Научная статья на тему 'Из истории памятника «Братство по оружию» в Варшаве'

Из истории памятника «Братство по оружию» в Варшаве Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
456
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Джабиев Андрей Тофикович

Представлена история монумента «Советско-польское братство по оружию» в Варшаве. Прослеживается историческая связь постройки монументов в Варшаве во времена царства Польского и Польской Народной Республики, а также изменение отношения к памятнику в постсоветский период вплоть до его демонтажа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Из истории памятника «Братство по оружию» в Варшаве»

А. Т. Джабиев

Из истории памятника «Братство по оружию» в Варшаве

Представлена история монумента «Советско-польское братство по оружию» в Варшаве. Прослеживается историческая связь постройки монументов в Варшаве во времена царства Польского и Польской Народной Республики, а также изменение отношения к памятнику в постсоветский период вплоть до его демонтажа.

Одним из важнейших элементов, формирующих коллективную память о прошлом, являются воинские захоронения и памятники. На протяжении многих лет после краха социализма в странах Восточной Европы идут споры о многочисленных памятниках, установленных в память о Второй мировой войне и посвященных подвигу Красной армии. Временами эти споры на территории бывших стран Варшавского договора приобретают форму так называемой «войны с памятниками» (т. е. актов вандализма вплоть до разрушения и демонтажа монументов), сопровождаются дипломатическими демаршами и острой полемикой в средствах массовой информации.

В качестве примера можно вспомнить об истории «Бронзового солдата» в Таллине, мемориале воинской славы в Кутаиси, удалении скульптур на Зеленом мосту в Вильнюсе и др. [1—3].

Среди всех стран Восточной Европы больше всего монументов советским солдатам-освободителям было установлено в Польской Народной Республике, территория которой стала местом ожесточенных боев 1944—1945 гг. Первый такой памятник появился в полностью разрушенной столице польского государств и не имел официального названия. Д. Чарнецкая в своей монографии «Памятники Благодарности Красной армии в ПНР и Третьей Речи Посполитой» замечает, что «изначально в газетах появились разные наименования памятника, и до конца не было понятно, как его называть». Сначала считалось, что это символ «польско-советского братства по оружию», в 1950—1970-е гг. в прессе фигурировали и другие названия: «Слава героям, погибшим за свободу Родины», «Памятник Красной армии», «Памятник Благодарности», в конечном итоге за ним закрепился укороченный вариант первого названия: памятник «Братство по оружию» [6, с. 197].

Появление этого памятника в Варшаве в какой-то степени оказалось продолжением старой традиции. Еще во времена, когда царство Польское являлось частью Российской империи, здесь устанавливались монументы, посвященные славе русского оружия, становившиеся важным элементом пропаганды. Так, в 1832 г., сразу после поражения Ноябрьского восстания 1830— 1831 гг., Николай I издал указ, по которому была серьезно ограничена автономия царства Польского, и соответственно, главным «смотрящим» становится Российская империя [6, с. 191]. В связи с этим в Варшаве появляются два памятника, вызывавших у жителей Варшавы крайне негативные чувства: «Семи генералам» (или «Памятник офицерам-роялистам, павшим в Ноябрьскую ночь») и монумент наместнику царства Польского фельдмаршалу Ивану Паскевичу. На исходе Первой мировой войны в 1917 г. эти памятники были демонтированы с согласия немецких оккупационных властей (рис. 1). В дальнейшем постамент, оставшийся после разрушения памятника Паскевичу, использовался для памятника Юзефу Понятовскому [9].

Рис. 1. Демонтаж памятника Ивану Паскевичу в Варшаве. 1917 г.

Нетрудно заметить, что с появлением нового памятника — «Братство по оружию» — в 1945 г. сохраняется так называемая преемственность, а также видно, что установка монументов была продолжением (с перерывом на межвоенный период) российской, а теперь советской пропаганды.

Автор проекта памятника — советский майор Королев. Инициатором же постройки памятника считают Варшавскую Раду Народову. В связи с этим можно с уверенностью говорить о советском влиянии на создание этого монумента в Варшаве [6, с. 196]. Место для установки памятника «Братство по оружию», вероятно, не случайно было выбрано в Праге — одном из исторических районов польской столицы.

Здесь, на Виленской площади, находится вокзал (ранее называвшийся Петербургским), который связывал железной дорогой Петербург и Варшаву. Здесь же в 1867—1869 гг. сооружен кафедральный собор Марии Магдалины Польской православной церкви, который, по замечанию Д. Чарнецкой, «был для царской России важным символом и инструментом политического контроля» [6, с. 194]. Главный редактор журнала «Идземи» Х. Зелинский в статье «Пусть памятник "братства по оружию" находится в окружении памятников Ленину и Дзержинскому» вспоминает о том, что в межвоенный период на Виленской площади власти Польши собирались (но не успели) поставить памятник одному из деятелей Советско-польской войны 1920 г. ксендзу Игнацию Ско-

рупке в виде скульптуры с крестом в руках, обращенной на Восток. Он должен был напоминать о польских героях Варшавской битвы и о победе христианской Европы над большевиками. Как замечает Х. Зелинский, удивительным образом в 1945 г. советский монумент был размещен в том же месте, но обращен в западном направлении [11].

Возможна и другая версия, объясняющая выбор места для мемориала. Дело в том, что варшавская Прага была, по терминологии Пьера Нора, важным «местом памяти» для российских военных. Это столичное предместье в прошлом неоднократно становилось местом кровавых столкновений русских и поляков. В 1794 г. при подавлении восстания под руководством Тадеуша Костюшки русская армия под командованием А.В. Суворова штурмом взяла Прагу. Картина этой битвы запечатлена в стихотворении «Графу Олизару» А.С. Пушкина: «И мы о камни падших стен / Младенцев Праги избивали, / Когда в кровавый прах топтали / Красу Костюшкиных знамен» [4]. Прага также стала полем ожесточенных боев во время подавления русской армией под предводительством фельдмаршала И.И. Дибича-Забалканского польского восстания 1830—1831 гг.

Памятник был открыт 18 ноября 1945 г. На открытии присутствовали важные лица, включая председателя Крайовой Рады Народовой (КРН) Болеслава Берута, бургомистра Варшавы Станислава Толвинского, депутата КРН Осубка-Моравского, а также представительная советская делегация и др. [6, с. 197].

Монумент представлял собой постамент из красного травертина (известкового туфа), на котором установлена скульптурная группа из трех красноармейцев. У основания по углам памятника располагались еще четыре фигуры воинов со склоненными головами (два советских солдата с карабинами и два солдата Войска польского с автоматами системы ППШ). Изначально скульптуры (примерно 4 м высотой) были сделаны из гипса и окрашены краской, имитирующей бронзу. В дальнейшем, после реконструкции в 1947 г., их заменили на бронзовые фигуры, отлитые в Берлине из бывшей военной амуниции (касок, винтовок и т. д.) [6, с. 195]. На монументе имелась надпись на польском и русском

языках: «Слава героям Советской Армии. Братьям по оружию, которые отдали свою жизнь за свободу и независимость польского народа. Этот памятник установлен жителями Варшавы. 1945 г.».

В 1960—1961 гг. памятник был реконструирован: постамент поднят на несколько метров и передвинут на 8 м на восток в связи с расширением дороги [5] (рис. 2). В 1970-е гг. у памятника появляются неформальные «народные» названия, наиболее распространенным стало «Четверо спящих и трое воюющих», в дальнейшем перешедшее в медийное и сокращенное «Памятник четырех спящих». Д. Чарнецкая приводит и другие варианты городского фольклора: «Памятник четырех грустных», «Памятник наблюдателей Варшавского восстания» и т. д. [6, с. 198].

Рис. 2. Памятник «Братство по оружию». Фото нач. 1960-х гг.

Относительно спокойно памятник просуществовал до падения в Польше правления коммунистов. Интересно, что первая волна сноса монументов, напоминающих советское прошлое, которая пришлась на 1989—1990 гг., памятника в Варшаве не коснулась. Первые попытки демонтажа памятника «освобождения

Варшавы» были предприняты в 1992 г. Тогда за сохранение монумента на прежнем месте выступил скульптор Стефан Момот, один из его авторов, который обратился к варшавянам с просьбой относиться к нему, как к «безвредному памятнику прошлого» [6, с. 198].

Затем наступил период, продолжавшийся около 15 лет (1992—2007 гг.), когда существование памятника в Праге не ставилось под сомнение, особенно после того, как в 1994 г. был заключен договор между Российской Федерацией и Польской Республикой о сохранении могил и мест памяти павшим солдатам и жертвам репрессий [12]; также монумент в 1997 г. вошел в список мест памяти, связанных с увековечением памяти павших российских (советских) защитников [13]. Интерес к ликвидации или переносу памятника, казалось, иссяк.

Однако примерно с 2007 г. монумент вновь оказался в центре внимания польской общественности. Эта тема была взята на вооружение и активно подогревалась в средствах массовой информации лидерами партии «Право и справедливость» и других партий, находившихся в оппозиции. 2007—2010 гг. можно назвать периодом «нависшей угрозы» для памятника «Братство по оружию». Многочисленные интернет-опросы и полемика в газетах не давали однозначного ответа на вопрос: демонтировать монумент или нет? К 2010 г. «тучи над памятником сгустились» окончательно. По планам переустройства Варшавы в этом месте должна была проходить новая ветка метро, в связи с чем планировалось перестроить всю Виленскую площадь.

Одновременно активизировались вандалы из правых и русофобских организаций. Один из актов вандализма произошел в ночь с 17 на 18 сентября 2010 г., когда скульптуры воинов были облиты красной краской и сделаны оскорбительные надписи в отношении Красной армии [8]. Скорее всего, дата акции была выбрана не случайно: 17 сентября 1939 г. начался «освободительный поход» советских войск в Западную Белоруссию и Западную Украину, который в исторической памяти поляков трактуется как агрессия СССР против Польши. В ноябре 2011 г. памятник пре-

кратил свое существование (рис. 3). После демонтажа довольные и недовольные этим варшавяне вели ожесточенные споры на интернет-порталах и очно — на месте снесенного памятника. Судя по этой полемике, часть горожан полагает, что это исторический объект, память о прошлом, в конце концов — привычное и любимое многими место встречи на Праге, другая часть считает, что это элемент пропаганды прошлой власти или памятник агрессорам.

Рис 3. Демонтаж памятника «Братство по оружию». 2011 г.

Дискуссии по поводу варшавского памятника ведутся и на общенациональном уровне. Так, в 2014 г. один из директоров Института национальной памяти Польши А. Завистовский выпустил брошюру «На что смотрели четыре спящих» [10], в которой поставил под сомнение результаты опроса жителей Варшавы, проведенного среди своих читателей «Газетой выборчей» в 2013 г. В анкете был один вопрос: «Вы за возвращение памятника "Четырем спящим" в Прагу?». По итогам опроса из 800 принявших в нем участие взрослых жителей Варшавы более половины ответили положительно; 23% были против и 22 % не дали определенного ответа [7]. А. Завистовский писал о том, что «во времена ПНР»

в радиусе нескольких сот метров от памятника находились различные органы власти и государственные институты, подконтрольные СССР: штаб-квартира Национального совета, резиденция Временного правительства, Бюро общественной безопасности, штаб НКВД и т. д. [10]. Таким образом, автор хотел подчеркнуть, что демонтаж памятника был символическим актом борьбы с коммунистическим прошлым и его политическими символами.

В заключение хотелось бы отметить, что польская сторона не выполняет обязательств, взятых на себя в упомянутом выше соглашении 1994 г., или выполняет их не в полной мере. Памятник в Варшаве простоял на Виленской площади 65 лет. Сегодня он остался только в воспоминаниях, на фотографиях и открытках.

Список литературы

1. Колоджей М. О сносе памятника Советскому солдату в Эстонии // Труды кафедры истории Нового и Новейшего времени. 2008. № 2. С. 310—317.

2. Колосова И.И., Алексеева А.А. Памятники советским воинам за рубежом // Вестник Тюменского государственного архитектурно-строительного университета. 2015. №3. С. 50—56.

3. Мюнш Ф. «Алеша»: памятники советскому солдату на посткоммунистическом пространстве // Уральский исторический вестник. 2014. № 4 (45). С. 60—68.

4. Пушкин А.С. «Графу Олизару». URL: http://rvb.ru/pushkin/ 01text/01versus/05misc23_36/1824/0642.htm (дата обращения: 15.11. 2016).

5. Augustyniak J. Znikaj^ce pomniki — Pomnik Braterstwa Broni w Warszawie. 28.03. 2015. URL: http://partia-zmiana.pl/2015/03/22/ znikajace-pomniki-pomnik-braterstwa-broni-w-warszawie/ (дата обращения: 16.11.2016).

6. Czarnecka D. Pomniki wdzi^cznosci» Armii Czerwonej w Polsce Ludowej i w III Rzeczypospolitej. Warszawa, 2015.

7. Halicki P. Czy "czterej spi^cy" maj^ wrocic na Prag§? 12.03.2013. URL: http://wiadomosci.onet.pl/warszawa/czy-czterej-spiacy-maja-wrocic -na-prage-wyniki-ankiety/hdvcs (дата обращения: 21.09.2016).

8. Leszczynski A. S^d: Czterech Spi^cych mozna oblac farb^, bo to nie pomnik. 17.07.2013. URL: http://warszawa.wyborcza.pl/warszawa/

1,34889,14287492,Sad_Czterech_Spiacych_mozna_oblac_farba_bo_to

_nie.html#BoxSlotII3img (дата обращения: 30.09.2016).

9. Pomnik Iwana Paskiewicza w Warszawie. URL: http://encyklopedia.naukowy.pl/Pomnik_Iwana_Paskiewicza_w_Warszaw ie# (дата обращения: 14.11.2016).

10. Zawiastowski A. Na co patrzyli «Czterej spi^cy»? 2014. URL: http://pamiec.pl/pa/tylko-u-nas/13163,NA-TO-PATRZYLI-CZTEREJ-SPIACY.html (дата обращения: 01.10.2016).

11. Zielinski Kozlowka do Warszawy. Niech pomnik „braterstwa broni" funkcjonuje w otoczeniu pomnikow Lenina i Dzierzynskiego. 05.08.2012. URL: http://wpolityce.pl/polityka/137135-kozlowka-do-warszawy-niech-pomnik-braterstwa-broni-funkcjonuje-w-otoczeniu-pomnikow-lenina-i-dzierzynskiego (дата обращения: 15.09.2016).

12. Umowa mi^dzy rz^dem Rzeczypospolitej Polskiej a rz^dem Federacji Rosyjskiej o grobach i miejscach pami^ci ofiar wojen i represji, sporz^dzona w Krakowie dnia 22 lutego 1994 r. URL: http://www.katowice.uw.gov.pl/mp/umowa_rp_rosja.html (дата обращения: 15.11.2016).

13. Wykaz miejsc pami^ci zwi^zanych z uwiecznieniem pami^ci poleglych rosyjskich (radzieckich) obroncow. 1997. URL: http://static.presspublica.pl/red/rp/pdf/kraj/Wykaz%20rosyjskich%20miejs c%20pami%C4%99ci%20powsta%C5%82y%20w%20zwi%C4%85zku% 20z%20umow%C4%85%20polsko-rosyj sk%C4%85%20z%201994% 20r.%20Cz%C4%99%C5%9B%C4%87%201 .pdf (дата обращения: 15.11.2016).

Об авторе

Андрей Тофикович Джабиев — аспирант, Институт гуманитарных наук Балтийского федерального университета им. И. Канта, учитель МАОУ «Гимназия №40 им. Ю.А. Гагарина» (Калининград).

E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.