Научная статья на тему 'Особенности управленческого учета в ИТ-компаниях'

Особенности управленческого учета в ИТ-компаниях Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2890
379
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
РЫНОК ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ / ИТ-СТРАТЕГИЯ / УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ УЧЕТ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шаповал Елена Валентиновна, Тулинова Дарья Владимировна

В статье рассматривается рынок информационных технологий, его структура, модели организации бизнеса ИТ-компаний, цели управленческого учета в ИТ-компаниях, а также на примере показана специфика учета затрат в ИТ-компаниях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF MANAGEMENT ACCOUNTING IN IT COMPANIES

The article considers the information technology market, its structure, organization of business models of IT companies, the goal of management accounting in IT companies as well as the example of the specificity of cost accounting in IT companies.

Текст научной работы на тему «Особенности управленческого учета в ИТ-компаниях»

УДК 657.1:005

е в. шаповал ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО УЧЕТА

д.В. Тулинова В ИТ-КОМПАНИЯХ

Аннотация. В статье рассматривается рынок информационных технологий, его структура, модели организации бизнеса ИТ-компаний, цели управленческого учета в ИТ-компаниях, а также на примере показана специфика учета затрат в ИТ-компаниях. Ключевые слова: рынок информационных технологий, ИТ-стратегия, управленческий учет.

Elena Shapoval FEATURES OF MANAGEMENT ACCOUNTING

Daria Tulinova IN IT COMPANIES

Annotation. The article considers the information technology market, its structure, organization of business models of IT companies, the goal of management accounting in IT companies as well as the example of the specificity of cost accounting in IT companies. Keywords: market of information technologies, IT strategy, management accounting.

Развитие и широкое применение информационных технологий (ИТ) всеми слоями общества является глобальной тенденцией мирового развития. Использование ИТ имеет решающее значение для повышения уровня жизни граждан и конкурентоспособности национальной экономики, расширения возможностей ее интеграции в мировую экономическую систему, роста эффективности государственного управления и местного самоуправления.

Для России опережающее развитие отрасли ИТ является особенно важным, так как позволяет внести значительный вклад в рост валового внутреннего продукта, содействовать ликвидации сырьевой зависимости российской экономики и успешной реализации осуществляемой в стране программы реформ в социальной сфере и в области государственного управления. Широкое применение ИТ в других отраслях выводит их на качественно иной уровень развития, позволяет повысить в них производительность труда и ускорить темпы роста. Таким образом, развивающаяся отрасль ИТ является необходимым условием экономического подъема.

По сравнению с большинством стран с развитым рынком ИТ показатели даже крупных российских ИТ-компаний малы. Так, средняя выручка лидирующих индийских (570 млн долл.) и ирландских (380 млн долл.) компаний, специализирующихся на продаже программного обеспечения и оказании ИТ-услуг, превосходит средний оборот аналогичных российских предприятий более чем в 10 и 5 раз соответственно [2]. Если рассматривать ИТ-компании с точки зрения их масштабов и объемов выручки, то здесь также имеют место существенные различия. Так, например, компания, оказывающая техническую поддержку компьютеров и оргтехники для небольшой организации, может иметь выручку около 300 тыс. руб. в месяц, в то время, как ежемесячная выручка крупнейшего мирового ИТ-гиганта Apple составляет порядка 9 млрд долл.

Особенностью отрасли ИТ является возможность перенести в другие страны не только разработку программного обеспечения, но и поддержку продуктов, а также ряд вспомогательных процессов. Большое количество международных ИТ-компаний начиная со второй половины 1990-х гг. открыло свои подразделения в Индии и Китае и перенесло выполнение части функций или целые бизнес-процессы в эти подразделения. Параллельно ИТ-компании развивающихся стран оказывают услуги клиентам в развитых странах с помощью удаленного доступа. Бесспорным лидером во всех сегментах пока является Индия с общим объемом ИТ-экспорта около 15 млрд долл. В последнее время на рынок вышли страны Восточной Европы, ориентированные на рынок ЕС, а также Китай, который в основном ориентирован на близлежащие страны (Японию, Южную Корею, Филиппины).

© Шаповал Е.В., Тулинова Д.В., 2014

Таким образом, отрасль ИТ трансформируется в сторону ориентации на ИТ-услуги, при этом значительная часть этих услуг будет оказываться из развивающихся стран. В отличие от производственных отраслей, где международное разделение труда уже сложилось, географическое распределение отрасли ИТ еще не закончено, и у России есть шанс значительно увеличить свою долю на глобальном рынке.

Клиентами ИТ-компаний могут быть как физические, так и юридические лица из совершенно разных отраслей деятельности. Высокий объем спроса преимущественно приходится на предприятия финансовой и нефтегазовой сферы, а также, в меньшей степени, связи и торговли. Металлургия, машиностроение, транспорт и другие отрасли также активно используют достижения сферы ИТ. Активным потребителем информационных технологий в Российской Федерации выступает государство. Как и в развитых зарубежных странах, доля спроса государства в течение последних пяти лет в отрасли ИТ достигала 30 %, являясь существенным стимулом роста отрасли. Значительный объем спроса приходится на несколько крупнейших компаний, находящихся под контролем государства (ОАО «Газпром», ОАО «Российские железные дороги», РАО «ЕЭС России», ОАО «Аэрофлот», ОАО «Связьинвест») [2].

Отрасль ИТ является одной из наиболее динамично развивающихся отраслей в мире. За последние пять лет доходы отрасли росли в среднем на 10 % в год при среднем темпе роста экономики 3-4 %, что привело к увеличению доли отрасли в структуре ВВП как развитых, так и развивающихся стран. По прогнозам международных аналитических агентств, высокие темпы роста - около 9 % в год - сохранятся и в течение следующих пяти лет [1]. Своим ростом отрасль обязана двум основным движущим факторам:

- расширению общего проникновения ИТ-технологий в бизнес-процессы организаций, механизмы государственного управления и повседневную жизнь людей;

- тенденции к передаче сторонним специализированным организациям части внутренних функций, связанных с использованием ИТ и ИТ-инфраструктуры (так называемый «ИТ-аутсорсинг»). Этому способствует высокая эффективность ИТ-технологий в оптимизации функционирования делового, частного и государственного секторов - значительно сокращается время на проведение деловых операций, получение информации, повышается производительность использования ресурсов и показатели качества.

Популярность передачи сторонним организациям части внутренних функций, связанных с использованием ИТ и ИТ-инфраструктуры, вызвана дефицитом квалифицированных кадров на рынке, стремлением организаций сократить затраты и сконцентрироваться на основных направлениях деятельности [5].

Информационные технологии обеспечивают выполнение множества бизнес-функций предприятий и организаций, открывая новые перспективы реализации конкурентных преимуществ и взаимодействия с клиентами и бизнес-партнерами. В то же время, несмотря на техническое перевооружение, через которое прошло большинство компаний, ИТ-ландшафт многих из них остается прежним. Вне всякого сомнения, отставание в развитии ИТ является тормозящим фактором в конкурентной борьбе и мешает предприятию на 100 % использовать новые мощности и прочие имеющиеся возможности. Именно поэтому важнейшим инструментом для развития любой компании является ИТ-стратегия. ИТ-стратегия является своего рода продолжением общей бизнес-стратегии организации в сфере развития информационных технологий, отражением тех задач, которые ставятся бизнесом перед корпоративным департаментом ИТ. Иными словами, ИТ-стратегия представляет собой совокупность ИТ-решений, ресурсов и сервисов, обеспечивающих воплощение основных бизнес-задач компании. В ИТ-стратегии определяются перспективы, технологии, сроки и бюджет, необходимые

конкретной организации для сокращения издержек или получения дополнительной прибыли, т.е. для достижения стратегических целей и повышения конкурентных преимуществ организации в целом [3].

При рассмотрении специфики управленческого учета в ИТ-компаниях наиболее интересными представляются два аспекта данного вопроса - цели управленческого учета в ИТ-компаниях и модель организации бизнеса ИТ-компании. Основные цели управленческого учета ИТ-компаний:

1) обеспечить полную прозрачность взаиморасчетов с клиентами;

2) обеспечить полную прозрачность взаиморасчетов внутри команды;

3) понимать в каждый конкретный момент времени кто, какие задачи и для кого выполняет;

4) обеспечить фиксацию внутренних и внешних формальных и неформальных договоренностей относительно сроков и оценочных (максимальных) трудозатрат на выполнение задач;

5) сократить «непродуктивные» трудозатраты на подготовку отчетной документации для клиентов (счета, акты, таймшиты и т.п.);

6) иметь возможность анализировать финансовые результаты выполняемых работ [4].

В отношении модели организации бизнеса все ИТ-компании можно условно разделить на два типа исходя из специфики деятельности предприятия.

1. Компании, осуществляющие услуги ИТ-аутсорсинга или иной вид регулярных услуг, связанных с использованием информационных технологий (поддержка ИТ-инфраструктуры, передача в пользование процессинговых, биллинговых и других учетных систем, администрирование баз данных, предоставление в аренду ИТ-оборудования и программного обеспечения и т.п.). Управленческий учет в таких компаниях можно условно также разделить на два вида:

1) все ресурсы предприятия заняты в создании одного продукта с широким кругом конечных пользователей (тиражное программное обеспечение и т.п.) (см. рис. 1). Такого рода компании в части расчета затрат не отличаются от компаний других секторов экономики, производящих продукт для массового потребителя (автомобильный завод, мебельное производство, металлургия и т.п.);

Рис. 1. Модель предприятия с широким кругом конечных пользователей

2) все ресурсы компании четко разграничены по своим проектам (например, территориально разветвленная служба технической поддержки) (см. рис. 2). Условно, каждое подразделение компании (со своей материально-технической базой и трудовыми ресурсами) занято в оказании услуг для «своего» заказчика. Данная модель также не представляет интереса в рамках изучения специфики учета затрат ИТ-отрасли, так как идентична многим другим областям (например, компаниям строительного рынка).

Проект

Ресурс

Проект

Ресурс

Проект

-> Ресурс

Рис. 2. Модель предприятия, каждое подразделение которого ориентировано

на «своего» заказчика

Как уже было сказано ранее, управленческий учет в компаниях первого типа не отличается от управленческого учета компаний, оказывающих услуги массовому потребителю в других сферах экономики (транспортные компании, медицинское обслуживание и т.п.). Поэтому мы не будем рассматривать их в статье, так как они не отражают специфичность ведения учета в ИТ-компаниях.

2. ИТ-компании, занятые в разработке «штучного» (под конкретного заказчика) программного обеспечения (инфраструктурные проекты) и/или программно-аппаратных комплексов. Именно такого рода компании обладают наибольшей маржинальностью и более сложной (как раз специфичной для ИТ-отрасли) моделью управленческого учета (см. рис. 3). В связи с этим изучение специфики управленческого учета представляется целесообразным проводить именно на основе компаний данного типа. В компаниях, занимающихся разработкой программного обеспечения и реализацией инфраструктурных проектов, любой ресурс (сотрудник отдела) может быть задействован в разных проектах, причем в разной степени одновременно. Поэтому учет затрат в таких ИТ-компаниях должен вестись не исходя из общей себестоимости работ всего персонала, а исходя из индивидуального участия каждого специалиста в каждом конкретном проекте.

Проект

Проект

Проект

Рис. 3. Модель ИТ-предприятия, занятого в разработке «штучного» программного обеспечения

Попробуем на примере трех реальных проектов одной ИТ-компании найти универсальный метод учета затрат в таких компаниях и тем самым существенно упростить сам управленческий учет для ИТ-компаний (см. табл.). В данном примере рассматривается компания - разработчик нетиражного программного обеспечения («под заказ»). Данная компания не осуществляет разработку или продажу оборудования, поэтому при расчете себестоимости проектов не учитываются общепроиз-водственные затраты (материалы, субподрядчики), а также коммерческие затраты (логистика, тара, упаковка). Стоит отметить, что себестоимость ресурсов на реализацию проектов в разные расчетные периоды может быть разной. Она зависит от количества и объема других, одновременно реализуемых проектов компании. Например, стоимость административного ресурса для каждого проекта рассчитывается исходя из доли выручки по данному проекту от общей валовой выручки компании. Таким образом, если компания реализует один проект, то стоимость административного ресурса «финанси-

руется» доходами только от данного проекта. Если компания реализует несколько проектов, то стоимость административного ресурса распределяется между ними пропорционально объему выручки по каждому из них.

Таблица

Модель расчета себестоимости проекта ИТ-компании

Исходные сведения: Расчетный период: 1 месяц

Количество проектов, реализуемых компанией в рамках расчетного пе- 3 риода:

Количество единиц ресурса: 3

Доли участия производственных ресурсов в проектах (значения определяются менеджерами проектов), в %:

Проект 1 Проект 2 Проект 3

Производственный ресурс 1 20 45 35

Производственный ресурс 2 30 40 30

Производственный ресурс 3 25 35 40

Расчет себестоимости проектов

На компанию в целом Проект 1 Проект 2 Проект 3

1. Валовая выручка компании (тыс. руб.) 3600 1100 1600 900

2. Доля участия каждого проекта в валовой выручке ( %) 30,56 44,44 25,00

Общехозяйственные расходы (тыс. руб.)

3. Повременная оплата труда Административного ресурса: 1000,000 305,556 444,445 250,000

4. Повременная оплата труда Произ-

водственного ресурса. 1470,

В том числе:

4.1 Производственный ресурс 1 450 90 202,5 157,5

4.2 Производственный ресурс 2 750 225 300 225

4.3 Производственный ресурс 3 270 67,5 94,5 108

5. Отчисления на социальные нужды: 233

5.1 Страховые взносы по Административному персоналу 83 25,361 36,889 20,75

5.2 Страховые взносы по Произ-

водственному персоналу. 150

В том числе:

4.1 Производственный ресурс 1 50 15,278 22,222 12,5

4.2 Производственный ресурс 2 60 18,333 26,667 15

4.3 Производственный ресурс 3 40 12,222 17,778 10

6. Электроэнергия 20 6,111 8,889 5

7. Интернет 130 39,722 57,778 32,5

8. Аренда 150 45,833 66,667 37,5

9. Амортизация средств производства 270 82,5 120 67,5

Итого себестоимость проектов: 3273 933,417 1398,3 941,25

Административный ресурс - персонал или подразделение организации, осуществляющее общехозяйственные и управленческие функции для работы организации в целом (генеральный директор, главный бухгалтер, офис-менеджер и др.). Объем затрат ресурса для каждого проекта (п. 3) определяется по формуле: V=S/D, где S - общий объем затрат административного ресурса по компании в целом за расчетный период, D - доля выручки по проекту от общего объема выручки по всем проектам компании за расчетный период.

Производственный ресурс - персонал или подразделение организации, участвующее непосредственно в реализации проектных работ (не административный персонал). Объем повременной оплаты производственного ресурса в отношении каждого проекта (п.п. 4.1-4.3) определяется по формуле: Vi=Si/Db где S1 - общий объем повременной оплаты данного производственного ресурса за расчетный период, D1 - доля участия производственного ресурса в проекте в течение расчетного периода.

Аналогично в отношении каждого проекта рассчитываются остальные Общехозяйственные затраты (п.п. 6-9).

Описанная в данной статье методика расчета себестоимости проектов ИТ-компании дает широкие возможности для финансового департамента организации как в части оценки рентабельности каждого проекта, так и в части планирования новых затрат. Данная методика может быть расширена дополнительными статьями общехозяйственных расходов. В частности, в методику могут быть включены статьи будущих инвестиционных проектов компании, что позволит заранее оценить, останется ли каждый из текущих проектов рентабельным, или же текущая выручка по каким-либо (или всем) проектам не позволяет компании в настоящее время начать инвестировать в инновационные разработки. Во втором случае методика также даст возможность определить оптимальные пути уменьшения себестоимости проектов - например, сокращение издержек на ресурсы, увеличение выручки за счет пересмотра тарифов (без сокращения персонала) и т.п.

Библиографический список

1. Новиков В.К. Платформа реформирования отрасли информационных технологий [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://prompolit.ru/files/44674/platform_it_jun06.doc (дата обращения: 24.04.2014).

2. Концепция развития рынка информационных технологий в Российской Федерации. Проект. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://old.minsvyaz.ru/3491/766/816/7689/7690.shtml

3. Синюшин К. Каким будет новый виток спирали развития ИТ-отрасли? [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.computerra.ru/76171/kakim-budet-novyiy-vitok-spirali-razvitiya-it-otrasli/ (дата обращения: 28.04.2014).

4. Холодков А.Б. Управленческий учет для небольшой IT-команды [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://habrahabr.ru/post/217489/ (дата обращения: 03.05.2014).

5. Шевелева A.B. Экономико-правовые основы рынка программного обеспечения: учеб. пособ. / A.B. Шевелева [и др.]. - М.: ЦИТОО, 2005. - 223 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.