Уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право
УДК 343.3.7 ББК 67
DOI 10.24411/2312-0444-2019-10023
ОСОБЕННОСТИ УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ОСКОРБЛЕНИЕ СОТРУДНИКА МЕСТА ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ ИЛИ МЕСТА СОДЕРЖАНИЯ ПОД СТРАЖЕЙ
Геннадий Юрьевич ЛЕСНИКОВ, главный Виктор Николаевич ОМЕЛИН, главный
научный сотрудник ФКУ «НИИ ФСИН России», научный сотрудник ФКУ «НИИ ФСИН России»,
доктор юридических наук, профессор доктор юридических наук, профессор
E-mail: [email protected] E-mail: [email protected]
Научная специальность: 12.00.08 — уголовное право и криминология;
уголовно-исполнительное право
Аннотация. В статье на основе анализа научной литературы, правоприменительной практики рассматриваются особенности уголовной ответственности за оскорбление сотрудника места лишения свободы или места содержания под стражей. Формулируются предложения и рекомендации по внесению дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации.
Ключевые слова: оскорбление представителя власти, привлечение к уголовной ответственности спецконтингента уголовно-исполнительной системы, сотрудники места лишения свободы или места содержания под стражей.
Annotation. Based on the analysis of scientific literature and law enforcement practice, the article considers the features of criminal liability for insulting an employee of a place of deprivation of liberty or a place of detention. Proposals and recommendations on making additions to the criminal code of the Russian Federation are formulated.
Keywords: insulting a representative of the authorities, bringing to criminal responsibility the special contingent of the penal system, employees of the place of deprivation of liberty or the place of detention.
Основным законом страны, регламентирующим права и свободы человека и гражданина, является Конституция Российской Федерации, которая в ст. 21 предусматривает охрану государством достоинства личности. Ничто не может быть основанием для его умаления. Никто не должен подвергаться унижающему человеческое достоинство обращению. Исходя из данной конституционной нормы сотрудник уголовно-исполнительной системы, являясь гражданином Российской Федерации и одновременно представителем власти, должен быть защищен законом.
Согласно ст. 2 Уголовного кодекса Российской Федерации его задачами являются охрана прав и свобод человека и гражданина, собственности, общественного порядка и обще-
ственной безопасности, окружающей среды, конституционного строя Российской Федерации от преступных посягательств. Нарушения этих прав определяются как опасные для личности, общества или государства и признаются преступлениями, за которые устанавливаются уголовные наказания или иные меры уголовно-правового характера.
Преступные посягательства на порядок управления, управленческую деятельность и защита представителей власти при исполнении ими своих служебных обязанностей предусмотрены в целом главой 32 Уголовного кодекса РФ, а в частности, ст. 319 «Оскорбление представителя власти».
При оскорблении представителя власти нарушается порядок управления (объективная сто-
№ 1/2019
рона преступления), и он будет нарушен в любом случае: как при публичном оскорблении, так и не при публичном.
При этом, как правило, все оскорбления сотрудников уголовно-исполнительной системы (далее — УИС) носят демонстративный характер поведения спецконтингента, происходят при большом скоплении осужденных, сопровождаются криками, агрессивным поведением со стороны осужденных. Оскорбление сотрудника происходит в момент исполнения им своих обязанностей в присутствии других сотрудников УИС, что психологически «выбивает» сотрудников из равновесия и не дает добросовестно исполнять свои служебные обязанности. Подрывается деловая репутация сотрудника, так как оскорбления слышат подчиненные сотрудники и другие осужденные.
Большое количество материалов об отказе в возбуждении уголовных дел по фактам оскорблений сотрудников УИС (из 152 материалов, направленных из органов УИС по подследственности в 2017 г., возбуждено только 56 уголовных дел, или 36%) не проходят даже стадию возбуждения уголовного дела, не говоря уже о том, что они не доходят до суда. Такая практика расследования сложилась из-за того, что конструктивным признаком объективной стороны в составе ст. 319 УК РФ является обстановка публичности.
В науке нет единого понимания признака публичности. Постановления Пленумов Верховного Суда СССР, РСФСР и РФ его не раскрывают, а научное толкование весьма разнообразно [1], что не соответствует потребностям правоприменителя. Судебная практика исходит из того, что оскорбление является публичным, если оно совершено в присутствии хотя бы одного постороннего лица, не имеющего отношения к органу власти, представителем которого является потерпевший [2, с. 966].
Однако особенности уголовно-исполнительной системы таковы, что присутствие посторонних лиц на территории исправительных учреждений или следственных изоляторов просто невозможно. При этом осужденные, отбывающие наказание в местах лишения свободы, теоретически могут являться «публикой» и, как следствие, свидетелями (очевидцами) преступления, но чаще всего они отказываются давать какие-либо показания, боясь физической расправы со стороны спецконтингента или из-за солидарности с другими осужденными.
При отказе в возбуждении уголовных дел в связи с отсутствием состава преступления по ст. 319 УК РФ из-за выше указанных оснований сотрудники уголовно-исполнительной системы остаются незащищенными действующим уголовным законодательством Российской Федерации.
Проблемы привлечения к уголовной ответственности спецконтингента возникают также в связи со следующими причинами:
■ органы предварительного расследования, опасаясь оправдательных приговоров судов, отказывают в возбуждении уголовных дел, ссылаясь на отсутствие статуса потерпевшего (т.е. статуса представителя власти у сотрудника УИС);
■ отсутствие самого оскорбления (зачастую оскорбительные и нецензурные слова органы предварительного следствия не признают оскорбительными);
■ отсутствие адресности оскорблений (отсутствие в связке оскорбительных слов выражения «Ты»).
В названии ст. 319 УК РФ отсутствует термин публичное оскорбление представителя власти, т.е. исходя из названия статьи оскорбление может быть как публичным, так и не публичным. В сравнительно-правовом плане отметим, что в смежных составах преступлений, связанных с оскорблением, признак публичности отсутствует.
В частности, в ст. 297 УК РФ «Неуважение к суду» признака публичности нет, однако такое неуважение к суду, которое выразилось в оскорблении участников судебного разбирательства (ч. 1), а также судьи, присяжного заседателя или иного лица, участвующего в отправлении правосудия (ч. 2), уголовно преследуется.
Подобным образом законодатель поступил и при конструировании ст. 336 УК РФ «Оскорбление военнослужащего». В части 1 данной статьи также отсутствует признак публичности оскорбления. Для данного состава преступления достаточно оскорбление одним военнослужащим другого во время исполнения или в связи с неисполнением им обязанностей военной службы.
Исполнение уголовного наказания имеет своими целями исправление осужденных и предупреждение совершения осужденными новых преступлений (ч. 1 ст. 1 Уголовно-исполнительного кодекса РФ). Оскорбления препятствуют сотрудникам учреждений и органов, исполняющих уголовное наказание, исполнить обвинительный приговор суда и достичь целей наказа-
№ 1/2019
ния, а сотрудникам мест содержания под стражей — исполнить меру пресечения в виде заключения под стражей.
Однако если оскорбление судьи и сотрудников правоохранительных органов обеспечивается уголовно-правовой защитой, то сотрудник мест лишения свободы или мест содержания под стражей, выполняющий эту важнейшую работу в условиях изоляции и постоянно находящийся в контакте с наиболее криминогенной частью общества, отдельной нормой не защищен.
Введение специальной нормы, защищающей сотрудника УИС от оскорблений, позволит усилить уголовно-правовую охрану, и прежде всего сотрудников УИС (мест лишения свободы, СИЗО, исправительных центров, УИИ), и акцентировать внимание правоохранительных органов на предупреждении и пресечении данных действий при осуществлении правоприменительной деятельности.
Необходимость введения отдельной нормы, предусматривающей уголовную ответственность за совершение оскорбления лицом, отбывающим наказание, либо лицом, к которому применена мера пресечения в виде заключения под стражу, в отношении представителя учреждения или органа, исполняющего наказание, либо меры пресечения в виде заключения под стражу связана, во-первых, с распространенностью такого оскорбления, а, во-вторых, с повышенной общественной опасностью этих действий, так как виновные посягают не только на установленный
порядок управления, но и на интересы правосудия.
Предлагается внести ст. 319.1 в Уголовный кодекс Российской Федерации в следующей редакции:
«Статья 319.1. Оскорбление сотрудника места лишения свободы или места содержания под стражей
1. Оскорбление сотрудника места лишения свободы или места содержания под стражей в связи с осуществлением им служебной деятельности, —
наказывается ...;
2. То же деяние:
а) совершенное публично;
б) группой лиц, группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;
в) соединенное со злостным неповиновением законным требованиям сотрудника места лишения свободы или места содержания под стражей, —
наказывается ...».
Библиографический список
1. Брагина А.Г. Уголовная ответственность за оскорбление представителя власти: Авто-реф. ... дис. канд. юрид. наук. Красноярск, 2006.
2. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (научно-практический комментарий). 5-е изд., перераб. и доп. / Под ред. С.В. Дьякова, Н.Г. Кадникова. М.: ИД «Юриспруденция», 2017. С. 966.
№ 1/2019