Научная статья на тему 'Особенности учета в торговой организации при наличии обособленных подразделений'

Особенности учета в торговой организации при наличии обособленных подразделений Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
138
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОСОБЕННОСТИ ТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РЕГИОНАЛЬНОЙ ДИСТРИБУЦИИ / УЧЕТ И ОТЧЕТНОСТЬ В ТОРГОВЛЕ ПРИ НАЛИЧИИ ОБОСОБЛЕННЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ / ТОРГОВЫЙ ХОЛДИНГ / FEATURES OF THE TRADING ACTIVITY IN THE REGIONAL DISTRIBUTION / ACCOUNTING AND REPORTING IN THE TRADE IN THE PRESENCE OF THE SEPARATE DIVISIONS / TRADE HOLDING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Яковенко Виктор Сергеевич, Татаринова Мария Николаевна

В статье раскрываются специфические особенности региональной оптовой торговли, обуславливающие эксклюзивные подходы к ведению учета и отчетности торговой организации при наличии территориально-обособленных подразделений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF ACCOUNTING IN A TRADE ORGANIZATION IN THE PRESENCE OF SEPARATE DIVISIONS

This article considers specific features of the regional wholesale trade, causing exclusive approaches to accounting and reporting trade organization in the presence of geographically separate units.

Текст научной работы на тему «Особенности учета в торговой организации при наличии обособленных подразделений»

УДК 336.717.6:339.3 ББК 65.052.2 Я 46

В.С. Яковенко,

доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры бухгалтерского управленческого учета Ставропольского государственного аграрного университета, г. Ставрополь. Тел.: +7 (928) 220-64-40, e-mail: vikmkom@yandex.ru

М.Н. Татаринова,

кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры бухгалтерского управленческого учета Ставропольского государственного аграрного университета, г. Ставрополь. Тел.: +7 (906) 411-01-40, e-mail: vetrovamn@yandex.ru

ОСОБЕННОСТИ УЧЕТА В ТОРГОВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ПРИ НАЛИЧИИ ОБОСОБЛЕННЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ

(Рецензирована)

Аннотация. В статье раскрываются специфические особенности региональной оптовой торговли, обуславливающие эксклюзивные подходы к ведению учета и отчетности торговой организации при наличии территориально-обособленных подразделений.

Ключевые слова: особенности торговой деятельности в региональной дистрибуции, учет и отчетность в торговле при наличии обособленных подразделений, торговый холдинг.

V.S. Yakovenko,

Doctor of Economics, Professor, Professor of the Department of Management Accounting, Stavropol State Agrarian University, Stavropol. Ph.: +7 (928) 220-64-40, e-mail: vikm-kom@yandex.ru

M.N. Tatarinova,

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Management Accounting, Stavropol State Agrarian University, Stavropol. Ph.: + 7 (906) 411-01-40, e-mail: vetrovamn@yandex.ru

FEATURES OF ACCOUNTING IN A TRADE ORGANIZATION IN THE PRESENCE OF SEPARATE DIVISIONS

Abstract. This article considers specific features of the regional wholesale trade, causing exclusive approaches to accounting and reporting trade organization in the presence of geographically separate units.

Keywords: features of the trading activity in the regional distribution, accounting and reporting in the trade in the presence of the separate divisions, trade holding.

Крупные предприятия оптовой торговли, являющиеся региональными дистрибьюторами федеральных поставщиков товаров различного ассортимента, в процессе развития и расширения географии своей деятельности в зоне дистрибуции сталкиваются с комплексом организационно-технических и технологических проблем.

Так, прямая доставка товара, особенно пищевого сегмента, в розничные

торговые точки с головного склада поставщика экономически целесообразна и эффективна на расстояние не более 150-200 км, для поставок на большие расстояния необходимо создание отдельных складов в соответствующем отдаленном регионе продаж.

Кроме этого, при расширении территории продаж усложняется маркетинговое сопровождение торговли (мер-чендайзинг, промоакции, дегустации и

т.д.), что требует создания дополнительных региональных «эксклюзивных торговых команд» (ЭТК) и, соответственно, системы мотивации и контроля ее деятельности [1].

Решение этих проблем становится возможным при создании территориально-обособленных подразделений различного формально-юридического статуса.

Многие оптовые торговые предприятия в зоне региональной дистрибуции создают обособленные подразделения, но одновременно с их созданием появляются и проблемы ведения учета и отчетности для обеспечения эффективного функционирования возникающих «холдингов».

Это связано с наличием специфических отраслевых особенностей торговли и необходимостью комплексного непрерывного контроля и мониторинга основных бизнес-процессов торгового предприятия [2]:

- товарные потоки (складская логистика);

- продажи товаров (транспортная логистика);

- продажи товаров по номенклатурным группам торговых брендов;

- продажи товаров по сегментам рынка и каналам сбыта;

- расходы на продажу;

- состояние дебиторской задолженности покупателей;

- состояние и развитие клиентской базы (рис. 1).

Значительное влияние на порядок ведения управленческого учета и отчетности в торговой организации оказывает сложная структура рынка продаж товара, а также сегментация покупателей на следующие виды и уровни [3]:

- розничная торговля (организованная и неорганизованная);

- оптовая торговля (городская и региональная);

- сетевая торговля (местные и федеральные торговые сети);

- НОИЕКА (отели, рестораны, кафе).

Естественно, при наличии обособленных подразделений для эффективного управления торговым бизнесом необходимо создать такую систему управленческого учета и отчетности, которая бы обеспечивала мониторинг и контроль всех вышеперечисленных

бизнес-процессов не только в секторах и сегментах рынка торгового предприятия в целом, но и структурировано по каждому обособленному подразделению.

Определенные проблемы в учете доходов и расходов в целом по торговому предприятию и их распределению по структурным подразделениям, включая обособленные, а также определение дифференцированного конечного финансового результата, возникают при наличии нескольких контрактов с различными поставщиками, имеющими специфические особенности взаимоотношений «поставщик-покупатель».

Такими особенностями могут быть

[4]:

- условия доставки товара со склада поставщика на склад регионального дистрибьютора (самовывоз товара покупателем или его центродоставка поставщиком);

- условия возврата товара поставщику (в пределах либо свыше срока его пригодности к реализации);

- структура торговли товаром в регионе (сети, оптовики, розница, НОИЕКА);

- участие поставщика товара в мероприятиях по вхождению товара на региональный рынок дистрибьютора (оплата входа в торговые сети, про-моакции, предоставление торгового оборудования);

- предоставление поставщиком товара премий-скидок (ретро-бонусов) региональному дистрибьютору за достижение определенных параметров дистрибуции в отчетном периоде (объемов закупок товара у поставщика и вторичных продаж в регионе, развитие клиентской базы, соблюдение ассортиментной матрицы, эффективное использование предоставленного торгового оборудования, предоставление отчетности, проведение промоакций и т.д.);

- выделение поставщиком средств на содержание эксклюзивной торговой команды (ЭТК) по обеспечению продаж товара в регионе дистрибуции.

Так, показатель прямой доходности от продаж будет наиболее высоким по товарам, поступившим в порядке самовывоза, однако конечный показатель эффективности продаж товаров различных поставщиков будет зависеть от

Рис. 1. Отраслевые особенности торговой деятельности, усложняющие порядок ведения учетаиотчетноститорговой организации

выполнения вышеперечисленных условий взаимодействияпос тавщикаи дис-трибьютораиможе т иметьвариацию от несколоких процентов до несяолоаео десятковпроцентов.

Учитывая, чгт субрыктомконтроыз-ных взаимоотноыликий выетупасс торговое предприятие как «юридическое лицо», все возникающие при исполнении контракта доходы и расходы проходят через его счета, поэтому система учета и отчетности должна быть налажена так, чтобы обеспечить корректное

распределение поступающих доходов и понлсспных дасходов но дезулотагы деяталоезсаи оыааоб ленных подразделений для справедливой оценки эффек-тиапостиихдея тельности.

Особенно это касается распределе-сумм премий-скидок, величины которых доходят до 10-15% месячного объема поставки товара, а в суммовом выражении - до 1-2 млн руб.

Однако они дробятся по доброму десятку показателей, перечисленных выше, и необходимо учесть их

Таблица 1

Распределение премии-скидки, полученной региональным дистрибьютором ООО «Прод-Ас» от поставщика мороженого торговой марки «ИНМАРКО» ЗАО «ЭССЕН—ПРОДАКШН»

за август 2017 года

№ п/п Показатель % от объема закупки Сумма, руб. Распределение

Головной офис ОП Ставрополь ОП Пятигорск

1. Общая сумма премии-скидки 10 1123416 56171 569097 498148

в том числе:

2. - за выполнение плана закупки 3 337025 0 194029 142996

3. - вторичные продажи 3 337025 0 187249 149776

4. - соблюдение ассортиментной матрицы 1 112342 0 68743 43599

5. - эффективность торгового оборудования 0,5 56171 0 18078 38093

6. - клиентская база 2 224683 0 100998 123685

7. - отчетность 0,5 56171 56171 0 0

конкретное значение по каждому из обособленных подразделений для справедливого распределения (табл. 1).

Одной из специфических особенностей деятельности торговой организации, имеющей в своем составе обособленные подразделения, оказывающей существенное влияние на систему учета доходов и расходов, является то, что формирование финансового результата обособленного подразделения зависит не только от результатов работы непосредственно его трудового коллектива, но и от руководства торговой организации и применяемой в холдинге системы регулирования финансовых потоков.

В торговом холдинге весь объем расходов обособленного подразделения (ОП) делится на две группы:

- расходы, непосредственно формирующиеся в ОП при осуществлении его коммерческо-финансовой деятельности - складская и транспортная логистика, аренда помещений и оборудования, амортизация, маркетинговые услуги, оплата персонала и т.п.;

- так называемые издержки головного офиса - расходы на управление, обслуживание займов и кредитов, страхование, лизинг, услуги банков, платежи в бюджет и внебюджетные фонды и т.п.

Некоторые из вышеперечисленных услуг носят достаточно специфический характер, так как они могут не являться безусловно необходимыми (обязательными) для обеспечения ком-мерческо-финансовой деятельности конкретного обособленного подразделения торгового предприятия, и в этих условиях встает вопрос справедливости отнесения их в составе так называемых «накладных» расходов на результаты деятельности отдельно взятого обособленного подразделения.

Это также создает определенные проблемы в оценке эффективности функционирования обособленного подразделения и, соответственно, в оценке эффективности деятельности его руководства и специалистов, в конечном счете - их мотивации и материальном стимулировании, так как определенные параметры коммерческо-финансовой деятельности обособленного подразделения, определяющие его финансовое состояние и результаты, выводятся за рамки их компетенции.

Поэтому система учета доходов и расходов торгового предприятия при наличии обособленных подразделений должна давать возможность реальной оценки состояния торгового бизнеса либо путем двойной группировки показателей, либо с выделением показателей, формирующих конечный финансовый результат по двум параметрам [5]:

- в пределах компетенции руководителей и специалистов обособленного подразделения торгового предприятия (зависимых от конкретных результатов их деятельности);

- за пределами компетенции руководителей и специалистов обособленного подразделения торгового предприятия (не зависимых от их результатов деятельности).

Это позволит формировать и анализировать финансовый результат деятельности обособленного подразделения торговой организации с более высокой степенью информативности и объективности.

Значительную часть дополнительной учетной работы при создании и функционировании обособленных подразделений в торговой организации на региональном оптовом рынке формирует проблема обеспечения адекватности налогового учета.

В соответствии с пунктом 2 статьи 11 Налогового кодекса РФ, обособленным подразделением организации признается «...любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца...».

Создание обособленного подразделения порождает для налогоплательщика ряд последствий, прямо предусмотренных законодательством Российской Федерации - постановка на учет в налоговых органах, а также исчисление и уплата налогов и сборов не

только по месту нахождения организации, но и по месту нахождения обособленных подразделений (ст. 19 НК РФ).

Сроки подачи заявления о постановке на налоговый учет по месту нахождения обособленного подразделения, в соответствии с пунктом 4 статьи 83 НК РФ, - в течение одного месяца после создания обособленного подразделения.

Однако если обособленное подразделение будет принимать платежи наличными с использованием кассового аппарата, то ККТ надо регистрировать по месту фактического нахождения, а значит, с условием обязательной регистрации самого обособленного подразделения, не дожидаясь месячного срока.

Торговые организации, имеющие обособленные подразделения, исчисление и уплату авансовых платежей и налога на прибыль в федеральный бюджет производят по месту своего нахождения без распределения по обособленным подразделениям (п. 1 ст. 288 НК РФ).

В свою очередь, уплату авансовых платежей и налога, подлежащих зачислению в бюджет субъектов Российской Федерации, надо производить и по месту нахождения торговой организации, и по месту нахождения каждого из ее обособленных подразделений.

В данном случае исходят из доли прибыли, приходящейся на обособленные подразделения, которая определяется как среднее арифметическое величины удельного веса среднесписочной численности работников (расходов на оплату труда) и удельного веса остаточной стоимости амортизируемого имущества обособленного подразделения соответственно в среднесписочной численности работников (расходах на оплату труда) и остаточной стоимости амортизируемого имущества, определенной в целом по организации (п. 2 ст. 288 НК РФ).

В этой норме, прописанной законодателем, казалось бы, нет ничего сложного для ее реализации налогоплательщиком, однако только в случае регистрации обособленного подразделения с 1 января отчетного года.

Дело в том, что расчеты по налогу на прибыль производятся нарастающим итогом в течение календарного года (1 квартал, полугодие, 9 месяцев, год), а если обособленное подразделение

зарегистрировано, к примеру, 1 сентября, абсолютно непонятно, как правильно высчитывать пропорцию для деления региональной компоненты налога на прибыль за 9 месяцев отчетного года.

То есть обособленное подразделение функционировало в третьем квартале в течение одного месяца, а предприятие в целом - девять месяцев, какую пропорцию применять - среднесписочную численность персонала и остаточную стоимость амортизируемого имущества обособленного подразделения за сентябрь делить еще на девять и соотносить с общими показателями предприятия?

А если в течение года могут быть созданы несколько обособленных подразделений в разных кварталах?

Никаких комментариев и разъяснений налоговых органов по этой проблеме мы не обнаружили, а значит, торговую организацию при последующих налоговых проверочных процедурах могут настигнуть соответствующие проблемы и последствия?

Определенным выходом из этой коллизии может быть прописанное в Налоговом кодексе право налогоплательщика выбирать из нескольких обособленных подразделений одно - ответственное, через которое производятся все расчеты и платежи по налогу на прибыль, но при условии, что все они находятся в одном субъекте Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 376 Налогового кодекса, налоговая база по налогу на имущество определяется отдельно в отношении имущества, подлежащего налогообложению по местонахождению организации, а также в отношении имущества каждого обособленного подразделения организации, имеющего отдельный баланс.

То есть Налоговым кодексом не предусмотрены формирование налоговой базы и уплата налога на имущество по месту нахождения обособленных подразделений, не имеющих отдельного баланса.

В свою очередь, налог по недвижимому имуществу, находящемуся по месту этого обособленного подразделения, рассчитывают и уплачивают по месту нахождения данного актива, вне зависимости от того, имеет или не имеет самостоятельный баланс данное обособленное подразделение.

Торговые организации, имеющие обособленные подразделения, обязаны перечислять исчисленные и удержанные суммы налога на доходы физических лиц в качестве налоговых агентов, как по месту своего нахождения, так и по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения (п. 7 ст. 226 НК РФ).

Сумму налога, подлежащую уплате в бюджет, определяют, исходя из дохода, подлежащего налогообложению, начисляемого и выплачиваемого работникам этих обособленных подразделений.

Исчисленный и удержанный налог на доходы физических лиц с доходов работников структурных подразделений

подлежит перечислению в бюджет по месту нахождения этого структурного подразделения, с указанием присвоенного ему при постановке на налоговый учет КПП и соответствующего кода ОК-ТМО муниципального образования.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, создание и функционирование обособленных подразделений в торговой организации влечет за собой появление комплекса организационно-технических и методических проблем ведения учета и отчетности, решение которых является непременным условием успешного функционирования торговой организации на конкурентном региональном рынке.

Примечания:

1. Яковенко В.С., Карпец Ю.А. Особенности анализа предпринимательской деятельности в торговле // Университетская наука - региону: сб. науч. тр. междунар. науч.-практ. конф. Ставрополь: Изд-во СтГАУ, 2014. С. 235-238.

2. Яковенко В.С., Банникова Н.В., Малявко К.В. Управление развитием малого и среднего предпринимательства на основе информатизации бизнес-процессов: монография. Ставрополь: АГРУС, 2010.

3. Костюкова Е.И., Нещадимова Т.А. Диагностика учетно-аналитической системы торговых организаций // Аграрная наука, творчество, рост: сб. науч. тр. Ставрополь: Секвойя, 2017. С. 52-58.

4. Яковенко В.С., Прядко Д.А. Особенности управленческого учета доходов и расходов в торговой организации // Экономика. Бизнес. Банки. 2014. № 4 (9). С. 129-138.

5. Яковенко В.С., Ельчанинова О.В., Татаринова М.Н. Особенности и проблемы организации и ведения учета в региональной оптовой дистрибуции // Вестник ИДНК. 2016. № 4 (40). С. 164-172.

References:

1. Yakovenko V.S., Karpets Yu.A., Features of the analysis of entrepreneurial activity in trade // University science to the region: Coll. scientific tr. international scientific-practical conf. Stavropol: Publishing House of the SSAU, 2014. Pp. 235-238.

2. Yakovenko V.S., Bannikova N.V., Malyavko K.V. Managing the development of small and medium-sized businesses based on the informatization of business processes: a monograph. Stavropol: AGRUS, 2010.

3. Kostyukova E.I., Neshchadimova T.A. Diagnostics of accounting and analytical system of trade organizations // Agrarian science, creativity, growth: Sat. scientific tr. Stavropol: Sequoia, 2017. P. 52-58.

4. Yakovenko V.S., Pryadko D.A. Features of management accounting of income and expenses in the trade organization // Economy. Business. Banks. 2014. No. 4 (9). Pp. 129-138.

5. Yakovenko V.S., Yelchaninova O.V., Tatarinova M.N. Features and problems of organization and accounting in regional wholesale distribution // Bulletin of the Institute of the Caucasus Peoples' (Theory of Economy and Management of a National Economy). 2016. No. 4 (40). Pp. 164-172.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.