Научная статья на тему 'КОРПОРАТИВНЫЙ СЕКТОР РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИЙ АСПЕКТ'

КОРПОРАТИВНЫЙ СЕКТОР РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИЙ АСПЕКТ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
866
111
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРПОРАТИВНЫЕ ФИНАНСОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / ПРИБЫЛЬ / ВАЛОВЫЙ ПРОДУКТ / ФИНАНСОВЫЕ КОРПОРАЦИИ / НЕФИНАНСОВЫЕ КОРПОРАЦИИ / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Чимирис Екатерина Станиславовна

При всем многообразии существующих в Российской Федерации субъектов хозяйствования, немаловажное место отводится корпорациям, которые и сформировали корпоративный сектор государства. Организации из корпоративного сектора играют большую роль в экономике страны, так как являются крупными налогоплательщиками и работодателями. Основные методологические принципы, использованные в статье, базируются на фундаментальных исследованиях российских и зарубежных специалистов в сфере экономики и финансов, а также данных государственной статистики и финансовой отчетности организаций корпоративного сектора Российской Федерации. В статье рассмотрены институциональные секторы корпоративных финансовых отношений. Проведен анализ корпоративного сектора Российской Федерации. Дана оценка роли корпоративных отношений в экономике государства. Изучена структура корпоративного сектора, величины прибылей и убытков корпоративного сектора экономики и долга корпоративного сектора в общей сумме государственного долга Российской Федерации. Результатом исследования являются следующие выводы: наблюдается значительное снижение численности финансовых корпораций; финансовые показатели деятельности финансовых корпораций свидетельствует об укрупнении исследуемых финансовых корпораций, росте их капитализации; финансовые результаты деятельности финансовых корпораций Российской Федерации зависят от внешних факторов, о чем свидетельствуют максимальные темпы снижения в период 2014-2015 гг., которые характеризовались введением санкций со стороны США и стран-членов Европейского Союза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Чимирис Екатерина Станиславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CORPORATE SECTOR OF THE RUSSIAN FEDERATION: THE MACROECONOMIC ASPECT

With all the variety of economic entities existing in the Russian Federation, an important place is given to corporations, which formed the corporate sector of the state. Organizations from the corporate sector play an important role in the country’s economy, as they are large taxpayers and employers. The main methodological principles used in the article are based on fundamental research of Russian and foreign specialists in the field of economics and finance, as well as data from state statistics and financial statements of organizations of the corporate sector of the Russian Federation. The article considers the institutional sectors of corporate financial relations. The analysis of the corporate sector of the Russian Federation is carried out. The role of corporate relations in the state economy is assessed. The structure of the corporate sector, the amount of profits and losses of the corporate sector of the economy and the debt of the corporate sector in the total amount of the state debt of the Russian Federation are studied. The study results in the following conclusions: there is a significant decrease in the number of financial corporations; the financial performance of financial corporations indicates the consolidation of the studied financial corporations, the growth of their capitalization; the financial results of the financial corporations of the Russian Federation depend on external factors, as evidenced by the maximum rate of decline in the period 2014-2015, which was characterized by the introduction of sanctions by the United States and the member states of the European Union.

Текст научной работы на тему «КОРПОРАТИВНЫЙ СЕКТОР РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИЙ АСПЕКТ»

УДК 330.562:334.722.8/.723

Чимирис Екатерина Станиславовна,

аспирант, ассистент кафедры финансов и экономической безопасности,

ГО ВПО «Донецкий национальный университет экономики и торговли имени Михаила Туган-Барановского»,

г. Донецк, Донецкая Народная Республика.

Chimiris Ekaterina Stanislavovna,

Postgraduate, Assistant of the Department of Finance and Economic Security,

Mikhail Tugan-Baranovsky Donetsk National University of Economics and Trade,

Donetsk, Donetsk People's Republic.

КОРПОРАТИВНЫЙ СЕКТОР РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

THE CORPORATE SECTOR OF THE RUSSIAN FEDERATION: THE MACROECONOMIC ASPECT

При всем многообразии существующих в Российской Федерации субъектов хозяйствования, немаловажное место отводится корпорациям, которые и сформировали корпоративный сектор государства. Организации из корпоративного сектора играют большую роль в экономике страны, так как являются крупными налогоплательщиками и работодателями.

Основные методологические принципы, использованные в статье, базируются на фундаментальных исследованиях российских и зарубежных специалистов в сфере экономики и финансов, а также данных государственной статистики и финансовой отчетности организаций корпоративного сектора Российской Федерации.

В статье рассмотрены институциональные секторы корпоративных финансовых отношений. Проведен анализ корпоративного сектора Российской Федерации. Дана оценка роли корпоративных отношений в экономике государства. Изучена структура корпоративного сектора, величины прибылей и убытков корпоративного сектора экономики и долга корпоративного сектора в общей сумме государственного долга Российской Федерации.

Результатом исследования являются следующие выводы: наблюдается значительное снижение численности финансовых корпораций; финансовые показатели деятельности финансовых корпораций свидетельствует об укрупнении исследуемых финансовых корпораций, росте их капитализации; финансовые результаты деятельности финансовых корпораций Российской Федерации зависят от внешних факторов, о чем свидетельствуют максимальные темпы снижения в период 2014-2015 гг., которые характеризовались введением санкций со стороны США и стран-членов Европейского Союза.

Ключевые слова: корпоративные финансовые отношения, глобализация, прибыль, валовый продукт, финансовые корпорации, нефинансовые корпорации, государственный долг.

With all the variety of economic entities existing in the Russian Federation, an important place is given to corporations, which formed the corporate sector of the state. Organizations from the corporate sector play an important role in the country's economy, as they are large taxpayers and employers.

The main methodological principles used in the article are based on fundamental research of Russian and foreign specialists in the field of economics and finance, as well as data from state statistics and financial statements of organizations of the corporate sector of the Russian Federation.

The article considers the institutional sectors of corporate financial relations. The analysis of the corporate sector of the Russian Federation is carried out. The role of corporate relations in the state economy is assessed. The structure of the corporate sector, the amount of profits and losses of the corporate sector of the economy and the debt of the corporate sector in the total amount of the state debt of the Russian Federation are studied.

The study results in the following conclusions: there is a significant decrease in the number of financial corporations; the financial performance of financial corporations indicates the consolidation of the studied financial corporations, the growth of their capitalization; the financial results of the financial corporations of the Russian Federation depend on external factors, as evidenced by the maximum rate of decline in the period 2014-2015, which was characterized by the introduction of sanctions by the United States and the member states of the European Union.

Keywords: corporate financial relations, globalization, profit, gross product, financial corporations, non-financial corporations, public debt.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность статьи обусловлена тем, что для экономики любого государства важно успешное и плодотворное взаимодействие государства и корпоративного сектора экономики. Стремительные изменения, происходящие в современной экономике, обуславливают необходимость по-

146

стоянного мониторинга актуального состояния корпоративного сектора государства и его влияния на экономику страны в целом.

Корпоративный сектор экономики Российской Федерации включает в себя ряд организаций различных форм собственности, которые играют большую роль в благосостоянии страны, формировании его валового внутреннего продукта и имеет влияние на объемы государственного долга государства.

Теоретическая и практическая значимость данной статьи состоит в проведенном анализе роли корпоративного сектора в экономике Российской Федерации.

Анализ последних исследований и публикаций. Изучению данной проблемы посвящали свои труды такие ученые как: Булавин А.В., Аники В.И., Беляев И.И. [4], которые рассматривали в своей работе стратегическое планирование в области национальной безопасности государства; Сильвестрова С.Н. [5] и Селиванов А.И. [8], которые посвятили свои труды изучению вопроса экономической безопасности России и факторов ее формирующих; Каранина Е.В. [10] и Хабибу-лина А.А. [11], которые отметили роль финансов корпоративного сектора в формировании экономики страны.

Также в основу статьи легли актуальные данные Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации и Центрального Банка Российской Федерации. ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ

Целью исследования является макроэкономическая оценка роли корпоративного сектора в экономике Российской Федерации.

Задачами статьи является теоретическая оценка институционального корпоративных отношений, рассмотрение структуры корпоративного сектора экономики, изучение структуры валовой добавленной стоимости и структуры валовой прибыли всего по экономике Российской Федерации, анализ рентабельности корпоративного сектора экономики государства, расчет удельного веса долга корпоративного сектора в общей сумме государственного долга Российской Федерации. РЕЗУЛЬТАТЫ

Наибольшую роль в социально-экономическом развитии государств играет корпоративная форма ведения бизнеса, на долю которой приходится около 80 % производимых товаров и услуг. Все большее значение приобретают транснациональные корпорации. ООН признает транснациональной корпорацией хозяйствующий субъект, имеющий годовой оборот не менее 100 млн. долл. США и отделения не менее чем в 6 странах мира.

Существование корпоративного сектора национальной экономики является результатом реализации механизмов институциональной сегментации национальной экономики.

В соответствии с международными подходами к институциональной сегментации национальной экономики закрепленных в рекомендациях Коллегии Евразийской экономической комиссии «О классификации институциональных секторов экономики» от 18 августа 2015 года N 18 выделяют пять институциональных секторов [15]:

• нефинансовые корпорации;

• финансовые корпорации;

• государственное управление;

• домашние хозяйства;

• некоммерческие организации, обслуживающие домашние хозяйства.

В связи с тем, что объектом исследования являются взаимоотношения государства и корпоративных финансов, целесообразно уделить более пристальное внимание корпоративному сектору национальной экономики.

Корпоративный сектор представляет собой совокупность юридических лиц, уставный фонд которых создается путем акционирования, а получаемая прибыль распределяется среди собственников капитала.

Особенностью корпоративного сектора экономики Российской Федерации является специфика становления корпоративных отношений. Современный корпоративный сектор стал следствием политических и институциональных реформ, произошедших в 90-х гг. прошлого века.

Проведенные преобразования обусловили возникновение коллективной формы собственности, которая впоследствии трансформировалась в корпоративную собственность.

147

Таблица 1. Институциональные секторы корпоративных финансовых отношений в условиях глобализации *

Сектор Основная функция Источники финансирования затрат Состав сектора

Нефинансо вые корпорации Производство товаров и нефинансовых услуг Поступления от реализации произведенных товаров иуслуг Государственные нефинансовые корпорации, национальные частные нефинансовые корпорации, нефинансовые корпорации, находящиеся под иностранным контролем

Финансовые корпорации Финансовые операции на коммерческой основе и опер ации по стр а-хованию Фонды, образующиеся в результате принятых обязательств и полученных процентов; страховые премии Центральный банк, другие депозитные корпорации, другие финансовые посредники, исключая страховые корпорации и пенсионные фонды, вспомогательные финансовые организации, страховые корпорации и пенсионные фонды

Сектор Государственного управления Предоставление нерыночных услуг для коллективного и индивидуального пользования; перераспределение национального дохода и богатства Средства государственного бюджета; обязательные платежи институциональных единиц из других секторов экономики Центральное правительство, региональные органы управления, местные органы управления, фонды социального обеспечения

Некоммерческие организации, обслуживаю-щие домашние хозяйства Нерыночные услуги, обеспечивающие индивидуальные и коллективные потребности особых групп домашних хозяйств Добровольные взносы, пожертвования, дарения домашних хозяйств и доходы собственности Общественные организации в области образования, культуры, здравоохранения и т. п.; политические партии, профсоюзные организации и др.

Домашние хозяйства Потребление результатов деятельности всех секторов экономики, а также индивидуальное предпринимательство без создания юридического лица Оплата труда наемных р аботников;тр анс-фертные платежи (пенсии, пособия, стипендии); предпринимательский доход; доходы от собственности Работодатели, самостоятельные хозяйства, наемные работники, получатели доходов от собственности и трансфертов

* Составлено автором

Корпорациями в Российской Федерации принято считать:

1. Хозяйственные общества или акционерные общества, которые возникли в процессе преобразования государственных предприятий, путем так называемой «приватизации».

В результате приватизации возникали юридические лица смешанной формы собственности, одним из собственников которого является государство.

2. Предприятия, или объединения, уставный капитал которых создан путем объединения частей имущества, так называемых «корпоративных прав», нескольких участников.

Подобный механизм движения капитала использует как частный капитал, так и государство. В результате подобных операций создается корпоративное обеднение, уставный фонд которого

148

формируется разными акционерами. Такие корпорации, созданные частным капиталом, как правило, используются для реализации конкретных проектов.

3. Предприятия или объединения предприятий, управление которыми осуществляется группой специалистов, а в процессе управления используются элементы так называемого «корпоративного управления». Подобные корпоративные объединения имеют сложную организационную структуру, а конечным бенефициаром является небольшая группа лиц, или даже государство. Реализация интересов мажоритарных акционеров осуществляется через долевое участие в уставном фонде других корпораций.

Организационная характеристика корпоративного сектора экономики Российской Федерации может быть проведена на основе анализа состава юридических лиц по формам организации собственности (табл. 2).

Таблица 2. Структура корпоративного сектора Российской Федерации по формам собственности, % *

№ Показатели В процентах к итогу

2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020

1 Всего корпораций 100 100 100 100 100 100 100 100 100

2 в том числе по формам собственности:

3 государственная 2,3 2,4 2,3 2,2 2,3 2,2 2,4 2,5 2,6

4 частная 85,9 85,9 86,2 86,8 86,5 86,3 85,9 85,2 84,6

5 смешанная 4,1 4,1 4,0 3,9 3,9 4,1 4,0 4,0 3,9

6 другие 7,7 7,7 7,5 7,1 7,3 7,4 7,7 8,3 8,9

* Составлено по данным [14]

Анализируя структуру корпоративного сектора по формам собственности, представленных в таблице 2, можно сделать вывод о преобладании корпораций частной формы собственности, процентное количество которых варьируется от 85,9 % до 86,8 % на протяжении анализируемого периода.

Второе место в структуре корпоративного сектора экономки Российской Федерации занимают корпорации со смешанной формой собственности. К данной группе корпораций относятся юридические лица, уставный фонд которых создан несколькими акционерами. Такие формы собственности включают смешанную российскую, собственность государственных корпораций, иностранную, совместную российскую и иностранную.

Доля корпораций такой формы собственности на протяжении анализируемого периода практически не изменялась и составляла от 4,1 % в 2012 г. до 3,9 в 2020 г.

Корпорации государственной формы собственности составляют 2,2 %-2,4 % из общего количества предприятий корпоративного сектора экономики Российской Федерации

Анализируя динамику структуры корпоративного сектора экономики Российской Федерации, стоит отметить ее стабильный характер. То есть в составе корпоративного сектора экономики Российской Федерации преобладают корпорации, созданные частным капиталом, Государственный капитал присутствует не более чем в 2,0 % корпораций, а иностранный около 4,0 %.

Сопоставляя показатели динамики величины валовой добавленной стоимости по секторам национальной экономики можно отметить рост валовой добавленной стоимости, как финансовых, так и не финансовых корпораций. Величина показателей в 2019 году составляет 110,7 % и 114,55 % соответственно.

О значении корпоративного сектора в национальной экономике можно говорить, проведя сравнительный анализ валовой добавленной стоимости произведенной юридическими лицами данного сектора экономики (табл. 3).

Данные Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации (табл. 3) свидетельствуют о преобладании корпоративного сектора экономики Российской Федерации в процессе создания валовой добавленной стоимости.

149

Таблица3. Структура валовой добавленной стоимости всего по экономике Российской Федерации, в том числе по корпоративному сектору национальной экономики за 2012-2019 гг., % *

Показатели 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019

1. Валовая добавленная стоимость всего по экономике, в том числе: 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0

2 К ор пор ативным сектором из них: 70,3 69,56 69,86 70,57 70,03 71,14 64,93 64,12

2.1 Нефинансовые корпорации 66,25 65,16 65,34 66,71 67,16 66,84 61,12 60,31

2.2 Финансовые корпорации 4,05 4,40 4,52 3,86 3,87 4,30 3,8 3,85

* Составлено по данным [12]

Согласно данным таблицы 3 корпоративный сектор экономики создает более половины валовой добавленной стоимости экономики Российской Федерации. Значение данного показателя колеблется от 70,31 % в 2012 г. до 64,12 % в 2019 г.

Максимальное значение доли валовой добавленной стоимости производимой корпоративным сектором экономики Российской Федерации составляла 71,14 % в 2017 году. Минимальное значение: 64,12 % в 2019 году.

Несмотря на снижение относительных показателей, в абсолютных значениях величина производимой валовой внутренней стоимости корпоративным сектором растет.

Анализируя состав валовой добавленной стоимости в разрезе секторальной классификации [8] следует отметить преобладание нефинансовых корпораций. Согласно классификатору, к нефинансовым корпорациям относятся «.. .все резидентские нефинансовые корпорации. Кроме того, этот сектор включает некоммерческие организации, занятые рыночным производством товаров и услуг (например, больницы, школы или колледжи, которые взимают плату, позволяющую покрывать текущие расходы), или ассоциации предпринимателей, финансирующие свои расходы за счет взносов по подписке от нефинансовых корпораций или некорпорированных предприятий. Роль ассоциаций предпринимателей состоит в том, чтобы продвигать или обслуживать интересы нефинансовых корпораций или некорпорированных предприятий».

На нефинансовые корпорации в 2012 г. приходится 66,25 % валовой добавленной стоимости экономики Российской Федерации, а к 2019 году данный показатель увеличился.

Анализируя роль корпоративного сектора национальной экономики целесообразно оценить величину валовой прибыли корпоративного сектора состав и характер динамики данного показателя (табл. 4).

Таблица 4. Структура валовой прибыли всего по экономике Российской Федерации, в том числе по корпоративному сектору национальной экономики за 2012-2019 гг., % *

Показатели 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019

1. Валовая прибыль всего по экономике, в том числе: 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0

2 Корпоративным сектором из них: 72,69 72,09 72,75 73,25 72,77 72,69 78,52 78,08

2.1 Нефинансовые корпорации 63,24 67,99 68,39 69,79 68,85 69,11 72,73 72,53

2.2 Финансовые корпорации 3,46 4,10 4,35 3,46 3,92 4,08 5,78 5,55

* Составлено по данным [12]

150

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Данные таблицы 4 подтверждают значимость корпоративного сектора среди всех участников корпоративного сектора экономики в экономике Российской Федерации. Данный сектор экономики создает более 70,0 % валовой прибыли, производимой экономикой Российской Федерации наибольшую долю валовой прибыли создают нефинансовые корпорации.

Корпорации данной группы в 2012 г. создали 63,24 % совокупной величины валовой прибыли, что составило 24553,09 млрд. руб., а в 2019 г. данный показатель увеличился до 31087,99 млрд. руб. или 72,53 %.

Валовая прибыль, созданная финансовыми корпорациями значительно меньше. Так, в 2012 г. ее величина составляла 1225,91 млрд. руб. или 3,46 % величины валовой прибыли. А в 2019 г. величина данного показателя увеличилась до 2378,97 млрд. руб., что составило 5,55 %.

Анализируя динамику валовой прибыли корпоративного сектора национальной экономики, можно сделать вывод о стабильном росте величины данного показателя.

Наиболее результативным по данным Федеральной службы государственной статистики являлись 2016 и 2017 гг.

Стоит отметить, что финансовые корпорации наращивают валовую прибыль более стремительными темпами в сравнении с нефинансовыми корпорациями. Темп роста валовой прибыли нефинансовых корпораций 139,74 %, а финансовых корпораций 161,25 %

Если валовая прибыль национальной экономики Российской Федерации в 2015 г. имела максимальный темп роста 110,22 %, то темп роста валовой прибыли нефинансовых корпораций за аналогичный период составил 112,46 %.

Финансовые корпорации за анализируемый период увеличили свою валовую прибыль до 2378,97 млрд. руб., или 102,15 % валовой прибыли предыдущего года.

Финансовый результат корпоративного сектора национальной экономики за анализируемый период представлен чистой прибылью. В 2012 г. ее величина составляла 7824,0 млрд. руб., в 2018 г. — 13797,0 млрд. руб.

При более подробном рассмотрении характера финансового результата за анализируемый период следует отметить, что наименее результативным был 2014 г., величина чистой прибыли, полученной корпоративным сектором экономики Российской Федерации составляла 4347,0 млрд. руб. Максимальное же значение чистой прибыли за анализируемый период наблюдалось в 2018 г.

Рисунок 1 демонстрирует стабильный прирост прибыли корпоративного сектора экономики Российской Федерации.

Наибольший объем прибыли зафиксирован в 2018 г. и составил 16527 млрд. руб.

Анализируя величину и динамику убытков корпоративного сектора, следует отметить стремительный рост данного показателя в 2014 г с 2665,0 млрд. руб. до 6118,0 млрд. руб. в 2017 г.

20000 18000 16000 14000 12000 10000 8000 6000 4000 2000 0

чистые прибыли, млрд руб.

чистые убытки, млрд. руб

2012

2013

2014

2015

2016

2017

2018

Рис. 1. Динамика величины прибылей и убытков корпоративного сектора экономики Российской Федерации за 2012-2018 гг. (Составлено по данным [12])

151

Стоит отметить, что именно в этот период были введены первый пакет экономических санкций со стороны стран ЕС и США. В 2018 г. величина убытков составила 2730,0 млрд. руб., что практически соответствует 2013 г.

При этом заслуживает внимания тот факт, что величина прибылей, как и чистой прибыли за аналогичный период увеличились практически вдвое.

Это свидетельствует об адаптации экономик Российской Федерации в целом, и корпоративного сектора в частности к особенностям функционирования в условиях санкций.

Обобщая выводы о значимости корпоративного сектора в экономике Российской Федерации можно с помощью показателей рентабельности (табл. 5).

Таблица5. Рентабельность корпоративного сектора экономики Российской Федерации за 20122019 гг. *

№ Показатели 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019

1 Рентабельность 0,60 0,59 0,59 0,60 0,60 0,60 0,38 0,39

2 Нефинансовые корпорации 0,63 0,62 0,62 0,63 0,61 0,62 0,51 0,47

3 Финансовые корпорации 0,51 0,55 0,57 0,54 0,61 0,57 0,61 0,56

* Составлено по данным [12]

Корпоративный сектор национальной экономики следует рассматривать не только как субъект создания валового внутреннего продукта, но и как субъект системы экономической безопасности государства.

Стратегия экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года [13] к основным вызовам и угрозам экономической безопасности относит рост частной и суверенной задолженности. Поэтому при финансовом анализе экономической безопасности корпоративного сектора экономике Российской Федерации особый интерес вызывает состояние и динамика обязательств данной группы юридических лиц.

В абсолютном измерении величина внешнего долга корпоративного сектора не является в достаточной степени информативной, поэтому целесообразно провести сравнительный анализ с величиной внешнего государственного долга Российской Федерации.

Таблица 6. Удельный вес долга корпоративного сектора в общей сумме государственного долга Российской Федерации за 2012-2018 гг., % *

№ Показатели 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018

1. Внешний государственный долг 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0

2. Внешний долг корпоративного сектора 23,42 23,55 19,26 19,37 21,79 17,06 19,4

* Составлено автором по данным [14]

Данные таблицы 6 свидетельствуют о существенном значении внешнего долга корпоративного сектора экономии в сравнении общей величиной внешнего государственного долга.

Внешний долг корпоративного сектора составляет от 23,42 % общего внешнего долга Российской Федерации в 2012 г. до 19,11 % в 2018 г. Стоит отметить снижение данного показателя до 2018 г и последующий его рост. Минимальное значение внешнего долга корпоративного сектора наблюдается в 2017 г. и составляет 17,06 % от общей величины внешнего долга государства. Рассмотрим подробнее обязательств корпоративного сектора экономики Российской Федерации.

Несмотря на небольшое значение показателя, следует отметить, что его рост наблюдается в период 2013-2014 гг. Такой характер динамики можно объяснить политикой санкций со стороны других государств по отношению к корпорациям Российской Федерации. По состоянию на 01.01.2019 г. удельный вес обязательств корпоративного сектора экономики снизился и вернулся на уровень 2012 г.

152

ВЫВОДЫ

Результаты анализа позволяют сделать вывод о необходимости исследования состава нефинансовых корпораций. Это обуславливается тем, что рост сырьевых корпораций в составе корпоративного сектора национальной экономики также является потенциальной угрозой экономической безопасности Российской Федерации.

Обобщая результаты анализа валютного состава обязательств корпоративного сектора экономики Российской Федерации, можно сделать следующие выводы:

1. В своей деятельности корпоративный сектор отдает предпочтение доллару США. Обязательства в данной валюте превышают 75,0 общей суммы обязательств.

2. Европейская валюта используется преимущественно в деятельности нефинансовых корпораций и занимает стабильно второе место по востребованности. Такая ситуация может быть объяснена резидентностью партнеров. Если, наиболее привлекательные финансовые рынки расположены в США, то партнерами производственных и ресурсных корпораций являются резиденты стран членов ЕС.

3. Российский рубль занимает 3-4 место среди используемых валют (из 4 исследуемых видов валют). Стоит отметить, что чаще всего рубль используют финансовые корпорации, однако степень востребованности ими национальной валюты снижается в 8,5 % в 2012 г. до 1,5 % в 2018 г. Нефинансовые корпорации используют российский рубль, как средство обращения значительно реже, однако имеет положительную тенденцию перехода расчетов на национальную валюту. Если, в 2012 г. 1,4 % обязательств было в национальной валюте, то к 2018 г. значение показателя увеличилось до 5,9 %. Максимальное значение показателя наблюдалось в 2017 г. и составляло 6,1 %.

Обобщая результаты проведенного исследования можно сделать ряд выводов:

Во-первых, наблюдается значительное снижение численности финансовых корпораций. Динамика снижения наблюдается применительно различных видов финансовых корпораций.

Во-вторых, финансовые показатели деятельности финансовых корпораций свидетельствует об укрупнении исследуемых финансовых корпораций, росте их капитализации.

В-третьих, финансовые результаты деятельности финансовых корпораций Российской Федерации зависят от внешних факторов, о чем свидетельствуют максимальные темпы снижения в период 2014-2015 гг., которые характеризовались введением санкций со стороны США и стран-членов ЕС.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. О безопасности: Закон РФ №9 2446' 1 от 5 марта 1992 г. / Ведомости СНД и ВС РФ. №9 15. 9 апреля 1992 г. Ст. 769 // Российская газета. — 1992. — №2 103. — 6 мая.

2. О безопасности: Федеральный закон N 390-ФЗ от 28.12.2010 (последняя редакция) // Ведомости ЗС и ГД РФ. — 2010. — №> 29. — 30 декабря.

3. О стратегическом планировании в Российской Федерации: Федеральный закон №2 172-ФЗ от 28 июня 2014 г. / Ведомости ЗС и ГД РФ. — 2014. — №> 19. — 29 июля.

4. Булавин А.В. Сравнительный анализ основ стратегического планирования в области национальной безопасности: экспертно-аналитический аппарат / А.В. Булавин, В.И. Аники, И.И. Беляев [Электронный ресурс] // Вопросы безопасности. — 2017. — №2 2. — С. 1-12. — Режим доступа: e-notabene.ru/nb/article_22872.html (дата обращения: 22.09.2021).

5. Экономическая безопасность России: методология, стратегическое управление, системотехника: монография / кол. авторов; под науч. ред. С.Н. Сильвестрова. — М.: РУСАЙНС, 2018. — 350 с.

6. Трошин Д.В. Онтология безопасности: парадигма существования / Д.В. Трошин // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. — 2014. — Т. 10. №2 23 (260) — С. 40-48.

7. Трошин Д.В. Методологические основания формирования перечня национальных интересов России как основы целеполагания стратегического управления / Д.В. Трошин // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. — 2016. — Т. 12. №> 5 (338). — С. 32-45.

8. Селиванов А.И. О необходимости интегрального подхода к определению понятия «экономическая безопасность» / А.И. Селиванов // Микроэкономика. — 2016. — №2 1. — С. 79-83.

9. Хабибулин А.Г. Стратегическая безопасность российского государства: политико-правовое исследование / А.Г. Хабибулин, А.И. Селиванов. — Изд-е 2. — М., 2011.

10. Каранина Е.В. Финансовая безопасность (на уровне государства, региона, организации, личности): монография / Е.В. Каранина. — Киров: ФГБОУ ВО «ВятГУ», 2015 — 239 с.

153

11. Хабибулина А.А. Финансовая безопасность Российской Федерации (теоретические аспекты) / А.А. Хабибулина // Вестник Академии экономической безопасности МВД России. — 2010. — N° 10.

12. Федеральная служба государственной статистики Российской Федерации: официальный сайт [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.gks.ru/ (дата обращения: 22.09.2021).

13. О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года: Указ Президента РФ от 13 мая 2017 г. № 208 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: government.ru/docs/all/111512/ (дата обращения: 22.09.2021).

14. Центральный Банк Российской Федерации: официальный сайт [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.cbr.ru/statistics/macro_itm/svs/ (дата обращения: 22.09.2021).

15. О классификации институциональных секторов экономики [Электронный ресурс] // Коллегия Евразийской экономической комиссии, рекомендация от 18 августа 2015 года N 18. — Режим доступа: docs.cntd.ru/ document/420295678 (дата обращения: 22.09.2021).

SPISOKLITERATURY

1. O bezopasnosti: Zakon RF № 2446' 1 ot 5 marta 1992 g. / Vedomosti SND i VS RF. № 15. 9 aprelya 1992 g. St. 769 // Rossiyskaya gazeta. — 1992. — № 103. — 6 maya.

2. O bezopasnosti: Federal'nyy zakon N 390-FZ ot 28.12.2010 (poslednyaya redaktsiya) // Vedomosti ZS i GD RF. — 2010. — № 29. — 30 dekabrya.

3. O strategicheskom planirovanii v Rossiyskoy Federatsii: Federal'nyy zakon № 172-FZ ot 28 iyunya 2014 g / Vedomosti ZS i GD RF. — 2014. — № 19. — 29 iyulya.

4. Bulavin A.V Sravnitel'nyy analiz osnov strategicheskogo planirovaniya v oblasti natsional'noy bezopasnosti: ekspertno-analiticheskiy apparat / A.V Bulavin, VI. Aniki, I.I. Belyayev [Elektronnyy resurs] // Voprosy bezopasnosti. — 2017. — № 2. — S. 1-12. — Rezhim dostupa: e-notabene.ru/nb/article_22872.html (data obrashcheniya: 22.09.2021).

5. Ekonomicheskaya bezopasnost' Rossii: metodologiya, strategicheskoye upravleniye, sistemotekhnika: monografiya / kol. avtorov; pod nauch. red. S.N. Sil'vestrova. — M.: RUSAYNS, 2018. — 350 s.

6. Troshin D.V. Ontologiya bezopasnosti: paradigma sushchestvovaniya / D.V Troshin // Natsional'nyye interesy: prioritety i bezopasnost'. — 2014. — T. 10. № 23 (260) — S. 40-48.

7. Troshin D.V. Metodologicheskiye osnovaniya formirovaniya perechnya natsional'nykh interesov Rossii kak osnovy tselepolaganiya strategicheskogo upravleniya / D.V. Troshin // Natsional'nyye interesy: prioritety i bezopasnost'. — 2016. — T. 12. № 5 (338). — S. 32-45.

8. Selivanov A.I. O neobkhodimosti integral'nogo podkhoda k opredeleniyu ponyatiya «ekonomicheskaya bezopasnost'» / A.I. Selivanov // Mikroekonomika. — 2016. — № 1. — S. 79-83.

9. Khabibulin A.G. Strategicheskaya bezopasnost' rossiyskogo gosudarstva: politiko-pravovoye issledovaniye / A.G. Khabibulin, A.I. Selivanov. — Izd-ye 2. — M., 2011.

10. Karanina Ye.V. Finansovaya bezopasnost' (na urovne gosudarstva, regiona, organizatsii, lichnosti): monografiya / Ye.V Karanina. — Kirov: FGBOU VO «VyatGU», 2015 — 239 s.

11. Khabibulina A.A. Finansovaya bezopasnost' Rossiyskoy Federatsii (teoreticheskiye aspekty) / A.A. Khabibulina // Vestnik Akademii ekonomicheskoy bezopasnosti MVD Rossii. — 2010. — № 10.

12. Federal'naya sluzhba gosudarstvennoy statistiki Rossiyskoy Federatsii: oftsial'nyy sayt [Elektronnyy resurs]. — Rezhim dostupa: www.gks.ru/ (data obrashcheniya: 22.09.2021).

13. O Strategii ekonomicheskoy bezopasnosti Rossiyskoy Federatsii na period do 2030 goda: Ukaz Prezidenta RF ot 13 maya 2017 g. № 208 [Elektronnyy resurs]. — Rezhim dostupa: government.ru/docs/all/111512/ (data obrashcheniya: 22.09.2021).

14. Tsentral'nyy Bank Rossiyskoy Federatsii: ofitsial'nyy sayt [Elektronnyy resurs]. — Rezhim dostupa: www.cbr.ru/statistics/macro_itm/svs/ (data obrashcheniya: 22.09.2021).

15. O klassifikatsii institutsional'nykh sektorov ekonomiki [Elektronnyy resurs] // Kollegiya Yevraziyskoy ekonomicheskoy komissii, rekomendatsiya ot 18 avgusta 2015 goda N 18. — Rezhim dostupa: docs.cntd.ru/document/ 420295678 (data obrashcheniya: 22.09.2021).

Статья поступила в редакцию 7 октября 2021 года Статья одобрена к печати 1 ноября 2021 года

154

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.