Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ КОРПОРАТИВНЫМИ ФИНАНСАМИ'

ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ КОРПОРАТИВНЫМИ ФИНАНСАМИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1187
218
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕНЕЖНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / КОНКУРЕНТНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА / КОРПОРАТИВНЫЕ ФИНАНСЫ / ФИНАНСОВЫЕ ПОТОКИ / ФИНАНСОВЫЕ РЕСУРСЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Терещенко Татьяна Александровна, Балашова Ирина Владимировна

В статье показано, что корпоративные финансы являются инструментом обеспечения грамотно построенного финансового планирования и управления финансовыми потоками организации. Их значение во многом заключается в создании основной валового внутреннего продукта с одной стороны, а с другой стороны, в образовании главных источников финансирования бюджета. Как и любого управленческого аппарата, корпоративные финансы ставят перед собой цель обеспечить наибольшие экономические выгоды от собственного кругооборота. Теория корпоративных финансов является одним из самых практичных разделов экономики. Особенностью корпоративных финансов является наличие производственных фондов, функционирование которых, определяется особенностью возникающих в финансовых отношениях. Корпоративные методы управления являются особыми инструментами организации производственной деятельности корпорации. Они четко регламентируются нормативными документами и закрепляются в статусах корпорации. Актуальным методом по управлению корпоративными финансами можно считать проведение НИОКОР. Организации, которые осуществляют вход в корпоративную среду, получают конкурентные преимущества. Интегрированные компании увеличивают объёмы производства, стабилизируют финансово-экономическое положение, усиливают имеющиеся конкурентные преимущества за счёт консолидации финансовых ресурсов, получают лучшие возможности проведения научно-исследовательских работ и обширных маркетинговых исследований рынков конкурентов. Тогда же и появляется категория корпоративных финансов, которая ускоряет процесс интегрирования и увеличивает его отдачу за счет систематизации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF CORPORATE FINANCE MANAGEMENT

The article shows that corporate finance is a tool for ensuring well-structured financial planning and management of the organization’s financial flows. Their significance is largely in the creation of the main gross domestic product, on the one hand, and on the other hand, in the formation of the main sources of budget financing. Like any management apparatus, corporate finance aims to provide the greatest economic benefits from its own circulation. The theory of corporate finance is one of the most practical branches of economics. A feature of corporate finance is the presence of production assets, the functioning of which is determined by the peculiarities of those arising in financial relations. Corporate management methods are special tools for organizing the production activities of a corporation. They are clearly regulated by regulatory documents and enshrined in the statuses of the corporation. R&D can be considered a topical method for managing corporate finance. Organizations that enter the corporate environment gain a competitive advantage. Integrated companies increase production volumes, stabilize the financial and economic situation, strengthen existing competitive advantages through the consolidation of financial resources, get better opportunities for research and development and extensive marketing research of competitors’ markets. At the same time, the category of corporate finance appears, which accelerates the integration process and increases its return through systematization.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ КОРПОРАТИВНЫМИ ФИНАНСАМИ»

УДК 336

Терещенко Татьяна Александровна,

кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры финансов и кредита, Краснодарский филиал,

ФГБОУ ВО «Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова», г. Краснодар, Российская Федерация. Балашова Ирина Владимировна,

заведующий кафедрой экономики и управления, кандидат экономических наук, доцент, Краснодарский филиал,

ФГБОУ ВО «Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова», г. Краснодар, Российская Федерация.

Tereshchenko Tatiana Alexandrovna,

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Finance and Credit, Krasnodar branch,

G.V. Plekhanov Russian University of Economics, Krasnodar, Russian Federation. Balashova Irina Vladimirovna,

Head of the Department of Economics and Management, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Krasnodar branch,

G.V. Plekhanov Russian University of Economics, Krasnodar, Russian Federation.

ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ КОРПОРАТИВНЫМИ ФИНАНСАМИ FEATURES OF CORPORATE FINANCE MANAGEMENT

В статье показано, что корпоративные финансы являются инструментом обеспечения грамотно построенного финансового планирования и управления финансовыми потоками организации. Их значение во многом заключается в создании основной валового внутреннего продукта с одной стороны, а с другой стороны, в образовании главных источников финансирования бюджета. Как и любого управленческого аппарата, корпоративные финансы ставят перед собой цель обеспечить наибольшие экономические выгоды от собственного кругооборота. Теория корпоративных финансов является одним из самых практичных разделов экономики. Особенностью корпоративных финансов является наличие производственных фондов, функционирование которых, определяется особенностью возникающих в финансовых отношениях. Корпоративные методы управления являются особыми инструментами организации производственной деятельности корпорации. Они четко регламентируются нормативными документами и закрепляются в статусах корпорации. Актуальным методом по управлению корпоративными финансами можно считать проведение НИ-ОКОР. Организации, которые осуществляют вход в корпоративную среду, получают конкурентные преимущества. Интегрированные компании увеличивают объёмы производства, стабилизируют финансово-экономическое положение, усиливают имеющиеся конкурентные преимущества за счёт консолидации финансовых ресурсов, получают лучшие возможности проведения научно-исследовательских работ и обширных маркетинговых исследований рынков конкурентов. Тогда же и появляется категория корпоративных финансов, которая ускоряет процесс интегрирования и увеличивает его отдачу за счет систематизации.

Ключевые слова: денежные отношения, конкурентные преимущества, корпоративные финансы, финансовые потоки, финансовые ресурсы.

The article shows that corporate finance is a tool for ensuring well-structured financial planning and management of the organization's financial flows. Their significance is largely in the creation of the main gross domestic product, on the one hand, and on the other hand, in the formation of the main sources of budget financing. Like any management apparatus, corporate finance aims to provide the greatest economic benefits from its own circulation. The theory of corporate finance is one of the most practical branches of economics. A feature of corporate finance is the presence of production assets, the functioning of which is determined by the peculiarities of those arising in financial relations. Corporate management methods are special tools for organizing the production activities of a corporation. They are clearly regulated by regulatory documents and enshrined in the

24

statuses of the corporation. R&D can be considered a topical method for managing corporate finance. Organizations that enter the corporate environment gain a competitive advantage. Integrated companies increase production volumes, stabilize the financial and economic situation, strengthen existing competitive advantages through the consolidation of financial resources, get better opportunities for research and development and extensive marketing research of competitors' markets. At the same time, the category of corporate finance appears, which accelerates the integration process and increases its return through systematization.

Keywords: monetary relations, competitive advantages, corporate finance, financial flows, financial resources.

ВВЕДЕНИЕ

Как самостоятельная наука корпоративные финансы представляют собой некоторую систему, охват которой распространяется на широкий круг денежных отношений. В свою очередь эти денежные отношения непосредственно взаимосвязаны с процессами формирования, распределения и перераспределения, использования капитала организации и ее доходов. Сфера корпоративных финансов позволяет формировать основную часть финансовых ресурсов организации внутри себя, тем самым обеспечивая ее экономический рост и развитие. Это обусловливает актуальность данного исследования.

История корпоративных финансов как отдельное понятие берет свое начало из транснациональных компаний, которые активно захватывали рынок товаров и услуг еще в 50-х годах прошлого века. В своих постулатах данное понятие использует теории таких экономических наук, как бухгалтерский учет, экономическая теория, экономический анализ и т. д. Также особое влияние на становление понятия оказала направление научного познания под названием «Финансы». Оно позволило обозначить истоки зарождения традиционного понимания финансов как основного элемента хозяйственной деятельности субъектов предпринимательства. На данный момент «корпоративные финансы», как отдельная наука, занимаются изучением методологии ведения финансовых отношений внутри крупных, средних и малых организаций. При этом особое внимание в этом случае уделяется организации процесса их кругооборота и распределения по приоритетным статьям деятельности.

В учебнике А.И. Авдеевой данному понятию дается следующее определение: «Корпоративные финансы — это система эффективного управления процессами финансирования хозяйственной деятельности коммерческой организации» [1]. В понимании этого автора корпоративные финансы как отдельный элемент хозяйственной деятельности предприятий получили остаточно быстрое развитие в экономической науке за счет своей тесной связи с практико-функциональными особенностями транснациональных корпораций прошлого столетия. Также автор говорит о необходимости данных знаний для эффективного планирования финансовой деятельности любой компании, а также управления ее финансовыми потоками. ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ

Суть исследования состоит в анализе особенностей корпоративных финансов. Цель исследования — составить конечное представление о корпоративных финансах как об инструментах управления предприятием. Задачи исследования: на конкретном примере рассмотреть методы управления корпоративными финансами, а также оценить эффективность их применения. РЕЗУЛЬТАТЫ

В наши дни сама наука очень сильно расширила сферу своих познаний, углубив их в направлении, как финансирования деятельности предприятий, так и управления их финансовыми потоками в рамках корпоративной структуры.

Также стоит отметить, что теория корпоративных финансов является одним из самых практичных разделов экономики. Это во многом обусловлено научными трудами по этой теме, которые основывались не только теоретических постулатах, но и на практических аспектах деятельности финансовых аналитиков внутри крупнейших предприятий мира.

Во многом внутри нашей страны становлению данного научного направления дало толчок развитие рыночной системы ведения хозяйства.

В рамках данного процесса сформировались основные направления финансовых взаимоотношений внутри российских корпораций:

1. Взаимоотношения между корпорациями и банками в процессе хранения денежных средств, кредитования, осуществления лизинговых, форфейтинговых и иных видов операций.

2. Взаимоотношения между учредителями в ходе создания корпорации и осуществления ее деятельности.

25

3. Взаимоотношения между корпорацией и ее работниками по поводу оплаты труда, страховых отчислений, мотивационных мер и т. д.

4. Взаимоотношения между главным органом управления корпорацией и ее структурными подразделениями по поводу распределения финансов внутри организации.

5. Взаимоотношения между корпорацией и государством по поводу уплаты налогов и сборов и т. д.

Кроме этого, наиболее полное определение сущности корпоративных финансов обеспечивают их функции, которые представлены в таблице 1.

Таблица 1. Функции корпоративных финансов и их функции *

Функция Сущность

Распределительная функция Позволяет обеспечить формирование первоначального капитала организации, а также, распределить валовой внутренний продукт и определить основные его стоимостные пропорции.

Контрольная функция Позволяет обеспечить стоимостной учет затрат организации и ее денежных фондов.

Инвестиционная функция Позволяет успешно разрабатывать инвестиционную политику организации и грамотно распределять собственные денежные ресурсы.

Формирующая функция Также как и распределительная функция обеспечивает процесс формирования капитала организации при ее непосредственном зарождении.

Функция принятий решений Позволяет на основе аналитики принимать решения по конкретным финансовым стратегиям организации.

* Составлено авторами

В этом случае исполнение всех вышеуказанных функций позволяет сформировать узконаправленный термин, объясняющий сам объект выбранного направления. Им является термин «финансовые ресурсы».

Под ним принято понимать совокупность собственных денежных доходов и поступлений извне, которые в свою очередь предназначены для исполнения финансовых обязательств корпораций, а также, финансирования текущих и будущих затрат.

Использование финансовых ресурсов осуществляется в ходе инвестиционной и производственной деятельности. Следовательно, они находятся в постоянном движении и могут находится в денежной форме исключительно в виде остатков на расчетных счетах организации.

Корпоративные финансы внутри организации подчиняются ряду принципов (рис. 1).

Рис. 1. Основные принципы корпоративных финансов (Составлено авторами)

Под самостоятельностью в этом случае лучше подразумевать ведение учета корпоративных финансов отдельно от организационно-правовой формы предприятия. Самофинансируемость данного направления означает полную окупаемость всех осуществляемых затрат на производство и реализацию продукции.

26

Очевидно и значение принципа ответственности, который подразумевает под собой наличие системы ответственности за ведение и результаты хозяйственной деятельности. В свою очередь принцип резервности связан с необходимостью формирования резервных денежных фондов на случай погашения долгов по рисковым операциям. Заинтересованность же наоборот предполагает под собой необходимость использования финансовых ресурсов в деятельности с наибольшей доходностью.

Как и любого управленческого аппарата, корпоративные финансы ставят перед собой цель обеспечить наибольшие экономические выгоды от собственного кругооборота. Чтобы цель была выполнена, необходимо решить следующие задачи:

1. Корпорация должна постоянно обеспечивать прирост рентабельности собственного капитала.

2. Корпорация должна постоянно обеспечивать собственную платежеспособность.

3. Платежеспособность должна поддерживаться в долгосрочном периоде.

4. Внутри корпорации должны протекать процессы расширенного воспроизводства, обеспеченные финансовыми ресурсами.

Таким образом, можно утверждать, что категория, выбранная нами для исследования, является инструментом обеспечения грамотно построенного финансового планирования и управления финансовыми потоками организации. Их значение во многом заключается в создании основной валового внутреннего продукта с одной стороны, а с другой стороны, в образовании главных источников финансирования бюджета.

Особенностью корпоративных финансов является наличие производственных фондов, функционирование которых, определяется особенностью возникающих в финансовых отношениях.

Для того чтобы составить конечное представление о корпоративных финансах как об инструментах управления предприятием, необходимо на конкретном примере рассмотреть методы управления ими, а также оценить эффективность их применения.

Поскольку корпоративные финансы чаще всего связываются в сознании обывателей с транснациональными корпорациями, в данной исследовательской работе методы управления ими будут рассматриваться на примере Стратегического объединения «Nestte», которое было основано еще в 1866 году в Швейцарии. Годовой оборот компании составляет около 91 млрд. евро. В состав корпорации входят: «Nescafе», «КитКат», «Nesquik», «Экстрем» и т. д.

Представленная выше компания имеет в своей организационной структуре три блока, которые занимаются осуществлением управления финансами:

1. Индустриально-промышленный блок, который наиболее эффективным способом согласовывает интересы всей ТНК и входящих в нее компаний;

2. Торгово-коммерческий блок, который обеспечивает рост предпринимательской активности внутри ТНЕ, а также, проникновение ее в новые сферы деятельности и на новые рынки;

3. Финансово-экономический блок, который обеспечивает нормальную деятельность всех существующих внутри ТНК структурных подразделений.

В свою очередь третий блок имеет свои элементы, выполняющие различные функции в рамках деятельности предприятия. Рассмотрим их подробней на рисунке 2.

В отличие от двух других блоков, финансово-экономический блок обладает собственной особенностью, обеспечивая нормальную деятельность всех существующих в корпорации структурных подразделений.

Данный блок в рамках деятельности «Nestle» выполняет следующие задачи:

1. Он привлекает и аккумулирует свободные денежные средства.

2. Он способствует планированию инвестиционной политики корпорации.

3. Он обеспечивает экономическую безопасность корпорации.

4. Он позволяет создавать правильную и эффективную стратегию корпорации.

5. Он позволяет осуществлять управление финансами организации на основе поддержания баланса между поступлениями и выбытиями.

Помимо вышеуказанных задач данный блок обеспечивает контроль над рисками и управление ими, что немаловажно в наши дни.

Корпоративные методы управления являются особыми инструментами организации производственной деятельности корпорации. Они четко регламентируются нормативными документами и закрепляются в статусах корпорации.

27

Рис. 2. Элементы финансово-экономического блока (Составлено авторами)

На современном этапе одним из важнейших методов принято считать межнациональный характер взаимодействия. Он основывается во многом на том, что в состав ТНК входят множества производственных, сбытовых дочерних компаний и организаций во всех частях света. Эти компании позволяют проникать ТНК на национальные рынки с учетом традиций тех стран, где корпорация планирует осуществлять свою деятельность. При этом методы и инструменты осуществления управления, так или иначе, будут четко взаимосвязаны с законодательными нормативами этого государства.

Еще одним актуальным методом по управлению корпоративными финансами можно считать проведение НИОКОР. Организации, которые осуществляют вход в корпоративную среду, получают конкурентные преимущества. Интегрированные компании увеличивают объёмы производства, стабилизируют финансово-экономическое положение, усиливают имеющиеся конкурентные преимущества за счёт консолидации финансовых ресурсов, получают лучшие возможности проведения научно-исследовательских работ и обширных маркетинговых исследований рынков конкурентов. Тогда же и появляется категория корпоративных финансов, которая ускоряет процесс интегрирования и увеличивает его отдачу за счет систематизации.

В каждой стране превалируют свои механизмы корпоративного управления. Это обусловлено, как национальными особенностями, так и спецификой региона, в котором ТНК осуществляет деятельность.

Ранее мы говорили о том, что корпоративные финансы как отдельная категория появились с развитием ТНК. При этом многие авторы утверждают, что в свою очередь понятие дало толчок развитию финансово-промышленных групп, которые обеспечивают группу предприятий благоприятными условиями и централизацией финансовых ресурсов для упрощения ведения хозяйственной деятельности.

Такие группы принято называть корпоративными. Они создаются на добровольной основе и позволяют строить партнерские отношения заинтересованным в этом лицам. При появлении таких групп возникают следующие организационные возможности:

1. Обеспечивается бесперебойное взаимодействие между промышленным, торговым и банковским капиталами;

2. Создаются механизмы, упрощающие процесс использования финансового капитала при внедрении в производство инновационных технологий;

3. Позволяет осуществлять конкурентную борьбу с иностранными компаниями и т. д.

Важно понимать, что корпоративные финансы в качестве инструмента управления в зависимости от целей планирования и стратегии будут подразделяться на две категории (рис. 3). Это позволяет руководству ТНК или ФПГ разделять сферы управления, реформировать каждую из них без доставления неудобств второй, а также максимально экономить финансовые ресурсы.

28

Рис. 3. Категории управления через корпоративные финансы (Составлено авторами)

Первая категория осуществляет свои управленческие полномочия с позиции теории фирмы. Вторая же категория выступает в роли функции менеджмент, состоящей в прогнозировании возможных результатов.

Таким образом, исходя из всего вышесказанного, мы приходим к тому, что корпоративные финансы — это в некотором роде инструмент управления организацией. Объективность экономической категории отражается в процессе формирования, распределения и использования финансовых ресурсов. Данный процесс может протекать, как в фондовом, так и не фондовом форматах. Все будет зависеть от целей его осуществления.

В нашей стране, согласно статье 50 Гражданского Кодекса, главной целью любого коммерческого предприятия является прибыль.

Рассмотрим также устройство корпоративных финансов на примере ПАО «ВТБ».

Группа ВТБ это одна из крупнейших банковских групп на территории РФ. Ее суммарный оборот финансово-хозяйственной деятельности в разы превышает значения этих показателей у таких групп, как Группа Газпромбанка, Группа Внешэкономбанка, Группа Альфа-банка и т. д.

В состав группы входят как кредитные, так и не кредитные организации, а также резиденты и нерезиденты. К ним можно отнести следующие организации (рис. 4).

Каждое из этих структурных подразделений в обязательном порядке имеет консолидированную финансовую отчетность и простую консолидированную отчетность. На основе этих данных в конце каждого года составляется общая финансовая отчетность Группы ВТБ.

ПАО Банк ВТБ

АО «БМ-Банк»

ЗАО Банк ВТБ (Беларусь)

АО «Банк ВТБ» (Грузия)

Banco VTB Africa

ООО ВТБ Форекс

VTB Bank (Europe) SE

АО ВТБ Капитал

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ОООВТБ 11енсионный администратор

ООО ВТБ ЛИ

ООО ВТБ Недвижимость

ООО ВТБ Факторинг

АО ВТБ Лизинг

Рис 4. Состав Группы ВТБ (Составлено авторами)

29

Безусловно, одна из основных целей работы акционерного общества — это получение прибыли. Во многом формирование прибыли зависит от производимых операций. Образование прибыли акционерного общества происходит за счет различных источников, основным из которых является объем реализации (разница между доходом от продаж и сопровождающими их затратами).

Рассмотрим таблицу 2, в которой наглядно приведены основные показатели финансовой деятельности банка.

Таблица 2. Основные технико-экономические показатели ПАО «ВТБ» *

Показатель 2017 г. 2018 г. 2019 г. 2019 г. к 2017г.

Отклонение (+,-) Темп роста, %

Выручка от продаж тов аров, работ, услуг, млрд. руб. 413 495 414 553 665 891 252 396 1,610397

Себестоимость реализации, млрд. руб. 47 810 71 803 67 775 19 965 1,41759

Валовая прибыль, млрд. ру& 365685 342 750 598 116 232 431 1,635604

Прибыль от реализации, млрд. руб. 69 150 161 662 958 742 889 592 13,86467

Прочие расходы, млрд. руб. 262 016 540 711 715 852 453 836 2,732093

Прочие доходы, млрд. руб. 1 749 667 651 279 234 277 485 159,6535

Прибыль до налогообложения, млрд. руб. 38 884 675 32 777 078 40 705 421 1 820 746 1,046824

Налог на прибыль, млрд. ру& 1 326 457 1 778 628 204 192 -1 122 265 0,153938

Чистая прибыль, млрд. ру& 37 559 017 30 998 450 40 501 229 2 942 212 1,078336

Рентабельность продукции, % 74,37 69,43 61,27 -13 0,823854

Рентабельность продаж, % 16.7 -39 -144 -161 -8,62275

Среднесписочная численность персонала, чел. 53 68 76 23 1,433962

* Рассчитано на основании финансовой отчетности ПАО «ВТБ»

В сравнении с 2018 годом финансовый результат компании в разы возрос, так как произошло крупномасштабное расширение сферы деятельности ПАО «ВТБ». На данный момент банк активно развивает несколько принципиально новых видов услуг, которые призваны увеличить доходы банка в будущем и привлечь новых клиентов.

В связи с ростом сферы деятельности компании возросли и ее расходы. Таким образом, за 2019 год их величина составляла практически 540 млрд. руб., а та же самая величина в 2018 году имела значение 262 млрд. руб.

За счет улучшения динамики ЬБЬ-продаж существующие магазины могут стать основным источником роста продаж и прибыли в этом году. Низкоинфляционная среда должна благоприятно сказаться на динамике затрат. Прибыль в 2020 году может составить около 40 млрд. руб.

Рентабельность банковской деятельности банка сократилась так же, как и рентабельность его продукции. Это обусловлено усложнением экономической обстановки в стране и снижением уровня жизни населения. Но, несмотря на снижение рентабельности, прибыль до налогообложения возросла на 1 820 746 млрд. руб.

Основные средства (фонды) представляют собой совокупность материально-вещественных объектов и ценностей, действующих в неизменной натуральной форме в течение длительного

30

периода. Это средства, создающие материально-техническую основу и условия производственно-хозяйственной деятельности организации.

Конечный финансовый результат ПАО «ВТБ» складывается из доходов и расходов по обычным видам деятельности и прочим доходам и расходам. ВЫВОДЫ

На основе вышеприведенных данных можно сформировать основные положения по улучшению состояния корпоративных финансов. К ним мы отнесем следующие предложения:

1. Для сокращения расходов организации стоит провести ревизию их основных статей, возможно, организации стоит ограничить бюджет на такие расходы, как содержание офиса, оплата бизнес встреч и т. д.

2. Для улучшения рентабельности стоит обратить внимание на снижение показателей себестоимость продукции банка, а также на увеличение прибыли предприятия.

3. Повышение же прибыли может быть обеспечено повышением объемов продаж, сменой стратегии банка, формированием лояльности среди клиентов и т. д.

Таким образом, говоря о корпоративных финансах, как об инструменте управления предприятием, стоит отметить, что их общая совокупность не может обеспечивать управление отдельно от других направлений хозяйственной деятельности. Это во многом обусловлено непосредственно тем, что структурные подразделения организации так или иначе взаимосвязаны между собой, соответственно, от действий одного из них может завесить положение другого.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Авдеева В.И. Корпоративные финансы: Учебное пособие / В.И. Авдеева, О.И. Костина, Н.Н. Губернато-рова. — М.: КноРус, 2019. — 322 с.

SPtSOKLHERATURY

1. Avdeyeva V.I. Korporativnyye finansy: Uchebnoye posobiye / V.I. Avdeyeva, O.I. Kostina, N.N. Gubernato-rova. — M.: KnoRus, 2019. — 322 s.

Статья поступила в редакцию 16 декабря 2021 года Статья одобрена к печати 23 декабря 2021 года

31

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.