Особенности управления маркетинговыми коммуникациями в интернет-среде медицинских организаций
Кривых Елена Алексеевна,
кандидат медицинских наук, доцент, заведующая кафедрой общественного здоровья, здравоохранения и гуманитарных дисциплин, БУ «Ханты-Мансийская государственная медицинская академия» E-mail: [email protected]
Векессер Владислав Сергеевич,
студент, лечебный факультет, БУ «Ханты-Мансийская государственная медицинская академия» E-mail: [email protected]
Здравоохранение считается одним из наиболее перспективных и быстро развивающихся направлений для внедрения современных интернет-технологий, в том числе и технологий искусственного интеллекта, это способно освободить кадры от лишней нагрузки, облегчить выполнение многих процессов диагностики. Однако нужно найти методы реализации и внедрения этих способов в практику. Достаточное количество статей затрагивают тему маркетинга медицинских организаций. Однако, отсутствуют исследования, полноценно раскрывающие специфичность данной темы. В данной статье с различных точек зрения рассматриваются методы маркетинга в медицинских организациях (далее МО) и особенности их применения именно в этой сфере. Целью нашего исследования было изучение особенностей управления маркетинговыми коммуникациями в интернет-среде медицинских организаций, обзор актуальной литературе по данной теме.
Ключевые слова: маркетинг, интернет, медицина, здоровье, коммуникации.
в и
см <о
Обзор литературы
Термин «маркетинг» (происходит от англ. «market» -рынок) имеет три основных значения. Во-первых, маркетинг - это деятельность, связанная с продажей и сбытом продукции на рынке. Во-вторых, маркетинг - это научная дисциплина, которая изучает методы сбора информации о рынке, анализирует данные и разрабатывает стратегии для достижения конкурентного преимущества. Это включает в себя исследование рынка, изучение поведения потребителей, анализ конкурентов и разработку маркетинговых планов. Третье значение маркетинга - это концепция бизнеса, которая ставит интересы рынка выше интересов производства. Она основана на идее, что успешный бизнес должен быть ориентирован на потребности и требования клиентов. Маркетинг в привычном понимании занимается направлением товаров и услуг к потребителю, а также управлением спроса на различные товары.
При применении методов маркетинга необходимо опираться на законы рынка. Эта стратегия знакома частным МО, которыми она широко используется. Также от внедрения маркетинговых коммуникаций зависит и развитие новых технологий управления в здравоохранении.
Данная концепция применима, и применяется государственными МО, оказывающими медицинскую помощь в рамках ОМС. Однако в данном случае получение экономической выгоды и продажа товаров и услуг не является целью и задачей системы здравоохранения, поэтому и большая часть терминологии маркетинга, в том числе и базовая, совершенно не подходят для описания ситуации. Стоит помнить, что государственные и муниципальные МО, не производят услуги или товары, а оказывают медицинскую помощь. С целью дополнительного обследования, например, по желанию пациента, или в особых случаях МО может оказывать медицинскую помощь платно. Однако, если говорить именно о государственных и муниципальных МО, то их деятельность носит преимущественно некоммерческий характер, что отражается и на выборе стратегии маркетинга.
Основными целями применения маркетинга в здравоохранении являются:
1. Повышение осведомленности общества о доступных медицинских услугах.
2. Улучшение коммуникации между МО и пациентами.
3. Снижение стоимости лечения и оптимизация ресурсов.
4. Улучшение качества и результатов лечения пациентов
5. Улучшение состояния здоровья населения.
При применении принципов маркетинга в здравоохранении нужно учитывать ряд важных особенностей.
В связи с развитием системы здравоохранения, увеличения размеров МО, руководители здравоохранения все меньше напрямую контактируют со своими потребителями, а именно пациентами; при этом приходится затрачивать много времени и средств для различных исследований потребителей. Но в сфере медицинской помощи этот вопрос стоит рассматривать по-другому: в данном случае исследуется статистика количественных характеристик оказания медицинской помощи, обращаемости, качества медицинской помощи; производится количественная оценка потребности населения в медицинской помощи, и соответственно этому идет распределение ресурсов всей системы.
Медицинская организация ориентируется в своей деятельности практически на все части рынка здравоохранения, на все его сектора: рынок медицинских страховых компаний; сектор частных медицинских организаций и специалистов; рынок медицинской техники; рынок лечебной физической культуры; рынок системы образования в сфере медицины; сектор муниципальных медицинских организаций; рынок пациентов; рынок фармакологических препаратов; рынок государственных медицинских организаций.
Медицинская организация должна учитывать и уже существующие потребности населения, и те, что могут возникнуть в дальнейшем.
Медицинская организация находится в условиях мультисегментного рынка т.е. обязана обеспечивать потребность в различных видах медицинской помощи.
При оказании медицинской помощи необходимо стремиться к гарантированному качеству помощи, что влияет на престижность МО, стараться обеспечить мобильность и доступность медицинской помощи.
Маркетинговые коммуникации необходимы еще и для привлечения средств для развития здравоохранения. Источником привлечения средств может быть платная медицинская помощь, а также инвестиции, направленные, например, на разработку и внедрение научных инноваций в медицине.
Учет затрат на маркетинговые коммуникации является предметом экономического анализа деятельности МО - основы планирования деятельности МО. Методы маркетинга способствуют выполнению таких задач экономического анализа, как: выявление потребности общества в медицинской помощи в нужном объеме, изучение полноты удовлетворения этой потребности, подготовка аналитической информации для выбора управленческих решений [13].
Маркетинг в сфере здравоохранения может быть невероятно полезен при распространении информации, например, о новых возможностях медицины, о доступных видах диагностики и лечения, о мерах поддержания здоровья. Методы маркетинга спо-
собны в значительной степени повлиять на такие характеристики как информированность и осведомленность пациента, использоваться в рамках пропаганды здорового образа жизни. «Просветительская» функция маркетинга является основной и может быть особо эффективна при применении в здравоохранении, особенно если это интернет-маркетинг.
В данный момент интернет-технологии используются в том числе и в медицинском образовании: это проведение различных форумов, курсов, конференций в онлайн формате, например, система НМО. Такие же мероприятия организуются и для населения в образовательных целях и в целях пропаганды.
При применении интернет - маркетинга мы можем получить такие преимущества как интерактивность, большая результативность, можно применять технологии таргетинга, трекинга, также характерна гибкость в управленческих решениях; большим преимуществом также является снижение трансформационных и транспортных издержек.
«Здравоохранение считается одним из наиболее перспективных и быстро развивающихся направлений для внедрения Интернета вещей (1оТ). отрешения уже на 70% позволяют врачам вести дистанционный мониторинг состояния пациентов» [9]. Использование сети Интернет, технологий, в том числе и технологий искусственного интеллекта (ИИ) в медицине способно освободить кадры от лишней нагрузки, облегчить выполнение многих процессов диагностики - но нужно найти методы реализации и внедрения этих способов в практику - то есть перспективы уже значительны. Алгоритмы машинного обучения, по фотографиям глазного дна определяющие повреждения глаза, диагностирующие заболевания по изменению голоса, системы постоянного мониторинга состояние пациента - уже разрабатываются, а многие уже активно внедряются в практику врачей [9].
Технологии интернет-маркетинга создают новые особенности и преимущества по сравнению с традиционным маркетингом, такие как
• Ключевую роль играют потребители - возможность широкого выбора потребителем поставщика, связанная с возрастанием конкуренции;
• Глобализация деятельности и снижение тран-закционных издержек - информация более доступна;
• Персонализация взаимодействия и переход к маркетингу «один-одному» - позволяет учитывать индивидуальные особенности потребителя;
• Снижение трансформационных издержек [11]. В целом можно выделить 4 цели, с которыми
применяется интернет- маркетинг: управление репутацией МО, мониторинг качества работы МО, получение обратной связи от пациентов, продвижение МО в рейтингах [4].
Разные авторы выделяют различные классификации технологий маркетинга по различным основаниям.
сз о
о Л о
о сз о в
По А.М. Кулику критериями классификации служат гибкости и степень формализаци. В данной классификации выделяют:
1. слабо-формализуемые технологии маркетинга, не использующие стандартных элементов, применяемые для оригинальных маркетинговых задач;
2. жестко-формализуемые технологии маркетинга - применяются в крупных маркетинговых проектах, имеют предсказуемые результаты;
3. гибкие технологии маркетинга - применяются при условиях неопределенности рынков для небольших маркетинговых проектов [6, 7].
Е.Г. Чмышенко и Е.В. Чмышенко рассматривают классификацию технологий маркетинга на основе регионального планирования. Исследователи выделяют:
1. аналитическо-оценочные технологии маркетинга - для исследования внешней и внутренней среды организации;
2. планово-стратегические технологии маркетинга - для разработки стратегий позиционирования, выхода на рынок, освоение рынка;
3. результативные технологии маркетинга - реализация стратегий в виде маркетингового планирования [7, 12].
Мы постарались классифицировать методы интернет-маркетинга наиболее «практически» -максимально приближенно к их применению. Важнейшими путями реализации маркетинга в интернет среде являются:
• Оптимизация (CEO оптимизация) веб-сайта МО - переработка сайта для того, чтобы он был выше в выдаче поисковых систем, улучшение качества структуры и оформления сайта. В эпоху цифровой трансформации наличие веб-сайта является неотъемлемой частью успеха любой организации. Веб-сайт позволяет организациям охватить целевую аудиторию, выстроить отношения с клиентами, продвигать свои продукты и услуги. Он также служит платформой для распространения информации об организации и ее предложениях. Веб-сайт - это не просто присутствие в сети, это неотъемлемая часть организаций, использующих возможности Интернета для построения доверительных отношений со своими клиентами. С его помощью клиенты могут получить подробную информацию об организации, ее продуктах и услугах, истории и даже отзывы клиентов.
Один из методов оптимизации сайтов МО - тестирование 2 версий сайта т.е. А/Б тестирование. Пользователям (которые ничего не подозревают) случайно демонстрируют друг за другом 2 версии основной страницы сайта. После набора статистически значимых количеств демонстраций (от 1000) производится сравнение конверсий двух версий сайта.
е В практике оптимизации сайтов также приме-s няют «тепловые карты кликов». Благодаря этим Я картам можно узнать предпочтения целевой ауди-° тории, разместить всю информацию ориентируясь ¡в на полученные данные. Суть тепловых карт: чем бо-
лее зона плотно окрашена красным (что отражает частые клики пользователей по данной области), тем более эта область страницы привлекает внимание и «заставляет» кликнуть по ней [10].
• Контекстная и таргетная реклама - демонстрацией рекламы на сайтах и в социальных сетях, на основе анализа запросов и склонностей пациента, его личных данных, сведений о предпочтениях; возможна реклама в рамках проведения онлайн-конференций.
• Реклама в интернете - демонстрации рекламы на сайтах без "таргет" алгоритмов;
• Отраслевые агрегаторы (син. прайс-агрегаторы) интернет площадки с предоставлением информации для сравнения предлагаемых разными производителями товаров и услуг;
• Видеореклама и мобильная реклама - набирает актуальность в связи с увеличением экранного времени (в том числе в социальных сетях). Мобильная реклама претерпевает устойчивый рост показателей, который по разным оценкам составляет до 40%. Согласно данных опроса ВЦИОМ в РФ (данные за март 2023) среди взрослых имеют доступ в интернет -85%, из них 74% - практически ежедневно [8].
• Маркетинг через Email - электронная рассылка на электронную почту, является максимально нежелательной, так как ассоциируется с рассылкой спама (прямой маркетинг).
• Контент-маркетинг - это стратегия привлечения пользователей путем создания и публикации полезного контента, включая ведение бло-гов. Все больше медицинских работников в последнее время вступают в мир «блогосферы» [3]. Для медиков ведение блога может иметь несколько целей. Во-первых, это метод привлечения пациентов и повышения их осведомленности о враче. Ведение блога также может быть хобби или способом поделиться своими знаниями и опытом.
Медицинские блоги - это отличный способ охватить определенный сегмент рынка. Эти блоги дают возможность поделиться ценной информацией и ресурсами с теми, кто ищет ответы на свои вопросы, связанные со здоровьем.
Медицинские блоги могут быть адаптированы к потребностям целевой аудитории, предлагая актуальный и полезный контент. Например, если вы ориентируетесь на людей, страдающих диабетом, вы можете создать блог, посвященный лечению диабета, советам по диете и физическим упражнениям. Можно также давать ссылки на полезные веб-сайты или ресурсы, которые помогут читателям лучше понять свое заболевание и то, как лучше с ним справиться.
Блоги по медицине становятся платформой для обмена знаниями, на которой пользователи могут искать и публиковать полезную информацию. Такие блоги могут иметь информационный или журналистский стиль и могут развиваться в онлайн-сообщества.
Ведение блога приносит множество преимуществ для медиков. Во-первых, это демонстрация их компетентности и экспертности в определенной области. Блог может помочь увеличить число пациентов. Кроме того, блогеры могут получать поощрения от руководства своих медицинских учреждений. Ведение блога также может привести к новым профессиональным возможностям и повышению авторитета в глазах пациентов.
«Блогосфера» в медицине становится все более популярной, и медицинские работники в России активно принимают участие в этом тренде. Ведение блога может быть полезным как для медиков, так и для пациентов, предоставляя доступ к полезной информации и способствуя обмену знаниями в области медицины и здоровья [3].
• SMM - создание лояльной аудитории путем публикации информации в социальных сетях и использования интернет-форумов для общения с потенциальными потребителями. Пользователи откликаются на опубликованные материалы своими мыслями, доводами, личным опытом по теме и таким образом участвуют в развитии индустрии здравоохранения.
• Использование ресурсов известных СМИ. Также можно выделить 2 группы методов: автономные (афиши, содержащие QR-коды и др.), и в режиме реального времени (ЕтаН-рассылка, контекстная реклама и др.) [2].
Особое внимание необходимо обратить именно на веб-сайты МО - структура, которых регламентирована законодательством:
«Приказом Минздравсоцразвития России от 28.04.2011 № 364 обозначена концепция создания единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения, что предполагает изменение подхода к информатизации здравоохранения. Наиболее эффективным способом реализации этой концепции представляется именно использование интернет-сайтов» [8].
«В соответствии с Федеральным законом от 21.11.2011 № 323-ф3 (ред. от 29.12.2015) «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» МО обязана «информировать граждан в доступной форме, в том числе с использованием сети «Интернет», об осуществляемой медицинской деятельности и о медицинских работниках медицинских организаций, об уровне их образования и об их квалификации» (ст. 79 п. 7). А пациент имеет право получить эту информацию, в том числе и через сеть Интернет». [5, 8].
«ФЗ № 326-Ф3 от 29 ноября 2010 года «Об обязательном медицинском страховании в РФ» информирует о необходимости размещать на официальном сайте МО информацию о видах оказываемой медицинской помощи и режиме работы» [8].
Выводы
Оценка затрат на продвижение МО в рамках маркетинговой коммуникации должна включать средства на создание творческого контента или рекламных
сообщений, способов их распространения, расходы на менеджмент. Все это поможет выбрать наиболее предпочтительные способы добиться нужной коммуникации с пациентами [1].
Применение таких достаточно эффективных методов интернет-маркетинга как контент-маркетинг и методы БММ позволяют в наиболее доступной форме передать информацию в социальные сети, что активно реализуется многими МО. Посты в социальных сетях, видеоролики выступают наиболее действенными способами донести информацию до пациента. Использование контекстной рекламы должно осуществляться с осторожностью, чтобы не нарушать конфиденциальность.
Наличие платформы обратной связи (отзывы) способно оказать значительное влияние на формирования имиджа как МО, так и отдельных ее специалистов, так как наличие положительных отзывов пациентов является основополагающим критерием выбора МО.
Наличие качественных источников информации (официальных сообществ в социальных сетях, сайта медицинской организации) позволяет предоставить доступ гражданам к достоверной информации о здоровье, а также способствует продвижению оказываемой в МО медицинской помощи.
Маркетинговые меры, которые рекомендуются для МО (медицинского учреждения), включают в себя ряд действий, направленных на удовлетворение ожиданий пациентов и их потребностей. Например, важно провести исследование, чтобы понять, какие виды помощи нужны и востребованы. Это поможет определить приоритеты и организовать соответствующие услуги.
Одна из ключевых маркетинговых стратегий -реклама самой МО. Для привлечения большего числа пациентов необходимо активно продвигать и позиционировать учреждение на рынке. Это может включать использование различных каналов коммуникации, таких как интернет-реклама, социальные сети, телевизионные и радио рекламные ролики, а также печатные материалы.
Дополнительно, важно организовать пропаганду и рекламу лучших специалистов, работающих в МО. Пациенты ищут квалифицированных и опытных врачей, поэтому важно подчеркнуть их качества и достижения. Это может быть достигнуто через публикации в медицинских журналах, участие в конференциях и семинарах, а также рекомендации от довольных пациентов.
Организация рекламы наиболее развитых в данной МО видов медицинской помощи, также имеет важное значение. Если учреждение специализируется на определенных областях медицины или предлагает уникальные услуги, это следует акцентировать в маркетинговых кампаниях. Например, если МО известна своими передовыми технологиями в лечении определенных заболеваний, это должно быть ясно отражено в рекламе.
Не менее важным является продвижение здорового образа жизни. МО может организовывать рекламу, направленную на формирование осозна-
сэ о
о Л о
о
сз
о в
в u
CM
со
ния пациентов важности здорового образа жизни а также профилактики заболеваний.
В целом, эффективные маркетинговые меры для МО включают изучение потребностей пациентов, организацию рекламы, выделение лучших специалистов и формирование здорового образа жизни. Эти стратегии помогут учреждению привлечь больше пациентов и удовлетворить их потребности в медицинской помощи.
Сейчас коммуникации в интернет-среде как нельзя актуальны во всех сферах, в том числе и в здравоохранении. Применение методов интернет-маркетинга в современных условиях уже давно стало необходимостью.
Литература
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
Гайдаров Г.М., Кицул И.С. / Основы медицинского маркетинга (учебно-методическое пособие). - Иркутск, 2004. - 26с. Гринченко, К.В. Интернет маркетинг и цифровой маркетинг - две электронные модели в маркетинге продвижения / К.В. Гринченко // Вектор экономики. - 2019. - № 12(42). - С. 23. -EDN EDIWBC.
Гурцкой, Л.Д. Интернет как пространство профессиональных коммуникаций специалистов здравоохранения и медицины / Л.Д. Гурцкой // Ремедиум. - 2022. - Т. 26, № 4. - С. 375-378. -DOI 10.32687/1561-5936-2022-26-4-375378. - EDN AZJJDD.
Двойников, С.И. Анализ веб-сайта медицинской организации в условиях пандеми-иCOVID-19 / С.И. Двойников, С.В. Архипова // Менеджер здравоохранения. - 2022. - № 1. -С. 61-65. - DOI 10.21045/1811-0185-2022-161-65. - EDN NBUNPZ.
Каминская, О.Н. Обязательные требования к сайтам медицинских организаций / О.Н. Каминская, Т.Ю. Грачева // Медицинское право: теория и практика. - 2016. - Т. 2, № 2(4). -С. 130-135. - EDN WTYFRC. Кулик А.М. Формирование и использование маркетинговых технологий в строительном комплексе региона: теория и практика: монография / А.М. Кулик. - Белгород: ИД «Белгород» НИУ «БелГУ», 2013. - 56 с. Коваленко, А.Е. Разработка классификации технологий интернет-маркетинга в малом бизнесе на основе анализа информационного потока интернет-маркетинга / А.Е. Коваленко, И.Ю. Окольнишникова, В.М. Каточков // Друке-ровский вестник. - 2019. - № 1(27). - С. 273286. - DOI 10.17213/2312-6469-2019-1-273286. - EDN XXCQGV.
Коммуникации в сфере здравоохранения, обратная связь: население - учреждения здравоохранения посредством сети интернет / М.А. Дубовицких, О.С. Романова, Р.Г. Гиль-мутдинов, Е.Л. Борщук // Интеллект. Инновации. Инвестиции. - 2012. - № S1. - С. 103106. - EDN PYBPBN.
9. Потапова, А.А. Технологии Интернета вещей в здравоохранении и медицине / А.А. Потапова // Вестник Российского нового университета. Серия: Человек и общество. -2019. - № 4. - С. 37-47. - DOI 10.25586/RNU. V9276.19.04.P.037. - EDN IUHHZM.
10. Фомина, Ю.В. Оптимизация интернет-маркетинга (онлайн-маркетинга) / Ю.В. Фомина //. - 2016. - № 2-3(5). - С. 121-122. - EDN VQXRUH.
11. Чжан, В. Интернет-маркетинг и традиционный маркетинг: сходства и различия / В. Чжан //. -2012. - № 11. - С. 36-39. - EDN ROXXPH.
12. Чмышенко Е.Г. Использование технологий и инструментов маркетинга в региональном стратегическом планировании / Е.Г. Чмышенко, Е.В. Чмышенко // БОНЦ УрО РАН. 2011. № 3. - С. 2-10.
13. Экономический анализ деятельности медицинской организации: учебно-методическое пособие / Кривых Е.А. - Ханты-Мансийск: ИИЦ ХМГМА, 2018. - 42 с.
FEATURES OF MANAGING MARKETING COMMUNICATIONS IN THE INTERNET ENVIRONMENT OF MEDICAL ORGANIZATIONS
Krivyh E.A., Vekesser V.S.
Khanty-Mansiysk State Medical Academy
Healthcare is considered one of the most promising and rapidly developing areas for the implementation of modern Internet technologies, including artificial intelligence technologies, this can free personnel from unnecessary workload and facilitate the implementation of many diagnostic processes. However, it is necessary to find methods for implementing and putting these methods into practice. A sufficient number of articles touch on the topic of marketing medical organizations. However, there are no studies that fully reveal the specificity of this topic. This article examines marketing methods in medical organizations (hereinafter referred to as MO) from various points of view and the features of their application in this area. The purpose of our research was to study the features of marketing communications management in the Internet environment of medical organizations and to review current literature on this topic.
Keywords: marketing, Internet, medicine, health, communications. References
1. Gaidarov G.M., Kitsul I.S. / Fundamentals of medical marketing (educational manual). - Irkutsk, 2004. - 26 p.
2. Grinchenko, K.V. Internet marketing and digital marketing - two electronic models in promotion marketing / K.V. Grinchenko // Vector of Economics. - 2019. - No. 12(42). - P. 23. - EDN ED-IWBC.
3. Gurtskoy, L.D. Internet as a space for professional communications of healthcare and medicine specialists / L.D. Gurt-skoy // Remedium. - 2022. - T. 26, No. 4. - P. 375-378. - DOI 10.32687/1561-5936-2022-26-4-375-378. - EDN AZJJDD.
4. Dvoinikov, S.I. Analysis of the website of a medical organization in the context of the COVID-19 pandemic / S.I. Dvoinikov, S.V. Arkhipova // Healthcare Manager. - 2022. - No. 1. - P. 6165. - DOI 10.21045/1811-0185-2022-1-61-65. - EDN NBUN-PZ.
5. Kaminskaya, O.N. Mandatory requirements for the websites of medical organizations / O.N. Kaminskaya, T. Yu. Gracheva // Medical law: theory and practice. - 2016. - T. 2, No. 2(4). - pp. 130-135. - EDN WTYFRC.
6. Kulik A.M. Formation and use of marketing technologies in the regional construction complex: theory and practice: monograph / A.M. Sandpiper. - Belgorod: Publishing House "Belgorod" National Research University "BelSU", 2013. - 56 p.
7. Kovalenko, A.E. Development of a classification of Internet marketing technologies in small businesses based on the analysis of information flow of Internet marketing / A.E. Kovalenko, I. Yu. Okolnishnikova, V.M. Katochkov // Drucker Bulletin. -2019. - No. 1(27). - pp. 273-286. - DOI 10.17213/2312-64692019-1-273-286. - EDN XXCQGV.
8. Communications in the field of healthcare, feedback: population - healthcare institutions via the Internet / M.A. Dubovitskikh, O.S. Romanova, R.G. Gilmutdinov, E.L. Borshchuk // Intellect. Innovation. Investments. - 2012. - No. S1. - pp. 103-106. -EDN PYBPBN.
9. Potapova, A.A. Technologies of the Internet of things in healthcare and medicine / A.A. Potapova // Bulletin of the Russian New University. Series: Man and Society. - 2019. - No. 4. -
P. 37-47. - DOI 10.25586/RNU.V9276.19.04.P.037. - EDN IU-HHZM.
10. Fomina, Yu.V. Optimization of Internet marketing (online marketing) / Yu.V. Fomina //. - 2016. - No. 2-3(5). - pp. 121-122. -EDN VQXRUH.
11. Zhang, W. Internet marketing and traditional marketing: similarities and differences / W. Zhang //. - 2012. - No. 11. - P. 3639. - EDN ROXXPH.
12. Chmyshenko E.G. The use of technologies and marketing tools in regional strategic planning / E.G. Chmyshenko, E.V. Chmyshenko // BONTs Ural Branch of the Russian Academy of Sciences. 2011. No. 3. - P. 2-10.
13. Economic analysis of the activities of a medical organization: educational and methodological manual / Krivyh E.A. - Khanty-Mansiysk: IIC KhMGMA, 2018. - 42 p.