Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ ЖИЗНЬЮ У ПОДРОСТКОВ С РАЗНЫМ ТИПОМ ОТВЕТСТВЕННОСТИ'

ОСОБЕННОСТИ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ ЖИЗНЬЮ У ПОДРОСТКОВ С РАЗНЫМ ТИПОМ ОТВЕТСТВЕННОСТИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
193
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / ТИП ОТВЕТСТВЕННОСТИ / ПОДРОСТОК / УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ ЖИЗНЬЮ / ПРЕОДОЛЕВАЮЩИЙ / СИТУАТИВНЫЙ / ИЗБЕГАЮЩИЙ ТИП ОТВЕТСТВЕННОСТИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Купченко В. Е., Гиль Е. В.

Выделены типы ответственности в подростковом возрасте: преодолевающий, ситуативный, избегающий. Изучены компоненты удовлетворенности жизнью у подростков с различным типом ответственности. Подростки с избегающим типом ответственности менее удовлетворены такими сферами жизни, как семья, друзья, школа, и жизнью в целом по сравнению с подростками с преодолевающим и ситуативным типами ответственности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PECULIARITIES OF LIFE SATISFACTION IN TEENAGERS WITH DIFFERENT TYPES OF RESPONSIBILITIES

The types of responsibility in adolescence are highlighted: overcoming, situational, avoiding. Components of life satisfaction have been studied in adolescents with different types of responsibility. Teens with avoidant responsibilities are less satisfied with areas of life such as family, friends, school, and life in general, compared with teens with coping and situational responsibilities.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ ЖИЗНЬЮ У ПОДРОСТКОВ С РАЗНЫМ ТИПОМ ОТВЕТСТВЕННОСТИ»

Вестник Омского университета. Серия «Психология». 2021. № 3. С. 24-29. УДК 159.923

DOI: 10.24147/2410-6364.2021.3.24-29

ОСОБЕННОСТИ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ ЖИЗНЬЮ У ПОДРОСТКОВ С РАЗНЫМ ТИПОМ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

В. Е. Купченко, Е. В. Гиль

Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского (Омск, Россия)

Выделены типы ответственности в подростковом возрасте: преодолевающий, ситуативный, избегающий. Изучены компоненты удовлетворенности жизнью у подростков с различным типом ответственности. Подростки с избегающим типом ответственности менее удовлетворены такими сферами жизни, как семья, друзья, школа, и жизнью в целом по сравнению с подростками с преодолевающим и ситуативным типами ответственности.

Ключевые слова: ответственность; тип ответственности; подросток; удовлетворенность жизнью; преодолевающий, ситуативный, избегающий тип ответственности.

PECULIARITIES OF LIFE SATISFACTION IN TEENAGERS WITH DIFFERENT TYPES OF RESPONSIBILITIES

V. E. Kupchenko, E. V. Gil

Dostoevsky Omsk State University (Omsk, Russia)

The types of responsibility in adolescence are highlighted: overcoming, situational, avoiding. Components of life satisfaction have been studied in adolescents with different types of responsibility. Teens with avoidant responsibilities are less satisfied with areas of life such as family, friends, school, and life in general, compared with teens with coping and situational responsibilities.

Keywords: responsibility; type of responsibility; teenager; life satisfaction; overcoming, situational, avoiding type of responsibility.

Формирование ответственности и ответственного поведения является важной частью становления зрелой, целостной личности. В. Франкл, наряду со свободой и духовностью, называет ответственность основополагающим качеством жизни человека [1]. Э. Фромм [2] относит ответственность к одной из составляющих зрелой личности. Очевидно, что для психологии понятие «ответственность» не является новым, но одновременно с этим термин относится к разряду сложных для понимания.

В отечественной психологии ответственность личности традиционно изучается в рамках субъектного подхода (С. Л. Рубинштейн [3], К. А. Абульханова-Славская [4], Л. И. Дементий [5]). Авторы указывают на значимость специального исследования ответственности в контексте жизненного пути. По мнению С. Л. Рубинштейна, наличие в

структуре личности ответственности по отношению к жизни придает ей направление, смысл, предоставляя личности возможность справляться с жизненными трудностями и неудачами [6]. Не всякая ответственность означает, что личность становится субъектом жизнедеятельности. Одной из актуальных проблем исследования ответственности является недостаточный уровень феменологиче-ской проработки данной категории, что указывает на необходимость реализации типологического подхода к изучению личности в целом и ответственности в частности. Тип ответственности представляет собой сочетание различных компонентов, параметров ответственности.

На сегодняшний день в отечественной психологии вопрос о периоде возникновения ответственности до сих пор остается нерешенным. В подростковом возрасте формируется

© Купченко В. Е., Гиль Е. В., 2021 24

автономность и волевая саморегуляция, которые являются компонентами ответственности. В данном возрасте человек развивает самостоятельность в своих решениях и способность отвечать за последствия этих решений. Для подростка значимо общество сверстников, в связи с чем чувство ответственности формируется и проявляется через ощущение принадлежности к группе, принятие ценностей референтной группы сверстников. По мере взросления внешний контроль сменяется самоконтролем, человек научается самостоятельно принимать решения, анализировать ситуацию, прогнозировать последствия, и тем самым формируется ответственность как свойство личности.

Итак, в данной статье мы представим результаты исследования, проведенного нами с целью выявления особенностей удовлетворенности жизнью у подростков с разным типом ответственности. Удовлетворенность жизнью является одной из составляющих здоровой, активной личности. К. А. Абульха-нова-Славская определяет удовлетворенность жизнью как «общее чувство удачи или неудачи, успешности или неуспешности в жизни,

которое важно для будущего личности» (цит. по: [4, с. 154]).

Выборкой данного исследования выступили подростки 15-16 лет, учащиеся 10-х классов средней школы города Омска. Количество - 50 человек.

В соответствии с целью и задачами исследования для проверки гипотез были применены следующие методики: многомерная шкала удовлетворенности жизнью (ШУДЖИ) О. А. Сычева, Т. О. Гордеевой, М. В. Лунки-ной, Е. Н. Осина, А. Н. Сидневой [7], авторская анкета, направленная на изучение параметров удовлетворенности жизнью подростков, методика «Ответственное поведение» Л. И. Дементий [5].

На первом этапе нашего эмпирического исследования мы применили методику Л. И. Дементий [5] для выявления показателей по восьми параметрам ответственного поведения: «отношение к трудностям», «предвидение результатов деятельности», «осуществление намерений», «отношение к новым обязанностям», «отношение к обещаниям», «отношение к объекту ответственности», «отношение к последствиям», «эмоциональное отношение к ответственности» (рис.).

00 о

оа

I-

о

о.

Отношение к объекту ответственности

Отношение к последствиям |

Отношение к обещаниям

Отношение к новым обязанностям

Отношение к намерениям

Предвидение результатов деятельности

Эмоциональное отношение к ответственности

Отношение к трудностям

Среднее

2 4

Среднее

Средние значения параметров ответственного поведения у подростков, баллы

0

Из рисунка следует, что отношение к обещаниям является наиболее высоко оцененным подростками. Таким образом, большинство подростков, по их мнению, ответственно относятся к тем обещаниям, которые они дают, и стараются выполнять их. Параметры «эмоциональное отношение к ответственным делам» и «отношение к последствиям» имеют самые низкие показатели. Полученные данные говорят о том, что подростки

Типология ответственное

задумываются о последствиях своих действий для самих себя, проявляют эгоистическую позицию, порой настроены негативно по отношению к ответственным делам, которые являются обязанностью.

На следующем этапе для классификации типов ответственности мы применили процедуру кластерного анализа методом А"-средних (табл.).

Таблица

в подростковом возрасте

Компоненты Типыы

ситуативный преодолевающий избегающий

Отношение к трудностям 2 1 3

Эмоциональное отношение к ответственности 2 2 2

Предвидение результатов 2 1 2

Осуществление намерений 2 1 3

Отношение к новым обязанностям 2 2 2

Отношение к обещаниям 2 2 2

Отношение к последствиям 2 1 3

Отношение к объекту ответственности 2 1 2

Примечание: 1 - высокий, 2 - средний, 3 - низкий.

Из таблицы следует, что ситуативный тип ответственности характеризуется средними показателями по каждому из параметров ответственного поведения. Так, можно предположить, что каждый из параметров зависит от контекста ситуации: в одних ситуациях подросток может проявлять свою способность принимать ответственность, в других отказывается от ответственного поведения.

Преодолевающий тип ответственности характеризуется позитивным отношением к трудностям, предвидением результатов собственной деятельности, склонностью к осуществлению намерений, способностью выполнять свои обещания, переживанием о последствиях своих действий для других людей и осознанием значимости объекта ответственности. Подростки с данным типом ответственности готовы противостоять трудностям, продумывают план своей деятельности заранее и реализуют его. Они думают о том, как эта деятельность может отразиться на других людях. Им важно знать, зачем и для чего они осуществляют свое ответственное поведения. Подростки входящие в эту группу, стараются всегда выполнять данные ими обещания. Эмоциональное отношение к задаче при данном типе ответственности зависит от содержания и значимости этой задачи.

Избегающий тип ответственности включает склонность избегать трудности. Такие подростки могут не закончить начатое только потому, что возникает какое-либо затруднение, или даже не начать задуманное. При этом они мало задумываются о том, к чему может привести такое их поведения и как это может отразиться на других людях. Часто планы остаются только планами и не реализуются. У них, как и у подростков с преодолевающим типом ответственности, эмоциональное отношение к задаче и отношение к новым обязанностям зависит от содержания и значимости этой задачи, а также от значимости задачи зависит и отношение к объекту ответственности.

Большинству подростков присущ избегающий (36 %) и ситуативный тип ответственности (36 %). Данный результат может говорить о том, что ответственность у подростков еще не до конца сформирована и находится только в стадии своего активного развития. Подросткам еще сложно справляться с теми препятствиями, которые сопряжены с возникновением ответственности, поэтому они могут выбрать стратегию избегания и уклонения от этой ответственности. Они часто меняют стратегию своего поведения и отношение к ответственности. Пробуют различные подходы и пытаются подобрать оп-

Вестник Омского университета. Серия «Психология». 2021. № 3. С. 24-29

тимальный для них. В нашей выборке 28 % подростков с преодолевающим типом ответственности. Данная часть подростков готова брать на себя ответственность, несмотря на трудности, с которыми они сталкиваются.

Далее опишем результаты изучения удовлетворенности жизнью подростков с различным типом ответственности. Существуют значимые различия удовлетворенности семьей между показателями ситуативного и преодолевающего типов ответственности (Н = 2,18 при р < 0,05), удовлетворенности школой (Н = 1,675 при р < 0,05) и удовлетворенности друзьями (Н = 4,47 при р < 0,05) у подростков с ситуативным и избегающим типом ответственности. В целом преодолевающий тип ответственности характеризуется более высокими показателями удовлетворенности во всех сферах жизни по сравнению с избегающим типом ответственности. По сравнению с ситуативным типом ответственности преодолевающий тип имеет более высокие показатели. Из этого следует предположение, что подростки с преодолевающим типом ответственности за счет того, что не боятся и достаточно часто сталкиваются с трудностями и препятствиями, достигают лучших взаимоотношений с семьей, с учителями, друзьями, а также лучше понимают себя, нежели подростки с избегающим типом ответственности.

Удовлетворенность семьей у подростков с ситуативным типом ответственности характеризуется заботой, теплотой и пониманием, у них нет серьезных проблем в семейных взаимоотношениях, хотя конфликты бывают. Исходя из этого, можно предположить, что они могут то проявлять ответственность, то выбирать безответственное поведение, на фоне чего возможно возникновение разногласий в семье. Удовлетворенность школой у этих подростков находится на достаточно низком уровне. У них есть претензии к условиям школы, школьной форме. Высоки показатели удовлетворенности сферой дружбы и отношений. Возможно, подростки с данным типом ответственности ориентируются прежде всего на сверстников, друзей, а не на собственные чувства и мнение, и поэтому их стратегия поведения в ответственных ситуациях изменчива.

Удовлетворенность семьей у подростков с преодолевающим типом ответственности характеризуется поддержкой, пониманием и заботой, однако учащиеся с этим типом ответственности стремятся улучшать имеющие-

ся отношения. В дружеской сфере данный тип ответственности отличается одним из самых высоких показателей удовлетворенности. Так, учащиеся с преодолевающим типом ответственности при планировании и реализации ответственной деятельности всегда учитывают чувства других и то, как эта деятельность может отразиться на их окружении. Они стараются разрешать возникшие конфликты как в дружеском, так и в семейном кругу. Кроме того, учащиеся с данным типом ответственности относятся ко всем трудностям как к возможности нахождения конструктивного решения и выработки еще более доверительных, теплых отношений. Удовлетворенность школой характеризуется самыми низкими показателями из всех сфер жизни. Учащиеся отмечают различные бытовые проблемы, связанные с едой в столовой, отсутствием зеркал и т. д. И так как данные затруднения не входят в зону влияния подростков, то и показатели удовлетворенности сферой школы являются низкими по сравнению с остальными сферами жизни.

Учащиеся с избегающим типом ответственности демонстрируют низкие показатели удовлетворенности в сферах, связанных со школой. Они отмечают трудности, сопряженные с учебной нагрузкой. Некоторые учащиеся недовольны профилем класса, в котором они обучаются. Есть небольшие затруднения и при общении с одноклассниками, подросткам хочется, чтобы их класс был более сплоченным и дружным. При этом учащиеся с избегающим типом ответственности демонстрируют достаточно высокий уровень удовлетворенности своим общением с друзьями. Круг общения у подростков с данным типом ответственности весьма широкий, но они стремятся к еще большим знакомствам. В семейных отношениях наблюдаются некоторые затруднения, вызванные непониманием и недостаточной поддержкой со стороны родителей. Вероятно, подростки с избегающим типом ответственности предпочитают замалчивать свои обиды на родителей, а не решать их, что, в свою очередь, влияет на удовлетворенность семьей. Подростки с избегающим типом ответственности не готовы справляться со сложностями на пути к самосовершенствованию, решению проблем в межличностных отношениях, а также с затруднениями, связанными с учебной деятельностью. Вместо этого они предпочитают замещать реальные

проблемы чрезмерным общением и различными хобби.

Выводы:

1. Выделено три типа ответственности (ситуативный, преодолевающий и избегающий). Ситуативный тип ответственности характеризуется вариатиавностью стратегии поведения при выполнении ответственных задач. Преодолевающий тип характеризуется стремлением справиться с трудностями, ему присущи планирование своей деятельности и предвидение ее результатов. Избегающий тип характеризуется избеганием трудностей, возможностью отказа от своих намерений и сложностью предвидения результатов деятельности. Большей части подростков свойственен преодолевающий тип ответственности.

2. Подростки с избегающим типом ответственности менее удовлетворены такими сферами жизни, как семья, друзья, школа, и жизнью в целом по сравнению с подростками с преодолевающим и ситуативным типом ответственности. Удовлетворенность жизнью у учащихся с избегающим типом ответственности сопряжена с трудностями, связанными с учебной нагрузкой, широким кругом общения, недостатком поддержки со стороны родителей и недостатком внимания, справедливости со стороны учителей.

3. Удовлетворенность жизнью у подростков с ситуативным типом ответственности характеризуется доверительными, заботливыми отношениями с семьей, ориентацией на друзей и сверстников при принятии ответст-

Информация о статье Дата поступления 26 сентября 2021 Дата принятия в печать 22 октября 2021

Сведения об авторах

Купченко Виктория Евгеньевна - кандидат психологических наук, доцент кафедры общей и социальной психологии Омского государственного университета им. Ф. М. Достоевского (Омск, Россия). E-mail: kupchenko07 @mail.ru.

Гиль Елена Викторовна - студентка IV курса факультета психологии Омского государственного университета им. Ф. М. Достоевского (Омск, Россия). E-mail: lena.gil.00@gmail.com.

венных решений, недовольством бытовыми условиями школы.

4. Удовлетворенность жизнью у подростков с преодолевающим типом ответственности характеризуется доверительными, понимающими отношениями с семьей, стремлением к самосовершенствованию, заботой о близких и друзьях и желанием несколько улучшить условия в школе.

ЛИТЕРАТУРА

1. Франкл В. Духовность, свобода и ответственность // Человек в поисках смысла : сборник : пер. с англ. и нем. / общ. ред. Л. Я. Гозмана и Д. А. Леонтьева; вст. ст. Д. А. Леоньева. - М. : Прогресс, 1990. -368 с.

2. Фромм Э. Иметь или быть. - М. : Прогресс, 1990. - 337 с.

3. Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. - М. : Педагогика, 1973. - 423 с.

4. Абульханова-Славская К. А. Активность и сознание личности как субъекта деятельности // Психология личности в социалистическом обществе : Активность и развитие личности. - М. : Наука, 1989. - С. 110-133.

5. Дементий Л. И. Ответственность личности как свойство субъекта жизнедеятельности : дис. ... д-ра психол. наук. - М., 2005. -357 с.

6. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. В 2 т. Т. 2. - М. : Педагогика, 1989. - 348 с.

7. Сычев О. А., Гордеева Т. О., Лункина М. В., Осин Е. Н., Сиднева А. Н. Многомерная шкала удовлетворенности жизнью школьников // Психологическая наука и образование. - 2018. - № 6. - С. 5-15.

Article info

Received

September 26, 2021 Accepted October 22, 2021

About the authors

Kupchenko Victoria Evgenievna - PhD in

Psychological Sciences, Associate Professor at the Department of General and Social Psychology, Dostoevsky Omsk State University (Omsk, Russia). E-mail: kupchenko07@mail.ru.

Gil Elena Viktorovna - 4rd year student at the Faculty of Psychology, Dostoevsky Omsk State University (Omsk, Russia). E-mail: lena.gil.00 @gmail.com.

Вестник Омского университета. Серия «Психология». 2021. № 2. С. 24-29

Для цитирования

Купченко В. Е., Гиль Е. В. Особенности удовлетворенности жизнью у подростков с разным типом ответственности // Вестник Омского университета. Серия «Психология». -2021. - № 3. - С. 24-29. - Б01: 10.24147/24106364.2021.3.24-29.

For citations

Kupchenko V. E., Gil E. V. Peculiarities of Life Satisfaction in Teenagers with Different Types of Responsibilities. Herald of Omsk University. Series "Psychology", 2021, no. 3, pp. 24-29. DOI: 10.24147/2410-6364.2021.3.24-29. (In Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.