Научная статья на тему 'Особенности учета товарных запасов в коммерческих организациях Вьетнама'

Особенности учета товарных запасов в коммерческих организациях Вьетнама Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
83
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / КОРПОРАЦИЯ / ДОЧЕРНЕЕ ПРЕДПРИЯТИЯ / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ / МЕТОДЫ УЧЕТА / МЕТОД ИМЕННОЙ ЦЕНЫ / МЕТОД СРЕДНЕЙ ЦЕНЫ / НЕПРЕРЫВНАЯ СРЕДНЯЯ ЦЕНА / МЕТОД СКЛАДИРОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Рожкова Н.К., Чан Нгок Чанг

статья посвящена вопросам учета товаров в коммерческих организациях Вьетнама. В статье рассмотрены организационная структура предприятий, порядок учета товаров, методы списания товаров. Дана характеристика каждого метода учета товаров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности учета товарных запасов в коммерческих организациях Вьетнама»

фактически в состоянии дефолта. Мы наблюдали в марте 2012 года неудачные попытки размещения государственных долговых обязательств Испанией. Размещение почти вдвое было менее заявленных к реализации бумаг, да и рынок способствовал достаточно серьезному росту доходности по этим бумагам (фактору, определяющему увеличение будущей нагрузки на бюджеты этих стран). Греции на сегодняшний день запрещено выходить на открытый рынок.

Емкость рынка государственных и муниципальных ценных бумаг является важнейшей характеристикой рынка государственных долговых обязательств. Среди показателей, характеризующих емкость рынка, наибольшее значение имеют:

• объем накопленного долга по обращающимся ценным бумагам (номинальная стоимость ценных бумаг в обращении);

• рыночная стоимость ценных бумаг в обращении (капитализация рынка);

• объем эмиссий долговых обязательств;

• объем торговли ценными бумагами.

Значение рынка государственных и муниципальных долговых обязательств определяется соотношением его емкости с емкостью рынка акций, который имеет наиболее показательное значение в развитии экономики страны. Сравнение осуществляется также с емкостью рынка корпоративных облигаций страны и с общим объемом облигационного рынка различных стран.

Литература

1. Критика современных буржуазных теорий денег, финансов и кредита. - М.: Финансы, 1970.

2. Саркисянц А.Г. Система международных долгов. - М.: ДеКА, 1999.

Н.К. Рожкова Чан Нгок Чанг

ОСОБЕННОСТИ УЧЕТА ТОВАРНЫХ ЗАПАСОВ В КОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЯХ ВЬЕТНАМА

PECULIARITIES OF THE TRADE ACCOUNTING OPERATIONS IN COMMERCIAL ORGANIZATIONS IN VIETNAM

Аннотация: статья посвящена вопросам учета товаров в коммерческих организациях Вьетнама. В статье рассмотрены организационная структура предприятий, порядок учета товаров, методы списания товаров. Дана характеристика каждого метода учета товаров.

Ключевые слова: коммерческая организация, корпорация, дочернее предприятия, экономические модели, методы учета, метод именной цены, метод средней цены, непрерывная средняя цена, метод складирования.

Abstract: the article is devoted to the treatment of goods in commercial organizations in Vietnam. The article describes the organizational structure of enterprises, the accounting of the goods, methods of writing ой the goods. The characteristics of each method of accounting for goods are mentioned.

Keywords: commercial organization, corporation, subsidiary companies, the economic model, accounting methods, the method of nominal prices, the average price method, the average price of а continuous, method of warehousing.

© Н.К. Рожкова, Чан Нгок Чанг, 2012

Коммерческая организация во Вьетнаме образуется в соответствии с законом, делает покупки, продажи, обмены, хранение и поставки товаров и услуг на рынке с целью получения прибыли или чтобы осуществить экономические и социальные задачи. Коммерческая организация содействует продвижению отечественного производства с точки зрения количества и качества товаров для удовлетворения потребительского спроса всех слоев населения, способствуя тем самым расширению обмена товарами, внутренних и внешних отношений торговли.

Кроме того коммерческие организации с государственной собственностью имеют политические задачи:

- удовлетворять спрос на товары и материалы для производства и потребления всего общества;

- выполнять ведущую роль в экономике;

- сохранять оптовое звено;

- иметь значительную долю в розничной продаже некоторых товаров, таких как нефть, сталь, цемент;

- способствовать обеспечению надежности национальной экономики, стабильности рынка, обеспечению национальной безопасности, поддержания политической стабильности.

В соответствии с профессиональным уровнем существуют следующие типы коммерческих организаций:

- профессиональный бизнес: предприятие специализируется только на реализации одной или нескольких товарных групп имеющих одинаковую полезность, состояние или конкретный характер. Например, нефтяной бизнес, цемент, продовольствие.

- комплексный бизнес: предприятие реализует несколько товарных групп имеющих разную полезность или разный характер. Это эксплуататорский тип магазинов, супермаркетов, совокупных отделов товаров, галантерейных магазинов.

- бизнес по главному товарному ассортименту: предприятие реализует несколько видов товаров различного ассортимента, но всегда есть главные товарные группы, имеющие одинаковую полезность, одинаковое состояние или одинаковый характер.

В соответствии с типом продаваемых товаров, осуществляется:

- бизнес промышленных потребительских товаров, который включает все виды товаров продуктов питания, одежды;

- бизнес промышленных производственных материалов: продажа товаров, которые служат, прежде всего, сырьем и материалами для промышленных и строительных предприятий;

- бизнес сельскохозяйственных производственных материалов: продажа товаров, которые служат, прежде всего, для сельского хозяйства.

Эксплуатационная деятельность вьетнамских коммерческих предприятий характеризуется расширением масштабов, сложности и разнообразия товаров.

Организационная структура торговли во Вьетнаме включает 2 системы. Во-первых, система органов государственного управления коммерческой деятельностью на центральном и местном уровнях. Министерство торговли является основным контрольным органом торговой деятельности, несёт ответственность за управление всей деятельностью в области торговли. На местах основным органом управления торговли выступают государственные управления торговли. Например, Ханойский коммерческий пункт несёт ответственность за государственное управление коммерческой деятельностью в городе Ханое. Во-вторых, организационная система торговли - это корпорации, экономические группы, и самостоятельные коммерческие эксплуатационные предприятия.

В 2004 году мир стал свидетелем рождения четырех больших корпораций в Ханое, таких как Коммерческая корпорация, Туристическая Корпорация, Транспортная корпорация и Строительная корпорация домов. Коммерческая корпорация подчиняется Городскому народному комитету и Государственному административному управлению Ханойского коммерческого пункта. Корпорация имеет 23 дочерних компании, действующие в рамках модели материнской компании, в том числе есть компании с ограниченной ответственностью государства-члена, такие как Ханойская продовольственная компания, Ханойская Компания Импорт-Экспор и Инвестиция, акционерные компании такие как, акционерная компания Ванг Тханг Лонг, акционерная компания Восточная Азия, совместные предприятия, таких как совместное предприятие Супермаркет Транг Тянь Плара, совместное предприятие Супермаркет Унимарт (ранее супермаркет Шейиу), принадлежащие Ханойской продовольственной компании. Модель корпорации представлена на рис. 1.

Рис. 1. Модель нескольких коммерческих корпораций во Вьетнаме

В тенденции современной международной экономической интеграции ряд крупных экономических групп, такие как группы P&G, Unilever, Samsung, Sony изготовляют и реализуют товары практически во всех частях территории Вьетнама. В состав экономических групп входят дочерние компании, специализирующиеся на продаже одного или нескольких конкретных ассортиментов; эти группы организуют реализацию своих товаров через компании, филиалы, распределительные агенты в конкретных областях. Структура экономической группы представлена на рис. 2.

Независимые компании - это компании, не прямо принадлежащие группе, а самостоятельно действующие, реализующие потребительские товары, производственные материалы. Эти компании реализуют товары через собственные каналы по ценам, установленным в организации. Кроме того, во Вьетнаме законодательно разрешены индивидуальные семейные предприятия, а также небольшие магазины.

Рис. 2. Модель экономической группы

На основе реализации Декрета Правительства № 44/1998/ЫВ-СР от 29/06/1998 о превращении государственного предприятия в акционерную компанию, акционерная компания имеет следующей аппарат управления:

- наивысшим органом принятия решений является общее собрание акционеров, которое имеет следующие права и обязанности: утверждает финансовую отчетность, разрабатывает тенденцию развития компании, решает вопросы о дополнении и исправлении Устава компании, избирает и освобождает членов управленческого совета, контрольного комитета;

- управленческий совет является управляющим органом компании, который избирает и освобождает Общее собрание акционеров;

- контрольный комитет является органом, который контролирует деятельность акционерной компании, избирается Общим собранием акционеров;

- директор избирается управленческим советом, руководит производственной деятельностью компании;

- отделы отвечают за свои направления деятельности, и координируют деятельностью предприятия.

Для коммерческих предприятий, которые не являются акционерными компаниями, организация аппарата управления следующая: высшее руководство -управляющий отделом, управляющий всей деятельностью предприятия (менеджеры, руководители и заместители руководителей). Сфера деятельности коммерческих предприятий является довольно многообразной, географическое положение, информационные средства, уровень организации и управления, а также квалификация бухгалтерского персонала в каждом магазине разные, поэтому управление и бухгалтерский учет в магазинах разнообразен. Большинство коммерческих предприятий самостоятельно учитывает доходы и расходы, а также определяет результаты деятельности. Бухгалтерский учет может вестись как на местах, так и централизованной бухгалтерией. Централизованная бухгалтерия предприятия ведёт бухгалтерский учет операций в целом по предприятию и составляет бухгалтерскую отчетность. Бухгалтерия на местах ведется по первичным документам, которые обобщаются и направляются в центральную бухгалтерию.

Система бухгалтерских счетов Вьетнама в настоящее время определяет содержание, метод регистрации счетов, связанных с процессом учета запасов. Положение об учете запасов в основном удовлетворяет требованиям учета, создает благоприятные условия для правильного отражения записи на бухгалтерских счетах, а также контроля за сохранностью товаров. Для учета запасов, в соответствии с действующим порядком бухгалтерского учета, предприятия могут применять один из двух методов: метод непрерывной инвентаризации и метод периодической инвентаризации. Большинство коммерческих предприятий применяет метод непрерывной инвентаризации для учета запасов, этот метод создает благоприятные условия для отражения, записи и наблюдения за ежедневным движением товаров.

В соответствии с действующими правилами, запасы отражаются по фактической стоимости покупных товаров для складирования. Расходы, создающие стоимость покупных товаров для складирования, включают фактическую стоимость товаров, расходы на приобретение товаров, налог на покупку (импортную пошлину, особенный потребительский налог, налог на добавленную стоимость для предприятия, которое платит налог по прямому методу). Каждое предприятие выбирает соответственный метод учета стоимости товаров для складирования и инвентаризации. Однако, большинство предприятий используют метод оценки запасов по покупной цене для проведения подробного учета запасов.

Одним из методов учета товаров является метод по именной цене. В соответствии с этим методом товары для продажи учитываются по цене приобретения каждой партии. Этот метод наиболее эффективен при учете групп товаров, когда организации оценивают товары по складируемой цене. В этом случае фактические расходы соответствуют фактическому доходу. Кроме того, стоимость запасов учитывается в фактических ценах, что, безусловно, повышает достоверность бухгалтерского учета. Метод именной цены применяется многими предприятиями во Вьетнаме, такими как Комплексная импортная и экспортная компания номер 1, Компания Ford, Коммерческая компания услуг № 1, Импортная - экспортная компания Intimex, Коммерческая компания упаковки Ханой.

Этот метод обеспечивает своевременное и точное отражение цены каждого вида реализуемого товара. По сути, данный метод соответствует методу списания стоимости товара по себестоимости единицы, который применяется в России. Этот метод очень трудоемкий, поскольку при значительном ассортименте товаров он требует большой счетной работы. Однако, в условиях автоматизации бухгалтерского учета эти трудности легко преодолимы. Каждый вид товара кодируется и списывается по цене приобретения. В результате применения этого метода предприятие определяет стоимость проданных товаров абсолютно точно, что дает возможность увеличить конкурентоспособность предприятия на рынках сбыта.

Следующий метод оценки товаров носит название «средней цены». Он применяется многими предприятиями, такими как северная продовольственная компания, Компания импорт - экспорт информационных материальных аппаратов и другими. Суть этого метода в расчете средней цены каждой партии товара в отчетном периоде. Порядок расчета средней цены отражен на рис. 3.

Этот метод очень простой для расчета, при применении необходимо иметь данные о количестве товара и его цене на начало отчетного периода и в целом за отчетный период. Однако, в качестве недостатка этого метода выступает приближенная цена отпускаемого на продажу товара, а также несвоевременность бухгалтерской информации, поскольку расчет производится только в конце отчетного периода. Кроме того, существует трудность при определении цены единицы каждой партии товара, ибо средняя цена после каждого расчета складывается. Для этого необходимо делать специальный расчет (рис. 4).

Единичная средняя цена всего запасливого периода

Фактическая покупательная цена запасов в начале периода

Фактическая покупательная + цена складируемых товаров в отчетном периоде

Количество запасов в начале периода

+

Количество складируемых товаров в отчетном периоде

Рис. 3. Порядок расчета средней цены товара

Фактическая цена запасов после каждого раза складирования

Средняя цена после каждого раза складирования

Фактическое количество запасов после каждого раза складирования

Рис. 4. Порядок расчета средней цены товара после каждого раза складирования

Этот метод преодолевает недостатки первого метода, но сложен для использования, поскольку требует бесчисленных сложений. В связи с этим, данный метод применяется на предприятиях с небольшим количеством товара. Кроме того, товар поступает на склад и отпускается со склада довольно редко. с большой периодичность. При этом методе бухгалтер должен определять среднюю единичную цену в конце предыдущего периода на основе цены и количества запасов в конце предыдущего периода. Порядок расчета такой цены показан на рис. 5.

Следующий метод, применяемый при списании товаров - метод FIFO, т.е. метод «складировать заранее - вывести из склада заранее». Этот метод применяется в российском бухгалтерском учете и прописан в ПБУ 6/01 «Запасы». Этот метод применяется на основе предположения, что товары приобретаются заранее, были выведены из склада заранее и товары, оставшиеся в конце периода, являются товарами купленными в конце периода. Согласно этому методу, стоимость товаров, выведенных из склада, рассчитывается по стоимости партии складируемых товаров в начале периода или ближе к началу периода; стоимость запасов рассчитывается по стоимости складируемых товаров в конце периода или ближе к концу периода ещё на складе.

Преимуществом этого метода является то, что бухгалтер может вычислить сразу стоимость товаров для каждого раза продажи, необходимо только своевременно

Единичная средняя цена в конце предыдущего периода

Фактическая цена запасов в конце предыдущего периода

Фактическое количество запасов в конце предыдущего периода

Рис. 5. Порядок расчета единичной средней цены в конце предыдущего периода

представлять в бухгалтерию первичные документы. Стоимость запасов, рассчитанная по этому методу, будет достаточно близка к рыночной цене данного ассортимента. Следовательно, стоимость запасов в финансовой отчетности будет более реалистичной. Однако этот метод имеет такой недостаток, как несоответствие текущих доходов текущим расходам. Согласно этому методу, текущие доходы формируют товары, стоимость которых не отвечает настоящим условиям, поскольку товары были приобретены задолго до реализации.

Анализ показал, что этот метод используется предприятиями как, Коммерческая компания с ограниченной ответственностью Дай Вьет, Компания с ограниченной ответственностью Тан Вьет Ха, Ханойская коммерческая компания. В этих коммерческих компаниях из большего объема складируемых товаров колебания цен при приобретении товаров является разумным, что помогает избежать влияния остатка товаров со старыми ценами. Однако использование этого метода усложняет работу бухгалтера и не дает возможность списывать товар по реальной стоимости, особенно когда цены имеют тенденцию к увеличению. Вследствие чего, организация будет получать дополнительный доход, хотя реально его не имеет.

Таким образом, выбор метода, используемого для учета цены товаров зависит от особенностей управления предприятия и может реально влиять на результаты его деятельности.

Литература

1. О превращении Государственного предприятия в акционерную компанию. Декрет Правительства Вьетнама № 44/1998/NB-CP от 29/06/1998

Ю.В. Слиняков

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ, СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ КОНТРОЛЛИНГА

В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ

FEATURES OF FORMING, BECOMING AND DEVELOPMENT OF KONTROLLINGA IN ACTIVITY OF ENTERPRISE ORGANIZATIONS

Аннотация: в статье представлены результаты исследования теории и практики организации и развития контроллинга в деятельности предпринимательских организаций.

Ключевые слова: контроллинг, стратегическое планирование.

Abstract: in the article the results of research of theory and practice of organization and development of kontrollinga are presented in activity of enterprise organizations.

Keywords: controlling, strategic planning.

Контроллинг является относительно молодым и бурно развивающимся направлением в науке, поэтому многие вопросы, относящиеся к его понятийному аппарату, постоянно уточняются, изменяются и дополняются, приобретая новое содержание. Зарождением контроллинга, в современном его понимании, можно считать начало 1870-х годов, так как в это время в экономической мысли произошло смещение акцента с задач изучения роста общественного богатства в сторону исследования экономических проблем на уровне отдельных организаций, а контроллинг впервые

© Ю.В. Слиняков, 2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.