Научная статья на тему 'Особенности управления креативными работниками в организации'

Особенности управления креативными работниками в организации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
149
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кучер А.А., Рыбакова Е.С.

Рассмотрены особенности управления креативными работниками.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности управления креативными работниками в организации»

Секция «Управление современными предприятиями, отраслями, комплексами»

- анализ жизненного цикла продукта (отслеживаются фазы жизненного цикла продукта от внедрения до спада);

- метод аналогий (заключается в сравнении показателей нашего предприятия с показателями в среднем по отрасли и нашего конкурента на рынке; цель - выявление и оценка существенных отклонений показателей нашего предприятия от показателей нашего главного конкурента и среднеотраслевых показателей);

- матрица проверки (является инструментом целенаправленного анализа недостатков и их причин; в таблице в виде матрицы размещаются недостатки и вызвавшие их причины, что способствует быстрому выявлению и устранению причин; работа является очень трудоемкой и проводится только для устранения значительных недостатков)

- техника контрольных листов.

На первой стадии внедрения системы контроллинга его инструментарий своевременно сигнализирует

о том, возникают ли и где именно негативные отклонения, чтобы своевременно принять противодействующие меры.

Библиографические ссылки

1. Бунеева Р. И. Коммерческая деятельность: организация и управление : учебник. Ростов н/Д: Феникс, 2009. 365 с.

2. Сбытовая политика фирмы : практическое пособие. М., 2008. 120 с.

3. Справочник финансиста предприятия. М., 2009. 250 с.

4. Сайт информационных технологий: Практика организации управления «по отклонению» на основе концепции контроллинга : статья [Электронный ресурс]. URL: http://inftech.webservis.ru/it/ii/books/book 003/chapter7.htm.

© Кожова А. А., 2013

УДК 658.3

А. А. Кучер Научный руководитель - Е. С. Рыбакова Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ КРЕАТИВНЫМИ РАБОТНИКАМИ

В ОРГАНИЗАЦИИ

Рассмотрены особенности управления креативными работниками.

Понятие креатива лежит в основе любой успешной творческой деятельности, особенно учитывая специфику работы агентств, специализирующихся на связях с общественностью, рекламе и дизайне. В основе понятия креатива лежит способность человека к творческой деятельности, потому эту способность мы выделим как основную черту, отличающую креативного работника. Как любая деятельность, творчество нуждается в грамотном управлении, направлении и координации [1]. Главный секрет успешного менеджера в этой сфере - никогда не оскорблять талант и его творение. Критиковать нужно только конструктивно, давая высказать собственную точку зрения, общаясь на паритетных началах. Необходима договоренность между администратором и коллективом: каждый должен понимать роль другого в бизнес-процессе [1]. Прямая критика в подобном случае может привести к открытому конфликту точек зрения, либо спровоцировать неуверенность в собственных навыках или недопонимание поставленных задач. Это может впоследствии негативно сказаться на творческих успехах сотрудника.

Бытует мнение, что творческих людей сложно организовать, управлять ими, и вообще они не склонны к самоорганизации. Отчасти это так, талантливые люди склонны к эгоцентризму, с трудом принимают противоположные точки зрения, и зачастую специфическим образом организуют свой трудовой процесс (начиная с организации рабочего места, и заканчивая предпочтениями в распределении рабочего времени).

Это, правда, но лишь от части, в действительности творческие личности главное для творческого человека - развитие его талантов, самореализация, и тот менеджер, который сможет обеспечить эти условия внутри организации сможет удержать ценные кадры и выбрать правильную мотивацию их деятельности [2].

Практика показывает, что для большинства творческих работников профессиональный рост и участие в интересных проектах ценнее продвижения по иерархической лестнице. Когда проект, в котором талантливый сотрудник принимал самое живое участие, завершается, а на подходе нет чего-нибудь столь же увлекательного, он начинает скучать и у работодателя появляется реальный риск его потерять. Чтобы удержать сотрудника, надо устраивать время от времени творческую конкуренцию. Например, дать двум группам арт-директоров и копирай-теров одинаковое задание и провести внутренний тендер в агентстве, прежде чем показать финальную версию клиенту [2]. Подобная мотивация творческого потенциала способна значительно повысить общую эффективность отдела.

В заключение хотелось бы отметить, что формирование творческого ядра коллектива не простое, но благодарное дело, и если обеспечить талантливым людям подходящие условия работы, учитывая специфику личности каждого - это будет способствовать улучшению корпоративной атмосферы в отделе и повысит общую конкурентоспособность организации.

Актуальные проблемы авиации и космонавтики. Социально-экономические и гуманитарные науки

Библиографические ссылки 2. Васильева В. Секреты управления творческим 1. Асаул А. Н., Асаул М. А., Ерофеев П. Ю., Еро- коллективом //Кадровое дело. 2007. № 2. феев М. П. Культура организации: проблемы формирования и управления. СПб. : Гуманистика, 2006. © Кучер А. А., 2013

УДК 338.5

О. А. Лишутина, А. А. Парамонова Научный руководитель - К. Ю. Лобков Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

ПРИМЕНЕНИЕ ТЕОРИИ ИГР ПРИ СТРАТЕГИЧЕСКОМ ПЛАНИРОВАНИИ ФИРМЫ

Рассматривается математический метод изучения оптимальных стратегий в играх и применение при стратегическом планировании фирм. Даны рекомендации использования инструментария теории игр. Применение теории игр для моделирования поведения фирм-участников нефтяной отрасли Российской Федерации.

Теория игр - это математический метод изучения для разработки и принятия управленческих решений в рамках построения стратегий и тактик в игровых ситуациях. Под «игрой» понимают конкурентный процесс, в котором участвуют две стороны и более, ведущие борьбу за реализацию своих интересов. Каждая из сторон (игроков) имеет собственную ясно определенную цель («победа в игре») и использует некоторый набор стабильных, вариативных и нестабильных (включая стохастические) тактик и стратегий, которые могут вести к победе или проигрышу в игре, - в зависимости от поведения других игроков.

Теория игр в экономике применима для анализа стратегических проблем отраслей, рынков, предприятий, разработок организационных структур, систем управленческого учёта и форм стимулирования эффективной деятельности. С помощью теории игр менеджмент предприятие получает возможность предусмотреть ходы своих партнёров и конкурентов. Назначение теории игр в сфере управления заключается в том, что она способна помочь в выстраивании эффективных стратегий и тактик в менеджменте, управленческом учёте, прикладном маркетинге, позволяя выбрать лучшие стратегии с учётом представлений о других игроках-участниках, их ресурсных возможностях и потенциале и их возможных поступках с учётом существующих рисков.

Игры охватывают, как правило, несколько периодов, в течение которых игроки предпринимают последовательные или одновременные действия. Эти действия обозначаются термином «ход». Действия могут быть связаны с ценами конкурентов, объёмами продаж компании, затратами на маркетинговые мероприятия, научные исследования, логистику. Периоды, в течение которых игроки делают свои ходы, называются этапами игры. Выбранные на каждом этапе ходы определяют «платежи» (выигрыш или убыток) каждого игрока, которые могут выражаться в материальных ценностях или деньгах (преимущественно дисконтированная прибыль).

Под стратегией игрока понимаются все возможные действия, позволяющие игроку на каждом этапе игры выбирать из альтернативных вариантов такой ход, который представляется ему «лучшим ответом» на

действия других игроков. В управленческой стратегии игрок определяет свои действия не только для этапов, которых достигла игра, но и для ситуаций, которые могут и не возникнуть в ходе данной игры.

Предоставление игры в нормальной форме, как правило, отражает принцип «синхронности». Однако это не столько означает «одновременность» событий, сколько определяет то, что выбор стратегии игроком осуществляется в условиях неведения о выборе стратегии игроком-соперником. При развернутой форме такая ситуация реализуется через так называемое овальное пространство (или информационное поле). Иначе - игровая ситуация приобретает такой характер: сначала решение принимается одним игроком, а другой игрок принимает решение уже вслед за ним.

Применение теории игр для принятия стратегических управленческих решений эффективно в проведении принципиальной ценовой политики, экспансии на новые рынки, различных формах кооперации и создании совместных предприятий, определении лидеров и исполнителей в области НИР и инноваций, вертикальной интеграции. Данная теория применяется в сферах, где существует высокий уровень неопределенности принятия решений другими игроками рынка. Он также является весьма эффективным для ограниченного количества участников, а именно олигопо-листических рынков.

Теория игр описывает ситуацию, где ценовое решение одной фирмы зависит от прогнозируемой реакции соперника. Обычно доходы каждой фирмы выше, если фирмы кооперируются с другими производителями в отрасли. Можно представить целостную картину применения теории игр на примере фирм-олигополистов российского рынка нефтепродуктов. На сегодняшнем рынке представлены несколько общероссийских и региональных компаний: «Лукойл», «Сибнефть», «ТНК», «Татнефть», «Роснефть», «Транснефть», «Башнефть» и некоторые другие. Структура нефтяной отрасли в Российской Федерации имеет олигопольный характер и характеризуется наличием вертикально-интегрированных нефтяных компании (ВИНК), которые осуществляют деятельность на всех сегментах рынка. С помощью инструментария теории игр достаточно эффективно можно

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.