Научная статья на тему 'Виолентная элита как база построения цивилизационных отношений в обществе'

Виолентная элита как база построения цивилизационных отношений в обществе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
214
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Виолентная элита как база построения цивилизационных отношений в обществе»

Кирсанов К.А.

(Москва)

Виолентная элита как база построения цивилизационных отношений в

обществе

Увеличившийся в последние годы интерес к элитологической проблематике в политологической и социологической сферах, обусловил актуальность исследования феномена «элита» с точки зрения экономической науки и возникновение на стыке данных информационных потоков новой отрасли знания - экономической элитологии, в круг исследования которой входят вопросы определения сути и предназначения бизнес-элиты, ее роли в развитии отечественного общества, законов возникновения и функционирования.

Отличительной особенностью экономической элитологии является применение математических и экономических принципов и методов к препарированию гуманитарного знания.

Прежде чем приступить к сущностному осмыслению понятия «виолентная элита», отыщем в пучине языкознания этимологические корни термина «виолентный». Так, одни исследователи в поисках смысла понятия «виолентный» обращаются к английскому слову - violence - конфликт, несогласование, насилие.1 Превалирующее же большинство ученых убеждены, что корни данного понятия надо искать в другом английском слове - violent -неистовый, яростный, сильный, интенсивный.2

Первоначально банный термин был использован в науке биологии в 1935 г. отечественным ученым Л.Г. Раменским при исследовании конкурентных стратегий в биологических системах. Он разделил все виды растений на виолентов (они же силовики, «львы»), патиентов (они же выносливцы,

1 Тоукач Ф.В. Исследование задачи о гексагональном скаленоэдрировании гексагонального скаленоэдра //www. nmr.ioc.ac.ru /Staff/ToukachPV/rus/hs_expl.htm

г Экологический словарь // www.ecology.sci-lib.com/article0000196.html; Юданов А.Ю. Конкуренция: теория и практика. М.: Акалис, 1996. - 272 с.

«верблюды») и эксплеренты (они же выполняющие, «шакалы»), отличающихся различными механизмами приспособления: мощностью, выражающейся в захвате территории и удержании ее за собой, подавлении соперников энергией жизнедеятельности и полнотой использования ресурсов; выносливостью в виде способности к выживанию в крайних, суровых условиях и способностью к быстрому захвату освободившихся вследствие изменения внешних условий

3

экологических ниш.

Виоленты - тип стратегии растений по Л.Г. Раменскому, отличающийся высокой конкурентоспособностью, объем которых приближается к объему фундаментальных ниш. Энергично развиваясь они захватывают территорию, вытесняя другие растения и, что очень важно, длительное время удерживают эту территорию за собой, подавляя и заглушая соперников.. Это - деревья, реже кустарники и травы с мощным габитусом и развитой корневой системой, позволяющими виолентам ставить под контроль ресурсы эдафической среды и света.

Используя биологические термины, разработанные в теории русского эколога-ботаника Л.Г. Раменского, социологи и экономисты при исследовании циклов развития социально-экономических систем используют в настоящее время выражение - жизненный цикл системы и применяют его анализу систем различного уровня и направленности.

Так, А.Ю. Юданов, М.И. Кныш и др. при характеристике стадий жизненного цикла организации с точки зрения развития конкуренции, различает следующие основные типы конкурентных стратегий: виолентная (силовая); патиентная (нишевая); эксплерентная (пионерская) и он добавляет еще коммутантную (приспособительную) стратегию. Виолентная стратегия, по их мнению, характерна для фирм, действующих в сфере крупного, стандартного производства товаров и услуг, фундаментальный источник силы придерживающихся ее фирм заключен в том, что массовое производство обычно

3 Раменский Л.Г. Проблемы и методы изучения растительного покрова. Избранные работы. - Л.: Наука, 1971.

можно наладить более эффективно и с меньшими издержками, чем изготовление небольших партий сильно отличающихся друг от друга товаров. Малые издержки, в свою очередь, позволяют устанавливать сравнительно низкий уровень цен, который и становится источником конкурентных преимуществ для фирм-виолентов. 4

Ранее при исследовании тенденций циклического развития организации в рамках антикризисного управления мы уже использовали этапный цикл развития, состоящий из пяти этапов: эксплерентный, патиентный, виолентный, коммутантный и леталентный. Каждому из этапов соответствуют определенные особенности состояния организации (фирмы), которые характеризуют и тип организации фирмы. Так, в виолентный период, по нашему мнению, организация достигает зрелого состояния, устойчивого положения на рынке. Конкурентоспособность ее высока, она чувствует себя уверенно. Фирмы-виоленты - это фирмы с силовой стратегией, работают, как правило, в области большого бизнеса, характеризуются высоким уровнем освоенной технологии, массовым выпуском продукции. Кроме того мы подробно останавливались на характеристике видов фирм-виолентов, которые могут выступать в трех видах: национального виолента, интернационального виолента, деструктурированного виолента.5

С.Д. Ильенкова, А.П. Градов употребляет обозначенные конструкты для описания стратегий инновационного развития организаций. Где они также при описании стадий инновационного развития фирмы (предприятия) под виалентной стадией понимают состояние зрелости и устойчивости на рынке. Виоленты не так часто создают принципиально новые продукты и технологии, однако они, в соответствии с преимуществами экономии на масштабах, весьма эффективно действуют в тиражировании новинок, их технической и

4 Юданов А.Ю. Конкуренция: теория и практика. - М.: Акалис, 1996. - 272 с.; Кныш М.И. Конкурентные стратегии: Учебное пособие. — СПб, 2000 //www.cfin.ru/press/management/2001-2/efremov.shtml

5 Кирсанов К.А.Кризисы в развитии организации // Антикризисное управление. / Под ред. проф. Э.М. Короткова. - М.: Инфра-М, 2001.

технологической доводке, в обеспечении повсеместной представленности своей продукции. Виолентная стратегия заключается в стремлении организации доминировать на достаточно широком рыночном пространстве за счет высокой внутренней производительности труда, низких издержек производства, а следовательно, и низкой цены производимой продукции.6

В исследованиях по маркетингу при описании типов основных компаний, действующих на международном рынке мы находим описание сути виолентных компаний и их видов. Стратегия виолентов, по мнению специалистов, проста: опираясь на свою гигантскую силу, фирма стремится доминировать на обширном рынке, по возможности вытесняя с него конкурентов. Она привлекает покупателей сравнительной дешевизной и добротностью (средний уровень качества) своих изделий. Причем забота о покупателе - не благотворительность со стороны гигантов-виолентов, нередко занимающих на рынке позиции монополиста. Она - следствие понимания ими законов массового спроса: плохой или дорогой продукт такого спроса не порождает.

Этапы развития виолентов характеризует классификация швейцарского специалиста X. Фризевинкеля. На начальном этапе виолент является «гордым львом». Компания активно развивается в выбранном перспективном направлении. Однако высокая динамика развития «гордого льва» сопровождается неустойчивостью положения компании в молодой, развивающейся отрасли. С течением времени развитие виолента замедляется, а его положение на рынке стабилизируется, «гордый лев» переходит в стадию «могучего слона». «Могучий слон» - фирма, обладающая широко развитой инфраструктурой, сетью филиалов. Наличие ресурсов и устойчивая конкурентная позиция позволяют «могучему слону» осуществлять инвестирование различных перспективных направлений. Виолент на этой стадии способствует продвижению востребованных рынком инноваций и

6 Экономическая стратегия фирмы: Учебное пособие / Под. ред. А.П. Градова. - СПб. Специальная литература, 1999.

7 Багиев Г.Л., Тарасевич В.М., Анн Х. Маркетинг: Учебник. - М.: Экономика, 1999. - 703 с.

извлекает максимальную прибыль из применения нововведения в различных отраслях экономики. Последняя стадия в эволюции виолентов -«неповоротливый бегемот». Виолент превращается в «неповоротливого бегемота» из-за чрезмерной диверсификации своей деятельности. Широко диверсифицированной компанией трудно управлять, появляются убыточные бизнесы, фирма теряет устойчивость. На данном этапе виолент должен предпринимать шаги по восстановлению своей финансовой устойчивости,

о

включая действия по изменению структуры диверсифицированного портфеля.

И.В. Скоблякова использует пятиэтапную модель для анализа цикла трудового капитала. Согласно ее исследованиям на виолентном этапе человек достигает апогея в развитии своего трудового каптала. Это этап наивысшей отдачи от трудовой деятельности. На данном этапе человеку требуется уже разрешить проблему последующего поколения. 9

Можно еще долго очерчивать круги понятийного осмысления и вариативного применения термина «виолент», но уже сейчас понятно, что смысл его синонимичен понятиям высший, лучший и т.д., что закономерно привело нас к применению данного понятия при анализе элитологических проблем.

В разработанной нами модели жизненного цикла системы функционирования элиты, мы также используем упомянутые выше термины применительно к стадиям развития и видам элиты: эксплерентная, патиентная, виолентная, коммутантная, летатентная элита.

Виолентная элита, на наш взгляд, это такой период ее развития, который характеризуется наивысшей величиной показателей, наибольшей отдачей (здесь под отдачей понимается деятельность интеллектуальной системы в соответствии с ее предназначением или функцией). Независимо от природы рассматриваемой системы от виолента требуется разрешить проблему последующего поколения,

8 Маслова Т.Д., Божук С.Г., Ковалик Л.Н. Маркетинг: Учебник. СПб: Питер, 2006.

9 Скоблякова И.В. Циклы воспроизводства человеческого капитала. - М.:Машиностроение - 1, 2006. - 201с.

т.е. системы другого онтогенезного плана, но стоящие в едином ряду филогенеза.

Исследования в области экономической элитологии в основном связаны именно с виолентным этапом, ведь именно на данном этапе элита выполняет важнейшую социально-экономическую функцию и культурно-историческую миссию - выступает базой построения цивилизованных отношений в обществе.

Институт элиты является неотъемлемым элементом любого цивилизованного общества. Сложно организованным социальным системам приходится иметь дело с постоянно нарастающим многообразием взаимодействия групп, индивидов, форм человеческой деятельности как внутри системы, так и вне ее.

Роль элиты в ее высшем предназначении в стадии виолентности - служить интересам страны, выступать гарантом экономической стабильности и уверенности, законодателем прогрессивных инноваций при сохранении культурной самобытности и лучших традиций своего народа.

С одной стороны виолентная элита как представитель политической и экономической власти, культурной доминанты в силу своего особого социального статуса, соответствующих политических условий, определенных политических традиций, уникального места в системе властных институтов, обладает потенциалом решающего культурного, экономического, идеологического или политического влияния на большинство других групп и институтов в этом обществе и несет огромную ответственность за все преобразования в обществе.

С другой стороны виолентная элита как бы воплощает, выражает особенности национального самосознания, культурной традиции страны и своего народа. В этом смысле виолентная элита - «это своего рода душа данного живого общества, и в этом случае она всегда - неотъемлемая часть данного

социума. И только такая элита символизирует высшую сакральную свободу данного народа, государства во времени».10

Близко нашему пониманию виолентной элиту мнение Ж.Т. Тощенко, который в своей работе «Парадоксальный человек» выявляет следующие сущностные черты истинной элиты: служение высшим интересам общества, защита национальных интересов, как в геополитическом смысле, так и при решении внутренних проблем; преданное, подлинно патриотическое служение обществу, постоянное проявление гражданственности, верности обществу; соблюдение требований нравственности, проявление ответственности, демонстрация внутреннего достоинства; наличие высокого интеллектуального уровеня, который помогает возвышаться над сиюминутным и обыденным и который способствует умелому, эффективному и рациональному решению жизненных проблем. Кроме того, считает автор, надо иметь в виду преемственность в формировании элиты, ибо многие качества отшлифовываются на протяжении череды поколений. 11

К сожалению, в настоящее время российская элита представляет собой закрытую, самовоспроизводящуюся систему, в которой доминируют кланово-эгоистические ориентации и при отсутствии адекватного социального контроля со стороны гражданских структур ее стратегией выступает удержание власти и сохранения политического и экономического влияния в ущерб ценностям духовного развития и построения цивилизованных отношений в обществе.

Подводя итог вышесказанному, мы можем сделать вывод, что в настоящее время, не смотря на многочисленные элитогогические исследования и повышенный интерес ученого сообщества к данной проблематике, целостной теории о виалентной элите не существует. Данное направление представляется перспективным направлением развития экономической элитологии.

10 Султанов Ш. Карма элиты: вдох-выдох, ночь-день //www. old.russ.ru/ antolog/inoe/sult.htm

11 Тощенко Ж.Т. Парадоксальный человек. - М., 2008. - С. 383.

Список литературы:

1. Багиев Г.Л., Тарасевич В.М., Анн Х. Маркетинг: Учебник. - М.: Экономика, 1999. - 703 с.

2. Кирсанов К.А.Кризисы в развитии организации // Антикризисное управление. / Под ред. проф. Э.М. Короткова. - М.: Инфра-М, 2001.

3. Маслова Т.Д., Божук С.Г., Ковалик Л.Н. Маркетинг: Учебник. СПб: Питер, 2006.

4. Раменский Л.Г. Проблемы и методы изучения растительного покрова. Избранные работы. - Л.: Наука, 1971.

5. Скоблякова И.В. Циклы воспроизводства человеческого капитала. -М.:Машиностроение - 1, 2006. - 201с.

6. Султанов Ш. Карма элиты: вдох-выдох, ночь-день //www. old.russ.ru/ antolog/inoe/sult.htm

7. Тоукач Ф.В. Исследование задачи о гексагональном скаленоэдрировании гексагонального скаленоэдра //www.nmr.ioc.ac.ru /Staff/ToukachPV/rus/hs_expl .htm

8. Тощенко Ж.Т. Парадоксальный человек. - М., 2008. - С. 383.

9. Экологический словарь // www.ecology.sci-lib.com/article0000196.html; Юданов А.Ю. Конкуренция: теория и практика. М.: Акалис, 1996. - 272 с.

10. Экономическая стратегия фирмы: Учебное пособие / Под. ред. А.П. Градова. - СПб. Специальная литература, 1999.

11. Юданов А.Ю. Конкуренция: теория и практика. - М.: Акалис, 1996. - 272 с.; Кныш М.И. Конкурентные стратегии: Учебное пособие. — СПб, 2000 //www.cfin.ru/press/management/2001 -2/efremov. shtml

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.