Научная статья на тему 'Особенности университетского инженерного образования'

Особенности университетского инженерного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
113
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности университетского инженерного образования»

водстве требует высокого динамизма в образовательной системе. Образование должно стать непрерывным. Более того, в поисках приоритетов, кото-

рым сегодня надо отдать предпочтение, мы должны прийти к выводу, что без обновления подхода к образованию не создать нового общества.

ОСОБЕННОСТИ УНИВЕРСИТЕТСКОГО ИНЖЕНЕРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В. П. СЕЛЯЕВ, профессор

История развития человечества знает множество достойных имен инженеров, которые своим трудом существенно продвинули цивилизацию. Среди них немало наших соотечественников. Инженеры российской школы имели высокий авторитет в мире. Они отличались высоким профессионализмом, образованностью, интеллигентностью, и поэтому сегодня мы с гордостью произносим имена А. Н.'Крылова, С. П. Тимошенко, А. Ф. Иоффе, А. С, Попова, С. И. Вавилова. Однако в последние десятилетия звание инженера девальвировалось. Причин этому много, и одна из них — система подготовки инженеров.

> На заседании ученого совета Мордовского университета сделана попытка осмыслить состояние инженерного образования, его преимущества и недостатки в учебных заведениях различного тила. Мировой опыт показывает, что при подготовке специалистов любого профиля развивается тенденция университетизации образования. Пример Франции, Канады, США свидетельствует, что основная часть инженерных кадров в этих странах готовится в университетах.

Подготовка инженеров в университетах имеет целый ряд преимуществ, среди которых фундаментальность подготовки, возможность выбора практически любого курса по математике, физике, биологии, химии, философ ии и т. д.; гуманизация и гуманита-

ризация образования; наличие богатой экспериментальной базы, позволяющей провести любое исследование; формирование более широкого^ системного кругозора за счет общения ученых различных направлений,,-специальностей. Но эта система не лишена и некоторых недостатков: очень часто фундаментализация обучения^ производится вообще, а не через специальность, без учета профессиональных интересов; гуманитаризация образования до настоящего времени оборачивается чрезмерной политизацией; при наличии сложнейших экспериментальных комплексов нет специалистов, имеющих умения и навыки работы с инженерными задачами.

Вероятно, в университетах со сложившимся научно-педагогическим коллективом, сформировавшимися направлениями научных исследований эти недостатки не так чувствительны.

К сожалению, в России нет опыта? подготовки инженерных кадров в университетах. Система инженерного образования в России начала формироваться в конце XIX века путем создания политехнических институтов с гибкой структурой и широкой гаммой новых для того времени специальностей* Царское правительство противилось открытию новых университетов и отда-* вало предпочтение прагматическому инженерному образованию, которое характеризовалось высокой фунда-^ ментальной подготовкой, профессио-

нализмом. Но в учебных планах почти не было дисциплин гуманитарного цикла. Возможно, это объясняется хорошей гуманитарной подготовкой в реальных и классических гимназиях, после окончания которых можно было поступать в политехнический институт.

Подготовка инженеров в университетах в нашей стране ведется последние 50 лет. Но в истекшее десятилетие инженерное образование пришло в состояние кризиса. По мнению специалистов, в СССР нет четкой концепции инженерного образования, не определены роль и место инженера в современном производстве и в обществе в целом. Именно поэтому созданы сотни тысяч инженерных должностей, не требующих высшего инженерного образования, огромное число мест занято практиками.

Техническая оснащенность общества отстает настолько, что выпускник, приходя на производство, не может применить полученные знания на практике. Невостребованность знаний стала уже привычным явлением, а борьба ^лежду консерватизмом производственной сферы и научно-техническими достижениями убедительно показывает, что разрешение противоречий возможно лишь путем дифференциации подготовки инженеров как по содер-

л

жанию, так и по срокам обучения.

При этом следует исходить из того, что главной целью инженерного образования является обеспечение производства продукции, конкурентоспособной как на внутреннем, так и на внешнем рынке. Для достижения этой цели инженер должен быть хорошо профессионально подготовлен, иметь глубокие знания по экономике и уметь их применять на практике, осознавать последствия своей деятельности, иметь представление о развитии процессов международного разделения труда. Нам очень не хватает специалистов, умеющих мыслить системно.

Подготовку инженера следует строить на принципах фундаментализации, гуманизации и гуманитаризации образования. Но яри этом приоритет в

подготовке специалиста должен отдаваться обеспечению высокого профессионализма и формированию на его основе всех остальных качеств инженера.

К сожалению, в учебном процессе очень часто фундаментализация, гуманизация и гуманитаризация образов вания оторваны от профессиональной подготовки специалиста.

Более 60 % опрошенных студентов считают, что знания по фундаментальным дисциплинам не пригодились при изучении специальных дисциплин. Очевидно, для разрешения этого противоречия необходима как фундаментализация преподавания специальных дисциплин, так и профессионализация преподавания фундаментальных дисциплин. Это возможно лишь в хоро-

шем творческом коллективе преподавателей, объединенных общими целями, способных по-новому взглянуть на подготовку инженера, на .основе разработки новых лекционных курсов. Необходимо создать университетские курсы по специальным дисциплинам, основанные на строгом логическом изложении материала с широким использованием математических, физических, химических правил и законов для обоснования инженерных методов. Вместе с тем при изложении фундаментальных дисциплин следует больше внимания обращать на практическое применение фундаментальных законов в той или иной отрасли. Вероятно, следует стремиться к созданию новых университетских курсов, соединяющих в себе математику и механику, материаловедение и химию.

Гуманизация инженерного образования с целью формирования здоровой нравственной основы будущего специалиста также должна преломляться через профессионализм в подготовке. Любое решение технической проблемы, наносящее ущерб природе, людям, должно восприниматься специалистом как безнравственное. Инжен ру нужна общая культура, он должен быть образован, интеллигентен. Становится все меньше убежденных технократ о в, сто р о н н и к о в пр агм а т и ч .еского»

образования, считающих, что инженер может не знать Пушкина и Ахматову, музыку Свиридова и Шнитке и т. д.

Инженерное творчество — сложный процесс, требующий особого образного мышления, воображения, интуиции; Развитие этих способностей у специалиста — цель гуманитарного образования. В процессе гуманитарной подготовки, общественной деятельности у инженера должны формироваться свое мировоззрение, собственный взгляд на мир, эстетические оценки. Он должен овладеть методами, свойственными гуманитарным наукам. Гуманитаризация инженерного образования в том виде, как это характерно до настоящего времени, наносит больше вреда, чем пользы. Излишняя политизация, стремление к формированию единого мировоззрения, расхождение слова и дела, постоянные конъюнктурные переоценки исторического прошлого, канонизация отдельных положений, личностей явно не способствуют формированию специалиста как всесторонне развитой личности.

Яркая личность преподавателя, беззаветно преданного своему делу, способна качественно изменить подготов- -ку специалистов. Не менее важна и личность студента. Требования к образованности преподавателя, уровню его культуры, профессионализму должны быть самые высокие. Серость может произвести только серость. Каждый преподаватель должен сформировать критическое отношение к себе как к деятелю науки, Учителю высшей школы. Для этого университет предоставляет больше условий, чем специализированный вуз. Постоянные контакты студентов с преподавателями различных специальностей, обсужде-

ние вопросов на семинарах, заседаниях советов приводят к их взаимному обогащению. Есть возможность повысить квалификацию, уровень знаний практически в любой области.

Личность студента начинает формироваться до поступления в вуз. Следовательно, важно найти своего абитуриента. Склонность к техническому творчеству, к сожалению, в школах почти не развивают. Поэтому при отборе абитуриентов на инженерные специальности приходится ориентироваться на уровень общеобразовательной подготовки. Отобрать способных, развить задатки — задача высшей школы.

Взаимодействие личности преподавателя и студента наиболее эффективно проявляется при выполнении научно-исследовательских работ. В этой деятельности полнее раскрываются положительные стороны инженерного образования в университете. К сожалению, пока слабо используются для подготовки инженеров нетрадиционные методы обучения: деловые игры, научные кружки, кафедральные, межкафедральные и межфакультетские семинары, школы по различнмм направлениям науки, образования, истории и т. д.

Новые требования к подготовке инженеров предъявляются в связи с расширением международного сотрудничества. Это знание языков, современных технологий, международного пра-*. ва, информационных систем и т. д. Ученый совет Мордовского университета 29 апреля 1991 года определил основные задачи по реализации особенностей университетского образования в подготовке инженерных кад-ров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.