Научная статья на тему 'Интернет-маркетинг частных медицинских учреждений и его роль в условиях digital-трансформации современного бизнеса'

Интернет-маркетинг частных медицинских учреждений и его роль в условиях digital-трансформации современного бизнеса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
661
119
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
DIGITAL-ТРАНСФОРМАЦИЯ / ИНТЕРНЕТ-МАРКЕТИНГ / DIGITAL-МАРКЕТИНГ / ЧАСТНОЕ МЕДИЦИНСКОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ / ЦИФРОВАЯ ИНДУСТРИЯ / МЕДИЦИНСКИЙ САЙТ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Полякова К. А.

Данная статья посвящена изучению роли интернет-маркетинга частных медицинских учреждений в условиях digitalтрансформации современного бизнеса. Автором обозначена актуальность и цель исследования. Изучены определения и ключевые аспекты содержания понятия «digitalтрансформация», дана авторская трактовка данного термина. Обозначена роль digitalтрансформации в контексте частного сектора медицины. Изучено влияние digitalтрансформации на интернет-маркетинг частных медицинских учреждений, приведены различия между digitalмаркетингом и интернет-маркетингом. Приведены основные требования и проблемы, свойственные веб-сайтам частных медицинских учреждений. Сделан вывод о том, что эффективно реализованная стратегия интернет-маркетинга позволит организации быстро привлечь внимание потенциальных пациентов и значительно сократить расходы на рекламу, увеличив эффект от нее.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Интернет-маркетинг частных медицинских учреждений и его роль в условиях digital-трансформации современного бизнеса»

Интернет-маркетинг частных медицинских учреждений и его роль в условиях Шд11а!-трансформации

совреме!

бизнеса

Полякова Ксения Алексеевна

магистрант, кафедра организации здравоохранения, лекарственного обеспечения, медицинских технологий и гигиены; ФГАОУ ВО «Российский университет дружбы народов», [email protected];

Данная статья посвящена изучению роли интернет-маркетинга частных медицинских учреждений в условиях digital-трансформации современного бизнеса. Автором обозначена актуальность и цель исследования. Изучены определения и ключевые аспекты содержания понятия трансформация», дана авторская трактовка данного термина. Обозначена роль digital-транс-формации в контексте частного сектора медицины. Изучено влияние digital-трансформации на интернет-маркетинг частных медицинских учреждений, приведены различия между digital-маркетингом и интернет-маркетингом. Приведены основные требования и проблемы, свойственные веб-сайтам частных медицинских учреждений. Сделан вывод о том, что эффективно реализованная стратегия интернет-маркетинга позволит организации быстро привлечь внимание потенциальных пациентов и значительно сократить расходы на рекламу, увеличив эффект от нее.

Ключевые слова: digital-трансформация, интернет-маркетинг, digital-маркетинг, частное медицинское учреждение, цифровая индустрия, медицинский сайт.

Введение. Развитие информационных технологий изменяют способы взаимодействия конечных потребителей с компанией и ее брендом. На современном этапе потребитель связан с ними целым спектром digital-каналов, - сайты, мобильные приложения, онлайн-консультанты и т.п. В центре данной экосистемы находится пользовать, которых хочет взаимодействовать с компанией по любым доступным каналам и в любое удобное для него время с целью получения желаемой услуги, товара или продукции. Digital повысил качество жизни людей с различным уровнем дохода, -услуги, которые ранее были доступны только обеспеченным слоям общества, сегодня может получить любой владелец смартфона: личные шоферы (Uber, Wheely), ассистенты (TaskRabbit), помощники по хозяйству (YouDo и Qlean) и даже персональные стилисты (Trunk Club) [10]. В подобных условиях, их производители и поставщики вынуждены изменяться, перестраивать свои бизнес-процессы, с целью максимального соответствия требованиям своих реальных и потенциальных клиентов. Условно говоря, digital-трансформация - это изменение подхода бизнеса в соответствии с запросами времени (цифровая экономика) и потребителей. Таким образом, для достижения успеха в условиях массовой цифровизации, предприятию необходимо разрабатывать новые продукты, которые будут реализовываться посредством digital-каналов. По данным исследований SAP и Oxford Economics, те компании, которые применяли меры по внедрению новых технологий, заявили о значительно большей доле рынка (85% против 41%) и прибыльности (80% против 53%), в сравнении с предприятиями, отстающими в digital-трансформации своего бизнеса [12].

Целью данной статьи является исследование основных вопросов и проблем, сопутствующих современным частным медицинским учреждениям в условиях концентрации маркетинга в глобальной сети.

Понятие digital-трансформации и ее значение для частного сектора здравоохранения. Невзирая на то, что термин «цифровая трансформация» уже достаточно давно вошел в бизнес-вокабуляр, многие специалисты до сих пор не вполне понимают его значение и роль в системе развития предпринимательства, а точнее не осознают тот факт, что digital-трансформация уже давно стала неотъемлемой частью стратегии по достижению успеха в мировом бизнес сообществе. Исследование, проведенное в ноябре 2016 г. компанией PwC, доказало данный тезис. Более трех из десяти бизнес- и ИТ-руководителей по всему миру относят «digital» ко всем активностям, связанным с технологическими новациями, 29% полагают, что «цифра» - это синоним информационной технологии, 14% определяют ее как ориентированную на пользователя технологическую деятельность, 14% отмечают, что digital относится ко всем инвестициям, которые организация тратит на интеграцию технологий в бизнес, 6% предположили, что «цифра» «выходит за рамки одних лишь технологий и отражает направление мышления, охватывающее непрерывные инновации, принятие решений на равных условиях и интеграцию технологий во все аспекты бизнеса». Как видно, вопрос значения термина «digital» - достаточно дискуссионный вопрос, однако, анализ точек зрения специалистов различных бизнес-направлений, позволяет принимать мнение о том, что digital - это именно направление мышления, т.к. неразумное внедрение информационно-коммуникационных технологий с целью цифровизации бизнеса - это еще не digital-трансформация [11, 13]. По мнению аналитиков компании, eMarketer, digital-трансформация - это процесс, при котором бизнес-лидеры используют возможности и преимущества новых технологий для цифровой реконструкции своих компаний: их операционной деятельности, маркетинга, продукции, культуры и целей будущего роста. Технология - это инструмент трансформации, а не самоцель. Особое внимание уделяется постановке цели на будущее, а затем созданию стратегии, основываясь на данном видении [12]. Таким образом, мы можем говорить о том, что digital-трансфор-мация - это процесс перехода предприятия к новым способам мышления и работы на базе использования различного рода информационных технологий с целью совер-

О

3

в

S

ff 2

сч cJ

£

Б

а

2 ©

шенствования своей деятельности, ее результата, и повышения конкурентоспособности. В основу данного процесса должен быть заложен стратегический базис, реализуемый в соответствии с законами стратегического менеджмента и маркетинга, начиная с миссии, и заканчивая контролем и коррекцией стратегии digital-трансформации.

Рассматриваемый феномен в последние годы стал актуален для различных структурных составляющих стратегического управления предприятий, и сфера частного здравоохранения не является исключением. Так, в последние годы тенденцией становится применения технологий блокчейна, причем не столько как вспомогательный инструмент менеджмента, сколько как средством маркетинга. Примером может служить информатизация управления данными о пациентах, что, по мнению экспертов (знание портрета пациента) является одной из ключевых составляющих программы маркетинга в частных учреждениях здравоохранения [7] Кроме того, блокчейн используется для нормирование логистических функций, а это важно для создания стратегии дистрибуции, в клинических испытаниях [3], что может сыграть важную роль в выработке новых товаров и услуг и так далее.

Интересным «событием» в сфере здравоохранения стало создание так называемых электронных лекарств. Генеральный директор компании Proteus Digital Health Эдди Томпсон дает следующее определение данному термину: «это специальные препараты, в которые помещен биологический датчик. Попадая в организм, датчик взаимодействует с желудочным соком и передает сигнал на съемный сенсор, который носит пациент. Сенсор в свою очередь отправляет информацию на приложение в мобильном устройстве. В данных отображается время приема лекарств и реакция организма на различные изменения». Они совместно с Otsuka Pharmaceutical первыми разработали электронные таблетки - Ability MyCite (антипсихотическое средство (арипипразол) с биологическим датчиком), которые одобрила FDA [15].

Из мобильного приложения информация (время приема лекарств, состояние здоровья, реакция организма на таблетку) поступает в безопасное облако и с разрешения пациента может быть передана в офис лечащего врача, а также членам семьи и друзьям. Единственные данные, которые передаются врачу без ведома пациента - это информация о

приеме лекарств. Разработчики сравнивают этот процесс с «созданием социальной сети поверх медицинской помощи». Как отмечает Эдди Томпсон, «система MyCite позволяет пациентам самостоятельно отслеживать свое состояние на планшете, теперь медицинские бригады могут приезжать к больным только в случае реальной угрозы здоровью, которую они также отслеживают с помощью гаджетов». Благодаря электронному датчику можно решить проблему нарушения врачебных предписаний, что особенно часто встречается в ходе лечения пациентов с психическими заболеваниями. Кроме того, как отмечает сам Томпсон -электронные лекарства есть нить, связывающая фармацевтическую и маркетинговую отрасли [15].

В той связи, что влияние ИТ-технологий на бизнес в целом стремительно растет, медицинские и фармацевтические компании также внедряют их. Интернет вещей, искусственный интеллект, виртуальная реальность и другие цифровые технологии оптимизируют бизнес-процессы и упрощают работу специалистов, освобождая их от выполнения рутинных операций. Соответственно, у них будет больше времени на разработку инноваций, совершенствование методов лечения и адаптацию программ маркетинга под новые условия функционирования рынка в целом.

Влияние digital-трансформации на интернет-маркетинг частных медицинских учреждений. Стоит отметить, что digital-трансформация повлияла не только на институт бизнеса, его менеджмент, но и на внутренние аспекты стратегического управления, такие как маркетинг. Эксперты отмечают, что существует большая разница между интернет-маркетингом, как неотъемлемым инструментом любой современной организации в продвижении своего бренда, товаров (работ и услуг), и digital-маркетингом, как комплексным стратегическим трендом.

Само понятие «digital-маркетинг» появилось совсем недавно, в 1980-х гг. В 1985 г. данный подход придумала компания SoftAd Group, и она до сих пор считается его прародителем. Сам термин появился в 1990 г., и с того момента начался период активного развития цифрового маркетинга. На современном этапе, digital маркетинг является не только способом привлечения клиентов посредством интернета, но и совокупностью цифровых технологий продвижения товаров, работ и услуг. Иными словами, использоваться будет не только интер-

нет-маркетинг, но и иные виды рекламы, в частности мобильные приложения и другие цифровые новации. Таким образом, основным отличием от интернет-маркетинга является задействование всех доступных онлайн и офлайн-каналов, включая светодиодные информационные табло на фасадах зданий, реклама через приложения в мобильном телефоне, рассылка sms или mms, qr-коды и пр. Можно использовать также онлайн-PR и e-mail-маркетинг, отправляя неназойливые и клиенториентированные сообщения [5]. E-mail и SMS-маркетинг приносят хорошие результаты по удержанию клиентов, однако, чаще медицинские организации занимаются рассылками по остаточному принципу: шлют только триг-герные сообщения и не отправляют персонализированных приглашений. Традиционно, в самом частном медицинском учреждении, отсутствует специалист, который мог бы этим заниматься. А, соответственно, отдавать рассылку агентствам многие предприятия не рискуют в связи с тем, что персональные данные пациентов персонализированы. Ситуация осложняется отсутствием единой CRM-си-стемы, однако, результаты подобной работы могут быть также высокими.

Базовым инструментом digital-марке-тинга является SEM (поисковый маркетинг), используемый чаще всего с SEO. Ключевая задача состоит в повышении трафика посредством подстраивания к поисковым системам. Чтобы содержимое и строение сайта были SEO-эффективными, естественными для восприятия, целесообразно взаимодействовать со специалистами в данной области. Однако, следует учитывать тот факт, что использование SEO актуально только для медицинских организаций с высоким геопокрытием.

SMM пользуется не меньшей популярностью и применяется в социальном медиа-пространстве: блогах, форумах, социальных сетях. Данный ресурс охватывает колоссальную аудиторию, с помощью которой можно достичь положительных результатов и получить фидбэк (обратную связь) с клиентами медицинского учреждения. Безусловно, не стоит исключать из практики и контент-маркетинг, даже самый бюджетный вариант принесет пользу. Ключевым аспектом является то, чтобы он был качественным и приносил социально-экономическую пользу, эффект. В данном случае следует отметить и такой вид маркетинга как крауд-маркетинг, как раз направленный на формирование бренда медицинского учреждения в блогах, форумах, соци-

альных сетях и пр. Его эффективность можно оценивать посредством Google Analytics, Яндекс.Метрики, или по изменению поисковых запросов по брендо-вым фразам в Яндекс.Вордстат или в Google Keyword Planner. sEo-эффект от крауд-маркетинга измеряется по показателям роста позиций и трафика сайта, качественных характеристик ссылок [9].

Полезно также будет создать целевую страницу (landing page) для продажи той или иной медицинской услуги. Это должна быть визитная карточка, представляющая продукт и вызывающая желание его приобрести сразу после просмотра. Landing-страница должна быть четко ориентирована на аудиторию. Многие предприятия прибегают к шаблонным инструментам, в соответствии с профилем предприятия здравоохранения: стоматология, семейная медицина, эстетическая косметология и т.п.

Однако, как и у любого инструмента в маркетинге, у digital-маркетинга также есть свои недостатки, среди которых: длительность процедуры реализации программы, необходимость следования цифровым новациям и постоянная оптимизация посредством множества инструментов. Иными словами, в условиях внедрения данного типа маркетинга, частному медицинскому учреждению будет необходимо, фактически, полностью пройти «этап» digital-трансформации и нанять специалистов (или использовать аутсорсинг) с целью учета и внедрения новаций в сфере цифры в контексте сферы здравоохранения.

Сайт частного медицинского учреждения как базис интернет- и digital-мар-кетинга. Веб-сайт любой организации сегодня является неотъемлемой частью продвижения товаров, работ и услуг, а также эффективным инструментом интернет- и digital-маркетинга. Так, при условии того, что более 50% потенциальных или реальных пациентов ищут информацию о заболевании в интернете, поиск, по ключевым словам, может «вывести» пользователя на сайт медицинского учреждения, которое занимается непосредственно лечением искомого заболевания [4].

Сайт может быть имиджевым, продающим или информационным, однако, ключевым условием его работы должно быть удобство его использования как компанией, так и пользователем, т.е. юзабилити. В крупных сетевых частных медицинских учреждениях чаще всего существует отдельное организационное подразделение, которое осуществляет

контроль, наполнение, оптимизацию и информационно-технологическое сопровождение сайта.

Эксперты в области медицинского менеджмента выделяют ряд правил юза-билити, на которые необходимо обращать внимание в условиях создания и функционирования веб-сайта [8]:

1. Правило двух секунд. Согласно результатам исследования компании Akamai, 47% пользователей готовы ждать не более двух секунда, пока загрузится сайт, 40% - не более 3 секунд. При этом, 52% респондентов считают, что скорость загрузки влияет на их лояльность [14]. Таким образом, можно сделать вывод о том, что: чем быстрее у медицинского учреждения работает сайт, тем больше он позволят удерживать посетителей.

2. Правило трех кликов. Оно подходит больше для сайтов коммерческих медицинских организаций, нежели для государственных ЛПУ. Считается, что большинство пользователей не хочет терять время и, в среднем, готово совершить не более трех кликов для достижения своего результата, например, записи на прием или поиска стоимости той или иной услуги. В данном случае также важно говорить о наполняемости сайта интересным контентом. Так, в результате исследований маркетингового агентства «Лидмашина», было выявлено, что только 4 из 10 клиник привлекает посетителей на сайт полезным контентом. Даже самые лидирующие клиники России не до конца осознали эффективности этого метода. Данное направление продвижения организации носит название inbound-маркетинг [1].

3. Принцип структуры. Медицинский сайт должен быть четко структурирован, а страницы нельзя перемешивать. Страницы со связанной тематикой должны «вытекать» друг из друга - это позволяет пользователю легко ориентироваться на сайте и быстро находить нужную информацию, а значит, позволяет дольше удерживать на сайте. Особо важным аспектом является адаптация сайта под информационные коммуникаторы -планшеты, мобильные телефоны и т.п. Как показывают результаты исследований, более 39,8% пользователей заходят на медицинские сайты не со стационарных компьютеров [6].

4. Правило формата. Сайт необходимо выполнять в одном стиле. Это касается как дизайна (например, по результатам опроса, проведенного Brand Perfect, было выявлено: 29% потребителей уходит с сайта из-за плохого дизайна [2]), так и

контента. Не должно быть различных по стилю элементов дизайна, а все тексты размещаются в одном стиле. Также, не рекомендуется писать информацию на главной странице в «дружественном разговорном» стиле, а на информационных страницах - в более официальном стиле. Если используется более разговорный стиль, то целесообразно писать контент на всем сайте таким же образом, если обращаемся к деловому - то также на всем сайте, без исключений.

5. Принцип запоминаемости. После того, как пользователь уйдет с сайта частного медицинского учреждения, он должен быстро найти его среди других подобных, если решит вернуться на сайт снова, и быстро сориентироваться в том, где он видел интересную ему информацию в прошлый раз. Соответственно, лучше делать индивидуальные сайты, а не шаблонные.

6. Принцип безошибочности. На сайте должно быть минимальное количество ошибок. Избежать их невозможно, особенно если это крупный портал или сервис с большим количеством информации, однако, всегда нужно сводить количество ошибок к минимуму, в той связи, что сообщения об ошибках «отпугивают» пользователей и побуждают их искать информацию на других ресурсах.

7. Правило полезности. На сайте должна быть размещена только та информация, которая будет полезна пользователю и совпадать с тематикой работы частного медицинского учреждения. Нет необходимости размещать на сайте другую информацию, не касающуюся деятельности данной клиники или не касающуюся тематики, связанной с ее работой и услугами, которые она предоставляет. Перегруженность ненужной информацией также побуждает пользователей искать нужную им информацию в других источниках.

Заключение. Digital-трансформация -это в большей степени необходимость, нежели тренд. Однако, с другой стороны, сама «цифра» является трендом современного мира, она проникла во все сферы жизнедеятельности современного общества, и сфера частной медицины - не исключение. Из чего можно сделать вывод о том, что digital-трансформация - это потребность, которая спровоцирована тенденциями развития современного общества, которая в будущем станет драйвером во взаимодействии всех субъектов экосистемы предприятия и достижении предприятия рыночного успеха.

Одновременно с этим, лишь небольшая доля учреждений знает, как и готова

О

3

в

S

ff 2

сч cJ

£

Б

ей

2 ©

к переходу на «цифру» и перевода всей своей организационной системы и бизнес-процессов в данном направлении. Исходя из этого, целесообразно делать акцент и оптимизировать то, чем частное медицинское учреждение уже располагает и может усовершенствовать. Так, эффективно реализованная стратегия интернет-маркетинга позволит организации быстро привлечь внимание потенциальных пациентов и значительно сократить расходы на рекламу, увеличив эффект от нее. Другим актуальным вопросом интерне-маркетинга является удержание потенциальных и реальных потребителей медицинских услуг, в чем незаменимым инструментом будет являться веб-сайт или продающая страница, обеспеченная оптимальным юзабилити.

Литература

1. Диагноз интернет-маркетинга. Анализ 10 лидеров рынка частной медицины - 13.04.2016 // Официальный сайт «Лидмашина». - ULR: http : // leadmachine.ru/2016/04/13/diagnoz-internet-marketinga/

2. Зачем медицине интернет-маркетинг? Или кто побеждает в эпоху тотальной интернетизации? - 26.05.2017 // Digital Marketing. - ULR: https:// subbotin.digital/internet-marketing-dlya-meditsiny/

3. Как блокчейн сможет совершить революцию в системе здравоохранения.

- 01.11.2018 // Портал «Coinspot». -ULR: https://coinspot.io/technology/kak-blokchejn-smozhet-sovershit-revolyuciyu-v-sisteme-zdravoohraneniya/

4. Как интернет помогает увеличить доход клиники. - 10.11.2018 // Медана-литика. - ULR: http://medanalytics.ru/ blog/udivitelnaya-statistika-vliyanie-interneta-na-rost-dohodov-kliniki/

5. Как начать digital-маркетинг: пошаговая инструкция. - 25.07.2017 // Электронный журнал «Генеральный директор».

- 2017. - №7. - ULR: https://www.gd.ru/ articles/9351-digital-marketing

6. Кейс: продвижение сайта медицинского центра. - 01.10.2018 // Портал «Apollo-8». - ULR: https://apollo-8.ru/ prodvijenie-saita-medizinskogo-centra

7. Наш опыт: продвижением многопрофильной клиники в Москве. -24.10.2016 // Практика интегрированного маркетинга. - ULR: https:// blog.techart.ru/marketing-hospital-moscow/

8. Правила юзабилити медицинского сайта. Типология сайта в зависимости от цели. - 30.05.2018 // Электронный

журнал «Директор клиники». - 2018. N»5.

- ULR: https://www.dirklinik.ru/article/235-pravila-yuzabiliti-meditsinskogo-sayta-tipologiya-sayta-v-zavisimosti-ot-tseli

9. Применение методик крауд-мар-кетинга в сфере коммерческой медицины. - 25.06.2018 // Электронный журнал «Директор клиники». - 2018. - N6.

- ULR: https://www.dirklinik.ru/article/252-primenenie-metodik-kraud-marketinga-v-sfere-kommercheskoy-meditsiny

10. Рыжков В. то такое цифровая трансформация? - ULR: https://komanda-a.pro/blog/digital-transformation (дата доступа 10.11.2018)

11. Умнов С. Зачем успешному человеку нужен digital-интеллект. - 16.07.2014 // Ведомости. - ULR: https:// www.vedomosti.ru/management/articles/ 2014/07/16/intellekt-novejshego-vremeni

12. Цифровая трансформация 2017: бизнес уже не тот. - 27.10.2017 // Портал «Grayling». - ULR: https:// www.grayling.com/ru/ru/insight/ ^rovayajlranslorma^_2017_biznes_uzhe_ne_tot

13. Шумкова Н. «Корпоративные университеты - новые драйверы инноваций в подготовке лидеров для цифрового мира». Доклад на Первой Международной конференции «Больше чем обучение: готовим лидеров цифрового мира». Сбербанк. 28.10.2016. - ULR: http:// conference.sberbank-university.ru/.

14. Эксперт inMedia: Как скорость загрузки сайта влияет на продажи. -22.05.2014 // Портал «VC.ru». - ULR: https://vc.ru/flood/3879-slow-internet

15. Digital-лекарства: трансформация медицины. - 10.05.2018 // Adindex. -ULR: https://adindex.ru/publication/invitro/ 2018/05/10/171006.phtml

16. Ingley C. «The Digital Mindset: How to Retool Your Skills and Rewire Your Brain for the Digital Age». Media Mogul Press. 2011. 164 p.

Internet marketing of private medical institutions and his role in the conditions of digital-transformation of modern business Polyakova K.A.

Peoples' Friendship University of Russia This article is devoted to studying of a role of internet marketing of private medical institutions in the conditions of digitaltransformation of modern business. The author has designated relevance and a research objective. Definitions and key aspects of maintenance of the concept «digitaltransformation» are studied; the author's interpretation of this term is given. The digitaltransformation role in the context of the private sector of medicine is designated. Influence of digital-transformation on internet marketing of private medical institutions is studied; differences between digital marketing and internet marketing are given. The main requirements and problems peculiar to

websites of private medical institutions are provided. The conclusion is drawn that effectively realized strategy of internet marketing will allow the organization to draw quickly attention of potential patients and to considerably cut down expenses on advertising, having increased effect of her.

Keywords: digital-transformation, internet marketing, digital-marketing, private medical institution, digital industry, medical website.

References

1. Diagnose internet marketing. Analysis of the 10

leaders of the private medicine market - 04/ 13/2016 // Lidmashina official website. - ULR: http://leadmachine.ru/2016/04/13/diagnoz-internet-marketinga/

2. Why medicine internet marketing? Or who wins

in the era of total internetization? - 05/26/ 2017 // Digital Marketing. - ULR: https:// subbotin.digital/internet-marketing-dlya-meditsiny/

3. How blockchain can make a revolution in the

health care system. - 01.11.2018 // Coinspot Portal. - ULR: https://coinspot.io/technology/ kak-blokchejn-smozhet-sovershit-revolyuciyu-v-sisteme-zdravoohraneniya/

4. How the Internet helps to increase the income

of the clinic. - 10.11.2018 // Medanalitika. -ULR: http://medanalytics.ru/blog/udivitelnaya-statistika-vliyanie-interneta-na-rost-dohodov-kliniki/

5. How to start digital marketing: step by step

instructions. - 07.25.2017 // General Director electronic journal. - 2017. - №7. - ULR: https:/ /www.gd.ru/articles/9351-digital-marketing

6. Case: promotion of the site of the medical

center. - 01.10.2018 // Portal «Apollo-8». -ULR: https://apollo-8.ru/prodvijenie-saita-medizinskogo-centra

7. Our experience: the promotion of a multidisciplinary clinic in Moscow. - 10/24/ 2016 // Practice of integrated marketing. -ULR: https://blog.techart.ru/marketing-hospital-moscow/

8. Usability rules of the medical site. Site typology

depending on the purpose. - 30.05.2018 // Electronic Journal "Clinic Director". - 2018. №5. - ULR: https://www.dirklinik.ru/article/ 235-pravila-yuzabiliti-meditsinskogo-sayta-tipologiya-sayta-v-zavisimosti-ot-tseli

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Application of crowd marketing techniques in

the field of commercial medicine. -25.06.2018 // Electronic Journal "Clinic Director". - 2018. - №6. - ULR: https:// www.dirklinik.ru/article/252-primenenie-metodik-kraud-marketinga-v-sfere-kommercheskoy-meditsiny

10. Ryzhkov V. What is digital transformation? -ULR: https://komanda-a.pro/blog/digital-transformation (access date 10.11.2018)

11. Umnov S. Why does a successful person need digital intelligence? - 07/16/2014 // Vedomosti. - ULR: https://www.vedomosti.ru/ management/articles/2014/07/16/intellekt-novejshego-vremeni

12. Digital Transformation 2017: the business is not the same. - 10.27.2017 // Grayling Portal.

- ULR: https://www.grayling.com/ru/ru/insight/ tsifrovaya_transformatsiya_2017_biznes_uzhe_ne_tot

13. Shumkova N. "Corporate universities - new drivers of innovation in the preparation of leaders for the digital world". Report at the First International Conference «More than learning: preparing the leaders of the digital world.» Sberbank. 10/28/2016. - ULR: http:/ /conference.sberbank-university.ru/.

14. Expert inMedia: How site loading speed affects sales. - 05/22/2014 // Portal «VC.ru». - ULR: https://vc.ru/flood/3879-slow-internet

15. Digital drugs: the transformation of medicine.

- 05.05.2018 // Adindex. - ULR: https:// adindex.ru/publication/invitro/2018/05/10/ 171006.phtml

16. Ingley C. «The Digital Mindset: Your Skills and Your Brain for the Digital Age.» Media Mogul Press. 2011. 164 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.