Научная статья на тему 'Особенности уголовно-правовой охраны памятников советским воинам, павшим во Второй мировой войне'

Особенности уголовно-правовой охраны памятников советским воинам, павшим во Второй мировой войне Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
412
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАМЯТНИКИ / ВТОРАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА / СНОС / УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / РЕАБИЛИТАЦИЯ НАЦИЗМА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Чистяков Алексей Алексеевич, Клебанов Лев Романович, Кузнецова Ольга Алексеевна

Тенденциозный пересмотр итогов Второй мировой войны и сознательное занижение роли Советского Союза и Красной Армии в победе над фашизмом привели к массовому незаконному уничтожению памятников павших в боях с фашизмом советским воинам, расположенных на территориях ряда государств Восточной Европы. В настоящей статье анализируются возможности защиты таких памятников средствами российского уголовного закона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PECULIARITIES OF THE CRIMINAL-LEGAL PROTECTION OF MONUMENTS TO SOVIET WARRIORS, SUSTAINED IN THE SECOND WORLD WAR

Bias revision of Second World war and intentional understatement the role of Soviet Union and Red Army in the winning of fascism have resulted in mass illegal demolition of located on the territory of East Europe monument build in honor of soviet soldiers dead in the struggle with the fascism. The present article analyzes the possibilities of such monuments protection by means of Russian criminal legislation.

Текст научной работы на тему «Особенности уголовно-правовой охраны памятников советским воинам, павшим во Второй мировой войне»

УГОЛОВНО-ПРАВОВАЯ ОХРАНА ПАМЯТНИКОВ СОВЕТСКИМ ВОИНАМ, ПАВШИМ ВО ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЕ

Чистяков А.А. Клебанов Л.Р. Кузнецова О.А.

8.4. ОСОБЕННОСТИ УГОЛОВНО-ПРАВОВОЙ ОХРАНЫ ПАМЯТНИКОВ СОВЕТСКИМ ВОИНАМ, ПАВШИМ ВО ВТОРОЙ

w w _А

МИРОВОЙ ВОЙНЕ1

Чистяков Алексей Алексеевич, д-р юрид. наук, профессор. Должность: профессор. Место работы: Российский университет дружбы народов. Подразделение: кафедра уголовного права, уголовного процесса и криминалистики. E-mail: sauber60@yandex.ru Клебанов Лев Романович, д-р юрид. наук, доцент. Должность: профессор. Место работы: Российский университет дружбы народов. Подразделение: кафедра уголовного права, уголовного процесса и криминалистики. E-mail: solomon70@bk.ru

Кузнецова Ольга Алексеевна, канд. юрид. наук. Должность: доцент. Место работы: Российский университет дружбы народов. Подразделение: кафедра уголовного права, уголовного процесса и криминалистики. Email: o715575mail.ru

Аннотация Тенденциозный пересмотр итогов Второй мировой войны и сознательное занижение роли Советского Союза и Красной Армии в победе над фашизмом привели к массовому незаконному уничтожению памятников павших в боях с фашизмом советским воинам, расположенных на территориях ряда государств Восточной Европы. В настоящей статье анализируются возможности защиты таких памятников средствами российского уголовного закона.

Ключевые слова: памятники, Вторая мировая война, снос, уголовная ответственность, реабилитация нацизма.

PECULIARITIES OF THE CRIMINAL-LEGAL PROTECTION OF MONUMENTS TO SOVIET WARRIORS, SUSTAINED IN THE SECOND WORLD WAR

Chistyakov Alexey Alekseyevich, Dr of law, professor. Position: professor. Place of employment: Peoples' Friendship University of Russia. Department: Criminal law, Criminal Procedure and Criminalistics chair. E-mail: sauber60@yandex.ru

Klebanov Lev Romanovich, Dr of law, associate professor. Position: professor. Place of employment: Peoples' Friendship University of Russia. Department: Criminal law, Criminal Procedure and Criminalistics chair. E-mail: solo-mon70@bk.ru

Kuznetsova Olga Alekseevna, PhD at law. Position: associate professor. Place of employment: Peoples' Friendship University of Russia. Department: Criminal law, Criminal Procedure and Criminalistics chair. E-mail: o715575mail.ru

Annotation: Bias revision of Second World war and intentional understatement the role of Soviet Union and Red Army in the winning of fascism have resulted in mass illegal demolition of located on the territory of East Europe monument build in honor of soviet soldiers dead in the struggle with the fascism. The present article analyzes the possibilities of such monuments protection by means of Russian criminal legislation.

Keywords: monuments, Second World War, demolition, criminal responsibility, rehabilitation of Nazism.

Тенденциозное переписывание истории Второй мировой войны, ее откровенная фальсификация вопреки приговору Международного военного трибунала в Нюрнберге являются первым шагом к тому, чтобы полностью или частично реабилитировать нацизм, оправдать его кровавые злодеяния и массовые убийства десятков миллионов человек. Одной из форм оправдания нацизма и забвения подвига народов СССР и Красной Армии является уничтожение памятников советским воинам, павшим в боях с «коричневой чумой» на территории освобождённых стран Европы: таких памятников было установлено около четырех тысяч, сохранность которых европейский «мир спасенный» чтил до недавнего времени2.

Уничтожение, демонтаж, осквернение и перенос памятников советским воинам-освободителям происходит либо при полном попустительстве властей этих стран, либо при их молчаливом согласии или их активном участии, а, теперь еще, и на основе законодательной «индульгенции» (как в современной в Польше). Откровенным глумлением над памятью погибших за освобождение Польши воинов Красной Армии стали недавние поправки, внесенные в польский закон о декоммунизации (Закон о запрещении распространения коммунизма или другой тоталитарной системы), принятый 22 июня 2017 года (выбор даты явно не случаен, и лишний раз подчеркивает цинизм его авторов). Закон (уже в «модернизированном» виде) вступил в силу 21 октября 2017 года. Он предполагает снос в течение 12 месяцев 469 объектов, «пропагандирующих коммунизм». К ним относятся памятники советским воинам, павшим в борьбе за освобождение Польши от фашизма, советским государственным деятелям и политикам Польской Народной Республики, а также любые объекты с советской символикой3. Из общего количества этих памятников 250 посвящены подвигу Красной Армии и ее бойцам, сражавшимся за Польшу4. К памятникам, согласно данному закону, относятся курганы, обелиски, колонны, скульптуры, статуи, бюсты, сувенирные камни, мемориальные плиты, надписи и знаки5.

В этой связи возникает вопрос: есть ли какая-то подкреплённая правом возможность дать «укорот» современным вандалам, включая и польских политиков, несмотря на действующее польское законодательство, которое предписывает снос памятников погибшим за Польшу красноармейцам? По нашему мнению, такая возможность существует, поскольку двусторонние российско-польские отношения регулируются рядом международных договоров и соглашений. Среди них: а) Договор между Российской Федерацией и Республикой Польша о дружественном и добрососедском со-

1 The publication was prepared with the support of the "RUDN University Program 5-100"

Публикация подготовлена при поддержке программы РУДН 5100.

2 См.: Снос советских военных памятников за рубежом. Досье // URL// http://tass.ru/info/1389665 (Дата обращения - 09.06.2017)

3 См.: Против живых и мертвых: в Польше вступает в силу закон и сносе памятников советским воинам // URL // https://pravdoiyb.info./protiv-zhivykh-i-myortvykh-v-polshe-vstupaet-v-silu-zakon-o-snose-pamyatnikov-sovetskim-voinam-128955.html (Дата обращения - 06.01.2018)

4 См.: Президент Польши одобрил поправки о сносе памятников советской эпохи //URL // https://www.svoboda.org.a/28620999.html (Дата обращения - 06.01.2018)

5 См.: Prezident podpisal dwie ustawy //URL// http://www.prezydent.pl./aktualnosci/wydarzenia/art,694,prezident-podpisal-dwie-ustawy-.html (Дата обращения - 06.01.2018)

трудничестве от 22.05.1992; б) Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Польша о сотрудничестве в области культуры, науки и образования от 25.08.1993; в) Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Польша о захоронениях и местах памяти жертв войн и репрессий (далее - Соглашение о захоронениях). (Соглашение подписано на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 23.02.1994 N 145).

Предметы, ставшие «жертвами» войны памятников на территории Польши, можно классифицировать следующим образом: а) захоронения воинов Красной Армии в Польше; б) памятные места («места памяти» по российско-польским соглашениям); в) так называемые «символические памятники», которые не являются элементами захоронений или военных кладбищ, что истолковывалось ранее польскими властями как отсутствие юридической обязанности сохранять эти памятники в местах их установки и не допускать их сноса, демонтажа, переноса; пресекать и наказывать акты вандализма против них. Теперь же, такие памятники подлежат демонтажу в силу вышеупомянутого закона о декоммунизации.

Польские власти отказывались распространять на т.н. символические памятники действие Соглашения о захоронениях, утверждая, что такие монументы захоронениями не являются. Это действительно так, но польская сторона упорно игнорирует тот факт, что наряду с захоронениями этот документ распространяет свое действие и на места памяти. Согласно статье 3 данного Соглашения «Стороны содержат места памяти (выделено нами - А.Ч., Л.К., О.К.) и захоронения, обеспечивая сохранность захоронений, надгробий, памятников, других мемориальных сооружений, а также озеленение и поддержание их в надлежащем порядке. Стороны будут стремиться освободить территорию, окружающую места памяти и захоронения от всех сооружений, не совместимых с достойным обликом этих мест. Стороны обязуются немедленно информировать друг друга о всех случаях вандализма в отношении мест памяти и захоронений и незамедлительно принимать меры с целью приведения их в надлежащий порядок, наказания виновных в соответствии со своим законодательством и недопущения подобных действий в будущем».

Соглашение о захоронениях не содержит понятие «места памяти», но очевидно, что речь идет о местах (участках территории), непосредственно связанных с теми или иными историческими событиями, в частности, событиями Второй мировой войны, произошедшими на территории Польши (места боев, переправ, дислокации войск и т.д.); событиями, связанными с деятельностью и гибелью военачальников Красной Армии, в том числе, и польского происхождения; событиями, свидетельствующими о героизме и стойкости солдат и офицеров Красной Армии, отдавших жизни за освобождение Польши от фашизма; событиями, свидетельствующими о фронтовом братстве советских и польских воинов, вместе сражавшихся с немецкими оккупантами на польской земле. Это означает, что символические памятники, являющиеся одновременно местами памяти, входят в предмет Соглашения о захоронениях (выделено нами - А.Ч., Л.К., О.К.), по которому стороны обязаны содержать эти места в сохранности. На этом и настаивала российская сторона, обоснованно требуя от Польши соблюдения Соглашения и сохранения таких мест памяти, где установлены

монументы, стелы, барельефы и т.д. Это означает, что демонтированный, в свое время, памятник генералу Черняховскому, поставленный на месте его гибели, входит, если так можно выразиться, в состав памятного места (памятник представлял собой высокую бетонную стелу с бронзовым барельефом). Реагируя на этот акт вандализма в Милейчице, МИД России подчеркивал что в «этом Соглашении нет пункта, предусматривающего предоставление статуса охраняемого памятника лишь местам захоронения (выделено нами - А.Ч., Л.К., О.К.) солдат и мирного населения, погибшего в ходе войны и снос памятника Черняховскому нельзя оправдать ссылками на это Соглашение»6.

В свою очередь, Договор от 22.05.1992 в статье 17 частях 1 и 2 говорит следующее: «Кладбища, захоронения, памятники и иные мемориальные места (выделено нами - А.Ч., Л.К., О.К.), являющиеся объектом уважения и памяти граждан одной из Сторон, как военные, так и гражданские, находящиеся в настоящее время или создаваемые по взаимной договоренности в будущем на территории другой Стороны, будут сохраняться, содержаться, находиться под защитой закона в соответствии с международными нормами и стандартами, а также национальными и религиозными обычаями. Гражданам одной Стороны будут обеспечены доступ и возможности для ухода за могилами соотечественников и местами памяти (выделено нами -А.Ч., Л.К., О.К.), находящимися на территории другой Стороны». Статья 9 Соглашения от 25.08.1993 гласит: «Стороны будут прилагать усилия к сохранению культурно-исторических памятников и других объектов материальной и духовной культуры одной Стороны на территории другой Стороны. Предметом особого внимания станет сохранение памятников и памятных мест, связанных с историей двух народов (выделено нами - А.Ч., Л.К., О.К.) и обеспечение к ним свободного доступа».

Как нетрудно убедиться, учитывая все вышесказанное, ссылки польской стороны на то, что т.н. символические памятники под российско-польские соглашения не подпадают7, можно расценить не иначе, как лукавство и замалчивание объективных истин. Отсюда можно сделать однозначный вывод: польский закон о декоммунизации, позволяющий сносить памятники бойцам Красной Армии, вступает в противоречие с положениями международных договоров, заключенных самой же Польшей.

В этой связи возникает закономерный вопрос: а можно ли (хотя бы теоретически) привлечь этих «борцов» с исторической памятью к уголовной ответственности в соответствии с российским законодательством? Если говорить об отечественном уголовном законодательстве, то такая возможность, на наш взгляд, не исключена в силу следующих обстоятельств: 1) реального принципа действия российского уголовного закона в пространстве; 2) наличия статей 214 «Вандализм» и 354.1 «Реабилитация нацизма» Уголовного кодекса Российской Федерации.

6 См.: МИД РФ: Польша не соблюдает двусторонние соглашения об охране памятников // URL // http://www.russkiymir.ru/news/199509 (Дата обращения -26.11.2017)

7 См.: Посол Польши в России: Демонтаж советских памятников

не нарушает российско-польские договоренности // URL// http://gordonua.com/news/worldnews/Posol-Polshi-v-RF-Demontazh-sovetskih-pamyatnikov-ne-narushaet-rossiysko-polskie-dogovorennosti-108839.html (Дата обращения - 26.11.2017)

УГОЛОВНО-ПРАВОВАЯ ОХРАНА ПАМЯТНИКОВ СОВЕТСКИМ ВОИНАМ, ПАВШИМ ВО ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЕ

Одним из основных условий действия реального принципа, как нетрудно заметить, является направленность совершенного преступления на интересы Российской Федерации, при этом «расшифровки» этого понятия («интересы Российской Федерации») закон не содержит. Сохранность, установление, обустройство, должное содержание мест захоронения и мест памяти воинов Красной Армии, всех советских граждан погибших в борьбе с фашизмом на территории Польши, относятся к интересам Российской Федерации тоже, тем более, что это стало предметом международных договоров Российской Федерации, лишний раз демонстрируя исключительную значимость этого вопроса для нашей страны.

Статья 1 Соглашения о захоронениях гласит, что это Соглашение регулирует сотрудничество Сторон в решении всех вопросов, связанных с установлением, регистрацией, обустройством, сохранением и должным содержанием мест памяти и захоронений - российских - в Республике Польша (выделено нами - А.Ч., Л.К., О.К.) и польских - в Российской Федерации - военнослужащих и гражданских лиц, погибших, убитых и замученных в результате войн и репрессий. Учитывая вышеизложенное, полагаем, что в случаях уничтожения, повреждения, надругательства (осквернения) мест памяти и захоронения советских граждан, погибших в борьбе с фашизмом на польской земле, отечественный уголовный закон может быть применен и к тем, кто совершает эти деяния, будучи иностранцем или лицом без гражданства, не проживающим постоянно в Российской Федерации, при этом, квалифицирующим признаком вандализма по УК РФ является совершение его (вандализма), в т.ч., по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы.

В российский Уголовный кодекс недавно была включена статья 354.1 «Реабилитация нацизма», диспозиция которой описывает следующие альтернативные деяния: 1) публичное отрицание фактов, установленных приговором Международного военного трибунала для суда и наказания главных военных преступников европейских стран оси; 2) публичное одобрение преступлений, установленных указанным приговором; 3) публичное распространение заведомо ложных сведений о деятельности СССР в годы Второй мировой войны; 4) публичное распространение выражающих явное неуважение к обществу сведений о днях воинской славы и памятных датах России, связанных с защитой Отечества; 5) публичное осквернение символов воинской славы России

Поскольку в настоящей статье особое внимание уделяется проблемам ответственности за посягательства на памятники то следует более подробно рассмотреть публичное осквернение символов воинской славы России, которое может выражаться в различных действиях, имеющих непристойный, циничный характер, посредством которых такие символы подвергаются поруганию, унижению, оскорблению, утрате общественной значимости8. К таким циничным действиям можно отнести, например, отправление естественных

8 См.: Макаров А.В., Романенко А.С. Уголовная ответственность за реабилитацию нацизма // Российский следователь. № 5. 2016 // Документ представлен Консультант Плюс

Чистяков А.А. Клебанов Л.Р. Кузнецова О.А.

надобностей в Вечный огонь (к сожалению, такие вопиющие случаи уже имели место в некоторых регионах нашей страны)9.

Символы воинской славы России, к сожалению, законодательно не очерчены, и что относить к таким объектам, будет зависеть от конкретного правоприменителя. Под ними можно понимать все, что вызывает ассоциацию с военными победами и отвагой, разнообразные предметы и вещи, такие, как знамя Победы (флаг СССР был поднят над Рейхстагом), флаги воинских соединений, медали и ордена, георгиевская ленточка (как символ Победы), памятники, братские моги-

10

лы, музейные комплексы и т.д .

Как видим, российское законодательство, включая и уголовное, способно охранять историческую память и ее материальные символы о подвигах, героизме и решающем вкладе Красной Армии, народов Советского Союза, советских граждан в разгроме и уничтожении людоедского германского нацизма, даже если посягательства на эти блага совершаются за пределами нашей страны теми, кто российскими гражданами не являются. С учетом вышеизложенного, недавний польский закон, предписывающий сносить памятники воинам Красной Армии, погибшим в боях за освобождение этой страны от германского нацизма, мы можем охарактеризовать как преступный в юридическом смысле, de jure (по терминологии Д.А. Шестакова). Преступный закон в юридическом смысле (или иной нормативный правовой акт) - это закон (иной нормативный правовой акт), нарушающий норму особенной части уголовного законодательства (внутреннего или международного), узаконивший преступное деяние11.

Авторы надеются, что затронутая в данной работе проблема повлечет широкое обсуждение и выработку соответствующих практических рекомендаций для органов власти России, включая ее правоохранительный блок. Как видим, беспощадная ревизия истории продолжается, и надо быть готовыми защитить память тех, кто отстоял свободу и независимость нашей страны и ее народов в той яростной схватке с фашизмом.

Список литературы:

1. В Кирове мужчина справил нужду на Вечный огонь // URL // http://www.yaplakal.com/forum1/topic 1143954.html (Дата обращения - 11.01.2018)

2. Макаров А.В., Романенко А.С. Уголовная ответственность за реабилитацию нацизма // Российский следователь. № 5. 2016 // Документ представлен Консультант Плюс

3. МИД РФ: Польша не соблюдает двусторонние соглашения об охране памятников // URL // http://www.russkiymir.ru/news/199509 (Дата обращения -26.11.2017)

4. Президент Польши одобрил поправки о сносе памятников советской эпохи //URL // https://www.svoboda. org.a/28620999.html (Дата обращения - 06.01.2018)

5. Против живых и мертвых: в Польше вступает в силу закон o сносе памятников советским воинам // URL

9 См.: В Кирове мужчина справил нужду на Вечный огонь // URL // http://www.yaplakal.com/forum1/topic1143954.html (Дата обращения - 11.01.2018)

10См.: Символы воинской славы | Правовые технологии // URL//http://www.lawtech.ru/category/klyuchevye-slova/simvoly-voinskoj-slavy (Дата обращения - 11.01.2018)

11 См.: Шестаков Д.А. Введение в криминологию закона. СПб.: Издательство «Юридический центр Пресс». 2011. С. 21-22.

// https://pravdoryb.info./protiv-zhivykh-i-myortvykh-v-polshe-vstupaet-v-silu-zakon-o-snose-pamyatnikov-sovetskim-voinam-128955.html (Дата обращения -06.01.2018)

6. Посол Польши в России: Демонтаж советских памятников не нарушает российско-польские договоренности // URL// http://gordonua.com/news/world-news/Posol-Polshi-v-RF-Demontazh-sovetskih-pamyatnikov-ne-narushaet-rossiysko-polskie-dogovorennosti-108839.html (Дата обращения -

26.11.2017)

7. Символы воинской славы | Правовые технологии // URL//http://www.lawtech.ru/category/klyuchevye-slova/simvoly-voinskoj-slavy (Дата обращения -

11.01.2018)

8. Снос советских военных памятников за рубежом. Досье // URL// http://tass.ru/info/1389665 (Дата обращения - 09.06.2017)

9. Шестаков Д.А. Введение в криминологию закона. СПб.: Издательство «Юридический центр Пресс». 2011.

10. Prezident podpisal dwie ustawy //URL// http://www.prezydent.pl./aktualnosci/wydarzenia/art,694,pr ezident-podpisal-dwie-ustawy-.html (Дата обращения -06.01.2018)

Статья прошла проверку системой «Антиплагиат»; оригинальность текста - 77,54 %

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.