Научная статья на тему 'Особенности украинского парфюмерно косметического рынка'

Особенности украинского парфюмерно косметического рынка Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
93
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кулюкина Юлиана Владимировна

Глава из дипломной работы «Разработка стратегии продвижения импортного товара на украинский рынок на примере польской косметической компании Miraculum», ставшей победителем III Открытого Всероссийского конкурса «Лучшая студенческая дипломная работа в области маркетинга» по направлению: «Эффективное отражение региональных особенностей в практике маркетинга».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности украинского парфюмерно косметического рынка»

Юлиана КУЛЮКИНА

ОСОБЕННОСТИ УКРАИНСКОГО ПАРФЮМЕРНОКОСМЕТИЧЕСКОГО РЫНКА*

Кулюкина Юлиана Владимировна,

выпускница кафедры маркетинга Национального горного университета Министерство науки и образования Украины, Днепропетровск

Украинский парфюмерно-косметический рынок по темпам ежегодного прироста значительно опережает мировой и европейский. Как отмечают представители компании «Стара Фортеця косметик маркетинг», если объемы продаж косметики в мире за последние несколько лет выросли в среднем на 14%, в Западной Европе — на 10%, то в Украине в 2004—2005 годах этот показатель достиг 16%. В прошлом году, по предварительным оценкам экспертов компании, прирост рынка составлял по самым скромным подсчетам 20—25%. В стоимостном выражении рынок вырос до 1,1 млрд долларов. При этом общий потенциал рынка оце-

нивается в 7 млрд долларов, т. е. на сегодня он использован только на 13%.

Однако по данным компании «Евромонитор», почти во всех сегментах рынка преобладают иностранные производители. Отечественные производители, ввиду устаревших технологий, пока не могут составить конкуренцию всемирно известным брэндам. К тому же, по наблюдениям специализированных магазинов, сейчас растет спрос в первую очередь на дорогую косметику и парфюмерию популярных ТМ. Кроме того, конкурентом отечественных изделий выступает дешевая продукция стран-соседей (Россия, Польша, Болгария).

До недавних пор «украинской» можно была назвать нишу низшей ценовой группы. В прошлом году наши предприятия косметическую продукцию даже экспортировали — на сумму 26,9 млн долларов. Рост рынка — сигнал для розничных сетей. Операторы рынка отмечают, что потребители все охотнее покупают косметику и парфюмерию в специализированных магазинах. По данным представителей отечественных сетей, рыночная доля специализированных торговых точек возросла до 20—30%. Разумеется, впереди в Украине Киев, где эта доля достигает 70% (около 40—50% приходится на специализированные магазины и 20% на спецотделы в супермаркетах). В регионах на базарах реализуется все еще больше 80% косметики и парфюмерии, но и там эта доля неуклонно уменьшается. Наиболее перспективны,по мнению экспертов, сети специализированных магазинов по принципу самообслуживания. «Такая форма торговли больше стимулирует потребителя к осуществлению покупки, поскольку, рассматривая товар вблизи, он может принять решение самостоятельно», — отмечает И. Дуденкова, и. о. руководителя департамента розничной торговли ООО «Суматра ЛТД», владеющего сетью магазинов «Космо».

Еще одно преимущество специализированных магазинов —

* Глава из дипломной работы «Разработка стратегии продвижения импортного товара на украинский рынок на примере польской косметической компании М1гаеи!ит», ставшей победителем III Открытого Всероссийского конкурса «Лучшая студенческая дипломная работа в области маркетинга» по направлению: «Эффективное отражение региональных особенностей в практике маркетинга».

ассортимент: в обычном парфюмерно-косметическом магазине насчитывается около 15 тыс. ассортиментных позиций. Неудивительно, что украинский рынок привлекает не только местный капитал (магазины «Космо», «Дистрибьютер-Центр», Brokard), но и российский (сеть «Л’Этуаль»). Быстрые темпы роста рынка, несомненно, спровоцируют приход в Украину целого ряда других российских сетей. А у отечественного бизнеса больше шансов занять нишу в парфюмерно-косметической рознице благодаря франчайзингу, проверенному в местных условиях («Космо» и «ДЦ»). Активнее в регионах работает компания «Дистрибьютер-Центр» (торговая марка «ДЦ»). Только в последнее время новые магазины сети открылись в 11 областях, а общее количество торговых точек превысило 80. Ускорение развития рынка наверняка добавит большим сетям новых точек, причем не только в крупных городах, но и в райцентрах.

Скорость развития украинского рынка косметики значительно меньше, чем российского. В первую очередь это связано с объемами инвестиций, поступающих в отрасль. В России открывают производства некоторые известные зарубежные парфюмерно-косметические компании. К тому же и российские бизнесмены вкладывают средства в данную отрасль. Сейчас же они очень активно интересуются украинским рынком. Ведь доставить товар из Москвы в Киев легче, чем во Владивосток.

На рисунке показана доля каждого сектора украинского косметического рынка по объемам продаж в 2005 году.

Как видно из диаграммы, наиболее прибыльный рынок — декоративной косметики — составляет 29%. На втором месте идут средства по уходу за кожей — 293 млн долларов (16%).

Можно сказать, что развитие украинского косметического рынка происходит по синусоиде. В конце 90-х на третьем по величине рынке Восточной Европы произошло значительное падение спроса на косметику и парфюмерию — с 541,6 млн долларов в 1995 до 488,5 млн долларов в 1999 году. Такими, по мнению экспертов, оказались для Украины последствия кризиса в России. В итоге оптовики изменили приоритеты закупок, отдавая предпочтение более дешевым маркам, поскольку для украинских женщин в тот момент решающим становился именно фактор цены. Однако после спада отрасль вновь переживает период своего восстановления. При этом существует

значительный потенциал роста потребления этой продукции. Близость к рынкам Центральной и Западной Европы, сельскохозяйственный потенциал, транспортная и технологическая инфраструктура страны обеспечивают Украине превосходную базу для успешного экономического роста. В прошлом году импорт парфюмерно-косметической продукции в Украину составил почти 152 млн долларов. В настоящее время в стране на импорте этих товаров специализируется около 50 компаний. В Украине открыты представительства практически всех крупнейших международных корпораций: Avon, Oriflame, Schwarzkopf & Henkel, Unilever, Wella AG, Procter&Gamble, Miraculum.

Исходя из этого анализа рынка, можно рассматривать сегмент средств по уходу за кожей в качестве одного из лидеров косметического рынка. Ситуация на рынке косметики на данный момент стабилизируется. Ее пиковый рост наблюдался в 1999 — 2003 годах. Основной рынок косметики в Украине занимает импортная продукция.

долл.)

Средства по уходу за Дезодоранты (89 млн полостью рта (71 млн долл.)

5%

Косметика для мужчин (122 млн долл.)

6%

Парфюмерия (145 млн долл.)

8%

Косметика для детей (50 млн долл.); Солнцеза щитная косметика (9 млн долл.); Депиляторы (3 млн долл.) 3%

Средства для ванны и душа (258 млн долл.) 14%

Средства по уходу за волосами (292 млн долл.) 15%

Декоративная косметика (559 млн долл.)

29%

Средства по уходу за кожей (293 млн долл.) 16%

Рис. Объем продаж по секторам

E-mail: info@bci-marketing.ru, www.bci-marketing.ru

На долю отечественного производителя приходится 34%. На данный момент это огромный рост для отечественных производителей, но они не могут конкурировать с основными импортерами: Россия, Польша, Франция. Сегмент средств по уходу за кожей представлен в огромном ассортименте во всех ценовых категориях.

Крупнейшим иностранным инвестором в секторе товаров широкого потребления в стране в 2005 году являлась компания Procter&Gamble. Основным торговым партнером Украины по экспорту остается Россия. Один из показателей финансовой стабильности компаний — увеличение рекламных бюджетов. По мнению украинских представителей парфюмернокосметических компаний, наиболее эффективным способом продвижения продукции остается телевизионная реклама. Согласно данным агентства Socis Gallup monitoring, на телевидение и радио в совокупности приходится около 64% всего национального рынка рекламы. Доля рекламы в печатных СМИ составляет 14%. Наиболее популярны у косметических компаний деловые и общественно-политические издания, женские журналы и местные специализированные издания: журналы KOSMETIK International, Les Nouvelles Esthetiqies.

Структура рынка парфюмерии и косметики Украины выглядит следующим образом: большая

часть (до 70% от всего объема продаж) приходится на дешевую продукцию класса «масс-мар-кет», порядка 10% составляет селективная парфюмерия и косметика, оставшаяся доля — продукция транснациональных корпораций, предназначенная для населения со средним достатком. Показательно, что все больше покупок парфюмерии, декоративной косметики и косметики по уходу за телом совершается не на рынках, а в магазинах — от 20 до 30%. Однако рыночная форма торговли привлекает покупателей возможностью свободного доступа к товару, чего торговые сети до последнего времени предложить не могли. В основном это объяснялось боязнью краж товара и дороговизной системы его защиты, однако в последнее время наметилась тенденция перехода крупных торговых сетей, в частности, L’Escaie, «Космо», «Дистрибьютер-Центр», к более привлекательной для покупателей торговле open service.

НАЦИОНАЛЬНЫЕ

УЧАСТНИКИ РЫНКА

В советское время в Украине было пять предприятий, которые специализировались на выпуске парфюмерии и косметики. За годы независимости производство парфюмерной продукции освоили 15 фирм, а косметических средств — более 20 компаний. Они работают в сегментах средств по уходу за волосами, кожей лица и тела, туалетного мыла. К примеру, основных

украинских производителей красок для волос 4: СП «Экми», ЗАО «Фабрика «Комби», СП «Супермаш» и ПФ «Перлина». В десятку наиболее крупных производителей косметики входят четыре старейших предприятия Украины: Львовская парфюмерно-косметическая фабрика, АО «Эффект», ОАО «Алые паруса» (с 1999 года большая часть акций предприятия принадлежит концерну «Калина»), ОАО «Бытовая химия». В 90-х годах на украинском рынке появилась продукция фирм «Биокон», «Конкордия», АО ВН И И-ХИМПРОЕКТ, «Биотон», «Аромат», «Вельта ЛТД», «ЮНИС», «Экост-косметик», «Вексхолд косметик» и других.

Ассортимент украинских производителей разнообразен, включает в себя эмульсии, жидкие и густые кремы лосьоны, молочко, кремы в аэрозольных упаковках, предназначенные для разных видов кожи. Наибольший спрос у покупателей существует на кремы для лица (92%) и рук (48,8%). В последнее время повышается популярность масок и скрабов, бальзамов для тела. В прошлом году в стране была создана Украинская ассоциация предприятий бытовой химии, средств гигиены, парфюмерии и косметики. Динамичное развитие украинского парфюмерно-косметического рынка продолжается. Потенциал украинского рынка велик, и оставляет определенные ниши для новых игроков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.