Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ МАЛОГО БИЗНЕСА В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ'

ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ МАЛОГО БИЗНЕСА В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
100
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ / МАЛЫЙ БИЗНЕС / ЦИФРОВИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ / ЦИФРОВОЙ БИЗНЕС / ОСОБЕННОСТИ ЦИФРОВИЗАЦИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дорошкевич А. А.

Научная статья посвящена особенностям управления персоналом малого бизнеса в условиях цифровизации экономики. Объектом исследования выбрана система управления персонала в малом и среднем предпринимательстве. Актуальной проблемой для экономики малого бизнеса является состояние здоровья персонала во время рабочего дня, их обучаемость и повышение квалификации в условиях цифровизации. Исследования выявили, что управление персоналом на малых предприятиях имеет ряд особенностей и проблем, которые необходимо учитывать при построении успешной системы управления персоналом. Для эффективного функционирования в условиях цифровизации экономики сфера управления персоналом в малом и среднем предпринимательстве должна быть научно обоснована и использовать передовые методы и технологические инновации, а также перекликаться с основными целями стратегии развития бизнес-процессов. Субъектам МСП следует учитывать множество факторов внешней и внутренней среды в связи с цифровизацией и проводить анализ экономической и социальной удовлетворенности персонала для успешного управления персоналом в современных цифровых условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF SMALL BUSINESS PERSONNEL MANAGEMENT IN THE CONTEXT OF DIGITALIZATION OF THE ECONOMY

The scientific article is devoted to the features of small business personnel management in the context of the digitalization of the economy. The object of the study is the personnel management system in small and medium-sized businesses. An urgent problem for the small business economy is the state of health of staff during the working day, their ability to learn and improve their skills in the context of digitalization. Studies have revealed that personnel management in small enterprises has a number of features and problems that must be taken into account when building a successful personnel management system.In order to function effectively in the context of the digitalization of the economy, the sphere of personnel management in small and medium-sized businesses must be scientifically based and use advanced methods and technological innovations, as well as resonate with the main goals of the business process development strategy. SMEs should take into account many factors of the external and internal environment in connection with digitalization and analyze the economic and social satisfaction of staff in order to successfully manage personnel in today's digital environment.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ МАЛОГО БИЗНЕСА В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ»

ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ МАЛОГО БИЗНЕСА В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ

А.А. Дорошкевич, студент

Научный руководитель: А.Ш. Галимова, канд. экон. наук, доцент Уфимский университет науки и технологий (Россия г. Уфа)

DOI:10.24412/2411-0450-2023-5-1-190-196

Аннотация. Научная статья посвящена особенностям управления персоналом малого бизнеса в условиях цифровизации экономики. Объектом исследования выбрана система управления персонала в малом и среднем предпринимательстве. Актуальной проблемой для экономики малого бизнеса является состояние здоровья персонала во время рабочего дня, их обучаемость и повышение квалификации в условиях цифровизации. Исследования выявили, что управление персоналом на малых предприятиях имеет ряд особенностей и проблем, которые необходимо учитывать при построении успешной системы управления персоналом. Для эффективного функционирования в условиях цифровизации экономики сфера управления персоналом в малом и среднем предпринимательстве должна быть научно обоснована и использовать передовые методы и технологические инновации, а также перекликаться с основными целями стратегии развития бизнес-процессов. Субъектам МСП следует учитывать множество факторов внешней и внутренней среды в связи с цифровизацией и проводить анализ экономической и социальной удовлетворенности персонала для успешного управления персоналом в современных цифровых условиях.

Ключевые слова: система управления персоналом, малый бизнес, цифровизация экономики, цифровой бизнес, особенности цифровизации.

В настоящее время мир находится на стадии глобальных перемен. Информационные и коммуникационные технологии стали неотъемлемой частью всех сфер жизнедеятельности человека. Это стало результатом развития информационных и телекоммуникационных технологий. Исходя из этого, в мире формируется новая ступень информационного общества под названием «цифровая экономика», которая кардинально изменила и сферу управления персоналом хозяйствующих субъектов. Доказательством и свидетельством данным изменениям является то, что кадры отнесены к базовым направлениям развития цифровой экономики Российской Федерации согласно программе, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2017 года «Цифровая экономика Российской Федерации».

Активно строящаяся цифровая экономика в Российской Федерации оказывает сильное влияние на сферу управления че-

ловеческим трудом. Однако степень взаимосвязи цифровой экономики и сферы управления персоналом остается до конца неизученной.

Следует отметить, что даже западные источники сообщают о том, что оцифровка касается абсолютной всех сфер человеческой жизни. Так же они говорят, что согласно практике, цифровые технологии являются эффективным и успешным началом для повышения производительности труда хозяйствующего субъекта.

Эффективность управления человеческими ресурсами также можно повысить, если использовать и структурировать все возможности цифровизации в России.

Инновационные технологии с каждым днем все больше входят в нашу жизнь. Таким образом, с их использованием люди могут облегчить себе многие сферы жизнедеятельности, например, благодаря ди-джитализации появляется возможность сократить время на рутинную работу и тем

самым увеличить время занятий интеллектуальной деятельностью.

Стоит отметить, что актуальной проблемой для экономики сего мира остается состояние здоровья персонала во время рабочего дня. Однако наравне с этим происходит диджитализации всех сфер общества: экономики, образования, здоровья и так далее. То есть данный процесс неизбежно оказывает сильное влияние на всю традиционную жизнь человека, и сфера управления персоналом (ИЯ) не является исключением. Новые цифровые технологии активно внедряются в данную отрасль и ускоряют развитие всей сферы.

Согласно полученным данным, крупные инвестиции в новые технологии для сферы управления персоналом в 2017 году превысили 3 миллиарда долларов. Это создает новую экосистему цифрового рекрутинга. Следует отметить, что роботизация и автоматизация бизнес-процессом во многом зависит от сферы управления персоналом (ИЯ). Как правило, цифровизация для данной сферы уже не новинка, а неотъемлемая часть всего управления. Благодаря ди-джитализации в корне поменялись устоявшиеся принципы работы в офисе. Циф-ровизации в сфере управления персоналом, как правило, призвана облегчать работу и улучшать рабочую среду между ними. Благодаря цифровизации сотрудники предприятий могут спланировать свои отпуска через личные кабинеты, или организации смогут организовать централизованное дистанционные обучения для персонала, что, в свою очередь, уменьшит затраты для хозяйствующих субъектов. Другими словами, цифровизация системы управления персоналом - это эффективное вложение в успешное будущее предприятий.

Стоит отметить, что из-за цифровиза-ции сокращается время обработки информации, облегчается процесс постановки задач и оценка качества их выполнения. Эффективность подразделений предприятий оценивается за счет анализа данных о сотрудниках, тем самым можно повысить и рентабельность хозяйствующих субъектов. Как правило, во внутренних порталах,

которые устанавливаются предприятиями, персоналу удобно обмениваться информацией, проще распределять обязанности и обсуждать актуальные вопросы. Итак, эффективность и успешность деятельности хозяйствующего субъекта во многом зависит от цифровой трансформации.

Диджитализации системы управления персоналом приводит к автоматизации процессов системы, к их централизованно-сти, прозрачности оценки качества. Как правило, на данный момент очень легко оценить, на какой стадии роста и развития стоит сотрудник компании. До цифровиза-ции многие задачи по персоналу приходилось выполнять вручную, а сегодня данный процесс полностью автоматизирован. Благодаря диджитализации сокращаются риски, связанные с допущением ошибок и сокращается время обработки бизнес-процессов.

Офисная работа колоссально изменилась из-за внедрения цифровых технологий. Многие процессы, задачи на данный момент не требует прямого ручного вмешательства персонала, то есть удаленная работа становится максимально актуальной и распространенной. В современном мире появляются все больше профессий, которые предполагают удаленную работу. Благодаря удаленной работе у сотрудников появляется возможность для личного развития и для выполнения своих непосредственных обязанностей на работе.

Цифровизация оказывает непосредственное влияние на все сферы жизнедеятельности человека. Из-за диджитализации сотрудникам предприятий приходится привыкать к новым условиям, учиться по-другому воспринимать мир и иначе обрабатывать полученную информацию.

Стоит отметить, что рынок труда в современной экономике оказался под влиянием автоматизации, роботизации и циф-ровизации. Профессиональные обязанности сотрудников меняются из-за введения новых технологий. В бизнес-процессы необходимо интегрировать новейшие технологии цифровизации. Боты уже используются для автоматизированного подбора персонала в крупных компаниях и особен-

но распространены в розничной торговле и банковском деле. Искусственный интеллект следует использовать там, где можно следовать четким инструкциям и правилам. Например, боты выполняют первичный анализ базы резюме соискателей по формальным признакам и обзванивают подходящих кандидатов.

В современной экономике в деятельности малого и среднего бизнеса поменялись представления о роли сотрудников в деятельности хозяйствующих субъектов. В связи с этими изменениями появилась новая концепция управления персоналом в малом бизнесе. В соответствии с данной концепцией персонал принято считать од-

ним из главных экономических инструментов и ресурсов в малом и среднем предпринимательстве. Как правило, персонал в силу своей экономической природы требует применение мер по эффективному и разностороннему управлению. Стоит отметить, что для успешного развития малому бизнесу необходимо обеспечить социальное, профессиональное и структурное развитие человеческих ресурсов.

На рисунке 1 представлена динамика средней численности работников в малом бизнесе за 2019-2021 годы согласно данным Росстата [5].

Рис. 1. Динамика средней численности работников МСП за 2019-2021 гг., в тысячах человек

Исходя из данного рисунка, следует сказать, что количество работников, занятых в сфере малого бизнеса, значительно сократилась за три анализируемых года. Стоит отметить, что отрицательная динамика связана с прошедшей пандемией, поэтому для введения эффективной деятельности малому бизнесу следует рассмотреть методы управления человеческими ресурсами.

Стоит отметить, что система управления персоналом является неотъемлемой

частью долгосрочной стратегии развития предприятия, поэтому цели стратегии управления человеческими ресурсами не должна противоречить долгосрочным целям деятельности хозяйствующих субъектов.

Повышение эффективности управления человеческими ресурсами малого бизнеса также играет важную роль в развитии малого бизнеса в стране.

В современной цифровой экономики уделяется все больше внимания роли че-

ловека и оценивается его уровень знаний и профессиональные навыки. В сфере управления персоналом уровень знаний и квалификация сотрудников стали играть большую роль. Исходя из этого, все больше возрастает сложность управления человеческими ресурсами. Следует сказать, что сотрудник является самым сложным объектом в системе управления персоналом.

Малому и среднему предпринимательству необходимо идти в ногу с быстрораз-вивающимися технологиями, чтобы быть конкурентными и успешными на рынке. Однако сфера управления человеческими ресурсами на данный момент менее оцифрована и меньше поддается управлению.

Стоит отметить, что система управления персоналом в малом и среднем предпринимательстве направлена на успешную реализацию поставленной цели перед предприятиями и для решения комплекса поставленных задач. Спектр этих задачи достаточной широкий и наиболее важные представлены далее:

1) подбор, оценка и отбор сотрудников;

2) анализ подобранного персонала;

3) управление персоналом;

4) мониторинг отношений руководства и сотрудников;

5) контроль за деятельностью сотрудников

6) оценка потребности в персонале.

Для эффективного функционирования в

условиях цифровизации экономики сфера управления персоналом в малом и среднем предпринимательстве должны быть научно обоснована и использовать передовые

Исходя из этого, персонал, как слабое звено организации, непосредственно приводит к снижению продуктивности и эффективности организации.

Эффективность систем управления персоналом остается открытым, малоизученным и актуальным вопросом для владельцев предприятий. Поскольку эффективность и успешность деятельности хозяйствующего субъекта напрямую зависит от персонала, которые управляют технологическими инновациями.

Особенности управления персоналом в малом и среднем предприятии в условиях цифровизации экономики представлена в таблице (табл. 1).

методы и технологические инновации, а также перекликаться с основными целями стратегии развития бизнес-процессов.

Некоторые МСП внедряют различные приложения, позволяющие удобно и быстро получать информацию и делиться ею с коллегами. Примеры таких приложений:

Resume Matching - находит наиболее подходящего кандидата в базе, делая запрос на соответствующую должность;

Стандартизация работы - позволяет искать вакансию с существующим описанием должности, должностью и окладом;

Прогнозирование риска ухода сотрудников - определяет вероятность увольнения персонала из предприятия.

При достижении желаемых результатов в сфере управления человеческими ресурсами в малом бизнесе цифровизация призвана создавать комфортные условия и среду для персонала при этом сокращая

Таблица 1. Особенности управления человеческими ресурсами в МСП

№ Особенности управления

1 Комплексный характер и гибкая организация труда

2 Высокая уровень информированности персонала

3 Малый бюрократизм

4 Отсутствие обучения работников

5 Увеличенное требование к навыкам персонала

6 Большой выбор сотрудников

7 Отсутствие отдела кадров

8 Отсутствие социальной защищенности

время на выполнение рабочих задач и минимизируя усилия. Примером является введение личных кабинетов для сотрудника, благодаря которым они смогут спланировать и оформить отпуска или получить выплаты по командировкам. Так же положительной стороной цифровизации в малом бизнесе является старт обучаемости сотрудников, то есть благодаря технологиям персонал сможет повышать квалификацию, находить актуальную для работы информацию, так как именно отсутствие обучения персонала является основной проблемой в методах управления сотрудниками в малом бизнесе.

При проведении поиска и отбора сотрудников предприятиям малого и среднего бизнеса необходимые люди более гибкие и с навыками работы с цифровыми технологиями. Как правило, большим спросом для хозяйствующих субъектов пользуются сотрудники с опытом работы. Приобретенные годами навыки делают персонал уникальным и востребованным. Основными требованиями для работодателей служат опыт работы, навыки в технологиях, знание различных иностранных языков. Следует отметить, что при трудоустройстве интересными навыками для предприятий являются коммуникативные, умение к быстрой переподготовке и освоению больших объемов информации в короткие сроки. Преимущество у тех кандидатов, которые готовы адаптироваться к изменяющимся рыночным условиям и не испытывают затруднений в принятии нестандартных решений. Кроме того, сотрудникам необходимо приобретать новые навыки независимо от отрасли.

Кстати, об оцифровке: следует задать вопрос о цифровом следе сотрудника. Идея состоит в том, чтобы создать единую базу данных малого бизнеса, которая предлагает максимальное понимание людей, их интересов и возможностей. Это было бы очень полезно для создания своего рода резюме о человеке, просто отправив его как характеристику, если вы планируете подняться или перейти на другую должность.

Поскольку организации быстро движутся к цифровой трансформации, лидерство становится одним из ключевых вопросов. Помимо изменений в рабочих процессах хозяйствующего субъекта, меняются и те качества человека, которые заложены природой. Следует отметить, что основополагающим в сфере управления персоналом в мало бизнесе является умение руководителя разрабатывать стратегию роста своего бизнеса, проведение обучения сотрудников для дальнейшего технологического трансферта при внедрении инноваций в деятельность хозяйствующего субъекта. Исходя из вышесказанного, без цифровых технологий в современной экономике субъекты малого и среднего предпринимательства не смогут поддерживать и повышать свою конкурентоспособность.

Резюмируя, с учетом диджитализации экономики выделим следующие основные задачи в сфере управления персоналом:

- малым и средним предприятиям необходимо разрабатывать собственную стратегию управления персоналом;

- необходимо поддерживать связь с остальными субъектами МСП и тем самым делиться нажитым опытом в работе с цифровыми технологиями:

- для дальнейшего применения опыта работы с новейшими технологиями необходимо обучаться и развивать цифровое мышление.

Поэтому современный малый бизнес должен иметь свою службу управления персоналом. Это подразделение или сотрудник должны вписываться в их цифровую культуру. Следует отметить, что для повышения квалификации сотрудников, проведения обучения малому бизнесу необходимо внедрить цифровые технологии в свою деятельность, это позволит мотивировать сотрудников и внедрить правильную траекторию развития бизнеса.

Кадровые службы или сотрудники по кадрам благодаря мониторингу больших данных смогут оценивать участие сотрудников в работе и жизни своего предприятия, те самым оценивать их работу, поощрять или вводить санкции.

Стоит отметить, что диджитализация деятельности хозяйствующих субъектов малого бизнеса позволит минимизировать рутинные задачи сотрудников, уменьшить возможные риски и оптимизировать рабочее время персонала.

В соответствии с прогнозами IBS колоссальный скачок развития сферы управления человеческими ресурсами произойдет уже в скором времени. Экономисты и научные деятели информируют о том, что управление персоналом в современности станет точной наукой, что приведет к эффективности деятельности сотрудников предприятия и росту прибыли хозяйствующих субъектов. Как правило, связь между производительностью персонала и рентабельностью предприятия должна быть тесной и четкой, для этого необходимо выстроить грамотную стратегию управления человеческими ресурсами.

Следует сказать, что без качественного управления сотрудниками в малом бизнесе

Библиографический список

1. «Трудовой кодекс Российской Федерации» от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 01.04.2019) / Собрание законодательства Российской Федерации. - М., 07.01.2002. - N 1 (Ч. 1). - Ст. 3.

2. Агафонова Е.В., Левенец Е.Б., Кобозева Е.М. Мотивация персонала на предприятиях общественного питания // Новая наука: Опыт, традиции, инновации. - 2016. - №2 (65). -С. 185-187.

3. Александрова А.П. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности // Научные исследования и разработки молодых ученых. - 2016. - №9-2. - С. 12-15.

4. Галимова АШ., Фирсов Д.Г. Тенденции развития управления деловой карьерой персонала в условиях цифровизации // Доклады Башкирского университета. - 2022. - Т. 7. № 1. - С. 64-70.

5. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://rosstat.gov.ru/.

6. Salimova G., Ableeva A., Lubova T., Sharafutdinov A.G., Araslanbaev I., Galimova A., Bakirova R. Recent trendsin labor productivity // Employee Relations. - 2022. - Т. 44. № 4. -С. 785-802.

внедрение новейших технологий не приведет к эффективному функционированию предприятия. Малым и средним предпринимателям необходимо освоить навыки управления персоналом и не пренебрегать правилами менеджмента и концепциями инновационного управления человеческими ресурсами в современной экономике.

Таким образом, для того чтобы грамотно выстроить систему управления человеческими ресурсами малому предпринимательству необходимо комплексно анализировать качество и количество персонала с учетом различных факторов среды экономики. При построении стратегии управления руководителям малого бизнеса следует учитывать разработки не только отечественных, но и зарубежных ученых в сфере управления персоналом. В области управления мы анализируем экономику и социальную удовлетворенность персонала.

FEATURES OF SMALL BUSINESS PERSONNEL MANAGEMENT IN THE CONTEXT

OF DIGITALIZATION OF THE ECONOMY

A.A. Doroshkevich, Student

Supervisor: A.Sh. Galimova, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor Ufa University of Science and Technology (Russia, Ufa)

Abstract. The scientific article is devoted to the features of small business personnel management in the context of the digitalization of the economy. The object of the study is the personnel management system in small and medium-sized businesses. An urgent problem for the small business economy is the state of health of staff during the working day, their ability to learn and improve their skills in the context of digitalization. Studies have revealed that personnel management in small enterprises has a number of features and problems that must be taken into account when building a successful personnel management system. In order to function effectively in the context of the digitalization of the economy, the sphere of personnel management in small and medium-sized businesses must be scientifically based and use advanced methods and technological innovations, as well as resonate with the main goals of the business process development strategy. SMEs should take into account many factors of the external and internal environment in connection with digitalization and analyze the economic and social satisfaction of staff in order to successfully manage personnel in today's digital environment.

Keywords: personnel management system, small business, digitalization of the economy, digital business, features of digitalization.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.