются в задачах предприятия, решаемых с помощью диверсификации в разные периоды его развития, а также в интенсивности диверсификации. Под интенсивностью процесса диверсификации будем понимать уровень диверсификации, активность инвестирования финансовых средств в процесс диверсификации, а также дополнительное привлечение материальных и трудовых ресурсов. На рис. 1 графически представлена интенсивность диверсификации на каждом конкретном этапе жизненного цикла предприятия.

Таблица 1

М

О

ш

Название этапа ЖЦФ Этап коммутанта Этап патиента Этап виолента 1 уровня Этап виолента 2 уровня Этап виолента 3 уровня

Краткое описание этапа ЖЦФ Начальный этап развития предприятия, характеризующийся малой производственной мощностью, отсутствием высококвалифицированных кадров, инновационных технологий, свободных денежных средств, а также отсутствием специализации Предприятие увеличивается в размерах, занимая все более значительную долю, как правило, одного из целевых сегментов, приобретая тем самым специализацию В случае успешного выбора специализации, предприятие переходит к массовому производству, удовлетворяя растущий спрос Придя к ситуации насыщения одного рынка, предприятие проникает в новые сферы, стремясь и там занять доминирующее положение В случае, если предприятие обрастает массой второстепенных активов, влекущих потерю управляемости, динамизма и прибыльности, предприятие может прекратить свое существование

Тенденции диверсификации Диверсификация является условием выживания предприятия Диверсификация сменяется специализацией Активных действий в части диверсификации не предпринимается, однако появляются планы на освоение новых областей Диверсификация является условием обеспечения непрерывного роста финансовых потоков и увеличения стоимости предприятия Инструменты диверсификации становятся менее актуальными. Предприятие избавляется от неэффективных активов, возвращаясь на 2-ой уровень этапа виолента

Рис. 1. Интенсивность диверсификации на разных этапах жизненного цикла предприятия

Так, диверсификация - неотъемлемое условие роста и развития предприятия на каждом этапе его жизненного цикла. И даже в ходе специализации предприятия, диверсификация является управляемым процессом в части решаемых с его помощью задач. Как правило, к задачам, которые могут быть решены с помощью диверсификации, мы относим: увеличение прибыли, увеличение стоимости предприятия, интенсификацию денежных потоков, оптимизацию затрат, повышение эффективности использования капитала, минимизацию рисков, повышение устойчивости бизнеса. Решению указанных задач может способствовать увеличение или уменьшение интенсивности диверсификации.

Резюмируя, следует отметить, что распространенные определения диверсификации как процесса освоения новых для предприятия сфер деятельности и формы концентрации капитала требуют переосмысления, что в свою очередь, ведет к изменению механизма управления диверсификацией на предприятии.

Библиографический список

1. ХоринА.Н. Стратегический анализ : учеб. пособие / А.Н. Хо-рин, В.Э. Керимов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Эксмо, 2009.

2. Гребенькова О.А. Диверсификация в агропромышленных формированиях : дис. канд. экон. наук: 08.00.05 / О.А. Гребенькова. -М., 2007.

3. Митрофанова Е Как оптимизировать бизнес-модель компании / Е. Митрофанова // Финансовый директор. - № 7-8. - 2005.

4. ЮдановА.Ю. Конкуренция: теория и практика : учеб.-прак-тич. пособие. - 3 -е изд., испр. и доп. / А.Ю. Юданов. — М. : Изд-во ГНОМ и Д, 2001.

5. Немченко Г Диверсификация производства: цели и направления деятельности / Г. Немченко, С. Донецкая, К. Дьяконов // Международный журнал «Проблемы теории и практики управления». — № 1. — 1998.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.